ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-883/2021 от 08.11.2021 Центрального районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№ 5-883/2021

.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Оренбург 11 ноября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 08 ноября 2021 года.

Мотивированное постановление изготовлено 11 ноября 2021 года.

Центральный районный суд города Оренбурга в составе:

председательствующего, судьи Гречишниковой М.А.,

при секретаре Дьяконовой М.С.,

с участием:

представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1

должностного лица ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица публичного акционерного общества «Т Плюс», <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Здание, расположенное по адресу: <данные изъяты> входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль» согласно указу губернатора Оренбургской области <данные изъяты>, приказу Министерства культуры Российской Федерации от 09.10.2015 № 7208-р и подлежит государственной охране. Границы территории и режим использования территории данного памятника истории и культуры утверждены приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области <данные изъяты> «Об утверждении предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль. Дом жилой. Флигель», 1877 год». По заявлению пользователя данного объекта культурного наследия АНО по сохранению и развитию культуры и искусства Евразии «Евразийский творческий союз художников и реставраторов», на основании задания начальника инспекции <данные изъяты>, в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль», по результатам которого <данные изъяты> составлен акт визуального осмотра объекта культурного наследия и установлено следующее. В границах территории данного объекта культурного наследия филиалом «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» в непосредственной близости от объекта культурного наследия «Дом жилой», входящего в состав ансамбля «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль» проводятся работы по ремонту трубопровода тепловых сетей, в результате которых вдоль несущей стены объекта со стороны северо-западного фасада здания вырыта траншея глубиной около 1,5 метров, разработанный грунт, содержащий разного размера кирпичи и камни, навален на стену объекта культурного наследия, что приводит к нежелательной нагрузке на фасад здания и разрушению его штукатурного слоя, то есть нарушает сохранность объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», входящего в состав ансамбля «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль». В инспекцию государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, являющейся уполномоченным органом государственной власти Оренбургской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия на территории Оренбургской области, вышеуказанный проект на согласование не поступал. Работы проводятся без обеспечения сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», входящего в состав ансамбля «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль». ПАО «Т Плюс» в лице филиала «Оренбургский» в нарушение требований ч. 2 ст. 36 Закона № 73- ФЗ, в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой», входящего в состав ансамбля «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль», включенного в реестр, проводятся работы в отсутствие разработанных и согласованных с инспекцией обязательных разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия.

В судебном заседании допрошенная в качестве свидетеля должностное лицо ФИО2, являющая главным специалистом отдела государственного надзора инспекции Государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области, показала, что по заявлению собственника было проведено контрольное мероприятие. В ходе проверки установлено, что месту расположения объекта культурного наследия проводятся земляные работы. В ходе работ изъятый грунт был отвален к фасаду здания, земляной слой доходил до окон здания. В соответствии с действующим законодательством необходимо согласование проведения работ с инспекцией. В связи с тем, что работы являлись аварийными срок согласования мог был быть сокращенным.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебном заседании просила производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава правонарушения. В обоснование указав, что сеть от котельной «Черепановых» зарегистрирована как линейный объект (OKC) в Росреестре: кадастровый номер <данные изъяты>, часть адреса, обозначающая трубопровод - «Ввод тепловой сети от TK-3 до <данные изъяты>». Данный трубопровод является собственностью муниципального образования г. Оренбург и находится на балансе филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» на правах аренды, договор аренды <данные изъяты> дополнительное соглашение <данные изъяты> на данном участке тепловой сети произошло 2 повреждения. После проведения гидравлических испытаний на тепловой сети обнаружены повреждения. В период <данные изъяты> выполнялись аварийные работы по ремонту трубопровода теплоносителя подземной прокладки. На производство земляных работ по раскопке трубопровода оформлен аварийный ордер <данные изъяты> Выдавая аварийный ордер на производство работ <данные изъяты>, орган местного самоуправления в лице АНО «Агентство жилищно-коммунального хозяйства» установила трассу для работы - длиной 11 м., и шириной 2 м., не обозначил, что здание по <данные изъяты> имеет статус объекта культурного наследия, дополнительных указаний в части порядка производства работ не установил. Здание по <данные изъяты> не имеет таблички или иных опознавательных знаков, указывающих на статус объекта, в связи с чем, самостоятельно ПАО «Т Плюс» не могло получить информацию о статусе объекта. Зная о том, что теплотрасса является муниципальной собственностью, а также обладая информацией о том, что данный объект передан ПАО «Т Плюс» в пользование по договору аренды, МО «г. Оренбург» не уведомляло ПАО «Т Плюс» о наличии/отсутствии в данном районе охранных зон или особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам. Администрация города Оренбурга не выполнила обязанность предусмотренную п.3 постановления от 23.04.2018 года № 244-п, на официальных информационных платформах отсутствуют сведения о внесении соответствующих изменений в правила землепользования и застройки, генеральный план. Согласно Постановлению администрации города Оренбурга от 12 сентября 2012 г. N 2240-п «Об утверждении Правил подготовки и проведения земляных работ в городе Оренбурге» устанавливается порядок производства аварийных работ на территории муниципального образования г. Оренбург: п.4.2. При возникновении аварийной ситуации юридическим и физическим лицам разрешается приступать к работе после извещения МБУ "Муниципальный диспетчерский центр" г. Оренбурга по телефону: <***> и вызова на место аварии представителей собственников (владельцев) инженерных коммуникаций, находящихся в местах производства работ. При возникновении аварийной ситуации выполнение необходимых аварийных работ начинается незамедлительно с целью восстановления нормальной жизнедеятельности пострадавшего населения и работы предприятий, организаций, учреждений. В этом случае организации, эксплуатирующие соответствующие инженерные сети (или лица, уполномоченные ими на производство работ по устранению аварийной ситуации): незамедлительно уведомляют УЖКХ о необходимости производства аварийных работ; до проведения работ производят фотосъемку земельного участка, на котором планируется осуществлять аварийные работы; подают заявление на выдачу ордера на проведение аварийных работ (далее - аварийный ордер) не позднее рабочего дня, следующего за днем возникновения аварийной ситуации. Аварийный ордер должен быть оформлен не позднее 24 часов с момента обнаружения аварии. Если авария произошла в нерабочий (выходной) день, заявка на производство работ оформляется в течение ближайшего рабочего дня. Срок действия аварийного ордера составляет пять календарных дней. В случае невозможности выполнения работ в указанные сроки заказчик подает заявку на продление аварийного ордера с указанием причин невыполнения работ. Запрещается проведение капитального ремонта, текущих ремонтов, строительства и реконструкции подземных инженерных коммуникаций и других видов работ, кроме аварийных, по аварийному ордеру. Лица, осуществляющие вышеуказанные работы по аварийному ордеру, привлекаются к ответственности в соответствии с действующим законодательством. Иного порядка, а также информации о том, какой алгоритм действий должен быть применен лицом, испрашивающий аварийный ордер, в случае нахождение трассы в охранной зоне объекта культурного наследия, не предусмотрен настоящим нормативным актом. Также порядок согласования и испрашивания согласования на проведение аварийных работ отсутствует в актах регионального значения.

Суд, рассмотрев дело, изучив представленные доказательства, выяснив мнение лиц, участвующих в деле, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, решение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации урегулированы положениями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 36 Закона № 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных ст. 5.1 Закона № 73-Ф3 требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 2 ст. 45 Закона № 73-ФЗ, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

В силу ч.1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно ч.2 ст.45 Закона №73-ФЗ, выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Судом установлено, что здание, расположенное по адресу: <данные изъяты> входит в состав объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль» согласно указу губернатора Оренбургской области <данные изъяты>, приказу Министерства культуры Российской Федерации от 09.10.2015 № 7208-р. Границы территории и режим использования территории данного памятника истории и культуры утверждены приказом инспекции государственной охраны объектов культурного наследия Оренбургской области <данные изъяты> «Об утверждении предмета охраны и границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль. Дом жилой. Флигель», 1877 год».

Приказом министерства культуры и внешних связей Оренбургской области <данные изъяты> утвержден предмет охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль».

Охранное обязательство утверждено приказом министерства культуры и внешних связей Оренбургской области <данные изъяты> "Об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия регионального значения Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль. Дом жилой» <данные изъяты>

На основании задания начальника инспекции <данные изъяты> в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль», по результатам которого <данные изъяты> составлен акт визуального осмотра объекта культурного наследия и установлено, что границах территории данного объекта культурного наследия филиалом «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» в непосредственной близости от объекта культурного наследия «Дом жилой», входящего в состав ансамбля «Усадьба городская купца ФИО3. Эклектика. Кирпичный стиль» проводятся работы по ремонту трубопровода тепловых сетей.

Согласно постановлению Правительства Оренбургской области от 23.04.2018 №244-п, утверждены границы зон охраны для здания, расположенного по адресу: г. <данные изъяты> установлены особые режимы использования земель и требований к градостроительным регламентам.

Судом установлено, что сеть от котельной «Черепановых» зарегистрирована как линейный объект (OKC) в Росреестре: кадастровый номер <данные изъяты>, часть адреса, обозначающая трубопровод - «Ввод тепловой сети от TK-3 до <данные изъяты>

Данный трубопровод является собственностью муниципального образования г. Оренбург и находится на балансе филиала «Оренбургский» ПАО «Т Плюс» на правах аренды, договор аренды <данные изъяты> дополнительное соглашение <данные изъяты>

В период <данные изъяты> выполнялись аварийные работы по ремонту трубопровода теплоносителя подземной прокладки.

На производство земляных работ по раскопке трубопровода оформлен аварийный ордер <данные изъяты> В аварийном ордере на производство работ <данные изъяты>, орган местного самоуправления в лице АНО «Агентство жилищно-коммунального хозяйства» установил трассу для работы - длиной 11 м., и шириной 2 м.

Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2015 г. N 972.

Утвержденный состав зон охраны объектов культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия, представляющим собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон, о границах земельного участка, в пределах границ территорий объектов культурного наследия.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 23.04.2018 года № 244-п утверждены границы зон охраны, особых режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в утвержденных границах территорий зон охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения "Усадьба городская купца ФИО3. Дом жилой. Флигель. Эклектика. Кирпичный стиль" <данные изъяты>

Согласно п. 2 Особых режимов (приложение №2 к постановлению) в границах территории охранной зоны объекта культурного наследия запрещается осуществление мероприятий, создающих повышенные динамические и вибрационные нагрузки на основания и фундаменты ближайших зданий, сооружений, за исключением производства технически необходимых работ, при условии предварительного проведения инженерных исследований и мониторинга попадающих в опасную зону зданий и сооружений и обеспечения безопасности последних.

Из обстоятельств дела следует, что ПАО «Т Плюс» проводились земляные работы на земельном участке, расположенном в границах зоны охраны объекта культурного наследия, при этом отсутствует документация, обосновывающая меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, предусмотренная положениями статьи 30 Федерального закона № 73-Ф3.

В силу пп. 3, 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер. выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

На основании собранных доказательств установлено наличие события правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия и его виновность.

Судом отклоняется довод стороны защиты о том, что информация о наличии охранных зон объекта культурного наследия не была известна, ввиду отсутствия информации в аварийном ордере и договоре аренды земельного участка, так как границы охранной зоны объекта культурного наследия и особые режимы использования земел утверждены правовыми актами субъекта РФ и находятся в свободном доступе. Ввиду указанного у юридического лица имелась необходимая информация об охранных зонах объекта, размещенная в свободном доступе, с которой не имелось препятствий ознакомиться до проведения работ.

Совокупность собранных доказательств суд находит достаточной для установления вины ПАО «Т Плюс» в совершении вменяемого административного правонарушения.

Таким образом, оценив все представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях ПАО «Т Плюс» содержится состав административного правонарушения, и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

При назначении ПАО «Т Плюс» наказания, суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Обстоятельством, смягчающим наказание ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ является проведение аварийных работ, обстоятельств отягчающих наказание не установлено.

Представителем юридического лица заявлено ходатайство о применением ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

В силу ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Учитывая изложенное, суду не представлено доказательств финансового положения юридического лица, что не позволяет суду применить ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, ввиду чего суд приходит к выводу о назначении наказания в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.1-29.10 КоАП РФ суд

ПОСТАНОВИЛ:

признать публичное акционерное общество «Т Плюс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в доход государства в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ сумма штрафа подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления в силу настоящего постановления по следующим реквизитам: <данные изъяты>

В силу ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Центральный районный суд г. Оренбурга в течение 10 дней со дня получения или вручения копии настоящего постановления.

Судья: М.А.Гречишникова