ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-9/2014 от 07.03.2014 Солецкого районного суда (Новгородская область)

     Дело №№\2014

 Постановление

 ДД.ММ.ГГГГ 2014 года                                                                                    п. Шимск

 Судья Солецкого районного суда Новгородской области Виюк А.М. (Новгородская область, п. Шимск, ул. Ленина, д.25) с участием законного представителя ООО «МП Шимский водоканал» Загаевой А.А.,

 рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие Шимский водоканал» (ООО «МП Шимский водоканал»), юридический адрес: Новгородская область, Шимский район, п. Шимск, ул. Шелонская, д.2, ИНН 5319005080 КПП 531901001, ОГРН 1135332000220 ОКПО 11804405 р\с 40702810701000050262 в ОАО УКБ «НОВОБАНК» в Великом Новгороде, к 30101810900000000746 БИК 044959746, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

 установил:

 10 февраля 2014 года государственным инспектором в области охраны окружающей среды Новгородской области, государственным инспектором по региональному государственному контролю и надзору за исполнением и охраной водных объектов Михайловым П.В. составлен протокол об административном правонарушении №21\1 в отношении ООО «МП Шимский водоканал» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ. А именно по факту того, что в ходе проведении 10 февраля 2014 года внеплановой документарной проверки в отношении ООО «МП Шимский водоканал» выявлены нарушения требований природоохранного законодательства, а именно, ООО «МП Шимский водоканал» осуществляет пользование водными объектами - р. Шелонь на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 07.08.2013 года №53-01.04.02.004-Р-Р-РСБХ-С-2013-004620 сроком до 31.12.2015 года и р. Мшага на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 07.08.2013 года №53-01.04.02.004-Р-Р-РСБХ-С-2013-004630 сроком до 31.12.2015 года. В нарушение п.2.3.12 раздела 2.3 Условий данных решений, устанавливающих максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах предприятия, которое не должно превышать ПДК вредных веществ для воды объектов рыбохозяйственной категории водопользования, принятых по нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, утвержденных приказом Росрыболовства №20 от 18.01.2010 года, во время действия решений о предоставлении водных объектов в пользование в четвертом квартале 2013 года в сбрасываемых после очистки сточных водах по результатам исследования выявлено превышение нормативов предельно допустимой концентрации по следующим ингредиентам: в реке Шелонь - фосфатам - в 6,9 раза, нитритам 9,9 раза, железу - 2,3 раза, марганцу в 5,0 раз, сульфатам - в 1,35 раза, нефтепродуктам - в 1,4 раза, в реке Мшага - по БПК - в 2,3 раза, фосфатам - в 10,2 раза, азоту аммония - 26,3 раза, железу - в 3,1 раза, марганцу - в 9,5 раза, сульфатам - в 2,2 раза, хлоридам - в 1,1 раза, нефтепродуктам - в 1,5 раза; аналогичные нарушения допущены также в третьем квартале 2013 года. Факт сброса сточных вод ООО «МП Шимский водоканала» в четвертом квартале 2013 года подтверждается отчетом о выполнении условий использования водных объектов за четвертый квартал 2013 года, справкой предприятия о заборе, очистке и сбросе сточных вод в р. Шелонь и р. Мшага в четвертом квартале 2013 года, согласно которой в р. Шелонь сброшено 21,89 тыс. куб.м. очищенных после БОС сточных вод, в р. Мшага - 4,38 тыс. куб.м. очищенных после БОС сточных вод, письменными объяснениями генерального директора ООО «МП Шимский водоканал». Согласно отчету о выполнении условий использования водных объектов за четвертый квартал 2013 года учет объема сточных вод ведется средствами измерений на БОС п. Шимск р. Шелонь расходометр Днепор-7, на БОС с. Медведь р. Мшага - ультразвуковой корреляционный расходометр на напорном трубопроводе RS-232.

 Представитель ООО «МП Шимский водоканал» Загаева А.А. в судебном заседании, действуя на основании доверенности со всеми правами, предоставленными юридическому лицу, в отношении и которого возбуждено дело об административном правонарушении, признала вину ООО «МП Шимский водоканал» в совершении правонарушения. Объяснила, что в настоящее время имеет место динамика улучшения качества воды, так в четвертом квартале 2013 года по сравнению с третьим кварталом 2013 года снизилась плата за негативное воздействие на окружающую среду - сбросы загрязняющих веществ в водные объекты р. Шелонь и р. Мшага, а именно, в третьем квартале данная плата составляла 33532 рублей 80 коп., в то время как в четвертом квартале - 10821 руб. 71 коп. Кроме того, 05 марта 2014 года ими получен проект на выдачу разрешения на сброс сточных вод, осуществляется подготовка документов для получения данного разрешения. В настоящее время каждый месяц по сравнению с прежними показателями улучшается качество воды, что обусловлено, в том числе приобретением в ноябре 2013 года технического средства для насыщения воды кислородом. Раскаивается в содеянном, просила суд строго не наказывать.

 Представитель Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области Михайлов П.В. в судебном заседании уточнил, что в действиях ООО «МП Шимский водоканал» имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ - водопользование с нарушением его условий, поскольку юридическое лицо использует водоемы на основании решений от 03.08.2013 года, срок действия которых истекает 31.12.2015 года, однако, им не получено до настоящего времени разрешение на сброс сточных вод в водоемы, в связи с чем, учитывая отсутствие оговоренных в разрешении специальных условий и нормативов относительно ПДК вредных веществ, общество должно руководствоваться требованиями относительно водных объектов рыбохозяйственного назначения. Полагал возможным не назначать ООО «МП Шимский водоканал» наказание в виде административного приостановления деятельности.

 Суд выслушав объяснения лиц, участвующих при рассмотрении дела об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.

 Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ выражается в осуществлении водопользования с нарушением его условий.

 Распоряжением №21\43 от 29.01.2014 года Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области главному специалисту-эксперту данного отдела, государственному инспектору в области охраны окружающей среды Новгородской области, государственному инспектору по региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Михайлову П.В. предписано на основании информации, поступившей от отдела организации экологических программ и выдачи разрешительных документов Комитета от 27.01.2014 года провести внеплановую документарную проверку с целью обеспечения юридическим лицом соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности в отношении ООО «МП Шимский водоканал». Срок проведения проверки установлен с 30.01.2014 года по 26.02.2014 года, не более двадцати рабочих дней.

 Из письменных материалов дела следует, что 27.01.2014 года в адрес Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области поступила служебная записка о результатах рассмотрения отчетов водопользователей, превышающих ПДК вредных веществ; 29.01.2014 года генеральный директор ООО «МП Шимский водоканал» Кудинов Ю.А. ознакомлен с указанным распоряжением.

 Согласно акту проверки от 10.02.2014 года, проведена внеплановая документарная проверка ООО «МП Шимский водоканал», в ходе которой выявлены нарушения обязательных требований, а именно, не выполнены требования п.2.3.12 раздела 2.3 условий Решений использования водных объектов в части сброса загрязняющих веществ в р. Шелонь и р. Мшага, которыми установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах предприятия, которое не должно превышать предельно допустимые концентрации вредных веществ для воды объектов рыбохозяйственной категории водопользования, принятых по «нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектах рыбохозяйственного назначения», утвержденных приказом Росрыболовства от 18.01.2010 года №20. В четвертом квартале 2013 года в сбрасываемых после очистки сточных водах по результатам данных химических анализов выявлено превышение нормативов ПДК по следующим ингредиентам: в реке Шелонь - фосфатам - в 6,9 раза, нитритам 9,9 раза, железу - 2,3 раза, марганцу в 5,0 раз, сульфатам - в 1,35 раза, нефтепродуктам - в 1,4 раза, в реке Мшага - по БПК - в 2,3 раза, фосфатам - в 10,2 раза, азоту аммония - 26,3 раза, железу - в 3,1 раза, марганцу - в 9,5 раза, сульфатам - в 2,2 раза, хлоридам - в 1,1 раза, нефтепродуктам - в 1,5 раза.

 Копия указанного акта получена генеральным директором ООО «МП Шимский водоканал» в день составления акта, который также был ознакомлен с содержанием данного акта.

 Из объяснений законного представителя ООО «МП Шимский водоканал», данных при оформлении протокола об административном правонарушении, следует, что превышение ПДК в сточных водах, сбрасываемых после очистки с биологических очистных сооружений в р. Шелонь характеризуется рядом проблем, в том числе износом сооружений и оборудования, в р. Мшага - исходная вода, не соответствующая СанПиН «Вода питьевая». Однако, в октябре 2013 года приобретен резервный компрессор для подачи воздуха, что улучшило насыщение воды растворенным кислородом, летом 2014 года планируется приобретение и замена лотков для подачи иловой смеси, аэрационных труб, а также установка на артезианских скважинах в с. Медведь очистных установок от солей и железа.

 Исходя из изложенного выше, суд находит, что должностным лицом органа, проводившего внеплановую документарную проверку, соблюдены требования статей 1016, 21 ФЗ РФ №294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, не допущено нарушений прав юридического лица, в отношении которого проведена проверка, либо нарушений требований действующего законодательства, которые могли бы повлечь за собой признание недействительными, недопустимыми результатов проверки.

 Согласно ч.1 ст. 9 Водного Кодекса РФ, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, предусмотренным главой 3 настоящего кодекса.

 В соответствии с п.2 ч.2 ст. 11 Водного Кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, водные объекты предоставляются для сброса сточных, в том числе, дренажных вод.

 При этом, согласно п.2 ч.1 ст. 22 Водного Кодекса РФ, решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать цель, виды и условия использования водного объекта.

 Согласно ч.3 ст. 22 Водного Кодекса РФ, решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных, в том числе, дренажных вод, должно также содержать указание места сброса сточных вод, объем допустимых сбросов сточных вод, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

 Решениями Комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области №53-01.04.02.004-Р-РСВХ-С-2013-00462\00 от 07.08.2013 года и №53-01.04.02.004-Р-РСВХ-С-2013-004630 ООО «МП Шимский водоканал» предоставлены в пользование водные объекты - р. Шелонь, расположенная в п. Шимск Новгородской области и р. Мшага, расположенная в с. Медведь Шимского района Новгородской области, на срок до 31.12.2015 года с целью сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

 Согласно требованиям п.2.3.12 указанных Решений, максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных водах не должно превышать ПДК вредных веществ для воды водных объектов рыбохозяйственной категории водопользования, принятых по «Нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения», утвержденных приказом Росрыболовства №20 от 18.01.2010 года, а именно, по БПК - 3,0 мг\л, по взвешенным веществам фон+0,25 мг, по азоту нитратов - 9,0 мг, по азоту нитритов - 0,02 мг, азоту аммонийному 0,4 мг, по фосфатам - 0,2 мг, сульфатам - 100,0 мг, хлоридам - 300,0 мг, фторидам - 0,75 мг, железу - 0,1 мг, нефтепродуктам - 0,05 мг, фенолу - 0,001 мг, АПАВ - 0,5 мг, марганцу - 0,01 мг.

 Согласно «Нормативам качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах рыбохозяйственного значения», утвержденных приказом Росрыболовства №20 от 18.01.2010 года, предельно допустимая концентрация вредных веществ составляет в водных объектах рыбохозяйственного значения по БПК - 3,0 мг\л, по взвешенным веществам фон+0,25 мг, по азоту нитратов - 9,0 мг, по азоту нитритов - 0,02 мг, азоту аммонийному 0,4 мг, по фосфатам - 0,2 мг, сульфатам - 100,0 мг, хлоридам - 300,0 мг, фторидам - 0,75 мг, железу - 0,1 мг, нефтепродуктам - 0,05 мг, фенолу - 0,001 мг, АПАВ - 0,5 мг, марганцу - 0,01 мг.

 Из отчетов ООО «МП Шимский водоканал» за третий и четвертый кварталы 2013 года о выполнении условий использования водных объектов, установленных в решениях от 07.08.2013 года - р. Шелонь и р. Мшага следует, что сброс сточных вод осуществляется в местах, определяемых решениями от 07.08.2013 года; объем сброса сточных вод не превышает разрешенный; учет объема сточных вод в р. Шелонь ведется по счетчику сточных вод «Днепор-7», в р. Мшага - по ультразвуковому корреляционному расходометру на напорном трубопроводе RS-232.

 Кроме того, из письменных материалов дела следует, что ООО «МП Шимский водоканал» ежеквартально осуществляет ведение журнала визуального наблюдения за водоохраной зоной р. Шелонь и р. Мшага.

 Из показателей загрязняющих веществ, сбрасываемых в р. Шелонь и р. Мшага и фактического объеме сточных вод за 3-ий и 4-ый кварталы 2013 года, протоколов филиала ФБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Новгородской области» Федеральной службы по надзору в сфере природопользования КХА №690 от 17.12.2013 года, КХА №688 от 17.12.2013 года, КХА №335 от 23.07.2013 года, КХА №337 от 23.07.2013 года, следует, что имеется превышение предельно допустимой концентрации вредных веществ по следующим ингредиентам: в реке Шелонь - фосфатам - в 6,9 раза, нитритам 9,9 раза, железу - 2,3 раза, марганцу в 5,0 раз, сульфатам - в 1,35 раза, нефтепродуктам - в 1,4 раза, в реке Мшага - по БПК - в 2,3 раза, фосфатам - в 10,2 раза, азоту аммония - 26,3 раза, железу - в 3,1 раза, марганцу - в 9,5 раза, сульфатам - в 2,2 раза, хлоридам - в 1,1 раза, нефтепродуктам - в 1,5 раза; аналогичные нарушения допущены также в третьем квартале 2013 года.

 Из положений ст. 68 Водного Кодекса РФ, ст. 75 ФЗ РФ №7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» следует, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается административная ответственность виновного лица.

 На основании вышеизложенного суд находит, что превышение ООО «МП Шимский водоканал» предельно допустимой концентрации вредных веществ в сточных водах водных объектов после очистки БОС, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ.

 Из письменных материалов дела следует, что ООО «МП Шимский водоканал» зарегистрировано в установленном законом порядке, является согласно Уставу коммерческой организацией, осуществляет, в том числе, деятельность по обеспечению населения, промышленных предприятий питьевой водой, отведением и очисткой сточных вод, эксплуатацией очистных сооружений.

 В связи с чем ООО «МП Шимский водоканал» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ.

 Согласно требованиям ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

 Из совокупности письменных материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, суд находит, что ООО «МП Шимский водоканал» подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения.

 Санкция ст. 7.6 КоАП РФ предусматривает наказание на юридических лиц в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 Согласно ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

 Согласно требованиям ст. 4.1 КоАП РФ, суд при назначении наказания юридическому лицу учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

 В качестве обстоятельств, смягчающих ответственность ООО «МП Шимский водоканал», согласно ст. 4.2 КоАП РФ, суд признает признание вины, раскаяние в содеянном, совершение правонарушения впервые, совершение действий, направленных на улучшение качества воды.

 Обстоятельств, отягчающих ответственность, согласно ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

 В связи с чем, учитывая мнение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, о нецелесообразности и отсутствии необходимости в административном приостановлении деятельности, а также общественно-опасный характер совершенного административного правонарушения, количество выявленных нарушений, а также то обстоятельство, что повторная проверка будет проводиться компетентным органом в ближайшее время по окончании первого квартала 2014 года, то обстоятельство, что в настоящее время юридическим лицом предпринимаются меры по улучшению качества воды, качество воды в настоящее время улучшается, снизилась плата за негативное воздействие на окружающую среду в три раза по сравнению с третьим кварталом 2013 года, суд находит необходимым назначить административное наказание ООО «МП Шимский водоканал» в виде административного штрафа.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10, 7.6 КоАП РФ, суд

 постановил:

 Общество с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие Шимский водоканал» (ООО МП Шимский водоканал») признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ.

 Назначить Обществу с ограниченной ответственностью «Межмуниципальное предприятие Шимский водоканал» (ООО МП Шимский водоканал») административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

 Реквизиты для уплаты административного штрафа: УФК по Новгородской области (Комитет по охране окружающей среды и природных ресурсов Новгородской области л\с 04502000720) ИНН 5321090446 КПП 532101001 счет 40101810900000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Новгородской области г. Великий Новгород БИК 044959001 ОКТМО 496551 по коду 847 1 16 25050 01 0000 140.

 Административный штраф согласно ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами". При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.

 Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд Новгородской области либо непосредственно в Новгородский областной суд лицами, указанными ст.ст. 25.1-25.5 КоАП РФ, а также органом, оформившим протокол об административном правонарушении, в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

 Судья                                          А.М. Виюк