ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-82/2023 от 11.09.2023 Володарского районного суда (Нижегородская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Володарск 11 сентября 2023г.

Судья Володарского районного суда Нижегородской области Полидорский А.А.,

с участием ФИО1, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении,

защитника Семенова П.Е. на основании доверенности от 07.09.2023г.,

с участием инспектора аппарата КСИ Володарского муниципального округа ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лицаспециалиста 1 категории в администрации г.п.р.п. Юганец (младшая должность муниципальной службы) ФИО1, <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

При проведении проверки выполнения требований, предложений и рекомендаций, изложенных в представлении № 01-11/2023 от 10.08.2021г. выданном Контрольно-счетной палатой Нижегородской области администрации г.п.р.п Юганец по результатам совместной проверки с контрольно-счетной инспекцией Володарского муниципального округа по теме «Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования предоставленных из областного бюджета в 2020 году и истекшем периоде 2021 года субсидий на поддержку государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ формирования современной городской среды регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда» в Администрации Володарского муниципального округа, который с 01.01.2023г. является правопреемником администрации городского поселения рабочий поселок Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области, установлен факт грубого нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, предоставлению бюджетной бухгалтерской (финансовой) отчетности, который выразился в занижении бюджетной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год дебиторской задолженности на 343874 рубля 40 копеек, что привело к искажению информации об обязательствах на 57%, а также во включении в бюджетную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2022 год ограды металлической в сумме 211618 рублей 44 копеек в качестве нефинансовых активов имущества казны без подтверждения первичными учетными документами.

Проверкой установлено, что 23.01.2023г. ФИО1 представила в финансовое управление администрации Володарского муниципального округа бюджетную отчетность об исполнении бюджета администрации г.п.р.п. Юганец за 2022 год. В отчетности на 01.01.2023г. в баланс исполнению бюджета (форма 0503130) по строке 140 «нефинансовые активы имущества казны (010800000) (остаточная стоимость) в графе 5 «Итого» ФИО1 включила стоимость ограды металлической в сумме 211618 рублей 44 копейки в отсутствие первичных учетных документов.

Исходя из пункта 16 Инструкции 191н при заполнении раздела «Нефинансовые активы имущества казны» (строка 140) отражаются остатки по счету 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» за минусом остатка по счету 010450000 «Амортизация имущества, составляющего казну».

Из анализа карточки счета 108.52 за январь 2022г. следует, что в администрации г.п.р.п Юганец поставлена на учет ограда металлическая стоимостью 211618 рублей 44 копейки в качестве имущества казны с 10.01.2022г., а данные, содержащиеся в этой карточке, являются основанием для заполнения раздела «нефинансовые активы имущества казны» (строка 140) на 01.01.2023г. в балансе годовой отчетности.

В соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, а данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Проверкой установлено, что ограда металлическая принята к бухучету 10.01.2022г., то есть только через два финансовых года после заключения договора ответственного хранения ограды металлической 120 п.м. (02.07.2020г.) и при наличии первичных учетных документов, опровергающих физическое наличие указанной металлической ограды.. Так, акт контрольного обмера от 28.05.2021г. не выявил наличие металлической ограды. Письмо главы администрации г.п.р.п. Юганец от 04.06.2021г. б/н свидетельствует о демонтаже ограды металлической. Претензия в адрес ИП П.А.П. от 15.09.2021г. направлена на возмещение в полном объеме денег, в том числе за ограду металлическую.

Однако, специалист 1 категории ФИО1 с 10.01.2023г. поставила на бухучет в администрации г.п.р.п. Юганец ограду металлическую 120 п.м. стоимостью 211618 рублей 44 копейки.

По запросу КСИ Володарского муниципального округа Сл-403984/2023 от 19.05.2023г. не представлены для проверки акты выполненных работ по договору ответственного хранения за 2020, 2021, 2022, 2023гг., а также инвентаризационные ведомости по позиции «ограда металлическая» за 2020, 2021, 2022гг.

Таким образом, факт существования в 2022 году ограды металлической и ее хранение в том виде, в котором передано по акту приема-передачи с 02.07.2020г. по 31.12.2022г., не имеют документального подтверждения.

По результатам проведенной проверки инспектором аппарата Контрольно-счетной инспекции Володарского муниципального округа Нижегородской области ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1, замещавшей должность специалиста 1 категории в администрации городского поселения рабочий поселок Юганец (младшая должность муниципальной службы).

ФИО1, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, вину в административном правонарушении не признала и пояснила, что после выполнения работ по муниципальному контракту ограда металлическая из оцинкованного листа длиной 120м.п. демонтирована и по договору безвозмездного хранения от 02.07.2020г. находится у ИП ФИО3. Во исполнение требования Контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 10.08.2021г. № 01-11/723 для устранения выявленных недостатков на баланс администрации п. Юганец Володарского района в состав муниципальной казны была поставлена ограда металлическая балансовой стоимостью 211618 рублей 44 копейки.

В бюджетном учете сделана бухгалтерская запись Дебет 1.108.52.310 Кредит 1.401.10.72 (имущество казны – ограда металлическая). Таким образом, по ее мнению, она в полном объеме выполнила требования Контрольно-счетной палаты.

Не считает сумму 343874 рубля 40 копеек кредиторской задолженностью ИП ФИО3, а акт контрольного обмера от 28.05.2021г. обязательством, в силу положений Гражданского кодекса РФ, не является.

Кроме того, просит применить часть 5 примечания к статье 15.15.6 КоАП РФ.

Просит производство по делу об административном правонарушении по ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Защитник Семенов П.Е. доводы, изложенные ФИО1, поддержал в полном объеме.

Инспектор аппарата КСИ Володарского муниципального округа ФИО2 в суде подтвердила обстоятельства выявления административного правонарушения, совершенного ФИО1 Пояснила, что ограду металлическую 120 п.м. стоимостью 211618 рублей 44 копейки специалист 1 категории ФИО1 поставила на бухучет в администрации г.п.р.п. Юганец с 10.01.2023г., то есть только через два финансовых года после заключения договора ответственного хранения ограды металлической 120 п.м. (02.07.2020г.) и при наличии первичных учетных документов, опровергающих физическое наличие указанной металлической ограды. Это акт контрольного обмера от 28.05.2021г., который не выявил наличие металлической ограды.. Письмо главы администрации г.п.р.п. Юганец от 04.06.2021г. б/н свидетельствует о демонтаже ограды металлической. Претензия в адрес ИП П.А.П. от 15.09.2021г. направлена на возмещение в полном объеме денег, в том числе за ограду металлическую. В настоящее время Арбитражным судом Нижегородской области вынесено определение об утверждении мирового соглашения между Администрацией Володарского муниципального округа (истец) и ИП П.А.П. (ответчик) по вопросу взыскания долга в размере 343874 рубля 40 копеек.

В результате действий ФИО1 установлен факт грубого нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, предоставлению бюджетной бухгалтерской (финансовой) отчетности, который выразился в занижении бюджетной бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год дебиторской задолженности на 343874 рубля 40 копеек, что привело к искажению информации об обязательствах на 57%, а также во включении в бюджетную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за 2022 год ограды металлической в сумме 211618 рублей 44 копеек в качестве нефинансовых активов имущества казны без подтверждения первичными учетными документами.

Выслушав ФИО1, в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника Семенова П.Е., должностное лицо, составившее протокол – ФИО2, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В примечании 4 к статье 15.15.6 КоАП РФ содержится определение грубого нарушения требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо предоставлению бюджетной или бухгалтерской отчетности, либо грубому нарушению порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности.

К этой категории нарушений отнесены: искажение показателя бюджетной или бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате более чем на 10 процентов; включение в бюджетную или бухгалтерскую (финансовую) отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами.

В соответствии со ст.264.1 Бюджетного кодекса РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.

В соответствии с ч.1 ст.3 Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность – это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст.5 указанного Федерального закона объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Из содержания п. 13 указанного Федерального закона бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 года № 191н утверждена Инструкция о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Датой совершения правонарушения является 23.01.2023 года – дата предоставления отчета об исполнении бюджета г.п.р.п. Юганец за 2022г.

Местом совершения правонарушения является г.Володарск Нижегородской области.

На момент совершения административного правонарушения ФИО1 замещала должность специалиста 1 категории в администрации городского поселения рабочий поселок Юганец (младшая должность муниципальной службы).

В соответствии с должностной инструкцией в период с 16.08.2010г. по 30.12.2022г. на ФИО1 возлагались обязанности по организации и ведению бухгалтерского учета в администрации г.п.р.п. Юганец.

С 01.01.2023г. по 28.02.2023г. ведение бухгалтерского учета и составление годового отчета за 2022 год по администрации гпрп Юганец ФИО1 осуществляла на основании договора от 31.01.2023г.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ, подтверждена: протоколом об административном правонарушении от 15.06.2023г., актом проверки выполнения представления КСП Нижегородской области от 10.08.2021г., выданного администрации г.п.р.п Юганец Володарского муниципального района Нижегородской области от 30.05.2023г., требованием о предоставлении документов от 19.05.2023г., представлением Контрольно-счетной палаты Нижегородской области от 10.08.2021г. , актом контрольного обмера от 28.05.2021г., претензией ИП П.А.П. от 14.09.2021г., договором безвозмездного ответственного хранения от 02.07.2020г. с актом приема-передачи, отчетом об исполнении бюджета администрации г.п.р.п. Юганец за 2022 год, распоряжением от 16.08.2010г. о приеме Ф.Н.В. (ФИО1) на работу, распоряжением от 26.12.2022г. о прекращении 30.12.2022г. действия трудового договора с ФИО1, должностной инструкцией специалиста первой категории младшая должность муниципальной службы, договором от 21.01.2023г. с ФИО1 об оказании услуг по ведению бухучета и сопровождению работы по ликвидации организации.

Изучив доводы ФИО1 об отсутствии в ее действиях состава административного правонарушения, прихожу к следующему.

Согласно пункту 167 Инструкции 191-н, в приложении к пояснительной записке «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности» (ф. 0503169) отражаются суммы дебиторской и кредиторской задолженности учреждения с выделением сумм, по которым в срок, предусмотренный правовым основанием возникновения задолженности, обязательства кредитором (дебитором) не исполнены ( далее – просроченная кредиторская, дебиторская задолженность).

Приложения составляются отдельно по дебиторской и по кредиторской задолженности раздельно по видам деятельности.

Показатели, отраженные в Сведениях (ф. 0503169) должны быть подтверждены соответствующими регистрами бюджетного учета.

Правовым основанием возникновения дебиторской задолженности в администрации г.пр.п. Юганец по ИП П.А.П. является акт контрольного обмера от 28.05.2021г., в котором зафиксирован факт оплаты П.А.П. материалов и работ по фактически выполненным работам на общую сумму 343874 рубля 40 копеек.

Однако возникшее 28.05.2021г. у ИП П.А.П. обязательство перед администрацией поселка в размере 343874 рубля 40 копеек специалист 1 категории ФИО1 на бухучет не поставила и по регистрам бухучета не провела. Из пояснительной записки следует, что по состоянию на 01.01.2023г. в разделе 1 Сведений (ф.0503169) сумма дебиторской задолженности в размере 343874 рубля 40 копеек по дебитору ИП П.А.П., не отражена.

На 01.01.2023г. в Сведениях (ф.0503169) в разделе 1 дебиторская задолженность по доходам отражена в размере 605812 рублей 81 копейка, а следовало указать 949 рублей 687 рублей 21 копейку. Искажение составило 57% ( 343878 рубля 40 копеек умножить на 100%. Результат разделить на 605812 рублей 81 копейку).

В годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности администрации гп.р.п Юганец за 2021 год обязательства дебитора ИП П.А.П. в сумме 343874 рубля 40 копеек также не были отражены.

Предоставление заведомо недостоверной бюджетной отчетности по состоянию на 01.01.2023г., необходимой для исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации является нарушением пункта 34 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 06.12.2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», пункта 16, 167 Инструкции «О порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010г. № 191н.

Выявленные проверкой нарушения относятся к грубому нарушению требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо предоставлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Признаков уголовно наказуемого деяния не установлено.

В силу требований ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Положениями ч.1 ст.1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Действия должностного лица - специалиста 1 категории в администрации городского поселения рабочий поселок Юганец ФИО1 судья квалифицирует по ч.4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо предоставлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Оснований для применения примечания 5 к статье 15.15.6 КоАП РФ к действиям ФИО1 суд не усматривает, так как искажение показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности допущено не в результате несоответствия составленных другими лицами первичных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

При назначении наказания, в соответствии со ст.4.1 КоАП РФ, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение.

Обстоятельств, предусмотренных ст.ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1, при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, не истекли.

С учетом конкретных обстоятельств содеянного, данных о личности виновной, судья считает, что назначение наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи, обеспечит достижение целей наказания, предусмотренных ст.3.1 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.7-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Должностное лицо -специалиста 1 категории в администрации городского поселения рабочий поселок Юганец (младшая должность муниципальной службы) ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 ч.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Получатель штрафа: УФК по Нижегородской области (Администрация Володарского муниципального округа л/с <***>) Банк получателя: Волго-Вятское ГУ Банка России//УФК по Нижегородской области г.Нижний Новгород, ИНН <***>, КПП 521401001, Код ОКТМО 22520000, БИК ТОФК 012202102, Единый казначейский счет 40102810745370000024, Казначейский счет 03100643000000013200, КБК 48711607090140000140.

Наименование платежа: административный штраф.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья А.А. Полидорский