ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-113/2016 от 31.05.2016 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2016 года город Самара

Октябрьский районный суд города Самары в составе

председательствующего судьи Якушевой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Борисове В.А.,

с участием государственного обвинителя – ст. помощника прокурора Октябрьского района г. Самары Д.М.Е.,

подсудимого М.В.Л.,

защитника подсудимого – адвоката Б.О.А., представившего удостоверение №... и ордер №... от дата,

представителя потерпевшего в лице Министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности от дата№...Н.С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела №... в отношении

М.В.Л., дата года рождения, уроженца адрес, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: адресадресадрес, имеющего *** образование, ***, имеющего на *** года рождения, работающего директором ГБУ СО «***», военнообязанного, не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

М.В.Л., являясь должностным лицом, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах.

М. B.Л., в соответствии с приказом руководителя Департамента имущественных отношений Самарской области от дата№..., в период времени с дата состоит в должности директора государственного медицинского учреждения Самарской области «***». На основании заключенного с ним трудового договора от дата, а также дополнительных соглашений в период с дата по дата к трудовому договору от дата, Устава ГБУ СО «***», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от дата№..., М. B.Л. относится к категории руководителей, то есть является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющим текущее руководство его деятельностью, а также лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном бюджетном учреждении, и обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей требования законодательства РФ, субъекта РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, Устава, локальных нормативных актов, обеспечивать планирование деятельности ГБУ СО «***» с учетом средств, получаемых из всех источников, не запрещенных законодательством РФ, целевое и эффективное использование денежных средств ГБУ и имущества, переданного учреждению в оперативное управление в установленном порядке, а также соблюдение законодательства РФ при выполнении финансово-хозяйственных операций, в том числе обязанностей соблюдения требований Бюджетного кодекса РФ, таким образом является должностным лицом.

На основании приказа Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от дата№..., государственное медицинское учреждение Самарской области «***» переименовано в государственное бюджетное учреждение Самарской области «***» (далее ГБУ СО ***»). В соответствии с п. 1.4. Устава указанного ГБУ, утвержденного приказом Министерства от дата№... (далее - Устав), учредителем ГБУ СО «***» является Самарская область в лице Министерства; согласно п. 5.4. Устава, имущество ГБУ, закрепленное за ним на праве оперативного управления, является собственностью Самарской области.

В ходе деятельности, связанной с осуществлением своих должностных обязанностей, ФИО27 действуя от лица ГБУ СО «***» обратился с письмом №... от дата в Министерство, расположенное по адресу: адрес, о предоставлении возглавляемому им учреждению здания в связи с недостатком площадей для организации медицинских услуг в связи с дополнительными видами деятельности.

На основании приказа от дата№... Министерство изъяло из оперативного управления у ГАОУ СПО Самарский техникум транспорта и коммуникаций нежилое здание, площадью *** кв.м, расположенное по адресу: адрес, Литер адрес (кадастровый (или условный) №...), и передало его в оперативное управление ГБУ СО ***». Право оперативного управления ГБУ на указанный объект недвижимости зарегистрировано управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Самарской области дата (свидетельство от дата серия №..., №...).

В последующем, в соответствии с приказом от дата№... Министерство согласовало продажу нежилого здания, расположенного по адресу: адрес, Литер адрес (кадастровый (или условный) №...) Самарскому общественному региональному фонду поддержки и развития шахматного спорта (далее - Фонд) на условиях продажи указанного здания по цене *** руб. с оплатой первоначального платежа *** руб., который вносится покупателем в течение 5 дней после заключения договора купли-продажи; оставшаяся сумма в размере *** рублей вносится после проведения работ по сохранению (капитальному ремонту, реконструкции, реставрации) здания, но не позднее трех лет со дня заключения настоящего договора.

Согласно статье 57 Бюджетного кодекса РФ доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале), находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, являются неналоговыми доходами бюджетов субъектов Российской Федерации в размере 100 процентов.

В соответствии с Законом Самарской области от дата№...-ГД «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» и Законом Самарской области от 11.12.2014 № 125-ГД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Министерство является главным администратором доходов от реализации бюджетными, автономными учреждениями недвижимого имущества, являющего собственностью Самарской области и находящегося у них в оперативном управлении, которые должны быть перечислены в бюджет Самарской области.

Согласно подпункту 1.1. Положения о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от дата№..., Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области.

На основании договора купли-продажи имущества от дата ГБУ СО «***» продало объект недвижимого имущества, являющийся собственностью Самарской области, расположенный по адресу: адрес, Литер адрес (кадастровый (или условный) №...) по цене *** рублей. Согласно условиям договора денежные средства в размере *** рублей дата поступили на счет ГБУ СО «***» в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области г. Самара №... (выписка из лицевого счета ГБУ №...дата.0 за дата, платежное поручение №... от дата).

В неустановленный следствием период времени, но не позднее дата, у директора ГБУ СО «***» М.В.Л., знавшего о наличии денежных средств на счете учреждения от продажи здания в размере *** руб., которые, в соответствии со ст. 57 Бюджетного кодекса РФ, являются неналоговыми доходами бюджета Самарской области в размере 100 процентов, из ложно понятых интересов государственной службы в части соблюдения действующего законодательства при расходовании бюджетных средств, возник преступный умысел на превышение должностных полномочий, т.е. совершение незаконных действий, которые могут быть произведены только в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом, с целью незаконного обогащения возглавляемого им предприятия и улучшения деятельности ГБУ СО «***».

В нарушение трудового договора, Устава, указанных выше нормативных правовых актов, а также ч. 3 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», М.В.Л. решил использовать денежные средства в размере *** руб., полученные от продажи нежилого здания, переданного учреждению в оперативное управление, не перечислив указанную сумму по нормативу 100 процентов в бюджет Самарской области.

При этом, М.В.Л. осознавал, что его действия будут явно выходить за пределы возложенных на него полномочий, поскольку относятся к полномочиям другого должностного лица или органа, нарушают ст. 57 Бюджетного кодекса РФ, и повлекут существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Реализуя задуманное, в дата года, более точное время следствием не установлено, но не позднее дата, М.В.Л., находясь в ГБУ СО «***» по адресу: адрес, намереваясь не целевым и не эффективным способом распорядиться не принадлежащими ГБУ денежными средствами в размере *** рублей, полученными от продажи недвижимого имущества - нежилого здания, расположенного по адресу: адрес, Литер адрес, то есть явно выходя за пределы своих полномочий по обеспечению планирования деятельности ГБУ СО ***», осознавая фактический характер и противоправность своих действий, предвидя наступление общественно-опасных последствий в виде существенного нарушения охраняемых законом интересов общества и государства, не желая при этом возвращать неналоговые доходы в бюджет Самарской области, в нарушение Бюджетного кодекса РФ, ГК РФ, Законов Самарской области №...-ГДх)т дата и №...-ГД от дата, умышленно, незаконно дал устное указание бухгалтеру учреждения Р.Е.Г. использовать денежные средства в сумме *** рублей, полученные в результате реализации нежилого здания, принадлежащее на праве собственности Самарской области, на расходы по финансово-хозяйственной деятельности ГБУ СО «***», связанные с уставной деятельностью предприятия, несмотря на то, что главным администратором доходов от реализации бюджетными учреждениями недвижимого имущества, являющего собственностью Самарской области и находящегося у них в оперативном управлении, которые должны быть перечислены в бюджет Самарской области, является Министерство имущественных отношений Самарской области.

После чего, во исполнение указания М.В.Л., денежные средства в размере *** рублей, полученные в результате неосновательного обогащения от продажи недвижимого имущества, принадлежащего Самарской области, были незаконно использованы в целях деятельности учреждения и направлены на текущие расходы ГБУ СО ***», тем самым в бюджет субъекта Российской Федерации Самарской области не поступили.

В силу ст.5,11,65 Конституции РФ Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. В составе Российской Федерации находится субъект Российской Федерации- Самарская область. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

Согласно ст.6 Бюджетного кодекса РФ бюджет это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

В соответствии с Уставом Самарской области (введен в действие Законом Самарской области №180-ГД от 18.12.2006 года) с дата Самарская область является субъектом Российской Федерации и входит в состав Российской Федерации. (статья 1) В ведении Самарской области находится управление и распоряжение собственностью Самарской области, а также федеральной собственностью, переданной в управление Самарской области в соответствии с федеральным законодательством. (статья 20) Политика Самарской области в сфере социального развития Самарской области направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. (статья 25) Экономическую основу деятельности Самарской области составляют находящиеся в собственности Самарской области имущество, средства бюджета Самарской области (областного бюджета) и территориальных государственных внебюджетных фондов Самарской области, а также имущественные права Самарской области. (статья 33).

Результатом преступных действий М.В.Л., совершенных в связи с занимаемым служебным положением и противоречащих тем целям и задачам, для достижения которых он был наделен соответствующими должностными полномочиями, явилось существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в виде не поступления в бюджет субъекта Российской Федерации Самарской области денежных средств в *** рублей, что повлекло нарушение экономической основы деятельности Самарской области, нарушение порядка управления и распоряжения денежными средствами бюджета Самарской области, ухудшило возможности Самарской области по выполнению областного бюджета дата год в соответствии с Законом Самарской области от 11.12.2014 № 125-ГД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» в части исполнения обязательств перед населением Самарской области и бюджетными учреждениями Самарской области.

Допрошенный в судебном заседании подсудимый М.В.Л. вину признал, показал суду, что в должности директора ГБУ СО «***» он работает с дата года. В его обязанности входит: руководство текущей деятельностью данного учреждения (далее - Санаторий), которое осуществляет деятельность в сфере оказания медицинских услуг и гостиничной деятельности. Единственным учредителем является Министерство имущественных отношений Самарской области, которое не осуществляет бюджетное финансирование, поскольку не может определить государственное задание, т.к. Санаторий оказывает медицинские услуги. Вместе с тем, Министерство здравоохранения не является учредителем и также не может определить государственное задание для Санатория и осуществить бюджетное финансирование. В связи со сложившейся ситуацией, Санаторий из бюджета не финансируется и существует на полученные в результате оказания платных услуг денежные средства, которых недостаточно для оплаты заработной платы 150 сотрудникам – медицинскому персоналу, врачам, санитаркам, водителям, а также коммунальных услуг, оплаты поставки лекарств, продуктов питания, выплат в Пенсионный фонд, Соцстрах, налоги. Материально-техническая база Санатория изношена, требуется капитальный ремонт. Санаторий является убыточным учреждением. По состоянию на 2014 год образовались долги по оплате в бюджет различных обязательных выплат на сумму более 11 миллионов рублей. В связи с изложенным, учитывая, что в дата году Санаторию с целью организации гостиницы было передано в оперативное управление находящееся в аварийном состоянии здание по адрес, где располагался шахматный клуб, желающий приобрести данное здание в собственность, он обратился в Министерство имущественных отношений за согласованием продажи данного здания, указав, что у Санатория не имеется денег на его ремонт, имеются долги, необходимы денежные средства для погашения задолженности. Был подготовлен необходимый пакет документов, который длительно рассматривался в Министерстве имущественных отношений и в результате продажа здания была согласована. На момент обращения за согласованием закон позволял полученные от продажи денежные средства оставить на нужды Санатория. В дата года был издан приказ и в дата года заключена сделка по продаже указанного здания, денежные средства поступили на счет Санатория. В то время он точно не знал, что обязательно деньги перечислить в Министерство для передачи в бюджет, поэтому он отдал распоряжение бухгалтерии оплатить задолженность Пенсионному фонду, по налогам, задолженность поставщикам лекарств, продуктов питания, а кроме того из полученной суммы *** руб. был выплачен НДС со сделки по отчуждению указанного здания в размере примерно 3 миллиона руб. Признает, что своими действиями причинил ущерб интересам государства, а именно бюджетной системе Самарской области, поскольку в обход установленных правил истратил полученные денежные средства от продажи государственного имущества, однако перечислив данные деньги в бюджет, он из бюджета средств бы не получил, что негативно сказалось бы на работе санатория, он действовал в интересах санатория. В содеянном раскаялся, просил учесть, что все денежные средства были израсходованы в интересах государственного бюджетного учреждения, учредителем которого является Министерство имущественных отношений Самарской области. На личные нужды полученные денежные средства не тратил.

Помимо полного признания вины, вина подсудимого в совершении преступления подтверждается показаниями представителя потерпевшего и свидетелей:

- показаниями представителя потерпевшей Н.С.В. о том, что согласно подпункту 1.1 Положения о министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от дата№... (далее – министерство) министерство является органом исполнительной власти Самарской области, образованным в целях обеспечения управления и распоряжения собственностью Самарской области, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области. дата ГБУ СО «***» реализовало объект недвижимого имущества, являющийся собственностью Самарской области, находящийся у учреждения на праве оперативного управления, расположенный по адресу: адрес, путем заключения договора купли-продажи по цене *** рублей, отчуждение которого согласовано приказом министерства от дата№... и в нарушение ст.57 Бюджетного кодекса РФ доход от продажи имущества не перечислило в бюджет. В соответствии с Законом Самарской области от 11.12.2014 № 125-ГД «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», Законом Самарской области № 15-ГД «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» министерство является главным администратором доходов от реализации бюджетными, автономными учреждениями недвижимого имущества, являющего собственностью Самарской области и находящегося у них в оперативном управлении, которые должны быть перечислены в бюджет Самарской области. В соответствии с условиями договора купли-продажи *** рублей от реализации указанного объекта поступили на лицевой счет ГБУ СО «***». Министерство неоднократно уведомляло руководство ГБУ СО «Санаторий «Поволжье» в лице директора М.В.Л. о необходимости перечисления указанных денежных средств в бюджет, однако деньги перечислены не были и министерство обратилось в суд. Решением от дата Арбитражный суд Самарской области постановил взыскать с ГБУ Самарской области «***» в пользу Министерства *** рублей неосновательного обогащения, решение вступило в законную силу. В результате противоправных действий директора М. B.Л. бюджету Самарской области, т.е. субъекту Российской Федерации Самарской области причинен значительный материальный ущерб. Недополученные средства в размере *** рублей для бюджета Самарской области являются значительными, и должны были быть израсходованы в соответствии с законом о бюджете Самарской области. Отсутствие указанной суммы в бюджете, влекут за собой существенные нарушения прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

- показаниями свидетеля С.Ю.П. о том, что в должности министра имущественных отношений Самарской области она работала с дата по дата. В ее должностные обязанности входило управление имущественным комплексом области. Здание по адресу: адрес, в дата на праве оперативного управления было закреплено за «***» и одновременно находилось в безвозмездном пользовании у Самарского Общественного фонда поддержки шахматного фонда, который обращался за приобретением данного здания в собственность, вопрос об отчуждении данного здания был согласован с вице-губернатором Самарской области Овчинниковым, поэтому когда в дата году в Министерство обратился руководитель ГБУ «***» за согласованием сделки купли-продажи, то после проверки всех документов, получения одобрения ФАС, был издан приказ о согласии на заключение сделки, который она подписала. Действительно названное ГБУ не получало бюджетного финансирования, находилось на самообеспечении, получало доход от своей деятельности, которого было недостаточно, имелись долги, в т.ч. по налогам. Решался вопрос о передаче санатория Министерству здравоохранения. В дата года был заключен договор, денежные средства поступили на счет ГБУ «***». О том, что полученная от продажи указанного здания сумма *** рублей не перечислена в бюджет ей стало известно в дата года, на балансовой комиссии она беседовала с директором санатория М.В.Л., который ей пояснил, что потратил деньги на нужды ГБУ «***». Вместе с тем, изменения в закон внесены в феврале дата года, с этого времени необходимо было перечислять полученные от продажи недвижимого имущества, принадлежащего Самарской области, денежные средства в бюджет, однако счета не было, данный вопрос решался, но тратить данные денежные средства М.В.Л. не имел право в дата года.

- показаниями свидетеля З.И.Р. о том, что работает в должности руководителя управления правового и кадрового обеспечения Министерства имущественных отношений Самарской области с дата. В его должностные обязанности входит правовое сопровождение деятельности организации, в т.ч. правовая экспертиза документов по сделкам от имени министерства, согласование проектов приказов по отчуждению имущества. Им проверялись документы по продаже здания по адресу: адрес, на соответствие действующему законодательству, на предмет возможности совершения сделки, нарушений не было выявлено, в связи с чем данная сделка и проект приказа были согласованы правовым управлением министерства. В связи с тем, что полученные ГБУ «***» денежные средства в нарушение закона не были перечислены в бюджет, был подготовлен иск в Арбитражный суд и решением суда взыскано с ГБУ «***» неосновательное обогащение в размере *** рублей.

- показаниями свидетеля Л.А.М. (оглашены в порядке ст.281 УПК РФ с согласия сторон) о том, что он работает в должности руководителя управления анализа эффективности использования имущества Самарской области Министерства имущественных отношений Самарской области, по вопросу продажи здания, расположенного по адресу: адрес при согласовании приказа в его обязанности входил анализ результатов оценки рыночной стоимости, оформленный в виде отчета независимого оценщика. Им был согласован приказ Министерства имущества Самарской области от дата№... «О согласовании государственному бюджетному учреждению Самарской области «******» отчуждения недвижимого имущества, закрепленного за учреждением на праве оперативного управления», поскольку он пришел к выводу, что цена соответствует рыночной стоимости, в связи с чем, согласовал приказ. Здание было оценено в *** рублей.

- показаниями свидетеля К.Т.М. о том, что она работает в должности руководителя управления корпоративных отношений министерства имущественных отношений Самарской области с дата года. В ее обязанности входит обеспечение деятельности юридических лиц, где собственником выступает адрес, согласование приказов по распоряжению имуществом Самарской области. Здание по адресу: адрес передано от ГОАУ СПО *** в оперативное управление ГБУ СО «***» по просьбе руководства Санатория для организации гостиничной деятельности в 2013 году. На момент передачи имелось обременение, т.к. объект находился в безвозмездном пользовании Общественной организации «******, реально его использовать Санаторий не мог. В дата году в Министерство обратилось руководство Санатория с просьбой согласовать продажу указанного здания Общественной организации «Самарскому общественному региональному фонду поддержки и развития шахматного спорта», в связи с тем, что не удалось провести реконструкцию и ремонт здания из-за отсутствия финансовых возможностей. Пакет документов вместе с проектом договора купли-продажи был проверен, подготовлен проект приказа о согласовании сделки, который согласован со всеми подразделениями Министерства и подписан министром С.Ю.П. Об изменении в законе, в ст.57 Бюджетного кодекса РФ на момент согласования сделки ей известно не было. Сделка прошла регистрацию в установленном порядке, о чем ей сообщил М.В.Л. и она ему в телефонном разговоре сказала, что деньги надо перечислить в бюджет, что он принял к сведению, ничего конкретного не сказал.

- показаниями свидетеля Т.Ю.В. о том, что она работает в должности консультанта управления корпоративных отношений Министерства имущественных отношений Самарской области с дата года, а в Министерстве с дата года. Согласно своим должностным обязанностям она готовила проект приказа о даче согласия на совершение ГБУ «***» сделки по отчуждению имущества, принадлежащего на праве собственности Самарской области, а именно: здания, расположенного по адресу: адрес. Первоначально указанное здание находилось в оперативном управлении ГОАУ СПО «***», однако в связи с ветхим состоянием не использовалось. В Министерство обратилось ГБУ СО «***», с просьбой передать указанное здание в оперативное управление для организации гостиничной деятельности и объект Санаторию был передан в дата году. На момент передачи находился в безвозмездном пользовании Общественной организации «***», с указанным обременением оно передавалось Санаторию. В дата году в Министерство обратилось руководство Санатория с просьбой согласовать продажу указанного здания в связи с тем, что не удалось провести реконструкцию и ремонт здания из-за отсутствия финансовых возможностей. Она проверила представленный пакет документов, в т.ч. проект договора, он соответствовал требованиям законодательства, подготовила проект приказа, который после согласования с иными подразделениями Министерства был подписан министром С.Ю.П.

- показаниями свидетеля П.Ю.Н. (оглашены в порядке ст.281УПК РФ с согласия сторон) о том, что он работает в должности главного бухгалтера Министерства имущественных отношений Самарской области, в его обязанности входит осуществление проверки первичных документов, отражение их в бюджетном учете, осуществление платежей, планирование бюджета Министерства, составление и сдача отчетности и т.д. Министерство является учредителем ГБУ «***», которое осуществляет деятельность в сфере оказания медицинских услуг и гостиничной деятельности, однако субсидий из областного бюджета Санаторий не получает, в связи с тем, что Министерство не утверждает государственное задание, которое представляет собой перечень работ и услуг, который должно осуществлять государственное бюджетное учреждение. Данное ГБУ функционируют за счет своей деятельности. Каждый месяц ГБУ представляют в министерство бухгалтерскую отчетность, в которой видно все полученные доходы и произведенные расходы. Тем самым они контролируют выполнение плана финансово-хозяйственной деятельности. Всем бюджетным учреждениям открываются лицевые счета в департаменте исполнения областного бюджета и отчетности Министерства управления финансами Самарской области, это означает что денежные средства, поступающие на их счета, фактически поступают в областной бюджет. Однако, расходовать их может само учреждение, которому открыт лицевой счет. Для перечисления денежных средств на единый доходный счет областного бюджета, учреждению необходимо сделать платежное поручение на перечисление денег в доход. После этого уже учреждение не вправе распоряжаться данными денежными средствами, они зачисляются в областной бюджет. При заключении договора купли-продажи здания по адресу: адрес, денежные средства в сумме *** рублей были зачислены на лицевой счет ГБУ, далее данные денежные средства руководителю необходимо было направить на единый доходный счет областного бюджета, однако ГБУ «***» осуществило свои текущие расходы. При этом, деньги получены в середине месяца и тут же потрачены, поэтому в конце месяца по остаткам на лицевом счете не была заметна данная операция, так как изменения остатка средств на лицевом счете по сравнению с предыдущим месяцем, были незначительными. Бюджет Самарской области недополучил *** рублей.

- показаниями свидетеля Р.Е.Г. (оглашены в порядке ст.281 РФ с согласия сторон) о том, что она работала в ГБУ СО «***» в должности главного бухгалтера с дата года по дата. В её обязанности по указанной должности входило ведение бухгалтерской деятельности организации. Руководителем ГБУ СО «***» являлся М.В.Л. По вопросу продажи здания, расположенного по адресу: адрес, ничего пояснить не может, так как не известны ни условия сделки. Ей известно, что от продажи указанного объекта недвижимости на счет ГБУ СО «***», открытый в ГРКЦ, были перечислены денежные средства *** рублей. С дата года на указанный период времени у ГБУ СО «***» накопилась существенная задолженность по налогам и сборам, а также в различные фонды (пенсионный, ОМС, соцстрах) в сумме около *** рублей, собственных средств предприятия для погашения задолженности на счету не было. На момент поступления указанных денежных средств на счету предприятия находилось не более *** рублей и поэтому погасить указанную задолженность ранее не могли. После поступления указанной суммы *** рублей, от директора М.В.Л. ей поступило устное указание об оплате задолженности предприятия из указанных средств, что она и сделала, для этого подготовив соответствующие платежные документы. Из полученных *** рублей они погасили задолженность предприятия по налогам и сборам равную примерно *** рублей, заплатили НДС за реализацию здания в сумме около *** рублей, налог на прибыль около *** рублей. Об изменении в ст. 57 Бюджетного кодекса о том, что с дата деньги от продажи собственности, должны поступать в областной бюджет и указанные выше *** рублей подлежали перечислению в доход бюджета Самарской области, она не знала, действовала по указанию и распоряжению директора М.В.Л., т.к. вопросы распоряжения денежных средств предприятия не входили в ее обязанности, эти вопросы М.В.Л. решал самостоятельно.

- показаниями свидетеля С.М.В. о том, что она работает с дата года главным бухгалтером ГБУ СО «***», до этого в дата году работала бухгалтером, на момент заключения сделки купли-продажи здания, расположенного по адресу: адрес, находилась в декретном отпуске. Вместе с тем, при подготовке документов для Арбитражного суда она узнала, что полученные *** рублей по распоряжению директора санатория М.В.Л. были направлены на погашение задолженности по налогам, коммунальным платежам, оплату долга поставщикам медикаментов, продуктов для санатория, а также частично оплату заработной платы сотрудникам санатория. Все денежные средства были направлены на нужды учреждения.

- показаниями свидетеля С.Н.В. о том, что она является аудитором счетной палаты Самарской области с дата года, в её должностные обязанности входит организация контрольной, экспертно-аналитической, информационной деятельности Счетной палаты по контролю за формированием и исполнением доходов областного бюджета, управлением и распоряжением областной собственностью. В дата году Счетной палатой Самарской области, проводилась проверка по факту сделки по реализации объекта недвижимого имущества, расположенного по адресу: адрес, принадлежащего Самарской области и находящееся в ГБУ СО «***» на праве оперативного управления, Самарскому общественному региональному фонду поддержки и развития шахматного спорта и было установлено, что ущерб, причиненный бюджету Самарской области, от указанной сделки составил не менее *** рублей, поскольку полученные от сделки денежные средства в нарушение ст.57 Бюджетного кодекса РФ не поступили в областной бюджет Самарской области и были потрачены директором ГБУ СО «***» М.В.Л. по своему усмотрению. Вместе с тем, по результатам проверки также был сделан вывод о неправомерном согласовании сделки должностными лицами Министерства имущественных отношений Самарской области.

- показаниями свидетеля Б.Е.Н. (оглашены в порядке ст.281 УПК РФ с согласия сторон) о том, что она работает в должности инспектора счетной палаты Самарской области с дата года, в её должностные обязанности по указанной должности входит проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты по контролю за формированием и исполнением доходов областного бюджета, управлением и распоряжением областной собственностью, и другое. Ею в период времени с дата по дата, с дата по дата на основании распоряжений председателя Счетной палаты Самарской области от дата№..., от дата№... проводилась проверка выполнения предложений по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольного мероприятия «Проверка отдельных финансово-хозяйственных операций и анализ эффективности деятельности государственного бюджетного учреждения Самарской области ***» и государственного унитарного предприятия Самарской области «***» в дата годах». В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что ГБУ СО «***» с согласия собственника - Министерства (приказ от дата№...), в дата году совершило сделку по продаже объекта культурного наследия - нежилого помещения площадью *** кв. м, расположенное по адресу: адрес, находящегося у него в оперативном управлении с 2013 года, без применения порядка, предусмотренного Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21.12.2001 №178- ФЗ (далее - Закон №178-ФЗ). На основании приказа от дата№... Министерство изъяло из оперативного управления ГОАУ СПО «***» указанное нежилое здание и передало в оперативное управление ГБУ СО «***». Приказом от дата№... Министерство согласовало продажу данного нежилого здания. Отчуждение имущества адрес было осуществлено Учреждением на основании прямого договора без проведения торгов. В нарушении ст. 57 Бюджетного Кодекса РФ полученный доход от продажи недвижимого имущества поступил в самостоятельное распоряжение ГБУ СО «***» в размере *** рублей в результате чего недопоступления в областной бюджет составили *** рублей. Полученный доход от продажи недвижимого имущества ГБУ СО «***» незаконно был использован в целях хозяйственной деятельности, в том числе: погашена задолженность по налогам и сборам *** рублей, сложившееся на дата, направлено на текущие расходы Учреждения - *** рублей, в том числе: заработная плата *** рублей, оплата коммунальных услуг *** рублей, продуктов питания *** рублей; на оплату услуг по содержанию оборудования, оплату медикаментов и прочее *** рублей, платежи лизинга - *** рублей и пр. Кроме того, с суммы дохода от продажи имущества Учреждением уплачены НДС по ставке 18% - *** рублей, налог на прибыль - *** рублей. Таким образом, ГБУ СО «***» получив денежные средства от реализации объекта, направили их на текущую деятельность своей организации. Как объяснял директор ГБУ СО «***» М.В.Л., ему нужны были денежные средства на текущую деятельность: кредиторская задолженность, заработная плата, уплата налогов и т.д.

- показаниями свидетеля Я.С.Б. (оглашены в порядке ст.281 УПК РФ с согласия сторон) о том, что он работает в Самарском общественном региональном фонде поддержки и развития шахматного спорта, состоит президентом с дата. В дата году Правительство Самарской области на безвозмездной основе предоставило здание, расположенное по адресу: адрес, которое было признано аварийным и не подлежащим использованию, являлось культурным наследием, и его невозможно было просто сломать или починить, фактически его не использовали, а несли расходы его содержание (охрана, электроэнергия, вода и т.д.). Они неоднократно обращались в Правительство Самарской области с просьбой продать им это здание. Директор ГБУ ***» М. B.Л. сказал, что он готов реализовать здание, но здание находилось в оперативном управлении и ГБУ не могло без согласования с Министерством имущественных отношений реализовать это здание. Здание было оценено, согласование длилось около года, и в дата года был издан приказ Минимущества, которым оно согласовало сделку. На основании этого приказа дата заключили договор купли-продажи здания, оплатили по договору *** рублей, перечислив данную сумму на счет ГБУ ***», который был указан в договоре купли-продажи. О том, что деньги должны были перечисляться в бюджет Самарской области не знали.

- показаниями свидетеля Г.Н.В. (оглашены в порядке ст.281 УПК РФ с согласия сторон) о том, что она работает в должности руководителя управления реестра и регистрации прав на имущество Самарской области Министерства имущественных отношений Самарской области с дата года, в её должностные обязанности по указанной должности входит ведение реестра имущества Самарской области, корректировка, обеспечение регистрации прав на имущество Самарской области. После согласования сделки купли-продажи, объекта недвижимости по адресу: адрес, к ней поступили следующие документы, подписанные в установленном порядке: приказ от дата№..., подписанным Министром С.Ю.П., акт приема-передачи объекта, на основании чего она выдала доверенность на прекращение права собственности адрес.

- показаниями свидетеля С.Д.А. (оглашены в порядке ст.281 УПК РФ с согласия сторон) о том, что он работает в должности руководителя управления по работе с проблемными активами Министерства имущественных отношений Самарской области с дата года. На период согласования приказа по продаже здания по адресу: адрес он исполнял обязанности руководителя департамента корпоративного управления, в функции которого входил контроль за деятельностью юридических лиц, принадлежащих Самарской области. В связи с тем, что пакет документов отвечал всем требованиям законодательства, им был согласован, и в дальнейшем направлен во все заинтересованные подразделения Министерства для согласования, после согласования он был подписан Министром - С.Ю.П. (приказ №... от дата). На основании указанного приказа был заключен договор купли-продажи и здание было реализовано.

Кроме того вина подсудимого подтверждается материалами уголовного дела:

- актом контрольного мероприятия «Проверка отдельных финансово-хозяйственных операций и анализ эффективности деятельности государственного бюджетного учреждения Самарской области «***» и государственного унитарного предприятия Самарской области «***» в дата годах», подготовленного Счетной палатой Самарской области дата, инспектором Б.Е.Н., в котором отражены выявленные нарушения действующего законодательства, в части не поступления в бюджет Самарской области денежных средств в сумме *** рублей от реализации ГБУ ***» объекта недвижимости по адресу: адрес;

- приказом министерства имущественных отношений Самарской области от дата№..., согласно которому государственное медицинское учреждение Самарской области «***» переименовано в государственное бюджетное учреждение Самарской области «***»;

- Уставом ГБУ СО «***», утвержденным приказом Министерства от дата№... (далее - Устав), с изменениями и дополнениями, согласно которому учредителем ГБУ СО «***» является Министерство имущественных отношений Самарской области; имущество, закрепленное на праве оперативного управления за ГБУ является собственностью Самарской области;

- приказом руководителя Департамента имущественных отношений Самарской области от дата№..., в соответствии с которым М.В.Л.., в период времени с дата состоит в должности директора ГБУ Самарской области «***».

- трудовым договором от дата, а также дополнительными соглашениями в период с дата по дата к трудовому договору от дата между работником – М.В.Л. и работодателем - Министерством, согласно которым М.В.Л. выполняет административно-хозяйственные и организационно-распорядительные функции в государственном бюджетном учреждении, т.е. является должностным лицом;

- письмом №... от дата, согласно которому М. B.JI., действуя от лица ГБУ СО «***», обратился с письмом в Министерство о предоставлении возглавляемому им учреждению здания в связи с недостатком площадей для организации медицинских услуг в связи с дополнительными видами деятельности;

- приказом от дата№..., на основании которому Министерство изъяло из оперативного управления у государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования Самарский техникум транспорта и коммуникаций нежилое здание, расположенное по адресу: адрес, и передало данное здание в оперативное управление ГБУ СО «***».

- приказом от дата№..., согласно которому Министерство согласовало продажу нежилого здания, расположенного по адресу: адрес;

- договором купли-продажи имущества от дата, на основании которого ГБУ СО «***» реализовало объект недвижимого имущества, являющийся собственностью адрес, находящийся у ГБУ на праве оперативного управления, расположенный по адресу: адрес, по цене *** рублей;

- выпиской из лицевых счетов ГБУ СО «***», согласно которым дата денежные средства в размере *** рублей поступили на счет ГБУ в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области г. Самара №... и были использованы в целях деятельности учреждения, направлены на текущие расходы ГБУ;

- письмом от дата№..., согласно которому Министерство уведомляло руководство ГБУ СО «***» в лице директора М.В.Л. о необходимости перечисления денежных средств от реализации объекта недвижимости расположенного по адресу: адрес, в бюджет, и предоставляло реквизиты;

- претензией от дата№... Министерства в адрес ГБУ СО «***» о необходимости погасить задолженность перед областным бюджетом от реализации вышеназванного объекта недвижимости, полученного ГБУ СО «***» дата;

- решением Арбитражного суда Самарской области по делу № №... от дата, вступившим в законную силу, которым суд постановил взыскать с ГБУ Самарской области "***" в пользу Министерства имущественных отношений Самарской области *** рублей неосновательного обогащения.

Оценивая собранные по делу доказательства – показания представителя потерпевшего Н.С.В., свидетелей С.Ю.П., З.И.Р., Л.А.М., К.Т.М., Т.Ю.Д., П.Ю.Н., Р.Е.Г., С.М.В., Б.Е.Н., Я.С.Б., Г.Н.В., С.Д.А. суд не сомневается в их достоверности, поскольку они последовательны в ходе предварительного и судебного следствия, заинтересованности в исходе дела данных свидетелей судом не установлено, причин для оговора М.В.Л. у них не имеется, показания свидетелей объективно подтверждаются материалами уголовного дела, а потому суд считает их правдивыми и полагает необходимым положить в основу приговора.

Давая оценку показаниям свидетелей, показания которых были оглашены в судебном заседании, суд учитывает, что допросы каждого из них проведены в соответствии с нормами уголовно-процессуального закона, регламентирующими порядок производства допроса свидетеля в уголовном судопроизводстве. В судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя и с согласия представителя потерпевшего, защитника, подсудимого показания свидетелей оглашались в соответствии с требованиями ст. 281 УПК РФ и оценены судом, как допустимые.

Таким образом, доказательства, на которых суд основывает свои выводы, получены в соответствии с уголовно-процессуальным законом, являются допустимыми и достоверными.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд считает вину М.В.Л. в совершении указанного преступления установленной и доказанной.

Органами предварительного следствия действия подсудимого М.В.Л. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 286 УК РФ как совершение должностным лицом действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель Д.М.Е. уточнила предъявленное обвинение, исключив из его объема предъявленного обвинения указание на нарушение прав и законных интересов граждан, а также считала необходимым исключить из текста предъявленного обвинения указание на нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, посягательство на деятельность учреждений, указав, что данные обстоятельства не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.

Исследовав и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что доказательства, собранные по уголовному делу, получены законным путем, являются допустимыми, относимыми и достаточными для вывода о виновности подсудимого М.С.С. в объеме предъявленного ему обвинения, с учетом позиции государственного обвинителя.

Суд, соглашаясь с позицией государственного обвинителя, считает необходимым исключить из объема предъявленного М.С.С. обвинения указания на нарушение прав и законных интересов граждан и организаций, посягательства на деятельность учреждений, поскольку в ходе судебного следствия не представлены доказательства нарушения прав и законных интересов конкретных граждан, в предъявленном обвинении квалифицирующий признак нарушение прав и законных интересов организаций отсутствует.

При назначении подсудимому М.В.Л. вида и размера наказания, суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного им преступления, относящегося к категории средней тяжести, а также данные о его личности. М.В.Л. к уголовной ответственности привлекается впервые, на учете в психоневрологическом и наркологическом диспансерах ***, ***, по месту жительства характеризуется ***, имеет на иждивении ***, ***, по месту работы характеризуется ***, имеет ***, в том числе награжден *** РФ дата, вину признал, в содеянном раскаялся.

Суд признает обстоятельствами, смягчающими наказание, признание вины, раскаяние в содеянном, наличие малолетнего ребенка, отца пенсионера.

Отягчающих наказание обстоятельств, как и оснований для снижения степени тяжести совершенного М.В.Л. преступления, применения при назначении наказания ст.64 УК РФ, судом не установлено.

С учетом изложенного и указанных выше обстоятельств совершения преступления, суд считает необходимым назначить М.В.Л. наказание в виде лишения свободы, полагая, что именно такое наказание будет способствовать его исправлению и послужит предупреждением совершению преступлений впредь.

Учитывая характер и степень общественной опасности преступления, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, суд приходит к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания и при назначении наказания применяет положения ст.73 УК РФ, назначая наказание условно.

В соответствии с п.9 Постановления Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 24.04.2015 года №6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне» 1941-1945 годов» по уголовным делам о преступлениях, которые совершены до дня вступления в силу настоящего Постановления, суд, если признает необходимым назначить наказание условно, назначить наказание, не связанное с лишением свободы, либо применить отсрочку отбывания наказания, освобождает указанных лиц от наказания. В силу п.12 указанного Постановления судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании пунктов 1 - 4 и 7 - 9 Постановления снимается.

Принимая во внимание, что отсутствуют препятствия для применения амнистии к М.В.Л., суд считает необходимым М.В.Л. от назначенного наказания освободить со снятием судимости.

Гражданский иск по уголовному делу не заявлен.

Руководствуясь п.10.1,11 ч.1 ст.299 УПК РФ, учитывая, что в ходе предварительного следствия был наложен арест на имущество М.В.Л., приобретенного до совершения преступления, арестованное имущество не является доходом, полученным в результате совершения преступления, не использовалось и не предназначалось для использования в качестве средства совершения преступления, а следовательно не подлежит конфискации, гражданский иск не заявлен, с учетом мнения государственного обвинителя, полагавшего что арест с имущество следует снять, суд приходит к выводу арест с имущества М.В.Л. необходимо снять.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать М.В.Л. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, и назначить ему наказание согласно санкции данной статьи в виде *** года.

Применить к М.В.Л. ст.73 УК РФ, и назначенное наказание в виде лишения свободы считать ***.

Обязать М.В.Л. не менять постоянного места жительства, работы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, периодически являться в данный орган для регистрации в установленные этим органом дни и часы.

Применить к М.В.Л. п.п. 9,12 Постановления Государственной Думы от 24.04.2015 года № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», в силу чего, освободить М.В.Л. от назначенного наказания, судимость снять.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении М.В.Л. отменить.

Снять арест, наложенный по постановлению Самарского районного суда г.Самары от дата, с имущества М.В.Л., дата года рождения:

– автомобиль «***» государственный регистрационный знак «№...

- автомобиль «***» государственный рационный знак « №...»;

- прицеп №..., государственный регистрационный знак « №...»;

-нежилое помещение площадью *** кв.метров, кадастровый №..., расположенное по адресу: адрес «В»;

- земельный участок площадью *** кв.метров, кадастровый №..., расположенный по адресу: адрес, участок №...;

- жилое здание площадью *** кв.метров, кадастровый №..., расположенный по адресу: адрес;

- земельный участок площадью *** кв.метра, кадастровый №..., расположенный по адресу: адрес;

- нежилое помещение площадью *** кв.метров, кадастровый №..., расположенный по адресу: адрес, ул. адрес, литер адрес

- трехкомнатная квартира площадью *** кв.метра, кадастровый №..., расположенная по адресу: адрес

- нежилое помещение № №... площадью *** кв.метров, кадастровый №..., расположенное по адресу: адресадрес»;

- земельный участок площадью *** кв.метров, кадастровый №..., расположенный по адресу: адрес, №...;

- земельный участок площадью *** кв.метров, кадастровый №...; №..., расположенный по адресу: адрес ка, адрес, №адрес.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Судья Е.В. Якушева