к делу № 5- 765/2023
23RS0008-01-2023-002989-42
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
25 декабря 2023 года город Белореченск
Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Черепов Р.В., с участием представителя должностного лица – главы Великовечненского сельского поселения Белореченского района Степаненко К.В. – Горбатенко Е.А., главного инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края по доверенности №Д-01/14 от (дата) Майсеевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении должностного лица – главы Великовечненского сельского поселения <адрес> Степаненко Константина Вячеславовича, (дата) года рождения, место рождения <адрес>, зарегистрированного и проживающего по <адрес> края, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
В результате экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственной программы Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы» за 2022 год, проведенного Контрольно-счетной палатой Краснодарского края, был выявлен факт совершения должностным лицом – главой Великовечненского сельского поселения Белореченского района Степаненко К.В., являющегося получателем межбюджетного трансферта, условий его предоставления (расходование), в связи с заключением соглашения от (дата) о расторжении муниципального контракта № от (дата) без обязательного предварительного согласования с министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, что свидетельствует о совершении им административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
Представитель контрольно - счетной палаты Краснодарского края Майсеева А.В. указала, что в соответствии с п. 2.15 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2023 год, распоряжением от (дата)№-Р «О проведении экспертно-аналитического мероприятия» в период с (дата) по (дата) проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы за 2022 год». В ходе проведения мероприятия установлено, что капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от (дата)№. Порядок предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и местной администрацией муниципального образования Краснодарского края в соответствии с пунктами 7, 7(1) Правил предоставления и распределения субсидий из бюджета Краснодарского края местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.10.2011 №1129 «О предоставлении и распределении субсидий из бюджета Краснодарского края местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края». Во исполнение требований законодательства в 2022 году между Министерством в лице первого заместителя министра Косьянова А.В. и администрацией Великовечненского сельского поселения Белореченского района в лице исполняющего обязанности главы муниципального образования Нагорной Н.В. заключено соглашение от (дата)№-Р, согласно пункту 1.1 которого бюджету муниципального образования Великовечненское сельское поселение Белореченского района из краевого бюджета в 2022 году предоставлена субсидия на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству, как получателю средств краевого бюджета, на реализацию мероприятия «Предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» (наименование мероприятия в соответствии с приложением 3 к Соглашению: «Капитальный ремонт объекта: «Автомобильная дорога по ул. Ленина от ул. Толстого до ул. Калинина и ул. Калинина от ул. Ленина до ул. Красноармейской в с. Великовечном Белореченского района Краснодарского края»). В 2022 году в бюджет муниципалитета поступили средства краевого бюджета в объеме 21 298 200 рублей. В целях реализации мероприятия между администрацией и ООО «СервисСтрой» заключен муниципальный контракт № от (дата) на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Автомобильная дорога по ул. Ленина от ул. Толстого до ул. Калинина и ул. Калинина от ул. Ленина до ул. Красноармейской в с. Великовечном Белореченского района Краснодарского края». Администрация обязана обеспечивать обязательное предварительное согласование с Министерством решения о расторжении (по соглашению сторон) муниципальных контрактов (договоров). В ходе исполнения муниципального контракта № от (дата) на выполнение работ по объекту администрацией в лице главы поселения Степаненко К.В., вопреки требованиям пункта 4.3.5 Соглашения, заключено соглашение от (дата) о расторжении контракта без обязательного предварительного согласования с Министерством. Должностным лицом - главой Великовечненского сельского поселения Белореченского района Степаненко К.В. в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, в нарушение пункта 4.3.5 соглашения от (дата)№-Р заключено соглашение от (дата) о расторжении муниципального контракта № от (дата) без обязательного предварительного согласования с Министерством, чем допущено нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта. В действиях должностного лица - главы Великовечненского сельского поселения Белореченского района Степаненко К.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта.
Представитель должностного лица – Горбатенко Е.А. в судебном заседании с материалами административного дела не согласна, утверждает, согласно заключенного соглашения от (дата)№-Р между Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, в лице первого заместителя министра Касьянова А.В и администрацией Великовечненского сельского поселения Белореченского района в лице исполняющего обязанности главы муниципального образования Нагорной Н.В, на реализацию мероприятия «Предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарскою края» государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края». В целях реализации мероприятий, предусмотренного приложением 3 к Соглашению, между администрацией Великовечненского сельского поселения и ООО «СервисСтрой» заключен муниципальный контракт от (дата) на выполнение работ по капитальному ремонту объекта «Автомобильная дорога по ул. Ленина от ул. Толстого до ул. Калинина и ул. Калинина от ул. Ленина до ул. Красноармейской в с. Великовечном Белореченского района Краснодарского края». Согласно актам выполненных работ, работы выполнены в полном объеме по уменьшенной цене, соглашение об уменьшении стоимости работ, вытекало из фактического завершения исполнения контракта. Контракт № от (дата) полностью не расторгался, в него дополнительным соглашением от (дата), в соответствии с п. 9.3 внесены изменения в части цены контракта, суть которого уменьшение цены выполненных работ, при этом показатель результативности в виде протяженности участков автомобильных дорог общего пользования местного значения, на которых выполнен капитальный ремонт, не изменялся. Данный контракт размещен на сайте. Пренебрежительного отношения должное лицо к исполнению своих обязанностей не проявляло, так как производились действия по полному исполнению главных условий соглашения, а именно капитальному ремонту дороги. Так же производились действия по должному оформлению соответствующих документов и размещению их на официальном сайте закупок https://zakupki.gov.ru в последние рабочие дни финансового года.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о наличии в действиях должностного лица – главы Великовечненского сельского поселения Белореченского района Степаненко К.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, что заключается в следующем.
В соответствии с пунктом 2.15 плана работы Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2023 год, распоряжением от (дата)№-Р «О проведении экспертно-аналитического мероприятия» в период с (дата) по (дата) проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы за 2022 год».
Согласно пункту 1 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта РФ, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего органа государственной власти субъекта РФ.
Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, осуществляется в рамках реализации мероприятий государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от (дата)№.
На основании пунктов 1, 3 статьи 139 БК РФ и Программы утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Как следует из содержания Порядка предоставление субсидии осуществляется на основании соглашения, заключенного между министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и местной администрацией муниципального образования Краснодарского края в соответствии с пунктами 7, 7(1) Правил предоставления и распределения субсидий из бюджета Краснодарского края местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от (дата)№ «О предоставлении и распределении субсидий из бюджета Краснодарского края местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края» (пункт 7.1.3 Порядка).
Во исполнение вышеуказанных требований законодательства в 2022 году между Министерством в лице первого заместителя министра Косьянова А.В. и администрацией Великовечненского сельского поселения Белореченского района в лице исполняяющего обязанности главы муниципального образования Нагорной Н.В. заключено соглашение от (дата)№-Р, согласно пункту 1.1 которого бюджету муниципального образования Великовечненское сельское поселение Белореченского района из краевого бюджета в 2022 году предоставлена субсидия на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству, как получателю средств краевого бюджета, на реализацию мероприятия «Предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения» подпрограммы «Строительство, реконструкция, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории Краснодарского края» государственной программы Краснодарского края «Развитие сети автомобильных дорог Краснодарского края» (наименование мероприятия в соответствии с приложением 3 к Соглашению: «Капитальный ремонт объекта: «Автомобильная дорога по ул. Ленина от ул. Толстого до ул. Калинина и ул. Калинина от ул. Ленина до ул. Красноармейской в с. Великовечном Белореченского района Краснодарского края»).
В соответствии с пунктом 2.2 Соглашения в 2022 году в бюджет муниципалитета поступили средства краевого бюджета в объеме 21 298 200,00 рублей.
В целях реализации мероприятия, предусмотренного приложением 3 к Соглашению, между Администрацией и ООО «СервисСтрой» заключен муниципальный контракт № от (дата) на выполнение работ по капитальному ремонту объекта: «Автомобильная дорога по ул. Ленина от ул. Толстого до ул. Калинина и ул. Калинина от ул. Ленина до ул. Красноармейской в с. Великовечном Белореченского района Краснодарского края».
ь
На основании подпункта 10 пункта 7 Правил № 1129 соглашение должно содержать условие об обязательном предварительном согласовании с главными распорядителями (распорядителями) средств краевого бюджета решений о расторжении (по соглашению сторон) муниципальных контрактов (договоров) в случае, если использование субсидий предполагается на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Так, пунктом 4.3.5 Соглашения предусмотрено, что администрация обязана обеспечивать обязательное предварительное согласование с Министерством решения о расторжении (по соглашению сторон) муниципальных контрактов (договоров).
Вместе с тем в ходе исполнения муниципального контракта № от (дата) на выполнение работ по объекту администрацией в лице главы поселения Степаненко К.В. вопреки требованиям пункта 4.3.5 Соглашения, заключено соглашение от (дата) о расторжении контракта без обязательного предварительного согласования с Министерством.
На основании пункта 5.1 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами своих обязанностей по Соглашению предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих должностных обязанностей.
В соответствии с примечанием к данной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители органов местного самоуправления и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Согласно ст.ст. 31, 32 Устава Великовечненского сельского поселения Белореченского района глава поселения является высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляет администрацию поселения, наделяется уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, исполняет свои полномочия на постоянной основе, а также осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством, Уставом.
На основании распоряжения администрации Великовечненского сельского поселения Белореченского района от (дата)№-рл «О вступлении в должность главы Великовечненского сельского поселения Белореченского района» Степаненко К.В. вступил в должность главы Великовечненского сельского поселения Белореченского района с (дата).
Таким образом, в рабочее время, согласно графику рабочего времени (дата) (дата расторжения контракта) по <адрес>, должностным лицом - главой Великовечненского сельского поселения Белореченского района Степаненко К.В. в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей, в нарушение пункта 4.3.5 соглашения от (дата)№-Р заключено соглашение от (дата) о расторжении муниципального контракта № от (дата) без обязательного предварительного согласования с Министерством, чем допущено нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта.
При таких обстоятельствах, руководствуясь нормами действующего законодательства, в действиях должностного лица - главы Великовечненского сельского поселения Белореченского района Степаненко Константина Вячеславовича содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта.
Обстоятельств, исключающих административную ответственность должностного лица Степаненко К.В. об административном правонарушении, не установлено.
В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, составляет два года со дня совершения правонарушения.
Правонарушение, по факту совершения которого составлен настоящий протокол, посягает на общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного законодательства, находящегося под особой защитой государства, создает угрозу устойчивости бюджетной системы, ее принципам, качеству управления общественными финансами, снижает уровень бюджетной дисциплины.
С учетом позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что административные правонарушения, предусмотренные главой 15 КоАП РФ (в сфере бюджетных правоотношений), с учетом признаков их объективной стороны, ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку они существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Существенность угрозы охраняемым государством правоотношениям заключается не в наступлении материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, сопряженном с неисполнением субъективных обязанностей, установленных в целях соблюдения требований бюджетного законодательства.
Замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ недопустима в отношении государственных или муниципальных органов и учреждений, поскольку совершенное административное правонарушение против порядка управления создает угрозу причинения вреда безопасности государства, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушении, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих служебных обязанностей. Данное обстоятельство исключает возможность замены административного штрафа предупреждением. Указанные выводы согласуются с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от (дата) № 614-0.
Кроме того, замена административного наказания в виде штрафа на предупреждение допускается за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Учитывая, что в силу пункта 8 части 4 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» положения указанного Федерального закона не применяются к организации и осуществлению государственного финансового контроля и муниципального финансового контроля, который осуществляется в соответствии со статьей 265 БК РФ, в том числе, Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в порядке внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, оснований для применения статьи 4.1.1 КоАП РФ при рассмотрении настоящего протокола об административном правонарушении не имеется.
Иное рассмотрение дела с применением предусмотренных статьей 4.1.1. КоАП РФ правил назначения наказания будет являться существенным нарушением указанных правил, иметь фундаментальный, принципиальный характер, влияющий на исход дела, приведет к неправильному его разрешению и не будет отвечать установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства подтверждается следующими доказательствами:
- копией уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении,
- копией заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения государственных программ Краснодарского края и краевой адресной инвестиционной программы за 2022 год» от (дата), копией соглашения о предоставлении субсидии от (дата)№-Р, копией муниципального контракта № от (дата),
- копией соглашения от (дата) о расторжении контракта № от (дата),
- копией Устава Великовечненского сельского поселения Белореченского района, - копией распоряжения администрации Великовечненского сельского поселения Белореченского района от (дата) «О вступлении в должность главы Великовечненского сельского поселения Белореченского района» и иными материалами по делу (л.д. 14-190).
Согласно ст.4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность должностного лица судом не установлено.
Назначая должностному лицу наказание, суд учитывает обстоятельства совершенного деяния, а также отсутствие отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств, в связи с чем приходит к выводу, что наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ будет являться более целесообразным для достижения целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения аналогичных противоправных действий в будущем.
Оснований для применения положений ст.2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.4, 29.9, 29.10 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд,
п о с т а н о в и л :
Должностное лицо – главу Великовечненского сельского поселения Белореченского района Степаненко Константина Вячеславовича признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Штраф подлежит оплате в УФК по Краснодарскому краю (Контрольно-счетная палата Краснодарского края л/с 04182000100) ИНН 2309061852 КПП 230901001 Банк получателя Южное ГУ Банка России/УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар БИК ТОФК 010349101 Единый казначейский счет 40102810945370000010 Казначейский счет 03100643000000011800 ОКТМО: 03701000 КБК 810 1 16 01156 01 0000 140 денежные взыскания (штрафы) за нарушение бюджетного законодательства (в части бюджетов субъектов Российской Федерации).
Постановление подлежит немедленному исполнению, но может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Черепов Р.В.