ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № от 28.10.2010 Борзинского гарнизонного военного суда (Забайкальский край)

                                                                                    Борзинский гарнизонный военный суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Борзинский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

  Дело №102

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Борзя 28 октября 2010 года

Борзинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего - судьи Приступы Ф.Н., участием государственного обвинителя - старшего помощника военного прокурора Борзинского гарнизона капитана юстиции Рачинского Б.Ю., капитана юстиции ФИО3, представляющего интересы потерпевшего и одновременно гражданского истца - начальника , подсудимого Стародубова В.Г., защитника - адвоката Приаргунского филиала палаты адвокатов Забайкальского края Царенкова М.М., представившего удостоверение № 224 и ордер № 70742, при секретаре Буданове А.А., в открытом судебном заседании, в расположении суда, рассмотрев уголовное дело в отношении

Стародубова Владимира Геннадьевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в , , не судимого, , проходящего военную службу по контракту с января 1994 года, прапорщика, начальника склада учебного отделения ,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ,

установил:

В период с 11 марта 1996 года по 4 сентября 2009 года Стародубов являлся должностным лицом - начальником склада горючего и смазочных материалов отделения материально технического обеспечения (далее отделения ) , дислоцированной в указанном населённом пункте , в соответствии с п.п. 19 и 22 Инструкции по бюджетному учёту (утв. Приказом МФ РФ от 30 декабря 2008 года № 148н), п.п. 14-113, 151-158, 238-255 Руководства по учёту вооружения, техники, имущества и других материальных средств (утв. приказом Председателя КГБ СССР от 7 июня 1984 года № 81/ДСП), п. 54, 411, 460 «Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве органов и войск ФПС РФ» (утв. Приказом Директора ФПС РФ от 22 июня 1997 года № 425), п.п. 86-91 Инструкции об организации обеспечения качества горючего в Вооружённых Силах Российской Федерации (объявл. в органах ФСБ Приказом Директора ФСБ от 1 июня 2005 года № 328), п.п. 97, 115-146, 148 Руководства по работе войсковых складов горючего, объектов и средств заправки горючим вооружения и военной техники Вооружённых Сил РФ (объявл. в ФСБ Пр. Директора ФСБ от 22 июня 2005 года № 366), Приказа КГБ СССР от 9 октября 1984 года № 128 и п. 3.1 Постановления Минтруда РФ от 6 мая 2002 года № 33 «Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций» обязанным исполнять административно-хозяйственные функции по обеспечению сохранности, надлежащих учёта, движения, выдачи и списания вверенных ему материальных средств - нефтепродуктов, а также оборудования склада ГСМ (резервуаров, насосов, трубопроводов и иного), которыми предписывается начальнику склада

- вести количественный, качественный и номерной учет ма_териальных средств, находящихся на складе, в соответствии с установленной документацией;

своевременно и правильно вести приходно-расходные операции и ежедневно представлять в делопроизводство служб части приходно-расходные документы; не реже одного раза в месяц проводить сверки учетных данных склада с данными службы и правильно оформлять их документально; контролировать количество и качество топлива; во время производства замеров обращать внимание на исправность люков и оборудование резервуара, не выполнять работу до устранения неисправностей. Стародубов вопреки установленным требованиям, вследствие небрежного и недобросовестного отношения к службе упомянутые обязанности надлежащим образом не исполнял, ведение установленным порядком соответствующего учёта материальных средств не осуществлял, условий и правил хранения горюче-смазочных материалов, порядок их приёма, организации хранения и выдачи не соблюдал, положенных сверок не проводил, своевременного осмотра, чистки, ремонта и поддержания в исправном состоянии резервуаров и трубопроводов хранилища не осуществлял, допустив за период с 11 марта 1996 по 4 сентября 2009 года недостачу

автобензина А-80 в количестве 123518 килограмм на сумму 4 137 974 рубля, 62 копейки;

дизельного топлива: «Летнего» - 2070 килограмм на сумму 59 836 рублей, 40 копеек, «Арктика» - 16 226 килограмм на сумму 488 284 рубля 75 копеек, «Зимнего» - 177 624 килограмма на сумму 5 177 724 рубля 50 копеек,

авиатоплива РТ - 321 килограмм на сумму 9 716 рублей 20 копеек,

а всего перечисленного имущества на сумму 9 868 536 рублей 47 копеек.

В судебном заседании Стародубов виновным себя в содеянном признал частично и показал, что в 1996 году принял склад ГСМ уже с имевшейся там большой недостачей дизельного топлива разных видов (летнего, зимнего, арктического, всего около 180 т) и автобензина (около 130 т), но, не обнаружив этого сразу, а лишь при последующем детальном осмотре резевуаров и оборудования, на протяжении 13 лет всячески скрывал данный факт, одновременно эксплуатируя протекающие резервуары.

В связи с последним обстоятельством он допустил утрату 321 кг авиакеросина РТ-1, вину в недостаче которого и признаёт. В наступлении остального ущерба его вины нет, поскольку он неоднократно обращался к командованию с предложениями устранить на складе течи горючего и заменить дырявые резервуары новыми, но каких-либо мер принято не было, а деньги на ремонт оборудования склада за 13 лет выделялись лишь дважды - для восстановления бензовозов и насосов.

Несмотря на частичное признание Стародубовым своей вины, она полностью подтверждается совокупностью исследованных доказательств.

Представитель потерпевшего и гражданского истца ФИО3 показал, что в сентябре 2009 года на складе ГСМ принявший эту должность у Стародубова ФИО4 обнаружил большую недостачу нефтепродуктов - бензина, дизельного и авиатоплива, о которой доложил по команде.

В ходе служебного разбирательства, нескольких проверок, ревизии и следственных действий в рамках уголовного дела было установлено, что недостача случилась вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе Стародубова, в течение всего периода службы в должности не выполнявшего свои обязанности по ведению учётной приходно - расходной и другой складской документации, замеров горючего, очистке резервуаров, проверке их состояния не предмет наличия протечек, подгонке крышек наливных люков и проверке состояния приёмо-раздаточных труб, а также других. Стародубов не мог объективно объяснить причин, по которым, как было выявлено, учет горючего на складе вёл только в суммарном остатке, без расшифровки, сколько и какого его вида находится на хранении, а также другие нарушения как документооборота на складе, так и условий хранения и сбережения этого имущества

При этом Стародубов указывал, что 4 сентября 2009 года передал ФИО4 имущество без недостачи и считал, что она возникла в течение последующих 25 дней и по вине нового начальника.

Стародубов допустил утрату дизельного топлива и автобензина в размерах, создающих угрозу для бесперебойной деятельности  и застав в течение нескольких месяцев.

Свидетель ФИО4 показал, что в сентябре 2009 года принял от Стародубова В.Г. дела и должность начальника склада горючего и смазочных материалов . Из перечня необходимой складской документации Стародубов представил ему только книгу учёта материальных средств на складе ГСМ, книгу учёта общего количества топлива, три книги учёта заправки вертолётов, в которых имеющиеся записи располагались хаотически, велись от случая к случаю и разобраться в них было невозможно. Положенных сведений по каждому резервуару о количестве и марке хранящегося, датах залива и освежения горючего, как и журналов замеров, не было. Стародубов объяснил отсутствие документации и должного учёта своей занятостью и тем, что все данные держит у себя в памяти, но в то же время не мог вспомнить, где, сколько и какого вида топливо на складе размещено. При производстве замеров 4 и 5 сентября он вёл черновые записи со слов Стародубова, проводившего замеры через приёмо-раздаточные трубы. При этом специальная паста, позволяющая определить при замерах наличие в топливе воды, Стародубовым не использовалась.

Не доверяя произведённым Стародубовым замерам, которые тот делал сам, лишь называя ему данные, намереваясь проверить и состояние имущества склада, он самостоятельно стал осматривать крышки горловин резервуаров, обнаружив множество неисправностей, вследствие которых происходило активное испарение нефтепродуктов, пустой резервуар, а также ёмкости, трубы мерных горловин в которых снизу были заварены, где по объяснениям Стародубова фактически должны быть дизельное топливо и бензин. В одном резервуаре в действительности оказалась вода. На все резервуары у Стародубова имелась лишь одна калибровочная таблица, вместо положенных на каждый. Имелись и другие нарушения, о которых он, в совокупности с выявленными, сразу доложил по команде.

Свидетель ФИО5 показал, что в сентябре 2009 года вновь принявший склад ГСМ прапорщик ФИО4 доложил ему рапортом о вскрытой недостаче нефтепродуктов - бензина. Дизельного топлива разных видов и авиационного керосина. Как было выявлено назначенной проверкой, учёт имущества на складе, которым с март 1996 года по сентябрь 2009 года руководил Стародубов, был запущен, необходимых документов, позволяющих отследить движение поступающих материальных средств, а также проверить выполнение Стародубовым мероприятий по обеспечению сохранности вверенного имущества - топлива и оборудования склада, у того не имелось. Как выяснилось позже, книги учета замера топлива в резервуарах в секретариате Службы тем не регистрировались, инвентарные номера им не присваивались. Стародубов ссылался на то, что «сдал склад и ничего не знает», объяснял, что был занят по службе, а необходимые книги у него, и он вернет их ФИО4, но позже стал рассказывать, что учёт вел на черновиках, которые утерял. Также в ходе разбирательства выявлены несколько резервуаров, у которых трубы замерных горловин заварены электродуговой сваркой, а в резервуаре - № 13 без горловины имелась вода вместо топлива. Подтвердились и прочие нарушения, о которых доложил ФИО4.

Так, например, согласно данным группы ГСМ, в резервуаре № 64 при проверке в ноябре 2008 года значилось дизельное топливо зимнее с уровнем 245 см и плотностью 830 кг/м3. При сдаче дел и должности начальника склада Стародубов сдал в этом резервуаре дизельное топливо летнее с уровнем 247 см и плотностью 830 кг/м3. При проверке этого же резервуара 1 октября 2009 года также было выявлено дизельное топливо летнее с уровнем 243 см и плотностью 832 кг/м3. То есть, была допущена пересортица топлива. При этом плотность топлива осталась неизменной. Почему при текущей проверке в резервуаре оказалось летнее топливо, Стародубов не объяснил.

В резервуаре № 12 с дизельным топливом «Зимним» в ноябре 2008 года был уровень 211 см, плотность 823 кг/м3; в сентябре 2009 года уровень топлива стал 276 см с плотностью 826 кг/м3 (при этом дизельное топливо зимнее поступало на склад ГСМ в 2007 году, а в 2008-2009 году поступления не было); в октябре 2009 года уровень и плотность в мерной горловине осталась без изменений, а уровень топлива в самом резервуаре составлял 15,5 см с плотностью 815 кг/м3. То есть, в заваренную мерную горловину было залито 1,5 - 2 ведра топлива, а резервуар фактически был пустой. Кем доливалось топливо в мерную горловину до уровня, соответствующего положенному объёму при условии наличия горючего в резервуаре, в промежуток времени после ноября 2008 года до 5 сентября 2009 года, Стародубов также объяснить не смог.

Соответственно, исходя из характера обнаруженных недостатков, перечня отсутствующих документов и размеров выявленной недостачи - более 300 тонн горючего разных видов, было очевидно, что они возникли и сформировались в порядке нарастания за период руководства складом Стародубовым, поэтому претензий к сравнительно непродолжительной деятельности ФИО4 в качестве начальника склада - с 4 по 30 сентября 2009 г., не имелось. Учитывая факт регулярного поступления превышающих потребности новых объёмов горючего в , а также полезную вместимость резервуарного парка, Стародубов не имел возможности на протяжении боле 13 лет скрывать недостачу в таком значительном - около 300 т, размере.

Согласно рапорта ФИО5 от 30 сентября 2010 года, в этот день в ходе проверки наличия на складе ГСМ  выявлено отсутствие либо незначительное количество горючего в резервуарах с бензином А-80, дизельным топливом зимним, дизельным топливом «Арктика». Вместе с тем, в замерных горловинах данных резервуаров топливо было по уровню значительно выше, чем в самих резервуарах.

Как видно из справки по результатам документальной проверки группы горючего и смазочных материалов отдела материально-технического обеспечения  от 13 ноября 2009 года, сверкой наличия на складе и АЗП (автозаправочном пункте)  с полезной вместимостью резервуарного парка выявлено, что на 20.11.2006 года на складе горючего части и АЗП по книгам учёта материальных средств числилось горючего на 154 м^3 больше, чем позволяла вместимость.

Свидетель ФИО6 показал, что в период совместной службы со Стародубовым с 1996 по 2009 год неоднократно доставлял на склад ГСМ и получал оттуда разные нефтепродукты. При получении горючего, поступающего на склад, Стародубов, руководя разгрузкой, распределял его по резервуарам, но документально не фиксировал в какой резервуар какой марки и сколько горючего залито, отмечая уровень загрузки на глаз.

Такой порядок разгрузки Стародубовым выполнялся в течение всего периода службы в должности.

Свидетель ФИО7 показал, что 1 октября 2009 года в составе комиссии части участвовал в проверке наличия горючего на складе ГСМ . При этом он был привлечен к инвентаризации склада ГСМ . В ходе инвентаризации выявлено, что 12 резервуаров объемом 25 кубических метров были пустыми либо с незначительной частью горючего, а количество топлива в трубах мерных горловин показывало полный или почти полный объём резервуара. Было выявлено, что количество топлива в резервуаре и в приемо-раздаточных трубах мерных горловин не соответствовали друг другу. При осмотре приёмо-раздаточных труб было обнаружено, что в нижней части, опускаемой в резервуар, трубы были заварены металлическими пластинами.

Свидетель ФИО8 показал, что за период пребывания Стародубова в должности начальника склада у него периодически возникали недостачи нефтепродуктов, которые он погашал. При этом чаще всего причинами их возникновения и роста становился запутанный учёт и отсутствие у Стародубова положенных документов, позволяющих надлежаще вести его, исключая образование недостач. Кроме того, Стародубов имел множество замечаний по организации складской работы, но их не воспринимал.

В 2008 году в ходе проверки склада замеры горючего производились минуя приёмо-раздаточные трубы, непосредственно через наливные горловины и проводился визуальный осмотр налитого в резервуарах. При этом у Стародубова была установлена недостача около 9,5 тонн автобензина, которая им погашена по решению суда.

При выявленной в сентябре 2009 года недостаче Стародубов не мог объяснить, где и какое топливо находится, почему в одном из резервуаров вместо горючего вода, а несколько других вообще пусты и в них приёмо-раздаточные трубы снизу заварены, ссылаясь, что ничего об этом не знает, т.к. сдал склад ФИО4. Не мог Стародубов и пояснить, почему в одном из резервуаров, при условии, что с него не производилась выдача, по учёту склада числилось дизельное топливо, затем автобензин, а к 2009 году - снова дизельное топливо.

Согласно протоколам осмотров места происшествия от 6 февраля 2010 года и 18 апреля 2010 года, наскладе ГСМ Службы  установлено, что маркировка на резервуарах имеется не на всех крышках, надписи о типе хранимого горючего, датах залива, освежения не соответствуют фактическому наличию в резервуарах. Резервуары не опечатаны и не опломбированы. Крышки лючков резервуаров прилегают к люкам резервуаров неплотно, отсутствуют прокладки на резервуарах. В колодцах резервуаров обнаружены грязь, пыль, снег, попадающие внутрь. При замерах через указанные трубы, тип и уровень горючего, а также его плотность не совпадают с заявленным в резервуаре.

Как видно из соответствующих протоколов выемок, обысков и осмотров, в ходе следствия в различных местах - на пункте заправки, складе и в группе ГСМ отделения МТО изъяты договор о полной материальной ответственности Стародубова В.Г., журнал инструктажа личного состава по технике безопасности, журнал посещения склада ГСМ, журнал зачистки резервуаров, книга № 36 учета наличия и движения материальных средств службы горючего в/части 2018 за 2005 год; книга № 47 учета наличия и движения материальных средств службы горючего в/части 2018 за 2006 год; книга № 47 учета наличия и движения материальных средств службы горючего в/части № за 2007 год; книга № 36 учета наличия и движения материальных средств службы горючего в/части № за 2008 год; книга № 33 учета наличия и движения материальных средств службы горючего  за 2009 год, иные документы.

При осмотре изъятых документов установлено, что они содержат сведения о приходе и расходе горючего на склад ГСМ , большинство не имеет регистрационных номеров, записи в них носят трёхлетнюю давность, выполнялись эпизодически и беспорядочно.

Так, в журнале зачистки резервуаров соответствующие сведения о таких работах имеются только за 29 августа 2006 года, а остальные записи, ввиду отсутствия к ним пояснений смысловому анализу не поддаются.

Из договора о полной материальной ответственности видно, что Стародубов добровольно принял на себя обязательство нести полную материальную ответственность за вверенное ему имущество - оборудование склада и горюче-смазочные материалы.

По записям в книге учёта наличия и движения ГСМ на складе группы  (инв. № № от 22 января 2008 года) даты сверок указаны на последнем листе, а отметок об их результатах нет.

В ходе обысков в возможных местах хранения документов по контролю начальником склада ГСМ за качеством вверенного ему горючего не обнаружено.

Согласно заключению по результатам разбирательства от 25 октября 2009 года и ведомости замеров горючего в резервуарах на складе ГСМ, при снятии остатков на складе ГСМ по состоянию на 1 число этого же месяца выявлено 12 резервуаров с загерметизированными замерными трубами, при этом уровень нефтепродукта в замерных трубах превышал уровень нефтепродукта в полости резервуара. Также в трех резервуарах выявлено наличие воды вместо хранимого нефтепродукта. Сверкой учётных данных с результатами замеров выявлена недостача свыше 300 тонн топлива разных видов: дизельного зимнего, летнего, арктического, а также авиакеросина и автобензина. Стародубов не представил к проверке книгу учета замеров горючего в резервуарах, а также документы по очистке емкостей склада от загрязнений.

Как видно из акта проверки склада ГСМ от 20 ноября 2008 года,люки на емкостях с горючим на складе горючего и заправочной станции не опечатаны, крышки колодцев над горловиной ёмкостей приспособлениями для закрывания на замок не оборудованы.

Выписками из актов ревизий финансово-хозяйственной деятельности  от 4 марта 2005 года, 20 марта 2007 года, 28 мая 2009 года подтверждено, что фактическое наличие материальных средств на складе горючего проводилось ревизиями лишь выборочно.

По заключению судебной бухгалтерской экспертизы от 11 сентября 2010 года по состоянию на 1 октября 2009 года на складе ГСМ, числились следующие остатки топлива:

- бензин А-80 числится в количестве 167848 килограммов;

- дизельное топливо летнее числится в количестве 33714 килограммов;

-дизельное топливо арктическое числится в количестве 42926 килограммов;

- дизельное топливо зимнее числится в количестве 321995 килограммов,

- керосин РТ-1 числится в количестве 21026 килограммов.

Проверкой фактического наличия горючего и сверки его с учётными данными, которая была оформлена актом инвентаризации № 14 от 1.10.2009 г. в резервуарах по состоянию на 1 октября 2009года выявлена недостача горюче-смазочных материалов, именно:

-Автомобильный бензин марки А-80 - 115753 кг.;

-Дизельное топливо (летнее) - 2114 кг.;

-Дизельное топливо (арктика) - 15163 кг.;

-Дизельное топливо (зимнее) - 177624 кг.;

-Реактивное топливо - 321 кг.

Из приказа № 30 от 5 января 2010 года начальника  следует, что в изначально составленном акте инвентаризации № 14 выявлены ошибки при определении объема топлива и на этом основании создана комиссия и произведен перерасчет (акт инвентаризации и ведомость перечета № б/н от 12 января 2010 года ) по результатам, которого недостача составила:

- бензин А-80 числилось 167848 килограмм, фактически в наличии имелось 43831 килограмм, из которых сверх пределов погрешности имела место недостача123518килограммна сумму 4137974 рублей 62 копеек (123518/ 0,734606= 168142 литра по цене 24 рубля 61 копейка (средне потребительские цены  в сентябре 2009 года)).

- дизельное топливо летнее числилось 33714 килограмм, фактически в наличии имелось 31438 килограмм, из которых сверх пределов погрешности имела место недостача 2070 килограмм на сумму 59836 рублей 40 копеек (2070/ 0,831957= 168142 литра по цене 24 рубля 05 копеек).

- дизельное топливо арктическое числилось 42926 килограмм, фактически в наличии имелось 26527 килограмм, из которых сверх пределов погрешности имела место недостача 16226 килограмм на сумму 488284 рублей 75 копеек (16226/ 0,807445= 20095 литра по цене 24 рубля 05копеек).

- дизельное топливо зимнее числилось 321995 килограмм, фактически в наличии имелось 143427 килограмм, из которых сверх пределов погрешности имела место недостача 177624 килограмм на сумму 5177724 рублей 50 копеек (177624/ 0,825047= 215290 литра по цене 24 рубля 05копеек).

- керосин РТ-1 числилось 21026 килограмм, фактически в наличии имелось 20561 килограмм, из которых сверх пределов погрешности имела место недостача 321 килограмм на сумму 9716 рублей 20 копеек (321/ 0,795243= 404 литра по цене 24 рубля 05копеек).

Эта недостача определена с учётом комиссионно выявленных неточностей в замерах в сравнении первичных данных, полученных 4 и 5 сентября 2009 года замерами Стародубова, с данными, полученными проверкой 1 октября 2009 г.

Ущерб рассчитан на основании первичных документов, по данным Регионального экономического комитета по  о средних потребительских ценах на сентябрь 2009 г. - момент обнаружения недостачи.

Общая сумма недостачи составила 9 868 536 рублей 47 копеек.

Согласно ст. 54 Положения «О войсковом (корабельном) хозяйстве органов и войск федеральной пограничной службы РФ», утвержденного приказом директора ФПС России от 22 июня 1997 года № 425 на начальников складов возложен ряд обязанностей в том числе:

- вести количественный, качественный и номерной учет ма_териальных средств, находящихся на складе, в соответствии с установленной документацией;

- своевременно и правильно вести приходно-расходные операции и ежедневно представлять в делопроизводство служб части приходно-расходные документы;

- не реже одного раза в месяц проводить сверки учетныхданных склада с данными службы и правильно оформлять их документально;

- контролировать количество и качество топлива.

В соответствии с требованиями Инструкции по бюджетному учёту и п.п. 151-158, 252 приказа КГБ от 7 июня 1984 года № 81 ДСП «Руководство по организации и порядка ведения учета вооружения техники, имущества и других материальных средств в КГБ СССР» учёт материальных ценностей на складе должен вестись материально ответственным лицом в книге складского учета материалов по наименованиям, сортам и количеству. Бухгалтерия финансового органа, а также группы ГСМ совместно с начальником склада обязана систематически осуществлять контроль за поступлением и расходованием материальных ценностей, находящихся на складе, а также производить сверку данных по учету материалов с записями, ведущимися на складе (кладовой).

Согласно гл. II «порядок составления и ведения учетных документов» приказа Председателя КГБ СССР от 7 июня 1984 года № 81 учетные документы в зависимости от их назначения подразделяются на первичные документы, книги и карточки учета, документы вспомогательного характера. Первичные документы - это накладные, наряды, чековые требования, раздаточные и сдаточные ведомости, акты и т.д. являются основанием для записи учетных данных в книгах и каточках учета, соответственно и в книги складского учета. В книгах и карточках учета (книгах складского учета) отражаются наличие, движение и качественное состояние материальных средств за определенный период по подразделениям, складам и другим объектам и в целом за воинскую часть (). По документам, не подписанным правомочными должностными лицами, не зарегистрированными в книге учета и не имеющим печати (где она предусмотрена), производить операции, связанные с движением и изменением качественного состояния материальных средств категорически запрещается. Исполненные первичные документы после записи в книгах, карточках учета склада произведенных по ним операций, связанных с движением и изменением качественного состояния в конце рабочего дня сдаются в соответствующую службу (группа ГСМ). При оформлении ведения книг соблюдаются следующие правила:

- в каждой книге учета листы номеруются, прошнуровываются, скрепляются мастичной печатью воинской части «для пакетов» количество листов удостоверяется подписями в книгах учета: в книгах учета, ведущихся на складах и других объектах войскового хозяйства начальником соответствующей службы;

- все книги учета материальных средств, ведущегося в подразделениях, на складах, на других объектах учитываются в штабе части и выдаются в установленном порядке. Карточки учета материальных средств учитываются в службе по книгам учета и выдаются под расписку. Записи в книгах учета делаются только на основании подлинных, законных и правильных первичных документов. В случае утери книги данные восстанавливаются в новой книге по первичным учетным документам. Книги и карточки учета материальных средств ведутся до полного их использования, а остающиеся на следующий операционный год перерегистрируются в новых, соответственно перечнях дел, книг и журналов. Ответственность за организацию хранения учётных документов несут начальники соответствующих служб, а в подразделениях - командиры подразделений (начальник склада).

В соответствии с требованиями гл. III Приказа Председателя КГБ СССР от 7 июня 1984 года № 81 командиры подразделения (начальник склада) принимает имущество для эксплуатации (на хранение) под расписку в акте приема (наряде, накладной, талоне чекового требования). Принятые материальные средства в тот же день записываются в книгу (карточку учета) по фактическому количеству и качеству. Передача материальных средств из одного подразделения в другое оформляется накладными (формы 2). В соответствии с требованиями ст. 151 указанного приказа учёт материальных средств начальником склада должен вестись в книге учета (формы 26).

Из анализа изъятых учетных документов (книг учета группы ГСМ за период с конца 2004 года по 2009 год и книг складского учета за период с 2008 года по 2009 год) следует, что учет движения топлива и средств на складе ГСМ прапорщиком Стародубовым В.Г. в нарушение требований вышеуказанных руководящих документов, за период его деятельности вёлся, но не являлся достоверным, то есть остатки топлива не соответствовали его фактическому наличию в резервуарах. Данные факты подтверждены методом сплошной инвентаризации первичных учетных документов, в ходе которой не выявлены акты ежемесячных замеров, что предусмотрено обязанностями должностных лиц группы ГСМ. Так, в соответствии с требованиями приложения №1 приказа КГБ СССР от 7 июня 1984 года № 81 ДСП отметки о сверке учетных данных записываются очередной строкой. При этом записываются: в графе 1 - дата сверки, в графе 2 - "Сверено", в графах реквизита "Состоит" - остатки материальных средств на день сверки. Лица, проводившие сверку, расписываются в графе 4.

Так из, имеющихся книг учета (группы ГСМ, склада ГСМ) движения горюче-смазочных материалов, а именно:

- книга учета наличия и движения материальных средств службы горючего в/части № № 36 от 20.06.2004 года (инв. №);

- книга учета наличия и движения материальных средств службы горючего в/части № № 47 от 01.01.2006 года (инв. №);

- книга учета наличия и движения материальных средств службы горючего в/части № за 2007 год № 36 от 01.01.2007 года (инв. №);

- книга учета наличия и движения материальных средств группы горючего ОМТО (инв. № от 01.01.2008 года);

- книга учета наличия и движения материальных средств службы группы горючего ОМТО № за 2007 год (инв. № от 01.01.09г.);

- книга учета наличия и движения материальных средств службы склада ГСМ (инв. № от 22.01.08г.), отражен складской учет за период с января 2008 года по июнь 2010 года;

видно, что начальником группы и начальником склада ежемесячно за период с начала 2005 года сверки учётных данных по движению горюче-смазочных материалов не производились, так как документально, как требуют руководящие документы, это не подтверждается. Фактически сверка ограничивалась лишь только проставлением в редких случаях подписей на первых или последних листах книги учета группы. Таким образом отсутствует результат сверки.

Из сравнения записей книги складского учёта (инв. № от 22 января 2008 года) с книгами учёта группы ГСМ  установлено, что начальником склада ГСМ не всегда делались записи о проведенных операциях по складу ГСМ в хронологическом порядке: приходная операция с дизельным топливом летним под номером 23 в книге группы № инв. № за 2008 год числится 21 мая 2008 года, а в книге складского учета числится 19 мая 2008 года под номером 13; операция с дизельным топливом летним по выдаче № 50 по книге учета группы ГСМ по учету числится 17 июня 2008 года, а в книге учета склада 3 июня 2008 года; операция с дизельным топливом летним под номером 103 в той же книге группы ГСМ числится 30 июля 2008 года, а в книге учета склада - 20 августа 2008 года и т.д.

Сплошная инвентаризация первичных оправдательных документов, подтверждающих законность движения горюче-смазочных материалов методом сличения с регистрами синтетического учета группы ГСМ  на предмет полноты и достоверности учёта показала, что все первичные оправдательные документы за период с января 2005 года по октябрь 2009 года по книгам учета движения материальных средств группы ГСМ, ответственным исполнителем ФИО9 разнесены достоверно и в полном объеме. Арифметических ошибок не выявлено.

Из анализа вышеприведенных данных по движению горюче-смазочных материалов через склад ГСМ следует, что на протяжении с июня 2004 года по 1 октября 2009 года приходные операции существенно превышают расходные операции. Таким образом, на складе текущего довольствия в течении указанного времени образовывались свободные объемы топлива вышеперечисленных типов сверх потребности , что и позволило начальнику склада ГСМ допустить и накапливать недостачу, а анализ книги складского учета ГСМ показал, что ежедневные остатки во много раз превышают выявленную недостачу 1 октября 2009 года по всем видам топлива. Данный факт вновь подтверждает то, что у начальника склада имелась возможность допустить недостачу горючего по всем его видам. При этом, динамика движения недостающих видов горючего по складу ( приём, учёт, выдача) показывает, что недостача возникла именно в период управления складом Стародубовым. На это указывает например факт выдачи в 2007 году 100 % хранившихся складских запасов дизельного топлива «Арктика» и его нулевой остаток на момент последующего прихода нового количества данной группы в 2008 году, что исключает возможность возникновения его недостачи более 2 тонн ранее 2008 года.

Приказом КГБ от 9 октября 1984 года № 128 ДСП « Об утверждении положения по обеспечению горючим пограничных войск КГБ СССР на мирное время» на начальника службы горючего возлагаются обязанности:

- контролировать расход горючего и проводить мероприятия по его экономии;

- проверять наличие не реже одного раза в месяц горючего на складе в заправочных пунктах т.д.;

- вести учет и отчетность по горючему и техническим средствам;

Так же пунктами 112-114 Устава внутренней службы ВС РФ на начальника службы ГСМ возложена обязанность вести установленные учет и отчётность, ежемесячно проводить сверку учётных данных с подразделениями и складом.

В соответствии с должностными обязанностями начальника склада (утв. Положением «О войсковом (корабельном) хозяйстве органов и войск федеральной пограничной службы РФ» (приказ директора ФПС России от 22 июня 1997 г. № 425)), функцией данного должностного лица является ведение количественного, качественного и номерного учета ма_териальных средств, находящихся на складе, в соответствии с установленной документацией.

П. 86-91 Приказа директора ФСБ от 1 июня 2005 года № 328 предусматривает горючее каждой марки должно храниться в предназначенных для него резервуарах или таре в условиях, исключающих попадание в него атмосферных осадков и пыли, хранение в резервуарах одной группы авиационного и автомобильного горючего запрещается, при хранении горючего особое внимание обращается на герметичность резервуаров и тары, на отсутствие в нем воды и механических примесей. При осмотрах резервуаров проверяются наличие и исправность уплотнительных прокладок и болтовых соединений крышек люков и горловин, состояние дыхательных механических клапанов, уровень дизельного топлива в предохранительных гидравлических клапанах. Отсутствие воды и механических примесей в нижнем слое горючего проверяется после слива по окончании отстаивания, при проверке условий хранения (на первое число каждого месяца), при снятии остатков и перед каждой перекачкой. Данные проверки заносятся в ведомости замеров и книгу замера горючего. Учет качественного состояния горючего ведется в журналах анализов,где каждый резервуар, группу резервуаров с горючим одной партии или партию горючего в таре открывается лицевой счет на одной или нескольких страницах. В журналы анализов заносятся все данные паспорта качества, выданного поставщиком, и результаты всех анализов проб, отобранных из резервуара, группы резервуаров, партии горючего в таре и наливных средств транспортирования, которыми горючее прибыло, и отгружается. Если в группе резервуаров находится горючее текущего довольствия разных партий, то в журнале анализов и паспортах качества указываются показатели, имеющие меньший запас качества из этих партий. В журналах делаются отметки об освобождении резервуаров, зачистке, перекачке горючего из одного резервуара в другой, отгрузке (выдаче) горючего.

Вышеуказанные мероприятия начальником склада ГСМ В.Г. Стародубовым не выполнялись, контроль за качеством топлива документально не отражался. Наличие приемо-раздаточных труб (трубы мерных горловин) с заваренным дном позволяло предыдущим проверкам производить недостоверные замеры. При этом начальником склада данный факт документально не отражался и командованию части не докладывался, соответственно мер к устранению указанных нарушений не принималось. Выполнение этих требований, своевременное обнаружение и устранение недостатков либо доклады об их наличии непосредственно начальником склада, привели бы к недопущению недостачи либо своевременному ее выявлению и устранению.

Таким образом, действующая система учёта материальных средств и должностных обязанностей начальника склада, определенная руководящими документами ПС ФСБ РФ, предусматривает постоянный контроль за их фактическим наличием и качеством в местах их хранения.

В соответствии с требованиями Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций, утвержденных постановлением Минтрруда РФ от 6 мая 2002 года № 33 (п. 3.1.2.4) при измерении уровня топлива или отборе пробы нефтепродукта необходимо обращать внимание на исправность люков и оборудование резервуара, а о замеченных неисправностях следовало доложить и не выполнять работу до устранения неисправностей. Поскольку имущество склада, то есть резервуары, были вверены Стародубову В.Г., как начальнику склада, им лично при производстве замеров должны были соблюдаться указанные правила, которые при этом не выполнялись, и как следствие наличие заваренных приёмо-раздаточных труб (труб мерных горловин) не выявлялось, либо выявленные скрывались.

В предыдущие ревизии проводились лишь выборочные проверки фактического наличия материальных средств, поэтому слабость контроля допускала ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей начальником склада В.Г. Стародубовым.

Хранение материальных средств на складе горючего не соответствует требованиям «Руководства по работе складов и баз горючего», утвержденного приказом начальника тыла ВС РФ - заместителя Министра обороны РФ 2003 года № 25 части 1 и 3 (наличие наземных и заглубленных резервуаров, колодцев и крышек колодцев; наличие прокладок под крышками горловин резервуаров; закрепление болтами крышек резервуаров; состояние обвалования наземных резервуаров и заземления; размещение наземных резервуаров на площадках, исправность лестниц и переходных мостиков на них, наличие отпотин; наличие актов зачистки резервуаров). Согласно требованиям «Руководства по работе складов и баз горючего» части 1 и 3 в процессе эксплуатации резервуары зачищаются с периодичностью, предусмотренной ст. 62 Инструкции об организации обеспечения качества горючего в Вооруженных Силах Российской Федерации и Правилами технической эксплуатации резервуаров и инструкциями по их ремонту. В данном случае зачистка резервуаров не производилась, т.к. акты зачистки резервуаров за 2009 год и предыдущие годы отсутствуют. Технические осмотры и испытания резервуаров не проводились.

Организация приема, хранения, выдачи материальных средств и состояние объектов службы горючего не отвечает требованиям «Руководства по работе складов и баз горючего» части 1 и 3.

Недостача образовалась в период с 1996 года по 2009 год по следующим причинам:

- учитывая столь продолжительное время служебной деятельности начальника склада Стародубова недостача могла образоваться по причине постоянного превышения выдачи топлива им лично в подразделения, стоящие на довольствии, сверх лимитов определяемых в первичных оправдательных документах (накладных на выдачу);

- формальный прием Стародубовым поступающего на склад ГСМ  горючего;

- бездокументальная выдача начальником склада горюче-смазочных материалов, которая могла производиться без оформления документов, являющихся основанием для выдачи;

- формальное ведение складского учета начальником склада ГСМ;

- несоблюдение начальником склада ГСМ контроля качества горючего и не обслуживание, нарушения норм и правил эксплуатации материальных средств склада (открытые люки резервуаров, заваренные трубы приемо-раздаточные трубы, наличие в резервуарах воды, льда, посторонних предметов и примесей, неисправность оборудования для перекачки топлива при его выдаче);

- непринятие начальником склада ГСМ мер по обеспечению сохранности вверенного ему горючего (в процессе служебной деятельности Стародубова на вверенном участке его работы ранее выявлялись факты недостач, мер по предупреждению и выявлению которых Стародубовым не принималось);

- утечка горючего по причине несвоевременного выявления и (или) сокрытия начальником склада ГСМ фактов неисправности оборудования склада.

Образования данной недостачи можно было избежать в случае ведения начальником склада  Стародубовым достоверного учета горючего (книги движения материальных средств по складу) с достоверным, отражением всех приходно-расходных операций, подтвержденных первичными оправдательными документами и постоянным контролем за качеством и наличием вверенного ему горючего склада ГСМ. Анализ документов показал, что начальником склада ГСМ Стародубовым не принимались меры к устранению недостатков в части содержания оборудования склада, а именно начальнику  не докладывалось о состоянии дел на складе ГСМ, письменные заявки о материальных и денежных средств для их устранения не подавались. В случае обнаружения недостач, несоответствующего качества горючего, неисправности оборудования склада обязанности начальника склада ГСМ Стародубова, предусмотренные Приказом директора ФСБ от 1 июня 2005 года № 328 и - Положением «О войсковом (корабельном) хозяйстве органов и войск федеральной пограничной службы РФ» предписывают ему не допускать факты недостач, а в случаях их обнаружения немедленно докладывать вышестоящему начальству (командованию) и принимать меры к устранению выявленных недостатков.

Причиной образования недостачи явилось бездействие Стародубова, выраженное в отсутствии постоянного контроля за фактическим наличием горючего на складе ГСМ, неведении контроля за качеством горючего, не проведении должным образом сверок с группой ГСМ  и невыполнение обязанности по обеспечению сохранности и своевременной проверке оборудования склада.

Аналогичные заключению экспертизы выводы о причинах недостачи изложены заключении специалиста от 14 июля 2010 года.

Эксперт ФИО15, чьи показания оглашены в порядке ч. 1 ст. 285 УПК РФ, сообщил, что бухгалтерская экспертиза проводилась методом сплошной инвентаризации первичных и отчётных документов склада и группы ГСМ, поступивших в распоряжение следствия и логической их оценкой. При этом, изученные документы и предоставленные следствием данные позволили сделать вывод, что недостача возникла в период, когда должность занимал Стародубов и вследствие его поведения в отношении вверенных материальных средств.

Аналогичные показания дал эксперт ФИО11, обративший также внимание, что Стародубов по должности обязан проверять складское оборудование и за 13 лет мог и должен был обнаружить «колбы» приёмо - раздаточных труб, перекачивая горючее и которое попросту не входило бы в резервуары, фактически остающиеся пустыми. Соответственно, поскольку этого не было, «колбы» появились в период службы в должности Стародубова и недостачи на момент принятия тем должности, на складе не было.

Согласно копии решения Борзинского гарнизонного военного суда от 22 января 2009 года со Стародубова взыскана недостача бензина А-80 в количестве 9535 кг, выявленная в ходе проверки склада горючего 19 ноября 2008 года.

При этом в решении суд указал, что такая недостача у Стародубова возникла ввиду неисполнения им должностных обязанностей.

Свидетель ФИО12 показал, что в ноябре 2008 года у Стародубова на складе была вскрыта недостача автобензина в количестве более 9 тонн.

Не соглашаясь с результатами проверки, тот потребовал повторных замеров. После повторной тщательной проверки - визуального контроля раскрытых люков резервуаров и сразу проводимых через них же замеров, подтвердивших первичные данные, Стародубов признал недостачу и с него был взыскан ущерб.

Свидетель ФИО13 показал, что участвуя в работе комиссии по установлению истинных размеров и причин недостачи горючего, исходя из объёма и качественных характеристик недостающего, а также опыта служебной деятельности, ежегодной потребности  в горюче-смазочных материалах и наличия у него специального образования, пришёл к выводу, что возникшая недостача нарастала в течение нескольких лет и длительно скрывать её в таком, как выявлено размере, невозможно.

Из показаний специалиста ФИО14, имеющего специальность инженера по химотологии топлива и углеродных материалов, оглашенных в порядке ч. 1 ст. 281 УПК РФ, видно, что согласно нормативных документов, при изменении в резервуарах типа горючего это отражается в учетных документах склада, а приёмо - раздаточные трубы используются лишь для перекачки горючего и не предназначены для его замеров, о чём обязан знать начальник склада, поскольку замеры производятся только через смотровые люки замерно- смотровых горловин. В обязанности начальника регулярный осмотр оборудования и замена уплотнительных прокладок. Манипуляции по проведению мнимых замеров через колбы приёмо -раздаточных труб, заваренных снизу и создающих имитацию полноты резервуара, позволяют скрывать недостачу, но влекут искажение внутреннего учёта.

По сообщению начальника  от 14 сентября 2009 года №, недостачей горючего на складе ГСМ, вызванной ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей начальником склада Стародубовым, существенно нарушены права и законные интересы , поскольку наступивший материальный ущерб в размере 9 868 536 рублей 47 копеек и утрата запасов ГСМ повлекли увеличение объема закупок и поставок горючего для содержания установленных запасов в  и обеспечения её боеготовности.

Таким образом, вина Стародубова в содеянном установлена и доказана, а его доводы о непричастности к возникновению и росту недостачи опровергнуты совокупностью исследованных доказательств.

Давая оценку доводам защиты о том, что Стародубов фактически не получал утраченное имущество, а лишь длительно скрывал её, в то время как непосредственным виновником ущерба может являться бывший начальник склада ФИО19, версия о причастности которого к недостаче следствием не изучалась, суд считает их не соответствующими фактическим обстоятельствам дела и отвергает, учитывая, что они опровергаются не только комплексом доказательств, но и поведением защиты, свидетельствующим, что Стародубов и его защитник, будучи процессуально самостоятельными субъектами, которым уголовно - процессуальным законом предоставлено право защищаться всеми не запрещёнными средствами и способами, в период следствия таких объяснений недостачи не приводили и на причастность к ней Маркова не указывали. Не заявлено ими ходатайств об исследовании этой версии и в судебном заседании, а также Стародубовым - на протяжении всего периода службы в должности.

Органы предварительного следствия в качестве последствий противоправных действий, помимо существенного нарушения прав и законных интересов организации, общества и государства, выраженных в причинении материального ущерба в крупном размере, увеличении объёма закупок и поставок горючего для содержания установленных запасов в , вменили Стародубову подрыв авторитета и формирование в обществе негативного мнения о сотрудниках пограничных органов и войск ФСБ.

Такую позицию следствия суд находит необоснованной, исключая из объёма обвинения указание на последствия в виде подрыва авторитета и формирования в обществе негативного мнения о сотрудниках пограничных органов и войск ФСБ, учитывая, что доказательств наступления этих последствий в деле нет и суду не представлено.

При таких фактических данных поведение Стародубова, который, при изложенных в описательной части приговора обстоятельствах, являясь должностным лицом - начальником склада горюче-смазочных материалов отделения материально-технического обеспечения  , дислоцированной в указанном населённом пункте , исполняя возложенные на него по должности административно-хозяйственные функции по обеспечению сохранности, надлежащих учёта, движения и выдачи вверенных ему материальных средств - имущества склада и горюче-смазочных материалов, в период с 11 марта 1996 по 4 сентября 2009 года, в нарушение упомянутых пунктов Приказов, Инструкций, Постановления, должностных обязанностей допустил утрату и недостачу:

керосина РТ-1 - 321 килограмм на сумму 9716 рублей 20 копеек;

бензина А-80 - 123518килограммна сумму 4137974 рублей 62 копеек;

- дизельного топлива летнего - 2070 килограмм на сумму 59836 рублей 40 копеек;

дизельного топлива арктического - 16226 килограмм на сумму 488284 рубля 75 копеек;

дизельного топлива зимнего - 177624 килограмм на сумму 5177724 рублей 50 копеек, а всего имущества на 9 868 536 рублей 47 копеек, суд расценивает как ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного и недобросовестного отношения к службе, повлекшее причинение крупного ущерба и существенное нарушение прав и законных интересов организации -  по  и  на своевременное и надлежащее использование по назначению полученных горюче-смазочных материалов, а также охраняемых законом интересов общества и государства на соблюдение установленного порядка и условий учёта, хранения, обеспечения сохранности, содержания установленного запаса и выдачи в погранвойсках ФСБ материальных средств, квалифицируя содеянное по ч. 1 ст. 293 УК РФ.

В связи с противоправными действиями  по  и  к Стародубову заявлен гражданский иск на установленную сумму недостачи 9 868 536 рублей 47 копеек.

Учитывая материальное положение Стародубова, обсудив размер иска и доказательства, на которых он основан, проверив соответствующие расчёты, суд находит иск подлежащим удовлетворению, принимая во внимание, что в соответствии с положениями. 1064 ГК РФ вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, его причинившим, и учитывая, что виновность Стародубова в наступлении для Управления крупного ущерба, равно наличие между его поведением и последствиями причинной связи бесспорно установлены совокупностью исследованных доказательств.

Не влияет на этот вывод суда и предложение защиты применить к иску последствия пропуска трёхлетнего срока исковой давности, предусмотренные как гражданско-процессуальным законодательством, так и федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».

По мнению защиты, срок исковой давности в деле следует исчислять с момента очередной проверки склада в 2006 году, вследствие формальности проведения не выявившей ущерба, но исходя из факта которой командование должно было узнать о его наступлении и принять меры ко взысканию с виновного. Такое мнение суд находит не основанным на законодательстве, учитывая, что упомянутый федеральный закон, регулирующий вопросы материальной ответственности военнослужащих, в совокупности с нормами гражданско-процессуального законодательства, устанавливающими общий порядок искового производства, предусматривает для командования обязанность предъявить исковые требования только при установлении реального ущерба и в течение трёх лет со дня его обнаружения. Как установлено судом, реальный ущерб Управлению обнаружен в октябре 2009 года. Тогда же установлен и его размер. Соответственно, право на заявление иска начальником Управления реализовано своевременно и законно посредством подачи иска в уголовном деле, которое рассмотрено по существу до истечения трёх лет со дня обнаружения ущерба.

Мнение защиты что Стародубов, как сторона в гражданско - правовом договоре о полной материальной ответственности, заключённом в 2007 году с начальником , не может нести такой в силу правил трудового законодательства и невыполнения другой стороной условий договора, суд находит надуманным и отвергает, учитывая, что вопросы материальной ответственности военнослужащих, как и прохождения службы, регулируются специальной нормой и обуславливаются фактом получения имущества и материальных средств под отчёт. При этом, вне зависимости от правомочности этого договора суд делает ссылку на него в приговоре лишь как на достоверно известное Стародубову обязательство добросовестно исполнять занимаемую должность.

Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности преступления, последнюю - выраженную в продолжительном нарушении законных интересов общества и государства, способе его совершения и крупном размере наступившего вреда.

Наряду с этим суд принимает во внимание, что Стародубов в целом удовлетворительно характеризуется по военной службе, награждён ведомственными медалью и знаком отличия, на должность начальника склада назначался без учёта наличия у него практического опыта такой работы, к уголовной ответственности привлекается впервые.

Наличие у Стародубова на иждивении малолетних детей суд признаёт смягчающим обстоятельством и учитывает при назначении наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, военный суд

приговорил:

Стародубова Владимира Геннадьевича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, на основании которой назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Меру пресечения - подписку о невыезде и надлежащем поведении - осуждённому отменить.

Гражданский иск начальника  по  и  удовлетворить.

Взыскать в пользу  по  и  со Стародубова Владимира Геннадьевича 9 868 536 (девять миллионов восемьсот шестьдесят восемь тысяч пятьсот тридцать шесть) рублей 47 копеек.

Процессуальные издержки в сумме 30 000 (тридцать тысяч) рублей, слагающиеся из расходов на оплату услуг эксперта ФИО15, взыскать с осуждённого Стародубова В.Г. в доход федерального бюджета.

Вещественные доказательства:

- книги учёта наличия и движения материальных средств группы и склада ГСМ , приходно-расходные документы , журналы регистрации проб горючего, учёта движения горючего со склада, посещаемости склада, учёта зачистки резервуаров, инструктажа по технике безопасности, перечисленные в т. 6 на листах дела 2-8, - считать возвращёнными по принадлежности в ;

Приёмо-раздаточные трубы резервуаров склада ГСМ, перечисленные в т. 3 на листах дела 97, 101-102, находящиеся на ответственном хранении в в/части 2543, передать в .

Тетрадь, представленную суду свидетелем ФИО4, - хранить при деле.

Приговор может быть обжалован в кассационном порядке Восточно-Сибирский окружной военный суд через Борзинский гарнизонный военный суд в течение десяти суток со дня провозглашения.

В случае подачи кассационной жалобы осуждённый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.

Судья Приступа Ф.Н.