ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-13/2021 от 05.03.2021 Володарского районного суда (Астраханская область)

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 марта 2021 года п. Володарский

Володарский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Насыровой Т.А.

с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Володарского района Астраханской области Сафаралиева И.Н.

представителей потерпевшего – ФИО5, ФИО6

подсудимых ФИО1, ФИО2

защитников - адвокатов: Ирталиева Г.Д., представившего удостоверение и ордер № 08433 от ДД.ММ.ГГГГ,ФИО3,представившей удостоверение и ордер № 07977 от 26.10.2020 года,

при секретаре судебного заседания Голик Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:

ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, образование высшее, женатого, работающего в должности <данные изъяты>, не военнообязанного, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, судимого 21.10.2020г. Володарским районным судом Астраханской области по п. «в» ч. 3 ст. 286 УК РФ, п. «в» ч. 3 ст.286 УК РФ, п. «в» ч. 3 ст.286 УК РФ, на основании ч.3 ст. 69 УК РФ к 4 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.286 УК РФ,

ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Российской Федерации, образование высшее, замужней, имеющей <данные изъяты>, работающей в <данные изъяты>, не военнообязанной, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее не судимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.5 ст.33, ч.1 ст.286 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, состоя с 24.09.2015 года на основании распоряжения главы администрации муниципального образования «Володарский район» Астраханской области (далее администрации МО «Володарский район») от ДД.ММ.ГГГГ-к «О назначении ФИО1.», в должности <данные изъяты>, согласно должностной инструкции <данные изъяты>, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО «Володарский район», должен был выполнять следующие должностные обязанности: организовывать проведение районных мероприятий в области земельных и имущественных отношений; готовить проекты постановлений и распоряжений главы администрации района, касающихся деятельности управлений и отделов, находящихся в подчинении <данные изъяты>; вести прием граждан, рассматривать и принимать решения по предложениям, заявлениям, письменным обращениям и жалобам граждан; вправе был: запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений администрации района, администраций муниципальных образований района, муниципальных учреждений образования и предприятий (не зависимо от форм собственности и подчиненности) района, материалы и информацию, связанные с осуществлением функций, возложенных на <данные изъяты> требовать предоставления всех необходимых материалов; пользоваться информационными базами данных структурных подразделений администрации района. В его подчинении находился отдел земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «Володарский район». При этом, ФИО1, руководствуясь в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования «Володарский район», Положением об администрации МО «Володарский район», являлся должностным лицом органа местного самоуправления.

ФИО2, состоя в соответствии с распоряжением главы администрации МО «Володарский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ-к в должности <данные изъяты>», руководствуясь в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом муниципального образования «Володарский район», Положением об администрации МО «Володарский район», Положениями об отделе земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «Володарский район», должностной инструкцией <данные изъяты>», утвержденной ДД.ММ.ГГГГ главой администрации МО «Володарский район», согласно которой начальник отдела непосредственно подчиняется <данные изъяты> готовит проекты постановлений и распоряжений главы администрации района, касающихся его деятельности, в ее подчинении находится указанный отдел, она вправе запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений администрации района, муниципальных учреждений образования и предприятий (не зависимо от форм собственности и подчиненности) района, материалы и информацию, связанные с осуществлением функций, возложенных на начальника, требовать своевременного предоставления всех необходимых материалов, пользоваться информационными базами структурных подразделений администрации района; несет персональную ответственность в пределах предоставленных прав за своевременное и качественное выполнение возложенных на нее задач, функций и поручений; за достоверность информации.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ), одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с п. 1 ст. 78 ЗК РФ, земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства) крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Исходя из положений п. 1 ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ, для ведения личного подсобного хозяйства может использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок), при этом в силу п. 3 данной статьи полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Статья 6 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» определяет, что для ведения личного подсобного хозяйства используется предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок.

В силу п. 1 ст. 77 ЗК РФ, землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за пределами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Статья 83 ЗК РФ определяет земли населенных пунктов как земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, и устанавливает, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий; границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

С учетом изложенного, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, могут относится либо к категории земель населенных пунктов (приусадебный участок) либо земель сельскохозяйственного назначения (полевой участок). ФИО4 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

В соответствии с п.3.3. Положения об администрации МО «Володарский район», утвержденного решением Совета МО «Володарский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, глава администрации определяет полномочия должностных лиц администрации района, обладающих организационно-распорядительными функциями, вправе исполнение своих отдельных полномочий поручить первому заместителю главы администрации района, <данные изъяты>, руководителям структурных подразделений администрации.

В соответствии с распоряжением главы администрации МО «Володарский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ-р «О предоставлении права подписи документов <данные изъяты>», ФИО1 предоставлено право подписи документов по вопросам деятельности в сфере сельского хозяйства, писем, запросов, ответов по результатам рассмотрения жалоб и заявлений граждан, документов по вопросам отдела земельных и имущественных отношений, жилищной политики, в сфере архитектуры и градостроительства, в сфере земельных и имущественных отношений, и связанных с этими сферами деятельности договоров и соглашений гражданско-правового характера, договоров аренды, договоров купли-продажи земельных участков и других документов, касающихся полномочий в области архитектуры и градостроительства, земельных и имущественных отношений, распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками.

Согласно Положению <данные изъяты>», утвержденному постановлениями главы администрации МО «Володарский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, работу отдела курирует <данные изъяты>, основными задачами отдела являются формирование эффективной системы управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися в собственности или в ведении МО «Володарский район», ориентированной на обеспечение устойчивого социально-экономического развития МО «Володарский район», и организация ее работы с целью повышения инвестиционной привлекательности, доходности от коммерческого использования недвижимого имущества МО «Володарский район», совершенствование механизмов управления муниципальной собственностью МО «Володарский район»; функциями отдела является выдача разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории МО «Володарский район». Отдел возглавляет <данные изъяты>», который осуществляет общее руководство отделом на основе единоличия, принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные для сотрудников отдела.

Так, ДД.ММ.ГГГГФИО9 с целью приобретения права на земельный участок обратилась в администрацию МО «Володарский район», расположенную по адресу: <адрес> с заявлением о предоставлении ей в аренду на 5 лет для ведения личного подсобного хозяйства земельного участка площадью <данные изъяты>., расположенного по адресу: <адрес> из категории «земли сельскохозяйственного назначения». Ее заявление удовлетворено и на основании постановления <данные изъяты>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО9 заключен договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГФИО9 обратилась в администрацию МО «Володарский район» с письменным заявлением о выдаче разрешения на строительство «фермы» по адресу: <адрес> сроком на <данные изъяты>, на указанном земельном участке площадью <данные изъяты>., находящимся у нее в аренде. При этом, ФИО9 вместе с заявлением представила фиктивную проектную документацию на строительство здания (фермы) по данному адресу. Указанное заявление поступило на исполнение <данные изъяты>ФИО2, которая, находясь в ежегодном отпуске, поручила для исполнения это заявление сотруднику названного отдела Свидетель №1, который подготовил проект разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ нежилого здания (фермы), расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером , который для согласования передал ФИО2

После этого, ФИО2, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте, в здании, расположенном по адресу: <...>, в нарушение требований ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 года №112-ФЗ, согласовала незаконный указанный выше проект разрешения на строительство, который предоставила <данные изъяты>ФИО1 для подписания. Затем ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте, в здании администрации МО «Володарский район», расположенном по адресу: <...>, в нарушение требований ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от 07.07.2003 года №112-ФЗ, лично подписал подготовленное отделом земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «Володарский район» и согласованное начальником этого отдела ФИО2 незаконное разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ нежилого здания (фермы), расположенного по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером которое в последующем было передано ФИО9

Далее, ФИО9ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО «<адрес>» с письменным заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию вновь построенного (реконструированного, капитально отремонтированного) объекта капитального строительства (фермы), расположенного <адрес>. Вместе с заявлением ФИО9 представила фиктивный технический план здания. Указанное заявление поступило на исполнение <данные изъяты>ФИО2, которая поручила для исполнения это заявление сотруднику названного отдела Свидетель №1, который подготовил проект разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>», на земельном участке с кадастровым номером , который для согласования передал ФИО2

После этого, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте, в нарушение требований ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ и требований ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ не организовала и не осуществила осмотр объекта капитального строительства, а также проверку соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, согласовала незаконный указанный выше проект разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, который предоставила для подписания <данные изъяты>ФИО1, который ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте, в нарушение требований ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» от ДД.ММ.ГГГГ №112-ФЗ, лично подписал подготовленное отделом земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «Володарский район» и согласованное <данные изъяты>ФИО2 незаконное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <данные изъяты> на земельном участке с кадастровым номером которое в последующем было передано ФИО9

На основании подписанного ФИО1, согласованного ФИО2, незаконного разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ, указанный объект здания-фермы, расположенного по адресу: <адрес>», площадью на земельном участке с кадастровым номером , ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в результате чего ФИО9 стала правообладателем указанного объекта недвижимости с кадастровым номером и получила юридически закрепленную возможность приобрести земельный участок по льготной цене, вместо рыночной стоимости.

Затем ФИО9ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию МО «Володарский район» с письменным заявлением о приобретении вышеуказанного арендованного земельного участка в свою собственность. Указанное заявление поступило на исполнение <данные изъяты>» ФИО2, которая поручила для исполнения это заявление сотруднику названного отдела Свидетель №2, подготовившему проект постановления администрации МО «Володарский район» Астраханской области от 24.09.2018 года №1785 «О предоставлении ФИО9 в собственность (за плату) земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства», который для согласования передал ФИО2

После этого, ФИО2, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте, согласовала незаконный указанный выше проект постановления, который предоставила для подписания <данные изъяты>ФИО1, который ДД.ММ.ГГГГ, находясь на своем рабочем месте, лично подписал подготовленное отделом земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «Володарский район» и согласованное начальником этого отдела ФИО2 незаконное постановление администрации МО «<адрес>» <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО9 в собственность (за плату) земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства», на основании которого ДД.ММ.ГГГГ между администрацией МО «Володарский район» в лице ФИО1 и ФИО9 заключен незаконный договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», площадью <данные изъяты>. с выкупной стоимостью <данные изъяты> На основании вышеуказанного постановления и договора купли-продажи ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право собственности ФИО9 на указанный земельный участок.

Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом органа местного самоуправления, не надлежаще исполняя свои обязанности вследствие недобросовестно и небрежно отношения к службе, лично подписал подготовленное отделом земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «Володарский район» незаконное разрешение на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию (фермы), а также постановление администрации МО «Володарский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, не убедившись в законности указанных документов, но самонадеянно рассчитывая на проверку их структурным отделом администрации МО «Володарский район». ФИО2, как должностное лицо органа местного самоуправления, не надлежаще исполняя свои обязанности вследствие недобросовестно и небрежно отношения к службе, согласовала, не проверив законность подготовленных сотрудниками отдела проектов разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию (фермы), а также постановления администрации МО «Володарский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, в нарушение ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса не организовав осмотр капитального объекта строительства.

Действия ФИО1 и ФИО2 повлекли за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившиеся в выбытии земельного участка стоимостью 118042 рубля из распоряжения администрации МО «Володарский район» Астраханской области, а также создали предпосылки к подрыву авторитета местных органов власти и условия к формированию общественного мнения о возможности решения вопросов в органах власти посредством несоблюдения действующих на территории Российской Федерации законов.

В судебном заседании подсудимый ФИО1 признал свою вину в халатности, поскольку не проконтролировал действия сотрудников соответствующих отделов, находившихся у него в подчинении.

Подсудимая ФИО2 в судебном заседании свою вину не признала, суду показала, что выезжать на объекты для их осмотра возможности не было в связи с большим объемом работы, а земельный участок был предоставлен ФИО9 в собственность не на основании разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию, а на основании представленной ею выписки из Росреестра о нахождении у ФИО9 в собственности строения, находящегося на данном земельном участке.

Допросив подсудимых, представителя потерпевшего, свидетелей, исследовав письменные материалы уголовного дела, суд приходит к выводу о том, что виновность ФИО1 и ФИО2 в совершении вышеуказанного преступления доказана и подтверждается совокупностью следующих доказательств.

Так, из оглашенных в ходе судебного следствия в порядке ст. 276 УПК РФ показаний ФИО2, данных ею на предварительном следствии, следует, что она признает, что ненадлежащим образом исполнила свои должностные обязанности, дав согласие на строительство и ввод в эксплуатацию объекта – фермы, без должного изучения нормативной базы (том 3 л.д. 113-119).

Из показаний представителя потерпевшего администрации МО «Володарский район» ФИО6 в суде следует, что из материалов уголовного дела ему известно, что в 2018 году ФИО9 обратилась в администрацию МО «Володарский район» с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка, <данные изъяты> из категории земель сельскохозяйственного назначения. Администрацией МО «Володарский район» было принято постановлении о согласовании схемы расположения данного земельного участка. Впоследствии на основании заявления ФИО9 данный земельный участок был предоставлен ей в аренду. После этого на основании представленных ФИО9 в администрацию МО «Володарский район» документов, ей было выдано разрешение на строительство, затем разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в последующем земельный участок был передан ей в собственность, что повлекло выбытие земельного участка из ведения администрации, причинение материального ущерба администрации в сумме <данные изъяты>

Из показаний свидетеля Свидетель №2 в суде, а также подтвердившего показания, данные им в ходе предварительного следствия и оглашенные в судебном заседании на основании ч.3 ст. 281 УПК РФ ввиду возникших противоречий (том 3 л.д. 15-22), следует, что с января 2018 года он состоял в должности заведующего сектором земельных отношений отдела земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «Володарский район». Его руководителем была ФИО2, которая являлась <данные изъяты> отдела. В его должностные обязанности входило: предоставление земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения на территории МО «Володарский район». 31.01.2018г. в адрес администрации МО «Володарский район» поступило заявление ФИО9 о предварительном согласовании предоставления земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <данные изъяты>» в аренду для ведения личного подсобного хозяйства. Данное заявление ему было отписано ФИО2 для исполнения. К заявлению ФИО9 прилагались копия ее паспорта и схема расположения земельного участка. Руководствуясь ст. 39.15 ЗК РФ, он сверил координаты схемы расположения земельного участка, предоставленной ФИО9, с данными публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Каких-либо наложений данного земельного участка выявлено не было. Данный земельный участок относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена. По сведениям публичной кадастровой карты данный земельный участок не был сформирован ранее. Так как границы образуемого участка не налагаются на посторонние земельные участки, не было оснований для отказа в заявлении ФИО9 Далее <данные изъяты> был составлен проект постановления администрации МО «<адрес>» о предварительном согласовании предоставлении земельного участка по адресу: <адрес>». Данное постановление было согласовано с ФИО2, правовым отделом администрации МО «Володарский район», на основании чего постановление за от 19.02.2018г. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> было подписано главой администрации ФИО10, копия данного постановления выдана ФИО9 Согласно п. 19 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства предоставляется без торгов. 05.03.2018г. вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый . 06.03.2018г. в адрес администрации МО «»Володарский район» поступило заявление от ФИО9 о предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства. К заявлению прилагалась выписка о том, что земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоенным номером. Данное заявление было отписано Свидетель №2 его руководителем ФИО2 для исполнения. Свидетель №2 был составлен проект постановления администрации МО «Володарский район» о предоставлении ФИО9 в аренду данного земельного участка. Данное постановление было согласовано с ФИО2, правовым отделом администрации МО «Володарский район», на основании чего постановление от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении ФИО9 в аренду земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства» было подписано заместителем <данные изъяты>ФИО1, копия данного постановления выдана ФИО9 После этого 23.03.2018г. между администрацией МО «<адрес>» и ФИО9 был заключен договор аренды земельного участка . 06.09.2018г. в адрес администрации МО «Володарский район» поступило заявление от ФИО13 в интересах ФИО9 по доверенности о предоставлении земельного участка в собственность. К заявлению прилагалось: копия договора аренды, копия постановления, копия доверенности, копия выписки. Данное заявление отписано Свидетель №2ФИО2 для исполнения. Заявление было сформировано должным образом, к заявлению прилагались необходимые документы. Основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка отсутствовали, им был составлен проект постановления администрации МО «<адрес>» о представлении ФИО9 в собственность (за плату) земельного участка по вышеуказанному адресу, для ведения личного подсобного хозяйства. Данное постановление было согласовано с ФИО2, правовым отделом администрации МО «<адрес>», на основании чего постановление за от 24.09.2018г. было подписано <данные изъяты>ФИО1 После этого 24.09.2018г. был составлен договор купли-продажи между администрацией МО «<адрес>» и ФИО9 о выкупе земельного участка с выкупной стоимостью <данные изъяты>. Договор аренды данного земельного участка был расторгнут. При оформлении земельного участка ФИО9 по вышеуказанному адресу им лично не осуществлялся выезд на данный земельный участок, так как не было необходимости в этом. В случае если ФИО9 на арендуемом ею участке по вышеуказанному адресу не построила бы нежилое помещение (ферму), она могла бы приобрести данный земельный участок только по рыночной цене. Разрешение на капитальный вид строительства - нежилое здание (ферма) по адресу: <адрес> противоречит ст. 4 Федерального закона РФ «О личном подсобном хозяйстве», согласно которой строительство каких-либо объектов недвижимости на земельных участках, расположенных за чертой населенного пункта, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства запрещается. Ему и ФИО2 в марте 2018 года было известно, что на земельном участке по адресу: <адрес> уже имеется строение, что было установлено им согласно данным публичной карты Росреестра. Документы на строение у ФИО9 он не требовал, так как это не было предусмотрено Земельным кодексом РФ. Так как на земельном участке уже имелось строение, значит разрешение на капитальный вид строительства - нежилое здание (ферма) по данному адресу выдано незаконно. Заявление от ФИО13 в интересах ФИО9 по факту предоставления земельного участка по адресу: <адрес>» в собственность, поступившее 06.09.2018г. в адрес администрации МО «<адрес>», было положительно рассмотрено в соответствии с действующим законодательством РФ. Если ему (Свидетель №2) и ФИО2 в марте 2018 года было известно, что на земельном участке по вышеуказанному адресу уже имеется строение, значит ФИО11 арендовала земельный участок с уже имеющимся строением. К своему заявлению на аренду земельного участка ФИО9 приложила все необходимые документы, поэтому земельный участок был предоставлен ей в аренду. Кому принадлежит строение он не выяснял. Если бы ФИО9 произвела реконструкцию уже имеющегося здания на вышеуказанном земельном участке, она не могла бы получить разрешение на ввод в эксплуатацию нежилого здания фермы.

Из показаний свидетеля Свидетель №1в суде, а также подтвердившего показания, данные им в ходе предварительного следствия и оглашенные в судебном заседании на основании ч.3 ст. 281 УПК РФ ввиду возникших противоречий (том 1 л.д. 125-129), следует, чтов 2018 году он работал в должности старшего инспектора отдела земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «Володарский район». Его руководителем являлась ФИО2, которая занимала должность <данные изъяты>». В его должностные обязанности входила выдача разрешений на строительство объектов, выдача разрешений на ввод в эксплуатацию, выдача градостроительных планов. 04.06.2018г. в адрес администрации МО «Володарский район» поступило заявление от ФИО9 через представителя по доверенности ФИО25 о предоставлении разрешения на строительство фермы по адресу: <данные изъяты> находящемся в аренде. Данное заявление было отписано главой района в отдел земельных и имущественных отношений, жилищной политики, то есть непосредственно его начальнику ФИО2 К заявлению прилагались: правоустанавливающий документ на земельный участок (договор аренды), градостроительный план земельного участка, схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта, доверенность и паспорт заявителя. Данное заявление было отписано ему на исполнение непосредственно его начальником ФИО2, и было рассмотрено в установленный срок, после чего, им был подготовлен проект разрешения на строительство. Все документы, представленные ФИО9, соответствовали действующему законодательству, оснований для отказа в выдаче разрешения не имелось. Данный проект разрешения вместе с прилагаемыми документами он направил на согласование начальнику отдела ФИО2, которая проверив законность принятого решения, передала данный проект разрешения заместителю главы администрации ФИО1 на подпись. После этого разрешение на строительство от 08.06.2018г. было подписано <данные изъяты>ФИО1, так как правом подписи на тот момент обладал только он, как курирующий <данные изъяты>. Данное разрешение было выдано ФИО9 29.06.2018г. в адрес администрации МО «Володарский район» поступило заявление от ФИО9 по факту предоставления разрешения на ввод в эксплуатацию вновь построенного, реконструированного, капитально отремонтированного объекта, расположенного по адресу: <данные изъяты> К заявлению прилагались: правоустанавливающий документ на участок, градостроительный план земельного участка, разрешение на строительство, планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения построек, схема инженерных коммуникаций, застройщиком являлась ФИО9 Документы, насколько он помнит, были представлены действующим от имени ФИО9 по доверенности ФИО26 Данное заявление было отписано главой района или его <данные изъяты>, точно не может сказать, в отдел земельных и имущественных отношений, жилищной политики, то есть непосредственно его начальнику ФИО2 Заявление ФИО12 было им рассмотрено в установленный срок, оснований отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не было, все представленные документы соответствовали ст.55 Градостроительного кодекса РФ. Им было вынесено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.07.2018г. за . Данное разрешение он представил на согласование начальнику отдела ФИО2, которая изучив представленное разрешение с прилагаемыми документами, направила данное разрешение на подпись к <данные изъяты> Данное разрешение было подписано <данные изъяты>ФИО1, так как правом подписи на тот момент обладал только он, как курирующий <данные изъяты>. Данное разрешение было выдано ФИО9 Все решения, которые он принимал, а также проекты данных решений изучались начальником отдела ФИО2 Если имелись какие-то недостатки, она возвращала документы ему на устранение недостатков, если все составлено в соответствии с законодательством, начальник отдела передавала проекты решений на подпись. При рассмотрении заявления ФИО9, по факту предоставления разрешения на строительство фермы на земельном участке по адресу: <адрес>», ему не было известно, что на данном участке уже имеется строение. Выезд на место предполагаемого строительства им не осуществлялся, так как это не предусмотрено нормами Градостроительного законодательства. В своей деятельности ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» он не руководствовался, только нормами Градостроительного кодекса РФ.

Из показаний свидетеля Свидетель №3 в суде следует, что с февраля 2010 года она состоит в должности начальника Володарского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области. 14.08.2018г. ФИО13, действующий по доверенности за ФИО9, обратился через МФЦ с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении здания - фермы, расположенной на земельном участке по адресу: <данные изъяты>. Вместе с заявлением были представлены: технический план, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.07.2018г., выданное администрацией МО «Володарский район», технический план, документ об уплате государственной пошлины. В соответствии со статьей 29 Федерального закона № 218-Ф3 от 13.07.2018г. «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о регистрации) правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки, проводилась на предмет установления отсутствия предусмотренных Законом о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации прав. Кроме того, не допускалось истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных Законом о регистрации. Проводилась оценка разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, оно соответствовало требованиям, установленным ст. 21 Закона о регистрации, было выдано уполномоченным органом, подписано полномочным должностным лицом. Оценка законности выданного органом местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не входит в полномочия органа регистрации прав. 28.08.2018г. государственным регистратором в кадастр недвижимости и реестр прав ЕГРН были внесены сведения об объекте и о праве собственности в отношении нежилого здания (фермы), расположенной по адресу: <данные изъяты> Государственный кадастровый учет и государственная регистрация возникшего права была удостоверена выпиской из единого государственного реестра недвижимости, подтверждающей проведенный государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав. В целом на землях сельскохозяйственного назначения разрешается строительство зданий для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Вышеуказанный земельный участок предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения для ведения личного подсобного хозяйства. Согласно ст. 4 Федерального закона № 112 ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Строительство каких-либо объектов недвижимости на земельных участках, расположенных за чертой населенного пункта, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства - запрещается.

Показаниями свидетеля Свидетель №4 в суде, из которых следует, что с 2017 года она состоит в должности специалиста эксперта, государственного регистратора Володарского отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области. В ее должностные обязанности входят: осуществление государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним. В 2018 году ФИО13, действующий по доверенности, через МФЦ обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на нежилое здание (ферму), расположенную на <данные изъяты>» на земельном участке, предоставленном заявителю на праве аренды.К заявлению были приложены: технический план, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, доверенность и квитанция. Представленное с заявлением разрешение на ввод объекта в эксплуатацию сомнений не вызвало, так как было принято уполномоченным органом и подписано надлежащим должностным лицом, оснований для приостановления осуществления государственной регистрации не было.

Из показаний свидетеля ФИО9 в суде, а также подтвердившей показания, данные ею в ходе предварительного следствия и оглашенные в судебном заседании на основании ч.3 ст. 281 УПК РФ ввиду возникших противоречий (том 1 л.д. 180-183), следует, что примерно в январе-феврале 2018 года, они с мужем решили взять в аренду земельный участок в районе <адрес>. В ходе одной из поездок в <адрес> она увидела подходящий земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты> После чего она обратилась к кадастровому инженеру ФИО24, который составил ей схему земельного участка, с которой она обратилась в Комитет земельных и имущественных отношений администрации Володарского района АО, где специалист, посмотрев схему, проверил по компьютеру и сказал, что земельный участок по данной схеме несформированный, никому не принадлежит и не отмежеван. В феврале 2018 года администрацией МО Володарский район, было выдано Постановление о предварительном согласовании земельного участка по адресу: <данные изъяты>». Примерно через месяц, она была уведомлена администрацией МО «Володарский район» о необходимости явится для составления договора аренды земельного участка. По прибытию в администрацию ей было выдано Постановление о предоставлении земельного участка в аренду, и она подписала договор аренды земельного участка и получила один экземпляр на руки. В июне 2018 года, она обратилась в администрацию с заявлением о разрешении строительства на арендуемом ею земельном участке и приложила рабочий проект здания. Через некоторое время ей было выдано разрешение на строительство. После этого она попросила мужа начать реконструкцию здания фермы из имеющихся у них стройматериалов. После окончания реконструкции был заказан в БТИ технический план здания. После получения которого она обратилась в администрацию, предоставив техплан для выдачи ей разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Получив разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, она сдала документы в МФЦ для того, чтобы оформить объект в свою собственность. В результате чего в августе 2018 года она зарегистрировала право собственности на здание. В сентябре 2018 года она обратилась в администрацию МО «Володарский район», с заявлением о выкупе земельного участка и оформлении его в собственность, так как на данном земельном участке она имела в собственности здание. Администрация МО «Володарский район», рассмотрев её заявление, составила соглашение о расторжении договора аренды земельного участка, а после выдала ей постановление о предоставлении в собственность земельного участка и договор купли-продажи земельного участка. Оформление всей документации, связанной с оформлением земельного участка и здания фермы, она проводила на общих началах, то есть в установленном действующим законодательством порядке. С ФИО1 она не знакома лично, знает его как жителя пос.Володарский, также как одного из руководителей администрации МО «Володарский район». <данные изъяты>ФИО2, старшим инспектором отдела земельных и имущественных отношений администрации МО «Володарский район» Свидетель №1, заведующим сектора земельных отношений Свидетель №2, она лично не знакома, знает их заочно, как жителей Володарского района Астраханской области. В ходе оформления документации на земельный участок и здание фермы она ни с кем из вышеуказанных лиц не виделась, не разговаривала. Возможно она с ними сталкивалась при оформлении правоустанавливающих документов на земельный участок и здание фермы на их рабочих местах в ходе посещения структурных подразделений администрации МО «Володарский район», точно сказать в настоящее время она не может, ввиду давности событий. Из показаний свидетелей ФИО15 и ФИО14 в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебном заседании на основании ч.1 ст. 281 УПК РФ с согласия сторон (том 1 л.д. 175-177, 170-172), следует, что в 2011 году ФИО15 приобрела у Коопхоза <данные изъяты>» ферму и сторожку, <данные изъяты>», о чем был составлен договор купли-продажи, на данной ферме ее супруг ФИО14 занимался выпасом скота, а также ими был взят в аренду земельный участок, на котором расположена ферма у Коопхоза <данные изъяты>». После чего, они с супругом наняли адвоката для того, чтобы оформить данную ферму должным образом, а также земельный участок. Адвокат затянула время и в 2018 году им стало известно, что данный участок уже начала оформлять ФИО9, хотя данной фермой они продолжали пользоваться все это время. На данном земельном участке действительно находилась ферма и сторожка, которые были построены Коопхозом <данные изъяты>» еще в советское время.

Показаниями свидетеля ФИО16, который суду показал, что работает в ООО «Куясар» в должности кадастрового инженера. В 2018 году к нему обратилась ФИО9 по вопросу образования земельного участка, расположенного <данные изъяты>. В соответствии с ее заявлением им был осуществлен выезд на указанный участок местности, где были осуществлены кадастровые работы, произведены замеры земельного участка, находившегося за границами населенного пункта. Данный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, является полевым, поскольку находится за границами населенного пункта. Указанные обстоятельства были установлены им при ознакомлении с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Новинский сельсовет», находящими в общедоступном доступе в сети Интернет на сайте администрации МО «Новинский сельсовет». После осуществления замеров осматриваемого участка местности, им была составлена схема расположения, которую он в последствии передал ФИО9 На момент проведения кадастровых работ на участке местности, расположенном <адрес>», находилось строение, выполненное из кирпича и дерева. По внешним признакам строение было построено давно. Сведения о строении были внесены им в межевой план.

Виновность ФИО1 и ФИО2 в совершении преступления подтверждается также письменными доказательствами по делу:

- распоряжением главы администрации МО «Володарский район» от ДД.ММ.ГГГГ года № согласно которому ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность <данные изъяты> (том 1 л.д. 69, том 2 л.д.131);

- должностной инструкцией <данные изъяты>, согласно которой он должен был организовывать проведение районных мероприятий в области земельных и имущественных отношений; готовить проекты постановлений и распоряжений главы администрации района, касающихся деятельности управлений и отделов, находящихся в подчинении <данные изъяты>; вести прием граждан, рассматривать и принимать решения по предложениям, заявлениям, письменным обращениям и жалобам граждан; вправе был запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений администрации района, администраций муниципальных образований района, муниципальных учреждений образования и предприятий (не зависимо от форм собственности и подчиненности) района, материалы и информацию, связанные с осуществлением функций, возложенных на <данные изъяты>, требовать своевременного предоставления всех необходимых материалов; пользоваться информационными базами данных структурных подразделений администрации района; в его подчинении находился отдел земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «Володарский район» (том 1 л.д.64-68, том 2 л.д. 136- 140);

- распоряжением главы администрации МО «Володарский район» от ДД.ММ.ГГГГ-к, согласно которому ФИО2 назначена на должность <данные изъяты> (том 1 л.д. 31, том 3 л.д.244);

- должностной инструкцией <данные изъяты>», согласно которой начальник отдела готовит проекты постановлений и распоряжений главы администрации района, касающихся его деятельности, в ее подчинении находится указанный отдел, вправе запрашивать и получать в установленном порядке от структурных подразделений администрации района, муниципальных учреждений образования и предприятий (не зависимо от форм собственности и подчиненности) района, материалы и информацию, связанные с осуществлением функций, возложенных на начальника, требовать своевременного предоставления всех необходимых материалов; пользоваться информационными базами структурных подразделений администрации района; несет персональную ответственность в пределах предоставленных прав за своевременное и качественное выполнение возложенных на нее задач, функций и поручений; за достоверность информации (том 1 л.д. 43-46, том 3 л.д.245-248);

- Положением об отделе земельных и имущественных отношений, жилищной политики администрации МО «Володарский район», утвержденным постановлениями главы администрации МО «Володарский район» Астраханской области от 31.12.2015г. , от 14.06.2018г. , согласно которым работу отдела курирует <данные изъяты>; основными задачами отдела являются формирование эффективной системы управления и распоряжения муниципальным имуществом и земельными участками, находящимися в собственности или в ведении МО «Володарский район», ориентированной на обеспечение устойчивого социально-экономического развития МО «Володарский район», и организация ее работы с целью повышения инвестиционной привлекательности, доходности от коммерческого использования недвижимого имущества МО «Володарский район», совершенствование механизмов управления муниципальной собственностью МО «Володарский район»; функциями отдела является осуществление подготовки и оформления документов по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; выдача разрешений на строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении капитального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории МО «Володарский район». Отдел возглавляет <данные изъяты>». Начальник отдела осуществляет общее руководство отделом на основе единоличия, принимает в пределах своей компетенции решения, обязательные для сотрудников отдела (том 3 л.д.235-243, том 4 л.д. 10-17)

- Положением об администрации МО «Володарский район», утвержденным решением Совета МО «Володарский район» Астраханской области от 29.06.2017 года №51, согласно которому глава администрации определяет полномочия должностных лиц администрации района, обладающих организационно-распорядительными функциями, вправе исполнение своих отдельных полномочий поручить <данные изъяты> руководителям структурных подразделений администрации (том 3 л.д.231-234);

- распоряжением главы администрации МО «Володарский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ-р «О предоставлении права подписи документов <данные изъяты>, в соответствии с которым ФИО1 предоставлено право подписи документов по вопросам отдела земельных и имущественных отношений, жилищной политики, в сфере архитектуры и градостроительства, в сфере земельных и имущественных отношений, и связанных с этими сферами деятельности договоров и соглашений гражданско-правового характера, договоров аренды, договоров купли-продажи земельных участков и других документов, касающихся полномочий в области архитектуры и градостроительства, земельных и имущественных отношений, распоряжения муниципальным имуществом (том 4 л.д.5-6);

- заявлением ФИО9 от 31.01.2018г., согласно которому она просит предварительно согласовать предоставление в аренду земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <данные изъяты>», для ведения личного подсобного хозяйства (том 3 л.д.35);

- постановлением администрации МО «<адрес>» от 19.02.2018г. «О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> в аренду ФИО9 (том 3 л.д. 36-37);

- заявлением ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она просит предоставить ей земельный участок по адресу: <адрес> с кадастровым номером , с площадью <данные изъяты>., на праве аренды сроком на 5 лет для ведения ЛПХ (том 3 л.д. 41);

- постановлением администрации МО «Володарский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении ФИО9 в аренду земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства», согласно которому ФИО9 предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером , из категории «земли сельскохозяйственного назначения», расположенный <адрес>», для ведения личного подсобного хозяйства (том 2 л.д.62-63, том 3 л.д. 47-48);

- договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которому ФИО9 предоставлен в аренду земельный участок из категории «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером , находящийся по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (том 1л.д. 221-224);

- заявлением ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она просит выдать разрешение на строительство фермы по адресу: <адрес>» (том 2 л.д.61);

- разрешением на строительство от ДД.ММ.ГГГГ, которое подписано <данные изъяты>ФИО1 Согласно данному разрешению ФИО9 получила разрешение на строительство объекта капитального строительства – фермы на земельном участке с кадастровым номером , расположенныом по адресу: <адрес> (том 1 л.д. 18-20);

- заявлением ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому она просит предоставить разрешения на ввод в эксплуатацию вновь построенного объекта капитального строительства «фермы», расположенного по адресу: <адрес> (том 2 л.д.51);

- разрешением от ДД.ММ.ГГГГ, которое подписано <данные изъяты>ФИО1, выданным ФИО9, на ввод в эксплуатацию вновь построенного объекта капитального строительства - «фермы», расположенного по адресу: <данные изъяты>" на земельном участке с кадастровым номером (том 1 л.д. 14-17);

- заявлением представителя ФИО9 - ФИО13 от 06.09.2018г., согласно которому он просит продать в собственность ФИО9 земельный участок, занимаемый для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>» (том 1 л.д.216);

- соглашением о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому расторгнут договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по обоюдному согласию сторон (том 3 л.д. 96);

- постановлением администрации МО «Володарский район» от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении ФИО9 в собственность (за плату) земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства», согласно которому ФИО9 предоставлен в собственность земельный участок из категории «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>», для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 21-22, том 3 л.д. 90-91);

- договором купли-продажи от 24.09.2018г., в соответствии с которым администрация МО «<адрес>» передала в собственность ФИО9 земельный участок из категории «земли сельскохозяйственного назначения», с кадастровым номером , расположенный по адресу: <данные изъяты> для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 23-24);

- выпиской из ЕГРН от 05.03.2018г., согласно которой земельному участку по адресу: <данные изъяты> присвоен кадастровый . Данный земельный участок относится к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства (том 1 л.д. 29-30);

- выпиской из ЕГРН от 17.07.2019г., согласно которой 28.08.2018г. за ФИО9 зарегистрировано право собственности на нежилое здание – ферма, расположенное по адресу: <адрес>, присвоен кадастровый (том 1 л.д.26-28);

- письмом от <данные изъяты>. в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по АО» за подписью начальника отдела ФИО2, в котором сообщается, что в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ, фактическое использование земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <данные изъяты>», соответствует виду разрешенного использования. На земельном участке расположено строение, используемое для хранения сельскохозяйственной продукции (том 1 л.д. 25);

- справкой администрации МО «Новинский сельсовет» от 03.03.2020г., из которой следует, что земля на территории уч. Есей-Тюбе не находится в границах населенного пункта (том 1 л.д. 103);

- протоколом осмотра предметов от 15.06.2020г., а именно: учетного дела ФИО9, изъятого в ходе выемки 18.10.2019г. в администрации МО «Володарский район» и материалами данного учетного дела (том 1 л.д. 199-205, 216, 221-224, 243-253, том 2 л.д. 1-19);

- договором купли-продажи от 20.09.2011г., заключенным между ФИО15 и Коопхоз «Новинка», согласно которому ФИО15 приобрела у Коопхоза «Новинка» ферму в «Есей Тюбе» со следующим имуществом: стены сарая, часть кровли; аварийный загон для скота, домик для охраны; навес для скота (том 2 л.д. 28-29);

-проектной документацией строительства здания фермы по адресу: <данные изъяты> по заказу ФИО9 (том 2 л.д. 69 – 84);

- протоколом осмотра места происшествия от 11.06.2020г., согласно которому осмотрен участок местности, расположенный по адресу: <данные изъяты>», где находится частично разрушенное здание, построенное из кирпича белого цвета, кровля отсутствует. Со слов участвующего при проведении осмотра кадастрового инженера ФИО16, в 2018 году им составлялась схема расположения <данные изъяты>» по обращению ФИО9, при этом осуществлялся выезд на данный земельный участок местности. При проведении кадастровых работ на территории данного земельного участка уже находилось строение, а именно здание, построенное из белого кирпича, и домовладение, находящееся на бугре. Обстоятельства осмотра подтверждаются фототаблицей (том 2 л.д.96-103);

- протоколом осмотра места происшествия от 08.06.2020г. – служебного кабинета ФИО1 в здании администрации МО «Володарский район» по адресу: <...>. Обстоятельства осмотра подтверждаются фототаблицей (том 2 л.д. 104-112);

- Уставом муниципального образования «Володарский район», в соответствии с которым администрация района является исполнительно распорядительным органом местного самоуправления района (том 3 л.д. 150-230);

- вступившим в законную силу решением Володарского районного суда Астраханской области от 01.06.2020г., которым признано незаконным разрешение на строительство от 08.06.2018г., выданное администрацией МО «<адрес>» ФИО9, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 02.07.2018г. на здание, расположенное по адресу: <адрес> (том 4 л.д. 19-22);

- решением Володарского районного суда <адрес> от 15.07.2020г., согласно которому прекращено зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право собственности ФИО9 на объект недвижимости – здание (ферму), расположенное по адресу: <адрес>» (том 4 л.д. 24-26).

Оценивая вышеуказанные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Признательные показания подсудимого ФИО1 в суде и подсудимой ФИО2 на предварительном следствии, показания свидетелей, данные из протоколов осмотров, согласуются между собой, дополняют друг друга и содержат сведения относительно предмета доказывания, определенного в ст. 73 УПК РФ, а потому приняты судом как относимые.

Показания свидетелей Свидетель №2, Свидетель №1, ФИО9, ФИО15, ФИО14, ФИО16, Свидетель №3, Свидетель №4 в совокупности с письменными доказательствами по делу, суд признает достоверными, поскольку они последовательны, не противоречивы, логически взаимосвязаны, не содержат в себе противоречий, которые бы ставили под сомнение достоверность их показаний в целом.

В показаниях представителей потерпевшего, свидетелей, письменных доказательствах, каких-либо противоречий, которые свидетельствовали бы об их недостоверности, не имеется. Указанная совокупность доказательств не содержит взаимоисключающих сведений относительно обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Какой-либо заинтересованности со стороны свидетелей, при даче показаний в отношении подсудимых, как и оснований для их оговора, судом не установлено.

Так, из показаний свидетеля Свидетель №1 следует, что к заявлению ФИО9 о выдаче разрешения на строительство фермы были приложены все необходимые документы, в том числе договор аренды земельного участка. Данное заявление было отписано ему на исполнение непосредственно его начальником ФИО2 Подготовив проект разрешения на строительство, он передал его вместе с прилагаемыми документами на согласование начальнику отдела ФИО2, которая проверив законность принятого решения, передала данный проект разрешения <данные изъяты>ФИО1 на подпись. Подготовленный им на основании заявления ФИО9 проект разрешения на ввод в эксплуатацию объекта он представил на согласование начальнику отдела ФИО2, которая, изучив представленное разрешение с прилагаемыми документами, в том числе правоустанавливающим документом (договором аренды земельного участка) направила данное разрешение на подпись к <данные изъяты>».

Из содержания договора аренды земельного участка следует, что в нем имеются сведения об отнесении данного земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения и вид его разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства.

Из показаний свидетеля Свидетель №2 также следует, что подготовленный им проект постановления администрации МО «Володарский район» от 24.09.2018г. «О предоставлении ФИО9 в собственность (за плату) земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства» был согласован с ФИО2

Согласно показаниям свидетеля ФИО16 в суде вышеуказанный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, является полевым, поскольку находится за границами населенного пункта, что было установлено им при ознакомлении с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Новинский сельсовет», находящими в общедоступном доступе в сети Интернет на сайте администрации МО «Новинский сельсовет».

Из показаний свидетеля Свидетель №3 в судебном заседании следует, что оценка законности выданного органом местного самоуправления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не входит в полномочия органа регистрации прав.

Каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона при получении показаний ФИО2 на предварительном следствии установлено не было. Показания были даны в присутствии защитника, с которым заключено было соглашение, перед проведением следственных действий были разъяснены положения, предусмотренные ст.46 УПК РФ. Каких-либо заявлений, замечаний в ходе и по окончании допроса от ФИО2 и её защитника по поводу неверного отражения в протоколе показаний или вынужденного характера данных показаний не поступило, протокол содержит сведения о личном прочтении, а также собственноручные подписи подозреваемой и защитника.

Приведенные выше доказательства получены с соблюдением уголовно-процессуального законодательства, в связи с чем, суд признает их допустимыми, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и считает необходимым положить их в основу приговора.

Приговором мирового судьи судебного участка № 1 Володарского района Астраханской области от 04.03.2020г. ФИО9 признана виновной в том, что с целью приобретения права собственности на земельный участок по адресу: <адрес>» представила с заявлением о выдаче разрешения на строительство «фермы» и ввода её в эксплуатацию фиктивные документы, введя сотрудников администрации МО «Володарский район» в заблуждение относительно вновь построенного объекта капитального строительства «фермы», в результате чего с ней был заключен договор купли-продажи данного земельного участка по цене <данные изъяты>, то есть по льготной цене вместо рыночной стоимости <данные изъяты>, и земельный участок был зарегистрирован 19.10.2018г. в ЕГРН за ФИО9 (том 1 л.д. 138-141).

Однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о невиновности ФИО1 и ФИО2, поскольку не освобождали их от обязанности по соблюдению требований законодательства в области земельных и градостроительных правоотношений, согласно должностным инструкциям по занимаемым ими должностям.

Показания подсудимой ФИО2 в судебном заседании суд расценивает как способ защиты, обусловленный желанием избежать ответственности за содеянное, и отклоняет их как несостоятельные, несоответствующие фактическим обстоятельствам дела и противоречащие добытым по делу доказательствам.

Вопреки доводам защитника ФИО20 уголовное дело в отношении ФИО2 возбуждено надлежащим лицом в строгом соответствии с требованиями норм уголовно-процессуального законодательства, а в обвинительном заключении содержатся сведения о полномочиях ФИО2 какдолжностного лица.

Суд не может согласиться с доводами защиты об оправдании ФИО2 в совершении преступления, т.к. они опровергаются совокупностью доказательств, представленных стороной обвинения, исследованных в судебном заседании и положенных судом в основу приговора.

В судебных прениях государственный обвинитель переквалифицировал действия ФИО1 с ч. 1 ст. 286 УК РФ на ч. 1 ст. 293 УК РФ и действия ФИО2 с ч.5 ст.33, ч.1 ст.286 УК РФ на ч.1 ст.293 УК РФ по признакам: халатность, то есть неисполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Суд считает позицию государственного обвинителя обоснованной, она не ухудшаетположениеподсудимых, и является обязательной для суда в силу ст. 252 УПК РФ. Изменение обвинения в данном случае не противоречит закону и не нарушает права подсудимых на защиту, так как фактические обстоятельства по делу остались прежними, как и доказательства, на которых основывалось обвинение.

Соглашаясь с позицией государственного обвинителя, вместе с тем, суд квалифицирует действия как ФИО1, так и ФИО2 по ч. 1 ст. 293 УК РФ по признакам: халатность, то есть ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, что повлекло существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч.1 ст. 293 УК РФ состоит в неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом своих обязанностей. Неисполнение обязанностей заключается в фактическом бездействии при наличии обязанности действовать тем или иным образом. Ненадлежащее исполнение обязанностей - это исполнение обязанностей с нарушением требований, предъявляемых к деятельности должностного лица.

В ходе судебного следствия бездействие со стороны как ФИО1, так и ФИО2 при исполнении ими должностных обязанностей, не установлено. Установлено, что они не надлежаще исполняли свои обязанности вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, на что и было указано государственным обвинителем в судебных прениях. При этом у ФИО1 и ФИО2 имелась реальная возможность надлежащим образом исполнить свои обязанности.

Исходя из положений статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок); при этом полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Статья 6 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» определяет, что для ведения личного подсобного хозяйства используется предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок.

В силу пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Статья 83 Земельного кодекса РФ определяет земли населенных пунктов как земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов, и устанавливает, что границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий; границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.

С учетом изложенного, земельные участки, предоставленные для ведения личного подсобного хозяйства, могут относиться либо к категории земель населенных пунктов (приусадебный участок), либо земель сельскохозяйственного назначения (полевой участок).

В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли по целевому назначению подразделяются на категории и используются в соответствии с установленным для каждой категории целевым назначением. К числу самостоятельных категорий отнесены земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1 пункта 1).

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 Земельного кодекса РФ).

Абзацем первым пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса РФ установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

При этом пунктом 1 статьи 79 Земельного кодекса РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Указанные законоположения регулируют цели использования земель сельскохозяйственного назначения различными субъектами землепользования, в том числе гражданами, и направлены на защиту прав и законных интересов граждан, в частности охрану земли как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство - это форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Согласно пунктам 1, 3, 6 статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). ФИО4 земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Таким образом, в отношении земельных участков за пределами границ населенного пункта, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, федеральным законодателем введен специальный правовой режим, устанавливающий запрет на застройку таких земельных участков.

Поскольку земельный участок, расположенный по адресу <данные изъяты>», согласно выписке из ЕГРН от 05.03.2018г., относится к категории земель: «земли сельскохозяйственного назначения», то он однозначно в силу положений части 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ, находился за границами населенного пункта, следовательно, согласно положениям статьи 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», являлся полевым.

Категория земельного участка: «земли сельскохозяйственного назначения», указана также в договоре аренды данного земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ., который был приложен ФИО9 как к заявлению о выдаче разрешения на строительство фермы, так и к заявлению о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства – «фермы».

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, лицо, выдавшее разрешение на строительство в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязано обеспечить осмотр объекта капитального строительства.

Принимая во внимание вышеизложенное, доводы ФИО2 о том, что осмотр объекта капитального строительства – фермы – для принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию не производился в связи с большим объемом работы, не свидетельствует о её невиновности.

Несостоятельными являются и доводы ФИО2 о том, что земельный участок был предоставлен ФИО9 в связи с наличием выписки из ЕГРН о праве собственности последней на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке, поскольку право собственности ФИО9 на объект капитального строительства – ферму, было зарегистрировано на основании незаконно выданных разрешений на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

ФИО1, занимая должность <данные изъяты>, в соответствии со своими должностными обязанностями должен был сам принимать решение и проверять содержание подписываемых им документов (в частности, разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию), в том числе и пакет документов, который прилагался к соответствующему заявлению, а не просматривать визы-согласования подчиненных на проекте документа, с учетом вышеизложенного и опыта его работы, он не мог не обнаружить отсутствие правовых оснований для выдачи разрешения на строительство и ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ, в которую входит ст. 293 УК РФ, признаются лица, осуществляющие руководящие или организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

Анализируя приведенные выше доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 и ФИО2 являлись должностными лицами, занимающими должности муниципальных служащих в администрации МО «Володарский район», обладали в силу занимаемых должностей полномочиями на осуществление организационно-распорядительных функций.

Судом установлено, что небрежные (халатные) действия ФИО1 и ФИО2, как должностных лиц органа местного самоуправления, наделенных организационно-распорядительными полномочиями, были прямо связаны с их служебной деятельностью, в области правоотношений, связанных с применением земельного и градостроительного законодательства.

Действия ФИО1 и ФИО2 повлекли за собой существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, выразившееся в выбытии земельного участка из распоряжения муниципального образования, создали предпосылки к подрыву авторитета местных органов власти и условия к формированию общественного мнения о возможности решения вопросов в органах власти посредством несоблюдения действующих на территории Российской Федерации законов.

При назначении вида и размера наказания подсудимым суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновных, обстоятельства дела, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, влияние назначенного наказания на исправление подсудимых и на условия жизни их семьи.

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому ФИО1, в соответствии с ч. 2 ст.61 УК РФ суд признает полное признание им вины, положительные характеристики по месту работы и жительства.

Обстоятельств, отягчающих наказание ФИО1, судом не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой ФИО2, суд признает в соответствии с п.«г» ч.1 ст.61 УК РФ наличие <данные изъяты>, а также в соответствии с ч. 2 ст.61 УК РФ положительные характеристики по месту работы и жительства.

Обстоятельств, отягчающих наказание ФИО2, судом не установлено.

Учитывая изложенное и данные о личности подсудимых, степень общественной опасности совершенного преступления, влияние назначенного наказания на исправление осужденных и на условия жизни их семьи, суд приходит к выводу о назначении наказания ФИО1 и ФИО2 в виде штрафа.

Исходя из санкции ч.1 ст. 293 УК РФ, с учетом положений ч.2 ст.15 УК РФ, указанный состав преступления относится к категории небольшой тяжести.

В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 78 УК РФ срок давности привлечения лица к уголовной ответственности за преступления небольшой тяжести составляет два года с момента совершения преступления.

Таким образом, предусмотренный законом двухлетний срок привлечения ФИО1 и ФИО2 к уголовной ответственности по преступлению, предусмотренному ч.1 ст. 293 УК РФ, совершенному в 2018 году, истек.

Согласно ч. 8 ст. 302 УПК РФ, если в ходе судебного разбирательства обнаруживается основания для прекращения уголовного дела по основаниям истечения срока давности уголовного преследования, суд постанавливает обвинительный приговор с освобождением осужденного от наказания.

Гражданский иск не заявлен.

Вопрос о вещественных доказательствах по делу подлежит разрешению в соответствии с требованиями части 3 статьи 81 УПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

ФИО1 признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100000 рублей.

ФИО2 признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ и назначить ей наказание в виде штрафа в размере 70000 рублей.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 24, ч. 8 ст. 302 УПК РФ освободить ФИО1 и ФИО2 от назначенного наказания в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

Меру пресечения ФИО2 – подписку о невыезде и надлежащем поведении - до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.

В отношении ФИО1 мера пресечения не избиралась.

Приговор Володарского районного суда Астраханской области от 21.10.2020г. в отношении ФИО1 исполнять самостоятельно.

По вступлению приговора в законную силу вещественные доказательства: договор купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ. с актом приема- передачи от ДД.ММ.ГГГГ., соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. о расторжении договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ., постановление администрации МО «Володарский район» от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении ФИО9 в собственность (за плату) земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства», заявление о приобретении земельного участка (кадастровый номер ), договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с расчетом арендной платы за земельный участок, постановление администрации МО «Володарский район» от ДД.ММ.ГГГГ. «О предоставлении ФИО9 в аренду земельного участка, для ведения личного подсобного хозяйства», заявление ФИО9, постановление администрации МО «Володарский район» от ДД.ММ.ГГГГ «О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> запрос от ДД.ММ.ГГГГ., заявление ФИО9, письмо от ДД.ММ.ГГГГ., разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ. , заявление ФИО9 от 16.02.2018г., разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ. , заявление ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ., диск CD-R, решение совета муниципального образования «Володарский район» Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении правил землепользования и застройки МО «Новинский сельсовет» <адрес>, технический паспорт на здание «дом для охраны» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, технический паспорт на здание «загон для скота» по состоянию на 22.06.2018г., договор-заявка /в от ДД.ММ.ГГГГ., квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ., заявление от ДД.ММ.ГГГГ., договор от ДД.ММ.ГГГГ., извещение и квитанция от ДД.ММ.ГГГГ., чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ., договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ., квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ., заявка от ДД.ММ.ГГГГ., договор строительного подряда от ДД.ММ.ГГГГ., договор строительного подряда от ДД.ММ.ГГГГ., договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ., договор о предоставлении земельного участка в пользование на условиях аренды от ДД.ММ.ГГГГ., акт приема - передачи материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ., акт оприходования материальных ценностей коопхоза «<данные изъяты> согласно акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ., хранящиеся при уголовном деле в отношении ФИО9, в архиве судебного участка № <адрес> – оставить там же на хранении.

Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Астраханского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения.

В случае подачи апелляционной жалобы осужденные вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должны заявить в своей апелляционной жалобе в течение 10 суток со дня вручения им копии приговора, а также вправе поручать осуществление своей защиты избранному ими защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

В случае принесения апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающих интересы осужденных они вправе подать свои возражения в письменном виде в течение 10 суток со дня вручения им указанных документов.

Приговор постановлен и отпечатан в совещательной комнате.

Судья- Т.А.Насырова