ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-950/2021 от 18.03.2021 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

№ 5-950/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 марта 2021 года г. Астрахань

Судья Советского районного суда г. Астрахани Синельникова Н.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, место регистрации: <адрес>, место работы: OOO «UMUD TRANS», водитель; паспорт FA0988239, выдан 04.01.2020 MIA 14229), о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

14 сентября 2020 года через таможенный пост «Тажен» Департамента государственных доходов по <адрес> из <адрес> в <адрес> на транспортном средстве - тягаче с прицепом г/н <номер> по CARNET TIR № YX83444862, CMR <номер> от 11.09.2020 г., инвойсу № 29 от 11.09.2020, упаковочному листу от 11.09.2020, фирмой - перевозчиком «ABROR XALQARO TRANS» (<адрес>) на таможенную территорию таможенного союза перемещен товар «пряжа», получатель товара - «HAKAN TEKSTIL MAKINA Orhan DEMIR» (Turkey). Согласно представленным таможенному органу документам: CARNET TIR № YX83444862, CMR № 241 от 11.09.2020, инвойсу № 29 от 11.09.2020, упаковочному листу от 11.09.2020 количество мест перемещаемого товара составляет 351 место, весом брутто - 20 921,40 кг. 24 сентября 2020 года вх. № 11362 на Астраханский таможенный пост, фирмой - перевозчиком «ABROR XALQARO TRANS» (<адрес>), было направлено уведомление о том, что автотранспортное средство международной перевозки тягач, г/н <номер>, прицеп г/н <номер> попало в ДТП, произошедшее в <адрес>, в связи с чем, перевозчик просит провести таможенное наблюдение и разрешить проведение грузовых операций с товарами. С разрешения таможенного органа произошла замена фирмы - перевозчика «ABROR XALQARO TRANS» на перевозчика OOO «UMUD TRANS», а также замена транспортного средства международной перевозки, г/н <номер>, на транспортное средство международной перевозки, г/н <номер>. В связи со сменой транспортного средства международной перевозки и фирмы перевозчика тягач с прицепом, г/н <номер>, доставлен в зону таможенного контроля Астраханского таможенного поста для завершения процедуры таможенного транзита. В целях контроля соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС (профиль риска №…12361, 28.09.2020 данный товар, в указанном автомобиле, был направлен на МИДК (мобильный инспекционно-досмотровый комплекс), по результатам осмотра товар был поставлен под подозрение (акт таможенного осмотра <номер>). 28 сентября 2020 года на указанный товар назначен таможенный досмотр, согласно поручению на таможенный досмотр <номер>. В результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра <номер>) установлено, что в зоне № 3 (кабина водителя), поставленной под подозрение, обнаружено вещество в виде округлых гранул темно-зеленого цвета, упакованных в 2 емкости (бутылки) с герметично закрытыми крышками. На данном товаре маркировка отсутствует.

Определением от 03 ноября 2020 года, вынесенным ведущим инспектором отдела таможенного досмотра Астраханского таможенного поста Астраханской таможни <ФИО>3, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1

По результатам проведенного административного расследования составлен протокол об административном правонарушении <номер> от 03 декабря 2020 года в отношении гражданина Республики Узбекистан ФИО1 по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ФИО1 участия не принимал, о слушании дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, возникающие в связи с обязанностью лица декларировать товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется противоправным деянием, выразившимся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию в соответствии с таможенным законодательством.

Субъектом ответственности при недекларировании товаров выступает лицо, на которое возложена обязанность по декларированию товара.

Согласно статье 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд, при рассмотрении дела об административном правонарушении обязан выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.

В соответствии с положениями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Пунктом 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Судом установлено, что 14 сентября 2020 года через таможенный пост «Тажен» Департамента государственных доходов по <адрес> из <адрес> в <адрес> на транспортном средстве - тягаче с прицепом г/н <номер> по CARNET TIR № YX83444862, CMR № 241 от 11.09.2020, инвойсу № 29 от 11.09.2020, упаковочному листу от 11.09.2020, фирмой - перевозчиком «ABROR XALQARO TRANS» (<адрес>) на таможенную территорию таможенного союза перемещен товар «пряжа», получатель товара - «HAKAN TEKSTIL MAKINA Orhan DEMIR» (Turkey). Согласно представленным таможенному органу документам: CARNET TIR № YX83444862, CMR № 241 от 11.09.2020, инвойсу № 29 от 11.09.2020, упаковочному листу от 11.09.2020 количество мест перемещаемого товара составляет 351 место, весом брутто - 20 921,40 кг.

24 сентября 2020 года вх. № 11362 на Астраханский таможенный пост, фирмой - перевозчиком «ABROR XALQARO TRANS» (<адрес>), было направлено уведомление о том, что автотранспортное средство международной перевозки тягач, г/н <номер>, прицеп г/н <номер> попало в ДТП, произошедшее в <адрес>, в связи с чем, перевозчик просит провести таможенное наблюдение и разрешить проведение грузовых операций с товарами. С разрешения таможенного органа произошла замена фирмы - перевозчика «ABROR XALQARO TRANS» на перевозчика OOO «UMUD TRANS», а также замена транспортного средства международной перевозки, г/н <номер>, на транспортное средство международной перевозки, г/н <номер>.

В связи со сменой транспортного средства международной перевозки и фирмы перевозчика тягач с прицепом, г/н 50Z792KA/504482AA, был доставлен в зону таможенного контроля Астраханского таможенного поста для завершения процедуры таможенного транзита.

В целях контроля соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС ( профиль риска № …12361, 28.09.2020 данный товар, в указанном автомобиле, был направлен на МИДК (мобильный инспекционно-досмотровый комплекс), по результатам осмотра товар был поставлен под подозрение (акт таможенного осмотра <номер>).

28 сентября 2020 года на указанный товар назначен таможенный досмотр, согласно поручению на таможенный досмотр <номер>. В результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра <номер>) установлено, что в зоне №3 (кабина водителя), поставленной под подозрение, обнаружено вещество в виде округлых гранул темно-зеленого цвета, упакованных в 2 емкости (бутылки) с герметично закрытыми крышками. На данном товаре маркировка отсутствует.

Из объяснений водителя OOO «UMUD TRANS» ФИО1 от 29 сентября 2020 года установлено, что указанное выше вещество - насвай (вещество, содержащее табак) было приобретено им в Узбекистане для личного использования и ввезено на территорию ЕАЭС 14 сентября 2020 года через таможенный пост «Тажен» (<адрес>). При пересечении границы он данный товар не декларировал.

Обстоятельства ввоза вышеуказанного вещества при въезде на таможенную территорию ЕАЭС автомобиля с прицепом, г/н <номер>, подтверждаются учетным талоном <номер> от 13.09.2020, декларацией на транспортное средство <номер> от 14.09.2020.

Вещество в виде округлых гранул темно-зеленого цвета, упакованное в 2 емкости (бутылки) с герметично закрытыми крышками без маркировки, общим весом 822,34 г., 29.09.2020 было задержано в соответствии с пунктом 5 статьи 258 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

В соответствии с положениями статей 17, 393 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза 30.09.2020 данное вещество отобрано по акту отбора проб и образцов <номер> для проведения таможенной экспертизы и на основании решения о назначении таможенной экспертизы <номер>/000005 от 30.09.2020, предоставлено в распоряжение экспертов экспертно-криминалистической службы - региональный филиал Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления г. Ростов-на-Дону.

Согласно поступившему на Астраханский таможенный пост Астраханской таможни заключению таможенного эксперта ЭКС - региональный филиал ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону <номер> от 28.10.2020 (вх. № 12780 от 02.11.2020), товар, ввезенный гражданином ФИО1, идентифицирован как сосательный табак - некурительное табачное изделие, изготовленное из табачной пыли с добавлением подщелачивающих компонентов («Насвай»).

В соответствии с пунктом 1 приложения 1 Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» освобождаются от уплаты таможенных платежей, ввозимые на таможенную территорию Евразийского экономического союза в сопровождаемом и несопровождаемом багаже для личного пользования табак и табачные изделия 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 г в расчете на одно физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста.

Согласно пункту 5 Приложения 6 к Решению от 20.12.2017 № 107 в Перечень категорий товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, относятся табак и табачные изделия в количестве более 200 сигарет, или 50 сигар (сигарилл), или 250 г табака, или указанные изделия в ассортименте общим весом более 250 г, перемещаемые лицом, достигшим 18-летнего возраста.

Учитывая изложенное, исходя из количественных характеристик данный товар не относится к товарам для личного пользования.

В соответствии с пунктом 7 статьи 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами настоящего Кодекса.

Согласно статье 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем. Таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Таможенное декларирование в письменной форме допускается в отношении товаров для личного пользования.

В нарушение указанных выше норм и требований, установленных Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, ФИО1 14.09.2020 на таможенном посту «Тажен» (<адрес>) не задекларировал по установленной форме ввезенный им на таможенную территорию Евразийского экономического союза сосательный табак («Насвай»), упакованный в 2 емкости (бутылки), общим весом 822,34 г., подлежащий декларированию.

В соответствии с заключением эксперта ЭИО № 1 (г. Астрахань) ЭКС - РФ ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 03.12.2020 <номер> определить рыночную стоимость табака «Насвай», являющегося предметом административного правонарушения, на рынке Российской Федерации по состоянию на 14.09.2020 не представилось возможным в связи с запретом торговли «Насваем», установленным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, гражданин Республики Узбекистан ФИО1, не осуществив декларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию товара - сосательный табак («Насвай»), общим весом 822,34 г., на таможенном посту «Тажен» (<адрес>) нарушил положения статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, тем самым совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается представленными в деле доказательствами: протоколом изъятия вещей и документов <номер> от 03.11.2020; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; актом таможенного осмотра <номер>; актом таможенного досмотра <номер>; объяснением ФИО1; учетным талоном <номер> от 13.09.2020; декларацией на транспортное средство <номер> от 14.09.2020; протоколом опроса <ФИО>3; заключением эксперта ЭКС - РФ ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону <номер> от 28.10.2020; заключением эксперта ЭИО № 1 (г. Астрахань) ЭКС - РФ ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от <номер> от 03.12.2020 и другими материалами дела.

С субъективной стороны, у ФИО1 имелась возможность для соблюдения правил и норм, предусмотренных правом Евразийского экономического союза. Перед прибытием на таможенную территорию Евразийского экономического союза он мог ознакомиться с положениями права Евразийского экономического союза, регулирующими порядок перемещения товаров, более того он мог непосредственно при прохождении таможенного контроля обратиться за разъяснениями к должностным лицам таможенным органов, что исключило бы нарушение им норм таможенного законодательства.

Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ФИО1 требований права Евразийского экономического союза, судом не установлено.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что в действиях ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом суд считает, что ФИО1 не предвидел возможность наступления вредных последствий своих действий, хотя должен был и мог их предвидеть, что свидетельствует о том, что вменяемое административное правонарушение было совершено ФИО1 по неосторожности.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, согласно статье 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не выявлено.

Принимая во внимание, что частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность назначения административного наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения, оценив обстоятельства совершения правонарушения, суд считает возможным назначить наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае применения судом конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения передаются в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 16.2, 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать гражданина Республики Узбекистан ФИО1 (<дата> года рождения, уроженца <адрес>, место регистрации: <адрес>, место работы: OOO «UMUD TRANS», водитель; паспорт FA0988239, выдан 04.01.2020 MIA 14229) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения: сосательный табак - не курительное табачное изделие («Насвай»), в виде округлых гранул темно-зеленого цвета, упакованный в 2 емкости (одна стеклянная бутылка емкостью 1 л., заполнена менее половины, и одна бутылка из полимерного материала), массой брутто 1460 г., массой нетто - 782,34 г., изъятых на основании протокола изъятия вещей и документов от 03 ноября 2020 года и переданных на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Астраханской таможни, расположенной по адресу: <адрес>.

Предмет административного правонарушения, а именно: сосательный табак - не курительное табачное изделие («Насвай»), в виде округлых гранул темно-зеленого цвета, упакованный в 2 емкости (одна стеклянная бутылка емкостью 1 л., заполнена менее половины, и одна бутылка из полимерного материала), массой брутто 1460 г., массой нетто - 782,34 г., - обратить в федеральную собственность.

Постановление может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления через районный суд, вынесший постановление.

Судья Н.П. Синельникова