5-78/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г.Омск 12 апреля 2017 года
Октябрьский районный суд города Омска
в составе председательствующего судьи Шафоростовой Л.С.,
при секретаре Низамутдиновой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Дошкольной образовательной организации Частного учреждения дошкольного образования «<данные изъяты>», №, юридический адрес: <адрес>.
установил:
6 марта 2017 года около 16 часов 00 минут установлено, что Учреждение по адресу: <адрес> – осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), за что ч. 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, №, выданную Министерством образования Омской области. Лицензия имеет приложение № 1, являющееся ее неотъемлемой частью. Согласно приложению № 1 к лицензии Учреждение вправе осуществлять образовательную деятельность по адресу: <адрес> по реализации основных образовательных программ дошкольного образования. Учреждение посещают дети дошкольного возраста, одна разновозрастная группа; согласно журналу учета посещаемости в ДД.ММ.ГГГГ года списочный состав – № ребенка, фактическое посещение до № детей в день; в ДД.ММ.ГГГГ года списочный состав – № детей, фактическое посещение до № детей в день. В Учреждении согласно лицензии реализуется основная образовательная программа дошкольного образования «<данные изъяты>» (авторы ФИО13 ФИО1, ФИО14 Гогоберидзе, ФИО15 ФИО2 и др.), разработанная в соответствии с федеральными государственными требованиями («Детство» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОО ЧУДО «Детский сад «<данные изъяты>», введение, стр. 2, первый абзац), что подтверждается письменными пояснениями руководителя Учреждения ФИО16 Дробыш, а также следующими документами Учреждения:
- приказом Учреждения «Об утверждении и введении в действие основной образовательной программы дошкольного образования» от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией договора, заключенного Учреждением с ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.3. Договора),
- копией договора, заключенного Учреждением с ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 1.3. Договора).
Учреждением не соблюдено лицензионное требование (подпункт «г» пункта 6 Положения о лицензировании), заключающееся в наличии у Учреждения разработанных и утвержденных образовательных программ в соответствии со статьей 12 ФЗ «Об образовании». Таким образом, Учреждением осуществляется образовательная деятельность с нарушением лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «б» и «г» пункта 6 Положения о лицензировании. Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании нарушение названных лицензионных требований является грубым.
Своими действиями (бездействием) ДОО ЧУДО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В судебном заседании руководитель ДОО ЧУДО «<данные изъяты>» не участвовала.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ. Административное наказание установлено в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили результаты плановой выездной проверки, проводимой на основании распоряжения Министерства образования Омской области от ДД.ММ.ГГГГ № 202 «О проведении плановой выездной проверки ДОО ЧУДО «<данные изъяты>».
Распоряжение № 202 о проведении проверки вынесено ДД.ММ.ГГГГ министром образования Омской области ФИО20
Уполномоченным на проведение проверки должностным лицом назначена главный специалист отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области ФИО5 ФИО21 В качестве эксперта к проведению проверки привлечена заведующая бюджетным дошкольным образовательным учреждением города Омска «<данные изъяты>» ФИО8 ФИО23 Срок проверки установлен в период с ДД.ММ.ГГГГ.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт проверки № №, в котором указаны выявленные нарушения:
1) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений не соответствует требованиям реализуемой Учреждением образовательной программы и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966, одним из лицензионных требований является наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами; в соответствии с подпунктом 16 пункта 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации относится создание условий для занятий обучающихся физической культурой и спортом.
Согласно пункту 3.1 раздела III «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» (далее – Программа) Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 (далее – Стандарт дошкольного образования), установлено: «Требования к условиям реализации ФИО6 включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации ФИО6, а также к развивающей предметно-пространственной среде». Пункт 3.5 Стандарта дошкольного образования определяет требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а именно:
3.5.1. Требования к материально-техническим условиям реализации ФИО6 включают помимо прочего:
- требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
Содержание реализуемой в Учреждении основной образовательной программы дошкольного образования «<данные изъяты>» основано на освоении детьми образовательных областей: «<данные изъяты>» примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ДОО ЧУДО «<данные изъяты>», содержание, стр. 1).
Так, для освоения образовательной области «<данные изъяты>» не в полном объеме (на каждого ребенка) имеется скакалок, отсутствуют дуги для подлезания, скамейки разной высоты для спрыгивания, подлезания, перелезания; маты для безопасности детей во время прыжков, мешочки с песком или солью для ходьбы на равновесие, веревочки-косички, шнуры, наклонная доска, дорожки-доски для ходьбы с препятствиями: кубами разных размеров, кирпичиками; лесенка-стремянка, гимнастическая стенка, набивные мячи, кегли; для выполнения упражнений под музыку отсутствуют ленты, флажки, платочки, султанчики, листочки.
Для освоения образовательной области «<данные изъяты>» в Учреждении отмечено недостаточное количество учебно-методических, наглядно-дидактических пособий, раздаточного материала на каждого ребенка. Так, например, отсутствует материал для развития математических представлений о размере, форме, отсутствует раздаточный материал для развития зрительных образов и сенсорных представлений по теме «Геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник)», плоскостные фигуры (звезда, крест), пособия для развития представлений о цвете, величине, материале; недостаточно сюжетных картинок, предметов для дидактических игр.
Для освоения образовательной области «Чтение художественной литературы» недостаточно детской художественной литературы, произведений детского фольклора (загадок, потешек, стишков, песенок).
Для реализации раздела «<данные изъяты>» в недостаточном количестве (на каждого ребенка) не представлены баночки для воды, палитра, глина, стеки, доски для работы с пластилином; цветная, гофрированная, бархатная бумага, фольга, альбомы, народные игрушки и предметы промыслов: глиняные игрушки, игрушки из дерева, соломы; предметы народного быта.
Не представлена фонотека, детские музыкальные инструменты, портреты композиторов, иллюстрации к музыкальным произведениям, костюмы к музыкальным и театрализованным играм для реализации образовательной области «Музыка».
Одной из задач образовательной области «<данные изъяты>» является задача воспитания культурно-гигиенических навыков, в том числе освоения правил культурного поведения во время еды, развития умений правильно пользоваться столовыми приборами ложкой, вилкой, салфеткой, платком. На момент проверки, во время обеда детей, отмечено отсутствие вилок, салфеток, чистой посуды для второго блюда. Таким образом, Учреждением не соблюдено требование программы «<данные изъяты>»: «приобретение детьми гигиенических навыков ухода за своим телом, культуры еды» (стр. 20 программы «<данные изъяты>», раздел 1.3.2. «Содержание образовательной области «<данные изъяты>»).
Для детей младшего возраста игра является основной формой и содержанием развивающих образовательных ситуаций во всех образовательных областях программы «<данные изъяты>». Дети активно овладевают игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, деталями костюмов, приобретают первичные умения ролевого поведения. Однако для организации жизненных и игровых развивающих ситуаций недостаточно материала для сюжетно-ролевых игр для несложных бытовых сюжетов («дочки-матери», «я шофер», «принимаем гостей» и прочее), для девочек недостаточно кукол, для мальчиков – машинок, для организации строительных игр нет в наличии больших строительных модулей, малых строительных модулей, кубиков, крупного конструктора. Отсутствуют дидактические пособия, настольные игры разной направленности, сюжетные, режиссерские, подвижные, дидактические, театрализованные, игры-экспериментирования с разными материалами (песок, глина, разные виды бумаги, ткань), наборы для театрализации, инсценирования, предметы для ряженья, простейшие музыкальные инструменты, персонажи пальчикового театра, куклы-варежки. Так, например, для детей от 1,5 лет для развития мелкой моторики отсутствуют или в недостаточном количестве имеются лото, кубики, мозаика, разрезные картинки. Также для детей раннего возраста с 1,5 до 3 лет отсутствует дидактическая развивающая Кукла, одеваемая в одежду разных сезонов, либо кукла Мойдодыр, Доктор Айболит, девочка Чистюля для практикования и закрепления культурно-гигиенических умений и навыков, навыков здорового образа жизни и безопасного поведения.
Отсутствует живой уголок, нет программных растений.
Предметно-развивающая среда дошкольной группы организуется с учетом возможности для детей играть и заниматься любимым делом индивидуально или отдельными подгруппами. Необходимо гибкое зонирование предметно-развивающей среды с учетом детских интересов и индивидуальных потребностей.
Групповое помещение в Учреждении не зонировано для детей разных возрастных групп.
В нарушение требований Стандарта дошкольного образования в группах отсутствуют уголки психологической разгрузки, уголки для экспериментальной деятельности детей.
Таким образом, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений не соответствует требованиям реализуемой образовательной программы (пункт 1.5 программы «<данные изъяты>» «Планируемые результаты освоения детьми ФИО6», стр. 40-43) и требованиям федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований является наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 ФЗ «Об образовании».
В соответствии с подпунктом 6 пункта 3 статьи 28 ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации.
Посредством статьи 2 ФЗ «Об образовании» введены основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе, а именно понятия «федеральный государственный образовательный стандарт» (пункт 6), «образовательная программа» (пункт 9) и «примерная основная образовательная программа» (пункт 10).
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 ФЗ «Об образовании», пунктом 10 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 (далее – Порядок), «образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования».
Порядок регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по программам дошкольного образования(пункт 1) и является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих данные программы (пункт 2). В Порядке указано, что содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования (пункт 8); требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются Стандартом дошкольного образования(пункт 9).
В ходе проверки установлено, что у Учреждения отсутствует образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии со Стандартом дошкольного образования. Образовательная деятельность ведется Учреждением по программе 2012 года, разработанной на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655; Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утвержденных приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151 (далее - ФГТ). Доказательством данного факта является содержание и наименования образовательных областей программы. Пунктами 2,3 приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 об утверждении Стандарта дошкольного образования вышеуказанные приказы по утверждению ФГТ признаны утратившими силу с 01.01.2014.
Таким образом, на момент проверки в нарушение подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании в Учреждении осуществляется образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста в отсутствие разработанной в соответствии с требованиями Стандарта дошкольного образования и утвержденной руководителем Учреждения образовательной программы дошкольного образования.
Вместе с тем, в Учреждении имеется примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «<данные изъяты>», однако на ее основе в соответствии с пунктом 9 статьи 2 ФЗ «Об образовании» и примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования «<данные изъяты>» ДОО ЧУДО «<данные изъяты>» (введение, стр. 2, второй абзац) Учреждением не разработана образовательная программа Учреждения, представляющая собой «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогигических условий, которые представлены в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов».
В учреждении отсутствует учебно-методическая документация: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Доказательствами виновности ДОО ЧУДО «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, являются:
- акт проверки ДД.ММ.ГГГГ, в котором указаны выявленные в ходе проверки нарушения требований, предусмотренных подпунктом «б», «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности;
- протокол ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, составленный ДД.ММ.ГГГГ в отношении ДОО ЧУДО «<данные изъяты>»
- лицензия Учреждения от ДД.ММ.ГГГГ года, регистрационный №, серия №;
- письменные пояснения ФИО7, имеющей право действовать от имени Учреждения по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;
- приказ Учреждения «Об утверждении и введении в действие основной образовательной программы дошкольного образования» от ДД.ММ.ГГГГ;
- экспертное заключение ФИО8 по итогам плановой выездной проверки, в котором указано о нарушении юридическим лицом – ДОО ЧУДО «<данные изъяты>» нарушений требований, установленных Положением о лицензировании образовательной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.
Смягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, суд не усматривает.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, суд не усматривает.
Учитывая установленные обстоятельства, суд не может признать указанное административное правонарушение малозначительным. ДОО ЧУДО «<данные изъяты>» является учреждением, осуществляющим образовательную деятельность, что само по себе обязывает ДОО ЧУДО «<данные изъяты>» соблюдать специально-разработанные программы, нормы, устранять выявленные нарушения. Оснований для прекращения административного дела у суда не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа, минимальный размер которого соответствующей санкцией установлен в 150 000,00 руб., однозначно не достигнет цели административного наказания, поскольку размер административного штрафа в несколько раз превышает размер затрат, необходимых на устранение указанного нарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать ДОО ЧУДО «<данные изъяты>», ИНН №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности юридического лица на срок 14 (четырнадцать) суток.
В соответствии с частью 1 статьи 32.12 КоАП РФ постановление об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд г.Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Л.С. Шафоростова