ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 580033-01-2021-000587-69 от 02.03.2022 Тамалинского районного суда (Пензенская область)

Дело № 5-19/2022

УИД № 58RS0033-01-2021-000587-69

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

02 марта 2022 года р.п.Тамала

Судья Тамалинского районного суда Пензенской области Паншина Ю.Л.,

с участием прокурора Тамалинского района Пензенской области Тюниной Ж.В., заместителя прокурора Тамалинского района Хариной Н.В., и.о. прокурора Тамалинского района Пензенской области – заместителя прокурора Белинского района Пензенской области Хархуна Д.С., помощника прокурора Тамалинского района Пензенской области Книгиной Э.А.,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кондрашова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда (Пензенская область, р.п.Тамала, ул. Советская, д.18), дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в отношении должностного лица – главы администрации Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области Кондрашова Евгения Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л:

Кондрашов Е.А., будучи главой администрации Малосергиевскогос ельсовета Тамалинского района Пензенской области, которая является главным распорядителем бюджетных средств Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, в период времени с 05 февраля 2020 года по 10 марта 2021 года по месту нахождения администрации Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области - по адресу: <адрес>, совершил нецелевое использование бюджетных средств в размере 424 460 руб., выразившееся в направлении средств дорожного фонда, определенных решением Комитета местного самоуправления Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области о бюджете, на решение иных вопросов местного назначения, не связанных с дорожной деятельностью, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Кондрашов Е.А. в ходе судебного разбирательства вину в совершении административного правонарушения не признал, дал суду объяснения, что между администрацией Малосергиевского сельсовета и администрацией Тамалинского района 27 декабря 2019 года заключено соглашение о передаче полномочий по организации формирования, исполнения бюджета и осуществления контроля за его исполнением, согласно которому Тамалинский район в лице Финансового управления Тамалинского района в процессе организации формирования и исполнения местного бюджета поселения осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств. Он (Кондрашов Е.А.) как должностное лицо администрации сельсовета не может нести ответственность на нецелевое использование бюджетных денежных средств в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. В связи с отсутствием в бюджете сельсовета необходимых денежных средств администрацией Малосергиевского сельсовета в 2020-2021 годах были направлены средства дорожного фонда на оплату расходов по страхованию гидротехнических сооружений в размере 41 760 руб. и оплату иных расходов на нужды муниципального образования в размере 382 700 руб. Неиспользованные остатки бюджетных ассигнований дорожного фонда за 2020 год направлены на увеличение бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в следующем финансовом периоде согласно решению КМС № 179-49/3 от 28 декабря 2021 года «О внесении изменений и дополнений в Решение КМС Малосергиевского сельсовета Тамалинского района от 29 декабря 2020 года № 105-27/3 «О бюджете Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Свидетель ФИО6 суду показала, что занимает должность начальника Финансового управления Тамалинского района. 27 декабря 2019 года между администрацией Малосергиевского сельсовета и администрацией Тамалинского района было заключено соглашение о передаче полномочий по организации формирования, исполнения бюджета и осуществления контроля за его исполнением, согласно которому Тамалинский район в лице Финансового управления Тамалинского района в процессе организации формирования и исполнения местного бюджета поселения осуществляет контроль за целевым использованием бюджетных средств, соблюдением установленных правил расчетов, правильностью указания реквизитов и кодов бюджетной классификации. В соответствии с данным соглашением и ст. 38 Бюджетного Кодекса РФ Тамалинский район в лице Финансового управления при осуществлении полномочий по контролю за целевым использованием администрацией поселения бюджетных денежных средств контролирует доведение бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования, то есть заранее определенного направления расходов денежных средств в соответствии с бюджетом поселения, сводной бюджетной росписи и лимита бюджетных обязательств. При этом обеспечение целевого характера использования бюджетных ассигнований является бюджетными полномочиями администрации поселения в соответствии с ч. 1 ст. 162 Бюджетного Кодекса РФ. Согласно ст. 31 Бюджетного Кодекса РФ, в соответствии с принципом самостоятельности бюджетов администрация Малосергевского сельсовета Тамалинского района как орган местного самоуправления самостоятельно осуществляет бюджетный процесс.

Свидетель ФИО7 суду показала, что работает главным бухгалтером администрации Малосергевского сельсовета Тамалинского района. В 2021 году Счетной палатой Пензенской области было проведено контрольное мероприятие по вопросу проверки исполнения администрацией бюджетного законодательства при исполнении бюджета за 2020 год и первое полугодие 2021 года. В ходе проверки были выявлены нарушения бюджетного законодательства. Администрацией Малосергиевского сельсовета в 2020-2021 годах были направлены средства муниципального дорожного фонда на оплату расходов по страхованию гидротехнических сооружений в размере 41 760 руб. и оплату иных расходов на нужды муниципального образования в размере 382 700 руб. Данное обстоятельство имело место в связи с отсутствием в бюджете сельсовета необходимых денежных средств. Кроме того, объем дорожного фонда на 2021 год был утвержден без остатка неиспользованных в 2020 году бюджетных ассигнований дорожного фонда. Данное нарушение бюджетного законодательства было устранено: неиспользованные остатки бюджетных ассигнований дорожного фонда за 2020 и 2021 годы направлены на увеличение бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда в следующем финансовом периоде.

Исследовав материалы дела, выслушав лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, допросив свидетелей, выслушав заключение помощника прокурора прокурора Тамалинского района Книгиной Э.А., полагавшей о наличии в действиях должностного лица Кондрашова Е.А. состава административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ, судья находит вину Кондрашова Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, установленной.

Согласно ст. 15.14 КоАП РФ нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

В соответствии с ч. 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Согласно пунктам 1,5 статьи 179.4 БК РФ дорожный фонд - часть средств бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.

К дорожным фондам, в том числе относятся муниципальные дорожные фонды.

Муниципальный дорожный фонд создается в муниципальных образованиях, органы местного самоуправления которых решают вопросы местного значения в сфере дорожной деятельности, решением представительного органа муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда утверждается решением о местном бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) в размере не менее прогнозируемого объема доходов бюджета муниципального образования, установленных решением представительного органа муниципального образования, указанным в абзаце первом настоящего пункта, от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, подлежащих зачислению в местный бюджет; доходов местных бюджетов от транспортного налога (если законом субъекта Российской Федерации установлены единые нормативы отчислений от транспортного налога в местные бюджеты);иных поступлений в местный бюджет, утвержденных решением представительного органа муниципального образования, предусматривающим создание муниципального дорожного фонда.

В судебном заседании установлено, что решением Комитета местного самоуправления Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 27 декабря 2013 года № 206-а-69/1 «О создании дорожного фонда Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области» утвержден порядок формирования и использования дорожного фонда Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, согласно которому главным распорядителем бюджетных ассигнований дорожного фонда является администрация муниципального образования Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области. Администрация осуществляет распределение бюджетных ассигнований по следующим направлениям: капитальный ремонт, ремонт и содержание действующей сети автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, строительство и реконструкция автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений на них, осуществление мероприятий, предусмотренных утвержденной в установленном порядке целевой программой, направленной на развитие и сохранение сети автомобильных дорог общего пользования местного значения и т.п. (п.3: п.п. 3.1-3.1.8).

Согласно Уставу Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области, утвержденному решением KMC Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 25 апреля 2011 № 10-4/1, администрация Малосергиевского сельсовета осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Малосергиевского сельсовета в случаях и порядке, установленных бюджетным законодательством, исполняет бюджет Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области (п.п. 9,10 п. 10 ст. 23 Устава).

Решением Kомитета местного самоуправления Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 27 декабря 2019 года № 41-9/3 «О бюджете Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» утверждены основные характеристики бюджета Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на 2020, 2021 годы, согласно которым объем бюджетных назначений по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» составил на 2020 год 1 272 000 рублей, на 2021 год 1 268 000 рублей.

Согласно отчету об исполнении бюджета Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области на цели и нужды дорожного фонда израсходованы средства дорожного фонда в размере 627 600 руб. в 2020 году, 530 100 руб. в 2021 году.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющейся в материалах дела копией отчета о результатах контрольного мероприятия Счетной палаты Пензенской области по вопросу исполнения администрациями сельских поселений Тамалинского района Пензенской области бюджетного законодательства при исполнении бюджетов за 2020 год и текущий период 2021 года, а также представлением Счетной Палаты Пензенской области в адрес главы администрации Малосергиевского сельсовета Тамалинского района, согласно которому не исполнение бюджетных ассигнований, выделенных на дорожную деятельность, связано с отвлечением дорожных средств на другие муниципальные нужды. В 2021 году в состав бюджетных ассигнований дорожного фонда в нарушение требований ст.179.4 Бюджетного Кодекса РФ не в полном объеме включен остаток неиспользованных в 2020 году бюджетных ассигнований дорожного фонда в размере 644 000 руб.

В ходе аудиторской проверки установлено, что администрацией Малосергиевского сельсовета в 2020 году средства дорожного фонда от поступивших акцизов были направлены на решение иных вопросов местного назначения, не связанных с дорожной деятельностью, в размере 424 460 руб. Из отчета Счетной палаты Пензенской области, объяснений в судебном заседании Кондрашова Е.А., свидетеля ФИО7, представленных суду платежных документов, следует, что 11 марта 2020 года, 11 ноября 2020 года и 10 марта 2021 года администрацией за счет средств дорожного фонда произведены расходы в сумме 41 760 руб. по страхованию гидротехнических сооружений в с. Калиновка и с. Кашировка Тамалинского района. Указанные ГТС с сетью дорог не связаны, расходы по страхованию последствий аварий на них к расходам по подразделу 0409 не отнесены, данные расходы относятся к подразделу «Водное хозяйство». Осуществление расходов в сумме 41 760 рублей на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на ГТС за счет средств дорожного фонда является нецелевым использованием средств.

Кроме того, в 2020 году администрацией Малосергиевского сельсовета были направлены средства дорожного фонда на оплату расходов по решению вопросов местного значения, не связанных с дорожной деятельностью, в размере 382 700 руб., а именно: на приобретение насосных агрегаторов для подачи воды, оплату услуг по выполнению земляных работ для проведения работ по ремонту водопровода, на приобретение трактора, на оплату работ по ремонту водопровода, по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт водопровода в с. Калиновка, капитальный ремонт каптажа и отводящего трубопровода с. Варварино, на оплату выполненных работ по реконструкции уличного освещения. Данные обстоятельства подтверждаются представленными платежными поручениями о перечислении денежных средств за период с 05 февраля по 16 декабря 2020 года и справкой администрации Малосергиевского сельсовета от 01 февраля 2022 года.

Таким образом, из материалов дела следует, что направление администрацией Малосергиевского сельсовета в период с 05 февраля 2020 года по 10 марта 2021 года бюджетных средств дорожного фонда, определенных решением о бюджете КМС Малосергиевского сельсовета, на решение иных вопросов местного назначения, не связанных с дорожной деятельностью, повлекло за собой нецелевое использование бюджетных средств в размере 424 460 руб.

Согласно постановлению прокурора Тамалинского района Пензенской области от 17 декабря 2021 года о возбуждении в отношении Кондрашова Е.А. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, в ходе проведения прокуратурой Тамалинского района Пензенской области проверки соблюдения требований бюджетного законодательства о расходовании средств дорожного фонда Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области установлено, что с учетом сумма остатка бюджетных денежных средств на конец отчетного периода и размера неиспользованных средств дорожного фонда за 2020 год и первое полугодие 2021 года органом местного самоуправления в нарушение требований бюджетного законодательства израсходованы средства дорожного фонда не по целевому назначению на общую сумму не менее 574 773,91 руб.

Суд снижает размер нецелевого использования бюджетных средств, указанный в постановлении прокурора Тамалинского района о возбуждении дела об административном правонарушении, до 424 460 руб., поскольку утверждение размеров дорожного фонда в 2020 году и 2021 году меньше прогнозируемых доходов бюджета дорожного фонда и утверждение муниципального дорожного фонда сельского поселения без учета остатка средств дорожного фонда, не использованного в 2020 финансовом году, относится к нарушениям требований бюджетного законодательства, предусмотренных ч.ч. 4 и 5 ст. 179.4 БК РФ, при формировании бюджета сельского поселения представительным органом местного самоуправления. Администрация сельсовета является распорядителем бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда и несет ответственность за использование бюджетных ассигнований не в соответствие с целями, определенными решением о бюджете, то есть за направление средств дорожного фонда на решение вопросов местного назначения, не связанных с дорожной деятельностью.

Решением Комитета местного самоуправления Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области от 08 октября 2019 года № 14-4/3 на должность главы администрации Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области назначен Кондрашов Е.А.

Кондрашов Е.А. на период полномочий главы администрации выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органе местного самоуправления, в связи с чем несет административную ответственность как должностное лицо.

Суд не соглашается с доводами Кондрашова Е.А. об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения в связи с передачей администрацией Малосергиевского сельсовета Финансовому управлению Тамалинского района полномочий по контролю за целевым использованием бюджетных средств, поскольку именно администрация сельсовета в соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, предусмотренным ст. 31 Бюджетного Кодекса РФ, самостоятельно осуществляет бюджетный процесс и в соответствии с ч. 1 ст. 162 Бюджетного Кодекса РФ как получатель бюджетных средств имеет бюджетные полномочия по обеспечению результативности и целевого характера использования предусмотренных бюджетных ассигнований.

Исследовав и оценив в совокупности приведённые выше доказательства, суд считает, что вина Кондрашова Е.А. нашла своё подтверждение, его действия как должностного лица подлежат квалификации по ст.15.14 КоАП РФ, как нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным решением о бюджете. Указанные действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Признаков, предусмотренных статьей 2.7 КоАП РФ, не установлено.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Кондрашова Е.А. в соответствии п. 4 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, является оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Исходя из вышеизложенного, с учётом имущественного положения и личности Кондрашова Е.А., который характеризуется исключительно положительно, ранее за нарушение бюджетного законодательства к административной ответственности не привлекался, суд считает необходимым подвергнуть последнего к административному наказанию в виде административного штрафа в минимальном размере. Оснований для замены административного штрафа предупреждением в соответствии со ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Признать должностное лицо - главу администрации Малосергиевского сельсовета Тамалинского района Пензенской области Кондрашова Евгения Александровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

Штраф в указанном размере подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу по реквизитам: УФК по Пензенской области (Прокуратура Пензенской области), ИНН 5836010138; КПП 583701001; л/с 04551463830; расчётный счёт 40101810222020013001; БИК 045655001; ОКТМО 56701000, КБК 41511690040046000140 (наименования платежа: постановление по делу № 5-16/2022).

Квитанцию об уплате штрафа следует предъявить в канцелярию Тамалинского районного суда Пензенской области. В случае неуплаты штрафа в срок и не предъявлении квитанции, постановление будет направлено для принудительного исполнения.

Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест сроком до 15 суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Пензенского областного суда через Тамалинский районный суд Пензенской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.

Мотивированное постановление составлено 04 марта 2022 года.

Судья Ю.Л.Паншина