ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-1101/2021 от 27.10.2021 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

1-1101/2021

П Р И Г О В О Р

И М Е Н Е М Р ОС С И Й С К О Й ФИ Е Д Е Р А Ц И И

27 октября 2021 года <адрес>

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Махатиловой П.А.,

с участием государственного обвинителя помощника прокурора <адрес>ФИО10,

подсудимого ФИО1,

адвоката ФИО11, представившей удостоверение и ордер от 30.09.2021г.,

при секретарях ФИО4и ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> РД, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: РД, <адрес>, проживающего по адресу: РД, <адрес>, д. б/н, с высшим образованием, женатого, имеющего одного малолетнего ребенка, не работающего, военнообязанного, не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 совершил мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана в крупном размере, при следующих обстоятельствах:

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ утверждена государственная программа Республики Дагестан «Развитие малого и среднего предпринимательства в <адрес> на 2015-2017 годы» (далее - программа).

В 2015 году Министерством промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан (далее - ФИО9) на проведение мероприятий по исполнению программы, в целях создания благоприятных экономических, правовых и социально-трудовых условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства на территории республики, обеспечения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, развития инновационного предпринимательства, оказания содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынки Республики Дагестан, иные российские рынки и рынки иностранных государств, вовлечения широких слоев населения в предпринимательскую деятельность, предусмотрено выделение денежных средств из федерального и республиканского бюджета в виде грантов (субсидий) объектам малого и среднего предпринимательства.

После того, как ФИО1 узнал из средств массовой информации о вышеуказанной программе, из корыстной заинтересованности у него возник преступный умысел, направленный на хищение денежных средств, выделяемых индивидуальным предпринимателям в виде безвозмездного гранта.

Реализуя свой преступный умысел, ФИО1, умышленно, осознавая общественную опасность своих действий, направленных против собственности, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения ущерба федеральному и республиканскому бюджету, желая наступления таких последствий, заведомо зная, что в соответствии с действующей программой при представлении соответствующих документов он будет включен в список претендентов для получения денежных средств в виде гранта (субсидий), имея умысел на хищение чужого имущества в виде денег, действуя из корыстных побуждений, будучи осведомленным о действующей программе, порядке и условиях ее реализации, не имея в действительности намерения на осуществление предпринимательской деятельности, то есть деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, создания рабочих мест, уплаты в связи с осуществляемой деятельностью обязательных платежей и взносов, составил заведомо ложный бизнес-план (технико-экономическое обоснование) о якобы имевшемся у него намерении организовать откорм КРС для производства мяса и ДД.ММ.ГГГГ предоставил его вместе с заявлением на участие в конкурсе по предоставлению гранта и обязательством о регистрации в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства необходимыми для участия в программе в Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан, расположенное по адресу: РД, <адрес>.

На основании представленных ФИО1 фиктивных, заведомо подложных документов, рабочей группой Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан вынесено заключение по оценке указанных документов, согласно которому конкурсной комиссией Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан ФИО1 включен в список претендентов для получения денежных средств в виде гранта (субсидий) в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.

Далее, ФИО1 зарегистрировался ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства серии 05 , выданного Межрайонной инспекцией ФНС по <адрес> (ИНН - <***>, ОГРНИП - ) и приобрел тем самым право на получение безвозмездного гранта (субсидии), согласно действующей на тот период программе.

После этого, с целью реализации своего преступного умысла, направленного на хищение денежных средств, ФИО1 не позднее ДД.ММ.ГГГГ, точное время следствием не установлено, предоставил в Агентство, расположенное по адресу: <адрес>, изготовленные неустановленным следствием лицом заведомо подложные документы: накладную от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцию к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, о якобы приобретенных им у индивидуального предпринимателя ФИО13 КФХ <адрес> комбикорма 4 тонны и сено 300 тюков на общую сумму 76 000 рублей, в подтверждении якобы произведенных им затрат собственных средств.

В последующем, на основании договора о предоставлении гранта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Агентством по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан и ФИО12, УФК по Республики Дагестан, расположенным по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в отделение Банка России - Национальный банк по <адрес> направлено платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ о перечислении на расчетный счет , открытый ФИО1 в ОАО АКБ «Эльбин», денежных средств в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

На основании указанного платежного поручения УФК по Республики Дагестан отделением Банка России - Национальный банк по <адрес> со счета , открытого в указанном отделении банка, расположенном по адресу <адрес>, на расчетный счет ФИО1, открытый в ОАО АКБ «Эльбин», ДД.ММ.ГГГГ перечислены денежные средства в размере 300 000 (триста тысяч) рублей.

Полученные денежные средства в размере 300 000 (триста тысяч) рублей в виде гранта (субсидий) ФИО1 израсходованы по своему усмотрению, а не для целей их получения, то есть похищены, в результате чего федеральному и республиканскому бюджету причинен ущерб на сумму 300 000 (триста тысяч) рублей.

Подсудимый ФИО1 вину в предъявленном обвинении признал, в содеянном раскаялся, от дачи показаний в судебном заседании отказался. Просил огласить показания данные в ходе предварительного следствия, которые подтвердил.

Вина ФИО1 установлена показаниями представителя потерпевшего, свидетелей, исследованными судом материалами уголовного дела.

Из оглашенных судом в порядке ст. 276 УПК РФ показаний ФИО1, данных им в ходе предварительного следствия при допросе в качестве обвиняемого следует, что со слов его знакомых, а также через всемирную сеть Интернет ему стало известно, что на территории Республики Дагестан реализуются правительственные программы, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. На сайте Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан он нашел данную программу и ознакомился с ней. Согласно имеющейся информации на сайте, ему было известно, что денежные средства в виде гранта являются целевыми, идут на развитие предпринимательской деятельности, которую он должен будет осуществлять не менее двух лет с представлением ежегодно анкеты об эффективности использования полученных средств, в течение 90 дней он должен будет предоставить отчет в Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан о целевом использовании и расходовании денежных средств (гранта) в соответствии с заявленными целями, при этом исполнять обязательства по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней, выплату заработной платы своим работникам, а также пройти краткосрочное обучение по основам ведения предпринимательской деятельности. Максимальная сумма гранта составляла 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Для получения гранта в виде денежных средств необходимы были следующие документы: 1) технико-экономическое обоснование бизнес-проекта с указанием объема запрашиваемых средств; 2) справка о создании новых или сохранении действующих рабочих мест в результате реализации бизнес-проекта; 3) справка о количестве работников и заработной плате: 4) заверенная копия свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (с предоставлением оригинала свидетельства); 5) копии счетов-фактур и счетов, товарных накладных, платежных поручений, квитанций к приходно-кассовым ордерам, других документов, Подтверждающих фактически произведенные затраты собственных средств; 6) свидетельств или другого документа о прохождении краткосрочного обучения основам ведения предпринимательской деятельности, либо диплом о высшем юридическом или экономическом образовании (профильной переподготовки); 7) справки об открытых расчетных счетах в кредитных учреждениях.

С целью получения гранта в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, он подготовил необходимые документы и представил их в Инспекцию ФНС по <адрес>, где зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и ДД.ММ.ГГГГ получил свидетельство ерии 05 регистрации в ЕГРИП за . В представленных в налоговую инспекцию документах на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, в анкете в качестве вида предпринимательской деятельности он указал «Откорм КРС для производства мяса». После этого, на основании выданного ему свидетельства о регистрации индивидуального предпринимателя, он пошел в офис ОАО АКБ «Эльбинбанк» в <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ по договору банковского счета открыл расчетный счет . Также он прошел курсы основ предпринимательской деятельности, после чего в течение нескольких дней получил свидетельство о прохождении обучения. В центре развития предпринимательства расположенном по <адрес> в <адрес> ему помогли изготовить технико-экономическое обоснование (ТЭО) бизнес-проекта с указанием объема запрашиваемых средств (бизнес-план) с заведомо не соответствующими действительности объемами предполагаемых затрат на откорм КРС для производства мяса, указав максимальную сумму гранта в размере 500 000 рублей. Помимо этого, он от людей, которые также как и он пытались получить грант, кто именно в настоящее время не помнит, узнал, что для получения гранта необходимо из своих средств потрать около 30 % на приобретение продукции для КРС, после чего сообщили ему о человеке, который находился рядом с Агентством, который за определенную плату, готовит квитанции и накладные о приобретенной продукции, для последующей передачи в Агентство для получения гранта, при этом описали ему этого человека, однако в настоящее время он не помнит последнего, поскольку прошло много времени, видел он всего лишь один раз. После этого, он находясь рядом с Агентством, как ему и сообщили люди, которые получали грант, нашел человека, которому сообщил, что ему нужны накладная и квитанция о приобретении комбикорма и сена, который по истечении определенного времени, представил ему готовые заполненные накладную от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцию к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, о якобы приобретенных им у индивидуального предпринимателя ФИО13 КФХ <адрес>ФИО2 комбикорма 4 тонны и сено 300 тюков на общую сумму 76 000 рублей (семьдесят шесть тысяч) рублей, где за него уже были проставлены подписи. В действительности никакой покупки на тот момент не было, он ничего не приобретал, не намеревался создавать рабочие места и вообще заниматься предпринимательской деятельностью.

Собрав первичные документы он представил в Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан по адресу: <адрес> для получения денежных средств в виде гранта. После рассмотрения представленной им заявки и документов, было принято решение о предоставлении гранта в размере 300 000 (трехсот тысяч) рублей.

ДД.ММ.ГГГГ он заключил с Агентством по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан договор о предоставлении гранта , на основании которого ДД.ММ.ГГГГ на его расчетный счет были перечислены денежные средства в размере 300 000 рублей. Затем поступившие денежные средства, полученные им в виде гранта, он снял со своего банковского счета в наличной форме. Полученные денежные средства в виде гранта на цели, указанные в бизнес-плане он не потратил, так как у него не было намерений осуществлять предпринимательскую деятельность и заниматься откормом КРС для производства мяса, а использовал для личных нужд.

Отчет о целевом использовании и расходовании денежных средств (гранта) в соответствии с заявленными целями, он не предоставил, так как не занимался предпринимательской деятельностью.Он не собирался создавать рабочие места, принимать работников и платить им заплату, так как изначально не собирался заниматься предпринимательской деятельностью.

ДД.ММ.ГГГГ он прекратил деятельность индивидуального предпринимателя, а получил грант ДД.ММ.ГГГГ, соответственно условия получения гранта в Агентстве по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан и п. 5.3 заключенного договора от ДД.ММ.ГГГГ он не выполнил.

По предъявленным ему на обозрение накладной от ДД.ММ.ГГГГ и квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, о том, что он приобрел у индивидуального предпринимателя ФИО13 КФХ <адрес>ФИО2 комбикорм 4 тонны и сено 300 тюков на общую сумму 76 000 рублей (семьдесят шесть тысяч) рублей сообщил, что указанные документы являются фиктивными, как он пояснил выше, он находясь рядом с Агентством, как ему и сообщили люди, которые получали грант, нашел человека, которому сообщил, что ему нужны накладная и квитанция о приобретении комбикорма и сена, который по истечении определенного времени, представил мне готовые заполненные накладную от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцию к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, о якобы приобретенных им у индивидуального предпринимателя ФИО13 КФХ <адрес>ФИО2 комбикорма 4 тонны и сено 300 тюков на общую сумму 76 000 рублей (семьдесят шесть тысяч) рублей, где за него уже были проставлены подписи. В действительности он не приобретал вышеуказанные комбикорм 4 тонны и сено 300 тюков, эти документы были составлены для получения гранта в подтверждение осуществления предпринимательской деятельности. С ИП ФИО13 КФХ <адрес>ФИО2 он не знаком и никогда у последнего ничего не приобретал.

Предъявленные ему на обозрение договор о предоставлении гранта от ДД.ММ.ГГГГ, заявка на участие в конкурсе по предоставлению грантов от ДД.ММ.ГГГГ, обязательство о регистрации в качестве субъекта малого или среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ, он узнает, указанные документы подписывал лично он, как и во всех других документах, которые он представил в Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан. Он сообщил, что в настоящее время подпись у него возможно немного видоизменена, поскольку со времени получения гранта прошло более пяти лет, однако все подписи принадлежат лично ему в вышеуказанных документах. (т. 1 л.д. 168-177; т. 2 л.д. 11-19).

Из оглашенных судом в порядке ст. 281 УПК РФ показаний представителя потерпевшего ФИО6 следует, что в Агентстве по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан он работает с 2019 года. На указанной должности состоит с 2020 года по настоящее время. Доверенностью Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ-Д, он уполномочен представлять интересы данного агентства в правоохранительных органах и судах.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена государственная программа Республики Дагестан «Развитие малого и среднего предпринимательства в <адрес> на 2015-2017 годы» (далее - программа). В 2016 году Министерством промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан на проведение мероприятий по исполнению программы, в целях создания благоприятных экономических, правовых и социально-трудовых условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства на территории республики, обеспечения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, развития инновационного предпринимательства, оказания содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынки Республики Дагестан, иные российские рынки и рынки иностранных государств, вовлечения широких слоев населения в предпринимательскую деятельности, предусмотрено выделение денежных средств из федерального и республиканского бюджета в виде грантов (субсидий) объектам малого и среднего предпринимательства.

ФИО1, будучи осведомленным о действующей программе, порядке и условиях ее реализации, не имея в действительности намерения на осуществление предпринимательской деятельности, то есть деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, создания рабочих мест, уплаты в связи с осуществляемой деятельностью обязательных платежей и взносов, как он считает с целью хищения бюджетных денежных средств в крупном размере, составил заведомо ложный бизнес-план (технико-экономическое обоснование) о намерении заняться производством мяса говядины с заведомо не соответствующими действительности объемами предполагаемых затрат, указав максимальную сумму гранта в размере 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, собрал другие документы, необходимые для участия в программе и предоставил их ДД.ММ.ГГГГ в их Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан, расположенное по адресу: РД, <адрес>.

С целью незаконного получения денежных средств в виде гранта ФИО1 сначала зарегистрировался ДД.ММ.ГГГГ в качестве индивидуального предпринимателя на основании свидетельства серии 05 , выданного Межрайонной инспекцией ФНС по <адрес> (ИНН -<***>, ОГРНИП - ) и приобрел тем самым право на получение безвозмездного гранта (субсидии).

С целью незаконного получения права на получение безвозмездного гранта (субсидии), ФИО1, представил в их Министерство подложные официальные документы - накладную от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцию к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, о якобы приобретенных последним у индивидуального предпринимателя - ФИО13 КФХ <адрес> (ИНН <***>) комбикорм в количестве четырех тон и сено в количестве трехсот тюков на общую сумму 76 000 (семьдесят шесть тысяч) рублей.

На основании представленных ФИО1 фиктивных документов, последний комиссией был включен в список претендентов для получения гранта (субсидий) в виде денежных средств.

В последующем, на основании договора о предоставлении гранта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между нашим Министерством промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан и ФИО1, на расчетный счет , открытый ФИО1 в ОАО АКБ «Эльбин» расположенном по адресу: РД, <адрес>, УФК по Республики Дагестан, расположенном по адресу: <адрес> перечислены денежные средства в размере 300 000 (триста тысяч) рублей, которые ФИО1 получены и израсходованы по своему усмотрению, а не для целей получения.

Своими действиями ФИО1 причинил ущерб Агентству по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан в крупном размере на сумму 300 000 (триста тысяч) рублей. (т. 1 л.д. 215-220).

Из оглашенных судом в порядке ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля ФИО7 следует, что постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие малого и среднего предпринимательства в <адрес> на 2014-2016 годы» утверждена данная государственная программа. Целью данной программы было создание благоприятных экономических, правовых и социально-трудовых условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства на территории республики, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инновационного предпринимательства, оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынки Республики Дагестан, иные российские рынки и рынки иностранных государств, вовлечение широких слоев населения в предпринимательскую деятельность. Задачами программы было совершенствование нормативной правовой базы; развитие институтов микрокредитования и предоставления поручительств; стимулирование и поддержка инвестиционных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства в приоритетных для республики направлениях; развитие системы подготовки кадров и повышение их квалификации, повышение уровня предпринимательской грамотности; укрепление социального статуса предпринимательства; стимулирование и поддержка инновационных проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, содействие внедрению инновационных разработок, организации их промышленного производства и практического использования; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - производителей товаров (работ, услуг); стимулирование продвижения продукции предприятий малого и среднего предпринимательства на региональные и международные рынки; стимулирование отношений субконтрактации крупных и малых предприятий; создание на территории республики устойчивой, взаимосвязанной, многоуровневой системы инфраструктурной поддержки бизнеса; информирование населения республики о мерах по поддержке предпринимательской деятельности и условиях ее предоставления; проведение мероприятий по повышению правового уровня субъектов малого и среднего предпринимательства; поддержка начинающих, в том числе молодых, предпринимателей; имущественная поддержка предпринимателей; содействие в организации и развитии деятельности общественных и профессиональных объединений предпринимателей. Показателями и целевыми индикаторами программы являлись увеличение числа малых и средних предприятий; увеличение объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет Республики Дагестан; повышение доли занятых на малых или средних предприятиях в общей численности занятых в экономике республики; рост оборота малых и средних предприятий. Объемами и источниками финансирования программы были средства федерального бюджета, республиканского бюджета, средства местных бюджетов, средства, привлекаемые из иных внебюджетных источников. Перечень необходимых документов для получения объектами малого и среднего предпринимательства грантов (субсидий), а также условия их получения были официально опубликованы в средствах массовой информации и на официальном сайте в глобальной сети «Интернет». Денежные средства в виде гранта являлись целевыми. Гранты в виде субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств федерального бюджета, поступивших в Республику Дагестан на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются субъектам молодежного предпринимательства от 14 до 30 лет; юридическим лицам, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет (включительно), составляет более 50 процентов; безработным гражданам; молодым семьям, имеющим детей, в том числе неполным молодым семьям, состоящим из 1 (одного) молодого родителя и 1 (одного) и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо 1 (одного) родителя в неполной семье не превышает 35 лет; военнослужащим, уволенным в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации; работникам, находящимся под угрозой массового увольнения (проведение работодателем мероприятий по высвобождению работников); жителям монопрофильных муниципальных образований (моногородов), работникам градообразующих предприятий. Гранты предоставляются претендентам на конкурсной основе на, условиях долевого финансирования ими расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в запрашиваемых ими объемах. Субсидированию подлежат целевые расходы, направленные на: начало предпринимательской деятельности; выплаты по передаче прав на франшизу (паушальный взнос), в том числе при заключении договора коммерческой концессии; приобретение оборудования. Гранты предоставляются при выполнении претендентами следующих условий: осуществление предпринимательской деятельности и уплата налогов, предусмотренных в рамках применяемого субъектами малого и среднего предпринимательства режима налогообложения, в порядке, установленном Республикой Дагестан и (или) органом местного самоуправления, а также иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации; своевременное и в полном объеме исполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, выплате заработной платы, в том числе работникам, работающим по гражданско-правовым договорам или по совместительству; уровень заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда; не нахождение в процессе ликвидации или банкротства; прохождение претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (учредителями) юридического лица) краткосрочного обучения основам ведения предпринимательской деятельности. Прохождение претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (учредителями) юридического лица) краткосрочного обучения не требуется для начинающих предпринимателей, имеющих диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовки). Гранты не предоставляются претендентам: являющимся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами; являющимся участниками соглашений о разделе продукции; осуществляющим деятельность в сфере игорного бизнеса; являющимся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации; осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых, а также в случаях, если: представленные документы оформлены ненадлежащим образом, содержат недостоверные сведения, поданы не в полном объеме; с момента увольнения претендента в запас или окончания им учебного заведения до даты подачи заявления прошло более одного года (за исключением безработных граждан и граждан, испытывающих трудности в поиске работы); ранее в отношении претендента было принято решение о предоставлении гранта; с момента признания претендента допустившим нарушение условий оказания государственной поддержки, в том числе не обеспечившим ее целевое использование, прошло менее трех лет. Максимальная сумма гранта составляет 300 000 рублей на одного претендента. Один претендент может подать только одну заявку на предоставление гранта. Для рассмотрения вопроса о предоставлении гранта претендент представляет в ФИО9 заявку по форме с приложением следующих документов (копии заверяются подписью и печатью претендента): 1) копий учредительных документов (для юридических лиц); 2) технико-экономического обоснования бизнес-проекта с указанием объема запрашиваемых и собственных средств; 3) справки о создании новых или сохранении действующих рабочих мест в результате реализации бизнес-проекта; 4) справки о количестве работников претендента, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству, и заработной плате с приложением подтверждающих документов; 5) копии документа (справка, свидетельство и т.д.), подтверждающего принадлежность претендента к категории юридического лица; 6) копий счетов-фактур и (или) счетов, товарных накладных, платежных поручений, квитанций к приходным кассовым ордерам, других документов, подтверждающих фактически произведенные затраты собственных средств претендента; 7) документов, подтверждающих соответствие претендента - юридического лица требованиям пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»; 8) копий отчетов и (или) деклараций, предусмотренных в рамках применяемого режима налогообложения; 9) документов, подтверждающих прохождение претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (учредителями) юридического лица) краткосрочного обучения основам ведения предпринимательской деятельности, или диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовки); 10) справки об открытых расчетных счетах в кредитных учреждениях. ФИО9 регистрирует заявки, представляемые претендентами в журнале, после чего передаются на рассмотрение рабочей группы ФИО9. Рабочая группа проводит оценку каждой заявки по балльной системе в соответствии со следующими критериями: 1) степень проработки бизнес-плана; 2) создание новых рабочих мест; 3) планируется создание новых рабочих мест в период реализации проекта; 4) размер выплачиваемой заработной платы; 5) место ведения предпринимательской деятельности; 6) запрашиваемые средства используются на приобретение и производство основных средств, необходимых для предпринимательской деятельности, на капитальный ремонт основных средств. Рабочая группа не позднее 30 дней со дня завершения приема заявок составляет и подписывает протокол оценки заявок рабочей группы по номинациям конкурса. Протокол должен содержать сведения о набранных баллах, о комплектности поданных документов и о соответствии претендента требованиям и условиям порядка получения гранта. Заявки претендентов, набравшие 10 и менее баллов, а также недоукомплектованные и не соответствующие требованиям и условиям порядка получения гранта заявки не допускаются к участию в конкурсе. Конкурсная комиссия не позднее 30 дней рассматривает материалы, представленные рабочей группой, и принимает соответствующее решение. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами конкурсной комиссии и утверждается ее председателем. В течение пяти дней со дня подписания протокола конкурсной комиссии ФИО9 публикует его на интернет-портале ФИО9 и в средствах массовой информации. Протокол заседания конкурсной комиссии является основанием для заключения ФИО9 договоров о предоставлении целевого гранта с претендентами, в отношении которых приняты положительные решения. Претендент, получивший грант: 1) представляет в течение 90 дней в ФИО9 отчет о целевом использовании и расходовании денежных средств (гранта) в соответствии с заявленными целями; 2) обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность не менее двух лет с момента получения гранта с представлением ежегодно в ФИО9 анкету об эффективности использования полученных средств. В соответствии с порядком, организация работы по взысканию бюджетных средств в полном объеме в случае их нецелевого использования, а также по привлечению к ответственности лиц, допустивших нецелевое использование бюджетных средств и нарушение исполнения обязательств по договорам, осуществляется ФИО9. Возврат средств осуществляется в порядке, установленном законодательством. В обязанности должностных лиц ФИО9, осуществляющих прием документов у претендентов на получение гранта, проверка предоставляемых документов на их фиктивность не входит, юридическая экспертиза представляемых документов не проводится, они только проверяют претендуют ли вообще обратившиеся индивидуальные предприниматели на получение гранта, потом проверяют наличие всего перечня необходимых документов, предусмотренных для получения гранта, после чего передают их на рассмотрение рабочей группы для определения количества баллов согласно представленным документам, а рабочая группа в свою очередь после выставления баллов передает документы на рассмотрение конкурсной комиссии. Ответственность, в том числе и уголовную, за фиктивность представленных в ФИО9 претендентами на получение гранта документов и целевое расходование средств гранта, лежит на самих получателях грантов. При реализации Министерством промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан государственной программы на развитие малого и среднего предпринимательства в <адрес> в 2014 году, предусматривающей выделение денежных средств из федерального и республиканского бюджета в виде грантов (субсидий) объектам малого и среднего предпринимательства, он по распоряжению министра промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан являлся председателем конкурсной комиссии. Подписи в служебных документах ФИО9, имеющихся в личных делах претендентов на получение бюджетных средств в виде гранта, в частности в договорах о получении гранта, принадлежат ему. Конкретно назвать получателей грантов, с которыми были заключены договора о получении гранта, он сказать не может, так как этих претендентов было много и документы носили в массовом порядке. (т. 1 л.д. 13-20).

Из оглашенных судом в порядке ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля ФИО2 следует, что в 2013 году он зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя, с того жеv года занимался реализацией крупного рогатого скота на рынке «Аябазар», расположенном на границе Акушинского и <адрес>ов Республики Дагестан. В своей деятельности он реализовывал только КРС, а именно бычков, никаких других товаров он больше не реализовывал. Содержал крупно рогатый скот он по месту жительства в <адрес> Республики Дагестан. В тот момент у него имелась своя печать «Глава КФХ» - индивидуальный предприниматель, <адрес>, которую он изготовил в 2013 году, когда начал заниматься сельским хозяйством, в одном из магазинов, расположенных в районе моста на пересечении улиц Гамидова и Расула ФИО14, точный адрес он уже не помнит, поскольку прошел довольно-таки длительный период времени. На печати были указаны все его данные, т.е. ИНН, ОГРН и т.д.

ДД.ММ.ГГГГ, он прекратил деятельность своего КФХ, поскольку от КФХ были одни убытки, никакой прибыли он не получал. В тот момент, с прекращением деятельности КФХ, он уничтожил печать вместе с другими документами, связанными с КФХ, выкинув в мусорный бак. В настоящее время печати у него, с вышеуказанного им периода, нет.

Ему не знаком гражданин ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес> Республики Дагестан, который проживает в <адрес> Республики Дагестан, слышу о нем впервые.

Внимательно обозрев представленные ему документы, а именно накладную от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцию к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, может сказать, что данная накладная и квитанция к приходному кассовому ордеру ему не принадлежат, он указанные документы не выдавал ФИО1 Указанные товары, а именно комбикорм и сено он никогда не реализовывал, как он пояснил выше он занимался реализацией только крупного рогатого скота. Оттиск печати в представленной накладной и квитанции к приходному кассовому ордеру похож на его печать, но он с уверенностью может сказать, что он печать не учинял. Подписи и почерк в квитанции и накладной, ему не принадлежат и явно подделаны. Кем являются главный бухгалтер с фамилией «ФИО3» и кассир с фамилией «ФИО15» отраженные в квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, ему не известно. В его КФХ <адрес>, никогда не было должностей главного бухгалтера и кассира, а кто такие ФИО3 и ФИО15 он не знает, лица с такими фамилиями у него никогда не работали. (т. 1 л.д. 120-123).

Из оглашенных судом в порядке ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля ФИО8 следует, что примерно с 2016 года по август 2021 года он работал в качестве консультанта отдела по реализации государственных программ Агентства по предпринимательству и инвестициям РД. В его обязанности входила разработка и реализации государственных программ развития малого и среднего предпринимательства в <адрес>. Также он был членом рабочей группы по оценке заявок граждан на получение гранта.

Постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Развитие малого и среднего предпринимательства в <адрес> на 2015-2017годы» утверждена данная государственная программа. Целью данной программы было создание благоприятных экономических, правовых и социально-трудовых условий для динамичного развития малого и среднего предпринимательства на территории республики, обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие инновационного предпринимательства, оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынки Республики Дагестан, иные российские рынки и рынки иностранных государств, вовлечение широких слоев населения в предпринимательскую деятельность.

Перечень необходимых документов для получения объектами малого и среднего предпринимательства грантов (субсидий), а также условия их получения были официально опубликованы в средствах массовой информации и на официальном сайте в глобальной сети «Интернет». Денежные средства в виде гранта являлись целевыми. Гранты в виде субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств федерального бюджета, поступивших в Республику Дагестан на государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства предоставляются субъектам молодежного предпринимательства от 14 до 30 лет; юридическим лицам, в уставном капитале которых доля, принадлежащая физическим лицам в возрасте до 30 лет (включительно), составляет более 50 процентов; безработным гражданам; молодым семьям, имеющим детей, в том числе неполным молодым семьям, состоящим из 1 (одного) молодого родителя и 1 (одного) и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо 1 (одного) родителя в неполной семье не превышает 35 лет; военнослужащим, уволенным в запас в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации; работникам, находящимся под угрозой массового увольнения (проведение работодателем мероприятий по высвобождению работников); жителям монопрофильных муниципальных образований (моногородов), работникам градообразующих предприятий. Гранты предоставляются претендентам на конкурсной основе на условиях долевого финансирования ими расходов, связанных с началом предпринимательской деятельности, в запрашиваемых ими объемах. Субсидированию подлежат целевые расходы, направленные на: начало предпринимательской деятельности; выплаты по передаче прав на франшизу (паушальный взнос), в том числе при заключении договора коммерческой концессии; приобретение оборудования. Гранты предоставляются при выполнении претендентами следующих условий: осуществление предпринимательской деятельности и уплата налогов, предусмотренных в рамках применяемого субъектами малого и среднего предпринимательства режима налогообложения, в порядке, установленном Республикой Дагестан и (или) органом местного самоуправления, а также иных обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации; своевременное и в полном объеме исполнение субъектами малого и среднего предпринимательства обязательств по уплате налоговых и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, выплате заработной платы, в том числе работникам, работающим по гражданско-правовым договорам или по совместительству; уровень заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда; не нахождение в процессе ликвидации или банкротства; прохождение претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (учредителями) юридического лица) краткосрочного обучения основам ведения предпринимательской деятельности. Прохождение претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (учредителями) юридического лица) краткосрочного обучения не требуется для, начинающих предпринимателей, имеющих диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовки).

Максимальная сумма гранта составляет 500 000 рублей на одного претендента. Один претендент может подать только одну заявку на предоставление гранта. Для рассмотрения вопроса о предоставлении гранта претендент представляет в Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан заявку по форме с приложением документов. Рабочая группа не позднее 30 дней со дня завершения приема заявок составляет и подписывает протокол оценки заявок рабочей группы по номинациям конкурса. Конкурсная комиссия не позднее 30 дней рассматривает материалы, представленные рабочей группой, и принимает соответствующее решение. Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами конкурсной комиссии и утверждается ее председателем. В течение пяти дней со дня подписания протокола конкурсной комиссии Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан публикует его на интернет-портале Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан и в средствах массовой информации. Протокол заседания конкурсной комиссии является основанием для заключения Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан договоров о предоставлении целевого гранта с претендентами, в отношении которых приняты положительные решения. Претендент, получивший грант: 1) представляет в течение 90 дней в Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан отчет о целевом использовании и расходовании денежных средств (гранта) в соответствии с заявленными целями; 2) обязуется осуществлять предпринимательскую деятельность не менее двух лет с момента получения гранта с представлением ежегодно в Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан анкету об эффективности использования полученных средств.

Предоставленная обозрение накладная от ДД.ММ.ГГГГ и квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, выданные на имя ФИО1 о якобы приобретенных последним у индивидуального предпринимателя ФИО13 КФХ <адрес>ФИО2 комбикорма 4 тонны и сено 300 тюков на общую сумму 76 000 (семьдесят шесть тысяч) рублей, подтверждает факт того, что ФИО1 вложил собственные средства в свой проект и без вложения собственных средств и предоставление документов, подтверждающих произведенные затраты, получение гранта невозможно.

После того, как заявка претендента на получение гранта одобрена, до заключения договора, тот представляет документы, подтверждающие вложение собственных средств в бизнес-проект, который тот собирается реализовывать. Обычно это квитанция и накладная о приобретении различных товаров, связанных с бизнес-проектом. Данные документы представляются члену рабочей группы непосредственно самим претендентом на получение гранта.

Никто другой, кроме претендента на получение гранта не мог ли предоставить вышеуказанные накладную от ДД.ММ.ГГГГ и квитанцию к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ. Только претендент на получение гранта предоставляет данные документы, подтверждая тем самым, вложенные собственные средства. У другого гражданина они документы не приняли бы. Более того они сверяют паспортные данные претендента на получение гранта, с гражданином, который предоставляет данные документы, чтоб убедиться, что это один и тот же человек. (т. 1 л.д. 151-157).

Вина ФИО1 установлена также исследованными судом доказательствами:

- протоколом выемки от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что в Агентстве по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан, по адресу: РД, <адрес> выемкой изъяты документы, представленные индивидуальным предпринимателем ФИО12 в Агентстве по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан для получения гранта в виде денег в соответствии с государственной программой Республики Дагестан «Развитие малого и среднего предпринимательства в <адрес> на 2014-2016 годы» (т. 1 л.д. 23-47);

- протоколом осмотра документов изъятых в Агентстве по предпринимательству и инвестициям РД, представленных в 2015 году ФИО1 в Агентство по предпринимательству и инвестициям РД, из которого следует, что объектом осмотра являются документы, представленные индивидуальным предпринимателем ФИО1 в Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан для получения гранта в виде денег в соответствии с государственной программой Республики Дагестан «Развитие малого и среднего предпринимательства в <адрес> на 2014-2016 годы», изъятые выемкой в Агентстве по предпринимательству и инвестициям РД.

- выписка по операциям на счете ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, выданная АО АКБ «Эльбин», счет на 1 листе.

Выписка напечатана на бумаге формата А-4. На выписке отражена дата открытия счета - ДД.ММ.ГГГГ, дата гос. регистрации - ДД.ММ.ГГГГ, входящий остаток - 0.00. Ниже имеется таблица по операциям на счете ФИО1 Таблица имеет 14 столбцов и 7 строк. На 1 строке таблицы имеется запись о пополнении УФК по <адрес> (ФИО9) ДД.ММ.ГГГГ счета ФИО1 на сумму в 300 000 (триста тысяч) рублей, где основанием документа служит - Грант в форме субсидии создав или нач. субъектами МСП в сфере с/х - «Откорм КРС для производства мяса» по договору от ДД.ММ.ГГГГ, следом в 6 строках отражено списания с расчетного счета общей суммы 300 000 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и перевод денежных средств для личных нужд согласно заявления клиента от 31.12.2015г.

Ниже имеется подпись представителя конкурсного управляющего АО АКБ «Эльбин» и оттиск печати указанного банка (т. 1 л.д. 238-240);

- заключением эксперта ЭКЦ МВД по РД от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что подписи от имени ФИО1, имеющиеся в договоре о предоставлении гранта от ДД.ММ.ГГГГ в графе «Претендент ИП» ФИО1, заявке ФИО1 на участие в конкурсе по предоставлению гранта от ДД.ММ.ГГГГ, обязательстве о регистрации в качестве субъекта малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ, перечне документов, предоставляемых претендентом на получение гранта от ДД.ММ.ГГГГ на 1 листе, выполнены самим ФИО1.

Решить вопрос кем ФИО1 или иным лицом выполнена подпись, расположенная в накладной от ДД.ММ.ГГГГ в графе «Принял» не представилось возможным по причинам указанным в исследовательской части.

Решить вопрос кем ФИО2 или иным лицом выполнены подписи от имени ФИО2, имеющиеся в представленных на исследование накладной от ДД.ММ.ГГГГ и квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ в графах «Главный бухгалтер» и «Кассир», не представилось возможным по причинам указанным в исследовательской части.

Рукописные записи от имени ФИО2, имеющиеся в представленных на исследование накладной от ДД.ММ.ГГГГ и квитанции к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не ФИО2, а иным лицом (т. 1 л.д. 199-209);

- вещественными доказательствами по делу: заявка ФИО1 на участие в конкурсе по предоставлению гранта в виде субсидий создаваемым или начинающим и действующим менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства с указанием наименования проекта и перечня прилагаемых документов; обязательство ФИО1 о регистрации в качестве субъекта малого или среднего предпринимательства; копия свидетельства серии 05 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером (ОГРНИП) - ; сертификат о прохождении ФИО1 обучения по курсу: Основы предприниматель ной деятельности» в Центре поддержки предпринимательства Республики Дагестан; реквизиты счета открытого ИП ФИО1 в отделении ОАО АКБ «Эльбин»; технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта на получение гранта с проектом «Откорм КРС для производства мяса»; заключение по оценке заявки на предоставление гранта ФИО1 с указанием баллов; перечень документов, представленных претендентом ФИО1 на получение гранта; договор о предоставлении гранта от ДД.ММ.ГГГГ; накладная от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении ФИО1 у индивидуального предпринимателя ФИО13 КФХ <адрес>ФИО2 комбикорм в количестве 4 тонн на сумму 40 000 рублей и сено в количестве 300 тюков на сумму 36 000 рублей, общая сумма составляет 76 000 (семьдесят шесть 1 тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении ФИО1 у индивидуального предпринимателя ФИО13 КФХ <адрес>ФИО2 сельхозпродукции, указанной в накладной на общую сумму 76 000 (семьдесят шесть тысяч) рублей; выписка по операциям на счете ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, выданная АО АКБ «Эльбин», счет , где имеется запись о пополнении УФК по <адрес> (ФИО9) ДД.ММ.ГГГГ счета ФИО1 на сумму в 300 000 (триста тысяч) рублей, где основанием документа служит - Грант в форме субсидии создав или нач. субъектами МСП в сфере с/х - «Откорм КРС для производства мяса» по договору от ДД.ММ.ГГГГ, следом в 6 строках отражено списания с расчетного счета общей суммы 300 000 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и перевод денежных средств для личных нужд согласно заявления клиента от 31.12.2015г. (т. 1 л.д. 241-244).

В соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 159 УК РФ под мошенничеством понимается хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате", способами хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество при мошенничестве, ответственность за которое наступает в соответствии со статьями 158.1, 159, 159.1, 159.2, 159.3, 159.5 УК РФ, являются обман или злоупотребление доверием, под воздействием которых владелец имущества или иное лицо передают имущество или право на него другому лицу либо не препятствуют изъятию этого имущества или приобретению права на него другим лицом.

Таким образом, обман и злоупотребление доверием являются двумя отдельными, самостоятельными способами совершения хищения чужого имущества при мошенничестве.

Согласно п.п. 2-3 Постановления Пленума ВС РФ обман как способ совершения хищения или приобретения права на чужое имущество может состоять в сознательном сообщении (представлении) заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо в умолчании об истинных фактах, либо в умышленных действиях (например, в предоставлении фальсифицированного товара или иного предмета сделки, использовании различных обманных приемов при расчетах за товары или услуги или при игре в азартные игры, в имитации кассовых расчетов и т.д.), направленных на введение владельца имущества или иного лица в заблуждение.

Сообщаемые при мошенничестве ложные сведения (либо сведения, о которых умалчивается) могут относиться к любым обстоятельствам, в частности к юридическим фактам и событиям, качеству, стоимости имущества, личности виновного, его полномочиям, намерениям.

Злоупотребление доверием при мошенничестве заключается в использовании с корыстной целью доверительных отношений с владельцем имущества или иным лицом, уполномоченным принимать решения о передаче этого имущества третьим лицам. Доверие может быть обусловлено различными обстоятельствами, например служебным положением лица либо его личными отношениями с потерпевшим.

Обман в действиях ФИО1 заключался в представлении фиктивных, заведомо подложных документов для включения в список претендентов на получении денежных средств в виде гранта, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность..

Согласно примечанию 4 к ст. 158 УК РФ крупным размером в статьях главы 21 УК РФ признается стоимость имущества, превышающая 250 000 рублей.

Сумма ущерба, причиненного потерпевшему Правительству РД в результате преступных действий ФИО1 в размере 300 000 руб. образует крупный размер.

Оценивая исследованные судом доказательства в соответствии с требованиями ст. 88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости и достоверности суд признает их в совокупности достаточными для разрешения уголовного дела по существу и признает установленной вину подсудимого ФИО1, в мошенничестве, то есть хищении чужого имущества путем обмана в крупном размере и квалифицирует его действия по ч. 3 ст.159 УК РФ.

В силу статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть справедливым, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного.

В соответствии с частью третьей статьи 60 Уголовного кодекса Российской Федерации при назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности преступления, в том числе обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание, личность виновного, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

При назначении наказания подсудимому ФИО1,Р. суд в соответствии со ст.ст.60-63 УК РФ принимает во внимание характер содеянного, степень его общественной опасности, мотивы и способы совершения преступных действий, иные конкретные обстоятельства дела наряду с данными о личности подсудимого, его семейном положении, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

ФИО1 вину признал, в содеянном раскаялся, по месту жительства характеризуется положительно, на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах не состоит, частично возместил ущерб в размере 10 000 рублей.

Указанные обстоятельства согласно ч. 2 ст. 61 УК РФ суд признает смягчающими наказание.

ФИО1 имеет одного малолетнего ребенка ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Указанное обстоятельство согласно п. «г» ч.1 ст. 61 УК РФ является смягчающим наказание.

Отягчающие наказание обстоятельства по делу не установлены.

Суд учитывает, что ФИО1 совершил преступление, отнесенное согласно ст. 15 УК РФ к категории тяжких \ ч.3 ст.159 УК РФ\.

Исключительные обстоятельства, связанные с целями и мотивами совершенного преступления, существенно уменьшающие степень общественной опасности преступления, и являющихся основанием для назначения ФИО1 наказания с применением правил ч. 6 ст. 15, 64 УК РФ судом не установлены.

Учитывая совокупность смягчающих наказание обстоятельств и положительно характеризующих данных о личности ФИО1, принимая во внимание отсутствие отягчающего наказание обстоятельств суд приходит к выводу, что ФИО1 возможно без изоляции от общества в условиях осуществления за ним контроля уполномоченного специализированного органа с возложением обязанностей, способствующих исправлению осужденного т.е с назначением наказания в виде лишения свободы условно, с испытательным сроком.

Дополнительные наказания в виде штрафа и ограничения свободы в отношении ФИО1, предусмотренные ч. 3 ст. 159 УК РФ суд считает возможным не применять, принимая во внимание обстоятельства совершенного преступления, отношение подсудимого ФИО1 к содеянному, сведения о его семейном и имущественном положении, отсутствие заработка и приходит к выводу, что наказания в виде лишения свободы условно, с испытательным сроком для достижения целей наказания достаточно.

Агентство по предпринимательству и инвестициям РД в ходе предварительного следствия признано гражданским истцом, заявлен гражданский иск в порядке, установленном ст.ст. 131-132 ГПК РФ.

Гражданский иск, заявленный Агентством по предпринимательству и инвестициям РД подлежит удовлетворению в части..

Вопрос о судьбе вещественных доказательств суд разрешает в соответствии с требованиями ст. 81 УПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 307 - 309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Признать ФИО1 виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст.159 УК РФ и назначить ему наказание в виде 2 лет лишения свободы.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное ФИО1 наказание в виде лишения свободы считать условным и установить испытательный срок 1 год.

Обязать ФИО1 в период испытательного срока: не менять постоянного места жительства, без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, являться на регистрацию в указанный орган 1 раз в месяц.

Контроль за поведением условно осужденного возложить на ФКУ УИИ УФСИН России по РД.

Меру пресечения ФИО1 в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения до вступления приговора в законную силу.

Гражданский иск Агентства по предпринимательству и инвестициям РД удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО1 в пользу Агентства по предпринимательству и инвестициям РД» в возмещение материального ущерба 290 000 /двести девяносто тысяч/ рублей.

Вещественные доказательства: заявка ФИО1 на участие в конкурсе по предоставлению гранта в виде субсидий создаваемым или начинающим и действующим менее 1 года субъектам малого и среднего предпринимательства с указанием наименования проекта и перечня прилагаемых документов; обязательство ФИО1 о регистрации в качестве субъекта малого или среднего предпринимательства; копия свидетельства серии 05 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации ФИО1 в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером (ОГРНИП) - ; сертификат о прохождении ФИО1 обучения по курсу: Основы предприниматель ной деятельности» в Центре поддержки предпринимательства Республики Дагестан; реквизиты счета открытого ИП ФИО1 в отделении ОАО АКБ «Эльбин»; технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта на получение гранта с проектом «Откорм КРС для производства мяса»; заключение по оценке заявки на предоставление гранта ФИО1 с указанием баллов; перечень документов, представленных претендентом ФИО1 на получение гранта; договор о предоставлении гранта от ДД.ММ.ГГГГ; накладная от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении ФИО1 у индивидуального предпринимателя ФИО13 КФХ <адрес>ФИО2 комбикорм в количестве 4 тонн на сумму 40 000 рублей и сено в количестве 300 тюков на сумму 36 000 рублей, общая сумма составляет 76 000 (семьдесят шесть 1 тысяч) рублей; квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ о приобретении ФИО1 у индивидуального предпринимателя ФИО13 КФХ <адрес>ФИО2 сельхозпродукции, указанной в накладной на общую сумму 76 000 (семьдесят шесть тысяч) рублей; выписка по операциям на счете ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ, выданная АО АКБ «Эльбин», счет , где имеется запись о пополнении УФК по <адрес> (ФИО9) ДД.ММ.ГГГГ счета ФИО1 на сумму в 300 000 (триста тысяч) рублей, где основанием документа служит - Грант в форме субсидии создав или нач. субъектами МСП в сфере с/х - «Откорм КРС для производства мяса» по договору от ДД.ММ.ГГГГ, следом в 6 строках отражено списания с расчетного счета общей суммы 300 000 рублей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и перевод денежных средств для личных нужд согласно заявления клиента от 31.12.2015г. – хранить при уголовном деле.

Штраф оплатить по реквизитам: УФК по РД (СУ СК РФ по РД) л/с <***>, ИНН <***>, КПП 057201001, Отделение – НБ РД УФК по РД <адрес>, БИК 048209001, ОКТМО 82701000, код доходов: 417 1 16 21010 01 6000 140, КБК 18.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда РД через Советский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня провозглашения.

Осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в заседании суда апелляционной инстанции в десятидневный срок со дня вручения копии приговора.

Судья П.А. Махатилова

Отпечатано в совещательной комнате