ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-86/2018 от 21.05.2018 Суда района имени Лазо (Хабаровский край)

Дело № 5-86/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

п. Переяславка 21 мая 2018 года

Судья суда района имени Лазо Хабаровского края Потаева Л.А.,

с участием представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО26, ФИО25.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица - Муниципальной бюджетной общеобразовательной организации основной общеобразовательной школы поселка Среднехорский муниципального <данные изъяты> Хабаровского края, расположенного по адресу: <адрес>, ОГРН ,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация основной общеобразовательной школы поселка Среднехорский муниципального <данные изъяты> Хабаровского края (далее МБОО ООШ п.Среднехорский) совершило административное правонарушение при следующих обстоятельствах.

Как следует из протокола об административном правонарушении, составленного консультантом отдела государственного контроля и надзора управления государственной регламентации образовательной деятельности министерства образования и науки Хабаровского края ФИО8, МБОО ООШ п.Среднехорский имеет бессрочную лицензию на право осуществления образовательной деятельности серии , регистрационный , выданной Министерством образования и науки Хабаровского края ДД.ММ.ГГГГ..

В ходе проведенной плановой документарной проверки ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> минут установлено, что в МБОО ООШ п.Среднехорский муниципального <данные изъяты> Хабаровского края, расположенной по адресу: <адрес>, длительное время с ДД.ММ.ГГГГ осуществляется образовательная деятельность с грубым нарушением лицензионных требований, выразившихся в том, что квалификация педагогических работников организации не соответствует квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ:

- ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет деятельность в должности учитель «Информатики», «ОБЖ», не имея дополнительного профессионального образования в области преподаваемых предметов. ФИО9 окончила <данные изъяты> государственный педагогический институт с присвоением квалификации «учитель математики и физики» по специальности «математика и физика»;

- ФИО11 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время осуществляет деятельность в должности учителя «физической культуры», «Географии» и «Музыки», не имея дополнительного профессионального образования в области преподаваемых предметов. ФИО11 окончила <данные изъяты> педагогическое училище, с присвоением квалификации «Учитель начальных классов» по специальности «Преподавание в начальных классах общеобразовательной школы», имеет диплом о профессиональной переподготовке «Учитель истории». Кроме того, в ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо данной организации был привлечен к административной ответственности за привлечение данного педагога в должности «Учитель географии», однако до настоящего времени документы, подтверждающие прохождение ФИО11. дополнительного профессионального образования «География» до настоящего времени отсутствуют.

- ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ при поступлении на работу не предоставила документы, подтверждающие сведения о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

С учетом изложенного, на основании положений п.21 ст.2, п.2 ст.21, п.1 ст.28, ч.1 ст.46 Закона «Об образовании», ч.11 ст.19 Федерального закона от 04 мая 2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п.п. «д» и п.п. «з» п.6, п.п. «а» п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности должностным лицом административного органа сделан вывод о том, что МБОО ООШ п.Среднехорский допущены грубые нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствовал о рассмотрении административного материала в его отсутствие, доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддерживает в полном объеме.

В судебном заседании директор МБОО ООШ п.Среднехорский ФИО26 обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении не отрицала, пояснила, что она приступила к должности директора школы с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в период проведения проверки, поэтому своевременных мер принять не могла. В настоящее время педагог ФИО11 зачислена на курсы переподготовки по предмету, ФИО9. аттестована на соответствие занимаемой должности, ФИО14 с ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию.

Представитель юридического лица по доверенности ФИО25 обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, не отрицала, полагает, что грубого нарушения, повлекшего за собой опасные последствия, юридическое лицо не допустило. Полагала возможным действия учреждения переквалифицировать на ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ. Наказание в виде штрафа, исходя из финансового положения, для школы очень суровое.

Выслушав пояснения, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

В примечании к названной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В силу ч.11 ст.19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности.

В силу п.9 названного Положения к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:

а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;

б) повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "е" пункта 6, подпунктами "а", "в", "г" пункта 7 настоящего Положения.

В соответствии с п.п. «д» и «з» п.6 Положения к лицензионным требованиям к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности отнесены:

- наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;

- наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 46 данного Закона право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (часть 1). Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством России (ч. 2).

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, определяемый в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации (статья 331 Трудового кодекса РФ).

Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития России от 26.08.2010 N 761 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих" в разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" определены необходимые для выполнения должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемой документами об образовании, а также требования к стажу.

В разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" указаны должностные и квалификационные требования к воспитателям (включая старшего): это наличие высшего профессионального образования или среднего профессионального образования и дополнительного профессионального образования по направлению подготовки "образование и педагогика".

Учитель ФИО9 имеет высшее педагогическое образование, имеет педагогический стаж более 5 лет, аттестационной комиссией подтверждено ее соответствие занимаемой должности педагогических работников, учитель ФИО11 имеет среднее педагогическое образование, имеет диплом о профессиональной переподготовке «учитель истории», зачислена на курсы переподготовки по предмету.

В соответствии с положениями пункта 23 Порядка аттестации, в соответствии с которым лица, не имеющие специальной подготовки, установленной в разделе "Требования к квалификации" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - квалификационные характеристики должностей работников образования), но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационных комиссий могут приниматься на соответствующие должности, как и лица, имеющие соответствующую подготовку.

Исходя из положений приведенных правовых норм, а также с учетом того, что ФИО9. на момент проведения плановой проверки была аттестована комиссией на должность "учитель информатики и ОБЖ ", а ФИО11 зачислена на обучение, указанные обстоятельства не повлекли грубого нарушения лицензионных требований.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 ФЗ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В качестве доказательств, обосновывающих наличие в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 ст.19.20 КоАП РФ, административным органом представлены следующие доказательства:

-протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором изложено существо правонарушения;

-копия распоряжения о проведении плановой документарной проверки МБОО ООШ п.Среднехорский от ДД.ММ.ГГГГ.,

-акт документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ,

-копия Устава МБОО ООШ п.Среднехорский;

-копия лицензии на право ведения образовательной деятельности МБОО ООШ п.Среднехорский;

-копии приказа о нагрузке на ДД.ММ.ГГГГ, дипломов об образовании, справки в отношении ФИО11.,

-копии приказа о нагрузке на ДД.ММ.ГГГГ, диплома об образовании, сертификата, справки, приказа о приеме на работу, проведения аттестации в отношении ФИО9

-копия отчета об исполнении предписания

- копии постановления о назначении административного наказания в отношении должностного лица;

Проанализировав представленные материалы дела, судья приходит к выводу о том, что доказательств, подтверждающих наличие в деянии учреждения грубого нарушения лицензионных требований, административным органом не представлено, а сведения о том, что невыполнение лицензионных требований повлекло наступление последствий, перечисленных в части 11 статьи 19 Федерального закона о лицензировании отдельных видов деятельности, отсутствуют.

Представленными материалами объективно подтверждается факт осуществления МБОО ООШ п.Среднехорский образовательной деятельности с нарушением условий лицензирования (принят педагогический работник ФИО14, которым при поступлении на работу не представлены сведения о наличии (отсутствии) судимости, с ДД.ММ.ГГГГ указанный работник уволен).

Данное деяние образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 КоАП РФ, предусматривающий административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

С учетом установленных в ходе судебного заседания обстоятельств дела, принимая во внимание, что составы ч.3 и ч.2 ст.19.20 КоАП РФ имеют единый родовой объект посягательства, а назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу, судья приходит к выводу о том, что действия МБОО ООШ п.Среднехорский подлежат квалификации по ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ.

Санкция ч.2 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или наложение административного штрафа на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Сведений о привлечении МБОО ООШ п.Среднехорский к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не имеется.

Обстоятельств, предусмотренных ст.4.2 и 4.3 КоАП РФ судьей не установлено.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельства, а также тот факт, что административное правонарушение совершено учреждением впервые, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба, приходит к выводу о возможности назначения административного наказания в виде предупреждения, полагая, что данный вид наказания способен обеспечить реализацию задач административной ответственности.

Обстоятельства, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, исключающие производство по делу об административном правонарушении, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях», судья

ПОСТАНОВИЛ:

Муниципальную бюджетную общеобразовательную организацию основную общеобразовательную школу поселка Среднехорский муниципального <данные изъяты> Хабаровского краяпризнать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Лазо Хабаровского края лицами, указанными в статьях 25.1-25.5 КоАП РФ, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Потаева Л.А.

Копия верна

Судья Потаева Л.А.