Резолютивная часть оглашена **.**. 2017 года
Дело № 5-888/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
Мотивированное постановление изготовлено **.**. 2017 г. г. Псков
Судья Псковского городского суда Псковской области Кузнецова Э.В.,
при участии должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении ФИО1,
представителя Псковской Таможни ФИО2,
с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО3, ФИО4,
при секретаре Листовой Е.В.,
рассмотрев дело в отношении общества с ограниченной ответственностью «РусТрансАвто» (юридический адрес: 214530, <...>), об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3Кодекса РФ об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Согласно протокола об административном правонарушении, **.**.2017 около **.**. минут на ППУ «Долосцы», расположенном в д. Долосцы Себежского района Псковской области, при осуществлении контроля за перемещением транспортных средств, следующих с территории Республики Беларусь, должностными лицами Псковской таможни, входящими в состав мобильной группы было приостановлено движение транспортного средства «В» государственный регистрационный номер №********, принадлежащий перевозчику - ООО «РусТрансАвто», прицеп <данные изъяты>» государственный регистрационный номер №***, принадлежащий SIA К. следовавшего под управлением водителя Д.Г.П., **.**. года рождения
ФИО5 таможенному органу были представлены товаросопроводительные документы: CMR №********; акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от **.**.; реэкспортный фитосанитарный сертификат №********; фитосанитарный сертификат Республики Беларусь №******** на бланке №********; договор поставки №******** от **.**.2017, согласно которым в транспортном средстве регистрационный номер №******** ООО «РусТрансАвто» перемещался товар: «груши свежие» (страна происхождения Бенин) код ТН ВЭД ЕАЭС 0808309000, вес брутто 21 535,00 кг.
Отправитель товара: И» <адрес>
Место погрузки VILNIUS LITHUANIA (Вильнюс Литва).
Получатель товара: <данные изъяты>, адрес: <адрес>.
В соответствии с п.1 ст.100 ТК ТС, ввиду того, что участились случаи реализации противоправных схем ввоза «санкционных» товаров из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации с использованием белорусских и литовских реэкспортных фитосанитарных сертификатов, выданных на основании поддельных фитосанитарных сертификатов стран, не входящих в список государств, из которых Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 «"О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320 и от 29 июня 2016 г. N 305» установлен запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, вышеуказанная продукция направлена на склад временного хранения (далее – СВХ), расположенный по адресу: <...> км автодороги М 9 (ООО «Терминал М 9»), для проведения дополнительных проверочных мероприятий.
В соответствии с требованиями статей 99, 116, 119, 138 ТК ТС, Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий, утвержденной приказом ФТС России от 16.03.2011 № 578, Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом ФТС России от 09.06.2014 № 1057, Псковской таможней в отношении указанных товаров проведены следующие мероприятия: на основании предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий № 19 от 17.05.2017, проведен таможенный осмотр помещений и территорий СВХ ООО «Терминал М 9», расположенных по адресу: <...> км автодороги М 9. Результаты таможенного осмотра помещений и территорий зафиксированы в Акте таможенного осмотра помещений и территорий № 10209000/210/170517/А000047 от 17.05.2017.
В отношении товара «груши свежие» (заявленная страна происхождения – Бенин), перемещаемого на транспортном средстве №********, на основании поручения на досмотр №******** от **.**.2017, проведен таможенный досмотр после выпуска товаров в объеме 100 % от общего количества товаров.
В ходе проведенных должностными лицами Псковской таможни проверочных мероприятий установлено, что в транспортном средстве перемещался товар:
«груши свежие», упакован в деревянные ящики, уложенные на поддоны. На ящиках нанесена этикетка с маркировкой и информацией о товаре, страна происхождения Бенин, класс 1, урожай 2017 г., не содержит ГМО, вес нетто 12 кг +- 10%, дата сбора 04/2017, дата упаковки 25.04.2017, сок годности до 30-200 суток при соблюдении условий хранения, рекомендуемая температура -1/0 градусов, влажность 90-95 %. Производитель: <данные изъяты>, адрес <адрес>). По поручению «<данные изъяты>» ЛП, реэкспортер в РФ - <данные изъяты>, адрес: <адрес> Договор №********. Получатель в РФ: «Г.» ИНН №********, 117342<адрес> Деревянные ящики уложены на деревянные поддоны по 80 штук. Всего 20 поддонов, 1600 ящиков. Вес брутто товара составляет 21 535,00 кг.
**.**.2017 в адрес перевозчика ООО «РусТрансАвто» направлен запрос о предоставлении документов, на основании которых в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №*** осуществлялась перевозка товара «груши свежие».
**.**.2017 по электронной почте в Псковскую таможню от ООО «РусТрансАвто» поступили: договор №******** на организацию и осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционных услуг от **.**.2014 г., заключенный между SIA «К.» (Латвия) и ООО «РусТрансАвто»; заявка на перевозку №********.
Согласно указанной заявки на перевозку транспортное средство рег. номер №******** в период с **.**.2017 по **.**.2017 осуществляло перевозку товара по маршруту Бельгия – Россия с местом загрузки <данные изъяты> Belgium, местом разгрузки: <данные изъяты> Санкт-Петербург.
**.**.2017 в адрес получателя товара согласно представленной перевозчиком CMR №******** – ООО «Гринфрут» направлен запрос о предоставлении информации, подтверждающей факт таможенного декларирования товара, перемещаемого в транспортном средстве регистрационный номер №***.
**.**.2017 по электронной почте в Псковскую таможню поступило письмо ООО «Гринфрут» исх. №********. Согласно информации, содержащейся в указанном письме, товар «груши», следующий в транспортном средстве регистрационный номер №*** приобретен ООО «Гринфрут» на основании договора купли-продажи на территории Республики Беларусь. Товаросопроводительные документы, а также документы по безопасности груза имелись у водителя транспортного средства. Товар выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь по ГТД №***.
В соответствии с информацией, предоставленной Смоленской таможней, поступившей по запросу из Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям письмом от **.**. транспортное средство рег. номер №******** проходило фитосанитарный контроль на территории Российской Федерации в ППУ «Красная Горка» **.**.2017 г.
В целях определения региона произрастания товара «груши свежие», перемещаемых в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** произведен отбор проб и образцов (акт от **.**.2017 №********) и принято решение о назначении таможенной экспертизы №********.
Согласно заключению таможенного эксперта №******** регион происхождения товара «груши свежие», обнаруженных в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** приходится на территорию Центральной, Восточной и Западной Европы. Пыльцевые типы, характерные для флоры Бенина в спектре пробы отсутствуют.
Товар «груши свежие» (код ТНВЭД ЕАЭС 0808-«Яблоки, груши и айва, свежие) включены в раздел I. «Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском» Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318.
Согласно примечанию к указанному Перечню, подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском при перемещении между государствами – членами Таможенного союза подлежат обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом.
Учитывая определение посредством проведенной экспертизы региона происхождения товара «груши свежие» (территория Центральной, Восточной и Западной Европы), отличного от указанной в товаросопроводительных документах страны его происхождения (Бенин), предъявленные представителем ООО «РусТрансАвто» Д. Г.П. таможенному органу реэкспортный фитосанитарный сертификат №********; фитосанитарный сертификат Республики Беларусь №******** на бланке №******** не подтверждают соответствие товара «груши свежие», обнаруженного в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.
Ввоз на территорию Российской Федерации товара «груши свежие» в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** осуществлен водителем Д. Г.П., действующим от имени ООО «РусТрансАвто» (ИНН №********, юридический адрес: <адрес>).
Таким образом, в действиях ООО «РусТрансАвто», выразившихся в несоблюдении установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» карантинных фитосанитарных требований при ввозе в Российскую Федерацию в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** товара «груши свежие», обнаруженных **.**.2017 на ППУ «Долосцы», расположенного в д. Долосцы Себежского района Псковской области, происхождение которых отличается от наименования и местоположения страны происхождения, указанной в фитосанитарных сертификатах, содержится событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.
Данное обстоятельство явилось основанием для возбуждения **.**.2017 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ООО «РусТрансАвто».
Представители ООО «РусТрансАвто» ФИО4 и ФИО3 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признали, указав, что факт таможенного декларирования товара подтверждается материалами дела, страна происхождения товара подтверждена представленными перевозчиком документами, оформленными надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством. Считали таможенную экспертизу, проведенную в рамках рассматриваемого дела, недопустимым доказательством, поскольку заключение эксперта не основано на утвержденной методике по определению географического положения страны происхождения исследуемой продукции. Так же указали, что экспертом не определена конкретная страна произрастания груш, при этом не учтено, что в пути следования товара на груши могла оседать пыльца флоры других местностей. Несмотря на это, эксперт установил, что 34 % в спектре пробы составляют пыльцевые типы злаковых, которые составляют значительную часть фитомассы в саваннах, а Бенин в свою очередь представлен высокотравной саванной. Считали, что вина перевозчика во вменяемом правонарушении отсутствует, поскольку у него были все необходимые надлежащим образом оформленные документы, в том числе фитосанитарный сертификат, проверенный службой Россельхознадзора, на товар, которые не вызывали у перевозчика сомнений в их достоверности.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО1 в судебном заседании доводы и основания, указанные в протоколе об административном правонарушении поддержал в полном объеме, полагал, что вина ООО «РусТрансАвто» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ полностью доказана материалами дела. Пояснил, что в настоящее время участился ввоз в РФ через Белоруссию санкционного товара под видом его поставки из Бенина и других стран Африки, где данный товар географически не произрастает. Проведенным расследованием и экспертизой было установлено, что у перевозчика отсутствует фитосанитарный сертификат на ввозимый товар, так как установлено, что страна происхождения товара- не Бенин, поэтому сертификат не действителен именно для данного товара. Согласно заявке на перевозку, перевозка осуществлялась по маршруту Бельгия – Россия, однако загрузка товара произошла в Литве, что должно было вызвать у перевозчика подозрения и вопросы. Кроме того, в таможенный орган так и небыли представлены все документы о пути следования груза с начальной точки.
Представитель Псковской таможни ФИО2 полагала вину ООО «РусТрансАвто» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ полностью доказанной материалами дела.
Выслушав участников процесса, заслушав пояснения экспертов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, **.**. около **.**. минут на ППУ «Долосцы», расположенном в д. Долосцы Себежского района Псковской области, при осуществлении контроля за перемещением транспортных средств, следующих с территории Республики Беларусь, должностными лицами Псковской таможни, входящими в состав мобильной группы было приостановлено движение транспортного средства «В» государственный регистрационный номер №********, принадлежащий перевозчику - ООО «РусТрансАвто», прицеп <данные изъяты>» государственный регистрационный номер №********, принадлежащий SIA «<данные изъяты>» (Латвия), следовавшего под управлением водителя Д. Г.П.
Согласно представленным ФИО5 товаросопроводительным документам: CMR №********; акту карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от **.**.; реэкспортному фитосанитарному сертификату №********; фитосанитарному сертификату Республики Беларусь №******** на бланке №******** договору поставки №******** в транспортном средстве регистрационный номер №******** ООО «РусТрансАвто» перемещался товар: «груши свежие» (страна происхождения Бенин) код ТН ВЭД ЕАЭС 0808309000, вес брутто 21 535,00 кг., от отправителя: И» <адрес> от имени «<данные изъяты>» <адрес>, Литва от имени «Эверет Маркетинг», <адрес>) место погрузки VILNIUS LITHUANIA (Вильнюс Литва), в адрес получателя <данные изъяты>, <адрес>) место доставки: Россия, г. Санкт-Перербург, <адрес>.
В соответствии с п.1 ст.100 ТК ТС, таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Ввиду того, что участились случаи реализации противоправных схем ввоза «санкционных» товаров из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации с использованием белорусских и литовских реэкспортных фитосанитарных сертификатов, выданных на основании поддельных фитосанитарных сертификатов стран, не входящих в список государств, из которых Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 «"О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320 и от 29 июня 2016 г. N 305» установлен запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, вышеуказанная продукция направлена на склад временного хранения (далее – СВХ), расположенный по адресу: <...> км автодороги М 9 (ООО «Терминал М 9»), для проведения дополнительных проверочных мероприятий.
В соответствии с требованиями статей 99, 116, 119, 138 ТК ТС, Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий, утвержденной приказом ФТС России от 16.03.2011 № 578, Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом ФТС России от 09.06.2014 № 1057, Псковской таможней в отношении указанных товаров проведены следующие мероприятия: таможенный осмотр помещений и территорий СВХ ООО «Терминал М 9», расположенных по адресу: <...> км автодороги М 9. В отношении товара «груши свежие» (заявленная страна происхождения – Бенин), перемещаемого на транспортном средстве №***, на основании поручения на досмотр №********, проведен таможенный досмотр после выпуска товаров в объеме 100 % от общего количества товаров.
В ходе проведенных должностными лицами Псковской таможни проверочных мероприятий установлено, что в транспортном средстве перемещался товар:
«груши свежие», упакован в деревянные ящики, уложенные на поддоны. На ящиках нанесена этикетка с маркировкой и информацией о товаре, страна происхождения Бенин, класс 1, урожай 2017 г., не содержит ГМО, вес нетто 12 кг +- 10%, дата сбора 04/2017, дата упаковки 25.04.2017, сок годности до 30-200 суток при соблюдении условий хранения, рекомендуемая температура -1/0 градусов, влажность 90-95 %. Производитель: <данные изъяты> Бенин). По поручению «<данные изъяты> ЛП, реэкспортер в РФ - <данные изъяты>, адрес: <адрес> Договор №********. Получатель в РФ: «Г.» ИНН №********, <адрес>. Деревянные ящики уложены на деревянные поддоны по 80 штук. Всего 20 поддонов, 1600 ящиков. Вес брутто товара составляет 21 535,00 кг.
**.**.2017 в адрес перевозчика ООО «РусТрансАвто» направлен запрос о предоставлении документов, на основании которых в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** осуществлялась перевозка товара «груши свежие».
**.**.2017 по электронной почте в Псковскую таможню от ООО «РусТрансАвто» поступили: договор №******** на организацию и осуществление перевозок грузов автомобильным транспортом и транспортно-экспедиционных услуг от **.**.2014 г., заключенный между SIA «К.» (Латвия) и ООО «РусТрансАвто»; заявка на перевозку №********.
Согласно указанной заявки на перевозку транспортное средство рег. номер №******** в период с **.**.2017 по **.**.2017 осуществляло перевозку товара по маршруту Бельгия – Россия с местом загрузки Vergro, <адрес> местом разгрузки: <адрес> Санкт-Петербург.
**.**.2017 в адрес получателя товара согласно представленной перевозчиком CMR №******** – ООО «Гринфрут» направлен запрос о предоставлении информации, подтверждающей факт таможенного декларирования товара, перемещаемого в транспортном средстве регистрационный номер №********.
**.**.2017 по электронной почте в Псковскую таможню поступило письмо ООО «Гринфрут» исх. №********. Согласно информации, содержащейся в указанном письме, товар «груши», следующий в транспортном средстве регистрационный номер №******** приобретен ООО «Гринфрут» на основании договора купли-продажи на территории Республики Беларусь. Товаросопроводительные документы, а также документы по безопасности груза имелись у водителя транспортного средства. Товар выпущен в свободное обращение на территории Республики Беларусь по ГТД №********.
В соответствии с информацией, предоставленной Смоленской таможней, поступившей по запросу из Управления Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям письмом от **.**. транспортное средство рег. номер №******** проходило фитосанитарный контроль на территории Российской Федерации в ППУ «Красная Горка» **.**.2017 г.
В целях определения региона произрастания товара «груши свежие», перемещаемых в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** произведен отбор проб и образцов (акт от №********) и принято решение о назначении таможенной экспертизы №********.
Согласно заключению таможенного эксперта №******** регион происхождения товара «груши свежие» обнаруженных в транспортном средстве «№********» государственный регистрационный номер №******** приходится на территорию Центральной, части Юго-Восточной и Юго-Западной Европы. Пыльцевые типы, характерные для флоры Бенина в спектре пробы отсутствуют.
Товар «груши свежие» (код ТНВЭД ЕАЭС 0808-«Яблоки, груши и айва, свежие) включены в раздел I. «Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском» Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318.
Согласно примечанию к указанному Перечню, подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском при перемещении между государствами – членами Таможенного союза подлежат обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом.
Учитывая определение посредством проведенной экспертизы региона происхождения товара «груши свежие» (территория Центральной, части Юго- Восточной и Юго-Западной Европы), отличного от указанной в товаросопроводительных документах страны его происхождения (Бенин), предъявленные представителем ООО «РусТрансАвто» Д. Г.П. таможенному органу реэкспортный фитосанитарный сертификат №******** от **.**.2017; фитосанитарный сертификат Республики Беларусь №******** на бланке №******** не подтверждают соответствие товара «груши свежие», обнаруженного в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.
Ввоз на территорию Российской Федерации товара «груши свежие» в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** осуществлен водителем Д. Г.П., действующим от имени ООО «РусТрансАвто» (ИНН №******** юридический адрес: <адрес>
Таким образом, в действиях ООО «РусТрансАвто» (ИНН №********, юридический адрес: <адрес>), выразившихся в несоблюдении установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» карантинных фитосанитарных требований при ввозе в Российскую Федерацию в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** товара «груши свежие», обнаруженных **.**.2017 на ППУ «Долосцы», расположенного в д. Долосцы Себежского района Псковской области, происхождение которых отличается от наименования и местоположения страны происхождения, указанной в фитосанитарных сертификатах, содержится событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.
**.**.2017 должностным лицом отдела таможенного контроля после выпуска товаров Псковской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении №******** и проведении административного расследования в отношении ООО «РусТрансАвто» (ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 671401001, юридический адрес: 214530, <...>) по ст. 16.3 КоАП РФ.
**.**.2017 в рамках дела об административном правонарушении №******** должностным лицом отдела таможенного контроля после выпуска товаров Псковской таможни наложен арест на товар: «груши свежие», находящиеся в транспортном средстве №********, в деревянных ящиках, уложенных в деревянные поддоны по 80 шт. Всего 20 поддонов, 1600 ящиков. Вес брутто товара составляет 21526,00 кг., вес нетто 19191,00 кг., транспортное средство №******** находилось на складе временного хранения, расположенном по адресу: <...> км автодороги М 9 (ООО «Терминал М 9»).
**.**.2017 г. определением должностного лица Псковской таможни снят арест с товара «груши свежие» находящиеся в транспортном средстве №********, в деревянных ящиках, уложенных в деревянные поддоны по 80 шт. Всего 20 поддонов, 1600 ящиков. Вес брутто товара составляет 21526,00 кг., вес нетто 19191,00 кг. в связи с отсутствием необходимости наложения запрета распоряжаться и пользоваться указанными товарами в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении. Товар **.**.2017 возвращен законному владельцу и убыл с территории Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с уполномоченными органами исполнительной власти, в данном случае – таможенными, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Понятия «ввоз товаров», «запреты и ограничения», «меры нетарифного регулирования» применительно к случаям перемещения товаров из третьих стран на таможенную территорию Таможенного союза раскрыты в ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Так, под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
Под мерами нетарифного регулирования понимается комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
На уровне национального законодательства правоотношения в таможенной сфере урегулированы Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.
Как определено ст. 4 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Статьей 12 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации является функцией (обязанностью) таможенных органов.
Согласно статье 5 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Федеральным законом.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что при ввозе в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых утверждены фитосанитарные требования, не освобождает лицо, совершающее какие-либо операции с такими товарами на территории какой-либо страны участницы Таможенного союза с целью перемещения их в Российскую Федерацию от обязанности по соблюдению таких требований, в связи с чем факт выпуска таких товаров в свободное обращение таможенным органом страны, участницы Таможенного союза (за исключением Российской Федерации), не имеет правового значения для определения наличия объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.
При этом для определения наличия объективной стороны данного административного правонарушения, ключевое значение, в этом случае, имеет установление факта несоблюдения лицом, перемещающим товар, установленных фитосанитарных требований при ввозе товара на территорию Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение), утвержденного Решением № 318, карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.
Согласно пункта 2 раздела I. Общие положения Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение №12) Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор), с пунктом 2.1 Положения: "фитосанитарный сертификат" - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) и выдаваемый уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера. Понятие "фитосанитарный сертификат", используемое в Положении, включает в себя и реэкспортный фитосанитарный сертификат.
Условия оформления и выдачи экспортных и реэкспортных фитосанитарных сертификатов установлены Международным стандартом по фитосанитарным мерам № 12 «Руководство по фитосанитарным мерам» в редакции от 2011 г. (далее - Международный стандарт).
Сведения, необходимые для идентификацции продукции указываются в фитосанитарном сертификате в соответствующих графах, в том числе:
Графа 5 – местопроисхождение;
Графа 8 - отличительные признаки (маркировка) (количество мест и описание упаковки), наименование продукции, ботаническое название растений.
В п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору) определено, что "выпуск продукции в обращение" - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе. Также указано, что в технических регламентах ЕАЭС также могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные требования и процедуры, а также ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер.
Указанный товар «груши свежие» по наименованию также попадает под действие Технических регламентов Таможенного союза, которые вступили в силу с 01.07.2013:
- «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии ТС № 880 от 09.12.2011(далее - ТС ТР 021/2011);
- «Пищевая продукция в части ее маркировки», утв. Решением Комиссии ТС № 881 от 09.12.2011(далее - ТР ТС 022/2011).
Согласно п. 3.1.1 Международного стандарта фитосанитарные сертификаты считаются недействительными, если содержат или отражают:
неполные или некорректные сведения;
недостоверные или путанные сведения;
спорные или непоследовательные сведения;
формулировки или сведения, не совместимые с моделью фитосанитарных сертификатов;
сведения, добавленные неуполномоченными лицами;
несанкционированные (не проштампованные, не датированные или не подтвержденные подписью) исправления или удаления;
истекший срок действия, за исключением случаев использования в качестве заверенной копии для целей реэкспорта;
нечитабельные (например, неразборчиво написанные, поврежденные);
незаверенные копии;
переданы несанкционированным способом передачи (в отношении электронных фитосанитарных сертификатов);
являются фитосанитарными сертификатами на растения, растительные продукты и другие подкарантинные материалы, запрещенные к ввозу.
Поскольку по результатам экспертного исследования образцов товара «груши свежие», перемещаемых в транспортном средстве рег. номер №******** не подтверждена их страна происхождения, указанная в Графе 5 «местопроисхождение» реэкспортного фитосанитарного сертификата №******** от **.**.2017; фитосанитарного сертификата Республики Беларусь №******** от **.**.2017 на бланке №********, данные фитосанитарные сертификаты содержат недостоверные сведения, и недействительны, в связи с чем ввоз ООО «РусТрансАвто» указанного товара на территорию Российской Федерации произведен с нарушением предъявляемых карантинных фитосанитарных требований.
Кроме того, учитывая отгрузку товара от отправителя UAB «И» <адрес> от имени «<данные изъяты>) место погрузки VILNIUS LITHUANIA (Вильнюс Литва) то есть из стран, входящих в Европейский союз, товар «груши свежие» код ТНВЭД ЕАЭС 0808-«Яблоки, груши и айва, свежие» включен в Перечень запрещенной к ввозу сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия, установленный Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 «"О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320 и от 29 июня 2016 г. N 305», запрещен к ввозу в Российскую Федерацию на основании Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24.06.2015 г. N 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 29.06.2016 г. N 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», изданных в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности».
Доводы представителей перевозчика о том, что таможенная экспертиза не установила конкретную страну происхождения товара, не выглядят обоснованными с точки зрения наличия состава инкриминируемого перевозчику правонарушения. Поскольку экспертизой от **.**.2017 установлено отсутствие на грушах пыльцевых типов, характерных для флоры Бенина.
В судебном заседании эксперты С. М.А. и С. Т.С. показали, что они проводили палинологическую экспертизу, целью которой является определение региона происхождения товара. Данная экспертиза использует очень старый (с 40 – х г.г.) палинологический метод. На исследование были представлены груши с наличием коричневых шероховатостей на поверхности кожицы, что говорит о том, что груши были не обработаны химическим составом. По сорту соответствовали сорту «конференция». Схема отбора проб на экспертизу была соблюдена. При проведении исследования было установлено отсутствие в пыльце флоры Бенина, так как данная флора представлена тремя видами пальм, акациями, карите. Наличие в исследуемой пробе пыльцевых типов грецкого ореха исключает возможность произрастания данных груш в Бенине.
У суда нет оснований не доверять проведенной экспертизе, так как эксперты имеют соответствующее образование и квалификацию: имеют право на проведение биологических экспертиз, в том числе палинологической.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического либо юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Бездействием является виновное общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей.
Ответственность по ст. 16.3 КоАП РФ наступает в случае несоблюдения лицом установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров не только на таможенную территорию Евразийского экономического союза, но и в Российскую Федерацию, то есть объектом административной правовой охраны являются общественные отношения, возникающие в процессе ввоза товаров как на таможенную территорию Таможенного союза, так и в Российскую Федерацию.
Противоправность вменяемого перевозчику деяния заключается в несоблюдении установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» карантинных фитосанитарных требований, запрета, установленного постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 при ввозе в Российскую Федерацию в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** товара «груши свежие», обнаруженных **.**.2017 на ППУ «Долосцы», расположенного в д. Долосцы Себежского района Псковской области, происхождение которых отличается от наименования и местоположения страны происхождения, указанной в фитосанитарных сертификатах.
Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.
Исходя из изложенного, в деянии общества с ограниченной ответственностью «РусТрансАвто» усматривается состав административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» карантинных фитосанитарных требований, запрета, установленного постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 при ввозе в Российскую Федерацию в транспортном средстве «В» государственный регистрационный номер №******** товара «груши свежие», обнаруженных 11.05.2017 на ППУ «Долосцы», расположенного в д. Долосцы Себежского района Псковской области, происхождение которых отличается от наименования и местоположения страны происхождения, указанной в фитосанитарных сертификатах, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
В соответствии с общими принципами, данный состав административного правонарушения является формальным, а именно, правонарушение считается оконченным с момента совершения действий, входящих в объективную сторону правонарушения, независимо от наступления вредных последствий. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате допущенного правонарушения, а в стремлении преодолеть законодательно установленные запреты в сфере внешнеэкономической деятельности.
Факт совершения перевозчиком ООО «РусТрансАвто» административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и его виновность объективно подтверждается следующими доказательствами: CMR №********; реэкспортным фитосанитарным сертификатом №********; фитосанитарным сертификатом Республики Беларусь №******** на бланке №******** заявкой на перевозку №********; заключением таможенного эксперта №******** и другими доказательствами, находящимися в материалах дела, в их совокупности.
Доводы представителей перевозчика об отсутствии вины в действиях ООО «РусТрансАвто», так как у организации были все необходимые на товар документы, не выглядят обоснованными.
В данном случае, в связи с возложением законодательством Таможенного союза и правовыми актами Российской Федерации соблюдения карантинных фитосанитарных требований, иных запретов (ограничительных мер), именно на перевозчика, как лицо, осуществляющее ввоз в Российскую Федерацию плодоовощной продукции, при принятии решения о перевозке такого товара, перевозчик должен оценить все возможные последствия неподтверждения страны происхождения товара, указанной на этикетках, с чем связаны как высокие фитосанитарные риски для страны ввоза, так и наличие в этой стране запретов на поставку товара определенных стран. Должная заботливость и осмотрительность перевозчика в этом случае заключается не столько в визуальной проверке сведений на упаковке и в переданных ему отправителем коммерческих и разрешительных документах, сколько в сопоставлении места отгрузки товара и имеющихся сведений о его реальном происхождении с наличием в стране ввоза ограничительных мер на поставку таких товаров из конкретных стран.
Таким образом, перевозчик ООО «РусТрансАвто» совершил административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» карантинных фитосанитарных требований, запрета, установленного постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 при ввозе товара «груши свежие» в Российскую Федерацию.
Санкция ст.16.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 названного Кодекса).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При назначении административного наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, тот факт, что ранее ООО «РусТрансАвто» ранее не привлекалось к административной ответственности, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, и с учётом мнения представителей Псковской таможни, полагает целесообразным назначение наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Издержки по делу отсутствуют, товар возвращен перевозчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «РусТрансАвто» (ИНН <***>, ОГРН <***>, КПП 671401001, юридический адрес: 214530, <...>) признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.
Реквизиты для перечисления штрафа и издержек следующие:
Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701
БИК 044501002
Получатель: ИНН <***> КПП 773001001
Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
Счёт получателя: 40101810800000002901
КБК 15311009000010000180
ОКТМО 45328000
Код таможни: 10209000
Поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № 5-888/2017.
УИН штрафа 15310102090001221179
УИН издержек 15311102090001221173.
В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции: VO70010.
В поле 21 платежного документа указывается пятая очередность платежа.
В соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, (документ об оплате штрафа может быть представлен в Псковский городской суд (каб. 14, 1 этаж) и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Срок предъявления к исполнению 2 года.