Дело № 25RS0№-64 ПОСТАНОВЛЕНИЕ 20 ноября 2019 года <.........> края <.........> Судья Находкинского городского суда <.........> Комарова В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ФИО4», юридический адрес: 115035, <.........>, ИНН №, КПП №, ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГ. год, у с т а н о в и л: ДД.ММ.ГГ. на борту теплохода «FESCO DIOMID» на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в российский порт Владивосток ввезены иностранные товары: 1) по коносаменту № № от ДД.ММ.ГГ. в контейнере RZDU5207730 ввезен товар - фурнитура мебельная в количестве 2750 грузовых мест, весом брутто 25025 кг (согласно товаросопроводительным документам). Получателем товара является российская компания LLC PARTNER, <.........>20. Отправителем товара является иностранная компания WRIGIIT INDUSTRIAL LIMITED, Китай. 2) по коносаменту № № от ДД.ММ.ГГ. в контейнере RZDU5251538 товар - детские подгузники в количестве 1318 грузовых мест, весом брутто 7512,6 кг (согласно товаросопроводительным документам). Получателем товара является российская компания ASIA-PACIFIC LINES CO., LTD, <.........>, офис 610. Отправителем товара является иностранная компания GUANGZHOU Н&С SANITARY PRODUCTS CO., LTD, Китай. 3) по коносаменту № № от ДД.ММ.ГГ. в контейнерах AMFU3013622 и TGHU2754440 товар - газовые баллоны в количестве 720 грузовых мест, весом брутто 38160 кг (согласно товаросопроводительным документам). Получателем товара является российская компания HELIUM 24 LLC, <.........>, Кутузовский проспект, <.........>, строение 4, IIA, комната 11. Отправителем товара является иностранная компания SHANGHAI ETERNAL FAITH INDUSTRY CO., LTD, Китай. 4) по коносаменту № № oт ДД.ММ.ГГ. в контейнере RHNU5000407 товар - упаковочная машина, уплотнительная машина, вакуумный массажер, смеситель, мясорубка, замороженная металлоискатель, контрольные весы, фильтровальная бумага в количестве 221 грузовых мест, весом брутто 10750 кг (согласно товаросопроводительным документам). Получателем товара является российская компания REGION TRADE, <.........>, офис 12. Отправителем товара является иностранная компания HUALIAN MACHINERY GROUP WENZHOU IMPORT&EXPORT CO., LTD, Китай. 5) по коносаменту № № от ДД.ММ.ГГ. в контейнере TKRU3007019 товар - кабель в количестве 598 грузовых мест, весом брутто 11453 кг (согласно товаросопроводительным документам). Получателем товара является российская компания RED DISTRIBUTION LLC, <.........>А, комната 43. Отправителем товара является иностранная компания HANYANG (HANGZHOU) CABLE CO., LTD, Китай. 6) по коносаменту № № от ДД.ММ.ГГ. в контейнере RZDU5227001 ввезен товар - полиэстер микрофибра ткань в количестве 599 грузовых мест, весом брутто 19361 кг (согласно товаросопроводительным документам). Получателем товара является российская компания OBSHESTVO S OGRANICHENNOY OTVETSTVENNOSTYU MYAGKIY SON, <.........>, 105, здание 29, комната 6. Отправителем товара является иностранная компания ZHEJIANG ZHAOXIN TEXTILE SCI-TECH CO., LTD, Китай. 7) по коносаменту № № от ДД.ММ.ГГ. в контейнере CMAU2153718 ввезен товар - тросы в количестве 39 грузовых мест весом брутто 18110 кг (согласно товаросопроводительным документам). Получателем товара является российская компания SKYTOOLS LLC, <.........>. Отправителем товара является иностранная компания WUXI SKYLIFTER TRADE СО, LTD, Китай. 8) по коносаменту № № от ДД.ММ.ГГ. в контейнере CMAU5132370 ввезен товар - изделия для кухни, столовой в количестве 1569 грузовых мест, весом брутто 23 494.6 кг (согласно товаросопроводительным документам). Получателем товара является российская компания JSC TRADING COMPANY SPETSTORG, <.........>. Отправителем товара является иностранная компания WILMAX LIMITED, Гонконг. 9) по коносаменту № № от ДД.ММ.ГГ. в контейнерах APZU3161775 и CMAU0444864 ввезен товар - шифер обработанный, в количестве 32 грузовых мест, весом брутто 52830 кг (согласно товаросопроводительным документам). Получателем товара является российская компания START LINE LLC, <.........>. Отправителем товара является иностранная компания JIUJIANG FENGXIANG TRADE CO., LTD, Китай. ДД.ММ.ГГ. в отдел контроля за таможенным транзитом таможенного поста Морской порт Владивосток Владивостокской таможни ООО «ФИО5» (действовавшим на основании Генерального Агентского соглашения № FIT-A-11/062VF) подана транзитная декларация №, в качестве которой использовалась декларация о грузе теплохода «FESCO DIOMID» от ДД.ММ.ГГ., в которой заявлены вышеназванные товары иностранного производства, а также представлены коносаменты №№ от ДД.ММ.ГГ., №№ от ДД.ММ.ГГ.; № № от ДД.ММ.ГГ., №№ от ДД.ММ.ГГ., №№ от ДД.ММ.ГГ., №№ от ДД.ММ.ГГ., №№ от ДД.ММ.ГГ., №№ от ДД.ММ.ГГ., №№ от ДД.ММ.ГГ., доверенность № ФИТ/В/-19/364 от ДД.ММ.ГГ. на лицо, представившее транзитную декларацию, Генеральное Агентское Соглашение № FIT-А-11/062 VF от ДД.ММ.ГГ.. С ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ. таможенным постом Морской порт Восточный Находкинской таможни произведено таможенное наблюдение за взвешиванием контейнеров, доставленных ДД.ММ.ГГ. на т/х «FESCO DIOMID» (акты таможенного наблюдения №, №, №). В ходе таможенного контроля установлено, что в транзитной декларации № по коносаменту №№ от ДД.ММ.ГГ., разница между весом товара в контейнере RZDU5207730, заявленном декларантом и фактическим весом при взвешивании составила 935 кг; по коносаменту №№ от ДД.ММ.ГГ. разница между весом товара в контейнере RZDU5251538, заявленном декларантом и фактическим весом при взвешивании составила 747.4 кг; по коносаменту №№ от ДД.ММ.ГГ. разница между весом товара в контейнерах AMFU3013622 и TGHU2754440, заявленном декларантом и фактическим весом при взвешивании составила 740 кг; по коносаменту №№ от ДД.ММ.ГГ. разница между весом товара в контейнере RHNU5000407, заявленном декларантом и фактическим весом при взвешивании составила 790 кг; по коносаменту №№)5 от ДД.ММ.ГГ. разница между весом товара в контейнере TKRU3007019, заявленном декларантом и фактическим весом при взвешивании составила 477 кг; по коносаменту №№ от ДД.ММ.ГГ. разница между весом товара в контейнере RZDU5227001, заявленном декларантом и фактическим весом при взвешивании составила 349 кг; по коносаменту №№ от ДД.ММ.ГГ. разница между весом товара в контейнере CMAU2153718, заявленном декларантом и фактическим весом при взвешивании составила 3 350 кг; по коносаменту №№ от ДД.ММ.ГГ. разница между весом товара в контейнере CMAU5132370, заявленном декларантом и фактическим весом при взвешивании составила 265,4 кг; по коносаменту № № от ДД.ММ.ГГ. разница между весом товара в контейнерах APZU3161775 и MAU0444864, заявленном декларантом и фактическим весом при взвешивании составила 1710 кг. Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении юридического лица ООО «ФИО58» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ. Законный представитель ООО «ФИО6» о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил защитника по доверенности ФИО2, которая пояснила, что в действиях ООО «ФИО7» отсутствует вина в совершении административного правонарушения, так как ООО «ФИО8» выступало судовым агентом компаний FOМL в рамках Генерального агентского соглашения от ДД.ММ.ГГ. № FIТ-A-11/062VF (далее - Соглашение), согласно положениям которого ООО «ФИО9» наделён полномочиями на подачу транзитной декларации от имени FOМL, на основании документов, представленных перевозчиками (в данном случае агентами FOМL/CМA/APL). Однако факт подачи спорной ТД сам по себе не может рассматриваться как наличие вины судового агента. Согласно сложившейся практике и правоотношений между судовым агентом и принципалом в целях подачи транзитной декларации перевозчики СМА и APL предоставляют судовому агенту готовую грузовую декларацию (на свою часть груза) и коносаменты, т.е. фактически судовой агент в целях заявления достоверных сведений при подаче транзитной декларации осуществляет документальную сверку представленных документов. В свою очередь, таможенный орган необоснованно делает вывод, что ООО «ФИО10» предоставляет услуги экспедитора компании FOМL, что противоречит п.4 Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ.№, согласно которому экспедитором является лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг. При этом таможенный орган не представил доказательств того, что ООО «ФИО11» подало спорную ТД во исполнение какого-либо договора транспортной экспедиции. При таких обстоятельствах положения ФЗ от ДД.ММ.ГГ. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» на судового агента не распространяются. В рассматриваемом случае ООО «ФИО12» действует в рамках соглашения как судовой агент, в обязательства которого входят оформление судна на приход/отход на основании документов, представленных Принципалом и иными перевозчиками. При этом в целях исполнения своих обязательств по соглашению судовой агент руководствуется КТМ РФ и иными международными нормами в сфере мореплавания. Выводы таможенного органа по факту заявления недостоверных сведений о весе брутто являются несостоятельными, поскольку порядок определения веса брутто контейнера с грузом при осуществлении морских перевозок регламентирован Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море (МК СОЛАС-74 (Глава VI Правило 2 с поправками МSС.380(94) и Руководством в отношении проверенной массы брутто контейнера с грузом. MCS.l/Circ,1475 от ДД.ММ.ГГ. (далее - Руководство), согласно положениям которого ответственность за проверку массы брутто контейнера с грузом (далее - закруженный контейнер) несет грузоотправитель, который также несет ответственность за заблаговременное сообщение подтвержденной массы брутто контейнера в отгрузочных документах для использования ее капитаном судна или его представителем, а также представителем терминала при разработке плана размещения контейнеров на судне. При отсутствии сообщения грузоотправителя о подтвержденной массе брутто загруженный контейнер не должен быть погружен на судно (п. 1.1 Руководства). При этом, в рамках сложившихся правоотношений между агентом, принципалом и агентами иностранных линий перевозок следует, что иностранный агент предоставляет перевозчику драфт коносамента или инструкцию по заполнению коносамента, в которых указывается, в том числе, вес брутто груза, на основании этих документов принципал выдает свои линейный коносамент, который судовой агент использует в качестве, документа подтверждающего сведения о товаре при подаче транзитной декларации. На момент прибытия судна на спорных контейнерах, доставленных FOМL на территорию РФ морским транспортом, имелись неповрежденные ЗПУ грузоотправителя, что соответствует пункту 4.2 Правил перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции, утвержденных Министерством путей сообщения СССР, Министерством морского флота СССР, Министерством внешнеэкономических связей СССР ДД.ММ.ГГ., согласно которому контейнеры с импортными грузами принимаются к перевозке за пломбами иностранных отправителей или порта. При этом погрузка товара в контейнеры производилась грузоотправителями без участия судового агента и представителей перевозчика FOМL, что, в свою очередь, также не предусмотрено МК СОЛАС. Проверка достоверности информации о весе брутто товара осуществлялась ООО «ФИО13» путем сверки сведений, содержащихся в транспортных (перевозочных) и коммерческих документах, противоречий в представленных документах, позволяющих усомниться в достоверности сведений, у ООО «ФИО14» не имелось. В связи с этим, в спорной ТД заявлен вес брутто товара, указанный именно в этих документах. Кроме того, сведения, в т.ч. о весе брутто груза, получены от принципала, в правоотношениях с грузополучателями (грузоотправителями) ООО «ФИО15» (равно как и принципал) не состоит, следовательно, не уполномочен на обращение к ним за соответствующими сведениями. При этом сам грузополучатель, как показывает практика, может не владеть документами о весе брутто в силу положений МК СОЛАС. Таможенный орган указывая, на возможность со стороны судового агента получить сертификат VGM, который бы подтвердил вес брутто груза. Однако не учитывается, что данный сертификат не выдавался капитану судна, вместо него предоставляется инструкция по заполнению коносамента или драфт коносамента. При этом, как показывает практика, сертификат перевозчику не выдается, он остается у терминала иностранного порта и лица, кто производил взвешивание груза. Принципал непосредственно документы на вес брутто получает от агента иностранных линий перевозки (н-р, Fesco Lines Коreа Co. LТD, Fesco Llnes Hong Kong LТD, Fesco Llnes Cнina Co. LТD). Таможенный орган делает вывод о том, что ООО «ФИО16» могло заблаговременно осуществить сверку имеющихся у него документов (коносаменты, грузовой манифест, грузовой план и т.п.), а также в случае принятия мер по получению сведений у оператора судна (что в принципе и было получено) либо грузополучателя позволило бы заявить ООО «ФИО17» достоверные сведения о весе брутто. При этом каких-либо доказательств того, что сведения о весе брутто груза в представленных таможенному органу прибытия (<.........>) разнятся между собой и не соответствуют весу брутто, заявленному в ТД, таможенным органом не представлено, что свидетельствует о несостоятельности доводов таможенного органа. Вместе с тем, в качестве доказательств достоверности заявленных сведений в спорной ТД о весе брутто, агентами иностранных линий перевозки представлены скрины с программы инструкций по заполнению коносаментов и домашние коносаменты иностранных перевозчиков, которые свидетельствуют о достоверности заявленных сведений в спорной ТД судовым агентом. Кроме того, в соответствии с пунктом 10 приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГ.№н «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом» (далее – Порядок №н), предусматривающим упрощенный порядок помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, должны быть совершены декларантом в течение двенадцати часов после предъявления товаров таможенному посту в месте прибытия. Груз, следующий транзитом, не подлежит выгрузке с судна. Учитывая, что груз находился под таможенным контролем на момент прибытия, для проведения погрузочно-разгрузочных операций и снятия пломб грузоотправителя с контейнера необходимо разрешение таможенного органа и администрации порта, выдача которых также не предусмотрена действующими нормами. Таким образом, проверка достоверности информации о весе брутто груза осуществлялась ООО «ФИО18» путем сверки сведений, содержащихся в представленных перевозчиками документах. При этом, в силу вышеизложенных норм, у судового агента отсутствовало право на проверку фактического соответствия спорного груза. В связи с этим ст. 84 ТК ЕАЭС на момент заявления процедуры таможенного транзита в части фактической проверки груза неприменима, действия по взвешиванию товара, выходят за рамки полномочий судового агента ООО «ФИО19». В данном случае ООО «ФИО20» могло бы воспользоваться правом проверки веса груза только при выгрузке контейнеров с судна, что свидетельствует о невозможности воспользоваться данным правом проверки в силу объективных причин. Доказательства того, что ООО «ФИО21» знало о недостоверности сведений о весе брутто товара в представляемых им в таможню документах либо скрывало достоверные сведения, таможенным органом не представлено. Единственное на что ссылается таможенный орган - это меры по предоставлению сертификата VGM, получение которого не входит в обязательства судового агента в силу отсутствия правоотношений с грузоотправителем. Вес брутто, указанный в спорной ТД, в карточках взвешивания при досмотре не совпадает, не учитывается погрешность измерительных приборов. При этом таможенным органом не учтено и не проверено, что увеличение в весе брутто товара могло быть связано с тем, что упаковка при высокой влажности воздуха в период морской перевозки могла впитать влагу, следовательно, данная разница могла быть рассмотрена как допустимая погрешность в весе брутто. Более того, согласно актам досмотра/осмотра разница в весе брутто составила 2 802,198 кг, что составляет всего 1,75% от общего веса брутто (157 707,7кг). При этом данная погрешность в весе брутто является незначительной и неочевидной для ООО «ФИО22» и перевозчика, не влияющей на осадку морского судна. Учитывая, п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ.№, Постановление Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГ. N 12973/08, а также судебную практику по аналогичным спорам, согласно которой перевозчик не обязан, а вправе проверять состояние груза, прибывшего в исправном транспортном средстве при отсутствии следов доступа. Поскольку у Общества отсутствовало право фактической проверки груза, заявленного грузоотправителем в транспортных документах, вина ООО «ФИО23» в совершенном правонарушении не доказана. На основании изложенного, защитник юридического лица просила производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении ООО «ФИО24» в связи с отсутствием состава административного правонарушения прекратить. Представитель Находкинской таможни – ФИО3 в судебном заседании пояснил, что доводы защитника основаны на неверном толковании закона, вина Общества во вменяемом правонарушении полностью подтверждена совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела. ООО «ФИО25», как участник таможенных правоотношений, для выполнения принятых на себя публично-правовых обязанностей, в том числе по сообщению таможенному органу достоверных сведений о весе брутто и количестве грузовых мест товара, помещаемого под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД №, должно было проявить достаточную степень заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась. В данном случае ООО «ФИО26» не представлено каких-либо доказательств, указывающих на то, что им принимались все зависящие от него меры по сообщению таможенному органу достоверных сведений о помещаемом под таможенную процедуру таможенного транзита товаре. Выслушав защитника юридического лица, представителя административного органа, изучив протокол об административном правонарушении и иные материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Административным правонарушением, согласно ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, признается сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам. В соответствии с п. 2 ст. 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее Союз), подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС. Согласно п. 1 ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено ТК ЕАЭС. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Статьей 224 ФЗ от ДД.ММ.ГГ. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что товары, ввозимые в Российскую Федерацию, подлежат помещению под одну из таможенных процедур в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ЕАЭС и данным Федеральным законом. Товары, ввозимые в Российскую Федерацию с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, в том числе перемещаемые через территории государств – членом Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру и изменении таможенной процедуры (ст. 203 ФЗ № 311-ФЗ). Подпунктом 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Союза – это совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. В силу п.п. 35 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров. Согласно п.п. 1 п. 1, п. 3 ст. 105 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита используется транзитная декларация. В соответствии с п. 1 ст. 107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации подлежат указанию сведения: об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике; о стране отправления и стране назначения товаров; о транспортном средстве, которым перевозятся товары; о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими транспортными (перевозочными) документами; о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков. В отношении товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение определенного периода одним или несколькими транспортными средствами, могут указываться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне 10 знаков с в соответствии с принятым в отношении таких товаров предварительным решением о классификации товаров либо решением о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде; о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом установлена дополнительная единица измерения, по каждому корду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о количестве грузовых мест; о пункте назначения в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути. При этом п. 7 Приказа Минфина России от ДД.ММ.ГГ.№н «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом» установлено, что в случае последовательного перемещения морскими судами иностранных товаров в два и более морских порта Российской Федерации без пересечения ими Государственной границы Российской Федерации таможенными органами совершаются таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, в первом морском порту захода. Иностранные товары, перевозимые морскими судами и предназначенные для выгрузки во втором и последующих морских портах на территории Российской Федерации, а также в последующем морском порту государства, не являющегося членом Евразийского экономического союза, перемещаются во второй и последующие морские порты Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита (п. 9 Приказа Минфина №н). Таможенные операции, связанные с перемещением иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, совершаются таможенным постом отправления в первом морском порту захода морского судна после совершения таможенных операций, связанных с прибытием иностранных товаров на таможенную территорию. Евразийского экономического союза (п. 10 Приказа Минфина №н). Согласно п. 11 Приказа Минфина №н в качестве транзитных деклараций используются дополнительные экземпляры декларации о грузе или судового манифеста и прилагаемые к ним копии коносаментов, а также иных документов, содержащих с учетом положений части 3 статьи 223 Федерального закона № 311-ФЗ следующие сведения о (об) этом: отправителе, получателе (при наличии сведений о получателе) товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; стране отправления, стране назначения товаров; декларанте таможенной процедуры таможенного транзита; перевозчике; транспортной средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары (водном судне, контейнере (контейнерах), в случае перевозки товаров в контейнере (контейнерах); наименовании, количестве, стоимости товаров (при наличии сведений о стоимости) в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза на уровне не менее первых шести знаков (при наличии таких сведений); весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; количестве грузовых мест; пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, если такое перемещение допускается при наличии этих документов; планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути (при наличии таких сведений). Дополнительные экземпляры декларации о грузе или судового манифеста и копии коносаментов, используемые в качестве транзитных деклараций, представляются в количестве двух экземпляров на каждый следующий морской порт захода на территории Российской Федерации. В соответствии с п. 8 ст. 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующем о фактах, имеющих юридическое значение. Субъектом административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России является лицо, непосредственно сообщающее таможенному органу сведения о количестве грузовых мест, наименовании и весе брутто товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита и предоставляющее таможенному органу соответствующие документы. Поскольку ТД № подана в таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни ООО «ФИО27», именно данное Общество выступает в качестве декларанта таможенной процедуры таможенного транзита, и, соответственно является субъектом рассматриваемого правонарушения. При этом, ООО «ФИО28» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению действующего законодательства. Руководствуясь Генеральным агентским соглашением № FIT-A-1 1/062 VF, ООО «ФИО29» реализовало своё право, и выступило декларантом таможенной процедуры таможенного транзита ТД №, тем самым приняв на себя безусловную обязанность реализовать все возможные меры для предоставления в таможенный орган достоверных сведений о товарах. В силу ч.2 ст.2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП России предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. При этом согласно п. 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ.№, в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП России возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГ.№н установлены Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом (в том числе положение о том, что таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, должны быть совершены декларантом в течение двенадцати часов после предъявления товаров таможенному органу в месте прибытия). При этом п.И Указанных Особенностей как и п.1 ст.107 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС), на лицо помещающее товары под таможенную процедуру таможенного транзита возложена обязанность сообщить таможенному органу достоверные сведения, в том числе о весе брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров; о количестве грузовых мест. То есть указанные Особенности не освобождают декларанта от заявления в транзитной декларации достоверных сведений о помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита товарах. В качестве транзитной декларации, согласно п. 11 Особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, утвержденных Приказом Минфина от ДД.ММ.ГГ.№н используются дополнительные экземпляры декларации о грузе или судового манифеста и прилагаемые к ним копии коносаментов, а также иных документов. Так, п.3.2 генерального агентского соглашения №FIT-A-11/062 VF, заключенного между компанией «ФИО31» (Принципал) и ООО «ФИО30» (Агент) Принципал обязуется регулярно, по мере изменения, но не реже 1 раза в месяц, информировать Агента о линейных расписания и движении судов, совершающих заходы в порты, на которые распространяется данное соглашение, а также о расчетном грузопотоке. Давать за 5 дней, 72 и 24 часа информацию о подходе судов. Если время перехода менее 5 дней, то давать информацию о приходе судна по выходу его из последнего порта захода. В соответствии с п.3.4 указанного соглашения Принципал обязуется обеспечивать Агента заранее полной информацией о конкретном судне, которое должно быть обработано по данному соглашению, а также о грузе, который должен быть выгружен или погружен, снабжать необходимыми копиями коносаментов, грузовых манифестов, грузовых планов и другими документами, требуемыми правилами перевозки грузов морем, КТМ, чартером, местными правилами и обычаями. ООО «ФИО32» совершило юридический факт, т.е. заявило о том, что под таможенную процедуру таможенного транзита помещаются товары, в том числе того веса и в том количестве грузовых мест, которые заявленные в данной транзитной декларации. В соответствии с ч. 1 Кодекса Торгового Мореплавания РФ морской агент выполняет различные формальности, связанные с приходом судна в порт, пребыванием судна в порту и выходом судна из порта, в том числе привлекает грузы для перевозок на морской линии, осуществляет сбор фрахта, экспедирование груза. Кроме того, согласно генеральному агентскому соглашению № FIT-A-11/062 VF, заключенному между компанией «ФИО34» (Принципал) и ООО «ФИО33» (Агент), последнее обязано содействовать, координировать и контролировать все грузовые операции на судах, включая организацию погрузки, выгрузки, перевалки и хранения контейнеров (п. 2.2.5 Соглашения); помогать Принципалу и капитанам судов в урегулировании любых вопросов относительно качества и количества груза, погруженных или выгруженных с судов; организовывать проверку груза в соответствии с действующими законодательными актами РФ, договорами и требованиями капитана (п. 2.2. 8 Соглашения): урегулировать все вопросы ми формальности, касающиеся груза с таможенными, портовыми властями, подготавливать все необходимые грузовые документы и подписывать их от имени Принципала (п. ДД.ММ.ГГ.); организовывать, координировать, контролировать грузовые операции (п. ДД.ММ.ГГ.). Следовательно, в рамках данного соглашения ООО «ФИО35» осуществляет экспедиторские функции. Из п.п. 1 п. 1 ст. 83 ТК ЕАЭС следует, что при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, декларантом может выступать экспедитор, если он является лицом государства-члена ЕАЭС. Согласно п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с ТК ЕАЭС помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ЕАЭС. ООО «ФИО36» заблаговременно была получена информация о прибытии теплохода «FESCO DIOMID» в порт Владивосток и о находящемся на его борту грузе (товарах). В связи с этим ООО «ФИО37» могло заблаговременно проверить сведения о товарах, перемещаемых на данном судне, в том числе об их весе брутто и количестве грузовых мест, в том числе посредством сверки имеющихся в его распоряжении документов (коносаменты, грузовой манифест, грузовой план и т.п.), а также запросить дополнительные сведения у Принципала - компании «ФИО38», а в подтверждении заявления достоверных сведений о товарах в ТД № представить все имеющиеся в его распоряжении документы, подтверждающие заявленные в транзитной декларации сведения. Кроме того, согласно поправке к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (СОЛАС-74, Глава VI, Правило 2 (резолюция ИМО MSC.380(94) от ДД.ММ.ГГ.), руководство ИМО в отношении проверенной массы брутто контейнера с грузом (циркуляр ИМО MSC.1/ Ci.rc.1475 от ДД.ММ.ГГ.), вступившей в силу ДД.ММ.ГГ., если груз перевозится в контейнере, его масса должна быть проверена (удостоверена) грузоотправителем путем взвешивания загруженного контейнера либо взвешиванием загружаемых в контейнер единиц с последующим суммированием их массы с массой порожнего контейнера. Данное требование не распространяется на порожние контейнеры и на каботажные перевозки. Сопроводительные документы к контейнерам должны содержать информацию о проверенной массе и о том, кто и каким методом ее проверял. Документ с информацией о массе (Сертификат VGM) подтверждается (подписывается) грузоотправителем и предоставляется заблаговременно капитану судна или судовому агенту, а также морскому терминалу. Сертификат VGM не является документом, обязательность предоставления которого предусмотрена ст. 89 ТК В АЭС. Вместе с тем, таможенным законодательством предусмотрена обязанность декларанта сообщить таможенному органу достоверные сведения о товарах, помещаемых под таможенную процедуру (в том числе под таможенную процедуру таможенного транзита). Получение и представление таможенному органу грузового плана, грузового манифеста, сертификата VGM, а также иных документов, содержащих сведения о помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД № товарах, свидетельствовало бы о принятии ООО «ФИО39» всего комплекса мер по сообщению таможенному органу достоверных сведений о помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита товарах (с учетом положений п.6 ст. 105 ТК ЕАЭС, п.7 Приказа Минфина России №н о том, что в качестве транзитной декларация могут использоваться, в том числе иные документы). ООО «ФИО40» таможенному органу представлен стандартный набор транспортных документов, содержащий сведения о весе брутто товаров, не совпадающие с результатами фактического взвешивания ввезённых товаров. При таких обстоятельствах сделать вывод о принятии Обществом всех возможных мер для исполнения принятой публично-правовой обязанности по заявлению достоверных сведений о товарах, не представляется возможным. Субъектом, подлежащим административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ является лицо, непосредственно предоставляющее таможенному органу соответствующие документы. В данном случае – ООО «ФИО41». Факт совершения ООО «ФИО42» административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и его вина подтверждены следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ.; ТД №; актами таможенного наблюдения №, №, №; актом таможенного осмотра №; генеральным агентским соглашением № FIT-A-11/062 VF г ДД.ММ.ГГ., заключенным компанией «ФИО43» и ООО «ФИО44»; доверенностью № ФИТ/В-17/717 от ДД.ММ.ГГ.; регистрационным свидетельством бербоут-чартера от ДД.ММ.ГГ.; письмом Владивостокской таможни от ДД.ММ.ГГ.№ и другими материалами дела. Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ.№ (ред. от ДД.ММ.ГГ.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения. При определении вины перевозчика, сообщившего таможенному органу недостоверные сведения о грузах, количество которых определяется весовыми параметрами, необходимо выяснять, значительна ли разница между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, а также насколько такое несоответствие могло быть очевидным для перевозчика, осуществляющего свою деятельность на профессиональной основе, исходя из осадки транспортных средств, его технических возможностей и других подобных показателей. Вопрос о том, значительно ли несоответствие между количеством фактически перемещаемого товара и количеством, указанным в товаросопроводительных документах, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств данного правонарушения. Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в действиях ООО «ФИО45» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и его вина полностью доказана. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Учитывая требования ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Подав в таможенный орган ТД №, ООО «ФИО46» вступило в таможенные правоотношения. Обязанность лица выполнить то или иное требование закона в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно выполнять установленные законом обязанности. Следовательно, вступая в таможенные правоотношения, ООО «ФИО47» должно не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза и Российской Федерации в области таможенного дела. Отношения, связанные с перевозкой грузов в данном случае регулируются в числе прочих и императивными нормами таможенного законодательства, а обязанность участников публично-правовых отношений в сфере таможенного дела соблюдать требования таможенного законодательства установлена положениями действующего ТК ЕАЭС. Как декларант, ООО «ФИО48» в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС вправе осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции. ООО «ФИО49» могло обратиться к отправителю в целях получения полных и достоверных сведений о товарах, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита. Следовательно, до подачи транзитной декларации ООО «ФИО50», проявив необходимую степень заботливости и осмотрительности могло предпринять меры пор заявлению достоверных сведений о товаре, помещаемого под таможенную процедуру таможенного транзита по ТД №. Однако Общество никаких мер, направленных на заявление в транзитной декларации достоверных сведений о товаре, не предпринимало. Согласно п. 3 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных п. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих недостоверные (ложные) сведения. В ходе производства по делу об административном правонарушении какие-либо непреодолимые обстоятельства либо непредвиденные препятствия, находящиеся вне контроля ООО «ФИО51», при соблюдении определенной степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности, выявлены не были. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в данном случае, состоит в пренебрежительном отношении ООО «ФИО52» к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения норм таможенного законодательства и таможенных правил, в частности, порядка помещения товара под таможенную процедуру таможенного транзита. Таким образом, ООО «ФИО53» своими действиями (бездействием) совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. При назначении наказания суд учитывает требования ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, – характер допущенных ООО «ФИО54» нарушений действующего законодательства о таможенном регулировании и таможенном контроле; сведения об имущественном и финансовом положении Общества, отсутствие смягчающих административную ответственность ООО «ФИО55» обстоятельств и наличие отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, - повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку на момент совершения данного правонарушения указанное юридическое лицо считалось привлеченным к административной ответственности по ст. 16.2 КоАП РФ, согласно справке о привлечении лица к административной ответственности от ДД.ММ.ГГ. (л.д. 183, том 1). С учетом изложенного, суд считает необходимым назначить ООО «ФИО56» наказание в виде административного штрафа, без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения. Арест на товар не налагался, товар по делу не изымался, издержек нет. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП Российской Федерации, ПОСТАНОВИЛ: Признать Общество с ограниченной ответственностью «ФИО57» (юридический адрес: 115035, <.........>, ИНН №, КПП №, ОГРН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГ.) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения. Административный штраф должен быть оплачен в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: Межрегиональное операционное УФК по <.........> (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, банк получателя – Операционный департамент Банка России, <.........>, 701, БИК 044501002, ОКТМО 45328000, счет 40№, КБК 153 1 16 04000 01 6000 140. Необходимо правильно заполнять поля: (16) Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) – получатель; (61) <***> ИНН Федеральной таможенной службы России; (101) двузначный показатель статуса плательщика; (103) 773001001 КПП Федеральной таможенной службы России; (104) показатель кода бюджетной классификации (КБК); (105) 45328000 – ОКТМО Федеральной таможенной службы России; (107) восьмизначный код таможенного органа в соответствии с классификацией таможенных органов в Российской Федерации, осуществляющего администрирование платежа (код Находкинской таможни 10714000); Уникальный идентификатор начислений для оплаты штрафа 15№. Постановление может быть обжаловано в <.........>вой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья Комарова В.А. |