Дело № 1- 1013/2016 года
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Тереньга 25 марта 2016 года
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Сизовой Г.М.,
С участием прокурора Тереньгульского района Ульяновской области Вдовина С.П., Подсудимого САМАРКИНА О.А.
Защитника в лице адвоката Шамова А.И., предъявившего удостоверение № 911 от 23.11.2008 года и одер №38 от 6.05.2015 года,
Представителя потерпевшего Б***,
При секретаре Горшковой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению:
Самаркина О.А.
<данные изъяты>, не судимого
в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.160 УК РФ
У С Т А Н О В И Л :
Самаркин О.А. органами предварительного следствия обвиняется в присвоении, т.е. хищении чужого имущества, вверенного виновному, совершенного лицом с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере при следующих обстоятельствах:
Самаркин О.А., являясь Главой муниципального образования «***» Ульяновской области, исполняющим полномочия председателя Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области на непостоянной основе, выполняющим организационно-распорядительные и административно – хозяйственные функции, уполномоченным издавать постановления и распоряжения, осуществлять общее руководство работой и уполномоченным давать указания, обязательные для исполнения работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования и другими лицами, являясь в силу занимаемой должности распорядителем бюджетных средств по расходам, предусмотренным отдельной строкой в местном бюджете муниципального образования «***» на подготовку и проведение заседаний Совета депутатов муниципального образования «***», работу аппарата и его содержание и по другим расходам, связанным с деятельностью Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области и депутатов, руководствуясь корыстной целью, используя свое служебное положение, в период с 11.10.2013 по 18.12.2014, незаконно, безвозмездно изымал и обращал в свою пользу денежные средства муниципального образования «***» Ульяновской области в крупном размере путем обеспечения незаконного начисления и последующей выплаты себе денежной компенсации, выплачиваемой депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления за период их освобождения от работы для осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления при следующих обстоятельствах.
Самаркин О.А., на основании постановления территориальной избирательной комиссии МО «***» Ульяновской области № от 09.09.2013 «об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «***» пятого созыва по *** трехмандатному избирательному округу №» был избран депутатом Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области пятого созыва по *** трехмандатному избирательному округу №. Затем решением Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области от 25.09.2013 №, Самаркин О.А. был избран главой муниципального образования «***» Ульяновской области.
На основании приказа (распоряжения) генерального директора ООО «А***» № от 17.09.2013 и на основании трудового договора № от 17.09.2013 Самаркин О.А. был назначен на должность заместителя генерального директора ООО «А***», расположенного по адресу: <адрес>, с установлением ему заработной платы в размере *** рублей. При этом, согласно п. 5 указанного трудового договора режим рабочего времени являлся нормированным и имел пятидневную рабочую неделю продолжительностью в будние дни с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут с перерывом на обед с 12 часов 00 минут, до 13 часов 00 минут, с которой он был уволен на основании приказа (распоряжения) № генерального директора ООО «А***» от 02.07.2014.
В период работы в ООО «А***» с 17.09.2013 по 02.07.2014 в вышеуказанной должности Самаркин О.А. получал заработную плату за полный восьмичасовой рабочий день в размере *** рублей ежемесячно из средств ООО «А***».
Далее, Самаркин О.А. на основании постановления №-п Главы Администрации муниципального образования «***» Ульяновской области от 07.07.2014, был назначен на должность руководителя (директора) бюджетного учреждения «Управление архитектуры, строительства и дорожного хозяйства» муниципального образования «***», расположенного по адресу: <адрес> и ему был установлен ненормированный рабочий день с нормальной продолжительностью рабочего времени 40 часов в неделю.
При этом Самаркину О.А. был установлен должностной оклад в размере *** рублей, повышающий коэффициент 0,4, ежемесячная надбавка за выслугу лет 30 %, надбавка за интенсивность в размере 140%, надбавка за качественные показатели в размере 160%.
В период работы в бюджетном учреждении «Управления архитектуры, строительства и дорожного хозяйства» муниципального образования «***» Ульяновской области в вышеуказанной должности Самаркин О.А с 07.07.2014 по 18.12.2014 получал установленную, фиксированную заработную плату ежемесячно.
В соответствии с положениями ст. 37 Устава муниципального образования «***» Ульяновской области (в редакции решения Совета депутатов МО «***» от 30.10.2006 года №) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования «***», наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
В соответствии с п. 2,3 ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 32 Устава муниципального образования «***» Ульяновской области глава муниципального образования «***» исполняет полномочия председателя Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области.
В соответствии со ст. 40 Устава муниципального образования «***» Ульяновской области Главе муниципального образования «***», осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе обеспечиваются условия для беспрепятственного их осуществления, в том числе в виде выплаты денежной компенсации за счет средств бюджета муниципального образования «***» за весь период его освобождения от работы для осуществления полномочий главы муниципального образования «***», размер и порядок выплаты которой, устанавливается решением Совета депутатов муниципального образования «***».
В соответствии с решением Совета депутатов муниципального образования «*** Ульяновской области от 31.03.2010 № «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области установлена ежемесячная денежная компенсация председателю Совета депутатов муниципального образования «***», осуществляющему полномочия на непостоянной основе, за весь период освобождения его от работы при осуществлении им полномочий депутата в размере *** рублей за один час участия в работе Совета депутатов муниципального образования «***», но не более *** рублей в месяц, а также утвержден порядок ее выплаты, согласно которому, она выплачивается при предоставлении депутатом, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, заверенной работодателем копии трудовой книжки с указанием последнего места работы, исходя из времени фактического участия председателя Совета депутатов в работе Совета депутатов муниципального образования «***» на основании протоколов заседаний и часов приема избирателей в округах из средств, предусмотренных на содержание Совета депутатов муниципального образования «***».
В период с 17.09.2013 по 02.07.2014 Самаркин О.А., ежемесячно получая заработную плату по месту своей основной работы в ООО «А***» за полный восьмичасовой рабочий день, а затем в период с 07.07.2014 по 18.12.2014 ежемесячно получая заработную плату по месту своей основной работы в бюджетном учреждении «Управление архитектуры, строительства и дорожного хозяйства» муниципального образования «***» Ульяновской области за ненормированный рабочий день с номинальной продолжительностью рабочего времени 40 часов в неделю, осознавая, что в силу данного обстоятельства не может быть получателем денежной компенсации за весь период освобождения его от работы при осуществлении им полномочий председателя Совета депутатов муниципального образования «***», являясь распорядителем бюджетных средств по расходам, предусмотренным отдельной строкой в местном бюджете муниципального образования «***» на подготовку и проведение заседаний Совета депутатов муниципального образования «***», работу аппарата и его содержание и по другим расходам, связанным с деятельностью Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области и депутатов, умышленно, незаконно, с корыстной целью выплачивал себе указанную компенсацию при следующих обстоятельствах.
В период с 25 по 30 сентября 2013 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за период с 25.09.2013 по 30.09.2013.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 01.10.2013 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за сентябрь 2013 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 11.10.2013 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 30 октября 2013 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за октябрь 2013 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 01.11.2013 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за октябрь 2013 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 20.11.2013 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 30 ноября 2013 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за ноябрь 2013 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 02.12.2013 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за ноябрь 2013 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 06.12.2013 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 30 декабря 2013 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за декабрь 2013 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 13.01.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за декабрь 2013 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 17.01.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 30 января 2014 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «*** в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за январь 2014 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 03.02.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за январь 2014 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 20.02.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 28 февраля 2014 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за февраль 2014 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 03.03.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за февраль 2014 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 14.03.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 30 марта 2014 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за март 2014 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 01.04.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за март 2014 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 15.04.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 29 апреля 2014 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за апрель 2014 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 29.04.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за апрель 2014 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 29.04.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 30 мая 2014 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за май 2014 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 30.05.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «<адрес>» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за май 2014 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 30.05.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 30 июня 2014 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за июнь 2014 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 01.07.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за июнь 2014 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 03.07.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 29 июля 2014 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за июль 2014 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 29.07.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за июль 2014 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 29.07.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 30 августа 2014 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за август 2014 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 01.09.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за август 2014 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 10.09.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 30 сентября 2014 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за сентябрь 2014 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 01.10.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за сентябрь 2014 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 15.10.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 30 октября 2014 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за октябрь 2014 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 03.11.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за октябрь 2014 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 21.11.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
В период с 25 по 30 ноября 2014 года, в промежуток времени с 08 до 17 часов, более точные дата и время в ходе следствия не установлены, Самаркин О.А., находясь на своем рабочем месте в помещении администрации МО «***» Ульяновской области, расположенном по адресу: <адрес>, имея умысел на присвоение вверенных ему денежных средств, действуя из корыстных побуждений, движимый стремлением получить незаконную денежную компенсацию, используя свое служебное положение в части занимаемой им выборной должности и дачи указаний, обязательных для исполнения всеми работниками аппарата Совета депутатов муниципального образования «***», утвердил заполненный по его устному указанию находящимся в его подчинении начальником организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» в отношении себя табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы за ноябрь 2014 года.
Далее, по устному указанию Самаркина О.А., начальник организационно-методического отдела Совета депутатов МО «***» 01.12.2014 передала составленный и подписанный Самаркиным О.А. табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы в бухгалтерский отдел Совета депутатов МО «***» Ульяновской области.
Бухгалтер, не осведомленная о преступных намерениях Самаркина О.А., во исполнение решения от 21.03.2010 № Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» на основании предоставленного ей табеля учета использования рабочего времени и расчета заработной платы Самаркину О.А. за ноябрь 2014 года, перечислила последнему денежную компенсацию за отчетный месяц в размере *** рублей на его лицевой счет №, откуда 18.12.2014 на основании платежного поручения № данные денежные средства были зачислены посредством перевода на банковскую карту Самаркина О.А. №, которыми он распорядился по собственному усмотрению.
Преступными действиями Самаркина О.А. бюджету Совета депутатов МО «***» Ульяновской области был причинен ущерб в общей сумме *** рублей то есть в крупном размере.
Самаркин О.А. вину в предъявленном обвинении в судебном заседании не признал и суду показал, что он с сентября 2013 года занимал должность председателя Совета депутатов МО «***», при этом замещая вышеуказанную должность, он одновременно работал, изначально в ООО «А***», а затем в БУ «Управление архитектуры, строительства и дорожного хозяйства» МО «***» (далее БУ). Осуществляя свою трудовую деятельность в указанном обществе и бюджетном учреждении, он получал заработную плату при этом, не смотря на то, что покидал основное место работы для осуществления деятельности в Совете депутатов в качестве председателя, он получал ее в полном объеме. В это же время за осуществление деятельности в Совете депутатов МО «***» в вышеуказанном статусе, он получал компенсацию в размере *** рублей за один час работы в Совете депутатов. При этом считает, что эти выплаты были совершенно обоснованны. В соответствии с пунктом 5 статья 40 закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования. Трудовое законодательство не содержит терминов, применяемых в законе № 131- ФЗ таких как: «работа на постоянной основе» или «исполнение полномочий на непостоянной основе». Таким образом, перевод указанных терминов в плоскость трудового законодательства позволяет сделать вывод о том, что ограниченное законом число депутатов - может работать по срочному трудовому договору с соблюдением, установленных законом: продолжительности рабочей недели, рабочего дня, перерывов, представлением отпусков, и т.д. а остальные депутаты обязаны исполнять свои полномочия, т.е. выполнять работу по подготовке, рассмотрению, принятию нормативных правовых актов, осуществлению контрольных и иных функций без оформлении трудовых отношений. Из чего следует, что депутаты, не состоящие в трудовых отношениях с представительным органом местного самоуправления, являются лицами, выполняющими общественные обязанности. Соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей. В соответствие со 165 статьей ТК РФ работник освобождается от основной работы для исполнения им государственных или общественных обязанностей и ему производятся соответствующие выплаты, а не отправляется в отпуск без сохранения заработной платы и ему компенсируется потерянный заработок. Тот факт, что работник освобождается от основной работы, а не оформляет отпуск без сохранения заработной платы, подтверждается пунктом 1 статьи 2 закона Ульяновской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления», так как им установлено следующее: «Освобождение депутата, члена выборного органа местного самоуправления. Выборного должностного лица местного самоуправления от работы при осуществлении им полномочий депутата члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на непостоянной основе производится по инициативе указанных лиц на основании их уведомления. Требование каких-либо иных документов не допускается.». На основании пункта 2 статьи 2 закона Ульяновской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления» депутатам, членам выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицам местного самоуправления за счет средств местного бюджета может выплачиваться денежная компенсация за весь период их освобождения от работы для осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления. выборного должностного лица местного самоуправления. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливается нормативно правовым актом представительного органа соответствующего муниципального образования. В тексте закона нет указания на то, что денежная компенсации является компенсацией упущенного заработка. Названная выше норма закона Ульяновской области корреспондируется с требованиями ст. 165 ТК РФ, которая устанавливает не только обязанность, работодателя произвести соответствующие выплаты при освобождении работника от работы для исполнения государственных или общественных обязанностей, но и обязывает органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности, также производить соответствующие выплаты. Выше названным законом Ульяновской области полномочия по установлению размера и порядка шести видов выплат депутатам ОМС и выборным должностным лицам делегированы представительным органам муниципальных образований. Решением Совета депутатов МО «***» от 31 марта 2010 г. № 75 "О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» были установлены размер и порядок выплаты только по одному из предусмотренных областным законом основанию и только в отношении выборного должностного лица. Названный нормативный правовой акт, так же как и закон области не содержит указаний на то, что выплата является компенсацией упущенного заработка. Порядок, предусмотренный действующим НПА не содержит требование: предоставить документ об упущенном заработке или табель учета рабочего времени и не связывает установленную оплату в размере *** рублей в час с часовой оплатой по месту основной работы. Вышеуказанным решением установлено, что «ежемесячная денежная компенсация выплачивается при предоставлении депутатом, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, заверенной работодателем копии трудовой книжки с указанием последнего места работы». Указывает на то, что он не похищал денежные средства бюджета МО «***». Так как они не находились в его пользовании и распоряжении и ему не вверялись. В его действиях не было никакого корыстного, тем более противоправного умысла, так как совершались ровно те же действия, что и его предшественниками, а именно: он принес копию трудовой книжки (единственное требование, предусмотренное Решением Совета депутатов МО "***» от 31 марта 2010 года № «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***») и утверждал табель учета рабочего времени, так как являлся одновременно не только Главой муниципального образования МО «***», но и руководителем юридического лица «Совет депутатов МО «***». Учет времени исполнения полномочий и начисление соответствующих выплат осуществляли работники Совета депутатов МО «***» и Администрации МО "*** без каких- либо дополнительных его указаний, работники Совета депутатов МО «***» и Администрации МО «***» действовали открыто и добросовестно, выполняя положения Решения Совета депутатов МО «***» от 31 марта 2010 года № «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» ровно так, как они изложены в тексте муниципального правового акта. Руководствуясь вышеизложенным, а именно, тем, что выплаты, предусмотренные законом Ульяновской области «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления и нормативным правовым актом Совета депутатов МО «***» от 31.03.2010 года № « О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» не связаны с предоставлением отпуска без сохранения заработной платы и упущенным заработком, а по совокупности применения всех перечисленных выше нормативных правовых актов являются дополнительной компенсацией выплачиваемой лицам, привлекаемых к исполнению общественных обязанностей, считаю, что я не совершал незаконных действий, которые можно квалифицировать как «хищение вверенного имущества». Бюджетные средства были потрачены на оплату труда выборного должностного лица за период непосредственного исполнения полномочий (общественных обязанностей), в то время как бесплатные общественно полезные работы назначаются только судьей и только в качестве наказания лицам, совершившим правонарушения. Просит суд его оправдать, так как в его действиях не было ничего виновного и общественно опасного.
В судебном заседании стороной обвинения в качестве доказательств вины подсудимого в инкриминируемом ему преступлении были представлены показания представителя потерпевшего и свидетелей.
Так, представитель потерпевшего Б*** суду показал, что в отношении председателя Совета депутатов МО «***» Самаркина О.А. производилось предварительное следствие по ч. 3 ст. 160 УК РФ, поскольку он, работая на постоянной основе в ООО «А***», а затем в БУ «Управление архитектуры, строительства и дорожного хозяйства» получал компенсацию за принятие участия в работе Совета депутатов МО «***» в качестве председателя. Давать какую либо оценку действиям Самаркина он не может, поскольку полагает, что такую оценку правомочен дать только суд. Однако, свидетель подчеркнул, что указанную компенсацию Самаркин получал на основе не отмененного нормативного акта- решения Совета депутатов, которое до настоящего времени никем не отменено. Такую же компенсацию получали и предшественники Самаркина - Л*** и М***. Самаркин никак не укрывал факт получения этой компенсации, поскольку полагал, что имел на нее законное право. Полагает, что в результате действий Самаркина бюджету муниципального образования ущерб не причинен, поскольку эти денежные средства были заложены в бюджет муниципального образования и входили в смету расходов Совета депутатов. Также указывает, что Самаркин не был распорядителем бюджетных средств и они ему не вверялись.
Свидетель В*** суду показала, что в период времени с сентября 2013 года по июль 2014 года в ООО «А*** в должности заместителя генерального директора по трудовому договору был трудоустроен Самаркин О.А.. Согласно табелям учета рабочего времени за период работы Самаркина О.А. в указанной должности, который вела непосредственно она, Самаркин О.А. работал ежедневно, с 08 часов утра до 17 часов вечера, с 12 часов до 13 часов был обеденный перерыв, выходные дни суббота и воскресение, неделя была 40-ка часовая. Все именно так, как предусмотрено трудовым договором. Ей было известно, что Самаркин О.А. в тот период, когда он был трудоустроен в их организации являлся Председателем Совета депутатов МО «***» Ульяновской области. Отмечает, что Самаркин О.А. ее непосредственным руководителем не был. В табеле учета рабочего времени она ему ежедневно в рабочие дни ставила 8 часов, поскольку у него был ненормированный рабочий день, он мог выйти по мере надобности на работу и раньше рабочего времени и в выходные дни и после рабочего времени. Самаркин не разу не давал ей указаний сколько часов ей ставить в табель, да он и не имел права это делать, для нее обязательны лишь указания руководителя их общества.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен руководитель ООО «А***» Г***, который суду показал, что за период работы в их обществе Самаркина О.А. ему действительно в табеле учета рабочего времени выставлялось 8 часов ежедневно в рабочие дни. Делалось это по его (свидетеля) указанию, поскольку только он как руководитель общества правомочен был давать указание бухгалтеру, ведущему табель учета рабочего времени. Ему как руководителю общества было известно от Самаркина О.А., что он избран Председателем Совета депутатов МО «***» Ульяновской области. Самаркин действительно уходил для исполнения этих обязанностей с работы с его ведома. Однако, в табеле учета рабочего времени ему ежедневно в рабочие дни выставлялось 8 часов, поскольку у него был ненормированный рабочий день, он мог выйти по мере надобности на работу и раньше рабочего времени и в выходные дни и после рабочего времени. Его устраивала такая работа Самаркина., поскольку он добросовестно выполнял свои обязанности, несмотря на занятость в Совете депутатов. Поскольку форма собственности в их обществе частная, он как руководитель общества имел право сам определять кому и сколько проставлять занятость рабочего времени в табеле учета рабочего времени.
Аналогичные показания в судебном заседании дал свидетель Д***
Свидетель Е*** суду показала, что она работает в Совете депутатов МО «***» в качестве начальника организационно методического отдела Совета депутатов МО «***». Советом депутатов МО «***» принято решение от 31.03.2010 № «О ежемесячной компенсации председателю Совета депутатов МО «***». Согласно данному решению председателю Совета депутатов МО «***» осуществляющему полномочия на непостоянной основе, за весь период освобождения его от работы при осуществлении им полномочий депутата выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере *** рублей за один час участия в работе Совета депутатов МО «***», но не более *** рублей в месяц Указанная сумма, была установлена еще в 2010 году. Председателем Совета депутатов МО «***» с 25.09.2013 являлся Самаркин О.А. по результатам голосования депутатов. Все отработанное Самаркиным время ей учитывалось и отслеживалось. Она составляла табель, подписывала его и передавала Самаркину О.А., а потом уже подписанный в том числе самим Самаркиным табель она передавала в бухгалтерию и уже деньги перечислялись на счет Самаркина О.А. Сведения о затраченном времени при работе в Совете депутатов ей выставлялись в соответствии с проведением заседания Совета депутатов, при приеме граждан, как в администрации, так и на территории района, проведение круглых столов, обучение депутатов, собрание представительных органов. Указанные мероприятия проводятся зачастую в ее присутствии. Кроме того, Самаркин О.А. участвует в совещаниях районного и областного уровня. Сведения о затраченном времени в указанных мероприятиях выставляются на основании приглашений, в которых указано время и место проведения, а также сведения предоставленные Самаркиным О.А. самостоятельно. Ей ежемесячно велся табель учета рабочего времени затраченного Самаркиным О.А. при осуществлении полномочий председателя Совета депутатов. Каждый месяц согласно отработанному времени Самаркину О.А. начислялась компенсация в размере *** рублей, при этом Самаркин О.А. зачастую тратил значительно больше времени, однако больше *** рублей выплачивать запрещено. Самаркин О.А. в настоящее время работает директором БУ «Управление архитектуры, строительства и дорожного хозяйства», ранее он замещал должность заместителя генерального директора ООО «А***». Какая у него была заработная плата, и на каких условиях он работал ей не известно.
Свидетель Ж*** в суде показала, что она работала главным бухгалтером централизованной бухгалтерии администрации МО «***». Сотрудник Совета депутатов МО «***Е*** вела учет рабочего времени Самаркина О.А., то есть фактически считала часы, которые Самаркин О.А. отрабатывал при осуществлении деятельности в качестве председателя Совета депутатов МО «***». Затем указанный табель подписывала Е***, подтверждая тем самым факт отработанного времени Самаркиным, после этого Е*** относила заполненный и утвержденный ей табель учета рабочего времени Самаркину О.А., он его проверял, подтверждал факт отработанного времени, после чего подписывал его. Обычно это происходило в конце месяца. Практически всегда в табелях указывалось, что Самаркин О.А. отрабатывал 80 часов, фактически он отрабатывал всегда больше времени, но по решению совета депутатов № ему могли компенсировать не более *** рублей в месяц, то есть фактически он отрабатывал больше, но платили ему максимально фиксированную сумму. Далее табель учета рабочего времени сдавался в бухгалтерию администрации МО «***», где производилось начисление по табелю денежных средств. Потом оформлялась заявка на выделение указанной суммы из средств бюджета, которая направлялась в контролирующий бюджет финансовый орган. Там проверялась обоснованность выделения указанной суммы из бюджета, наличие денежных средств на данные расходы и одобрялась указанная заявка. После чего оформлялось платежное поручение на перечисление указанной суммы на счет Самаркина. Компенсация, которую Самаркин получал из Совета депутатов, заложена отдельной строкой в бюджете Совета депутатов МО «***». Полагает, что поскольку решением Совета депутатов предусмотрена такая компенсация председателю Совета депутатов, то Самаркин имел право на ее получение.
Кроме показаний приведенных свидетелей стороной обвинения в качестве доказательств вины Самаркина О.А. в совершении преступления представлены :
Протокол обыска от 17.06.2015, в ходе которого из помещения БУ «Управления архитектуры Строительства и дорожного хозяйства МО «***» по адресу: <адрес>, была изъята бухгалтерская и иная документация, касающаяся выплат заработной платы Самаркину О.А. /том № 2, л.д. 204-208/
- Протокол обыска от 17.06.2015, в ходе которого из помещения ООО «А***» по адресу: <адрес>, была изъята бухгалтерская и иная документация, касающаяся выплат заработной платы Самаркину О.А.. /том № 2, л.д. 210-214/
- Заключение эксперта № Э2/3425 от 16.09.2015 из которого следует, что сумма денежной компенсации председателю Совета депутатов МО «***» Самаркину О.А. за период с сентября 2013 по декабрь 2014 года составила *** рублей. /том № 3, л.д. 50-58/
- Протокол осмотра предметов (документов) от 14.08.2015, в ходе которого была осмотрена бухгалтерская и иная документация, касающаяся деятельности ООО «А***», БУ «Управление архитектуры, строительства и дорожного хозяйства» МО «***» с документов, были сняты копии, которые приобщены к материалам уголовного дела, а именно: расчетные листы БУ «Управления архитектуры, строительства и дорожного хозяйства» о выплате заработной платы на имя Самаркина О.А. за период с июля 2014 по декабрь 2014 года, реестры денежных средств с результатами зачислений № от 15.08.2014 № от 18.09.2014, № от 17.10.2014, № от 16.12.2014, № от 26.12.2014, с указанием зачислений денежных средств на расчетный счет Самаркина О.А., копия штатного расписания от 01.08.2014, платежные поручения № от 20.11.2013, № от 06.12.2013, № от 11.10.2013, № от 18.12.2014, № от 21.11.2014, № от 15.10.2014, № от 10.09.2014, № от 29.07.2014, № от 03.07.2014, № от 30.05.2014, № от 29.04.2014, № от 15.04.2014, № от 14.03.2014, № от 20.02.2014, № от 17.01.2014; расчетные листы о выплате денежных вознаграждений Самаркину О.А. от МУ Совет депутатов МО «***» с сентября 2013 года по ноябрь 2014 года, заявление на оплату №, № на 15 листах и штатное расписание на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 на 1 листе, штатное расписание на имя Самаркина О.А. за период времени с октября 2013 года по июль 2014 года на 6 листах, расходные кассовые ордера: №, №, на 11 листах, реестр денежных средств от 15.08.2014 на 1 листе.
/том № 2, л.д. 215-284/
- п. «е» ч. 4 ст. 6 Регламента муниципального учреждения Совета депутатов муниципального образования «***» <адрес> утвержденный от 18.11.2009 №, согласно которого председатель Совета депутатов является распорядителем бюджетных средств по расходам, предусмотренным отдельной строкой в местном бюджете муниципального образования «***» на подготовку и проведение заседаний Совета депутатов муниципального образования «***», работу аппарата и его содержание и по другим расходам, связанным с деятельностью Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области и депутатов. /том № 3, л.д. 75-99/
- Решение Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области от 25.09.2013 №, согласно которому Самаркин О.А. избран главой муниципального образования «***». /том № 1, л.д. 59/
- Ст. 37 Устава муниципального образования «***» Ульяновской области (в редакции решения Совета депутатов МО «***» от 27.06.2012 года №) глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования «***», наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
- Ст. 40 Устава муниципального образования «***» Ульяновской области, что Главе муниципального образования «***», осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе обеспечиваются условия для беспрепятственного их осуществления, в том числе в виде выплаты денежной компенсации за счет средств бюджета муниципального образования «***» за весь период его освобождения от работы для осуществления полномочий главы муниципального образования «***», размер и порядок выплаты, которой устанавливается решением Совета депутатов муниципального образования «***». /том №1, л.д. 11-42/
- Решение Совета депутатов МО «***» Ульяновской области от 31.03.2010 № «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***», которым установлена ежемесячная денежная компенсация председателю Совета депутатов муниципального образования «***», осуществляющему полномочия на непостоянной основе, за весь период освобождения его от работы при осуществлении им полномочий депутата в размере *** рублей за один час участия в работе Совета депутатов муниципального образования «***», но не более *** рублей в месяц, а также утвержден порядок ее выплаты, согласно которому она выплачивается при предоставлении депутатом, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, заверенной работодателем копии трудовой книжки с указанием последнего места работы, исходя из времени фактического участия председателя Совета депутатов в работе Совета депутатов муниципального образования «***» на основании протоколов заседаний и часов приема избирателей в округах из средств, предусмотренных на содержание Совета депутатов муниципального образования «***». /том № 1, л.д. 58/
- Приказ от 17.09.2013, согласно которого Самаркин О.А., принимался в ООО «А***» по профессии заместитель генерального директора, с установлением ему заработной платы в размере *** рублей. /том № 1, л.д. 81/
- Приказ (распоряжение) генерального директора ООО «А***», от 02 июля 2014 года, согласно которому Самаркин О.А. был уволен с должности заместителя генерального директора ООО «А*** /том № 1, л.д. 101/
- Постановление №-п от 07.07.2014 и трудовой договор от 07.07.2014 года, согласно которому Самаркин О.А., назначен на должность руководителя БУ «Управления архитектуры, строительства и дорожного хозяйства МО «***». /том. №, л.д. 102, 103-107/
Оценивая представленные стороной обвинения доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что все они действительно подтверждают факт начисления, сумму и факт получения Самаркиным О.А. денежной компенсации из бюджета муниципального образования за период исполнения им обязанностей председателя Совета депутатов муниципального образования «***».
Решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 11 февраля 2015 года вступившим в законную силу, апелляционным определением Ульяновского областного суда от 21 апреля 2015 года было установлено, что Самаркин О.А. не имел права на получение указанной компенсации.
Решение вступило в законную силу и Самаркин на основании исполнительного листа по судебному решению и определению Сенгилеевского районного суда, рассрочившему ему взысканную сумму, в течение пяти месяцев на день вынесения приговора выплачивает указанную сумму в бюджет муниципального образования «***», т.е. надлежаще исполняет решение суда.
Вместе с тем, согласно ст. 8 УК РФ основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ.
Согласно ст.14 УК РФ следует, что преступлением признается виновное совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным Кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.
Субъективная сторона ч. 3 ст. 160 УК РФ характеризуется умышленной формой вины. С субъективной точки зрения присвоение или растрата совершаются с прямым умыслом и корыстной целью. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействий), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Осознание уголовной противоправности означает, что лицо знало об уголовной ответственности за деяние, которое оно совершало и о том, что они запрещены уголовным законом под страхом наказания.
Однако, по мнению суда, стороной обвинения не был доказан умысел Самаркина на хищение бюджетных средств путем присвоения.
Делая такой вывод, суд исходит из следующего.
Самаркин О.А., на основании постановления территориальной избирательной комиссии МО «***» Ульяновской области № от 09.09.2013 «Об определении результатов выборов депутатов Совета депутатов муниципального образования «***» пятого созыва по Сенгилеевскому трехмандатному избирательному округу №» был избран депутатом Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области пятого созыва по *** трехмандатному избирательному округу №. Затем решением Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области от 25.09.2013 №, Самаркин О.А. был избран главой муниципального образования «***» Ульяновской области, исполняющим обязанности председателя Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области на непостоянной основе.
В соответствии со ст. 40 Устава муниципального образования «***» Ульяновской области Главе муниципального образования «***», осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе обеспечиваются условия для беспрепятственного их осуществления, в том числе в виде выплаты денежной компенсации за счет средств бюджета муниципального образования «***» за весь период его освобождения от работы для осуществления полномочий главы муниципального образования «***», размер и порядок выплаты которой, устанавливается решением Совета депутатов муниципального образования «***».
Решением Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области от 31.03.2010 № «О ежемесячной денежной компенсации председателю Совета депутатов муниципального образования «***» Ульяновской области установлена ежемесячная денежная компенсация председателю Совета депутатов муниципального образования «***», осуществляющему полномочия на непостоянной основе, за весь период освобождения его от работы при осуществлении им полномочий депутата в размере *** рублей за один час участия в работе Совета депутатов муниципального образования «***», но не более *** рублей в месяц, а также утвержден порядок ее выплаты, согласно которому, она выплачивается при предоставлении депутатом, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, заверенной работодателем копии трудовой книжки с указанием последнего места работы, исходя из времени фактического участия председателя Совета депутатов в работе Совета депутатов муниципального образования «***» на основании протоколов заседаний и часов приема избирателей в округах из средств, предусмотренных на содержание Совета депутатов муниципального образования «***». Кроме того, учету подлежало время на изучение документов перед каждым заседанием Совета депутатов, собрания представительных органов муниципального образования *** и Ульяновской области, комиссий, рабочих групп, приемов избирателей в округах, участие в районных и поселенческих мероприятиях; нахождения в пути в дни заседаний, дни приема избирателей.
Таким образом, приведенная выше редакция ст.40 Устава муниципального образования «***» и приведенное выше решение принято Советом депутатов более чем за три года до избрания Самаркина на указанную выше должность.
В судебном заседании установлено, что двое предшественников Самаркина, будучи избранными в качестве председателей Совета депутатов, также на непостоянной основе также получали установленную компенсацию и ни у кого, в том числе и у правоохранительных органов, контролирующих исполнение бюджета финансовых органов не возникало сомнений в обоснованности ее выплаты на тот период времени, хотя сотрудники прокуратуры постоянно осуществляли контроль за законностью принятых решений органа местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании, Самаркин действительно подписывал табель учета его времени при работе в качестве председателя Совета депутатов. Однако, сам учет и заполняла табель работник Совета депутатов, работающая на постоянной основе - начальник организационно методического отдела Совета депутатов МО «***» Е***, которая вела реальный учет его времени в Совете депутатов на основании указанных нормативных документов и стороной обвинения суду не представлено доказательств необоснованного учета указанного времени, приписок его и т.д.
Самаркин, лишь фиксировал своей подписью данные этого учета. Суду не представлено доказательств того, что Самаркин хотя бы один раз давал Е*** какие-либо незаконные распоряжения по осуществлению приписок учета его работы в Совете депутатов.
Как показала в судебном заседании свидетель Е***, она первый раз понесла Самаркину на подпись табель учета его работы в Совете депутатов, она сама сказала ему, что так положено и такой учет является обязательным. Свидетель в судебном заседании показала, что считает, что начисление такой компенсации предусмотрено действующим на тот период времени решением Совета депутатов.
Кроме того, в суде установлено, что в бюджете Совета депутатов, в том числе и на 2013 год, который утверждался еще в 2012 году, т.е. до прихода Самаркина на указанную должность, уже были заложены денежные средств в строке расходы на Совет депутатов (иные расходы), т.е. Самаркин никак не мог повлиять на формирование бюджета, а также на то, что в бюджете должны быть заложены денежные средства на такую компенсацию.
Судом также установлено, что после направления табеля учета времени Самаркина как председателя Совета депутатов, сотрудниками бухгалтерии муниципального образовании, куда направлялся указанный табель, в контролирующий расходы бюджета, финансовый орган, направлялась заявка о выделении денежных средств на эти цели. Согласно ст.43 Устава муниципального образования «***» следует, что именно администрация района исполняет бюджет в соответствии с бюджетным законодательством РФ. В соответствии со ст. 52 того же устава следует, что Финансовый орган ведет реестр и контроль расходных обязательств района. Именно финансовый отдел администрации МО «***» проверял законность и обоснованность такой компенсации, подтверждал заявку, и лишь после этого производилось перечисление денежных средств на эти цели из бюджета муниципального образования. При этом суду также не представлено доказательств, что при прохождении процедуры согласования выплаты Самаркину компенсации в указанных органах он каким-либо образом пытался на это повлиять. Таким образом, суд считает установленным, что бюджетные денежные средства на компенсацию Самаркину выделялись с согласия собственника- администрации муниципального образования «***» и с ведома и одобрения контролирующего бюджет финансового органа. При этом из уголовного дела усматривается, что бюджетные денежные средства, в том смысле, который придаётся cт.160 УК РФ, Самаркину О.А., как руководителю муниципального учреждения, не вверялись. Данный факт в судебном заседании подтвердили допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей защиты З*** –руководитель финансового управления администрации МО «***» и К***- заместитель главы администрации «***» по экономическим и правовым вопросам.
В судебном заседании также установлено, что Самаркин, не оспаривая факты получения денежной компенсации из бюджета муниципального образования, добросовестно полагал, что вправе был получать эту оплату за счёт средств местного бюджета, открыто отражая размеры этой компенсации в ежегодных декларациях и справках о полученных им доходах за 2013-2014 годы.
Указанные действия Самаркина свидетельствуют об отсутствии и его действиях корыстного мотива, поскольку он считал, что за выполнение им полномочий Главы представительного органа муниципального образования, был вправе получать за это денежное вознаграждение.
Кроме этого, на добросовестность в действиях Самаркина, и отсутствие в его действиях признаков какого - либо преступления при получении денежной компенсации, также указывает факт удержания за весь период их выплаты подоходного налога в федеральный бюджет.
Таким образом, якобы, незаконным путем и с корыстной целью присвоенные Самаркиным денежные компенсации, последний не только открыто отражал в ежегодных декларациях и справках о доходах, но уплачивал с них законно установленные налоги и сборы, хотя бы мог в силу своих полномочий (если бы преследовал цель хищения и корыстный мотив) дать распоряжение - не производить таких удержаний.
Таким образом, суд с учетом отсутствия у Самаркина юридического образования, сложившейся до него практики получения такой компенсации его предшественниками по Совету депутатов также работающих на непостоянной основе, а также того обстоятельства, что председателю Совета депутатов для получения компенсации (согласно приведенного выше решения) требуется представление всего 1 документа- копии трудовой книжки, а не сведений об учете его рабочего времени по основному месту работы и размере его заработной платы с учетом неполного рабочего дня в связи с занятостью в Совете депутатов, приходит к выводу не только об отсутствии в его действиях умысла на совершение хищения денежных средств, но и сомнений в правильности и обоснованности получения им такой компенсации.
Когда же у Самаркина в декабре 2014 года, возникли сомнения в этом, то он направляет запрос в органы прокуратуры об обоснованности получении им такой компенсации. Не получив ответ, и тем самым уже сомневаясь в обоснованности ее получения, он отказывается от ее получения и не получает компенсацию в период с декабря 2014 по май 2015 года, оставаясь председателем Совета депутатов. Данный факт, по мнению суда, также свидетельствует об отсутствии умысла на хищение.
Действие указанного решения Совета депутатов приостановлено лишь по решению Совета депутатов в мае 2014 года, до настоящего времени, несмотря на требование прокуратуры района, не отменено.
Суд при принятии решения учитывает также то обстоятельство, что прокурор *** сначала обратился в суд с иском о взыскании с Самаркина необоснованно полученной суммы лишь в январе 2015 года, т.е. до возбуждения уголовного дела, и лишь в порядке гражданского судопроизводства. Таким образом, прокуратура ***, выступившая с иском в интересах муниципального образования, расценила сложившиеся правоотношения между ответчиком Самаркиным О.А. и бюджетом МО «***», как гражданско-правовые, не усмотрев в действиях Самаркина О.А. признаков какого-либо административного правонарушения, а тем более уголовного деяния.
Только после вступления решения суда в законную силу, который подтвердил факт наличия гражданско-правовых отношений в части необоснованного получения компенсации Самаркиным, возбуждается уголовное дело.
Таким образом, суд, исследовав все представленные сторонами доказательства в совокупности, приходит к выводу о том, что суду не представлено бесспорных доказательств того, что подсудимый, действуя с прямым умыслом и корыстной целью, совершал хищения бюджетных средств муниципального образования «***» путем присвоения.
Доводы стороны обвинения о том, что Самаркин должен был догадаться о противоправности получения им компенсации, должен был проанализировать принятое за три года до него решение Совета депутатов о выплате такой компенсации, у суда вызывают сомнения в их достоверности и не опровергают позицию стороны защиты о том, что у Самаркина не было умысла на совершение хищения денежных средств бюджета Совета депутатов района. Указанные доводы опровергаются анализом действий всех сотрудников Совета депутатов, бухгалтерии и финансового органа администрации МО «***», которые знали и принимали участие в учете рабочего времени, начислении и проверке обоснованности компенсации, выплате ее Самаркину, которые суду подтвердили, что не сомневались в обоснованности получении Самаркиным такой компенсации. Указанные лица также суду подтвердили, что не требовали от Самаркина представления с места работы каких-либо дополнительных документов, подтверждающих факт отсутствия оплаты на период его занятости в Совете депутатов, поскольку считали, что компенсация является оплатой именно за период осуществления Самаркиным полномочий в качестве председателя Совета депутатов и никак не связана с оплатой по основному его месту работы. Указанные свидетели связывали свою позицию с буквальным толкованием решения Совета депутатов № приведенным выше, согласно которого следует, что депутат, работающий на непостоянной основе, должен для получения компенсации представить лишь сведения из трудовой книжки и никакие иные сведения не требуются. В судебном заседании ни один свидетель обвинения не показал суду, что указанная компенсация выплачивалась Самаркину необоснованно и противозаконно.
При этом суд полагает, что у свидетелей с учетом анализа указанного решения были основания для такого утверждения, исходя из неоднозначности его толкования, поскольку из него следует, что учету подлежало, в том числе, и время, которое председатель Совета депутатов затрачивал для исполнения своих полномочий в том числе в выходные и праздничные дни, а также в нерабочее время, так как в судебном заседании установлено, что свои полномочия Самаркин, как председатель Совета депутатов осуществляя и в это время. В то же время по основному месту работы учитывалось только рабочее время (без выходных). Оплата же Самаркину полностью рабочего времени по основному месту работы как это следует из показаний Г***- руководителя ООО «А***» и Б***- главы администрации МО «***» производилась полностью, несмотря на отсутствие на работе в период исполнения полномочий председателя Совета депутатов в связи тем, что он компенсировал исполнение должностных обязанностей в нерабочее время, которое при оплате не учитывалось.
При этом суд отмечает, что согласно предъявленного подсудимому обвинения следует, что действиями Самаркина О.А. бюджету Совета депутатов МО «***» причинен материальный ущерб. Однако, как установлено в судебном заседании согласно бюджетной классификации такого бюджета в природе не существует (существует бюджет муниципального образования «***»), а поэтому ему и не может быть причинен материальный ущерб.
Суд считает необходимым также отметить, что согласно решения Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 11 февраля 2015 года вступившего в законную силу, апелляционного определения Ульяновского областного суда от 21 апреля 2015 года было установлено, необоснованно полученной Самаркиным является сумма компенсации *** рублей, на сумму *** рублей Самаркин имел право, поскольку в период с 28.05.2014 года по 25.06.2014 года он был по основному месту в ООО «А***» в очередном отпуске, не исполнял в данный период трудовые обязанности. Однако, исполнял в указанный период обязанности председателя Совета депутатов. Органами предварительного следствия же вменена как похищенная путем присвоения сумма *** рублей, т.е. в том числе и сумма, признанная по решению суда как полученная обоснованно.
В соответствии со ст. 302 ч.4 УПК РФ обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постанавливается лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступлении подтверждена совокупностью исследованных доказательств.
Согласно ст.14 УПК РФ все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены…. толкуются в пользу обвиняемого. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.
Оценив представленные сторонами в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях подсудимого Самаркина О.А. состава преступления, предусмотренного ч.3 ст.160 УК РФ и по предъявленному обвинению он должен быть оправдан.
В соответствии со ст.135, 136 УПК РФ Самаркин О.А. имеет право на реабилитацию, возмещение имущественного и морального вреда.
Руководствуясь ст.ст.302,304,305,306 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
САМАРКИНА О.А. оправдать по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.160 УК РФ на основании п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ за отсутствием в его действиях состава преступления.
Меру процессуального принуждения в виде обязательства о явке после вступления приговора в законную силу отменить.
Признать за Самаркиным О.А. право на реабилитацию и право на возмещение имущественного и морального вреда в порядке, предусмотренном ст.ст.135, 136 УПК РФ.
Вещественные доказательства после вступления приговора суда в законную силу - расчетные листы БУ «Управления архитектуры, строительства и дорожного хозяйства» о выплате заработной платы на имя Самаркина О.А. за период с июля 2014 по декабрь 2014 года,
- реестры денежных средств с результатами зачислений № от 15.08.2014 № от 18.09.2014, № от 17.10.2014, № от 16.12.2014, № от 26.12.2014, с указанием зачислений денежных средств на расчетный счет Самаркина О.А.,
- копия штатного расписания от 01.08.2014,
- платежные поручения № от 20.11.2013, № от 06.12.2013, № от 11.10.2013, № от 18.12.2014, № от 21.11.2014, № от 15.10.2014, № от 10.09.2014, № от 29.07.2014, № от 03.07.2014, № от 30.05.2014, № от 29.04.2014, № от 15.04.2014, № от 14.03.2014, № от 20.02.2014, № от 17.01.2014;
- расчетные листы о выплате денежных вознаграждений Самаркину О.А. от МУ Совет депутатов МО «***» с сентября 2013 года по ноябрь 2014 года,
заявление на оплату №, № на 15 листах
- штатное расписание на период с 01.01.2014 по 31.12.2014 на 1 листе,
- штатное расписание на имя Самаркина О.А. за период времени с октября 2013 года по июль 2014 года на 6 листах,
- расходные кассовые ордера: №, № на 11 листах,
- реестр денежных средств от 15.08.2014 на 1 листе (переданы на ответственное хранение том № 2 л.д. 288, 299)
передать по принадлежности.
Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Ульяновского областного суда в течение десяти суток со дня провозглашения.
Судья Г.М. Сизова