ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-107/20 от 16.02.2021 Калининградского гарнизонного военного суда (Калининградская область)

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

16 февраля 2021 года г. Калининград

Калининградский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Болдырева В.В., при секретарях судебного заседания Ереминой Л.Ф., Рахмановой А.А. и Гончарук Н.А., с участием государственных обвинителей – старших помощников военного прокурора 306 военной прокуратуры гарнизона капитана юстиции Ляхницкого В.В. и старшего лейтенанта юстиции Родионова Н.С., подсудимого – Магомедова Д.З. и его защитника – адвоката Омашева А.М., в открытом судебном заседании в помещении суда, рассмотрев уголовное дело в отношении военнослужащего войсковой части <данные изъяты>

Магомедова Джамалдина Заурбековича, <данные изъяты>

установил:

около 18 часов 12 сентября 2020 года, Магомедов, находясь в часовне в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», расположенной по адресу: <адрес>, на публичной территории комплекса зданий Кафедрального ФИО1, действуя с прямым умыслом, совершил публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих – православных христиан, помыл «святой водой», вытекающей из кранов часовни в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», свою обувь.

Подсудимый Магомедов виновным себя в совершении инкриминируемого преступления не признал и показал, что в период с 17 до 18 часов 12 сентября 2020 года он совместно с Свидетель №6, Свидетель №9, Свидетель №7 и Свидетель №5 гулял на <адрес>. При этом Свидетель №7 на свой мобильный телефон производил видеосъемку окружающей местности. В дальнейшем желая попить воды, они зашли в часовню, расположенную неподалеку от Кафедрального ФИО1. В часовне было три крана из которых текла вода. Над указанными кранами на стене, он видел мозаичную икону, однако не придал этому никакого значения. Стоя в часовне рядом с Свидетель №9 и Магомедовым, он из среднего крана выпил воды, а затем, смочил руки водой из указанного крана и протер свою обувь от пыли. При этом он не видел, что в это время Свидетель №7 снимал его на видеокамеру, и об этом его не просил. В это время в часовне кроме них никого не было. О том, что из указанных кранов текла «святая вода» он не знал, каких-либо информационных табличек о правилах и ограничениях использования указанной воды в часовне не было.

Также он показал, что исповедует ислам и какой-либо ненависти или вражды к лицам, исповедующим православие, он не испытывает. В то время, когда он подошел к указанной часовне, он понимал, что указанное сооружением относится к православной церкви, но не понимал, насколько серьезное оно имеет значение. Протирая свою обувь водой, он не желал кого-либо оскорбить, выразить неуважение, оскорбить религиозные чувства верующих людей, а также не имел цели возбудить в ком-либо ненависть либо вражду и указанные его действия не являлись публичными. Указанные его действия были обусловлены исключительно желанием очистить обувь от пыли.

На следующий день ему стало известно о том, что видеоролик с записью того как он протирал обувь в часовне, был размещен Свидетель №7 в социальной сети <данные изъяты>. А из этой сети Свидетель №1, распространил указанный видеоролик в социальной сети <данные изъяты> в группе <данные изъяты> Просматривая этот видеоролик, он услышал, что за его спиной Свидетель №6 сказал: «это святая вода, а Вы тут ноги чистите». Вместе с тем на тот момент этих слов Свидетель №6 он не расслышал из-за шума воды. Поскольку в тот момент он разговаривал с Свидетель №9 на разные темы, их смех, запечатленный в видеоролике, не имеет связи с его действиями или с оскорблением чувств верующих.

Позднее за совершенный им указанный поступок, он принес публичные извинения, которые распространил в сети интернет, также он внес денежное пожертвование в адрес православной церкви и оказал спонсорскую помощь детскому дому-интернату.

Также Магомедов в судебном заседании указал, что указанные его действия не являются преступлением, а поэтому он не согласен с их квалификацией по ч. 1 ст. 148 УК РФ.

Несмотря на непризнание подсудимым своей вины, его виновность в совершении преступления подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.

Свидетель Свидетель №9 в суде показал, что в вечернее время 12 сентября 2020 года, он с Свидетель №7, Свидетель №6, Магомедовым Д.З. и Свидетель №5 гулял на <адрес>. Позже они зашли в часовню, расположенную там же, где пили воду, вытекающую из кранов. При этом, Магомедов Д.З. намочив руку в указанной воде, протёр свою обувь от пыли, после Магомедова он также машинально произвел такие же действия. Во время протирания обуви Магомедов и он смеялись, однако их смех не был связан с этими действиями или желанием оскорбить религиозные чувства верующих. В тот момент они не слышали, чтобы кто-либо из присутствующих сообщал, что это «святая вода». В тот момент, когда они подошли к часовне он видел на её крыше крест, а внутри над кранами изображение, значение которого не понимал, вместе с тем он понимал, что часовня является религиозным сооружением, однако какого-либо значения этому не придал. Всё происходящее Свидетель №7 снимал на камеру мобильного телефона, а затем самостоятельно опубликовал видеозапись в социальной сети <данные изъяты> Только на следующий день после просмотра указанной видеозаписи в социальной сети, он во время вышеуказанных действий Магомедова одновременно услышал комментарий Свидетель №6 сказавшего, что это «святая вода», а они тут ноги чистят.

Вместе с тем, как следует из оглашенных в соответствии с ч. 3 ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля Свидетель №9 в момент, когда он с Магомедовым протирали обувь водой из источника, Свидетель №6 сказал им, что в данном источнике святая вода для православных христиан, однако они всерьез к его словам не отнеслись и стали смеяться.

Наличие указанных противоречий в своих показаниях данных на предварительном следствии и в суде свидетель объяснил непониманием некоторых слов русского языка во время его допроса следователем, что не позволило ему в полной мере понять смысл изложенных в протоколе допроса его показаний и отразить свои замечания.

Допрошенный в суде свидетель Свидетель №6 показал, что 12 сентября 2020 года, он видел, как Магомедов Д.З., намочив руку водой, вытекающей из кранов часовни, расположенной на центральной площади <адрес>, протирал свою обувь. Эти действия Магомедова Д.З. без какой – либо просьбы последнего, на свой мобильный телефон снимал Свидетель №7. Поскольку на куполе часовни располагался православный крест, а внутри над кранами была изображена икона, он понял, что это «святая вода». Об этом он сообщил Магомедову Д.З. и Свидетель №9, которые в это время смеялись и на его слова не обращали внимания.

Как показал в судебном заседании свидетель ФИО21., вечером 12 сентября 2020 года, он, а также Магомедов Д.З., Свидетель №9, Свидетель №6 и Свидетель №7 находясь в часовне расположенной в центре <адрес>, пили воду, вытекающую из трёх установленных в ней кранов. При этом выйдя из указанной часовни, он увидел, как Магомедов намочив руку водой, вытекающей из центрального крана, протирал свою обувь. На следующий день от командования воинской части ему стало известно, что Свидетель №7 распространил в сети «Интернет» видеозапись, на которой Магомедов протирает свою обувь рукой, смоченной водой из источника, где они 12 сентября 2020 года пили воду.

В судебном заседании свидетель Свидетель №7 показал, что в период с 17 часов до 18 часов 12 сентября 2020 года, он совместно с Свидетель №9, Свидетель №6, Магомедовым Д.З. и Свидетель №5 гулял на <адрес>. Около 18 часов Свидетель №9, Свидетель №6, Магомедов Д.З. и ФИО22 зашли в часовню, расположенную там же, где пили воду, вытекающую из установленных в ней кранов. При этом, Магомедов Д.З. намочив руку в указанной воде, протёр свою обувь. Увидев это, присутствующий там же Свидетель №6 сообщил, что эта вода является для православных «святой», в ответ на это Магомедов и Свидетель №9 смеялись. Поскольку на куполе часовни располагался православный крест, а внутри над кранами была изображена икона, он понял, что это религиозное сооружение. Всё происходящее он снимал на видеокамеру своего мобильного телефона и в этот же день самостоятельно, без чьей либо просьбы и разрешения опубликовал запись в социальной сети <данные изъяты>

Допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №8 являющийся священником Кафедрального ФИО1<адрес> показал, что в сентябре 2020 года в средствах массовой информации он увидел видеозапись, на которой несколько молодых людей чистили обувь «святой водой», вытекающей из кранов часовни в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник». Указанные действия молодых людей он также видел на видеозаписях с камер наблюдения, расположенных в указанной часовне. Названная часовня имеет архитектуру, напоминающую православный храм, а именно купол с крестом, внутри часовни находятся три крана, над которыми расположена икона Божьей Матери «Живоносный источник». Строение часовни не имеет дверей и открыта с трех сторон. Часовня не является специальным местом для богослужений. В кранах часовни каждый желающий мог набрать «святую воду» для приема внутрь, либо крапления жилища. «Святая вода» - это вода, освященная в храме во время чина водоосвящения. «Святая вода» подается в часовню в честь иконы Божьей матери «Живописный источник» из резервуара, находящегося в Кафедральном ФИО1.

В ходе проверки показаний на месте свидетель Свидетель №8 указал местонахождение часовни в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», а также резервуар со «святой водой», подаваемой в указанную часовню и находящийся в помещении Кафедрального ФИО1.

Свидетель Свидетель №1 в суде показал, что 12 сентября 2020 года на странице в сети <данные изъяты> своего сослуживца Свидетель №7 он увидел опубликованную видеозапись, на которой двое мужчин смеясь, помыли обувь «святой водой» из источника в часовне, находящейся на <адрес>. Поскольку он является верующим человеком, действия указанных лиц его возмутили, так они зашли в православную часовню, на крыше которой находится православный крест, а внутри на стене изображена икона Божьей Матери. Помыв обувь «святой водой» указанные лица проявили неуважение к обществу и оскорбили религиозные чувства верующих. В дальнейшем, он с целью общественного осуждения их действий, с помощью своего мобильного телефона опубликовал видеозапись в социальной сети <данные изъяты> в группе <данные изъяты> и призвал лиц, мывших обувь в святом источнике, извиниться перед людьми, чьи религиозные чувства они оскорбили.

Как показали в судебном заседании свидетели Свидетель №2, Свидетель №4, Свидетель №3, каждый в отдельности, они просмотрели в сети «Интернет» видеозапись, на которой Магомедов Д.З. и другой мужчина мыли обувь «святой водой» в часовне, находящейся в центре <адрес>.

Из оглашённых в судебном заседании в соответствии с ч. 1 ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля ФИО10, следует, что 13 сентября 2020 года в интернет –сообществе <данные изъяты> в социальной сети <данные изъяты> он обнаружил видеозапись с названием: «Горные жители моют ботинки в святом источнике». Просмотрев указанную видеозапись, он увидел как Свидетель №5 Д.З. и другой мужчина, смеясь, помыли свою обувь в источнике со «святой водой». Указанные их действия его как верующего человека сильно возмутили.

Из копии протокола осмотра предметов от 13 ноября 2020 года видно, что компакт-диски, поступившие с заключением комиссии экспертов от 27 октября 2020 года , осмотрены. В ходе осмотра на первом компакт-диске обнаружена видеозапись под названием «7bfcfb849ad4.480», а на втором – «водосвятная_02_20200912_18.00.00-19.00.00 (2)».

Постановлением от 13 ноября 2020 года, указанные компакт-диски признаны вещественными доказательствами по уголовному делу .

Постановлением от 13 ноября 2020 года о выделении уголовного дела копии указанных протокола осмотра предметов, компакт-дисков и постановления о признании и приобщении к уголовному делу вещественного доказательства выделены в копиях из уголовного дела в уголовное дело в отношении Магомедова Д.З.

В судебном заседании компакт-диски, содержащие видеозаписи под названием «7bfcfb849ad4.480» и «водосвятная_02_20200912_18.00.00-19.00.00 (2)» осмотрены. На указанных видеозаписях зафиксированы действия Магомедова, произошедшие 12 сентября 2020 года в часовне в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», расположенной на территории комплекса зданий Кафедрального ФИО1.

Как следует из копии заключения комиссии экспертов (комплексная психолого-лингвистическо-религиоведческая судебная экспертиза) от 27 октября 2020 года , святая вода, находящаяся на территории храмового комплекса, является для верующих сакральным элементом веры, верующие христиане считают её особым символом – святыней. В действиях Магомедова, помывшего обувь святой водой в часовне в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник» («7bfcfb849ad4.480» и «водосвятная_02_20200912_18.00.00-19.00.00 (2)»), содержатся психологические невербальные признаки оскорбления религиозных чувств верующих – православных христиан.

Из протокола осмотра предметов от 12 ноября 2020 года видно, что осмотрен <данные изъяты> диск, где Магомедов записал видеозапись с принесением извинений за совершенное им преступление.

Как видно из выписок из приказов командира войсковой части от 09 июля 2020 года , от 03 августа 2020 года и от 02 сентября 2020 года , Магомедов с 09 июля 2020 года зачислен в списки личного состава воинской части , назначен на должность <данные изъяты> и ему присвоено очередное воинское звание <данные изъяты>

Оценив вышеуказанное заключение комиссии экспертов, суд приходит к выводу, что экспертиза проведена в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, выводы экспертизы научно обоснованы, последовательны и непротиворечивы, согласуются с другими доказательствами, исследованными в судебном заседании. Поэтому суд указанное заключение экспертов кладет в основу обвинительного приговора.

Проанализировав показания свидетелей, сопоставив их с другими доказательствами, суд, отклоняет показания подсудимого Магомедова о том, что его действия в часовне не носили публичного характера и не преследовали цели выразить явное неуважение к обществу либо оскорбить религиозные чувства верующих – православных христиан, поскольку они, по мнению суда, приведены им как способ защиты в целях смягчения своей ответственности.

Так, Магомедов совершил инкриминируемые действия в часовне в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник» расположенной на публичной территории комплекса зданий Кафедрального ФИО1 в <адрес>, доступ на указанную территорию имеет неопределенный круг лиц, то есть эти действия совершены им не только в публичном месте, но и месте, имеющем для православных христиан религиозное значение, что, по мнению суда, в тот момент, безусловно осознавал и сам подсудимый, также как и понимал, что вода вытекающая из кранов часовни является «святой водой». Кроме того, вопреки доводам подсудимого он знал, что указанные его действия снимает на свой мобильный телефон Свидетель №7, поскольку в суде он подтвердил, что видел, как Свидетель №7 вел съемку окружающей обстановки во время их прогулки. Вместе с тем, несмотря на тот факт, что Свидетель №6 обращаясь, в том числе к Магомедову указал на то, что он для чистки своей обуви использует воду, которая для православных христиан является «святой водой», последний не прекратил, а напротив продолжал совершать свои преступные действия.

Кроме того, как следует из заключения комиссии экспертов, поскольку объект, с которым совершал свои действия Магомедов, является сакральным («святым») для православных христиан и выражение неуважения к нему, его осквернение относится к порицаемым, кощунственным действиям, демонстрация в публичном месте пренебрежительного отношения к святыне, относящейся к области религиозного культа, исключает возможность нейтрального, равнодушного восприятия подобной информации, последователями православного христианства. Демонстрируя свое поведение, которое оскверняет святыню, Магомедов проявил унижающее коммуникативное отношение к верующим. Наличие социальных ограничений, накладываемых на поведение в отношении объектов религиозного почитания в общественном месте, резкое противоречие действий Магомедова принятой в обществе манере поведения в отношении религиозных объектов позволило экспертам охарактеризовать действия последнего как выражение пренебрежения, оскорбление религиозных чувств последователей православного христианства, осквернение предмета культа (святыни) – «святой воды».

Показания подсудимого Магомедова и свидетеля Свидетель №9 в той части, в которой они показали, что не слышали, чтобы кто-либо из присутствующих сообщал, что это «святая вода» в момент, когда они протирали обувь водой из источника, а также то, что в указанный момент их смех не был вызван мытьем ими обуви «святой водой» суд, как противоречащие показаниям самого Свидетель №9, данным в ходе предварительного следствия оценивает критически, а поэтому отвергает. По мнению суда показания подсудимого Магомедова в указанной части направленны на смягчение наказания и являются его способом защиты. Указанная же оценка показаний Свидетель №9 обусловлена тем, что он в ходе своего допроса не сообщал следователю и в протоколе допроса не отражал названные им в суде причины, связанные с непониманием некоторых слов русского языка во время его допроса следователем, препятствовавшие, по его мнению, понять смысл его показаний изложенных следователем в протоколе допроса. Напротив как следует из содержания копии протокола его допроса от 23 сентября 2020 года, он своей подписью подтвердил, что русским языком владеет свободно, в услугах переводчика не нуждается, а кроме того по окончании допроса от него, а также от его защитника адвоката Алымова, какие-либо заявления не поступили. Кроме того, указанные показания как Магомедова, так и Свидетель №9 противоречат показаниям свидетеля Свидетель №6, пояснившего в суде, что в ответ на его слова о «святой воде», Магомедов и Свидетель №9 стали смеяться.

Показания остальных свидетелей Магомедова, Свидетель №6, Свидетель №7, Свидетель №8, Свидетель №2, Свидетель №4, Свидетель №3, Свидетель №1 и ФИО23 а также в не отвергнутой судом части показания свидетеля Свидетель №9, суд находит достоверными, согласующимися как между собой, а также с не отвергнутыми судом показаниями подсудимого, а кроме того и с другими доказательствами. При этом оснований, которые бы свидетельствовали об оговоре подсудимого указанными свидетелями в судебном заседании не установлено.

Таким образом, оценив представленные доказательства, суд находит их допустимыми, достоверными и достаточными для разрешения этого уголовного дела, а виновность Магомедова в совершении преступления, в котором он обвиняется, считает доказанной.

Действия Магомедова, который при вышеизложенных обстоятельствах, около 18 часов 12 сентября 2020 года, умышленно в целях оскорбления чувств верующих – православных христиан, помыл свою обувь «святой водой», вытекающей из кранов часовни в честь иконы Божьей Матери «Живоносный источник», суд расценивает как публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершённые в целях оскорбления религиозных чувств верующих, и квалифицирует по части 1 статьи 148 УК РФ.

При назначении Магомедову наказания за совершенное преступление, суд учитывает следующее.

В силу части 2 статьи 61 УК РФ, в качестве обстоятельств, смягчающих наказание, суд признаёт то, что преступление небольшой тяжести совершено Магомедовым впервые, ранее он ни в чём предосудительном замечен не был, его молодой возраст, наличие положительной служебной характеристики в посткриминальный период прохождения военной службы, принятие им мер, направленных на заглаживание вреда и выраженных: в принесении публичных извинений за содеянное в сети «Интернет»; во внесении благотворительной помощи местной религиозной организации православный приход Кафедральнй ФИО1<адрес> в размере 10000 рублей; оказании спонсорской помощи <данные изъяты> в размере 20340 рублей.

Обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь статьями 6, 60 УК РФ, полагает, что достижению целей наказания Магомедова, влиянию назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, из числа предусмотренных ч. 1 ст. 148 УК РФ за совершенное преступление небольшой тяжести, соответствует штраф.

При этом суд учитывает положения ч. 1 ст. 56 УК РФ, в соответствии с которыми, Магомедову, впервые совершившему преступление небольшой тяжести, ввиду наличия вышеуказанных смягчающих наказание обстоятельств и отсутствия отягчающих обстоятельств, предусмотренных статьей 63 УК РФ, не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. Поскольку Магомедов не отслужил установленный законом срок службы по призыву, ему с учетом положений ч. 4 ст. 49 УК РФ, ч. 7 ст. 53.1 УК РФ не могут быть назначены наказания в виде обязательных или принудительных работ.

Определяя размер штрафа, суд учитывает тяжесть совершённого преступления, имущественное положение Магомедова.

Руководствуясь статьями 307-309 УПК РФ,

приговорил:

признать Магомедова Джамалдина Заурбековича виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 148 УК РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.

Сумму штрафа Магомедову Д.З. необходимо перечислить по следующим реквизитам: <данные изъяты>

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в течение 10 суток со дня его постановления. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий подпись

подлинник приговора находится в материалах уголовного дела Калининградского гарнизонного военного суда № 1-5/2021