ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5|1|-183/2021 от 10.09.2021 Ясненского районного суда (Оренбургская область)

дело № 5(1) -183/2021

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ясный 13 сентября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2021 года

Мотивированное постановление составлено 13 сентября 2021 года

Судья Ясненского районного суда Оренбургской области Ковалева Н.Н.,

при секретаре Магияровой О.В.,

с участием представителя юридического лица МОБУ СОШ № 3 ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ – юридический адрес: <...>, ...,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ, являясь юридическим лицом, не уведомило территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции о заключении трудового договора с гражданином Республики Беларусь ФИО2, в течение трех рабочих дней с даты заключения договора при следующих обстоятельствах:

дд.мм.гг. в 14 часов 20 минут в МП МОМВД России «Ясненский», расположенном по адресу: <...> установлено, что Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» МО Ясненский городской округ на основании трудового договора от дд.мм.гг. привлекло к трудовой деятельности в качестве сторожа гражданина Республики Беларусь Ф.И.О7, дд.мм.гг. года рождения (паспорт серии РР от дд.мм.гг.) в МОБУСОШ № 3 (корпус № 2), расположенном по адресу: <...>. Заключив трудовой договор с гражданином Республики Беларусь ФИО2, допустил его к работе и использовал его труд, в соответствии с требованиями Федерального Закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и приказа ФМС России от 28.06.2010 года № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации», МОБУ СОШ № 3, в трехдневный срок с момента трудоустройства, то есть до дд.мм.гг. не уведомил УВМ УМВД России по Оренбургской области о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора на выполнение работ.

В отношении муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» МО Ясненский городской округ составлен протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ).

В судебном заседании представитель юридического лица - МОБУ СОШ № 3 ФИО1, не оспаривая протокол об административном правонарушении по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, вину признала полностью по обстоятельствам указанным в протоколе об административном правонарушении от дд.мм.гг., дополнительно пояснила, что и.о. директора МОБУСОШ № 3 Ф.И.О4, исполняя обязанности директора в период дд.мм.гг.г. по дд.мм.гг.г., не знала о необходимости направления уведомления о заключении трудового договора с гр. Ф.И.О8 в адрес УВМ УМВД России по Оренбургской области. Просила снизить размер штрафа, ссылаясь на тяжелое финансовое положение юридического лица.

Исследовав в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников судебного разбирательства, суд считает доказанной вину юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

За неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, предусмотрена административная ответственность по ч. 3 ст.18.15 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ) работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Формы и порядок представления уведомлений утверждены Приказом Министерства внутренних дел РФ от 04.06.2019 N 363 "Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации" (далее - Приказ N 363).

Соответствующее уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Установление законодателем обязанности работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора направлено на обеспечение выполнения указанным органом исполнительной власти своих полномочий по осуществлению миграционного контроля за трудовой деятельностью иностранных граждан.

Вина МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ в совершении административного правонарушения подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении ... от дд.мм.гг. в отношении МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ;

- рапортом начальника МП МО МВД России «Ясненский» Ф.И.О5 от дд.мм.гг. о выявлении факта административного правонарушения по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ в отношении МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ;

- письменными объяснениями и.о. директора МОБУСОШ № 3 Ф.И.О4, оглашенными в судебном заседании, согласно которым МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ в лице и.о. директора Ф.И.О4, заключив трудовой договор с гражданином Республики Беларусь Ф.И.О9 допустил его к работе в МОБУ СОШ № 3, при этом не знала о том, что принятый на должность сторожа гр. Ф.И.О10 является гражданином Республики Беларусь, а также то, что в соответствии с действующими нормами законодательства уведомление о заключении с иностранным гражданином трудового договора на выполнение работ должно быть направлено в УВМ УМВД России по Оренбургской области в трехдневный срок с момента трудоустройства, в связи с чем данное уведомление в УВМ УМВД России по Оренбургской области не было направлено;

- письменными объяснениями Ф.И.О4, оглашенными в судебном заседании, из которых следует, что с дд.мм.гг. он работает сторожем в МОБУ СОШ № 3 по трудовому договору от дд.мм.гг., направлялось ли работодателем уведомление о заключении с ним трудового договора в УВМ УМВД России по Оренбургской области ему не известно;

- копией паспорта Ф.И.О4 согласно которому Ф.И.О4 является гражданином Республики Беларусь.

- копией трудового договора от дд.мм.гг., заключенного между МОБУ СОШ № 3 в лице и.о. директора МОБУ СОШ № 3 Ф.И.О4 и гр. Ф.И.О12 согласно которому Ф.И.О11 принят на работу в МОБУ СОШ № 3 в качестве сторожа;

-определением о возбуждении дела об административном правонарушении от дд.мм.гг.;

- распоряжением л/с от дд.мм.гг.г. о прекращении исполнения обязанностей и.о. директора МОБУСОШ № 3 Ф.И.О4;

- копией свидетельства серии 56 от дд.мм.гг.. о государственной регистрации Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» МО Ясненский городской округ;

- копией свидетельства серии 56 А01 от дд.мм.гг. о государственной аккредитации Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» МО Ясненский городской округ;

- копией Устава Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» МО Ясненский городской округ;

- справкой МП МО МВД РФ «Ясненский», о том, что МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городско округ не привлекалось к административной ответственности по линии миграции.

Факт не направления МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ в установленный срок уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином объективно подтвержден совокупностью перечисленных выше доказательств и не оспаривался представителем МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ в ходе производства по делу, так и в судебном заседании.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд считает вину МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ в совершении административного правонарушения установленной и доказанной в полном объеме и бездействие МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ квалифицирует по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ - неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Не имеется оснований и для признания совершенного МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ правонарушения малозначительным и освобождения от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

Так, в силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

В соответствии со ст.3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

При этом следует отметить, что состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ является формальным и для привлечения к административной ответственности достаточно выявления самого факта нарушения порядка предоставления уведомления о заключении (прекращении) трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином вне зависимости от наступивших в результате совершения такого правонарушения последствий, то есть ответственность за указанное административное правонарушение не связана с последствиями его совершения, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.

Само по себе отсутствие негативных последствий в результате совершения административного правонарушения с формальным составом не может являться основанием для применения малозначительности правонарушения. В данном случае наличие или отсутствие существенной угрозы должно определяться исходя из социальной значимости охраняемых общественных отношений независимо от наличия или отсутствия реального ущерба.

Административное правонарушение МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ совершено в сфере миграционного законодательства, целью которого является обеспечение предупреждения и сокращения незаконной внешней трудовой миграции, соблюдения работодателями законодательства о порядке привлечения к трудовой деятельности иностранных работников на территории Российской Федерации, в связи с чем имеют повышенную степень общественной опасности и затрагивают интересы государства.

Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению законодательства в части привлечения к трудовой деятельности иностранных граждан, не позволяют отнести совершенное юридическим лицом правонарушение к категории малозначительных, в том числе с учетом разъяснений, содержащихся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Доказательств, подтверждающих отсутствие у МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ возможности соблюдать требования миграционного законодательства в целях предотвращения совершения административного правонарушения, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах не нахожу оснований полагать, что совершенное МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ административное правонарушение является малозначительным.

Доводы представителя юридического лица о том, что не было известно о необходимости направления уведомления при заключении трудового договора с иностранными гражданами в УВМ УМВД по Оренбургской области, не свидетельствуют об отсутствии вины МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ в совершении данного административного правонарушения, поскольку МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ, являясь юридическим лицом, обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и предвидеть последствия совершения либо не совершения им юридически значимых действий, что в данном случае МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ не сделано.

При решении вопроса о виде и размере административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ суд признает признание вины, совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ в суде не установлено.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления контроля и надзора за привлечением иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации к трудовой деятельности.

Рассматривая возможность снижения размера административного штрафа ниже низшего предела в каждом конкретном случае необходимо учитывать все имеющиеся обстоятельства дела в совокупности.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч. 3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

Таким образом, суд вправе снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц административной санкцией при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения и его последствия, финансовое положение МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ, являющегося бюджетной организацией, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, исходя из принципа соразмерности наказания совершенному правонарушению и установленных ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях целей наказания, судья считает возможным применить в отношении МОБУ СОШ № 3 МО Ясненский городской округ, положения ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. в размере 200 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9- 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Штраф перечислять по следующим реквизитам: УФК по Оренбургской области (МОМВД России «Ясненский» л/с <***>), КПП 561801001, ИНН <***>, ОКТМО 53732000, БИК 015354008, № счета получателя 03100643000000015300, КБК 18811601181019000140, кор. счет 40102810545370000045 отделение Оренбург Банка России УИН 18880456190003500926.

Административный штраф, в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Квитанцию об уплате административного штрафа необходимо представить в Ясненский районный суд Оренбургской области не позднее, чем за день до истечения срока для добровольной оплаты штрафа.

Разъяснить, что в случае не оплаты штрафа в течение 60 дней с момента вступления постановления в законную силу юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Оренбургский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления через Ясненский районный суд Оренбургской области.

Судья