Дело № 5-820/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
12 сентября 2019 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Мильшин С.А., (<...>), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:
Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», *** генеральный директор-председатель правления ФИО1,
в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
в ходе проведения Мурманской таможней камеральной таможенной проверки у Акционерного общества «Ковдорский горно-обогатительный комбинат (далее - АО «Ковдорский ГОК») согласно докладной записке Отдела таможенного контроля после выпуска товаров (ОТКПВТ) Мурманской таможни от ***№*** «О целесообразности проведения камеральной таможенной проверки» установлено следующее.
АО «Ковдорский ГОК» с иностранной компанией ****** заключило Контракт №*** (далее - Контракт). Согласно данному Контракту Продавец (АО «Ковдорский ГОК») продает на экспорт, а Покупатель *** покупает на условиях FCA железнодорожная станция *** химическую продукцию (далее - Товар), которая приведена в приложениях к Контракту. Конкретные объемы и сроки поставок в рамках поставки общего количества Товаров, предусмотренных Контрактом, определяются в Дополнениях к данному Контракту.
В соответствии с пунктом 9 Контракта, общая ориентировочная стоимость Контракта, включая опцион Продавца +10%, составляет ***
Согласно Приложению №*** от *** к Контракту наименование товара - ***
Согласно Дополнению №*** от *** к Контракту, стороны согласовали отгрузить в период ****** железнодорожным транспортом по цене *** По данному Дополнению к Контракту базис поставки был определен как FCA станция *** ЖД согласно Инкотермс 2010. Пограничным переходом была определена ЖД станция ***
В целях вывоза *** с таможенной территории ЕАЭС АО «Ковдорский ГОК» и иностранная компания ****** заключили Договор транспортно-экспедиционного обслуживания (привлеченные вагоны) №*** (далее -Договор).
Предметом данного Договора являлось выполнение Экспедитором (АО «Ковдорский ГОК») за вознаграждение и за счет Клиента (***) транспортно-экспедиционных услуг, связанных с оказанием Экспедитором услуг по организации и сопровождению железнодорожных перевозок грузов Клиента, вывозимых в таможенном режиме экспорта за пределы РФ, а также помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита в Вагонах Экспедитора, а также выполнение иных услуг, связанных q перевозкой груза.
Пунктом *** Договора было предусмотрено, что с целью выполнения своих обязательств по настоящему Договору, либо их части, Экспедитор вправе привлекать третьих лиц, за действия которых Экспедитор несет ответственность перед Клиентом, как за свои собственные.
Во исполнение пункта *** Договора АО «Ковдорский ГОК» для организации перевозок *** привлекало ОАО «РЖД». Для осуществления расчетов за данные перевозки АО «Ковдорский ГОК» с ОАО «РЖД» *** был заключен Договор на организацию расчетов *** Данный договор регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов железнодорожным транспортом, оплату по которым осуществляет АО «Ковдорский ГОК».
АО «Ковдорский ГОК», выступая в качестве декларанта *** поместило данный товар под таможенную процедуру экспорта согласно временной периодической декларации (ВТД) №*** поданной на *** т/пост Мурманской таможни. При этом было заявлено, что товар вывозится железнодорожным транспортом. Товар по ВТД №*** был выпущен ***.
После фактического вывоза *** с таможенной территории ЕАЭС АО «Ковдорский ГОК» на *** т/пост была подана полная декларация на товары (ПВД) №*** В данной полной декларации на товары АО «Ковдорский ГОК» было заявлено, что с таможенной территории ЕАЭС было вывезено *** на сумму *** Товар по данной декларации был выпущен *** т/постом ***.
В рамках Дополнения №*** от *** к Контракту к отправке с таможенной территории ЕАЭС была оформлена партия вагонов с *** по ж/д накладной №***. По данной ж/д накладной было вывезено *** на *** больше, чем заявлено в накладной, и соответственно, в ПВД №***. Превышение веса *** над заявленным в ж/д накладной №*** подтверждается следующими обстоятельствами и документами.
В целях вывоза с таможенной территории ФИО2 в адрес получателя товара - *** отправителем товара - АО «Ковдорский ГОК» *** была составлена ж/д накладная №***. АО «Ковдорский ГОК» в данной накладной отразило, что в адрес получателя товара поставляется *** в общем количестве, определенном отправителем товара, и составляющем *** При этом в ж/д накладной было отражено, что в следующих железнодорожных вагонах находилось следующее количество ***, определенное отправителем:
- в вагоне №*** кг, - в вагоне №*** кг,
- в вагоне №*** кг, - в вагоне №*** кг,
- в вагоне №*** кг, - в вагоне №*** кг,
- в вагоне №*** кг, - в вагоне №*** кг,
- в вагоне №*** кг, - в вагоне №*** кг.
Приемка груза по вышеуказанной ж/д накладной, для его доставки в прямом международном сообщении из России в *** была осуществлена ОАО «РЖД» на станции ***.
Выпуск *** по данной ж/д накладной в заявленном количестве *** был разрешен Мурманской таможней ***.
При прибытии *** на Пограничный т/пост *** таможни перевозчиком товара - ОАО «РЖД» на данный таможенный пост была предъявлена ж/д накладная №***. Согласно информации Пограничного т/поста *** таможни от ***№*** товар по данной ж/д накладной был вывезен с таможенной территории ФИО2 в зоне ответственности Пограничного т/поста *** таможни.
При контрольной перевеске указанных вагонов на станции *** железной дороги было зафиксировано превышение веса *** относительно сведений, заявленных отправителем (АО «Ковдорский ГОК») в ж/д накладной №*** на ***
Общий вес вывезенного *** по ж/д накладной №*** составил *** заявленный вес *** Следовательно, с таможенной территории ЕАЭС по данной ж/д накладной было вывезено товара *** на *** больше относительно заявленного.
Сведения о превышении вывезенного товара по железнодорожной накладной №*** зафиксированы в Акте общей формы составленном станцией *** ж.д. от ***№***.
Сведения о перевесе *** в железнодорожных вагонах по ж/д накладной №***, ОАО «РЖД» направляло в адрес АО «Ковдорский ГОК» в претензии от ***№***
Указанные обстоятельства подтверждаются Определениями *** суда *** по делу №*** от *** «О принятии искового заявления к производству, о подготовке дела к судебному разбирательству, о назначении предварительного судебного заседания, о назначении судебного заседания» и от *** «О назначении судебного заседания по рассмотрению вопроса о возобновлении производства по делу», в связи вынесением *** судом *** постановления по аналогичному делу №***, согласно которого решение *** суда *** по делу №*** оставлено без изменения, а кассационная жалоба АО «Ковдорский ГОК» - без удовлетворения.
Согласно информации Пограничного т/поста *** таможни от ***№*** установлено, что при убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС ж/д накладная №*** в таможенный орган была представлена перевозчиком - ОАО «РЖД».
*** по данному факту в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования №***, предусмотренном частью 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
*** по результатам административного расследования в отношении ОАО «РЖД» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 ст.16.1 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» поступило в суд *** и подсудно Первомайскому районному суду города Мурманска.
В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» ФИО3 возражала против привлечения общества к административной ответственности за инкриминируемое правонарушение.
Представитель административного органа Мурманской таможни ФИО4, составивший протокол об административном правонарушении, доводы, изложенные в нем, поддержал, указав, что обстоятельства административного правонарушения полностью подтверждаются материалами административного дела. Наличие в действиях ОАО «РЖД» состава инкриминируемого правонарушения подтверждено собранными по делу доказательствами.
Представитель административного органа Мурманской таможни ФИО5 суду пояснил, что ОАО «РЖД» не организован достаточный контроль при приеме груза к перевозке. Нереализация своего права проверить сведения о весе брутто груза привело к нарушению таможенного законодательства.
Представитель административного органа Мурманской таможни ФИО6 суду пояснила, что вина ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.16.1 КоАП РФ, полностью подтверждена материалами дела.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного расследования, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50000 до 100000 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Согласно примечанию к названной статье для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В силу подпункта 39 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного Союза транспортные средства - это категория товаров, включающая, в том числе железнодорожное транспортное средство (железнодорожный подвижной состав).
В соответствии с подпунктом 21 пункта 1 статьи 4 названного Кодекса перевозчик - это лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющихся ответственным за использование транспортных средств.
Согласно статье 150 Таможенного кодекса Таможенного Союза товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 1 статьи 163 названного Кодекса определено, что для убытия товаров с таможенной территории таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 159 Таможенного кодекса Таможенного Союза при международной перевозке железнодорожным транспортом перевозчик представляет, в том числе документы о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; весе брутто товаров (в килограммах).
Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.16.1 КоАП РФ, доказан исследованными в судебном заседании материалами дела:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***№***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ;
- светокопией временной таможенной декларации №***, в которой содержится информация о том, что декларант АО «Ковдорский ГОК» поместил данный товар – *** (ТН ВЭД ТС ***) под таможенную процедуру экспорта, весом брутто товара *** и общей стоимостью *** выпущена ***;
- светокопией полной декларации на товары №***, в которой содержится информация о том, что АО «Ковдорский ГОК» было заявлено, что с таможенной территории ТС было вывезено *** стоимостью ***;
-светокопией железнодорожной накладной №***, в которой отражено, что общий вес отправляемого товара десяти вагонах составляет ***
- светокопией контракта №*** от ***, в котором указано, что АО «Ковдорский ГОК» с иностранной компанией ****** заключило Контракт *** (далее – Контракт). Согласно данному Контракту Продавец (АО «Ковдорский ГОК») продает на экспорт, а Покупатель *** покупает на условиях FCA железнодорожная станция *** химическую продукцию (далее – Товар), которая приведена в Приложениях к Контракту. Конкретные объемы и сроки поставок в рамках поставки общего количества Товаров, предусмотренных настоящим Контрактом, определяются в Дополнениях к настоящему Контракту. Общая ориентировочная стоимость Контракта, включая опцион Продавца +10%, составляет *** (п.9 Контракта).
Согласно Приложению №*** от *** к Контракту наименование товара – ***.
Согласно Дополнению от ***№*** к Контракту, стороны согласовали отгрузить в период ****** железнодорожным транспортом по цене ***. По данному Дополнению к Контракту базис поставки был определен как FCA станция *** ЖД согласно Инкотермс 2010. Пограничным переходом была определена ЖД станция ***
- светокопией договора транспортно-экспедиционного обслуживания №*** от *** с приложениями, заключенного между АО «Ковдорский ГОК» (экспедитор) и иностранной компанией *** (клиент), в целях вывоза *** с таможенной территории ЕАЭС. Согласно пункту *** которого экспедитор обязуется организовать погрузку груза и обеспечить правильное, достоверное и полное оформление перевозочных, сопроводительных документов, необходимых для отправления груза и перехода через границу, а также выполнить все иные обязательства и требования, исполнение которых необходимо для беспрепятственного осуществления международных перевозок грузов; пунктом *** с целью выполнения своих обязательств либо их части экспедитор вправе привлекать третьих лиц, за действия которых экспедитор отвечает как за свои собственные. Во исполнение данного пункта АО «Ковдорский ГОК» привлек ОАО «РЖД»;
- светокопией договора на организацию расчетов №*** от *** и дополнениями к нему, заключенного между ОАО «РЖД» и ОАО «Ковдорский ГОК», который регулирует взаимоотношения сторон, связанные с организацией расчетов и оплатой провозных платежей, сборов, а также иных причитающихся ОАО «РЖД» платежей при перевозках грузов ж/д транспортом, оплату по которым осуществляет Клиент и дополнительным соглашением №*** от ***
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ОАО «РЖД» по состоянию на ***;
- светокопией коммерческого акта №***, из которого следует, что перевес составляет ***
- светокопией акта общей формы №*** от ***;
- протоколом об административном правонарушении №*** от ***, составленным по части 3 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД», в котором описаны обстоятельства совершения данного административного правонарушения, а также иными документами, представленными в административном деле.
Изучив материалы дела, считаю вину юридического лица ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Действия ОАО «РЖД» суд квалифицирует по части 3 ст. 16.1 КоАП как сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о весе брутто товаров при убытии с таможенной территории Таможенного союза путем представления недействительных документов.
Представленная ОАО «РЖД» в таможенный орган - Пограничный т/п *** таможни ж/д накладная №***, содержащая недостоверные сведения о весе брутто ***, является недействительным документом.
Субъектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 ст. 16.1 КоАП РФ, является перевозчик, фактически представивший таможенному органу недействительный документ. В данном случае, таким лицом является ОАО «РЖД».
Таким образом, *** при убытии товаров с таможенной территории ЕАЭС, перевозчиком товаров ОАО «РЖД» таможенным органам был представлен недействительный документ - ж/д накладная №***, необходимый для международной перевозки железнодорожным транспортом, поскольку содержал недостоверные сведения о весе брутто ***, в связи с чем перевозчиком были сообщены недостоверные сведения о весе брутто товаров.
Учитывая вышеизложенное, ОАО «РЖД» своими действиями нарушило требования таможенного законодательства, а именно сообщило таможенному органу недостоверные сведения о весе брутто товаров при убытии с таможенной территории ЕАЭС, совершив при этом административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Общество не предприняло всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
ОАО «РЖД» являясь перевозчиком товаров, имело возможность соблюсти таможенное законодательство. ОАО «РЖД», осуществляя профессиональную деятельность по международной перевозке грузов, должно было таким образом планировать проведение предварительных операций, предшествующих международной перевозке, к которым относится и приемка товаров к перевозке, до представления таможенному органу товаросопроводительных документов, чтобы избежать нарушения требований таможенного законодательства, а также организовать свои гражданско-правовые отношения с контрагентом, чтобы иметь достоверные сведения о перемещаемом товаре (о весе брутто) с целью их последующего представления в таможенный орган. Являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, связанной с организацией перевозок, общество имело право и реальную возможность до момента подачи в административный орган товаросопроводительных документов совершить действия, направленные на установление сведений о фактическом весе товара, в том числе осуществить взвешивание товара на вагонных весах по пути следования к месту назначения, однако не предприняло все зависящие от него меры для выполнения условий, предусмотренных таможенным законодательством, за нарушение которых ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ОАО «РЖД» таможенных обязанностей, предусмотренных ст.ст. 159, 163 ТК ТС, не установлено. Вступая в таможенные правоотношения, ОАО «РЖД» должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Представленные ОАО «РЖД» письма Росстандарта с изложенной в них позицией относительно измерения массы вагонов на территории *** не опровергают результаты взвешивания вагонов на станции ***
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ОАО «РЖД», судьей не установлено.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, является повторное совершение однородного административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Санкцией части 3 статьи 16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие сведений, смягчающих наказание юридического лица, и наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, мнение защитника, а равно отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства, считаю возможным назначить ОАО «РЖД» наказание в виде административного штрафа, предусмотренном санкцией вменяемой статьи в минимальном размере, без конфискации предметов административного правонарушения, так как данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является соразмерным содеянному. Оснований для назначения более мягкого наказания с учетом отягчающих ответственность обстоятельств не усматриваю.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
***
***
***
В соответствии с частью 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Документ, подтверждающий уплату штрафа, необходимо предъявить в канцелярию Первомайского районного суда города Мурманска по адресу: ***
Разъяснить, что неуплата штрафа в срок, предусмотренный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, влечет за собой привлечение к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 (десяти) дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья С.А. Мильшин