ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-99/2023 от 28.11.2023 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

Дело №5-99/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Самара 28.11.2023

Судья Ленинского районного суд г. Самара Гороховик О. В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФКП «Российская государственная цирковая компания» юридический адрес: <адрес>, расположенный по адресу: <адрес>, (ИНН ОГРН по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2.1 ст. 20.4 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 26.04.2023г., ФКП «Российская государственная цирковая компания» 24.04.2023г. в 10ч. 45 мин. в ходе осуществления внеплановой выездной проверки в отношении объекта защиты, отнесенного к категории высокого риска филиала федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания», «Самарский государственный цирк», расположенного по адресу: <адрес>, юридическое лицо повторно совершило административное правонарушение, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, выраженное в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, а именно: 1.На декоративно-отделочный материал (масляную краску) примененного для покраски стен общих коридоров 3 и 4 этажа административной части здания не представлена техническая документация, подтверждающая возможность применения декоративно-отделочного материала на путях эвакуации. Нарушение: ч. 2 ст. 133, ч. 6. таблица 28. ст. 134 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

2.На декоративно-отделочный материал (линолеум) примененного для покрытия пола в общих коридорах 3 и 4 этажа административной части здания не представлена техническая документация, подтверждающая возможность применения декоративно-отделочного материала на путях эвакуации. Нарушение: ч. 2 ст. 133, ч. 6. таблица 28. ст. 134 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

3.Замок на двери эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу в административной части здания (2 лестничная клетка) не обеспечивает возможность свободного открывания изнутри без ключа. Нарушение: п. 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

4.В цокольном этаже здания на эвакуационных путях допускается размещение различных изделий, оборудования и других предметов (деревянных досок, бревен, металлических конструкций), препятствующие безопасной эвакуации. Нарушение: пп. «б» п. 16, пп. «б» п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

5.Допускается размещение у эвакуационного выхода (конюшня) различных изделий, оборудования и других предметов (деревянного ящика, деревянных поддонов), препятствующие безопасной эвакуации. Нарушение: пп. «б» п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

6.На эвакуационных путях и у дверей эвакуационных выходов из части здания с массовым пребыванием людей допускается размещение транспортирующего оборудования, рамки металлодетектора, скамеек, препятствующих безопасной эвакуации людей и не обеспечивающих ширину путей эвакуации и эвакуационных выходов, установленным требованиям пожарной безопасности. Нарушение: п. 23, пп. «б» п. 27. п. 28 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

7.Замки на дверях эвакуационных выходов, ведущих из части здания с массовым пребыванием людей не обеспечивают возможность свободного открывания изнутри без ключа.

Нарушение: п. 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

8.У дверей эвакуационных выходов, ведущих из части здания с массовым пребыванием людей установлены подъемно-опускные ворота не позволяющие вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Нарушение: пп. «а» п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

9.Цирковые технические устройства (лебедки) установленные в полу в центральных проходах на 1 этаже арены, препятствуют безопасной эвакуации людей. Нарушение: пп. «б» п. 27. п. 28 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479.

В судебное заседание представители ФКП «Российская государственная цирковая компания» <данные изъяты>, директор <данные изъяты> вину в совершении административного правонарушения признали частично по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Должностное лицо отделения надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской области протокол об административном правонарушении поддержал, просил привлечь юридическое лицо к административной ответственности.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд считает, что факт совершения административного правонарушения установлен и доказан.

В силу части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

В силу статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.

Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Таким образом, статья 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является бланкетной нормой и отсылает к содержащимся в федеральных законах, иных нормативных правовых актах, нормативных документах (в том числе сводах правил) специальным условиям социального и (или) технического характера, установленным в целях обеспечения пожарной безопасности. Нарушение таких условий образует состав административного правонарушения по статье 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объективную сторону данных правонарушений составляют действия (бездействие), нарушающие установленные правила и требования в области пожарной безопасности.

При этом противоправное деяние виновного лица не связывается с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований пожарной безопасности, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний.

Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм.

В силу статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.

Из материалов дела следует, что 24.04.2023 года в ходе внеплановой выездной проверки в отношении объекта защиты, отнесенного к категории высокого риска филиала ФКП «Российская государственная цирковая компания» - «Самарский государственный цирк», согласованной в установленном порядке с органами прокуратуры, в ходе которой выявлены нарушения требований пожарной безопасности, допущенные указанным юридическим лицом на объекте защиты, отнесенном к категории высокого риска, а именно:

1. На декоративно-отделочный материал (масляную краску) примененного для покраски стен общих коридоров 3 и 4 этажа административной части здания не представлена техническая документация, подтверждающая возможность применения декоративно-отделочного материала на путях эвакуации. Нарушение: ч. 2 ст. 133, ч. 6. таблица 28. ст. 134 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

2. На декоративно-отделочный материал (линолеум) примененного для покрытия пола в общих коридорах 3 и 4 этажа административной части здания не представлена техническая документация, подтверждающая возможность применения декоративно-отделочного материала на путях эвакуации. Нарушение: ч. 2 ст. 133, ч. 6. таблица 28. ст. 134 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»;

3. Замок на двери эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу в административной части здания (2 лестничная клетка) не обеспечивает возможность свободного открывания изнутри без ключа. Нарушение: п. 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

4. В цокольном этаже здания на эвакуационных путях допускается размещение различных изделий, оборудования и других предметов (деревянных досок, бревен, металлических конструкций), препятствующие безопасной эвакуации. Нарушение: пп. «б» п. 16, пп. «б» п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

5. Допускается размещение у эвакуационного выхода (конюшня) различных изделий, оборудования и других предметов (деревянного ящика, деревянных поддонов), препятствующие безопасной эвакуации. Нарушение: пп. «б» п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

6. На эвакуационных путях и у дверей эвакуационных выходов из части здания с массовым пребыванием людей допускается размещение транспортирующего оборудования, рамки металлодетектора, скамеек, препятствующих безопасной эвакуации людей и не обеспечивающих ширину путей эвакуации и эвакуационных выходов, установленным требованиям пожарной безопасности. Нарушение: п. 23, пп. «б» п. 27. п. 28 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

7. Замки на дверях эвакуационных выходов, ведущих из части здания с массовым пребыванием людей не обеспечивают возможность свободного открывания изнутри без ключа. Нарушение: п. 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

8. У дверей эвакуационных выходов, ведущих из части здания с массовым пребыванием людей установлены подъемно-опускные ворота не позволяющие вручную открыть их изнутри и заблокировать в открытом состоянии. Нарушение: пп. «а» п. 27 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479;

9. Цирковые технические устройства (лебедки) установленные в полу в центральных проходах на 1 этаже арены, препятствуют безопасной эвакуации людей. Нарушение: пп. «б» п. 27. п. 28 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479.

Согласно пояснениям представителя ФКП «Российская государственная цирковая компания» факт наличия выявленных нарушений пожарной безопасности не отрицали, часть из них были устранены после проведения проверки, вместе с тем не устранено нарушение, требующие конструктивных изменений и реконструкций, устранение запланировано в 2025 году.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления должностным лицом – начальником отделения отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Самары управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Самарской <данные изъяты>. 26.04.2023 в отношении учреждения протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из материалов дела также следует, что ранее постановлением по делу об административном правонарушении от 09.03.2023 года юридическое лицо ФКП «Российская государственная цирковая компания» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ за аналогичные нарушения, выявленные в ходе проведенной внепланового инспекционного визита на объекте защиты филиала.

Таким образом, вина Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» в совершении административного правонарушения, предусмотренного подтверждена протоколом об административном правонарушении от 26.04.2023г. , протоколом осмотра от 24.04.2023г. в котором нашли отражение выявленные нарушения пожарной безопасности, зафиксированные протоколом об административном правонарушении.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, юридическим лицом не были приняты все зависящие от организации меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При указанных обстоятельствах вина Федерального казенного предприятия «Российская государственная цирковая компания» установлена и доказана.

Вместе с тем, из материалов дела установлено, что постановление от 09.03.2023 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ вступило в законную силу только 22.11.2023.

В соответствии со п. 19.1. Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в силу пункта 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ одним из обстоятельств, отягчающих административную ответственность, является повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

При применении указанной нормы судам следует учитывать, что однородными считаются правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена одной статьей Особенной части КоАП РФ.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.

Частью 1 ст. 4.6. КоАП РФ предусмотрено, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, за исключением случая, предусмотренного частью 2 настоящей статьи.

Частью 2.1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за повторность совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Таким образом, учитывая то обстоятельство, что постановление от 09.03.2023 на момент составление протокола об административном правонарушении не вступило в законную силу, соответственно, отсутствует признак повторности совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, принимая во внимание, что органами пожарной надзорной и профилактической деятельности ГУ МЧС проводилась внеплановая проверка в период времени с 11.04.2023 по 24.04.2023, в ходе которой установлены аналогичные нарушениям, выявленным при проведении внеплановой проверки, проведенной ранее 27.02.2023. Таким образом, суд считает правильным переквалифицировать действия юридического лица с ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ на ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.

При этом переквалификация действий на ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ не ухудшает положение юридического лица, поскольку назначенное наказание соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, требованиям ст. ст. 2.1, 2.2, 24.1, 26.1 КоАП РФ, согласно которым в рамках административного судопроизводства подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые нормами КоАП РФ или закона субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, виновность этого лица в совершении административного правонарушения.

Специфика работы цирка заключается в том, что основными посетителями являются дети, сопровождают их при посещении представлений родители и ближайшие родственники и относится к объекту защиты, отнесенного к категории высокого риска.

Суд также учитывает наличие представленного договора № О-13/43 от 08.11.2013г. на сервисное техническое обслуживание, заключенного между Филиалом ФКП «Росгосцирк»«Самарский государственный цирк» и ООО «ВСМ», что не исключает совершение данным лицом нарушений пожарной безопасности.

Статьей 37 закона № 69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности: содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению: обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий; предоставлять по требованию должностных лиц государственного пожарного надзора сведения и документы о состоянии пожарной безопасности на предприятиях, в том числе о пожарной опасности производимой ими продукции, а также о происшедших на их территориях пожарах и их последствиях

При определении вида и размера наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства, отягчающие и смягчающие ответственность, учитывает, что лицо, привлекаемое к ответственности, принимает меры для устранения нарушений, что правонарушение совершено повторно, что правонарушение заключается в нарушении требований пожарной безопасности.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Привлечь Федеральное казенное предприятие «Российская государственная цирковая компания» к административной ответственность, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Настоящее постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности по следующим реквизитам:

Получатель: Главное управление МЧС России по Самарской области

<данные изъяты>

По истечении этого срока не обжалованное и не опротестованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа на основании ст.32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.

Судья Гороховик О. В.