Дело № 5-93/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Бор 04 марта 2022 года
12 час. 30 мин.
Судья Борского городского суда Нижегородской области Калынова Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении
Н.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...>, зарегистрированной и проживающей по адресу: , официально нетрудоустроенной, незамужней, несовершеннолетних детей не имеющей, на учете у нарколога/психиатра не состоящей (со слов),
УСТАНОВИЛ:
04.03.2022 г. в Борский городской суд Нижегородской области поступили материалы дела об административном правонарушении по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в отношении Н.В.А.
В протоколе 52 БЗ 316993 от 27.02.2022 г. об административном правонарушении указано, что 27.02.2022 г. в 10 час. 13 мин. Н.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу , размещала в сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» и Телеграмм посты, содержащие призывы к участию в публичном мероприятии без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в нарушение Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В судебном заседании Н.В.А., которой были разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, а также ст.51 Конституции РФ, вину в совершении административного правонарушения не признала.
На вопросы судьи пояснила следующее.
Н.В.А. указала, что с осени, когда была наблюдателем на выборах, состоит в чате в Telegram, название которого полностью точно не помнит, сейчас этот чат переименован. Вступая в данный чат, Н.В.А. была проинформирована администраторами чата, что это публичный чат.
Первоначально в чате Telegram «Наблюдатели на выборах и …» велась переписка по поводу выборов, после выборов люди постепенно начали выкладывать в чат материалы по своей работе, так как в чате пользователи различных политических партий. Впоследствии стали обсуждать события, происходящие последнее время, связанные с обстановкой и событиями на Украине.
Н.В.А. указала, что все, что она писала в данных чатах, не является призывов, это были лишь эмоциональные сообщения для определенной группы лиц, которые знают ее.
На вопросы судьи Н.В.А. указала, что под сообщением, где она писала «надо сообщить через тот те твиттер, наверно. И лучше менять места сбора каждый раз не только в НиНо, но и в других городах» имелось ввиду, что люди, которые последнее время собираются в Нижнем Новгороде на митинги, мероприятия, встречи, могли бы это делать не только на пл.Минина, но и в других местах. Н.В.А. утверждает, что это было лишь предположение, а не призыв.
На вопросы судьи Н.В.А. пояснила, что ни разу не участвовала в мероприятиях и встречах, посвященным последним событиям. О том, что несанкционированная организация митингов и призывы к участию в несанкционированных митингах, влечет установленную ответственность, Н.В.А. была уведомления, пояснив, что данная информация об ответственности размещена в свободном доступе.
Пояснила, что оставляя сообщения в канале Telegram о необходимости смены места проведения мероприятия/встречи, Н.В.А. знала, что это мероприятия по вопросу последних событий на Украине, при этом информации о согласовании данных мероприятий у Н.В.А. не было.
Н.В.А. подтвердила, что исправления в протокол об административном правонарушении от 27.02.2022 г. внесены в ее присутствии, она с ними ознакомлена, что подтверждается ее подписью.
Присутствующий в судебном заседании УУП ОМВД России по г.Бор И.Ч.М. пояснил, ему на рассмотрение поступил материал в отношении Н.В.А. по вопросу размещения в социальных сетях постов с информацией и призывами к митингам. Изучив поступивший материал, И.Ч.М. пришел к выводу о наличии в действиях Н.В.А. признаков административного правонарушения по ч.2 ст.20.2 КоАП РФ и составил протокол об административном правонарушении. При составлении протокола позиция Н.В.А. и ее пояснили были аналогичны, данным в настоящем судебном заседании.
Выслушав Н.В.А., УУП ОМВД России по г.Бор И.Ч.М., изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.3 ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с положениями ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья,.. . устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.
В соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, судья.. ., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон № 54-ФЗ).
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование), могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (статья 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В рамках организации публичного мероприятия, каковым Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ признает открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений (п. 1 ст. 2), предусматривается ряд процедур, в том числе и предварительное уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о проведении публичного мероприятия и процедуру согласования, которые направлены на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяют избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Так, согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (п. 5 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ).
Административная ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, предусмотрена ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, что предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
При этом под организацией публичного мероприятия следует понимать осуществление одного из предусмотренных Законом о публичных мероприятиях действий либо их совокупности: оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган публичной власти, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия (статья 4 Закона о публичных мероприятиях).
Этот правовой подход изложен в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях".
Судьей в судебном заседании на основании представленных в материалы дела доказательств установлено следующее: 27.02.2022 г. в 10 час. 13 мин. Н.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по адресу , размещала в сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» и Телеграмм посты, содержащие призывы к участию в публичном мероприятии без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в нарушение Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении 52 БЗ 316993 от 27.02.2022 г.,
- рапортом ст.оперуполномоченного ОУР ОМВД России по г.Бор В.Д.И. от 27.02.2022 г.,
- рапортом оперуполномоченного ОУР ОМВД России по г.Бор К.А.Ю.,
- сообщением врио начальника Центра по противодействию экстремизму от 27.02.2022 г.,
- справкой от 27.02.2022 г. оперуполномоченного ОУР ОМВД России по г.Бор К.А.Ю.,
- справкой от 28.02.2022 г. оперуполномоченного ОУР ОМВД России по г.Бор К.А.Ю.,
- скриншотами сообщений в социальной сети «ВКонтакте» и чате канала Telegram,
- пояснениями Н.В.А. в настоящем судебном заседании, согласно которым сообщения в социальной сети «ВКонтакте» и чате канала Telegram, зафиксированные в скриншотах, касались мероприятий, проводимых по вопросу последних событий с Украиной, при этом Н.В.А.,
- копиями запросов врио начальника ОП №5 УМВД по г.Н.Новгороду от 24.02.2022 г. №№ 16/5663 и 16/5665,
- копиями ответов администрации г.Нижнего Новгорода от 25.02.2022 г. исх-02-09-80941/22 и Исх-02-09-82220/22, согласно которым уведомлений о проведении публичных мероприятий 245.02.2022 и 27.02.2022 г. на территории г.Нижнего Новгорода в администрацию г.Нижнего Новгорода не поступало,
- и другими.
Указанные доказательства соответствуют требованиям закона на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Оснований для признания собранных по делу доказательств недопустимыми не имеется.
Таким образом, судья приходит к выводу, что действия Н.В.А. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, а вина последней в его совершении в полном объеме подтверждается материалами дела.
Каких-либо обстоятельств, в том числе нарушений процессуальных норм, исключающих административную ответственность В.Д.А. за совершение указанного правонарушения при рассмотрении дела не установлено.
При этом утверждение Н.В.А. о том, что данные сообщения не являлись призывом и организацией, а были лишь предположениями, предложениями для людей, собирающихся на встречи, судья находит неубедительными и опровергающимися материалами дела.
Материалами дела подтверждается, что Н.В.А., зная об отсутствии согласования проведения мероприятий 24.02.2022 и 27.02.2022 г. в публичном чате канала Telegram и сообществе социальной сети «ВКонтакте» размещала посты с информацией о необходимости оповещения людей о планируемых публичных мероприятиях и необходимости изменения мест проведения несогласованных публичных мероприятий во избежание задержания сотрудниками полиции за совершение правонарушения.
При назначении административного наказания судья приходит к следующему.
Санкцией ч.2 ст.20.2 КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст.3.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
Согласно ч.2 ст.3.9 КоАП РФ административный арест устанавливается и назначается в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам Следственного комитета Российской Федерации, органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы и таможенных органов.
Установив, что Н.В.А. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, выразившееся в размещении в сети Интернет в социальной сети «ВКонтакте» и Телеграмм постов (сообщений), содержащих призывы к участию в публичном мероприятии без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия в нарушение Федерального закона №54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», принимая во внимание отсутствие смягчающих административную ответственность обстоятельств, совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах (п. 5 ст. 4.3 КоАП РФ), а именно в условиях режима повышенной готовности в Нижегородской области, установленного в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 N27 "О введении режима повышенной готовности", принятым в соответствии с статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. N 316 "Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", а также с учетом того, что Н.В.А. не относится к лицам, в отношении которых не может быть применено административное наказание в виде административного ареста, суд приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания виде административного ареста на срок 5 (пять) суток, так как иной вид наказания (административный штраф) не будет отвечать целям назначения административного наказания (ст.3.1 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.20.2, ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Н.В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного ареста на срок 5 (пять) суток.
Срок административного ареста исчислять с момента принятия настоящего постановления.
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 суток с момента его получения.
Судья Е.М.Калынова