ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-744/20 от 16.09.2020 Ипатовского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 5-744/20

26RS0015-01-2020-001449-94

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 сентября 2020 года г.Ипатово

Ипатовский районный суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Цымбала М.В., с участием

заместителя прокурора Ипатовского района Стрельникова А.В.,

лица, привлекаемого к административной ответственности – директора государственного бюджетного учреждения Ставропольского края ГБУ СК «Ипатовский лесхоз», ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, в отношении

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, работающего директором ГБУ СК «Ипатовский лесхоз», зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в Ипатовский районный суд из прокуратуры Ипатовского района поступил для рассмотрения административный материал в отношении директора ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» ФИО1 Э., по ст.15.14 КоАП РФ.

Из постановления заместителя прокурора Ипатовского района Стрельникова А.В. о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ следует, что прокуратурой Ипатовского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения законодательства при расходовании бюджетных средств по поступившей информацииСчетной палаты Российской Федерации о результатах контрольного мероприятия «Проверка исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2019 год», проведенного в Федеральном агентстве лесного хозяйства. В ходе проверки выявлены нарушениях законодательства, требующие принятия мер реагирования.

В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № МК-13/86-пр заседания комиссии Рослехоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период на основании обращения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – Минприроды края) принято решение о выделении из нераспределенного резерва субвенций на финансовое обеспечение расходов на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в части уборки неликвидной древесины в объеме 16 759,2 тыс. руб. Указанные средства субвенций государственным бюджетным учреждениям Ставропольского края, подведомственным Минприроды края, были распределены. В том числе ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» выделена субсидия в сумме 1 723,241 рублей.

На основании соглашения о предоставлении субсидии бюджетному учреждению (далее - Соглашение) на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Минприроды края и ГБУ СК «Ипатовский лесхоз», а также дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был определен объем субсидии на финансовое обеспечение государственного задания.

По государственному заданию Минприроды края на 2019 г. в связи с предоставлением ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» субсидии в сумме в сумме 1 723,241 тыс. руб. был произведен расчет объема работ на проведение в лесах санитарно-оздоровительных мероприятий.

В ходе проведения проверки установлено, что должностными лицами ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» в расчет стоимости работ на проведение в лесах санитарно-оздоровительных мероприятий (исходя их расценки, затрат на оплату труда и материалы), необоснованно были включены накладные расходы в размере 25 % от общей суммы финансирования 1723241 руб., т.е. накладные расходы составили 317467,17 руб..

В нарушение требований бюджетного законодательства директор ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» ФИО1 в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находясь в административном здании учреждения по адресу: <адрес>, Ипатовский городской округ, Ставропольский край, незаконно распорядился денежными средствами, выделенными в качестве субсидии на выполнении государственного задания. А именно, необоснованно рассчитанными накладными расходами в сумме 317467,17 руб., т.е. произвел оплату товаров, работ и услуг, которые непосредственно не были предусмотрены санитарно-оздоровительными мероприятиями в лесном фонде государственного задания, утвержденного Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые государственные задания на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденные приказом от ДД.ММ.ГГГГ».

Так, ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» в нарушение приведенных выше требований БК РФ за счет накладных расходов приобрело платежными поручениями товары и оплатило следующие услуги: обучение главного бухгалтера (накладная от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 33000 руб.) и обучение работника (накладная от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 8000 руб.), приобретение хозтоваров (строительные материалы), обслуживание компьютерной техники (накладные от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 3500 руб. и 3500 руб.), приобретение канцтоваров (накладная от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 6700 руб.), работы по оценке условий труда в учреждении (накладные за №, 669, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 9100 руб. и 9100руб.), установка металлопластиковых окон в здании (накладная от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 61800 руб.) приобретение комплектующих для оргтехники (накладная от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 47400 руб.).

Анализ выявленных нарушений указывает на то, что часть средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций Минприроды края, из нераспределенного резерва субвенций на финансовое обеспечение расходов на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в части уборки неликвидной древесины, и распределенных в качестве субсидии ГБУ СК «Ипатовский лесхоз», то есть имеющих целевое назначение, были израсходованы должностным лицом – директором ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» с нарушением принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств, определенного ст. 38 БК РФ, что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

На основании вышеизложенного, в действиях должностного лица – директора ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетнойросписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В судебном заседании заместитель прокурора Ипатовского района Стрельников А.В. пояснил, что в результате проверки сведения из Счетной палаты РФ подтвердились. В ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» имело местонецелевое использование бюджетных средств на сумму317 467,17 рублей. Полагал, что вина руководителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ подтверждена материалами дела,

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности – директор ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что деньги на выполнение государственного задания были выделены в конце 2019 года. Работы вБуденновском лесхозе выполнены в полном объеме. Накладные расходы на нужды предприятия составили 25% от суммы субсидии, они документально подтверждены. Считает, что они вправе были эти расходы произвести.

Просил прекратить производство по делу за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании свидетель ФИО2 пояснила, что на предприятии она работает главным бухгалтером. Денежные средства на выполнение государственного задания поступили в полном объеме. Мы должны делать ремонт, развиваться. Для этого требуются средства. До этого была такая же ситуация и никто претензий не предъявлял. В государственном задании, соглашениях не было оговорена возможность накладных расходов, но она считает, что это не нарушение. Все было сделано согласно плану финансово-хозяйственной деятельности.

В судебном заседании свидетель ФИО3 пояснила, что она главный экономист. В конце 2019 года они получили государственное задание выполнить работы вБуденновском лесхозе на сумму 1723, 241 рублей. Составили смету, разработали технологические карты. Объем работ был выполнен. Часть субсидии была расходована на нужды предприятия, все документально подтверждено, хотя никакого распоряжения, приказа на это не было. Считает, что поступили правильно, никаких нареканий из Минприроды края не поступило. Потом выяснилось, что поступили они не правильно.

Суд, заслушавлицо, привлекаемое к административной ответственности, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего, что в отношении должностного лица обоснованно возбуждено административное дело по ст.15.14 КоАП РФ, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст.15.14 КоАП РФ административным правонарушением признается нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлениисредств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии со ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) дано определения принципа адресности и целевого характера бюджетных средств, т.е. бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу статьи 78.1 БК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями (за исключением казенных учреждений), являются получателями субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласнопп.3 п.1 ст.162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Исходя из положений п. 1 ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Так, в соответствии с п. 7.4 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов РФ не позднее 15 ноября текущего финансового года обращаются в Рослесхоз с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом предоставляют документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Рослесхозом).

В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ № МК-13/86-пр заседания комиссии Рослехоза по бюджетным проектировкам расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период на основании обращения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – Минприроды края) принято решение о выделении из нераспределенного резерва субвенций на финансовое обеспечение расходов на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в части уборки неликвидной древесины в объеме 16759,2 тыс. руб. Указанные средства субвенций государственным бюджетным учреждениям Ставропольского края, подведомственным Минприроды края, были распределены, в т.ч. ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» выделена субсидия в сумме 1723,241 рублей.

На основании соглашения о предоставлении субсидии бюджетному учреждению (далее - Соглашение) на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Минприроды края и ГБУ СК «Ипатовский лесхоз», а также дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был определен объем субсидии на финансовое обеспечение государственного задания.

В соответствии с п. 2.2.1 Соглашения учредитель вправе изменять размер предоставляемой в соответствии с Соглашением субсидии в случае внесения изменений в государственное задание, в том числе в случае изменений показателей, характеризующих объем (содержание) оказываемых государственных услуг (выполняемых работ).

Согласно ст. 6 БК РФ государственным заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).

Установлено, что государственными заданиями, утвержденными приказами Минприроды края ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в некоторые государственные задания на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденные приказом от ДД.ММ.ГГГГ» учреждениям, подведомственным Минприроды края, в т.ч. ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» доведены объемные показатели работ по очистке лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (уборка неликвидной древесины).

Таким образом, по государственному заданию Минприроды края на 2019 г. в связи с предоставлением ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» субсидии в сумме в сумме 1723,241 тыс. руб. был произведен расчет объема работ на проведение в лесах санитарно-оздоровительных мероприятий, который согласно расчетно-технологической карте для ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» составил:

- по уборке неликвидной древесины твердолистных пород (28 га - 690 м.куб),

- по уборке неликвидной древесины мягколистных пород (10,5 га – 366 м.куб).

В соответствии с п. 9 постановления Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ-п «О Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания в отношении государственных учреждений Ставропольского края» (далее Постановление № 301-п) объем финансового обеспечения выполнения государственного задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг, затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценногодвижимого имущества, закрепленного за государственным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных государственному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков (за исключением имущества, сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование) (далее - имущество учреждения), затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество государственного учреждения.

Согласно п. 16 Постановления № 301-п нормативные затраты на выполнение работы определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета Ставропольского края, в ведении которого находится казенное учреждение, органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, с учетом методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Ставропольского края, а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества государственных учреждений Ставропольского края, утверждаемых министерством финансов Ставропольского края.

Приказом Минприроды края от 01.02.2012 № 24 (далее Приказ № 24) утвержден Порядок определения расчетно-нормативных затрат на выполнение подведомственными министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края государственными учреждениями (лесхозами) государственной работы «Охрана, защита, воспроизводство лесов и лесных насаждений, агролесомелиорация и благоустройство территорий на землях лесного фонда и землях иных категорий» (далее – Порядокопределения расчетно-нормативных затрат на выполнение государственной работы) и Порядок определения расчетно-нормативных затрат на содержание имущества государственных казенных учреждений (лесхозов) и государственных бюджетных учреждений (лесхозов), подведомственных министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее – Порядокопределения расчетно-нормативных затрат на содержание имущества).

Согласно Приложению 1 к Порядкуопределения расчетно-нормативных затрат на выполнение государственной работы, утвержденному Приказом , установлено, что для расчета затрат для выполнения работы «Локализация и ликвидация очагов вредных организмов» в рамках которой были проведены работы по очистке лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (уборка неликвидной древесины) учитываются затраты:

- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в выполнении этапа работы;

- на оплату труда и начисления по оплате труда работникам учреждения, которые не принимают непосредственное участие в выполнении этапа работы;

- на приобретение материальных запасов;

- на коммунальные услуги;

- на содержание недвижимого имущества;

- на содержание особо ценного движимого имущества;

- на приобретение услуг связи;

- на приобретение транспортных услуг.

К расходам на содержание недвижимого имущества согласно Приложению 1 к Порядку определения расчетно-нормативных затратна содержание имущества, утвержденному Приказом № 24, относятся:

- затраты на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;

- затраты на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами.

В силу п. 2.3.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» обязался использовать субсидию в целях оказания государственных услуг (выполнения работ) в соответствии с требованиями к качеству и (или) объему (содержанию), порядку оказания государственных услуг (выполнения работ), определенных в государственном задании.

Разделом 3 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» несет ответственность за несоблюдение условий Соглашения.

Анализ выявленных нарушений указывает на то, что часть средств федерального бюджета, предоставленных в виде субвенций Минприроды края, из нераспределенного резерва субвенций на финансовое обеспечение расходов на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий в части уборки неликвидной древесины, и распределенных в качестве субсидии ГБУ СК «Ипатовский лесхоз», то есть имеющих целевое назначение, были израсходованы должностным лицом – директором ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» с нарушением принципа адресности и целевого характера использования бюджетных средств, определенного ст. 38 БК РФ, что в соответствии со ст. 306.4 БК РФ является нецелевым использованием бюджетных средств.

Факт совершения директором ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» ФИО1 вменяемого административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью представленных в материалах дела доказательствам: объяснениямиФИО1, копиями соглашения и дополнительных соглашений о предоставлении субсидии, копиями платежных поручений, копией расчетно-технологической карты, приказом о приеме на работу, должностной инструкцией, копией информации из Счетной палаты Российской Федерации прокурору Ставропольского края.

Согласно должностной инструкции директора ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» от ДД.ММ.ГГГГ на директора учреждения в числе прочего возлагаются функции общего руководства производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью учреждения. Директор учреждения несет ответственность, определенную, гражданским, уголовным и административным законодательством Российской Федерации.

В данном случае директор ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» ФИО1 не проявил достаточной степени заботливости и осмотрительности и не принял всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, за нарушение которых ст.15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. При этом возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у директора ГБУ СК «Ипатовский лесхоз» ФИО1 имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в его действиях.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (ч.1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч.2).

С учетом ст.26.11 КоАП РФ суд оценивает представленные по делу доказательства, основанном на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о совершении ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.

Таким образом, суд квалифицирует действия ФИО1 по ст.15.14 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих ответственность ФИО1, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ не установлено.

Обстоятельств, отягчающих ответственность ФИО1, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ не установлено.

В свою очередь, при назначении административного наказания ФИО1, суд учитывает характер и степень опасности совершенного им правонарушения, а также обстоятельства дела.

На основании изложенного, учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, суд считает возможным назначить ФИО1 административное наказание в виде штрафа в минимальном размере.

Руководствуясь ст.15.14, ст.ст. 29.10-29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать директора государственного бюджетного учреждения Ставропольского края «Ипатовский лесхоз» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размередвадцати тысяч рублей.

Административный штраф необходимо перечислить на счет: получатель – УФК МФ по Ставропольскому краю /прокуратура Ставропольского края л/с <***>/, ИНН получателя платежа – 263400 37 74, КПП–263601001. Наименование банка получателя платежа –отделение Ставропольг.Ставрополь, БИК - 040702001, ОКТМО- 07701000.

Квитанцию об уплате штрафа предоставить в канцелярию Ипатовского районного суда.

Разъяснить, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ(не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу), в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи жалобы через Ипатовский районный суд Ставропольского края в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Мотивированное постановление составлено 16 сентября 2020 года.

Судья –подпись

Верно: судья -