Дело № 5-883/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 декабря 2017 года город Магадан
Судья Магаданского городского суда Магаданской области Сидорович Е.В.,
с участием защитника акционерного общества «Колымская россыпь» – ФИО1, которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Магаданского городского суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица
Акционерного общества «Колымская россыпь» (ранее ЗАО «Колымская россыпь»), юридический адрес: <...>, ИНН/КПП <***>/490901001, ОГРН <***>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛА:
Юридическое лицо – акционерное общество «Колымская россыпь» (далее – АО «Колымская россыпь», Общество) совершило административное правонарушение при следующих обстоятельствах.
В период с 7 ноября 2017 года по 14 ноября 2017 года Дальневосточной Государственной инспекцией пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» проведена плановая выездная проверка деятельности АО «Колымская россыпь» в части исполнения требований Федерального закона №115-ФЗ от 07 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон №115-ФЗ) и иных нормативных правовых актов в сфере законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года.
В результате контрольных мероприятий установлено, что АО «Колымская россыпь» осуществляет деятельность по добыче руд и песков драгоценных металлов (Код ОКВЭД – 07.29.41). АО «Колымская россыпь» является собственником добытых драгоценных металлов и осуществляет их реализацию.
Поскольку АО «Колымская россыпь» осуществляет реализацию драгоценных металлов, в соответствии со ст.5 Федерального закона №115-ФЗ на Общество распространяются требования настоящего закона.
В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения:
- В АО «Колымская россыпь» отсутствуют Правила внутреннего контроля, а также специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение Правил, чем нарушены положения п.2 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ;
- в АО «Колымская россыпь» не утвержден перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, чем Общество допустило нарушение пункта 2 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 года № «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма»;
- за период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года Обществом совершено 56 операций по продаже золота, каждая из которых на сумму, превышающую 600 000 рублей, которые подлежат обязательному контролю. Вместе с тем, в нарушение требований пп.4 п.1 Федерального закона № 115-ФЗ, пп. «а» п.1.4, п.5.4 Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ, утвержденной приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 22.04.2015 года №, сведения в Федеральную службу по финансовому мониторингу Обществом не представлялись;
- Общество не предприняло меры, направленные на создание Личного кабинета на портале Росфинмониторинга для просмотра / скачивания Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также для представления сведений и информации, предусмотренной Федеральным законом №115-ФЗ и за период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года не направило ни одной информации в виде формализованных электронных сообщений ФЭС 3-ФМ в уполномоченный орган о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества. Тем самым Общество нарушило требования пп.7 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, пп. «д» п.1.4, п.7.1 Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ, утвержденной приказом Федеральной службой по финансовому мониторингу от 22.04.2015 года №.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении АО «Колымская россыпь» за проверяемый период с 1 ноября 2016 года по 1 ноября 2017 года требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник АО «Колымская россыпь» вину Общества признала, в содеянном раскаялась и пояснила, что ряд нарушений уже устранены. Так, сотрудники прошли обучение в форме целевого инструктажа по программе «Актуальные и практические вопросы государственного надзора, контроля и регулирования организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Исполнение требования Федерального закона №115-ФЗ от 07 августа 2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в г.Москве в ООО «Межрегиональный учебный и консультационно-правовой центр финансового мониторинга», о чем получены свидетельства о прохождении обучения; главный инженер С.. прошел обучение в форме целевого инструктажа по программе «Предупреждение отмывания преступных доходов и финансирования терроризма в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» в г.Санкт-Петербурге. Обществом разработаны Правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначены ответственные за реализацию Правил, а также приняты иные внутренние организационные меры в указанных целях согласно п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ, п.2 Приказа №. Обществом открыт Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга и 07.12.2017, 08.12.2017, 11.12.2017, 12.12.2017 сданы все отчеты за 2016 и 2017 г.г. по форме ФЭС-1ФМ и ФЭС-3ФМ.
В ходе судебного заседания исследовались письменные доказательства, представленные административным органом, а именно:
- протокол об административном правонарушении № от 14 ноября 2017 года, в котором изложены обстоятельства совершенного правонарушения;
- распоряжение Дальневосточной Государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» о проведении плановой проверки АО «Колымская россыпь» от 30 октября 2017 года;
- Акт проверки деятельности АО «Колымская россыпь» № от 14 ноября 2017 года, в котором изложены выявленные в ходе проверки нарушения;
- копия протокола годового общего собрания Акционеров ЗАО «Колымская россыпь» от 24 июня 2015 года, копия свидетельства;
- копия приказа генерального директора ЗАО «Колымская россыпь о вступлении в должность генерального директора № от 24 июня 2015 г.;
- копия протокола годового общего собрания Акционеров ЗАО «Колымская россыпь» от 22 июня 2017 года, копия свидетельства;
- копия приказа генерального директора ЗАО «Колымская россыпь о вступлении в должность генерального директора № от 22 июня 2017 г.;
- копия договора на выполнение работ по производству драгоценных металлов из минерального сырья, содержащего золото и серебро № от 19 декабря 2016 года, заключенного между ОАО «Красцветмет» и ЗАО «Колымская россыпь»;
- копия договора купли-продажи №-КП от 8 февраля 2016 года, заключенного между Банком ВТБ (ПАО) и ЗАО «Колымская россыпь» и дополнительное соглашение к Договору;
- счет-фактуры, выписки по счету;
- копия договора купли-продажи №-КП от 16 декабря 2016 года заключенного между Банком ВТБ (ПАО) и ЗАО «Колымская россыпь» и дополнительные соглашения к Договору;
- счет-фактуры, выписки по счету;
- копии поручений начальнику управления операций на глобальных товарно-сырьевых рынках Банка ВТБ (ПАО);
- копии актов окончательного приема золота в слитках;
- копии спецификаций;
- письменное объяснение ЗАО «Колымская россыпь» по факту правонарушения, в котором указано, что правонарушения устраняются.
Допустимость и достоверность собранных в ходе административного расследования доказательств сомнений у судьи не вызывает.
Процессуальных нарушений в ходе проверки, проведенной административным органом, не установлено.
Выслушав показания защитника Общества, исследовав материалы дела, судья приходит к выводу о том, что в ходе судебного заседания установлено событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.
Часть 2 статьи 15.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии со ст.5 Федерального закона № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, за исключением религиозных организаций, музеев и организаций, использующих драгоценные металлы, их химические соединения, драгоценные камни в медицинских, научно-исследовательских целях либо в составе инструментов, приборов, оборудования и изделий производственно-технического назначения.
В силу п.2 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии с п. 2 Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 года № «Об утверждении положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - обучение).
В силу ст. 6 Федерального закона №115-ФЗ, операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В соответствии с п.3 Федерального закона №115-ФЗ, операциями с денежными средствами или иным имуществом признаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
Согласно пункту 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
Подпункт «а» п.1.4, п.5.4 Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ, предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю (Глава V настоящей Инструкции); о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (Глава VII настоящей Инструкции).
В силу п.5.1. Инструкции №, организации, индивидуальные предприниматели документально фиксируют и в соответствии с положениями настоящей Инструкции представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю.
В соответствии с пунктом 5.4. Инструкции №, представление в Росфинмониторинг информации об операциях (сделках), указанных в подпунктах «а», «б» и «в» пункта 1.4 и пунктах 1.5 и 1.6 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1-ФМ.
Согласно п.7.1. Инструкции №, информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов, в том числе в филиалах организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка), направляется организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, индивидуальным предпринимателем в Росфинмониторинг не позднее 5 рабочих дней, следующих за днем окончания соответствующей проверки.
Вышеуказанная информация представляется в Росфинмониторинг в соответствии со структурой ФЭС 3-ФМ.
Оценив представленные доказательства по правилам ст.26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу, что вина АО «Колымская россыпь» в совершении административного правонарушения при установленных судом обстоятельствах нашла свое полное подтверждение.
С учетом всех доказательств по делу, действия юридического лица – АО «Колымская россыпь» судья квалифицирует по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, как неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Санкция ч.2 ст.15.27 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность АО «Колымская россыпь», в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, суд признает раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность АО «Колымская россыпь», в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не установлено.
При назначении наказания суд учитывает обстоятельства дела, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, факт устранения Обществом допущенных нарушений, который нашел свое подтверждение в судебном заседании, и, руководствуясь общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, полагает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа, полагая, что данный вид наказания способен обеспечить реализацию задач административной ответственности.
При рассмотрении вопроса о назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, прихожу к следующему.
В соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
С учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, устранения Обществом допущенных нарушений, судья приходит к выводу о возможности применения положений ч.3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначении наказания виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, установленного для юридических лиц, а именно в размере 100 000 рублей, полагая, что назначение в отношении АО «Колымская россыпь» наказания в пределах санкции ч.2 ст.15.27 КоАП РФ с учетом характера совершенного правонарушения повлечет избыточное ограничение прав юридического лица.
Рассматривая вопрос о возможности применения при назначении административного наказания положений ст. 4.1.1. КоАП РФ, судья исходит из следующего.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса.
Статья 15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе за неосуществление внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, судья приходит к выводу о том, что выявленное нарушение Обществом требований действующего законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма законодательства РФ, не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы безопасности государства.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для применения положений ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 3.5, 4.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛА:
Признать акционерное общество «Колымская россыпь» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Штраф подлежит перечислению по следующим реквизитам:
Получатель – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточная Государственная инспекция пробирного надзора) ИНН <***>, КПП 272102001, р/с <***> в Отделение Хабаровск г.Хабаровск, БИК 040813001, КБК 092 1 16 90010 01 7000 140, ОКТМО 08701000001, УИН-0.
Копию платежного документа (квитанцию) об уплате административного штрафа необходимо представить в Магаданский городской суд.
Разъяснить юридическому лицу, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
В случае неуплаты штрафа в указанный срок, лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса об административных правонарушениях, которой предусмотрено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы, но не менее одной тысячи рублей неуплаченного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления путем подачи жалобы через Магаданский городской суд или непосредственно в Магаданский областной суд.
Судья Е.В.Сидорович