ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-92/19 от 03.01.2019 Вилегодского районного суда (Архангельская область)

Дело № 5-92/2019

УИД 29RS0003-01-2019-000491-21

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Судья Вилегодского районного суда Архангельской области Минина Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении

ФИО1, _____.__г года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной и проживающей в <адрес>,

установил:

ФИО1 являлась организатором публичного мероприятия (митинга), проводимого в соответствии с уведомлением о проведении публичного мероприятия от 27 мая 2019 года, целью которого являлись:

-публичное выражение общественного мнения по поводу незаконного строительства объекта на станции Шиес в Ленском районе Архангельской области;

-запрета ввоза на территорию Архангельской области любых отходов из других регионов Российской Федерации;

- выражение недоверия местной и региональной власти в связи с позицией, поддерживающей строительство «экотехнопарка Шиес» вопреки мнению населения в связи с игнорированием законного права жителей Ленского и других районов Архангельской области на экологическую безопасность;

- публичное выражение общественного мнения по поводу экономического, социального и культурного развития Ленского района;

- выражение общественного мнения по поводу территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами в Архангельской области.

09 июня 2019 года в период времени с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут в парке имени Землячки в <адрес>, в ходе проведения указанного митинга выступающими участниками ФИО3 и ФИО5 были высказаны не соответствующие заявленным целям митинга мнения относительно утраты доверия граждан к органам внутренних дел Архангельской области, а также требования отставки руководящего состава УМВД России по Архангельской области и ОМВД России по Ленскому району, чем были допущены нарушения установленного порядка проведения публичного мероприятия, предусмотренного п. 3 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Таким образом, ФИО1 как организатор публичного мероприятия не обеспечила соблюдение установленного порядка проведения публичного мероприятия, указанного в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

ФИО1 в суде вину не признала, пояснила, что она являлась ведущей митинга и перед его началом предупредила участников о правах и обязанностях, о правилах поведения при проведении публичного мероприятия, огласила права и обязанности, в том числе запреты на оскорбления, клевету, унижение чести и достоинства, экстремистские призывы, всем участникам митинга на руки были выданы правила поведения, при этом содержание выступлений участников митинга соответствовали целям публичного мероприятия, порядок проведения публичного мероприятия нарушен не был.

Выслушав участвующих лиц, исследовав и оценив материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 04 ноября 1950 года, каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно статье 31 Конституции России граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В силу части 3 статьи 55 Конституции России данное право может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данные ограничения установлены Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ) и принятыми в соответствии с ним правовыми актами.

Согласно пункту п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

В силу ст. 3 Федерального закона № 54-ФЗ, проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, то есть соблюдении положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Часть 1 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2-4 данной статьи.

Субъектом указанного правонарушения является организатор публичного мероприятия.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований – гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний – 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Обязанности организатора публичного мероприятия установлены ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, в том числе обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления; требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона.

Также в подп. 6 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" разъяснено, что в силу пункта 3 части 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях организатор данного мероприятия обязан обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о его проведении или измененных в результате согласования с органом публичной власти.

Соответственно, проведение публичного мероприятия в условиях, не согласованных с органом публичной власти, в том числе относительно целей и форм его проведения, является нарушением требований Закона о публичных мероприятиях и может повлечь привлечение организатора такого публичного мероприятия к ответственности в установленном порядке.

В предмет доказывания по делу входят, в том числе, установление наличия события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ и виновность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в его совершении подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 23 июля 2019 года, в котором изложено существо правонарушения; копией уведомления о проведении публичного мероприятия от 27 мая 2019 года; рапортом начальника отделения УУП и ПДН ОМВД России по Ленскому району ФИО2 от 17 июня 2019 года и другими доказательствами.

Представленной суду видеозаписью митинга от 09.06.2019 года подтверждается, что речи выступающих ФИО3 и ФИО5 содержат не соответствующие заявленным целям митинга высказывания. В частности, в своих выступлениях ФИО3 и ФИО6 высказывались об утрате доверия граждан к органам внутренних дел. ФИО3 выкрикивал требования отставки руководящего состава УМВД России по Архангельской области и ОМВД по Ленскому району. Выступающий ФИО6 в своей речи давал оценку действиям сотрудников полиции на <адрес>.

Статус лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1, как организатора публичного мероприятия - митинга в парке имени Землячки по <адрес> «а» в <адрес>, проведенного 09 июня 2019 года с 11 часов 00 минут до 13 часов 00 минут подтверждается уведомлением о проведении публичного мероприятия от 27 мая 2019 года, целью которого является:

-публичное выражение общественного мнения по поводу незаконного строительства объекта на станции Шиес в Ленском районе Архангельской области,

-запрета ввоза на территорию Архангельской области любых отходов из других регионов Российской Федерации;

- выражение недоверия местной и региональной власти в связи с позицией, поддерживающей строительство «экотехнопарка Шиес» вопреки мнению населения в связи с игнорированием законного права жителей Ленского и других районов Архангельской области на экологическую безопасность,

- публичное выражение общественного мнения по поводу экономического, социального и культурного развития Ленского района,

- выражение общественного мнения по поводу территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами в Архангельской области.

Как следует из рапорта начальника отделения УУП и ПДН ОМВД России по Ленскому району ФИО2 от 17 июня 2019 года, 09 июня 2019 года в проведении митинга приняли активное участие ФИО7, ФИО3 и ФИО6, которые в своих выступлениях с помощью усиливающих звук микрофонов высказывали негативное отношение к сотрудникам полиции, навязывая данное мнение присутствующим гражданам, навязывая данное мнение присутствующим гражданам, в публичной форме требовали отставки руководящего состава УМВД России по Архангельской области и ОМВД Росии по Ленскому району, что унижает честь и достоинство сотрудников полиции, направлено на утрату доверия граждан к органам внутренних дел в целом и индивидуальным сотрудникам. Тема о выражении недоверия к органам внутренних дел системы МВД РФ в уведомлении была не заявлена, в связи с чем регламент мероприятия был нарушен. Со стороны организаторов, в том числе ФИО1, мер к соблюдению порядка проведения публичного мероприятия принято не было.

Данных о какой-либо заинтересованности должностных лиц ОМВД России по Ленскому району в исходе дела, их небеспристрастности к ФИО1 или допущенных ими злоупотреблениях по делу не установлено, оснований ставить под сомнение указанные ими факты не имеется.

На основании изложенного, судья приходит к выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.

Доводы ФИО1 о том, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, не свидетельствует о соблюдении вышеуказанными участниками публичного мероприятия его порядка и регламента, поскольку такая цель в уведомлении отсутствует.

Вместе с тем, как следует из протокола об административном правонарушении, участники митинга высказывали мнения, направленные на возбуждение ненависти и вражды.

Данные обстоятельства не основаны на материалах дела.

Доказательств допущения указанными участниками митинга высказываний, направленных на возбуждение ненависти и вражды, как то определено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности", требований отставки руководящего состава УМВД России по Архангельской области и ОМВД России по Ленскому району в судебном заседании не добыто. В связи с чем данные обстоятельства подлежат исключению из предъявленного ФИО1 обвинения.

При назначении административного наказания судья на основании положений ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, которое малозначительным не является, и личность виновной, имеющей постоянное место жительства, привлекающейся к административной ответственности впервые.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ), судьей не установлено.

Поскольку обязательные работы являются крайней мерой административного наказания, основания для их назначения в рассматриваемом случае отсутствуют.

Исключительные основания для назначения наказания в размере менее минимального, а также для замены административного штрафа предупреждением отсутствуют.

Резолютивная часть постановления объявлена в судебном заседании 25 июля 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 (Одиннадцать тысяч) рублей 00 копеек.

Штраф следует перечислить на расчетный счет <***>, КБК 18811690050056000140, получатель УФК по Архангельской области и Ненецкому Автономному округу (УМВД России по Архангельской области), ИНН <***>, КПП 290101001, отделение Архангельск, БИК 041117001, ОКТМО 11635420, УИН 18880429190294660395.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Вилегодский районный суд Архангельской области: <...>.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Вилегодский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.В. Минина