Дело № 5-827/2021
УИД 51RS0001-01-2021-002676-38
Мотивированное постановление изготовлено 10.06.2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
07 июня 2021 года г. Мурманск
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Хуторцева И.В. в помещении Октябрьского районного суда г. Мурманска, расположенного по адресу: г. Мурманск, пр. Ленина, д. 54,
с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сивака И.П., которому разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции РФ, статьей 25.1 КоАП РФ,
его защитника Висоцкас О.Р., которому разъяснены права, предусмотренные статьей 25.5 КоАП РФ,
должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Бучаевой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и материалы к нему в отношении:
Сивака И.П., <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Пограничным управлением ФСБ России по западному арктическому району в суд представлен материал об административном правонарушении в отношении гражданина Сивак И.П.
Согласно протоколу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ Сивак И.П. в период времени с 06:20 часов до 09:45 часов ДД.ММ.ГГГГ в нарушение ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 15 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пункта 14.5.5 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от ДД.ММ.ГГГГ№ с <данные изъяты> с использованием транспортного средства «№1, осуществил хранение и транспортировку до <данные изъяты> 23 полипропиленовых мешков белого цвета, наполненных 701 сырым комплектом конечностей краба камчатского, изготовленных не менее чем 351 экземпляра краба камчатского общей массой в сырце 1014 кг 266 гр, запрещенных к добыче (вылову).
Допущенные Сивак И.П. нарушения влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании Сивак И.П. с вменяемым правонарушением не согласился, пояснил, что содержимое груза не знал. Взвешивание груза производилось в его отсутствие. Объем и краба камчатского оспаривал, с размером стоимости одного килограмма краба камчатского и размером ущерба не согласился.
Защитник в судебном заседании доводы Сивака И.П. поддержала, дополнительно пояснила, что состав административного правонарушения не доказан, доказательства добычи Сивак И.П. краба камчатского отсутствуют, транспортировка рассматривается только в контексте с рыбодобывающей деятельностью. С размером стоимости одного килограмма краба камчатского и размером ущерба не согласился, указав, что экспертное заключение об оценке стоимости 1 килограмма краба камчатского, составленное ФИО5, нельзя признать допустимым доказательством по делу, поскольку при проведении экспертизы и составлении экспертного заключения была применена торговая наценка, относящаяся к 2012 году. Сведения о дате применяемой торговой наценки отсутствуют в экспертном заключении. Кроме того, используемое и применяемое при проведении экспертизы письмо Минрыбхоза СССР от 07.09.1988 № 11-05/501, которым утверждена Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях, объединениях рыбной отрасли, утратило силу на территории РФ с 04.10.2019 в связи с изданием приказа Минсельхоза России от 04.12.2020 № 734.
Представитель административного органа в судебном заседании указал, что вина Сивак И.П. установлена и подтверждается материалами дела. Сивак И.П. вменяется транспортировка и хранение.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, представителя административного органа, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.
Как разъяснено в пункте 1 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.11.2010 № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства, необходимо учитывать, что отношения в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (далее - водные биоресурсы) регулируются, в том числе Федеральными законами: от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Согласно статьям 34, 35 Федерального закона от 24 мая 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» юридическими лицами и гражданами могут осуществляться такие виды пользования животным миром, как рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих. Пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 9,10, 10.1, 16 статьи 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов;
промышленное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов;
прибрежное рыболовство - предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, приемке, обработке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов в определенные органами государственной власти прибрежных субъектов Российской Федерации места доставки на территориях этих субъектов, в том числе в морские порты Российской Федерации, а в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях перегрузка уловов водных биоресурсов и производство на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.
любительское и спортивное рыболовство - деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях.
Согласно ст.2 Федерального закона № 166-ФЗ законодательство о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов основывается, в том числе на принципах приоритета сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав, согласно которому владение, пользование и распоряжение водными биоресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде и состоянию водных биоресурсов; приоритета сохранения особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, согласно которому осуществление рыболовства в отношении особо ценных и ценных видов водных биоресурсов ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
Статьей 10 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» установлено, что водные биоресурсы находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч.1 ст.10)
Юридические лица и граждане, которые осуществляют рыболовство в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, приобретают право собственности на добытые (выловленные) водные биоресурсы в соответствии с гражданским законодательством (ч.3 ст.10).
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества (ч.2 ст.218 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с ч.1, 3 ст.15 Федерального закона РФ № 166-ФЗ рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.
Перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов утверждается федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Приказом Федерального агентства по рыболовству от 16.03.2009 № 191 утвержден Перечень особо ценных и ценных видов водных биоресурсов, отнесенных к объектам рыболовства, куда внесен краб камчатский в раздел «В» как ценные виды беспозвоночных.
В статье 12 Федерального закона № 166-ФЗ установлено, что право на добычу (вылов) водных биоресурсов может быть ограничено в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В силу статьи 6 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется на сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
Согласно статье 43.1. Федерального закона N 166-ФЗ правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность. Правила рыболовства утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна.
В Баренцевом море действуют Правила рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 30 октября 2014 г. N 414 (далее - Правила).
Согласно пункту 14.5.5 Правил рыболовства, гражданам запрещается иметь на борту судна и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках и в местах добычи (вылова) (при осуществлении рыболовства вне рыболовных (рыбопромысловых) участков), орудия добычи (вылова), применение которых в данном районе и в данный период времени запрещено, а также водные биоресурсы, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена, или их части.
При осуществлении рыболовства юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам запрещается:
- осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов в запретных и закрытых районах добычи (вылова) и в запретные для добычи (вылова) сроки (периоды) (п.14.2 Правил рыболовства);
- в случае добычи (вылова) запрещенных видов водных биоресурсов они должны с наименьшими повреждениями, независимо от их состояния, выпускаться в естественную среду обитания (п.14.4.8 Правил);
- в течение года добыча (вылов) краба камчатского в территориальном море Российской Федерации и внутренних морских водах Российской Федерации, а также на участке континентального шельфа Российской Федерации, ограниченного с севера широтой 68°40" с.ш., с юга, запада и востока - внешней границей территориального моря Российской Федерации (п.16.1 Правил рыболовства).
- добыча (вылов) краба камчатского - в период размножения и линьки с 1 января по 15 августа и с 16 декабря до 31 декабря (подпункт «б» п.18 Правил рыболовства);
- добыча (вылов) без путевок краба камчатского (п.76 Правил рыболовства).
В судебном заседании установлено, что в рамках работы по оперативному обеспечению охраны водных биологических ресурсов получена информация, свидетельствующая о том, что неустановленные лица осуществляют незаконную добычу (вылов) ценных видов водных биологических ресурсов – краба камчатского в <данные изъяты>, в дальнейшем транспортируют в цеха, расположенные на территории <данные изъяты>. При осуществлении указанной деятельности используется автомобиль марки «№1, принадлежащий ФИО6
В период с 06:20 до 09:45 часов ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками оперативного отдела Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району осуществлялось оперативно-розыскное мероприятие «Наблюдение» в отношении транспортного средства №1 непрерывно путем оперативного сопровождения.
В период 06:20 ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство «№1 двигалось по направлению от <данные изъяты>. На <данные изъяты> прибытие данного транспортного средства ожидали сотрудник Управления на служебном автотранспорте.
Около 09:45 часов ДД.ММ.ГГГГ автомобиль «№1 появился в зоне видимости ожидающих сотрудников Управления. Автомобиль «№1 вправо и остановился на обочине дороги, затем резко тронулся, развил скорость и попытался проехать между служебными автомобилями. Однако, водитель транспортного средства не справился с управлением и врезался в служебный автомобиль Пограничного управления, после чего автомобиль «№1 перевернулся.
В ходе оперативного сопровождения транспортного средства водитель автомобиля остановок не совершал, каких-либо действий с транспортируемым грузом не осуществлял.
В период времени с 11:50 до 13:55 ДД.ММ.ГГГГ дознавателем ФИО8 с участием Сивак И.П., с применением фотофиксации, осуществлялся осмотр места происшествия.
В ходе осмотра установлено, что транспортное средство «№1» лежит на боку, имеет множественные повреждения, свидетельствующие о дорожно-транспортном происшествии. Дверь багажного отделения транспортного средства приоткрыта, один белый мешок находился на дороге. Кузов автомобиля деформирован. Визуально внутри багажного отделения наблюдаются белые полипропиленовые мешки. Несколько мешков находятся на земле. Из багажного отделения извлечены 23 полипропиленовых мешка белого цвета, наполненных секциями конечностей предположительно краба камчатского и рюкзак темного цвета. В ходе визуального осмотра содержимое мешков просматривается без их вскрытия – из неплотно завязанных горловин просматриваются клешни камчатского краба, некоторые мешки проткнуты конечностями. Внутри багажного отделения стоит специфический запах, присущий камчатскому крабу. Взвешивание мешков с содержимым не производилось. Приято решение осуществить осмотр и пересчет содержимого мешков.
По результатам осмотра и пересчета установлено, что в 23 мешках находилось 701 комплектов конечностей предположительно краба камчатского.
При производстве следственного действия 23 белых полипропиленовых мешка, с находящимися в них 701 комплектами конечностей предположительно краба камчатского упакованы в 25 полипропиленовых мешков, опечатаны, автомобиль «УАЗ Патриот», г.н. у827кт51, изъяты и переданы на ответственное хранение на склад ПУ ФСБ России по ЗАР по <адрес> (л.д.7-10,12-14,15).
По результатам осмотра места происшествия составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно протоколу осмотра предметов (документов) от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием <данные изъяты>ФИО7, которому разъяснены права, предусмотренные ст. 58 УПК РФ, проведенному с применением технических средств (фотоаппарат, весы напольные, ноутбук) в 23 полипропиленовых мешках белого цвета всего находилось 701 секция конечностей краба камчатского, весом 667 кг 280 гр, для изготовления указанного числа секций конечностей краба камчатского необходимо не менее 351 экземпляр особей краба камчатского. (л.д. 16-17, 18).
Усмотрев в действиях Сивак И.П. признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, выразившегося в нарушении пункта 14.5.5 Правил рыболовства дознавателем отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району ФИО4ДД.ММ.ГГГГ в отношении Сивак И.П. вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №.
Определением старшего дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ назначена экспертиза об определении рыночной стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного производства.
По заключению специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость 1 кг водных биологических ресурсов по действующим ценам в ДД.ММ.ГГГГ составляет 934 рубля 10 копеек.
ДД.ММ.ГГГГ старшим дознавателем отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по ЗАР в отношении Сивак И.П. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.17 КоАП РФ.
Протокол составлен в присутствии Сивак И.П. и его защитника Висоцкас О.Р.
При составлении протокола Сивак И.П. и защитнику разъяснены права.
В своих пояснениях Сивак И.П. с вменяемым составом административного правонарушения не согласился, указал, на несогласие определениями по делу от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в фотофиксации при ознакомлении с делом, что нарушает его конституционные права на защиту, не согласился с показаниями свидетелей, экспертным заключением. Отметил, что решение по уголовному делу в материалах дела отсутствует. Протокол об административном правонарушении не соответствует требованиям Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку не содержит указания на свидетелей и вещественные доказательства. Материалы дела не прошиты и не пронумерованы. Не согласился с нарушением п.14.5.5 Правил рыболовства.
Защитник при составлении протокола позицию Сивака И.П. поддержала, отметила нарушение права на защиту при отказе в использовании фотоаппарата при ознакомлении с материалами дела.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором изложены обстоятельства его совершения;
- рапортом дознавателя отдела дознания и административной практики ПУ ФСБ России по западному арктическому району от ДД.ММ.ГГГГ об обнаружении признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.17 КоАП РФ;
- копией протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ с фотоматериалом;
- копией акта приема-передачи имущества на ответственное хранение от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией протокола осмотра предметов (документов) от 26.112020 с фотоматериалом, документом об образовании ФИО10;
- копией свидетельства о поверке № действительно до ДД.ММ.ГГГГ;
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ;
- копией листов паспорта Сивака И.П.;
- определением о назначении экспертизы стоимости водного биологического ресурса от ДД.ММ.ГГГГ;
- определением об истребовании сведений по административному делу от ДД.ММ.ГГГГ;
- заявлением Сивака И.П. от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии документов на 701 секций краба камчатского;
- протоколом опроса Сивак И.П, от ДД.ММ.ГГГГ в котором от объяснений отказался на основании ст. 51 Конституции РФ;
- заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ;
- сведениями УГИБДД УМВД России по Мурманской области об отсутствии зарегистрированных за Сиваком И.П. транспортных средств и прицепов к нему;
- карточкой учета транспортного средства, согласно которой автомобиль «№1 зарегистрирован за ФИО6;
- протоколом ареста вещей и документов от 27.0.12021, в соответствии с которым транспортное средство «№1 арестовано и передано на ответственное хранение на склад ОМТО ПУ ФСБ России по ЗАР;
- актом приема-передачи вещественных доказательств от ДД.ММ.ГГГГ;
- протоколом опроса ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО8 проходит службу в Пограничном управлении в должности дознавателя. Около 09:00 ДД.ММ.ГГГГ от оперативного дежурного Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району поступила информация, содержащая сведения об обнаружении на 9<данные изъяты> в транспортном средстве «№1, белых полипропиленовых мешков, с находящимися в них комплектами конечностей краба камчатского, что свидетельствует о совершении неустановленным лицом преступления, ответственность за которое предусмотрена ст.256 УК РФ.
Около 11:30 часов ДД.ММ.ГГГГ прибыл на <данные изъяты>, провел осмотр места происшествия о чем составил протокол. Перед началом осмотра установлена личность мужчины, находившегося возле транспортного средства. Им оказался Сивак И.П. Оперуполномоченный ФИО9, пояснил, что автомобиль «№1» предпринял попытку протаранить служебные автомобили Пограничного управления, с целью уйти от преследования.
- протоколом опроса специалиста ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым ФИО10, имеет высшее образование по специальности «Экология», диплом ИВС, имеет ученую степень кандидата биологических наук по специальности «океанология», стаж научной работы <данные изъяты>. Работает в <данные изъяты>» в должности <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ приглашен дознавателем ФИО8 на склад ОМТО Управления по <адрес> для участия в осмотре предметов, изъятых протоколом осмотра места происшествия ДД.ММ.ГГГГ.
Перед началом осмотра ему разъяснены права и ответственность, предусмотренные ст. 58 УПК РФ.
Для осмотра ему предоставлены 23 полипропиленовых мешка белого цвета с сохраненными бирками.
В ходе осмотра содержимого 23 белых полипропиленовых мешков им установлено, что внутри находятся сырые комплекты конечностей краба камчатского общим количеством 701 комплект.
Указанные комплекты конечностей принадлежат крабу камчатскому, поскольку имеют ярко выраженные шипы, окрас характерный для краба камчатского, не подвергнутого термической обработке (окрас от красно-коричневого цвета до желтовато-белого), ходильные ноги (перейоподы) состоят из нескольких члеников и эластичных соединений, что характерно только для камчатского краба. Указанные комплекты конечностей краба камчатского являются сыро-мороженными, то есть не подвергнутыми термической обработке и подвергнутыми заморозке. По внешнему виду обработки сделал вывод, о том, что комплекты конечностей отделены от карапакса кустарным способом (путем механического отделения), поскольку основания ходильных ног имели неровную структуру мышечной ткани. Для изготовления 701 комплекта конечностей краба камчатского потребовалось не менее 351 экземпляров краба камчатского (701/2=350,5). После взвешивания установлено, что общая масса нетто содержимого 23 полипропиленовых мешков составляет 667 кг 280 гр.
Зная массу сыро-мороженых комплектов конечностей краба камчатского (667 кг 280 гр.) пришел к выводу, что для получения указанной продукции потребовалось не менее 1014 кг 266 гр сырца краба камчатского. Указанную массу сырца получил путем применения коэффициента 1,520, установленного Едиными нормами выхода продуктов переработки водных биологических ресурсов, издательство ВНИРО, 2019 г (667 кг 280 гр х 1,520= 10142 кг 266 гр.). Таким образом, в 23 белых полипропиленовых мешках находилось 701 сырой комплект конечностей краба камчатского, для изготовления которых потребовалось не менее 351 экземпляра краба камчатского общей массой в сырце 1014 кг 266 гр. Пояснил, что ареал обитания краба камчатского губа в Баренцевом море простирается от побережья Королевства Норвегия на западе до склонов Гусиной банки и Воронки Белого моря на востоке. Северная граница ареала камчатского краба в Баренцевом море определяется зоной проникновения теплых атлантических вод, а южная – береговой линией побережья королевства Норвегия и Кольского полуострова. Таким образом, местом обитания камчатского краба является акватория южной части Баренцева моря, включая его прибрежные воды со всеми многочисленными губами и заливом побережья Кольского полуострова. Исходя из этого акваторию Баренцева моря следует считать местом обитания краба камчатского. Размер ущерба причиненного водных биоресурсам составляет 2 521 584 рубля (351 экз х 7184 руб), а в случае совершения правонарушения в запретный срок и запретный период 5 043 168 рублей. После осмотра содержимое упаковано, снабжено сохранными бирками и помещено дознавателем в рефрижератор;
- копией диплома ФИО10,;
- актами наблюдения от ДД.ММ.ГГГГ за период с 06:20 часов до 06:35 часов (ФИО11), 06:35 часов до 07:40 часов ( ФИО9), с 07:40 до 09:45 часов (ФИО12, ФИО13);
- протоколами опроса ФИО11, ФИО9, ФИО12 и ФИО13 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым они проходят службу в Пограничном управлении ФСБ России по западному арктическому району и в рамках работы по оперативному обеспечению охраны водных биологических ресурсов по полученной информации о том, что неустановленные лица осуществляют незаконную добычу (вылов) ценных видов водных биологических ресурсов – краба камчатского в акватории <данные изъяты> и в дальнейшем транспортируют в цеха, расположенные на территории <данные изъяты> с использованием транспортного средства «№1, принадлежащего ФИО6 в соответствии со ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» осуществляли оперативно-розыскное мероприятие «Наблюдение» территории <данные изъяты> 06:20 часов по 09:45 часов ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе мероприятия около 06:20 часов ДД.ММ.ГГГГ на развилке <данные изъяты>ФИО11 взят под наблюдение автомобиль «№1 по направлению от <данные изъяты> в сторону <адрес>. В автомобиле находился только водитель. Информация о движущемся автомобиле передана посредством служебного средства связи ФИО9 Наблюдение ФИО11 прекращено в 06:35 часов ДД.ММ.ГГГГ.
С 06:35 часов до 07:40 часов ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> автомобиль принят под наблюдение ФИО9
С 07:40 часов до 09:45 часов ДД.ММ.ГГГГ на <данные изъяты> оперативное сопровождение автомобиля приняли ФИО12 и ФИО13 Которыми принято решение остановить автомобиль «№1» для осуществления досмотра, в связи с чем ожидали прибытие данного транспортного средства на <данные изъяты>
В ходе оперативного сопровождения транспортного средства водитель автомобиля остановок не совершал, каких-либо действий с транспортируемым грузом не осуществлял.
Около 09:45 часов ДД.ММ.ГГГГ автомобиль «№1» появился в зоне видимости ожидающих сотрудников Управления. Остановился на обочине дороги, затем резко тронулся с места, развил скорость и пытался проехать между служебными автомобилями, ноне справился с управлением, врезался в служебный автомобиль, после чего перевернулся.
Оснований не доверять собранным по делу доказательствам не имеется, поскольку они получены должностными лицами пограничного органа, Федеральной службы безопасности Российской Федерации осуществляющего государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов в пределах возложенных полномочий при исполнении должностных обязанностей с соблюдением установленного порядка.
Тот факт, что сотрудники пограничного органа являются должностными лицами, наделенными государственно-властными полномочиями, не может служить поводом к тому, чтобы не доверять их показаниям и составленным ими процессуальным документам. Свидетели были предупреждены об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, дали одинаковые показания по обстоятельствам дела. Оснований для оговора ими Сивака И.П. не установлено.
Таким образом, собранными по делу доказательствами достоверно подтверждается, что Сивак И.П. в период времени с 06:20 часов до 09:45 часов ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты> с использованием транспортного средства «№1, осуществил хранение и транспортировку до <данные изъяты> 23 полипропиленовых мешков белого цвета, наполненных 701 сырым комплектом конечностей краба камчатского, изготовленных не менее чем 351 экземпляра краба камчатского общей массой в сырце 1014 кг 266 гр, запрещенных к добыче (вылову), чем допустил нарушение ч. 3 ст. 10, ч. 1 ст. 15 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», пункта 14.5.5 Правил рыболовства для Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 30.10.2014 № 414, а именно осуществил рыболовство ценных видов водных биологических ресурсов в части хранения и транспортировки в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых запрещена; имел в местах добычи части водных биологических ресурсов, добыча (вылов) которых в данном районе и в данный период времени запрещена.
В действиях Сивака И.П. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд считает, что вина Сивак И.П. является доказанной, его действия следует квалифицировать по части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы Сивака И.П. по обстоятельствам дела судья не может признать убедительными, а рассматривает как избранный способ защиты.
Доводы лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, что, осуществляя транспортировку и хранение конечностей краба камчатского, запрещенных к добыче (вылову), он не допустил нарушения законодательства о рыболовстве, следовательно в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.17 КоАП РФ, основан на неверном толковании и применении положений Федерального закона № 166-ФЗ и Правил рыболовства, а также самого понятия «рыболовство».
Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, что он не знал и не мог знать о том, что перевозимый в управляемом им транспортном средстве груз является конечностями краба камчатского, не опровергает наличие вины Сивака И.П. в совершении вменяемого ему административного правонарушения, поскольку он, принимая к перевозке груз, несет последствия нарушения законодательства, допущенных в процессе такой деятельности.
Отсутствие разрешительных документов или иных правоустанавливающих документов на уловы водных биоресурсов свидетельствует об их незаконной добыче и незаконности владении ими лицом, у которого данные водные биоресурсы обнаружены.
Совершив действия по транспортировке водных биоресурсов, Сивак И.П. разрешительных документов подтверждающих законность добычи (вылова), хранения и транспортировки краба не представил.
В соответствии с санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях кратность, применяемая к исчислению суммы административного штрафа, определяется на граждан в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.
Предметом административного правонарушения является 701 секция конечностей краба камчатского. Для изготовления указанного числа секций конечностей потребовалось не менее 351 экземпляра краба камчатского, что установлено в рамках административного расследования <данные изъяты>ФИО10, имеющим соответствующее образование, что документально подтверждено.
Согласно нормам выхода продуктов переработки водных биологических ресурсов Северного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных 13.12.2019 Полярным филиалом ФГБНУ «ВНИРО» («ПИНРО» им.Н.М.Книповича), коэффициент расхода сырья на единицу готовой продукции при производстве комплектов конечностей в панцире сыро-мороженых составляет 1,520. Следовательно, для изготовления 701 секции конечностей краба камчатского требуется 1014 кг 266 гр сырца краба камчатского.
Таким образом, предметом административного правонарушения являются водные биологические ресурсы - краб камчатский весом 1014 кг 266 гр сырца краба камчатского.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2010 № "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство" стоимость водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, должна определяться на момент окончания или пресечения административного правонарушения на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, либо исходя из рыночной стоимости биоресурсов (в частности, с учетом данных, полученных от рыбодобывающих предприятий, торгово-промышленных палат). В случае необходимости стоимость биоресурсов может быть определена на основании заключения эксперта (п.1 ч.1 ст.3.5, ч.1 и ч.2 ст.27.11 КоАП РФ).
В соответствии с заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного экспертом ФИО5, рыночная стоимость по действовавшим ценам в ДД.ММ.ГГГГ 1 килограмма водных биологических ресурсов (в сырце, нетто) краба камчатского составляет 934 рубля 10 копеек.
Применение экспертом ФИО5 при проведении экспертизы Инструкции по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях, объединениях рыбной отрасли, утвержденной письмом Минрыбхоза СССР от 07.09.1988 № 11-05/501, утратившей силу на территории РФ с 04.10.2019 в связи с изданием приказа Минсельхоза России от 04.12.2020 № 734, не может ставить под сомнение достоверность выводов, к которым пришел эксперт при определении рыночной стоимости 1 кг краба камчатского, и размер определенной им стоимости 1 кг краба камчатского.
Для определения понижающего коэффициента, торговой наценки иных достоверных сведений и методики определения понижающего коэффициента на дату проведения экспертизы не имелось, поэтому при составлении экспертного заключения была применена торговая наценка, относящаяся к 2012 году.
Оспаривая заключение эксперта, иных достоверных сведений, которыми должен был руководствоваться эксперт, Сивак И.П. и его защитник в судебном заседании не сообщили.
У судьи не имеется оснований ставить под сомнение заключение эксперта. Представленное заключение признаю допустимым и достоверным доказательством по делу, поскольку эксперт имеет соответствующее образование, стаж работы, является субъектом оценочной деятельности, что документально им подтверждено.
Таким образом, общая стоимость водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, составляет 947 425 рублей 87 копеек (1014 кг 266 гр х 934 рубля 10 копеек).
При производстве по делу об административном правонарушении и составлении протокола об административном правонарушении административным органом процессуальных нарушений не допущено.
Доводы Сивак И.П. и его защитника о нарушении права на защиту, выразившегося в отказе фотосъемки материалов дела или предоставлении их копий, признаются не состоятельными, поскольку установленное ст. 25.1 КоАП РФ право на ознакомление с материалам делами не предполагает обязательное изготовление фотокопий или выдачу копий документов административным органом..
Обстоятельств, которые в силу статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются основаниями для прекращения производства по делу об административном правонарушении, не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Анализируя собранные доказательства о доказанности вины Сивак И.П. в совершении административного правонарушения, определяя вид административного наказания, судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Сивака И.П., в соответствии со ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельства, имущественное положение, считаю возможным назначить Сиваку И.П. наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
Оснований для замены административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ не имеется.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей.
При этом согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
С учетом установленных по делу обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, полагаю возможным применить положения ч.ч. 2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначить штраф в размере менее минимального, то есть в размере 300 000 рублей без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.
Автомобиль марки №1, арестованный на основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от ДД.ММ.ГГГГ, следует вернуть законному владельцу после вступления постановления в законную силу.
В соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.
Споры о возмещении имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Как разъяснено в пункте 13 (1) Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» основаниями для разрешения судьей вопроса о возмещении имущественного ущерба, причиненного в результате совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 либо частью 2 статьи 8.37 КоАП РФ, являются указание на наличие имущественного ущерба в протоколе об административном правонарушении либо постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, а также отсутствие возражений лица, в отношении которого ведется производство по делу, и разрешаемого в суде спора о возмещении имущественного ущерба.
Постановлением Правительства РФ от 03.11.2018 N 1321, вступившим в действие 17.11.2018, утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного водным биологическим ресурсам, согласно которым такса за один экземпляр независимо от размера и веса краба камчатского составляла 7184 рубля.
В протоколе об административном правонарушении указано на наличие ущерба по таксам, установленным Постановлением Правительства РФ от 03.11.2018 N 1321.
Сивак И.П. и его защитник в судебном заседании с причинением ущерба не согласились.
В связи возникшим спором о возмещении имущественного ущерба, в соответствии со статьей 4.7 КоАП РФ подлежит разрешению судом в порядке гражданского судопроизводства на основании искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3.5, 4.1, 29.9-29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Сивака И.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.
Автомобиль марки №1, арестованный на основании протокола ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от ДД.ММ.ГГГГ вернуть законному владельцу после вступления постановления в законную силу.
Спор о возмещении имущественного ущерба подлежит разрешению судом в порядке гражданского судопроизводства на основании искового заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Реквизиты для уплаты штрафа:
ИНН: 5190046521; КПП: 519001001; Лицевой счет 04491Y00970;
УФК по Мурманской области (ПУ ФСБ России по западному арктическому району); расчетный счет: 03 100 643 000 0000 14900;
БИК: 014705901; Банк – Отделение Мурманск Банка России/УФК по Мурманской области г. Мурманск;
ОКТМО: 47701000; КБК: 189 116 0108 101 9000 140
УИН 18900009760210001841.
Копия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, подлежит предъявлению в канцелярию по административным делам Октябрьского районного суда г. Мурманска.
Разъяснить, что неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность на основании части 1 статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: И.В. Хуторцева