ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-871/2023 от 14.08.2023 Ленинскогого районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

Дело №5-871/2023

УИД 23RS0031-01-2023-007785-52

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 августа 2023 года г. Краснодар

Судья Ленинского районного суда г. Краснодар Лавров В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении должностного лица - заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края Гедзь А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес><адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, <адрес>, привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ,

установил:

должностное лицо – заместитель министра труда и социального развития Краснодарского края, ФИО3, являясь получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, нарушил порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов.

Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах.

Должностным лицом – заместителем министра труда и социального развития Краснодарского края, ФИО4, по состоянию 00 часов 00 минута ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>, в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей допущено нарушение требований, предусмотренных п. 14 Порядка предоставления единой субвенции -, выразившееся в предоставлении в 2022 году муниципальным образованиям Краснодарского края единой субвенции в области социальной политики в отсутствие утвержденных в установленный Порядком срок значений целевых показателей данной субвенции на 2022 год.

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО3, в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении уведомлен надлежащим образом, предоставил в суд объяснения по делу. Также в суд поступило ходатайство, в котором ФИО3 просит рассмотреть дело в его отсутствие с участием защитника – адвоката Савченко Н.В., которая в судебном заседании настаивала на доводах, изложенных в объяснении должностного лица, согласно которым производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, ввиду отсутствия в действиях Гедзь А.А. состава административного правонарушения.

Главные инспектора Контрольно-счетной палаты Краснодарского края Леухина В.В, и Одоевская О.В. в судебном заседании на доводах протокола об административном правонарушении настаивали, полагали привлечение Гедзь А.А. к административной ответственности законным и обоснованным.

Исследовав и оценив представленные доказательства, выслушав мнение участников процесса, суд считает, что событие административного правонарушения имело место, а вина должностного лица Гедзь А.А. установлена в полном объеме.

Согласно ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи и статьей 15.14 настоящего Кодекса

В соответствии с п. 2.15 плана работы Контрольно-счетной палаты на 2023 год специалистами Палаты проведено экспертно-аналитическое мероприятие в части анализа исполнения государственной программы Краснодарского края «Социальная поддержка граждан» за 2022 год, координатором которой является министерство труда и социального развития Краснодарского края (дадее – Министерство труда). В рамках указанного мероприятия установлено нарушение Министерством труда, предоставившим межбюджетные трансферты в 2022 году бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на реализацию мероприятия, предусмотренного пп. 1.1.4.9 «Предоставление единой субвенции в области социальной политики бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края» государственной программы «Совершенствование социальной поддержки семьи и детей» ГП КК «Социальная поддержка граждан» (далее-мероприятие 1.1.4.9), порядка их предоставления.

Объемы предоставленной из бюджета Краснодарского края единой субвенции в области социальной политики бюджетам муниципальных районов и городских округов Краснодарского края предусмотрены Законом Краснодарского края от 22.12.2021 № 4616-КЗ «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» (далее - Закон о краевом бюджет на 2022 год).

Законом о краевом бюджет на 2022 год и ГП «Социальная поддержка граждан» закреплено, что главным распорядителем бюджетных средств по мероприятию 1.1.4.9 являлось Министерство труда.

В 2022 году свою деятельность Министерство труда осуществляло в соответствии с Положением о министерстве труда и социального развития Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.12.2015 № 1240 (далее - Положение о Министерстве труда).

Согласно представленным материалам, в ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее.

Исходя из содержания ст. 85 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривается предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) органы местного самоуправления муниципальных районов, городских и муниципальных округов Краснодарского края законами Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ, от 13.11.2006 №1132-К3, от 29.12.2007 №1372-К3, от 03.03.2010 №1909-КЗ наделены отдельными государственными полномочиями Краснодарского края, связанными с социальной сферой, финансовое обеспечение которых в соответствии с ч. 5 ст. 19 Закона № 131-ФЗ осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенции из бюджета Краснодарского края.

Как следует из п. 3.24 Положения о Министерстве труда, Министерство труда обеспечивает представление субвенций из бюджета Краснодарского края бюджетам муниципальных образований края, реализующим переданные государственные полномочия в области опеки и попечительства, по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно п. 1 ст. 140 БК РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

На основании абз. 3 п. 3 ст. 140 БК РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении двух и более государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления, могут быть объединены в единую субвенцию местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, порядок формирования и предоставления которой утверждается законом субъекта Российской Федерации с соблюдением общих требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Для осуществления мероприятия 1.1.4.9, направленного на предоставление единой субвенции в области социальной политики, и в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 140 БК РФ Законом Краснодарского края от 09.12.2021 № 4596-К3 утвержден Порядок формирования и предоставления единой субвенции в области социальной политики, предоставляемой бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Краснодарского края из краевого бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий Краснодарского края (далее - Порядок предоставления единой субвенции № 4596-КЗ, Порядок).

Исходя из содержания п. 10 указанного Порядка перечисление единой субвенции осуществляется при наличии заключенных между Министерством труда и муниципальными образованиями Краснодарского края соглашений о предоставлении из краевого бюджета единой субвенции бюджетам муниципальных образований Краснодарского края.

Из п. 14 Порядка предоставления единой субвенции № 4596-КЗ следует, что одним из условий ее предоставления является утверждение Министерством труда в срок до 15 января текущего года значений целевых показателей по муниципальным образованиям Краснодарского края, которые могут уточняться в течение текущего финансового года.

При этом в силу п. 15 Порядка предоставления единой субвенции № 4596-КЗ Министерство труда осуществляет контроль за достижением органами местного самоуправления значений целевых показателей, а главы муниципальных образований, в соответствии с п. 16 указанного Порядка, несут персональную ответственность за непредставление или несвоевременное представление отчетов, содержащих сведения о фактически достигнутых значениях целевых показателей и значениях, утвержденных в соответствии с п. 14 данного Порядка, а также за недостоверность содержащихся в них сведений (информации).

В ходе экспертно-аналитического мероприятия установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие утвержденных значений целевых показателей на 2022 год, устанавливающих результативность предоставления единой субвенции, Министерством труда были заключены соглашения с администрациями всех 44 муниципальных образований Краснодарского края о предоставлении в 2022 году из бюджета Краснодарского края бюджетам муниципальных образований единой субвенции в области социальной политики. Общая сумма субвенции, предоставленной в 2022 году за счет средств бюджета Краснодарского края 44 муниципальным образованиям Краснодарского края в соответствии с указанными соглашениями, составила <данные изъяты> тыс. рублей, что подтверждается реестром соглашений на предоставление единой субвенции в области социальной политики в 2022 году.

Приказом Министерства труда от 27.12.2022 подтверждается, что значения целевых показателей единой субвенции для муниципальных образований на 2022 год утверждены только ДД.ММ.ГГГГ.

Из вышеизложенного следует, что на дату заключения соглашений количественные значения целевых показателей результативности использования субвенции не утверждены.

Из материалов дела следует, что соглашения со всеми муниципальными образованиями о предоставлении в 2022 году из бюджета Краснодарского края бюджетам муниципальных образований единой субвенции в области социальной политики и дополнительные соглашения к ним от имени Министерства труда подписаны заместителем министра труда и социального развития Краснодарского края ФИО4

Судом установлено, что ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время занимает должность заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края, предусмотренные Положением о Министерстве труда, на основании распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из п. ДД.ММ.ГГГГ Положения о Министерстве труда, заместители министра труда и социального развития Краснодарского края действуют без доверенности от имени Министерства труда в пределах полномочий, определяемых министром.

В силу п. 2.2 приказа Министерства труда от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении должностных обязанностей между первым заместителем министра труда и социального развития Краснодарского края, заместителями министра труда и социального развития Краснодарского края» заместитель министра труда и социального развития Краснодарского края ФИО3 наделен полномочиями, в частности, по вопросам отдыха и оздоровления детей, организации профилактической работы с семьями, развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опеки и попечительства несовершеннолетних, патронатной формы устройства в Краснодарском крае детей-сирот, с правом подписи приказов, государственных контрактов, договоров, соглашений и документов по их исполнению; а также подписывает соглашения по вопросам предоставления из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Краснодарского края субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий, переданных в соответствии с действующим законодательством.

На основании п. 19 служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ) о прохождении ФИО4 государственной гражданской службы Краснодарского края и разделом 5 должностного регламента от ДД.ММ.ГГГГ государственного гражданского служащего, занимающего должность заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края, ФИО3 несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей и обязательств в соответствии с действующим законодательством (дата ознакомления ДД.ММ.ГГГГ).

Закон Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ утвердивший Порядок предоставления единой субвенции поступил в Министерство труда ДД.ММ.ГГГГ посредством системы межведомственного электронного документооборота «Дело». В соответствии с резолюцией, исполнение указанного Закона и, соответственно, Порядка было поручено следующим исполнителям - заместителю Министра труда ФИО3 указан первым в списке), первому заместителю Министра труда ФИО8, заместителю Министра труда ФИО9 и начальнику отдела организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Министерства труда ФИО10, что подтверждается письмом Министерства труда от ДД.ММ.ГГГГ и приложенным к нему скриншотом экрана системы межведомственного электронного документооборота «Дело» с соответствующей резолюцией.

Доводы, изложенные в объяснении должностного лица, согласно которым резолюция не содержала поручения о подготовке приказа об утверждении значений целевых показателей единой субвенции, а также о том, что данный приказ был подготовлен отделом финансового обеспечения мер социальной поддержки министерства, кураторством которого ФИО3 не занимается, не могут быть признаны судом состоятельными, ввиду того, что в резолюции по исполнению Закона, утвердившего Порядок, ФИО3 указан первым, в связи с чем в силу требований п. ДД.ММ.ГГГГ Инструкции по делопроизводству в исполнительных органах государственной власти Краснодарского края (далее - Инструкция по делопроизводству) он является ответственным исполнителем по организации исполнения указанного Порядка. Причем п. ДД.ММ.ГГГГ Инструкции по делопроизводству установлено, что ответственному исполнителю предоставляется право созыва соисполнителей к координации их работы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что ФИО3, будучи ответственным исполнителем по организации исполнения Порядка предоставления единой субвенции , не принял меры по своевременному утверждению значений целевых показателей, что привело к нарушению Министерством труда п. 14 Порядка предоставления единой субвенции .

Факт совершения должностным лицом – ФИО4 административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, подтверждается совокупностью представленных доказательств, а именно: копией уведомления о времени и месте составления протокола об административном правонарушении; копией заключения о результатах экспертно-аналитического мероприятия от ДД.ММ.ГГГГ; реестром соглашений, заключенных министерством труда и социального развития Краснодарского края с администрациями муниципальных образований Краснодарского края на предоставление единой субвенции в области социальной политики в 2022 году; копиями соглашения с администрацией муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ; копией распоряжения главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-рл; копиями служебного контракта от ДД.ММ.ГГГГ-р о прохождении ФИО4 государственной гражданской службы Краснодарского края и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ; копией должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении должностных обязанностей между первым заместителем министра труда и социального развития Краснодарского края, заместителями министра труда и социального развития Краснодарского края»; копией информации Министерства труда от ДД.ММ.ГГГГ (резолюция к Закону Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об утверждении Порядка формирования и предоставления единой субвенции в области социальной политики, предоставляемой бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Краснодарского края из краевого бюджета для осуществления отдельных государственных полномочий Краснодарского края, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края», поступившего в Министерство труда посредством системы межведомственного электронного документооборота «Дело» с поручением заместителю министра труда и социального развития Краснодарского края ФИО3 «в работу»); иными материалами по делу.

Доказательства по делу непротиворечивы и полностью согласуются между собой, суд признает их относимыми, допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения дела.

Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд признает доказанной виновность заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края, Гедзь А.А., в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, так как его действия образуют состав административного правонарушения: нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.ст. 24.5, 4.2, 4.3 КоАП РФ, не установлено.

При назначении вида и меры административного наказания, суд учитывает обстоятельства и характер административного правонарушения, данные о личности виновного, имущественное положение, и в целях обеспечения реализации задач административной ответственности и предупреждения совершения новых правонарушений, полагает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ.

С учетом позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов применение Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что административные правонарушения, предусмотренные главой 15 КоАП РФ, с учетом признаков их объективной стороны не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Не подлежат применению к должностному лицу, замещающему должность муниципальной службы и положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающие возможность замены административного наказания в виде штрафа предупреждением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9 – 29.11 КоАП РФ,

постановил:

Гедзь А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, <адрес>, работающего в должности заместителя министра труда и социального развития Краснодарского края - признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу путем внесения суммы административного штрафа в банк по следующим реквизитам: УФК по Краснодарскому краю (Контрольно-счетная палата Краснодарского края, л/с ), ИНН: , КПП: , банк получателя: Южное ГУ Банка России/УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар, БИК ТОФК: , единый казначейский счет: , казначейский счет: , ОКТМО: , КБК .

Отсутствие документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении вышеуказанного срока является основанием для направления копии настоящего постановления судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа, а также привлечения лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Краснодара в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья В.А. Лавров