ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-90/20 от 26.02.2020 Октябрьского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Иркутск 26 февраля 2020 года

Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,

с участием старшего помощника прокуратуры Октябрьского района г Иркутска Свидетель №1, законного представителя ГК №15 ФИО1, защитников: Саенко В.П., действующего на основании доверенности, адвоката Саенко И.В. по ордеру,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Гаражного кооператива №15, юридический адрес: <...> ИНН <***>, КПП 381101001, ОГРН <***>, привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Гаражный кооператив №15 в период с 14 ноября 2019 года по 24 ноября 2019 года умышленно не выполнило требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, что послужило основанием для вынесения 29 января 2020 года заместителем прокурора Октябрьского района г. Иркутска ФИО3 постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 КоАП РФ в отношении Гаражного кооператива №15.

Прокуратурой Октябрьского района г. Иркутска при рассмотрении обращения ФИО2 установлено, что Устав Гаражного кооператива №15, утвержденный общим собранием членов кооператива №15 от 29.10.2013, не соответствует требованиям ст. 123.2, 123.3, 209 ГК РФ, а именно содержит положения, ограничивающие владельцев гаражных боксов, не являющихся членами кооператива, права на получение электроэнергии и проезда по дорогам общего пользования кооператива, возложение обязанностей по внесению взносов на содержание и ремонт имущества кооператива. С целью устранения данных нарушений законодательства и восстановления прав собственников гаражных боксов, не являющихся членами данного кооператива, общему собранию членов гаражного кооператива № 15 на Устав Гаражного кооператива №15 13 ноября 2019 года принесен протест прокурора , который 14 ноября 2019 вручен председателю Гаражного кооператива №15 ФИО4

В судебном заседании прокурор Свидетель №1 постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Гаражного кооператива №15 поддержала. Пояснила, что 18.12.2019 года она присутствовала на собрании Правления Кооператива, а не на Общем собрании.

Законный представитель Гаражного кооператива №15 ФИО1 в письменных возражениях указал о несогласии с вынесенным постановлением. Ссылаясь на то, что поданная ФИО2 жалоба в прокуратуру Октябрьского района г. Иркутска содержит недостоверные сведения, поскольку Правление Гаражного кооператива №15 не ограничивало ФИО2 в праве пользования и владения гаражным боксом, а наоборот выдало ей электронный ключ для беспрепятственного прохода на территорию Гаражного кооператива №15. При этом, на просьбу председателя правления показать индивидуальный прибор учета электроэнергии, ФИО2 ответила отказом. Данный гаражный бокс ранее принадлежал её мужу ФИО2, который, не вступая в члены ГК №15 несколько лет пользовался гаражным боксом, не оплачивая вступительный и членские взносы, пользовался электроэнергией, не оплачивая за нее. После категорического отказа ФИО2 предоставить индивидуальный прибор учета электроэнергии, она сообщила, что обратится в прокуратуру. Правлением Гаражного кооператива №15 28 октября 2019 года был подготовлен ответ на обращение ФИО2, но от его получения ФИО2 отказывалась, ссылаясь на занятость. Указывает на то, что из постановления непонятно, какие положения Устава не соответствуют требованиям ст. 123.2, 123.3, 209 ГК РФ и ограничивают права владельцев гаражных боксов, не являющихся членами кооператива. При этом изменение положений Устава Гаражного кооператива №15 относится к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива, возможность внесения изменений в Устав юридического лица самим юридическим лицом, отсутствует. Общее количество членов ГК №15 на 13.11.2019 составляло 1977 человек. Для рассмотрения протеста общим собранием и принятия решения необходимо соблюдение п.1 ст. 182.2 ГК РФ, при этом очевидно, что в условиях зимнего времени обеспечить явку 50% от общего числа членов Гаражного кооператива №15 не представляется возможным. Обращает внимание на то, что помощник прокурора Свидетель №1, участвуя 18.12.2019 в работе заседания правления Гаражного кооператива №15, уточнила, что представление рассматривается только с председателем Гаражного кооператива №15, а протест рассматривается общим собранием.

В судебном заседании защитники Саенко В.П. и Саенко И.В. считают, что юридическое лицо является ненадлежащим субъектом, поскольку юридическое лицо не может внести изменения в Устав гаражного кооператива. Общее собрание является высшим органом. Требование прокурора не исполнимо. Гаражный кооператив не мог оспорить протест, так как он обращен Общему собранию членов гаражного кооператива № 15. Также защитник указывает на то, что протест прокурора является незаконным, поскольку противоречит требованиям ст.ст. 210 и 249 ГК РФ.

Согласно ст. 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 января 1992 г. N 2202-1 прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.

Требования прокурора могут быть предъявлены путем принесения протеста (статья 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1) и внесения представления (статья 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1), которые подлежат обязательному исполнению.

Вопреки доводам законного представителя и защитников факт умышленного невыполнения требований прокурора объективно подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела об административном правонарушении:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 29 января 2020 года, согласно которому Гаражный кооператив №15 в период с 14 ноября 2019 года по 24 ноября 2019 года умышленно не выполнило требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом;

- жалобой ФИО2 от Дата;

- протестом исполняющего обязанности прокурора Октябрьского района г. Иркутска ФИО3 на устав Гаражного кооператива №15 от 13 ноября 2019 года;

- ответом председателя Гаражного кооператива №15 №114/п от 22.11.2019;

- копией Устава Гаражного кооператива №15, из п. 4.13 которого следует, что председатель правления Кооператива руководит деятельностью правления;

-копией протокола заседания правления гаражного кооператива № 15 г. Иркутска;

- выпиской из ЕГРЮЛ Гаражного кооператива №15, из которой следует, что ФИО1 является председателем гаражного кооператива № 15.

Исследованные в судебном заседании доказательства получены с соблюдением требований закона, а поэтому судом признаются допустимыми, относимыми, оснований не доверять им не имеется.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, прихожу к выводу, что Гаражного кооператива №15 в нарушение указанных норм не выполнило требования прокурора.

Оснований для законного невыполнения протеста прокуратуры Октябрьского района г. Иркутска от 13.11.2019 года, не имелось, поскольку отсутствовали какие-либо обстоятельства, объективно препятствовавшие исполнению протеста прокурора.

При этом в протесте изложено требование о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры района в десятидневный срок с момента его поступления; приведении Устава Гаражного кооператива №15 в соответствие с требованиями ГК РФ, направлении в прокуратуру Октябрьского района г. Иркутска письменного ответа о принятых мерах в установленный законом срок.

Между тем, из уведомления №114/л от 22.11.2019 о рассмотрении протеста на Устав Гаражного кооператива №15 следует, что оно назначено на 18 декабря 2019 года в 19.00час.

Согласно ответу на протест №78/2020 от 24.01.2020 мер в целях приведения Устава Гаражного кооператива №15 в соответствие с требованиями ГК, не принято.

В связи с чем, действия Гаражного кооператива №15 следует квалифицировать по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как умышленное невыполнение требований прокурора.

Доводы ФИО1 о недостоверности сведений, изложенных ФИО2 в жалобе, а также общее количестве членов Гаражного кооператива №15 не свидетельствует об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, поскольку объективная сторона правонарушения по ст. 17.7 КоАП РФ выражается в умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Поскольку из материалов дела об административном правонарушении следует, что в установленный законом срок внесенный прокурором протест по существу не рассмотрен.

Несогласие лица с протестом прокурора, выраженное в устной или письменной форме, а не путем подачи заявления в суд либо жалобы вышестоящему прокурору, не освобождает данное лицо от выполнения требований протеста. Из материалов проверки усматривается, что в установленном законом порядке протест прокурора обжалован не был. Также не было обращений к прокурору о необходимости продления срока исполнения протеста. В связи с чем, доводы о незаконности или неисполнимости протеста являются не обоснованными.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Судом установлено, что законному представителю Гаражного кооператива № 15 было известно о вынесении прокурором указанного выше требования, а также о содержании этого требования.

Доводы законного представителя о недостоверности сведений в обращении ФИО2 и иные не влияют на отсутствие состава административного правонарушения в действиях юридического лица.

Доводы защитника, о том, что юридическое лицо Гаражный кооператив, не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку протест адресован Общему собранию, являются не состоятельными.

Согласно Уставу, Кооператив является юридическим лицом, от своего имени заключает договоры, приобретает имущественные и личные неимущественные права и несёт обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде, арбитражном третейском судах, осуществляет другие права, предоставляемые по действующему законодательству. Органами управления Кооператива являются Общее собрание, которое является высшим органам управления. Правление Кооператива исполнительный орган. Председателем Правления ГК № 15 является ФИО1

При назначении административного наказания в соответствии с ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих ответственность в соответствии со ст. 4.2 и ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено, в связи с чем считаю возможным назначить наказание Гаражному кооперативу №15 в виде административного штрафа, в минимальном размере считая, что такое наказание сможет обеспечить достижение цели административного наказания, то есть предупредит совершение новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Гаражный кооператив №15 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей.

Административный штраф внести по следующим реквизитам:

........

Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Октябрьский районный суд г. Иркутска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Т.И. Сергеева