ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-914/2021 от 30.12.2021 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 5-914/2021

УИД 35RS0019-01-2021-002973-48

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Сокол 30 декабря 2021 года

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Попова Е.Б., при секретаре Мотовой Н.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива «Сокольский мясокомбинат», юридический адрес: <адрес>, ИНН , ОГРН ,

УСТАНОВИЛ:

19 октября 2021 года при участии помощника Сокольского межрайонного прокурора Якушева С.А., учредителя Сельскохозяйственного производственного кооператива (далее – СПК) «Сокольский мясокомбинат» Халмурзаева Н.У. и государственного инспектора отдела по государственному энергетическому надзору по Вологодской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Гаршина Д.В. проводилась проверка по исполнению законодательства в сфере обеспечения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах СПК «Сокольский мясокомбинат», осуществляющего эксплуатацию опасных производственных объектов: «Площадка участка аммиачно-холодильной установки», рег. № , по адресу: <адрес>; «Сеть газопотребления предприятия», рег. № , по адресу: Вологодская <адрес>.

При проведении проверки объектов выявлены нарушения требований промышленной безопасности:

- в сведениях, характеризующий опасный производственный объект, указаны недостоверные, не полные сведения об опасном производственном объекте, а именно, в сведениях указана тепловая сеть, не относящаяся к данному опасному производственному объекту, отсутствуют сведения о коллекторах пара в котельной, что является нарушением ст. 2, ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ);

- не представлен приказ о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации опасного производственного объекта сетей газораспределения и газопотребления, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 5 «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 531 (далее – Правила № 531);

- не представлен приказ о назначении лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 «Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 536 (далее – Правила № 536);

- не представлен приказ о назначении лица, ответственного за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 7 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года № 2168 (далее – Правила № 2168);

- не представлены документы, подтверждающие прохождение руководителем (заместителем руководителя), а также ответственных лиц за безопасную эксплуатацию и за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте, аттестации в области промышленной безопасности по областям аттестации А.1 «Основы промышленной безопасности», Б.7.1 «Эксплуатация сетей газораспределения и газопотребления», Б.8.1 «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются котлы (паровые, водогрейные, электрические, а также с органическими и неорганическими теплоносителями)», Б.8.2 «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды», Б.8.3 «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются сосуды, работающие под избыточным давлением», что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 2 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 1365 от 25 октября 2019 года (далее – Положение № 1365);

- в организации не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности надлежащим образом, а именно: положение о производственном контроле не пересмотрено в связи с изменениями в законодательстве в области промышленной безопасности, в положении присутствуют ссылки на документы, утратившие свою силу; отсутствует план работ по осуществлению производственного контроля; не представлены документы по организации и проведению проверки состояния промышленной безопасности; отсутствует план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 5, п. 14 Правил № 2168;

- не представлен пересмотренный план мероприятий для обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах в связи с истечением срока действия, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 5 «Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 1437 (далее – Положение № 1437);

- не представлен приказ о создании комиссии по проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала (рабочих и специалистов) предприятия, аттестованной по соответствующим областям аттестации, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 240 Приказа № 536;

- не представлены документы по прохождению в установленные сроки проверки знаний должностных, производственных инструкций по обслуживанию оборудования работающего под избыточным давлением (котлы, паропроводы), газового оборудования, автоматики обслуживающего и ремонтного персонала (рабочих и специалистов), что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- организацией не определён порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации на опасный производственный объект «Сеть газопотребления предприятия» (отсутствует приказ руководителя), что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 6 Правил № 531;

- организацией не выполняется комплекс мероприятий по техническому обслуживанию и мониторингу сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно, не представлены документы по своевременной проверке сигнализаторов загазованности (по метану и оксиду углерода), что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 6 Правил № 531, п. 53 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870 (далее – Регламент № 870);

- не представлен распорядительный документ по установлению порядка хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- эксплуатирующей организацией для осуществления учёта оборудования, работающего под избыточным давлением, не направлена в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информация о следующих трубопроводах пара с условным диаметром более 100 мм: 3 коллектора пара в котельной, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 222, п. 224 Правил № 536;

- не проведены в установленные сроки мероприятия по продлению срока службы следующих паропроводов в связи с истечением срока службы: 3 коллектора пара в котельной, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228, п. 461 Правил № 536;

- не проводится в установленные сроки специализированной организацией техническое освидетельствование оборудования, работающего под избыточным давлением: 3 коллектора пара в котельной, 3 паровых котла Е-1,0-0,9Г, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 446, п. 447, п. 409 Правил № 536;

- не представлены паспорта на трубопроводы пара и горячей воды, паровой коте: 3 коллектора пара в котельной, паровой котел Е-1,0-0,9Г рег. № 03000, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228, п. 245, п. 246 Правил № 536;

- не представлена утверждённая инструкция для ответственного за осуществление производственного контроля и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- не представлены документы, подтверждающие проведение в установленные сроки технического освидетельствования ответственным за осуществление производственного контроля совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования в случаях: 3 коллектора пара в котельной, 3 паровых котла Е-1,0-0,9Г, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 396 Правил № 536;

- не представлена инструкция по проверке автоматики безопасности котельной (автоматики безопасности паровых котлов, оборудования котельной), что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228, п. 310 Правил № 536;

- не записаны в паспорта оборудования, работающего под избыточным давлением, номера и даты актуального приказа о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования (котлы, паропроводы), что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- не представлены утверждённые производственные инструкции по обслуживанию и ремонту паровых котлов, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- не представлены документы по проверке исправности, обслуживанию, настройке предохранительных клапанов, установленных на паровых котлах, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- не представлены утверждённые производственные инструкции по обслуживанию предохранительных клапанов, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- не представлена проектная и исполнительная документация по ликвидации либо по консервации опасного производственного объекта в связи с выводом его из эксплуатации «Площадка участка аммиачно-холодильной установки», рег. № А28-00414-0001, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ;

- не представлены документы по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте «Площадка участка аммиачно-холодильной установки», рег. № А28-00414-0001, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, ст. 4 ФЗ № 225-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – ФЗ № 225-ФЗ);

- не представлены документы по проведению режимно-наладочных испытаний на паровых котлах, работающих на газообразном топливе, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 294 Правил № 536;

- не представлены документы по ведению водно-химического режима, разрабатываемые наладочными организациями, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 325 Правил № 536.

23 декабря 2021 года государственным инспектором отдела по государственному энергетическому надзору по Вологодской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Гаршиным Д.В. в отношении СПК «Сокольский мясокомбинат» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, государственный инспектор отдела по государственному энергетическому надзору по Вологодской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Гаршин Д.В. поддержал протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, по доводам, изложенным в протоколе, пояснив, что нарушения по настоящее время юридическим лицом не устранены.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, председатель СПК «Сокольский мясокомбинат» Халмурзаев З.Н. с протоколом об административном правонарушении согласился частично, указал, что площадка аммиачно-холодильной установки предприятия законсервирована, не эксплуатируется, аммиак отсутствует, при этом с учета как опасный объект в Ростехнадзоре данная установка не снята, частично нарушения устранены, остальную часть нарушений готовы устранить в кратчайшие сроки, поскольку приостановление деятельности котельной может повлечь разморожение системы отопления производства, просил приостановить деятельность указанных в протоколе объектов на срок не позднее 14 января 2021 года.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, СПК «Сокольский мясокомбинат» Балбеко В.А. поддержал доводы председателя СПК «Сокольский мясокомбинат» Халмурзаева З.Н.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ ).

В соответствии со статьёй 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ судья оценивает собранные по делу доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, учитывая, что никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а также с позиции соблюдения.

Статьёй 1.6 КоАП РФ предусмотрено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ), опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности: I класс опасности - опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности; II класс опасности - опасные производственные объекты высокой опасности; III класс опасности - опасные производственные объекты средней опасности; IV класс опасности - опасные производственные объекты низкой опасности. Присвоение класса опасности опасному производственному объекту осуществляется при его регистрации в государственном реестре. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.

Согласно ст. 4 ФЗ № 225-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – ФЗ № 225-ФЗ), владелец опасного объекта обязан на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, за свой счет страховать в качестве страхователя имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта. В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 4 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме - организация, выполняющая работы по техническому обслуживанию, капитальному ремонту и модернизации указанных опасных объектов на основании договора, заключенного с собственниками помещений в таком доме. В отношении страхования риска наступления гражданской ответственности владельцев опасных объектов в многоквартирном доме, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, за причинение вреда потерпевшему в результате аварии на таких объектах для целей настоящего Федерального закона лицом, обязанным на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, исполнить обязанность по страхованию, признается организация, эксплуатирующая опасный объект. Ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию, установленной настоящим Федеральным законом. В случае нарушения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований об обязательном страховании владельцы опасных объектов и их должностные лица, а также лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 228 «Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 536 (далее – Правила № 536), организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо: а) организовать безопасную эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечить их соблюдение; б) назначить распорядительным документом организации из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ; в) назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (специалистов и рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном распорядительными документами организации порядке к самостоятельной работе. Количество персонала, необходимого для безопасной эксплуатации оборудования, должно соответствовать указанному в проекте на данный ОПО (при наличии таких данных в проекте); г) установить распорядительными документами, инструкциями порядок, обеспечивающий поддержание оборудования в исправном состоянии, осуществление персоналом (специалистами и рабочими), на который возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, наблюдения за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, с документарной фиксацией (записью) результатов осмотра и проверки в предназначенном для этого журнале или ином документе, а также установить виды (формы) документов, ведущихся в организации при эксплуатации оборудования, порядок их ведения (заполнения) в бумажном или электронном виде (при условии обеспечения сохранности (резервирования) хранимой в электронном виде информации и возможности идентифицировать работника, вносившего информацию в электронную форму документа); д) утвердить перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации в зависимости от осуществляемых видов деятельности для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими ФНП; е) разработать и утвердить инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования; ж) разработать и утвердить на основе руководств (инструкций) по эксплуатации конкретного вида оборудования с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией, производственные инструкции для персонала, осуществляющего обслуживание и ремонт оборудования под давлением, определяющие его обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность с учетом указанного в подпункте "г" настоящего пункта ФНП. Производственные инструкции должны выдаваться персоналу перед допуском к работе с подтверждением их получения подписью работника в журнале или на контрольном экземпляре производственной инструкции, или отметкой в системе электронного документооборота при условии, что данная система обеспечивает хранение информации и возможность идентификации работника и произведенных им действий; з) обеспечить своевременное проведение аттестации в области промышленной безопасности инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций и допуск их к работе в порядке, установленном распорядительными документами эксплуатирующей организации, разработанными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и ФНП; и) обеспечить проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями настоящих ФНП, технической документации организации-изготовителя, а также принятыми для применения в эксплуатирующей организации нормативными документами и системой проведения работ; к) соблюдать требования организации-изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, а также указанные в копии обоснования безопасности оборудования, выпущенного в соответствии с ТР ТС 032/2013; л) не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты, а также без проведения экспертизы промышленной безопасности если период эксплуатации оборудования превысил срок службы, указанный в паспорте оборудования организацией-изготовителем, или срок безопасной эксплуатации - в заключении экспертизы; л) контролировать состояние оборудования под давлением (в том числе металла или другого материала, из которого изготовлено оборудование) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в эксплуатирующей организации нормативных документов и ФНП; м) при выявлении нарушений требований промышленной безопасности принимать меры по их устранению и дальнейшему предупреждению; н) обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности; о) обеспечить осмотр, обслуживание, обследование, экспертизу промышленной безопасности и ремонт зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, настоящих ФНП, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; п) обеспечить наличие и исправность необходимого комплекта средств измерений прямого и дистанционного действия, стационарно установленных на оборудовании под давлением и в составе автоматизированных систем безопасности и управления, а также переносных для контроля параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудования под давлением, а также точность их показаний в соответствии с положениями Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2019, N 52, ст. 7814), требованиями ФНП, проектной, технической и эксплуатационной документацией. Для обеспечения указанных требований эксплуатирующей организации следует на основании проектной документации и технической документации изготовителей оборудования и систем, технологических регламентов (при наличии) разработать перечень средств измерений, обеспечивающих контроль технологических параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность оборудования, работающего под избыточным давлением, подлежащих обязательной поверке, и перечень средств измерений, применяемых вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежащих калибровке, поверка которых может проводится в случаях, установленных технологическими регламентами (при наличии) производственными инструкциями и распорядительными документами эксплуатирующей организации. р) распорядительным документом по организации установить порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением, организации учета оборудования под давлением и учета его освидетельствований (в бумажном или электронном виде) и обеспечить его исполнение в соответствии с требованиями настоящих ФНП.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, 19 октября 2021 года при участии помощника Сокольского межрайонного прокурора Якушева С.А., учредителя Сельскохозяйственного производственного кооператива (далее – СПК) «Сокольский мясокомбинат» Халмурзаева Н.У. и государственного инспектора отдела по государственному энергетическому надзору по Вологодской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Гаршина Д.В. проводилась проверка по исполнению законодательства в сфере обеспечения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах СПК «Сокольский мясокомбинат», осуществляющего эксплуатацию опасных производственных объектов: «Площадка участка аммиачно-холодильной установки», рег. № , по адресу: <адрес>; «Сеть газопотребления предприятия», рег. № , по адресу: <адрес>.

При проведении проверки объектов выявлены нарушения требований промышленной безопасности:

- в сведениях, характеризующий опасный производственный объект, указаны недостоверные, не полные сведения об опасном производственном объекте, а именно, в сведениях указана тепловая сеть, не относящаяся к данному опасному производственному объекту, отсутствуют сведения о коллекторах пара в котельной, что является нарушением ст. 2, ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116-ФЗ);

- не представлен приказ о назначении лица, ответственного за безопасность эксплуатации опасного производственного объекта сетей газораспределения и газопотребления, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 5 «Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 531 (далее – Правила № 531);

- не представлен приказ о назначении лица, ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 «Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением», утверждённых Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 536 (далее – Правила № 536);

- не представлен приказ о назначении лица, ответственного за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 7 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2020 года № 2168 (далее – Правила № 2168);

- не представлены документы, подтверждающие прохождение руководителем (заместителем руководителя), а также ответственных лиц за безопасную эксплуатацию и за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте, аттестации в области промышленной безопасности по областям аттестации А.1 «Основы промышленной безопасности», Б.7.1 «Эксплуатация сетей газораспределения и газопотребления», Б.8.1 «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются котлы (паровые, водогрейные, электрические, а также с органическими и неорганическими теплоносителями)», Б.8.2 «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются трубопроводы пара и горячей воды», Б.8.3 «Эксплуатация опасных производственных объектов, на которых используются сосуды, работающие под избыточным давлением», что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 2 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации № 1365 от 25 октября 2019 года (далее – Положение № 1365);

- в организации не организован и не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности надлежащим образом, а именно: положение о производственном контроле не пересмотрено в связи с изменениями в законодательстве в области промышленной безопасности, в положении присутствуют ссылки на документы, утратившие свою силу; отсутствует план работ по осуществлению производственного контроля; не представлены документы по организации и проведению проверки состояния промышленной безопасности; отсутствует план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 5, п. 14 Правил № 2168;

- не представлен пересмотренный план мероприятий для обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах в связи с истечением срока действия, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 5 «Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 года № 1437 (далее – Положение № 1437);

- не представлен приказ о создании комиссии по проверке знаний обслуживающего и ремонтного персонала (рабочих и специалистов) предприятия, аттестованной по соответствующим областям аттестации, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 240 Приказа № 536;

- не представлены документы по прохождению в установленные сроки проверки знаний должностных, производственных инструкций по обслуживанию оборудования работающего под избыточным давлением (котлы, паропроводы), газового оборудования, автоматики обслуживающего и ремонтного персонала (рабочих и специалистов), что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- организацией не определён порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации на опасный производственный объект «Сеть газопотребления предприятия» (отсутствует приказ руководителя), что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 6 Правил № 531;

- организацией не выполняется комплекс мероприятий по техническому обслуживанию и мониторингу сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии, а именно, не представлены документы по своевременной проверке сигнализаторов загазованности (по метану и оксиду углерода), что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 6 Правил № 531, п. 53 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2010 года № 870 (далее – Регламент № 870);

- не представлен распорядительный документ по установлению порядка хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- эксплуатирующей организацией для осуществления учёта оборудования, работающего под избыточным давлением, не направлена в территориальный орган Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО информация о следующих трубопроводах пара с условным диаметром более 100 мм: 3 коллектора пара в котельной, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 222, п. 224 Правил № 536;

- не проведены в установленные сроки мероприятия по продлению срока службы следующих паропроводов в связи с истечением срока службы: 3 коллектора пара в котельной, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228, п. 461 Правил № 536;

- не проводится в установленные сроки специализированной организацией техническое освидетельствование оборудования, работающего под избыточным давлением: 3 коллектора пара в котельной, 3 паровых котла Е-1,0-0,9Г, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 446, п. 447, п. 409 Правил № 536;

- не представлены паспорта на трубопроводы пара и горячей воды, паровой коте: 3 коллектора пара в котельной, паровой котел Е-1,0-0,9Г рег. № 03000, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228, п. 245, п. 246 Правил № 536;

- не представлена утверждённая инструкция для ответственного за осуществление производственного контроля и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- не представлены документы, подтверждающие проведение в установленные сроки технического освидетельствования ответственным за осуществление производственного контроля совместно с ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования в случаях: 3 коллектора пара в котельной, 3 паровых котла Е-1,0-0,9Г, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 396 Правил № 536;

- не представлена инструкция по проверке автоматики безопасности котельной (автоматики безопасности паровых котлов, оборудования котельной), что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228, п. 310 Правил № 536;

- не записаны в паспорта оборудования, работающего под избыточным давлением, номера и даты актуального приказа о назначении ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования (котлы, паропроводы), что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- не представлены утверждённые производственные инструкции по обслуживанию и ремонту паровых котлов, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- не представлены документы по проверке исправности, обслуживанию, настройке предохранительных клапанов, установленных на паровых котлах, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- не представлены утверждённые производственные инструкции по обслуживанию предохранительных клапанов, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 228 Правил № 536;

- не представлена проектная и исполнительная документация по ликвидации либо по консервации опасного производственного объекта в связи с выводом его из эксплуатации «Площадка участка аммиачно-холодильной установки», рег. № А28-00414-0001, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ;

- не представлены документы по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте «Площадка участка аммиачно-холодильной установки», рег. № А28-00414-0001, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, ст. 4 ФЗ № 225-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (далее – ФЗ № 225-ФЗ);

- не представлены документы по проведению режимно-наладочных испытаний на паровых котлах, работающих на газообразном топливе, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 294 Правил № 536;

- не представлены документы по ведению водно-химического режима, разрабатываемые наладочными организациями, что является нарушением ч. 1 ст. 9 ФЗ № 116-ФЗ, п. 325 Правил № 536.

23 декабря 2021 года государственным инспектором отдела по государственному энергетическому надзору по Вологодской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Гаршиным Д.В. протоколом о временном запрете от 23 декабря 2021 года наложен запрет на эксплуатацию опасных производственных объектов: «Площадка участка аммиачно-холодильной установки», рег. № , по адресу: <адрес>; «Сеть газопотребления предприятия», рег. № , по адресу: <адрес>, с 11 часов 00 минут 23 декабря 2021 года.

23 декабря 2021 года государственным инспектором отдела по государственному энергетическому надзору по Вологодской области Северо-Западного управления Ростехнадзора Гаршиным Д.В. в отношении СПК «Сокольский мясокомбинат» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

С учётом изложенного, что суд приходит к выводу, что СПК «Сокольский мясокомбинат», являясь субъектом правоотношения, в силу действующего законодательства Российской Федерации, должно было и имело реальную возможность для принятия необходимых и достаточных мер обеспечить соблюдение требований правил и норм, однако, этого не сделало, в связи с чем юридическое лицо должно нести административную ответственность.

Действия СПК «Сокольский мясокомбинат» суд квалифицирует по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку юридическим лицом допущено нарушение требований промышленной безопасности.

Виновность СПК «Сокольский мясокомбинат» подтверждается исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 23 декабря 2019 года № 33-247/16131-4762/ПТ, протоколом о временном запрете деятельности от 23 декабря 2019 года № 33-247/16131-4764/ПТ, и другими материалами дела, иными доказательствами в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств, в соответствии со статьёй 4.2 КоАП РФ судья учитывает совершение правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административное наказание, в соответствии со статьёй 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Вместе с тем, доказательств, подтверждающих принятие юридическим лицом СПК «Сокольский мясокомбинат» всех зависящих от него достаточных и своевременных мер для предотвращения правонарушения, соблюдения требований законодательства, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих своевременному выполнению установленных законодательством обязанностей, не представлено.

Установлено, что выявленные правонарушения соблюдения СПК «Сокольский мясокомбинат» законодательства в области промышленной безопасности опасных производственных объектов создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде. При таких обстоятельствах выявленные нарушения не могут быть расценены как малозначительные.

Согласно части 1 статьи 3.12 КоАП РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Принимая во внимание все обстоятельства административного правонарушения, учитывая, наличие смягчающих, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, непринятие СПК «Сокольский мясокомбинат» достаточных мер к устранению допущенных нарушений, суд считает возможным назначить наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку данный вид наказания может обеспечить достижение целей административного законодательства (ст. 1.2, ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ).

Сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истекли. Основания для освобождения юридического лица от наказания отсутствуют.

С учетом выше изложенного, на основании статей 3.12, 9.1, 29.9.-29.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

признать Сельскохозяйственный производственный кооператив «Сокольский мясокомбинат» (<адрес>, ИНН , ОГРН ) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде приостановления деятельности опасных производственных объектов: «Площадка участка аммиачно-холодильной установки», «Сеть газопотребления предприятия» Сельскохозяйственного производственного кооператива «Сокольский мясокомбинат», расположенного по адресу: <адрес>, на срок 22 суток.

Начало срока исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности исчислять с 11 часов 00 минут 23 декабря 2021 года.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Исполнение постановления суда в соответствии со статьей 32.12 КоАП РФ возложить на Отдел судебных приставов по Сокольскому и Усть-Кубинскому районам УФССП России по Вологодской области.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.Б. Попова