П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Иркутск 03 августа 2020 года
Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении А.,
рассмотрев материалы дела № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
А., ........ работающей заместителем начальника отдела субсидирования муниципальных образований Иркутской области Министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области,
УСТАНОВИЛ:
А., являясь должностным лицом министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, а именно временно замещающей должность - начальника отдела реализации программ в управлении капитального строительства, нарушила условия предоставления межбюджетного трансферта муниципальному образованию «Нижнеудинский район», а именно: в нарушение ч. 3 ст. 139, ч. 4 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ), размер субсидии, предоставляемой из бюджета Иркутской области бюджету МО «Нижнеудинский район» по соглашению №05-59-76/19-59 от 22.02.2019 составил 92,000278796643985% (вместо 88,0%) от общего объема бюджетных ассигнований, указанных в п. 2.1 соглашения, но не более 10 100,55 руб. (вместо 10 559,7 руб.).
В судебном заседании А. вину в совершении административного правонарушения не признала, просила прекратить производство по делу. Суду представила письменные возражения, в которых указано, что постановлением Правительства Иркутской области от 24.09.2018 года № 675-пп «О формировании, предоставлении и распределении субсидий местным бюджетам из областного бюджета» утверждены правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий местным бюджетам из областного бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области. Данный нормативный правовой акт является рамочным и общим, в отличии от постановления Правительства Иркутской области от 06.11.2018 г. № 815-пп «Об утверждении государственной программы Иркутской области «развитие культуры» на 2019-2024 годы ( далее госпрограмма). Вышеуказанные нормативные правовые акты утверждены постановлением Правительства Иркутской области, при этом госпрограмма является специальным, частным актом, руководствуясь которым осуществляется работа сотрудников отдела реализации программ министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области. Проект постановления о распределении средств субсидии местным бюджетам на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности в сфере культуры и проект служебной записки в министерство культуры и архивов Иркутской области для включения мероприятий в государственную программу Иркутской области «Развитие культуры» на 2019-2024 годы был подготовлен советником отдела реализации программ в управлении капитального строительства министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области П. в соответствии с расчетом. Проект постановления о распределении средств субсидии местным бюджетам на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности в сфере культуры включает в себя объем представленных средств областного бюджета и не содержит объем средств местного бюджета. Данные проекты документов согласовываются в установленном порядке в Министерстве и Правительстве Иркутской области (министерство финансов Иркутской области, главное правовое управление Иркутской области). Для подготовки проекта соглашения с другими объемами финансирования у нее не было правовых оснований, поскольку данные объемы финансирования установлены государственной программой, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области. Также указывает, что в должностные обязанности временно замещающего должность начальника отдела реализации программ не входит расчет объема бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципальных образований Иркутской области. Считает, что при подготовке проекта соглашения контроль установленных объемов финансирования не относится к её должностным обязанностям. Основанием внесения изменений в соглашение является госпрограмма. Ссылаясь на положения ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание подлежит замене на предупреждение.
Исследовав материалы административного дела, выслушав А., судья приходит к выводу, что вина А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказана.
Согласно ч. 2 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных субсидий, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
В соответствии с ч. 3 ст. 139 БК РФ, цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.
Согласно ч. 4 ст. 179 БК РФ, условия предоставления и методика расчета указанных межбюджетных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
Объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.
Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 БК РФ).
Представленными материалами дела, исследованными в ходе судебного заседания, установлено следующее.
В соответствии с распоряжением председателя контрольно-счетной палаты Иркутской области №37-П от 23.09.2019, проведено экспертно-аналитическое мероприятие «Анализ уровня софинансирования расходных обязательств местного самоуправления МО Иркутской области в части реализации мероприятий государственных программ Иркутской области в 2018 и 2019 годах»., в ходе которого установлены нарушения условий предоставления межбюджетного трансферта муниципальному образованию «Нижнеудинский район».
Постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2016 №217-пп утверждено Положение о предоставлении и расходовании субсидий из областного бюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности в сфере культуры.
Данное Положение устанавливает условия предоставления и расходования субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований Иркутской области на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности в сфере культуры, критерии отбора муниципальных образований Иркутской области для предоставления субсидий, распределение субсидий между муниципальными образованиями, а также порядок предоставления субсидий.
Исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным на предоставление субсидий, является Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.
В соответствии с пунктом 15 Положения №217-пп в пункте 7 приложения муниципальному образованию «Нижнеудинский район» распределено 10 559,7 тыс. руб.
22 февраля 2019 Министерством строительства, дорожного хозяйства Иркутской области и администрацией муниципального района МО «Нижнеудинский район» заключено соглашение №05-59-76/19-59 о предоставлении из областного бюджета в 2019 году субсидии местному бюджету на осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов муниципальной собственности в сфере культуры в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству строительства, дорожного хозяйства Иркутской области, как получателю средств областного бюджета.
В соответствии с п. 2.1 указанного соглашения объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете МО «Нижнеудинский район» на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия составляет в 2019 году 11 477,9 тыс. руб.
При этом размер субсидии, предоставляемой из областного бюджета бюджету МО согласно п. 2.2 соглашения, в 2019 году составляет 92,№% от общего объема бюджетных ассигнований, указанного в п. 2.1 соглашения, но не более 10 559,7 тыс.руб.
Предельный уровень софинансирования Иркутской области объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов утвержден распоряжением Правительства Иркутской области №746-рп от 04.10.2018. В соответствии с которым в 2019 году предельный уровень софинансирования составлял для МО «Нижнеудинский район» 88%, а не 92,000278796643985% от общего объема бюджетных ассигнований, указанных в п. 2.1 соглашения, но не более 10 100,55 руб. (вместо 10 559,7 руб.).
Исследовав материалы административного дела, судья приходит к выводу, что вина А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении №/АП от Дата;
- копией распоряжения №-П председателя контрольно-счетной палаты Иркутской области от 23.09.2019 о проведении анализа уровня софинансирования расходных обязательств местного самоуправления МО Иркутской области в части реализации мероприятий государственных программ Иркутской области в 2018 и 2019 годах;
- копией соглашения о предоставлении субсидии местному бюджету МО «Нижнеудинский район» из областного бюджета №05-59-76/19-59 от 22.02.2019;
- копией распоряжения Правительства Иркутской области №746-рп от 04 октября 2018 года «Об утверждении предельного уровня софинансирования Иркутской области (в процентах) объема расходного обязательства муниципального образования Иркутской области на 2019 год в плановый период 2020 и 2021 годов. Из которого следует, что уровень софинансирование МО Нижнеуденский район составляет 88%;
- копией постановления Правительства Иркутской области от 13 апреля 2016 года № 217-пп;
- копией распоряжения №11-мр-л от 07 февраля 2019 года «О временном замещении должности начальника отдела реализации программ в управлении капитального строительства А. с 18.02.2019 года по 05.03.2019 года;
-копией должностного регламента начальника отдела реализации программ в управлении капитального строительства министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области от 30.12.2016 года, в п.5 главы 4 указано, что гражданский служащий обязан участвовать при подготовке нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений, в том числе по вопросам: согласование бюджетных заявок на финансирование из средств федерального бюджета строительства (реконструкции) и капитальных ремонтов объектов социальной сферы, находящихся в собственности муниципальных образований Иркутской области; а также несет персональную ответственности за подготовку, оформление, согласование и соблюдение сроков подготовки документов, исполнение поручений.
- копией изменений к должностному регламенту начальника отдела реализации программ в управлении капитального строительства от 16.04.2018 года.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, с участием А. существенных нарушений требований закона при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, права А. разъяснены, что подтверждается её подписью.
Исследованные доказательства являются допустимыми, поскольку получены в соответствии с требованиями закона, не доверять им нет оснований.
Оценивая представленные доказательства в совокупности, судом достоверно установлено и подтверждается материалами дела, что А. ненадлежащим образом исполнила свои должностные обязанности, согласовав соглашение от 22.02.2019 года № 05-59-76/19-59, в нарушении норм распоряжения Правительства Иркутской области от 04.10.2018 года № 746-рп, что повлекло нарушение условий предоставления межбюджетного трансферта муниципальному образованию «Нижнеудинский район».
В связи с чем, судья вину А. считает доказанной и квалифицирует её действия по ч.2 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных субсидий.
Доводы А. изложенные в письменных пояснениях к протоколу об административном правонарушении, а также в возражениях, предоставленных в суде, об отсутствии в её действиях состава административного правонарушения, суд считает не обоснованными, поскольку методом правового регулирования бюджетного права выступают методы рекомендаций и согласований. При этом, согласно должностному регламенту в должностные обязанности начальника отдела реализации программ в управлении капитального строительства министерства строительства, дорожного хозяйства Иркутской области входит в обязанность согласование бюджетных заявок на финансирование из средств федерального бюджета строительства (реконструкции) и капитальных ремонтов объектов социальной сферы, находящихся в собственности муниципальных образований Иркутской области.
Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 КоАП РФ).
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 данного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Исходя из буквального толкования положений ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается за впервые совершенное административное правонарушение при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 данного Кодекса и исключительно в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридических лиц, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также их работников.
Из анализа приведенных законоположений следует, что А. не может выступать в качестве субъекта, на которую распространяются положения ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду чего замена наказания в виде административного штрафа на предупреждение применена быть не может.
Согласно ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (ч. 1).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2).
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не усматривают.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
С учетом изложенного, характера совершенного А. суд полагает, что наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, может обеспечить достижение цели административного наказания.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
А. признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Административный штраф оплатить по реквизитам:
........
........
Разъяснить А. положения ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Т.И. Сергеева