ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-82/2022 от 21.04.2022 Пономаревского районного суда (Оренбургская область)

№ 5-82/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

с. Пономаревка 18 апреля 2022 года

Резолютивная часть оглашена 18 апреля 2022 года.

Мотивированное постановление изготовлено 21 апреля 2022 года.

Пономаревский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Щепиной О.В.,

при секретаре Юрковой Т.С.,

с участием лица, привлекаемого к административной ответственности - ИП Павлова И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя Павлова И.Н. (ОГРНИП 309565825400174), ... года рождения, уроженца ..., гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: ...,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

18 марта 2022 года в 17 час. 45 мин. инспектором направления по исполнению административного законодательства Отд МВД России по Пономаревскому району капитаном полиции Шмаковой В.А. установлено, что Павлов И.Н., являясь индивидуальным предпринимателем и арендатором магазина «Загадка», расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с. Дюсьметьево, ул. Центральная, д. 16, осуществлял деятельность по реализации продуктов питания, в нарушение ч. 4 ст. 24.7 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по вывозу отходов IV, V класса опасности.

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности – ИП Павлов И.Н. свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ не признал, пояснил, что договор с региональным оператором ООО «Природа» по вывозу мусора не заключал в связи с тем, что в с. Дюсьметьево Пономаревского района Оренбургской области ООО «Природа» свои услуги по вывозу мусора не осуществляет. Мусор с магазина он вывозит сам, один раз в две недели на личном автомобиле на общественную свалку.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав ИП Павлова И.Н., суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон № 89-ФЗ) правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется названным Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона № 89-ФЗ).

В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее - Правила обращения с ТКО) договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил (пункт 5 данных Правил).

Согласно подпункту «в» пункта 8 (1) Правил обращения с ТКО региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Оренбургской области от 28 апреля 2018 года, заключенным между ООО «Природа» и Министерством строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области с 1 января 2019 года, официальным региональным оператором, осуществляющим оказание услуг населению Оренбургской области по вывозу и утилизации бытовых отходов, является ООО «Природа». Приказом департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов Оренбургской области от 20 декабря 2018 года установлен и введен в действие единый тариф на вывоз ТКО ООО «Природа».

В соответствии с абз. 1 - 3 п. 8 (17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) названных Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) названных Правил.

Вместе с тем в нарушение вышеприведенных требований ИП Павлов И.Н. на момент выявления должностным лицом вмененного ему административного правонарушения договор с региональным оператором ООО «Природа» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, которые образуются в результате деятельности индивидуального предпринимателя, не заключил.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, в том числе:

- протоколом об административном правонарушении ...... от 24 марта 2022 года, из которого следует, что 18 марта 2022 года в 17 час. 45 мин. Павлов И.Н., являясь индивидуальным предпринимателем, арендатором магазина «Загадка», расположенного по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с. Дюсьметьево, ул. Центральная, д. 16, осуществлял деятельность по реализации продуктов питания, в нарушение ч. 4 ст. 24.7 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» не заключил договор с региональным оператором на оказание услуг по вывозу отходов IV, V класса опасности;

- рапортом инспектора ИАЗ Отд МВД России по Пономаревскому району капитаном полиции Шмаковой В.А., из которого следует, что 18 марта 2022 года в 17 час. 45 мин. ИП Павлов И.Н. являясь владельцем помещения магазина «Загадка», расположенного по адресу: с. Дюсьметьево, ул. Центральная, 16 не заключил договор с региональным оператором ООО «Природа» на оказание услуг по вывозу отходов IV, V класса опасности, осуществлял деятельность по реализации продуктов питания;

- протоколом осмотра помещения от 18 марта 2022 года, согласно которого в ходе осмотра магазина «Загадка», расположенного по адресу: с. Дюсьметьево, ул. Центральная, 16, выявлено, что в подсобном помещении магазина складируется мусор;

- объяснением Бикчантаевой Н.З. от 18 марта 2022 года из которых следует, что она является продавцом в магазине «Загадка», расположенного по адресу: с. Дюсьметьево, ул. Центральная, 16, мусор складируется в подсобном помещении магазина и вывозится ИП Павловым И.Н. на личном автомобиле;

- информацией ООО «Природа» от 22 марта 2022 года № 1783 о том, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО с ИП Павловым И.Н. по адресу: с. Дюсьметьево, ул. Центральная, д. 16, отсутствует;

- письменными объяснениями ИП Павлова И.Н. от 24 марта 2022 года из которых следует, что договор с региональным оператором ООО «Природа» по вывозу мусора с магазина «Загадка», расположенного по адресу: с. Дюсьметьево, ул. Центральная, 16, не заключался, так как в данном селе ООО «Природа» свои услуги по вывозу мусора не осуществляет;

- свидетельством о постановке на налоговой учет Павлова И.Н. серия 56 № 001092504;

- свидетельством о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серии 56 № 002852712;

- договором аренды нежилого помещения № ... от 15 апреля 2013 года, согласно которого Кутлузаманов Р.Х. сдает в аренду ИП Павлову И.Н. нежилое помещение – здание магазина, расположенное по адресу: Оренбургская область, Пономаревский район, с. Дюсьметьево, ул. Центральная, 16.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется.

Каких-либо объективных сведений, опровергающих или ставящих под сомнение установленные обстоятельства правонарушения, в судебном заседании не установлено.

Суд квалифицирует действия ИП Павлова И.Н. по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ - как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, суд относит совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Согласно ч. 3.5 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрено наложение на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица административного штрафа от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток, административное наказание в виде предупреждения данной нормой закона не предусмотрено.

В соответствии со ст. 3.4. КоАП РФ в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (часть3).

Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, в силу взаимосвязанных положений частей 2 и 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение за впервые совершенное юридическим лицом, являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения.

Категория субъектов малого и среднего предпринимательства раскрывается в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», согласно которой к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Таким образом, положения ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ применимы только в отношении зарегистрированных в установленном порядке субъектов малого и среднего предпринимательства, чья деятельность регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к которым в силу действующего законодательства относится ИП Павлов И.Н.

Принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также отсутствие причинение вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имущественного ущерба, учитывая, что Павлов И.Н. ранее к административной ответственности не привлекался, суд приходит к выводу о возможности назначения ИП Павлову И.Н. наказания в виде предупреждения.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать индивидуального предпринимателя Павлова И.Н. (ОГРНИП 309565825400174), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

На постановление может быть подана жалоба в Оренбургский областной суд через Пономаревский районный суд Оренбургской области в течение 10 суток с момента вручения или получения его копии.

Судья О.В. Щепина