Дело №5-957/19
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
25 июля 2019 года <...>
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2019 года
Судья Псковского городского суда Псковской области Постобаев В.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении перевозчика - ООО «Силена» (180004, <адрес>; ИНН <***>; КПП602701001; ОГРН <***>, дата регистрации юридического лица - 04.02.2011; эл. почта: ***), ранее привлекавшегося к административной ответственности: 20.06.2018 (постановление вступило в законную силу 14.08.2018) по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
30 марта 2019 года в 21 час 40 мин. на т/п МАПП Шумилкино Псковской таможни прибыло транспортное средство peг. № под управлением водителя Н.Ю. (перевозчик ООО «Силена»), на котором перевозился груз: «панель» готовая металлоконструкция (2 грузовых места, вес брутто 6000 кг.) согласно представленным документам CMR № от 29.03.2019, инвойс № от 22.01.2019, ДТ № от 29.03.2019.
В результате таможенного досмотра (АТД №) установлено, что в грузовом отделении, перемещается товар, представляющий собой: «листы ДСП» со следами эксплуатации, с потертостями размером 1220x2440x9мм (15 шт. (грузовых мест), вес брутто 271 кг.).
Обнаруженный товар, признанный предметом административного правонарушения, был изъят по протоколу изъятия вещей и документов от 31.03.2019 и помещен на ответственное хранение на склад СВХ ООО «Л.» (181425, Пыталовский р-он, Гавровская волость, д.Уболенка).
Данные обстоятельства явились основанием для возбуждения Псковской таможней дела об административном правонарушении и привлечении ООО «Силена» к административной ответственности по ст.16.2 ч.1 КоАП РФ, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию в письменной форме.
Представитель юридического лица ООО «Силена» в судебное заседание не явился. Извещен надлежащим образом о месте, дате и времени судебного заседания, ходатайств об отложении не представил.
Представитель Псковской таможни ФИО1 в судебном заседании пояснила, что вина ООО «Силена» в совершении инкриминируемого ему административного правонарушения доказана материалами дела в их совокупности, просила применить наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения. Однако не согласна с квалификацией вмененного административного правонарушения, поскольку согласно «Письму ФТС России от 28.06.2013 N 18-12/27777 "О методических рекомендациях", сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, маркировке грузовых мест, наименовании товаров, весе брутто и (или) объеме товаров при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, несмотря на то, что оно осуществляется путем таможенного декларирования (подача транзитной декларации) и завершается выпуском товаров, подлежит квалификации по части 3 статьи 16.1 КоАП России, как более специальному составу АП по отношению к части 1 статьи 16.2 КоАП России.
Часть 1 ст.16.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ.
Между тем, частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Указанной нормой устанавливается ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений, в том числе, о количестве грузовых мест.
Согласно Примечанию к указанной статье для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Перемещением товаров через таможенную границу Союза являетсяввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (п. 27 ч.1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (п. 45 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС).
Согласно п.1 ч.1 ст.89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие сведения при международной перевозке автомобильным транспортом: документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о: государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; перевозчике товаров (наименование и адрес); стране отправления и стране назначения товаров (наименования); отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах); наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен; месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; идентификационных номерах контейнеров.
В соответствии с ч.1 ст.107 ТК ЕАЭС в транзитной декларации подлежат указанию сведения: об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике; о стране отправления и стране назначения товаров; о транспортном средстве, которым перевозятся товары; о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков. В отношении товаров (компонентов товаров), перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в течение определенного периода одним или несколькими транспортными средствами, могут указываться сведения о коде товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне 10 знаков в соответствии с принятым в отношении таких товаров предварительным решением о классификации товаров либо решением о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде; о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности; о количестве грузовых мест; о пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами; о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса; о планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.
Согласно ч.3 ст.107 ТК ЕАЭС в качестве транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 305 и пунктом 3 статьи 306 настоящего Кодекса.
Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (п.2 ст.8 КДПГ, ст.39 Таможенной конвенции о международной перевозки грузов с применением книжки МДП 1975 г.). Отсутствие таких оговорок в документах в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика о соблюдении требований таможенного законодательства, а следовательно, и о наличии вины в его действиях.
Судом установлено, что в ходе проведенного таможенного досмотра товара (акт таможенного досмотра №), перемещаемого в вышеуказанном транспортном средстве, было выявлено наличие в грузовом отделении помимо товара, указанного в представленных сопроводительных документах, незаявленного товара, а именно: «листы ДСП» со следами эксплуатации, с потертостями размером 1220x2440x9мм (15 шт. (грузовых мест), вес брутто 271 кг).
В соответствии с частью 2 статьи 233 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-Ф3 "О таможенном регулировании в Российской Федерации" при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления представляется транзитная декларация. Форма транзитной декларации и Инструкция о порядке ее заполнения утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289 «О форме и порядке заполнения транзитной декларации».
Согласно данной Инструкции в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» для товаров, имеющих упаковку, указываются количество грузовых мест, коды видов упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире «-» количества упаковок по каждому виду, а также данные об их маркировке.
Согласно Рекомендациям Европейской экономической комиссии ООН (Рекомендация № 23/Rev. 1 «Коды для видов груза, упаковки и материалов упаковки», Женева, август 1994 года), «грузовое место» - конечный продукт упаковочной операции в том виде, в каком он подготовлен для транспортировки и состоит из собственно упаковки (резервуар, контейнер) и находящегося в ней груза. Термин "грузовое место" включает все применяемые для упаковки приспособления, и в частности держатели, используемые в качестве внешней или внутренней оболочки товаров, держатели, с помощью которых товары накручиваются, наматываются или связываются (в отличие от тех, что определены в международных конвенциях), и резервуары. Данный термин исключает средства транспортировки и транспортное оборудование, как то поддоны и контейнеры.
Согласно пункту 5 «б» Основных правил интерпретации товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 №718, упаковочные материалы и тара, поставляемые вместе с находящимися в них товарами, должны классифицироваться совместно, если они такого вида, который обычно используется для упаковки данных товаров. Данное положение не является обязательным, если такие упаковочные материалы или тара со всей очевидностью пригодны для повторного использования.
В ходе опроса водитель ООО «Силена» Н.Ю.. пояснил, что бывшие в употреблении листы фанеры были использованы в целях заполнения пустоты, защищая груз от повреждений.
Таким образом, материалами дела подтверждено несообщение Обществом сведений о спорных листах фанеры в составе информации о грузовых местах, что образует событие правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (п.2 ст.8 КДПГ, ст.39 Таможенной конвенции о международной перевозки грузов с применением книжки МДП 1975 г.). Отсутствие таких оговорок в документах в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика о соблюдении требований таможенного законодательства, а следовательно, и о наличии вины в его действиях.
В Постановлении Конституционного суда РФ №7-П от 27.04.2001 указано о том, что представленное субъекту таможенных правоотношений (в том числе перевозчику) правомочие доказывать свою невиновность корреспондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами (грузоотправителем) имеющихся перед ними обязательств, с тем, чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей.
В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Согласно ст.2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
30.03.2019 представителем перевозчика юридического лица – ООО «Силена» водителем Н.Ю.. при перемещении товара через таможенную территорию Евразийского экономического союза (Российской Федерации) на вышеуказанном транспортном средстве таможенному органу были сообщены недостоверные сведения о количестве грузовых мест и наименовании товара.
Объективных обстоятельств, препятствующих ООО «Силена» выполнению обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством, не имелось, что в соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ свидетельствует о виновности юридического лица.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Псковской таможни, суд полагает, что вина перевозчика юридического лица ООО «Силена» в совершении инкриминируемого административного правонарушения объективно подтверждается следующими доказательствами: актом таможенного досмотра № от 31.03.2019 /л.д.13-16/, протоколом изъятия вещей и документов от 31.03.2019 /л.д.17-18/, CMR № от 29.03.2019 /л.д.19/, инвойсом № от 02.01.2019 /л.д.20-22/, протоколом опроса свидетеля Н.Ю.. /л.д.27-28/, заключением эксперта № от 8.05.2019 /л.д.51-53/, протоколом об административном правонарушении № от 30.05.2019 /л.д.67-73/.
Согласно заключению эксперта № от 8.05.2019 рыночная стоимость данного товара, являющегося предметом административного правонарушения, по состоянию на 30.03.2019 составляет 3930 (три тысячи девятьсот тридцать) рублей, включая НДС.
При таких обстоятельствах, имеются основания для переквалификации действий юридического лица ООО «Силена» со ст.16.2 ч.1 КоАП РФ на ст.16.1 ч.3 КоАП РФ, что не ухудшает положение юридического лица.
Исследовав все доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что вина перевозчика юридического лица ООО «Силена» в совершении административного правонарушения является установленной и квалифицирует его действия по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, то есть сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест и наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления недействительных документов.
При этом, перевозчик юридическое лицо ООО «Силена», имея реальную возможность, не воспользовался своим правом проконтролировать сведения при приёме и погрузке товара в транспортное средство и не внес изменения в транспортные (перевозочные) документы в части количества грузовых мест и наименовании товара перемещаемого перевозчиком товара, что свидетельствует о недостаточной степени заботливости перевозчика ООО «Силена» о соблюдении требований таможенного законодательства.
Нарушений действующего законодательства при проведении досмотра и взвешивании товара, а также в ходе проведения административного расследования не установлено.
При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, степень общественной опасности правонарушения, а также то обстоятельство, что юридическое лицо ООО «Силена» ранее привлекалось к административной ответственности в области нарушения таможенных правил, что в соответствии с п.2 ч.1 ст.4.3 КоАП РФ, является отягчающим обстоятельством по делу.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность юридического лица в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, не установлено.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о необходимости назначения юридическому лицу административного наказания только в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения, без назначения административного наказания в виде административного штрафа.
Процессуальные издержки по делу отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.4.1 - 4.3, ч.3 ст.16.1, п.1 ч.1 ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Переквалифицировать действия юридического лица ООО «Силена» со ст.16.2 ч.1 КоАП РФ на ст.16.1 ч.3 КоАП РФ.
Юридическое лицо ООО «Силена» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.16.1 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде конфискации товара, явившегося предметами административного правонарушения, а именно: «листы ДСП» со следами эксплуатации, с потертостями размером 1220x2440x9мм (15 шт. (грузовых мест), вес брутто 271 кг.), находящегося на ответственном хранении на складе СВХ ООО «Л.» (Псковская область, Пыталовский район, Гавровская волость, д.Уболенка).
Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области.
Вещественные доказательства: копии документов, изъятые в соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 31.03.2019, хранить при материалах дела об административном правонарушении.
Мотивированное постановление составлено в полном объеме в соответствии с требованиями ч.1 ст.29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях 25 июля 2019 года и соответственно день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
На постановление по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Срок предъявления к исполнению постановления 2 (два) года.
Судья В.В. Постобаев
Постановление в вышестоящем суде не обжаловалось.
Вступило в законную силу.