ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-86/19 от 11.07.2019 Октябрьского районного суда г. Омска (Омская область)

№ 5-86/2019

55RS0004-01-2019-002406-72

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

<...> 11 июля 2019 года

Судья Октябрьского районного суда города Омска Неделько О.С., при секретаре судебного заседания Давыдовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в отношении бюджетного учреждения дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 25», адрес (место нахождения): 644027, <адрес>, ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ,

установил:

6 июня 2019 года около 16 часов 30 минут установлено, что бюджетное учреждение дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 25» по адресу: 644027, <адрес> – осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), за что частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

Учреждение имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности от 8 июля 2014 года, регистрационный № 238-п, серия 55 Л01 , приложением (далее - лицензия) выданную Министерством. В соответствии с лицензией Учреждение вправе вести образовательную деятельность по реализации программ дополнительного образования детей и взрослых по адресам: 644027, <адрес>; 644027, <адрес>.

На момент проверки в учреждении реализуются следующие образовательные программы: оздоровительная программа с элементами спортивной гимнастики, дополнительная общеразвивающая программа с элементами спортивной гимнастики, дополнительная предпрофессиональная программа по спортивной гимнастике и программа спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика. Общее количество обучающихся составляет 336 человек.

В ходе настоящей плановой проверки установлено, что Учреждением при осуществлении образовательной деятельности по предпрофессиональной программе по спортивной гимнастике и программе спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика по адресу: 644027, <адрес>, дом № 23, не соблюдается лицензионное требование, предусмотренное подпунктом «б» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (далее - Положение о лицензировании), заключающееся в наличии у лицензиата материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями.

В статье 84 Закона об образовании определены особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта.

Частью 4 статьи 84 Закона об образовании определено, что к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам федеральным органом исполнительной аласти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, устанавливаются федеральные государственные требования. Указанные федеральные государственные требования должны учитывать требования федеральных стандартов спортивной подготовки.

Учреждением осуществляется образовательная деятельность по разработанной и утвержденной директором Учреждения 28 августа 2015 года дополнительной предпрофессиональной программе по спортивной гимнастике и программе спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика, утвержденной директором Учреждения 23 августа 2018 года.

Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спортивная гимнастика (далее - ФССП), утвержденный приказом Министерства спорта Федерации от 27 октября 2017 года № 935 устанавливает, в том числе требования к условиям реализации программ спортивной подготовки, кадрам, материально-технической базе и инфраструктуре организаций, осуществляющих подготовку, и иным условиям. Согласно пункту 21 главы 6 ФССП в осуществляющей спортивную подготовку обязательно среди наличие раздевалок и душевых.

Однако, в ходе проверки достоверно установлено, что в Учреждении по адресу: 644027, <адрес>, имеется только спортивный зал. Раздевалка используется незаконно, душевая отсутствует.

Факт осуществления Учреждением образовательной деятельности с указанными нарушениями подтверждается следующими доказательствами: приказом - ЛСО от 28 мая 2019 года «О присвоении (или продлении срока действия) спортивных разрядов»; учебным планом Учреждения по спортивной гимнастике на 2018-2019 учебный год; графиком учебного плана Учреждения на 2018-2019 учебный год; расписанием занятий отделения спортивная гимнастика (юноши) Учреждения на 2018-2019 учебный год с 1 сентября 2018 года; изменения в расписании занятий с 1 июня по 31 августа 2019 года; справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности Учреждения от 5 июня 2019 года; письменные пояснения по вопросам проверки директора Учреждения ФИО1; экспертным заключением ФИО2

В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации относится «материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами».

В соответствии с подпунктом 1 пункта 6 статьи 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ.

Согласно пункту 24 ФГОС ООО и пункту 24 ФГОС СОО материально- технические условия реализации основных образовательных программ должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных Стандартами требований к результатам освоения основных образовательных программ.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна иметь необходимые для обеспечения образовательной деятельности: полные комплекты технического оснащения и оборудования, включая расходные материалы, обеспечивающие изучение учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности в соответствии с учебными планами и планами внеурочной деятельности; мебель, офисное оснащение и хозяйственный инвентарь.

Материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность создания материальных и информационных объектов с использованием ручных и электроинструментов, применяемых в избранных для изучения распространенных технологиях (индустриальных, сельскохозяйственных, технологиях ведения дома, информационных и коммуникационных технологиях), и таких материалов, как дерево, пластик, металл, бумага, ткань, глина.

Таким образом, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений не соответствует требованиям реализуемых основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО.

Учреждением осуществляется образовательная деятельность с нарушением лицензионного требования, предусмотренного подпунктом «б» пункта 6 Положения о лицензировании. Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании нарушение названного лицензионного требования является грубым, поскольку наносит ущерб законным интересам граждан на получение образования.

Своими действиями (бездействием) бюджетного учреждения дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 25», совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В судебном заседании законные представители бюджетного учреждения дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 25», ФИО3, ФИО4 не признали наличие нарушений Положения о лицензировании образовательной деятельности, перечисленных в протоколе об административном правонарушении. Полагали, что в случае признание юридического лица виновным, целесообразным наказанием будет приостановление деятельности.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом.

Заслушав законных представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 49 Гражданского кодекса Российской Федерации отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.

Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу подпункта «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 6 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", относится к грубым нарушениям лицензионных требований и условий.

Частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

В рассматриваемом случае допущенные нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности наносят ущерб законным интересам граждан на получение образования, следовательно, являются грубыми.

Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ. Административное наказание установлено в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили результаты плановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Министра образования Омской области ФИО5 от 29 апреля 2019 года № 1213.

Уполномоченным на проведение проверки должностным лицом назначена, в том числе, главный специалист отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области ФИО6

Срок проверки установлен в период с 13 мая по 7 июня 2019 года.

По результатам проверки 6 июня 2019 года составлен акт проверки № 125/19, в котором указаны вышеперечисленные нарушения.

Доказательствами виновности бюджетного учреждения дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 25», в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, являются:

- акт проверки № 125/19, в котором указаны выявленные в ходе проверки нарушения требований Положения о лицензировании образовательной деятельности;

- протокол № 66 об административном правонарушении, составленный 6 июня 2019 года в отношении бюджетного учреждения дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 25», по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ;

- лицензия на осуществление образовательной деятельности от 8 июля 2014 года № 238-п серии 55 Л01 № 0000511,

- письменные пояснения директора Учреждения ФИО1;

- экспертное заключение ФИО2;

- предписание об устранении вышеперечисленных нарушений лицензионных требований, выданное бюджетному учреждению дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 25», 6 июня 2019 года по результатам проверки.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств принятия мер к оснащению необходимым объемом материально-технического обеспечения образовательной деятельности бюджетного учреждения дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 25», не представлено.

Нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено.

Смягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со статьёй 4.2 КоАП РФ, суд не усматривает.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со статьёй 4.3 КоАП РФ, суд не усматривает.

В соответствии со статьёй 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей и назначается судьей только в случаях, предусмотренных КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, посягающего в целом на конституционное право граждан на получение образования. Учитывает отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств. Приходит к выводу о необходимости применить наказание в виде административного приостановления деятельности Учреждения по осуществлению образовательной деятельности в помещении спортивного зала, расположенного по адресу: <...>. По мнению суда, данный вид административного наказания будет наиболее оптимально способствовать достижению цели административного наказания.

Руководствуясь статьёй 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

Признать Бюджетное учреждение дополнительного образования города Омска «Специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва № 25», виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за что подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности юридического лица на срок 5 (пять) суток, в течение которого запретить учреждению осуществление образовательной деятельности в помещении спортивного зала, расположенного по адресу: 644027, <...>.

В соответствии с частью 1 статьи 32.12 КоАП РФ постановление об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.

В соответствии с частью 4 статьи 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание.

Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Октябрьский районный суд города Омска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись О.С. Неделько

Вступило в з/с 23.07.2019