ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-884/20 от 17.11.2020 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 5-884/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Сокол 17 ноября 2020 года

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Попова Е.Б., при секретаре Мотовой Н.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат», ОГРН , ИНН , юридический адрес: Вологодская область, г. Сокол, Советский проспект, д. 8,

УСТАНОВИЛ:

публичное акционерное общество «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат», (далее - ПАО «Сокольский ЦБК»), расположенное по адресу: Вологодская область, г. Сокол, Советский проспект, д. 8 (юридический и фактический адрес), согласно Уставу осуществляет виды деятельности: переработка древесины; производство целлюлозы и её производных, и сопутствующих продуктов, производство и переработка бумаги, картона и других видов продукции; производство изделий из дерева; строительство, ремонт зданий, сооружений и иные виды деятельности. Генеральным директором ПАО «Сокольский ЦБК» является Волков С.А. Стационарными источниками ПАО «Сокольский ЦБК» являются: кислотный цех, цех выпаривания, промывной и другие.

На основании обращения гражданина, поступившего 29 июля 2020 года из территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах, и 03 августа 2020 года из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о загрязнении атмосферного воздуха на территории г. Сокол, Советский проспект, д. 8, в зоне влияния на атмосферный воздух публичного акционерного общества «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее ПАО «Сокольский ЦБК»); служебной записки из отдела ГЭЭиН Северного межрегионального Управления Росприроднадзора от 05 августа 2020 года об отсутствии действующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух ПАО «Сокольский ЦБК»; материалов обследования территории в г. Сокол специалистами администрации Сокольского муниципального района, поступивших в Управление 25 августа 2020 года, в которых указано о наличии специфического запаха в атмосферном воздухе предположительно от ПАО «Сокольский ЦБК», специалистами Северного Межрегионального Управления Росприроднадзора проведено административное расследование, в рамках которого 03 сентября 2020 года совместно со специалистами «ЦЛАТИ по СЗФО» осуществлён выезд на территорию предприятия по адресу: Вологодская область, г. Сокол, Советский проспект, д. 8.

В ходе обследования территории предприятия в присутствии представителя ПАО «Сокольский ЦБК» Филатовой Ю.А. были установлены работающие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отобраны пробы на источниках № 0002 и № 0041.

По результатам отобранных проб на источнике № 0002 (вытяжная вентиляция установки производства серной кислоты в кислотном цехе) и на источнике № 0041 (вытяжная вентиляция промывного участка в промывном цехе) выдано ФГБУ ЦЛАТИ по СЗФО - филиала ЦЛАТИ по Вологодской области экспертное заключение от 09 сентября 2020 года № 34, которым подтверждён факт выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Также факт выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтвержден актами отбора проб и протоколами количественного химического анализа на источниках № 2, 36, 63, представленными предприятием в ответ на определение об истребовании сведений от 07 сентября 2020 года № 08-01-08/2020-44-02.

ПАО «Сокольский ЦБК» было получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух сроком действия с 17 августа 2015 года по 31 декабря 2019 года, вместе с тем, с 01 января 2020 года предприятие работает без разрешения, комплексное экологическое разрешение у предприятия также отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2012 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее ФЗ № 7-ФЗ), объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Во исполнение данных требований на государственный учёт обществом поставлен 1 объект, расположенный по адресу: Вологодская область, г. Сокол, Советский проспект, д. 8, код объекта 19-0135-000110-П «производственная площадка ПАО «Сокольский ЦБК», 1 категория риска.

В силу статей 12, 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.

В соответствии с пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах 1 категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов.

Таким образом, ПАО «Сокольский ЦБК» с 01 января 2020 года обязано было получить либо новое разрешение на выброс загрязняющих веществ, либо комплексное экологическое разрешение (для объекта 1 категории), при этом достаточных мер для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ПАО «Сокольский ЦБК» не предприняло, тем самым допустило нарушение статей 12, 14 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон № 96-ФЗ).

25 сентября 2020 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Северного Межрегионального Управления Росприроднадзора Сухаревой О.Н. в отношении ПАО «Сокольский ЦБК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области, главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора Северного Межрегионального Управления Росприроднадзора Сухарева О.Н., надлежащим образом извещенная о дате, времени и месте судебного разбирательства, не явилась, представила письменные пояснения, в которых указала, что согласно Перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 08 июля 2015 года № 1316-р, Серы диоксид отнесено к загрязняющим веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (пункт 43 раздела 2 Перечня). В ходе проведенного административного расследования в отношении ПАО «Сокольский ЦБК» установлен факт выброса предприятием вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на основании экспертного заключения № 34, датой совершения правонарушения является – 09 сентября 2020 года, в связи с чем протокол об административном правонарушении считает законным и обоснованным.

В судебном заседании ранее представитель Северного Межрегионального Управления Росприроднадзора по доверенности Гордеева Н.В. поддержала протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, в отношении ПАО «Сокольский ЦБК», пояснила, что с 01 января 2020 года ПАО «Сокольский ЦБК» осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения на указанную деятельность, комплексное экологическое разрешение предприятием также не получено, достаточных мер по получению разрешения обществом не принято, при этом указала, что данное правонарушение не может быть признано малозначительным с учетом существующей угрозы жизни и здоровью населения, административное расследование проведено по обращению гражданина, факт выброса зафиксирован, что следует из экспертного заключения, правонарушение совершено 09 сентября 2019 года.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ПАО «Сокольский ЦБК» по доверенности Погорелец Н.В. в судебном заседании выразила несогласие с протоколом об административном правонарушении, пояснила, что предприятием приняты меры к получению разрешения на выброс загрязняющих вществ в атмосферу, проект ПДВ разработан, направлен на согласование, однако до настоящего времени он не согласован Росприроднадзором, в связи с чем разрешение на выброс не получено, при этом имеется положительное санитарно - эпидемиологическое заключение, выданное Роспотребнадзором, в связи с чем просила производство по делу прекратить, либо применить статью 4.1 КоАП РФ, снизить размер штрафа, с учетом материльного положения общества, у которого стоимость чистых активов является отрицательной. Также указала, что Перова Е.Б. является начальником отдела по промышленной безопасности, охране труда, экологии и ГОЧС, наделена полномочиями представлять интересы общества в суде.

Ранее в судебном заседании представитель ПАО «Сокольский ЦБК» по доверенности Сорокин С.В. выразил несогласие с протоколом об административном правонарушении, указав, что не доказан факт выброса в атмосферу вредных веществ, а именно, что диоксид серы является вредным веществом, меры предприятием к получению разрешения на выброс и согласованию проекта ПДВ приняты в полном объеме, также указал, что общество ненадлежащим образом извещено о времени составления протокола.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ ).

В соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ судья оценивает собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а также с позиции соблюдения.

Статьёй 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В соответствии с частью 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2012 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ), объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Согласно пунктам 1,3 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон № 96-ФЗ), в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы. Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

На основании статьи 14 Закона № 96-ФЗ выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух устанавливается предельно допустимый выброс радиоактивных веществ. Вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как указано в приложении № 2 к Приказу Минприроды РФ от 25 июля 2011 года № 650 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух» (зарегистрировано в Минюсте РФ 30 декабря 2011 года № 22852), одним из условий действия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух является соблюдение нормативов предельно допустимых и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух должно обеспечиваться на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утверждёнными в установленном порядке нормативами допустимых выбросов по конкретным источникам.

В соответствии с пунктами 1,2 статьи 31.1 Закона № 7-ФЗ, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. Комплексное экологическое разрешение выдается на отдельный объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в том числе линейный объект, на основании заявки, подаваемой в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно статье 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

На основании статьи 1 Закона № 96-ФЗ, загрязняющее вещество - химическое вещество или смесь веществ, в том числе радиоактивных, и микроорганизмов, которые поступают в атмосферный воздух, содержатся и (или) образуются в нем и которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха; вредное физическое воздействие на атмосферный воздух - вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую среду.

При этом поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.

В соответствии со статьей 19 Закона № 7-ФЗ, нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности государственного регулирования хозяйственной и (или) иной деятельности для предотвращения и (или) снижения ее негативного воздействия на окружающую среду. Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов.

В соответствии с частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании обращения гражданина, поступившего 29 июля 2020 года из территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах, и 03 августа 2020 года из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Вологодской области о загрязнении атмосферного воздуха на территории г. Сокол, Советский проспект, д. 8, в зоне влияния на атмосферный воздух публичного акционерного общества «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее ПАО «Сокольский ЦБК»); служебной записки из отдела ГЭЭиН Северного межрегионального Управления Росприроднадзора от 05 августа 2020 года об отсутствии действующего разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух ПАО «Сокольский ЦБК»; материалов обследования территории в г. Сокол специалистами администрации Сокольского муниципального района, поступивших в Управление 25 августа 2020 года, в которых указано о наличии специфического запаха в атмосферном воздухе предположительно от ПАО «Сокольский ЦБК», специалистами Северного Межрегионального Управления Росприроднадзора проведено административное расследование, в рамках которого 03 сентября 2020 года совместно со специалистами «ЦЛАТИ по СЗФО» осуществлён выезд на территорию предприятия по адресу: Вологодская область, г. Сокол, Советский проспект, д. 8.

В ходе обследования территории предприятия в присутствии представителя ПАО «Сокольский ЦБК» Филатовой Ю.А. были установлены работающие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, отобраны пробы на источниках № 0002 и № 0041.

По результатам отобранных проб на источнике № 0002 (вытяжная вентиляция установки производства серной кислоты в кислотном цехе) и на источнике № 0041 (вытяжная вентиляция промывного участка в промывном цехе) выдано ФГБУ ЦЛАТИ по СЗФО - филиала ЦЛАТИ по Вологодской области экспертное заключение от 09 сентября 2020 года № 34, которым подтверждён факт выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Также факт выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух подтвержден актами отбора проб и протоколами количественного химического анализа на источниках № 2, 36, 63, представленными предприятием в ответ на определение об истребовании сведений от 07 сентября 2020 года № 08-01-08/2020-44-02.

ПАО «Сокольский ЦБК» было получено разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух сроком действия с 17 августа 2015 года по 31 декабря 2019 года, вместе с тем, с 01 января 2020 года предприятие работает без разрешения, комплексное экологическое разрешение у предприятия также отсутствует.

Во исполнение требований части 1 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2012 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на государственный учёт обществом поставлен 1 объект, расположенный по адресу: Вологодская область, г. Сокол, Советский проспект, д. 8, код объекта 19-0135-000110-П «производственная площадка ПАО «Сокольский ЦБК», 1 категория риска.

Таким образом, ПАО «Сокольский ЦБК» с 01 января 2020 года обязано было получить либо новое разрешение на выброс загрязняющих веществ, либо комплексное экологическое разрешение (для объекта 1 категории), при этом достаточных мер для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ПАО «Сокольский ЦБК» не предприняло, тем самым допустило нарушение статей 12, 14 Закона № 96-ФЗ. Место совершения правонарушения: Вологодская область, г. Сокол, Советский проспект, д. 8, время совершения – 09 сентября 2020 года.

25 сентября 2020 года государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Вологодской области, главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Северного Межрегионального Управления Росприроднадзора Сухаревой О.Н. в отношении ПАО «Сокольский ЦБК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

В соответствии со статьёй 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Таким образом, анализируя исследованные доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о доказанности наличия события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, а также вины ПАО «Сокольский ЦБК» в совершении указанного административного правонарушения, в связи с чем действия ПАО «Сокольский ЦБК» суд квалифицирует по части 1 статьи 8.21 КоАП РФ, как выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

Факт совершения ПАО «Сокольский ЦБК» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, доказан и подтверждается: протоколом об административном правонарушении № 08-01-08/2020-45-05 от 25 сентября 2020 года, протоколами количественного химического анализа, актами отбора проб, протоколом результатов исследований, экспертным заключением от 09 сентября 2020 года № 34, из которого следует, что установлен факт выброса загрязняющих веществ (Серы диоксид) в количестве 0,0005335 г/с, и другими материалами дела, иными доказательствами в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

Ссылки представителя ПАО «Сокольский ЦБК» о том, что не доказан факт выброса в атмосферу вредных веществ, а именно, что Серы диоксид относится к вредным веществам, являются несостоятельными, поскольку согласно Перечню, утвержденному распоряжением Правительства РФ от 08 июля 2015 года № 1316-р, Серы диоксид отнесено к загрязняющим веществам, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (пункт 43 раздела 2 Перечня), в ходе проведенного административного расследования в отношении ПАО «Сокольский ЦБК» установлен факт выброса предприятием вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (Серы диоксид) на основании экспертного заключения № 34.

В силу части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным, в частности, с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении (пункт 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 КоАП РФ, частями 1,3 и 4 статьи 38.6 КоАП РФ.

По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

Согласно части 3 названной статьи при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Частью 4.1 указанной статьи предусмотрено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Из материалов дела следует, что о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, ПАО «Сокольский ЦБК» извещен уведомлением (извещением) от 17 сентября 2020 года, которое вручено 18 сентября 2020 года начальнику отдела по промышленной безопасности, охране труда, экологии, ГОЧС Перовой Е.Б, имеющей полномочия представлять интересы общества на основании доверенности от 13 января 2020 года, протокол об административном правонарушении 25 сентября 2020 года составлен без участия представителя общества при надлежащем извещении юридического лица, копия протокола направлена обществу 28 сентября 2020 года на адрес электронной почты. Таким образом, доводы представителя юридического лица ПАО «Сокольский ЦБК» о ненадлежащем извещении общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении являются необоснованными.

Ссылки представителя ПАО «Сокольский ЦБК» о принятии обществом всех необходимых мер для получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух путем разработки проекта ПДВ, получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) в атмосферу для производственной площадки ПАО «Сокольский ЦБК» государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам от 20 марта 2020 года не свидетельствуют об отсутствиии с действиях юридического лица состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, поскольку проект ПДВ до настоящего времени не согласован с органом надзора - Росприроднадзор, обществом с 01 января 2020 года осуществляется деятельность без разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, комплексное экологическое разрешение у предприятия также отсутствует, кроме того, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу зафиксирован экспертным заключением от 09 сентября 2020 года № 34.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со статьёй 4.2 КоАП РФ судья учитывает привлечение к административной ответственности впервые.

Обстоятельств, отягчающих административное наказание, в соответствии со статьёй 4.3 КоАП РФ не установлено.

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения право судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 4.1.1 КоАП РФ предусматривает, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Учитывая, что выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью населения, доказательств, подтверждающих принятие ПАО «Сокольский ЦБК» всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено, в связи с чем оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ, статьи 4.1.1 КоАП РФ, освобождения от административной ответственности общества суд не усматривает.

Вместе с тем, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (пункт 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного кодекса (пункт 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ).

На основании изложенного, учитывая характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, принимая во внимание, что назначенное административное наказание не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица, суд считает возможным признать указанные обстоятельства исключительными и назначить наказание с применением пункта 3.3. статьи 4.1 КоАП РФ, менее минимального размера штрафа, предусмотренного санкцией части 1 статьи 8.21 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Руководствуясь частью 1 статьи 8.21, статьями 29.7 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

признать публичное акционерное общества «Сокольский целлюлозно-бумажный комбинат» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 (девяносто тысяч) рублей 00 копеек.

Перечисление денежных средств производить по следующим реквизитам:

Северное межрегиональное управление Росприроднадзора,

ИНН 2901127831,

КПП 290101001,

расчётный счёт 40101810700000010002 в Отделении Вологда Банка России по Вологодской области г. Вологда,

БИК 041909001,

ОКТМО 19701000,

КБК 04811601081019000140,

УИН 0.

Разъяснить ПАО «Сокольский ЦБК», что штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ (квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Сокольский районный суд по адресу: Вологодская область г. Сокол, ул. Суворова, д. 25). В случае не поступления квитанции в указанный срок, соответствующие материалы будут направлены в Службу судебных приставов для принудительного исполнения.

Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.Б. Попова