ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 540010-01-2021-004573-38 от 29.10.2021 Бердского городского суда (Новосибирская область)

Дело №5-668/2021

Поступило в суд 19.10.2021 года

УИД №54RS0010-01-2021-004573-38

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

29 октября 2021 года город Бердск

Бердский городской суд Новосибирской области (633010, Новосибирская область, г.Бердск, ул.Ленина, 45) в составе:

председательствующего судьи Агеевой Н.В.,

при секретаре Смирновой Н.В.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее КоАП РФ) в отношении индивидуального предпринимателя Голубева В. А. (далее ИП «Голубев В.А.») (ОГРНИП , ИНН ),

УСТАНОВИЛ:

При проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности на опасном производственном объекте – Сеть газопотребления ООО «Астра», расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем (находящимся в эксплуатации на основании договора аренды газораспределительной системы №101 от 13.09.2021 года индивидуальному предпринимателю Голубеву В.А.), государственным инспектором отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ИИИ выявлены 04 октября 2021 года в 15 часов 00 минут нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте – Сеть газопотребления ООО «Астра», расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем (находящимся в эксплуатации на основании договора аренды газораспределительной системы №101 от 13.09.2021 года индивидуальному предпринимателю Голубеву В.А., а именно:

- Опасный производственный объект - «Сеть газопотребления», эксплуатируемая ИП «Голубев В.А.» не зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов.

Нарушение части 2 статьи 9 Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ (п.2 протокола).

- Руководящий состав и инженерно-технический персонал ИП «Голубев В.А.» не прошел подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части проверки знаний общих требований промышленной безопасности (блок аттестации А1.), а так же проверку знаний требований промышленной безопасности предъявляемых к руководителям и специалистам осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов (блок аттестации Б 7.1), установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Нарушение части 1 статьи 14.1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ; пункта 2 «Положения о подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 N1365 (п.3 протокола).

- У ИП «Голубев В.А.» отсутствует «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте», согласованный с аварийно-спасательным формированием по адресу: <адрес>.

Нарушение статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ; пунктов 2, 3 «Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года №1437 (п.4 протокола).

- ИП «Голубев В.А.» не разработан документ, регламентирующий проведение технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Нарушение статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ; пункта 29 «Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения», утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 № 503 (п.5 протокола).

- ИП «Голубев В.А.» не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, а именно:

-не обеспечивается проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;

-не разрабатывается план работы по осуществлению производственного контроля;

-не организованы и не проводятся проверки состояния промышленной безопасности;

-не разрабатывается план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок, состояния промышленной безопасности.

Нарушение части 1 статьи 9, часть 1 статьи 11 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ; пунктов 3, 8, 10, 14 «Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 №2168 (п.6 протокола).

- У ИП «Голубев В.А.» отсутствует резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации последствий аварий.

Нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ (п.7 протокола).

- ИП «Голубев В.А.» не проводится обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ (п.8 протокола).

- Отсутствуют документы, подтверждающие оценку соответствия требованиям Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», «Газоснабжение ООО «Астра» (Прокладка газопровода высокого, среднего давления; монтаж ГРПШ-03БМ-2У1; установка устройства ограничения расхода газа УОРГ-100 с узлом учета; паровая котельная с отопительными котлами КП-300 в количестве 2 шт., оборудованные газогорелочными устройствами ECO 2 G С2а в количестве 2 шт.) построенные по проекту №47-12.ГСН, приемочной комиссией, в состав которой должен быть включен представитель территориального органа Ростехнадзора.

Нарушение статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ; пунктов 88, 92, 93 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года №870 (п.9 протокола).

- Отсутствуют документы, подтверждающие оценку соответствия требованиям «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», автоматизированной котельной с водогрейным котлом RS-A500 с атмосферной горелкой «Спектр», построенная по проекту №14.50-ГСВ, приемочной комиссией, в состав которой должен быть включен представитель территориального органа Ростехнадзора.

Нарушение статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ; пунктов 88, 92, 93 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и истребления», утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года №870 (п.10 протокола).

- ИП «Голубев В.А.» не обеспечен мониторинг и своевременное устранение многочисленных повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы надземного газопровода высокого, среднего, низкого давления, ГРПШ-03БМ-2У1 и ШРП-40-2

Нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ; подпункта е) пункта 70 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870 (п.11 протокола).

- Отсутствуют сведения о техническом состоянии и поверке показывающего манометра (контрольно-измерительного прибора) установленного в ГРПШ-03БМ-2У1.

Нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. №116-ФЗ; пункта 77 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870 (п.12 протокола).

- Отсутствуют сведения о техническом состоянии и поверке сигнализаторов загазованности марки Seitron и САКЗ для определения СН4 и СО (контрольно-измерительных приборов) установленных в котельных.

Нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997г. №116-ФЗ; пункта 77 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870 (п.13 протокола).

- ИП «Голубев В.А.» не проводится техническое обслуживание и проверка срабатывания электромагнитных и предохранительно-запорных и сбросных устройств ГРПШ и котельных (технологических устройств).

Нарушение статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ; пункта 71 «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 №870 (п.14 протокола).

Указанные нарушения требований промышленной безопасности создают угрозу жизни и здоровью людей.

Своими действиями ИП «Голубев В.А.» совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В судебное заседание представитель ИП «Голубев В.А.» по доверенности Антонов О.В. не явился, был надлежащим извещен о времени и месте судебного заседания, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ИП «Голубев В.А.», с административным правонарушением ИП «Голубев В.А.» согласен, просит назначить административное наказание в виде приостановления деятельности объекта сроком до 20 ноября 2021 года.

В судебное заседание должностное лицо - государственный инспектор отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ИИИ не явился, был надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания. Суду представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Также суду представлено заключение заместителя начальника отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газораспределения и газопотребления ЗЗЗ об устранении нарушений ИП «Голубев В.А.», из которого следует:

1. ИП «Голубев В.А.» не переоформлена лицензия на осуществление вида деятельности «Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности» №В-60-00338б от 02 августа 2017», в связи осуществлением лицензируемого вида деятельности адресу: <адрес>. Выполнено частично. В соответствии с п.1 приложения 5 Постановления Правительства РФ № 440, срок переоформления лицензии установлен до 31 декабря 2021.

2. Опасный производственный объект - «Сеть газопотребления», эксплуатируемая ИП «Голубев В. А.» не зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов. Не выполнено.

3. Руководящий состав и инженерно-технический персонал ИП «Голубев В.А.» не прошел подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части проверки знаний общих требований промышленной безопасности (блок аттестации А Г), а так же проверку знаний требований промышленной безопасности предъявляемых к руководителям и специалистам осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов (блок аттестации Б 7.1), установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Выполнено. Представлены протоколы.

4. У ИП «Голубев В.А.» отсутствует «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте», согласованный с аварийно-спасательным формированием по адресу: <адрес>. Выполнено. План согласован от 20.10.2021.

5. ИП «Голубев В.А.» не разработан документ, регламентирующий проведения технического расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору. Выполнено.

6. ИП «Голубев В.А.» не осуществляется производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, а именно: не обеспечивается проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности; не разрабатывается план работы по осуществлению производственного контроля; не организованы и не проводятся проверки состояния промышленной безопасности; не разрабатывается план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок, состояния промышленной безопасности. Выполнено частично. Положение о производственном контроле не пересмотрено в связи с выходом новых нормативно-технических документов.

7. У ИП «Голубев В.А.» отсутствует резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий. Выполнено.

8. ИП «Голубев В.А.» не проводится обучение работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте. Выполнено.

9. Отсутствуют документы, подтверждающие оценку соответствия требованиям «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», «Газоснабжение ООО «Астра» (Прокладка газопровода высокого, среднего давления; монтаж ГРПШ-03БМ-2У1; установка устройства ограничения расхода газа УОРГ-ЮО с узлом учета; паровая котельная, с отопительными котлами КП-300 в кол-ве 2 шт., оборудованные газогорелочными устройствами ECO 2 G С2а в кол-ве 2 шт.) построенные по проекту №47- 12.ГСН, приемочной комиссией, в состав которой должен быть включен представитель территориального органа Ростехнадзора. Выполнено. Акт приемки от 22.10.2021.

10. Отсутствуют документы, подтверждающие оценку соответствия требованиям «Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления», автоматизированной котельной с водогрейным котлом RS-A500 с атмосферной горелкой

«Спектр», построенная по проекту №14.50-ГСВ, приемочной комиссией, в состав которой должен быть включен представитель территориального органа Ростехнадзора. Выполнено. ASST приемки от 22.10.2021.

11. ИП «Голубев В.А.» не обеспечен мониторинг и своевременное устранение многочисленных повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы надземного газопровода высокого, среднего, низкого давления, ГРПШ-03БМ-2У1 и ШРП-40-2. Выполнено частично. Есть участок газопровода с повреждением окраски.

12. Отсутствуют сведения о техническом состоянии и поверке показывающего манометра (контрольно-измерительного прибора) установленного в ГРПШ-03БМ-2У1. Выполнено, замена произведена.

13. Отсутствуют сведения о техническом состоянии и поверке сигнализаторов загазованности марки Seitron и САКЗ для определения СН4 и СО (контрольноизмерительных приборов) установленных в котельных. Выполнено, поверка проведена.

14. ИП «Голубев В.А.» не проводится техническое обслуживание и проверка срабатывания электромагнитных и предохранительно-запорных и сбросных устройств ГРПШ и котельных (технологических устройств). Выполнено, запись внесена в журнал технического обслуживания.

В связи с тем, что опасный производственный объект - «Сеть газопотребления», эксплуатируемая ИП «Голубев В.А.» до сих пор не зарегистрирована в государственном реестре опасных производственных объектов, как и за ООО «Астра», документы на регистрацию не направлялись, то лицензия на эксплуатацию не может быть получена. Срок рассмотрения заявления на переоформление лицензии территориальным органом Ростехнадзора 30 рабочих дней. Срок рассмотрения документов на регистрацию 20 рабочих

дней, соответственно ИП Голубев В А не успевает переоформить лицензию до конца 2021 года. Эксплуатация без специального разрешения - лицензии не допускается. При отсутствии регистрации невозможно идентифицировать опасный производственный объект и присвоить класс опасности для дальнейших контрольно-надзорных мероприятий. На основании вышеизложенного считает, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности на опасном производственном объекте - Сеть газопотребления ООО «Астра» устранены не в полном объеме.

Изучив материалы дела, представленные сторонами ходатайства, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федеральный закон от 21 июля 1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон о промышленной безопасности) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также-организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона, под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий (абз.1).

Положения Закона о промышленной безопасности распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Опасными производственными объектами являются предприятия или их « цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону о промышленной безопасности (пункт 1 статьи 2 Закона о промышленной безопасности).

В силу части 2 статьи 2 Закона о промышленной безопасности, опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 5 указанной статьи).

Требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (пункт 1 статьи 3 Закона о промышленной безопасности).

Требования промышленной безопасности, предъявляемые к организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, изложены в части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности.

Статьями 10, 11 и 14.1 указанного закона также предусмотрены требования промышленной безопасности относительно готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте; к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью, к подготовке и аттестации работников в области промышленной безопасности.

Согласно положений Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» руководитель организации, эксплуатирующей опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представленных для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 2); организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязаны: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах (статья 9);

работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 14.1);

в соответствии с требованием промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

осуществлять планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (статья 10).

организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 11).

Согласно положений Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) лицензированию подлежат следующие виды деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (п.12 ч.1 ст.12).

Согласно пункту 29 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения утвержденного Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 503, техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект.

В соответствии с пунктами 3, 8, 10, 14 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 №2168 "Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности" эксплуатирующая организация (обособленные подразделения юридического лица в случаях, предусмотренных положениями об обособленных подразделениях), индивидуальный предприниматель на основании настоящих Правил разрабатывают положение о производственном контроле с учетом особенностей эксплуатируемых опасных производственных объектов и условий их эксплуатации. Положение о производственном контроле утверждается руководителем эксплуатирующей организации (руководителем обособленного подразделения юридического лица), индивидуальным предпринимателем. Ответственность за организацию производственного контроля несет руководитель эксплуатирующей организации (руководитель обособленного подразделения юридического лица), индивидуальный предприниматель. Ответственность за осуществление производственного контроля несут лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают деятельность по организации и осуществлению производственного контроля подведомственными им эксплуатирующими организациями.

Работник, на которого возложены функции лица, ответственного за осуществление производственного контроля, обязан:

а) обеспечивать проведение контроля за соблюдением работниками опасных производственных объектов требований промышленной безопасности;

б) разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля;

в) организовывать и проводить проверки состояния промышленной безопасности;

г) ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверок состояния промышленной безопасности;

д) участвовать в техническом расследовании причин аварий, участвовать в расследовании инцидентов и несчастных случаев;

е) проводить анализ причин возникновения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах и осуществлять хранение документации по их учету;

ж) участвовать во внедрении новых технологий и нового оборудования;

з) доводить до сведения работников опасных производственных объектов информацию об изменении требований промышленной безопасности, устанавливаемых нормативными правовыми актами, обеспечивать работников указанными документами;

и) вносить руководителю эксплуатирующей организации предложения (в случае выявления нарушения требований промышленной безопасности):

о проведении мероприятий по обеспечению промышленной безопасности;

об устранении нарушений требований промышленной безопасности;

о приостановлении работ, осуществляемых на опасном производственном объекте с нарушением требований промышленной безопасности, создающих угрозу жизни и здоровью работников, или работ, которые могут привести к аварии или инциденту;

об отстранении от работы на опасном производственном объекте лиц, не имеющих соответствующей квалификации, не прошедших своевременно подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;

о привлечении к ответственности лиц, нарушивших требования промышленной безопасности;

к) проводить другие мероприятия по обеспечению требований промышленной безопасности.

Пунктами 88, 92, 93 Технического регламента «О безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 №870, установлено, что оценка соответствия сети газораспределения и сети газопотребления требованиям настоящего технического регламента осуществляется в следующих формах: а) при проектировании (включая инженерные изыскания) сетей газораспределения и газопотребления - экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; б) при завершении строительства либо реконструкции сетей газораспределения и газопотребления - приемка сетей газораспределения и газопотребления; в) при строительстве, эксплуатации (включая техническое обслуживание и текущий ремонт), реконструкции, капитальном ремонте, монтаже, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления - государственный контроль (надзор).

Приемка сети газораспределения после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ.

Приемка сети газопотребления после строительства либо реконструкции осуществляется по завершении строительных и монтажных работ, а также пусконаладочных работ и комплексного опробования газоиспользующего оборудования.

Приемка сетей газораспределения и газопотребления осуществляется приемочной комиссией, создаваемой застройщиком или инвестором, в состав которой входят представители: а) застройщика; б) строительной организации; в) проектной организации; г) эксплуатационной организации; д) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль в области охраны окружающей среды (в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации); е) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора; ж) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю (надзору) в сфере промышленной безопасности.

Согласно подпункта е) пункта 70 указанного технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, при эксплуатации надземных газопроводов эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение повреждений изоляционного покрытия (окраски) и состояния металла трубы.

При эксплуатации технологических устройств эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку (пункт 71).

Не допускается эксплуатация сети газопотребления при неисправности газоиспользующего оборудования или с отключенными технологическими защитами, блокировками, сигнализацией и контрольно-измерительными приборами, предусмотренными проектом (пункт 77).

Согласно пункту 5 Правил регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1998 г. №1371, для регистрации объектов в государственном реестре организации и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие эти объекты, не позднее 10 рабочих дней со дня начала их эксплуатации представляют в установленном порядке на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, сведения, характеризующие каждый объект.

В соответствии с пунктом 23 Административного регламента федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору предоставления государственной услуги по регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов Утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 8 апреля 2019 г. №140, для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре (о заявителе и (или) характеристик ОПО, изменение адреса места нахождения ОПО, а также связанных с исключением ОПО из Реестра в связи со сменой эксплуатирующей организации), заявитель представляет в территориальный орган Ростехнадзора заявление и соответствующие документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений, актуализированные сведения, характеризующие каждый ОПО (в 2 экземплярах), оформленные согласно приложению №2 к Административному регламенту, подписанные руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченным представителем заявителя и заверенные печатью (при наличии) или подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью в случае представления сведений в форме электронного документа в одном экземпляре.

Заявитель вправе представить электронный носитель, содержащий заявление, актуализированные сведения, характеризующие ОПО, документы, подтверждающие наличие оснований для внесения изменений в сведения, содержащиеся в Реестре.

В соответствии с пунктом 2 «Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 №1365 (ред. от 06.08.2020) «О подготовке и об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики» руководящий состав и инженерно-технический персонал ООО «Астра» обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в части проверки знаний общих требований промышленной безопасности, а также проверку знаний требований промышленной безопасности предъявляемых к руководителям и специалистам осуществляющим эксплуатацию опасных производственных объектов, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, опасный производственный объект – Сеть газопотребления ООО «Астра», Ш класса опасности, в состав которого входят: шкаф регуляторный пункт ШРП-40-2 УХЛ-1; газопровод низкого давления; газопровод высокого давления; котел стальной водогрейный RS-A 500; установка ограничения расхода газа УОРГ-100; шкафной газорегуляторный пункт ГРПШ-03БМ-2У1; газопровод среднего давления, расположенный по адресу: <адрес>, находящийся в эксплуатации на основании договора аренды газораспределительной системы №101 от 13.09.2021 года у индивидуального предпринимателя Голубева В.А., эксплуатируется с нарушениями обязательных норм и правил в области промышленной безопасности.

Вина ИП «Голубев В.А.» подтверждается:

протоколом об административном правонарушении №А60-24-02/78ИПюл, в котором отражены вышеприведенные нарушения, выявленные в ходе проведенной проверки;

актом проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности от 04.10.2021 г. государственного инспектора ИИИ, содержащего подпись директора ООО «Астра» ГГГ, из которого следует, что опасный производственный объект-Сеть газопотребления предприятия рег.№А60-07493-0001, Ш класса опасности эксплуатируется, газ потребляется. Сведения об устранении нарушений, выявленных в ходе административного расследования, послуживших основанием для назначения административного приостановления деятельности ООО «Астра» отсутствуют;

договором №101 аренды газораспределительной системы от 13.09.2021 г., согласно которого ИП «Голубев В.А.» принял в аренду у директора ООО «Астра» ГГГ во временное владение и пользование за плату объекты газораспределительной системы в составе: сеть газопотребления ООО «Астра», в состав которого входят: шкаф регуляторный пункт ШРП-40-2 УХЛ-1; газопровод низкого давления; газопровод высокого давления; котел стальной водогрейный RS-A 500; установка ограничения расхода газа УОРГ-100; шкафной газорегуляторный пункт ГРПШ-03БМ-2У1; газопровод среднего давления, расположенный по адресу: <адрес>, для осуществления газораспрелелительной системы сроком до 12.09.2022 года с возможностью дальнейшей пролангации;

постановлением по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Астра» о привлечении к административной ответственности по ст.9.1 ч.1 КоАП РФ, с учетом решения судьи Новосибирского областного суда от 29.06.2021 г., вступившим в законную силу 29.06.2021 года, согласно которого юридическое лицо ООО «Астра» (ОГРН ИНН ), расположенное по адресу: <адрес>, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности опасного производственного объекта – Сеть газопотребления ООО «Астра», расположенного по адресу: <адрес>, на срок до 40 суток; и иными материалами дела.

Указанные доказательства в полной мере подтверждают виновность ИП «Голубев В.А.» в совершении правонарушения, при этом суд не усматривает оснований не доверять вышеприведенным доказательствам, составляющим совокупность относимых, допустимых, достоверных доказательств, достаточную для признания вины ИП «Голубев В.А.»

В судебном заседании установлено, что все выявленные в ходе проведенной проверки деятельности опасного производственного объекта – сеть газопотребления ООО «Астра», государственным инспектором отдела по надзору за объектами трубопроводного транспорта, газопотребления и газораспределения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ИИИ, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 11.10.2021 года (пункты нарушений 2-14 протокола), имели место быть, по состоянию на 29.10.2021 года допущенные нарушения частично устранены, что подтверждается заключением заместителя начальника отдела ЗЗЗ (подробно приведено не выше), не оспаривается лицом, привлечённым к административной ответственности.

Однако, также в нарушение ИП «Голубев В.А.» согласно протокола об административном нарушении вменяется следующее нарушение, изложенное в п.1 протокола, а именно: ИП «Голубев В.А.» не переоформлена лицензия на осуществление вида деятельности «Эксплуатация взрывоопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов I, II и Ш класса опасности» №В-60-003386 от 02 августа 2017», в связи осуществлением лицензируемого вида деятельности адресу: <адрес>, что является нарушением части 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 г. №116-ФЗ, части 1 статьи 18 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 №99-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона «О промышленной безопасности» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в числе прочего, иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с разъяснением, содержащимся в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 года №18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями указанного Кодекса, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной названным Кодексом.

Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по части 1 статьи 6.2 КоАП РФ; нарушение условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - по части 1 статьи 9.1 указанного Кодекса.

Нормы, содержащиеся в части 1 статьи 9.1 КоАП РФ, предусматривают административную ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Между тем по настоящему делу об административном правонарушении ИП Голубев В.А. вменено осуществление соответствующей деятельности с использованием (эксплуатацией) опасного производственного объекта (сети газопотребления) в отсутствие соответствующей лицензии.

Данное бездействие образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, согласно которой осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного наказания.

Таким образом, вмененное ИП «Голубев В.А.» нарушение, выразившиеся в отсутствии у юридического лица лицензии на осуществление вида деятельности «эксплуатация взрывоопасных производственных объектов и химически опасных производственных объектов I, II, III класса опасности», в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности по адресу: <адрес>, не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и подлежит исключению из перечня допущенных ИП «Голубев В.А.» нарушений, квалифицированных по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

При этом судья учитывает, что составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 14.1 и частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, имеют разный родовой объект посягательства, в связи с чем переквалификация действий ИП «Голубев В.А.» невозможна.

Таким образом, анализируя совокупность собранных по делу доказательства, судья приходит к выводу о доказанности вины ИП «Голубев В.А.» в нарушении требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, действия которого квалифицирует ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.

При рассмотрении дела установлено, что административное правонарушение совершено ИП «Голубев В.А.» виновно, поскольку им допущены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – Сети газопотребления предприятия рег.№А60-07493-0001 от 28.01.2016, Ш класса опасности, расположенного по адресу: <адрес>, которые ИП «Голубев В.А.» обязан соблюдать, и у данного лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых законом предусмотрена административная ответственность.

При этом принятие мер к частичному устранению выявленных в ходе проверки нарушений не является основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении, предусмотренными ст.24.5 КоАП РФ, а может быть признано судьей в качестве обстоятельства, смягчающего наказание в соответствии с положениями статья 4.2 КоАП РФ.

При назначении административного наказания суд в соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ИП «Голубев В.А.».

Смягчающими вину обстоятельствами, предусмотренными ст.4.2 КоАП РФ суд признает по ходатайству представителя ИП «Голубев В.А.» признание вины в совершении административного правонарушения, раскаяние в содеянном.

Отягчающих вину обстоятельств по делу в соответствии со ст.4.3 КоАП РФ судом не установлено.

Поскольку судом установлено, что нарушения требований промышленной безопасности, безусловно, создают угрозу жизни и здоровью людей, не устранены в полном объеме на дату судебного заседания, в связи с чем суд считает необходимым назначить ИП «Голубев В.А.» наказание в виде административного приостановления деятельности, полагая, что менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение целей административного наказания, поскольку нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, до настоящего времени в полном объеме не устранены.

Согласно ч.3 ст.3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности юридического лица, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Основания для признания совершенного юридическим лицом правонарушения малозначительным отсутствуют.

С учетом обстоятельств административного правонарушения, руководствуясь ст.ст.3.12, 4.2, 4.3, 9.1 ч.1, 23.1, 25.1, 32.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья,

ПОСТАНОВИЛ:

Индивидуального предпринимателя Голубева В. А. (ОГРНИП , ИНН ), признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного приостановления деятельности опасного производственного объекта – Сеть газопотребления ООО «Астра», расположенного по адресу: <адрес>, на срок до 25 суток, которое подлежит немедленному исполнению.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности опасного производственного объекта – Сеть газопотребления ООО «Астра», расположенного по адресу: <адрес>.

Возложить исполнение настоящего постановления на Бердский РО СП УФССП России по Новосибирской области.

Копию постановления вручить заинтересованным лицам.

Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд течение 10 суток.

Судья (подпись) Н.В. Агеева