дело № 1-15/2012
ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск «21» марта 2012 г.
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Шаховой К.Г., при секретаре Ивановой Л.В.,
с участием государственного обвинителя старшего помощника Горномарийского межрайонного прокурора Республики Марий Эл ФИО15,
подсудимого ФИО16, защитников адвоката Суетенкова В.Н., представшего удостоверение № 79 и ордер № 001069 от 15.01.2011 г., и ФИО17,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении
ФИО16, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, гражданина России, состоящего в браке, с высшим образованием, работающего заместителем директора по техническим вопросам МАУ «Козьмодемьянсккоммунхоз», не судимого, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 199.1 УК РФ,
установил:
ФИО16 не исполнил в личных интересах обязанности налогового агента по перечислению налогов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере.
Преступление совершено при следующих обстоятельствах:
ФИО16 являясь с 21 ноября 2005 года в соответствии с распоряжением главы администрации муниципального образования «Город Козьмодемьянск» № 311р директором муниципального унитарного (предприятия «Водоснабжение», расположенного по адресу: <...> состоящее на учете в МИФНС РФ №6 по Республике Марий Эл, свидетельство серии 12 №000844239, имеющее идентификационный номер налогоплательщика 1217003930, являясь на основании Устава предприятия единоличным исполнительным органом, осуществляющим руководство текущей деятельностью предприятия, приказы и указания которого обязательны для исполнения всеми работниками общества, действующим без доверенности, совершающим сделки от имени общества, осуществляющим прием на работу работников и расторгающим с ними трудовые договоры, а также, в соответствии со ст.6 ФЗ №129 «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями) являясь лицом, ответственным за финансово-хозяйственную деятельность предприятия, в нарушение ст.57 Конституции Российской Федерации, согласно которой каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы, ст.ст.19, 23, 44, 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым МУП «Водоснабжение» как юридическое лицо обязано платить законно установленные налоги и сборы; ст.24 НК РФ, согласно которой МУП «Водоснабжение» является налоговым агентом по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога на доходы с физических лиц, и обязано правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет налог на доходы физических лиц, п. 1 ст. 210 НК РФ предписывающего, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральных формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды; ст.224 НК РФ предусматривающей, что налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов; ст.226 НК РФ предусматривающей, что налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета плательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды, имея умысел на неисполнение обязанностей налогового агента, зная о том, что предприятие не исполняет обязанности по перечислению удержанного налога на доходы физических лиц, при этом, имея возможность исполнить данную обязанность, используя свои полномочия, действуя в личных интересах, принял решение о неисполнении обязанностей налогового агента по перечислению налога на доходы физических лиц, совершенное в крупном размере, а именно:
ФИО16 в период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 года, являясь директором МУП «Водоснабжение», выполняя управленческие функции и обладая правом подписи бухгалтерских, финансовых, банковских документов и налоговой отчетности в данном предприятии, знал, что предприятие МУП «Водоснабжение» является налоговым агентом по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога на доходы с физических лиц, а также то, что в период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 года предприятием начислена и выплачена заработная плата работникам предприятия МУП «Водоснабжением в сумме 17165264 рубля 24 копейки, с начисленной заработной платы произведены удержания налога на доходы физических лиц 2327236 рублей.
ФИО16, зная порядок исчисления и перечисления в бюджет налога на доходы с физических лиц, удержанного из заработной платы работников предприятия МУП «Водоснабжение», который является частью заработной платы работников, а не собственными денежными средствами предприятия, сознательно нарушил действующее законодательство. Денежные средства налогоплательщиков (работников предприятия), удержанные предприятием, как налоговым агентом, ФИО16, направлял на осуществлениефинансово-хозяйственнойдеятельностиМУП «Водоснабжение», распоряжался чужими денежными средствами, подлежащими перечислению в бюджет.
Данные действия ФИО16 были обусловлены личным интересом, выражавшемся в том, что он, являясь руководителем МУП «Водоснабжение», выполняя управленческие функции, отвечая за финансово-экономические показатели предприятия, в силу своих должностных обязанностей знал, что осуществляет за соответствующее вознаграждение функции единоличного исполнительного органа предприятия.
ФИО16, занимая должность руководителя предприятия, знал, что в период с 01 августа 2008 г. по 21 ноября 2008 г. оплата его деятельности складывалась из должностного оклада в размере 10200 рубля, премии за выполнение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности в размере 75% от должностного оклада по результатам работы за месяц, единовременных премий за выполнение особо важных производственных заданий, вознаграждению по результатам работы за год; в период с 21 ноября 2008 г. по 30 июня 2009 г. оплата его труда состоит из должностного оклада в размере 24990 рублей, вознаграждения по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия в размере 30% должностного оклада. Кроме того, ФИО16 знал, что за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, в том числе, за не обеспечение прибыльности предприятия, его финансово-экономической устойчивости, не обеспечение законных интересов Учредителя - муниципального образования «Городской округ «город Козьмодемьянск» и социальных гарантий работников, невыполнения обязательств предприятия перед сторонними организациями - контрагентами по договорам, его могли уволить с занимаемой должности.
В период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 года директор МУП «Водоснабжение» ФИО16 получил на данном предприятии доходы в общей сумме 418562 рубля 92 копейки, в том числе различные премии на сумму 113982 рубля 81 копейки.
ФИО16, зная, что исчисленные и удержанные МУП «Водоснабжение» суммы налога на доходы физических лиц за период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 года - 2323800 рублей 19 копеек не были перечислены в бюджет, то есть предприятие не исполняет обязанности по перечислению налога на доходы физических лиц в бюджет, при этом, имея реальную возможность исполнить обязанности налогового агента и ежемесячно осуществлять перечисление удержанного налога на доходы физических лиц, так как в кассе предприятия и на расчетных счетах МУП «Водоснабжение» имелисьденежные средства, умышленно, открыто, игнорируя обязанности налогового агента и используя свои полномочия, действуя в личных интересах, единолично решил удержанный с доходов работников предприятия НДФЛ не перечислять в бюджет, а направить денежные средства на различные цели финансово-хозяйственного назначения предприятия.
В период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 года общее поступление денежных средств в кассу и на расчетные счета МУП «Водоснабжение» составило 51894707 рублей 90 копеек. Из поступивших денежных средств в кассу и на расчетные счета МУП «Водоснабжение» в указанный период по распоряжению ФИО16 средства были направлены, несмотря на убытки предприятия:
на расчеты с поставщиками, подрядчиками в сумме 6315151 рубля 98 копеек, в том числе направлены средства по расходам не относящимся к основному виду деятельности - на приобретение пяти телефонов, чайники, тесьмы, тюля, флеш-карты, электроплитки и т.д.;
на расчеты с кредиторами в сумме 20409294 рубля 24 копейки;
на расчеты, направленные в подотчет в сумме 13029365 рублей 04 копейки;
- на выплату премий для работников МУП «Водоснабжение» в сумме 4450041 рубля 65 копеек.
ФИО16, совершая указанные действия, действовал из личной заинтересованности, которая выражалась в желании создать перед Учредителем предприятия и его работниками видимость финансово-экономической устойчивости и стабильности предприятия, что позволяло ФИО16 оставаться на руководящей должности директора и получать ежемесячное, гарантированное, стабильное и высокое вознаграждение в виде заработной платы и материальное стимулирование в виде ежемесячных выплат премий для себя и обеспечение социальных гарантий для работников предприятия в виде ежемесячных выплат заработной платы и премий. Данные действия следует расценивать, как стремление сохранить занимаемую должность, которая позволяла ему получать денежное вознаграждение и материальные поощрения, то есть карьеризм.
ФИО16 за период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 года не исполнены в личных интересах обязанности налогового агента по перечислению НДФЛ, удержанного с доходов работников предприятия на сумму 2323800 рублей 19 копеек, что составляет более 2000000 рублей за период в пределах трех финансовых лет подряд и доля не уплаченного налога на доходы физических лиц превышает 10%, то есть является крупным размером.
ФИО16 в судебном заседании вину в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по перечислению налогов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенного в крупном размере не признал. После разъяснения ст. 51 Конституции РФ отказался давать показания.
Несмотря на позицию подсудимого, в ходе судебного разбирательства вина ФИО16 в совершении указанного преступления нашла полное подтверждение, в том числе в показаниях свидетелей, письменных материалах дела.
Из показаний свидетеля ФИО9 следует, что ей как заместителю мэра г. Козьмодемьянска по экономике, было известно финансово-экономическое состояние МУП «Водоснабжение». ФИО16 являлся руководителем указанного предприятия в 2008-2009 г.г. Трудовой договор с ним от имени администрации МО г. Козьмодемьянска был подписан мэром. В ведении руководителя находилось движение денежных средств на предприятии, он принимал решения о направлении денежных средств на какие-либо цели. Свидетелю было известно, что МУП «Водоснабжение» имеет задолженность по уплате налогов в бюджет, в связи с чем ФИО16 как руководитель муниципального предприятия неоднократно вызывался на комиссии в администрацию. Согласно трудовому договору обязанность по уплате налогов лежит на руководителе предприятия. Чтобы покрыть долги руководителю предлагали продать «лишнее» имущество, сократить штат, принять иные меры для изыскания денежных средств.
Свидетель ФИО10 показала суду, что с 2006 г. по 2009 г. работала инженером по охране труда в МУП «Водоснабжение». С момента создания предприятия его руководителем являлся ФИО16 С 2007 г. заработная плата выдавалась работникам МУП «Водоснабжение» по решению комиссии по трудовым спорам, поскольку банковские счета организации были заблокированы по решению налогового органа в связи с наличием долгов.
Свидетель ФИО11 пояснила суду, что работала главным бухгалтером МУП «Водоснабжение», в ее обязанности входило организация и контроль за ведением бухгалтерского учета в организации. Заработную плату на предприятии выплачивали регулярно, но НДФЛ платили не всегда в связи с недостатком денежных средств. Премии выплачивались согласно коллективному договору. Решение о премировании руководителя принимал мэр г. Козьмодемьянска согласно трудовому договору и Положению о премировании. После того, как были арестованы счета предприятия, возникли трудности с перечислением заработной платы, поэтому она выплачивалась через КТС. Для погашения недоимки проводилась работа с дебиторами, провели сокращение штата.
Из показаний свидетеля ФИО12 следует, что она работает в должности начальника отдела выездных налоговых проверок МРИ ФНС России № 6 по Республики Марий Эл В результате налоговой проверки за период 2008-2010 г.г. было выявлено нарушение по уплате НДФЛ. Выездные налоговые проверки на данном предприятии проводились ежегодно, и в каждую проверку была выявлена задолженность по уплате налога на доходы физических лиц. В момент проверки в 2010 г. уже было введено конкурное производство. До окончания выездной налоговой проверки в 2010 г. налоговый агент частично оплатил в бюджет НДФЛ, но задолженность по данному налогу до настоящего времени не погашена.
Свидетель ФИО13 пояснила суду, что с 2003 г. по 2009 г. она работала бухгалтером по начислению заработной платы в МУП «Водоснабжение». Поскольку расчетный счет предприятия был заблокирован, заработную плату выплачивали через КТС.
Свидетель ФИО14 показала, что с 2008 по 2010 г. работала в должности кассира МУП «Водоснабжение». На предприятии старались вовремя выплачивать заработную плату, поэтому задолженности не имели. Помнит, что выплачивали заработную плату на основании решений комиссии по трудовым спорам по ведомостям.
Свидетель ФИО8 пояснила, что с сентября 2008 г. работала юрисконсультом в МУП «Водонснабжение». В период 2008-2009 г.г заработную плату выдавали по ведомости по решению КТС, т.к. были арестованы лицевые счета. Ей известно о наличии задолженности у предприятия по уплате налогов. Для погашения задолженности принимались определенные меры, пытались взыскать долги с населения, продавались транспортные средства.
Из оглашенных в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ показаний свидетеля ФИО8 следует, что с 09.09.2008 она работала в МУП «Водоснабжение» в должности юрисконсульта. Директором МУП «Водоснабжение» являлся ФИО16 В обязанности свидетеля входило заключение договоров, работа с должниками, представительство в судах. Просроченной задолженности по заработной плате в МУП «Водоснабжение» в 2008-2009 года не было, задолженность по заработной плате на предприятии была текущая. Начисление заработной платы производилось бухгалтером по заработной плате. Порядок начисления зарплаты ей не известен. Зарплата выдавалась из кассы предприятия по ведомости за предыдущий месяц. Со времени ее работы в МУП «Водоснабжение» заработная плата работникам МУП «Водоснабжение» выдавалась исключительно по решениям комиссии по трудовым спорам (КТС), т.к. расчетные счета предприятия были заблокированы налоговым органом за неуплату налогов. На основании ежемесячных удостоверений КТС заработная плата работникам МУП «Водоснабжение», в т.ч. и за период с августа 2008 года по июнь 2009 года, перечислялась с расчетного счета предприятия на счет профкома и выплачивалась из кассы МУП «Водоснабжение». Суммы заработной платы за период с августа 2008 года по июнь 2009 года рассчитывались работниками бухгалтерии МУП «Водоснабжение». Документы по КТС направлялись в Горномарийское ОСБ № 4447 Сбербанка РФ с указанием конкретных сумм заработной платы для перечисления на расчетный счет профсоюзной организации за подписями директора МУП «Водоснабжение» ФИО16 и главного бухгалтера ФИО11 Заработная плата работникам МУП «Водоснабжение» выдавалась из кассы предприятия согласно ведомостям. Об удержании налога на доходы физических лиц при выдаче заработной платы, а также вносился ли данный налог в бюджет, ей ничего не известно. При получении заработной платы работник ставил свою подпись в ведомости в получении им денежных средств (том № 7 л.д.34-35).
Суд кладет в основу настоящего приговора показания свидетеля ФИО8, данные в ходе предварительного расследования, поскольку эти показания более подробные и последовательные и согласуются с показаниями других свидетелей. В ходе судебного разбирательства свидетель подтвердила ранее данные показания.
Свидетель ФИО4 пояснила суду, что в 2008-2010 г.г., будучи налоговым инспектором МРИ ФНС № 6 по Республики Марий Эл, участвовала проведении налоговых проверок в отношении МУП «Водоснабжение», проверяла в том числе и перечисление НДФЛ в бюджет.
По ходатайству государственного обвинителя были в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ оглашены показания свидетеля ФИО4, данные в ходе предварительного расследования, согласно которым Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы России № 6 по Республике Марий Эл на основании решения № 9 от 11.03.2010 г. с 11.03.2010 г. по 06.05.2010 г. была проведена выездная налоговая проверка муниципального унитарного предприятия «Водоснабжение» по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах (по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на доходы с физических лиц за 2008-2010 г.г. По окончании проверки был составлен акт № 27 от 20.05.2010. Фактически за проверяемый период организация осуществляла сбор, очистку и распределение воды, уборку территории, удаление и обработку сточных вод, удаление и обработку твердых отходов. Выездная налоговая проверка проведена выборочным методом проверки представленных документов: лицевых счетов по начислениям доходов работникам, кассовых документов, оборотные ведомости по счету «Расчеты с бюджетом НДФЛ» «Расчеты по оплате труда». Настоящей проверкой установлено, что сумма удержанного, но не перечисленного НДФЛ за проверяемый период составила 2183653,00 руб. До окончания выездной налоговой проверки налоговый агент частично оплатил в бюджет НДФЛ в сумме 27258,00 руб. (платежное поручение № 36 от 11.03.2010, «за февраль 2010 года»). Таким образом, по данному решения № 37 от 30.06.2010 Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Марий Эл была установлена неуплата НДФЛ МУП «Водоснабжение» за период с 01.08.08 г. по 10.03.2010 г. в сумме 2156395 руб. В настоящий момент задолженность по НДФЛ не погашена (том № 7 л.д.27-28).
Исследовав показания свидетеля ФИО4, суд принимает за основу показания свидетеля, данные в ходе предварительного расследования, поскольку эти показания более подробные, последовательны и соответствуют иным доказательствам по делу. В суде ФИО4 подтвердила эти показания, пояснив, что по прошествии времени не помнит подробности изложенных выше обстоятельств.
Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что ею, специалистом ревизором отдела документальных проверок и ревизий оперативно-розыскной части по линии налоговых преступлений Управления по налоговым преступления МВД по РМЭ, на основании рапорта оперативного сотрудника управления была проведена проверка документов МУП «Водоснабжение» за период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 г. По результатам проверки составлена справка. В результате проверки состояния расчетов МУП «Водоснабжение» на налогам и сборам, а также с персоналом по оплате труда установлено, что руководство предприятия за проверяемый период ежемесячно начисляло заработную плату работникам и выплачивало ее в срок, не превышающий 2 месяца со дня начисления. По данным МУП «Водоснабжение» на 01.08.2008 г. задолженность по заработной плате перед работниками предприятия составляла 869921,43 руб. По данным МУП «Водоснабжение» на 30.06.2009 задолженность по заработной плате перед работниками предприятия составляла 937986,52 руб. Задолженность не превышала сумму начисленной зарплаты за 1 месяц. Заработная плата выдавалась, с нее подоходный налог был исчислен и удержан, то есть заработная плата выдавалась за вычетом подоходного налога. Сводные данные о выплаченной заработной плате, исчисленном и уплаченном налоге на доходе физических лиц она привела в таблицах-приложениях к справке. По данным главной книги МУП «Водоснабжение» за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. предприятием был исчислен от начисленной заработной платы налог на доходы с физических лиц в сумме 2327236,00 руб. Однако в период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. МУП «Водоснабжение» не перечислило в бюджет в полном объеме удержанный из заработной платы налог на доходы физических лиц, из чего следует, что директор не в полной мере исполнял свои должностные обязанности. На основании распоряжений директора МУП «Водоснабжение» ФИО16 с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. ежемесячно производилось увеличение расходов на заработную плату по сравнению с предельно установленными по сметам расходов на услуги водоснабжения, водоотведения, сбора, вывоза и утилизации ТБО. Сумма превышения, фактических расходов на заработную плату над сметными расходами, составила 4408182 руб. Существенно, что данные смет по статье расходов «заработная плата» соответствовали данным «расчетов предельно допустимого тарифа по видам услуг», составленных начальником ФЭО ФИО6 и подписанных директором МУП «Водоснабжение» ФИО16 Увеличение расходов на заработную плату сверх сметной, влияло на снижение показателей, характеризующих эффективность труда (п. 8 сметы: доход на 1 руб. заработной платы основных рабочих; затраты на заработную плату с отчислениями в расчете на 1 куб. метр вывезенных отходов). В исследуемом периоде превышение расходов по статье «заработная плата» на 4408182 руб. осуществлялось в условиях недостаточности денежных средств на счете МУП «Водоснабжение» для удовлетворения всех предъявленных к нему требований (ст.855 ГК РФ), в том числе по заработной плате. В результате, с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. работники МУП «Водоснабжение» получали заработную плату на основании решений комиссии по трудовым спорам. На основании ежемесячных удостоверений КТС МУП «Водоснабжение» с расчетного счета перечисляло на счет профсоюзной организации и выплачивало из кассы предприятия заработную плату. С расчетного счета и из кассы МУП «Водоснабжения» по удостоверениям КТС было выдано 20027934,52 руб. На основании ст. 226 НК РФ как источник выплаты дохода физическому лицу МУП «Водоснабжение» было обязано удержать НДФЛ из заработной платы в момент перечисления на расчетный счет профкома и при выплате из кассы МУП «Водоснабжение» задолженности на основании удостоверения КТС (так как выплаты осуществлялись работодателем без участия службы приставов). По данным учета МУП «Водоснабжение», заработная плата за месяцы с августа 2008 года по июнь 2009 года без НДФЛ составила 10947292,37 руб. Таким образом, суммы задолженности по заработной плате по данным удостоверений КТС за месяцы с августа 2008 года по июнь 2009 года превышали суммы фактически начисленной заработной платы работникам МУП «Водоснабжение» (за минусом НДФЛ) за месяцы с августа 2008 года по июнь 2009 года на 9080642,15 руб. Таким образом, на основании данных, перечисленных в настоящем исследовании установлено, что МУП «Водоснабжение» в качестве налогового агента исчислило, удержало из доходов работников за август 2008 года - июнь 2009 года при выплате и не перечислило в бюджет в срок до 01.12.2010 налог на доходы физических лиц в сумме 2259951,43 руб. По данным выписки из лицевой карточки налогового обязательства по НДФЛ МУП «Водоснабжение», представленной МИФНС РФ № 6 по РМЭ, сумма не уплаченного в бюджет НДФЛ МУП «Водоснабжение» на 01.12.2010 составила 2183653 руб. Сумма недоимки по данным учета налогового органа меньше суммы налога, исчисленного расчетным путем на основании п. 4 ст. 226 НК РФ (2259951,43 руб.). В результате, за август 2008 - июнь 2009 в нарушение п.4 ст. 226 НК РФ, МУП «Водоснабжении» исчислило, удержало из заработной платы при выплате и не перечислило в бюджет НДФЛ в сумме 2183653 руб. Денежные средства, удержанные в качестве налога на доходы физических лиц (в день выплаты заработной платы) из заработной платы работников МУП «Водоснабжение», за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г., в сумме 13561549,38 руб., фактически были направлены: на приобретение материальных ценностей и оплату услуг, не имеющих отношения к осуществлению основного вида деятельности, по данным авансовых отчетов в сумме 72725,23 руб.; на увеличение расходов на заработную плату по сравнению с предельно установленными по сметам расходов на услуги водоснабжения, водоотведения, сбора, вывоза и утилизации ТБО.
Согласно показаниям свидетеля ФИО7 в октябре 2010 г. в УНП МВД по РМЭ поступил материал выездной налоговой проверки МУП «Водоснабжения» для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по факту неисполнения обязанностей налогового агента со стороны руководителя предприятия за период 2008-2010 г.г. С указанным материалом поступили документы по налоговой проверке, о банковских счетах, справка о неисполнении обязанностей налогового агента. С целью установления личного интереса руководителя МУП в неперечислении налога был составлен рапорт с просьбой выделить специалиста-ревизора для определения периода и суммы долга. После исследования специалистом-ревизором представленных документов им была составлена справка.
Свидетель ФИО1, допрошенная по ходатайству государственного обвинителя, пояснила, что период, вменяемый в вину ФИО16, был определен в пределах трех финансовых лет, что соответствует разъяснению понятия крупного размера неуплаченного налога, указанному в примечании к ст. 199 УК РФ.
Вина подсудимого ФИО16 в совершении данного преступления нашла свое подтверждение и в материалах уголовного дела, исследованных в судебном заседании:
- рапортом об обнаружении признаков преступления от 07.02.2011 установлено, в период времени с 01 августа 2008 года по 30 июня 2009 года МУП «Водоснабжение» (директор ФИО16) не исполнило обязанностей налогового агента по перечислению налогов и сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет в крупном размере. В результате указанных действий в соответствующий бюджет на 30 июня 2010 года не уплачен налог на доходы физических лиц в сумме 2156395 рублей, что в соответствии с примечанием к ст. 199 УК РФ является крупным размером (том № 1 л.д.4);
- из постановления о представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю от 03.02.2011 г. следует, что в результате предварительного исследования документов МУП «Водоснабжение» установлено, чторуководство из доходов работников предприятия исчислило,
удержало при выплате, но в нарушение обязанности, установленной ст.226 НК РФ, неперечислило в бюджет за период с августа 2008 года по июнь 2009 года налог на доходы сфизических лиц в сумме 2183653 рубля, что составляет 99,65% подлежащих уплате суммналогов (НДФЛ), т.е. не исполнило в личных интересах обязанности налогового агента поперечислению НДФЛ в бюджет в крупном размере(том № 1 л.д.6);
- в рапортах об обнаружении признаков преступления от 13.10.2010 г. и от 01.11.2010 г. указано, что 13.10.2010 в Управление по налоговым преступлениям МВД по Марий Эл из МИФНС России № 6 по Республике Марий Эл поступил материал выездной налоговой проверки в отношении руководства муниципального унитарного предприятия «Водоснабжение» муниципального образования «Городской округ «Город Козьмодемьянск», по вопросам своевременности перечисления удержанных сумм НДФЛ за период с 01.08.2008 г. по 10.03.2010 г. Директором в проверяемый период являлся ФИО16 В ходе проверки установлено, что в период с 01.08.2008 по 10.03.2010 г. руководство МУП «Водоснабжение» удержало из доходов работников и не перечислило в бюджет НДФЛ в сумме 2156395 рублей, т.е. не исполнило обязанности налогового агента по уплате в бюджет НДФЛ в крупном размере (том № 1 л.д.27, 29);
- решением МИФНС России № 6 по Республике Марий Эл № 797 от 11.08.2010 г. установлено, что срок исполнения обязанности по уплате (перечислению) сумм налогов МУП «Водоснабжение» истек, принято решение взыскать с МУП «Водоснабжение» налоги в размере неуплаченных (не перечисленных) налогов на сумму 2183653 рубля(том № 1 л.д.32)
- согласно требованию МИФНС России № 6 по Республике Марий Эл № 421 об уплате налога по состоянию на 23.07.2010 г. за МУП «Водоснабжение» числится задолженность по налогам, недоимка по НДФЛ в сумме 2183653 рубля. МИФНС России № 6 по Республике Марий Эл предлагает МУП «Водоснабжение» имеющуюся задолженность погасить в срок до 10.08.2010 г.(том № 1 л.д. 33);
- в справке МИФНС России № 6 по Республике Марий Эл от 12.10.2010 г. указано, что по результатам проведенной МИФНС России № 6 по Республике Марий Эл выездной налоговой проверки (решение № 37 от 30.06.2010 г. о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения) установлено неисполнение МУП «Водоснабжение» обязанностей как налогового агента по перечислению налога на доходы физических лиц за период с 01.08.2008 г. по 10.03.2010 г. в сумме 2183653 рубля. За период с 01.08.2008 г. по 12.10.2010 г. перечислено НДФЛ в сумме 30693,81 рубля, в том числе 12.03.2010 г. -27258 рублей, 20.07.2010 г. -3435,81 рубля)(том № 1 л.д.35);
- актом № 27 выездной налоговой проверки МУП «Водоснабжение» от 20.05.2010г., проведенной МИФНС России № 6 по Республике Марий Эл от 12.10.2010 г., установлено, что расходы МУП «Водоснабжение», связанные с производством и реализацией за 2008 год, завышены на сумму 1320191 рубль, в т.ч. по причине завышения расходов на суммы ежемесячных премий, на суммы премий за производственные результаты по итогам работы за год, на сумму оплаты стоимости питания командируемых работников. За 2009 год расходы, связанные с производством и реализацией, завышены на сумму 609324 рубля, в т.ч. по причине завышения расходов на суммы ежемесячных премий. Задолженность перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц, исходя из выплаченной зарплаты, за период с 01.08.2008 г. по 10.03.2010 г., по состоянию на 11.03.2010 г. составляет 2183653 рубля. На 06.05.2010 задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, исходя из выплаченного дохода, составляет 2156395 рублей(том № 1 л.д.39-50);
- на основании решения № 37 МИФНС России № 6 по Республике Марий Эл от 30.06.2010 г. МУП «Водоснабжение» привлечено к налоговой ответственности, предложено уплатить выявленную недоимку, в т.ч. задолженность по НДФЛ в сумме 2156395 рублей(том № 1 л.д.51-65);
- согласно справке № 206 исследования документов МУП «Водоснабжение» от 01.12.2010 г. МУП «Водоснабжение» в качестве налогового агента исчислило, удержало из доходов работников за август 2008 года - июнь 2009 года при выплате и в нарушение обязанности, установленной ст.226 НК РФ не перечислило в бюджет до 01.12.2010 г. налог на доходы физических лиц в сумме 2183653 рубля. На основании распоряжений руководителя МУП «Водоснабжение» ФИО16 в августе 2008 года - июне 2009 года денежные средства в сумме 13561549,38 рубля, в том числе НДФЛ 2183653 рубля, удержанный из заработной платы за август 2008 года - июнь 2009 года, при выплате, были использованы: на приобретение материальных ценностей и оплату услуг, не имеющих отношения к осуществлению основного вида деятельности, по данным авансовых отчетов, в сумме 72 725,23 рубля; на увеличение расходов на заработную плату по сравнению с предельно установленной по сметам расходов на услуги водоснабжения, водоотведения, сбора, вывоза и утилизации ТБО. Сумма превышения фактических расходов на заработную плату над сметными расходами, составила 4408182 рубля; на расчетный счет профкома и в кассу МУП «Водоснабжение» на основании удостоверений КТС в порядке исполнения обязательств второй очереди (ст.855 ГК РФ). Суммы задолженности по заработной плате по данным удостоверений КТС превышали суммы фактически начисленной заработной платы работникам МУП «Водоснабжение» на 9080642,15 рубля. К справке прилагаются справка о результатах исполнения решений КТС профкома МУП «Водоснабжение» за период с августа 2008 года по июнь 2009 года, приложения(том № 1 л.д.69-80, 82, 83-105);
- согласно справке к исследованию документов МУП «Водоснабжение» от 01.12.2010 г. у МУП «Водоснабжение» установленанеуплата в бюджет за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. налога на доходы физических лиц в сумме 2 183 653 рубля, что составляет 99,65% подлежащих уплате налогов и (или) сборов(том№ 1 л.д.81);
- распечатки, анализы счетов, обороты счетов, журналы проводок, отчеты по проводкам, выписки из лицевых счетов МУП «Водоснабжение» за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г., отражают движение денежных средств по различным направлениям(том № 1 л.д.106-160, 168-213, том № 2 л.д.9-49);
- оборотно-сальдовая ведомость МУП «Водоснабжение» за 2009 год, отражает движение денежных средств по различным направлениям(том № 1 л.д.163);
- согласно справке № 10 исследования документов МУП «Водоснабжение» от 01.02.2011 г. всего за период с 01.08.2008 по 30.06.2009 МУП «Водоснабжение» перечислило за электроэнергию ОАО «Мариэнергосбыт» денежные средства в сумме 7173556,71 рубля, в т.ч.: перечислено согласно платежным поручениям 4008995,87 рубля; через расчеты с подотчетными лицами - 3164560,84 рубля. Всего за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. МУП «Водоснабжение» перечислило за ГСМ денежные средства в сумме 2339961,14 рубля, в том числе перечислено согласно платежным поручениям 646677,85 рубля; через расчеты с подотчетными лицами - 1693283,29 рубля(том № 1 л.д.166-167);
- согласно справке № 17 исследования документов МУП «Водоснабжение» от 22.02.2011 г. по данным платежных ведомостей на выдачу заработной платы и расходных кассовых ордеров сумма заработной платы, начисленной и выданной работникам МУП «Водоснабжение» за август 2008 года - июнь 2009 года, составила 16648578,81 рубля. На основании ежемесячных удостоверений КТС за период с августа 2008 года по январь 2009 года, МУП «Водоснабжение» с расчетного счета перечисляло на счет профкома и выплачивало из кассы МУП «Водоснабжение» суммы задолженности по данным удостоверений. По данным удостоверений КТС за период с августа 2008 года по январь 2009 года с расчетного счета и из кассы МУП «Водоснабжение» по удостоверениям КТС было выдано 20027934,52 рубля. По данным учета МУП «Водоснабжение» заработная плата за месяцы с августа 2008 года по январь 2009 года без НДФЛ составила 10947292,37 рубля. В нарушение ст.226 НК РФ сумма неуплаченного МУП «Водоснабжение» налога на доходы физических лиц за период с августа 2008 года по июнь 2009 года составила 2183653 рубля(том № 1 л.д.262-263);
- согласно копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица серия 12 № 000850794 от 21.10.2005 г. и копии свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе серия 12 № 000844749 от 22.10.2005 г. МУП «Водоснабжение» внесено в единый государственный реестр юридических лиц, внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения, МУП «Водоснабжение» поставлено на учет в МИФНС России № 6 по РМЭ, присвоен ИНН, КПП (том № 2л.д.67,68);
- согласно копии устава МУП «Водоснабжение», утвержденного 29.06.2006 г., руководитель предприятия действует от имени предприятия без доверенности, совершает в установленном порядке сделки от имени предприятия, утверждает структуру и штаты предприятия, осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает, изменяет и расторгает с ними трудовые договоры, выдает доверенности. Руководитель действует на принципе единоначалия и несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами(том № 2 л.д.69-84);
- из копии приказа о приеме на работу № 1 л/с от 21.11.2005 г. следует, что ФИО18 с 21.11.2005 принят на работу в МУП «Водоснабжение» на должность директора, с должностным окладом 10 200 рублей(том № 2 л.д.95);
из копии распоряжения главы администрации МО «Город Козьмодемьянск» от 21.11.2005 № 311р следует, что ФИО16 с 21.11.2005 назначен на должность директора МУП «Водоснабжение»(том № 2 л.д.96);
- согласно копии трудового договора от 21.11.2005 г. с руководителем МУП «Водоснабжение» ФИО16 руководитель предприятия обязан обеспечить своевременную уплату предприятием в полном объеме всех установленных законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл налогов, сборов и обязательных платежей в бюджеты Российской Федерации, Республики Марий Эл, муниципальных образований, внебюджетные фонды. Оплата труда руководителя состоит из должностного оклада в размере 10 200 рублей, премий за выполнение основных показателей финансово-хозяйственной деятельности в размере 75% должностного оклада по результатам работы за месяц, с отнесением затрат на себестоимость работ (услуг), а именно: за выполнение плана дохода (выручки) от реализации продукции, услуг, за отгруженную продукцию в размере 50% от должностного оклада в месяц; за выполнение платных услуг - 25 % от должностного оклада; единовременных премий за выполнение особо важных производственных заданий; вознаграждения по результатам работы за год согласно действующему положению на предприятии(том №2л.д.97-100);
- согласно копии трудового договора от 01.12.2005 г. с руководителем МУП «Водоснабжение» ФИО16 руководитель обязуется обеспечивать своевременную уплату предприятием в полном объеме всех установленных законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл налогов, сборов и обязательных платежей в бюджеты Российской Федерации, Республики Марий Эл, муниципальных образований, внебюджетные фонды. Оплата труда руководителя состоит из должностного оклада в размере 24990 рублей, и вознаграждения по результатам финансово-хозяйственной деятельности предприятия в размере не менее 30% должностного оклада. Вознаграждение руководителю выплачивается по итогам работы за месяц(том № 2 л.д.102-104);
- согласно Положению об оплате труда работников МУП «Водоснабжение», утвержденному директором ФИО16, на предприятии устанавливается повременно-премиальная система оплаты труда для работников аппарата управления и обслуживающего персонала. Установлено премирование за выполнение показателей финансово-хозяйственной деятельности: текущее премирование руководителей; премирование за производственные результаты по итогам работы за год; вознаграждение за выслугу лет; единовременная премия за производственные результаты (выполнение особо важного производственного задания) и т.д.(том № 2 л.д.111-113);
- Положением о премировании рабочих МУП «Водоснабжение», утвержденным директором ФИО16, установлен порядок премирования рабочих. Основанием для начисления и выплаты ежемесячной премии является приказ директора(том № 2 л.д.114-117);
- Положением о премировании руководителей и специалистов МУП «Водоснабжение», утвержденным директором ФИО16, установлен порядок премирования руководителей и специалистов. Премия руководителям выплачивается при условии выполнения должностных обязанностей(том № 2 л.д.118-122);
- Положением о премировании за производственные результаты по итогам работы за год, утвержденным директором ФИО16, установлен порядок премирования(том № 2 л.д.123-124);
- Положением о надбавках к тарифным ставкам (должностным окладам) работникам за профессиональное мастерство, высокие достижения в труде, утвержденным директором ФИО16, установлен порядок и условия выплаты надбавок(том № 2 л.д.125-129);
- Положением о порядке выплаты единовременного вознаграждения за выслугу лет, утвержденным директором ФИО16, указывается размер, условия выплат вознаграждений(том № 2 л.д.130-132);
- Положением о премировании работников за выполнение особо-важных производственных работ, утвержденным директором ФИО16, установлен перечень особо важных производственных работ(том № 2 л.д.133-135);
- Положением об оказании материальной помощи, утвержденным директоромФИО16, определяется право на получение материальной помощи(том № 2 л.д.136-137);
- в перечне должностей ИТР и служащих, имеющих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, утвержденном директором ФИО16, указан список должностей работников, имеющих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, количество дней(том № 2 л.д.143-144);
- Положением о комиссии по трудовым спорам (КТС) определен порядок формирования, деятельности КТС(том № 2 л.д.148-150);
- анализы счетов и обороты по счетам 90.1, 90.1.1, 70, 68.1, 50.1, 51, 71, 71.1, оборотно-сальдовые ведомости и карточки счетов свидетельствуют о наличии оборотов по счетам(том № 2 л.д.152-158, 185-196, том № 6 л.д. 1-179);
- согласно копиям постановлений мэра г.Козьмодемьянск от 20.11.2007 г., 21.11.2007г., 28.11.2008 г., тарифов на услуги, оказываемые МУП «Водоснабжение» (водоснабжение, водоотведение, сбор, вывоз и утилизация ТБО) установлены размеры вышеуказанных тарифов(том № 2 л.д.159, 160-163, 165-167, 169-172,);
- согласно сметам расходов на услуги водоснабжения, водоотведения, сбора, вывоза, утилизации ТБО за 2009 год определен запланированный расход, фактический за 12 месяцев(том № 2 л.д. 175, 179);
- в отчетных калькуляциях себестоимости отпущенной воды, отвода сточной жидкости, услуг по санитарной уборке города за 2008 год указан запланированный расход, фактический за 12 месяцев(том № 2 л.д.176-178);
- согласно копии протокола заседания межведомственной комиссии по муниципальному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в бюджет города Козьмодемьянска от 25.03.2009 г. с участием директора ФИО16 рассмотрены вопросы погашения задолженности по налогам МУП «Водоснабжение». ФИО16 указано изыскать средства на уплату долгов по налогам(том № 2 л.д. 180-181);
- согласно копии протокола заседания межведомственной комиссии по муниципальному финансовому контролю, обеспечению своевременности и полноты сбора налогов и других платежей в бюджет города Козьмодемьянска от 24.04.2008 г. рассмотрены вопросы погашения задолженности по налогам МУП «Водоснабжение» с участием директора ФИО16(том № 2 л.д. 183-184);
- согласно сводам начислений и удержаний указано движение денежных средств МУП «Водоснабжение». Распечатки свидетельствуют о начислениях доходов по видам начислений и удержаниях по видам удержаний у работников МУП «Водоснабжения» за 2008 год по месяцам(том № 3 л.д. 14-36 40-52);
- согласно распечатке расчетных листков директора МУП «Водоснабжение» ФИО16 по выплате ему доходов на данном предприятии за 2008-2009 годы из заработной платы ФИО16 удерживался НДФЛ (л.д.53-65, 89-100);
- согласно копиям договоров на оказание услуг, актов сдачи-приема оказания услуг за 2008-2009 годаМУП «Водоснабжение» заключало договоры с различными лицами на оказание услуг, производство работ, с указанием цен. Документы свидетельствуют о направлении денежных средств на расчеты с поставщиками услуг и работ (том № 4 л.д. 1-261);
- согласно копиям докладных записок о премировании ИТР МУП «Водоснабжение» за период с августа 2008 года по июль 2009 года определен размер премий работникам МУП «Водоснабжение», утвержденный директором ФИО16(том № 5 л.д. 1-24);
- согласно копии приказа директора МУП «Водоснабжение» ФИО16 № 167 от 17.09.2009 г. директор приказывает заработную плату, перечисляемую на расчетный счет, снимать и приходовать в кассу МУП «Водоснабжение»(том № 5 л.д.25);
- согласно копиям приказов о предоставлении отпуска директору МУП «Водоснабжение» ФИО16 предоставлены отпуска небольшой продолжительностью в течение 2008-2009 годов(том № 5 л.д.26, 28-33);
- согласно письму директора МУП «Водоснабжение» управляющему Горномарийским ОСБ № 4447 АКСБ РФ ФИО2ФИО16 просит списать с расчетного счета МУП «Водоснабжение» денежные средства и перечислить на расчетный счет первичной профсоюзной организации МУП «Водоснабжение» для выплаты зарплаты работникам МУП «Водоснабжение» в ноябре 2008 года(том № 5 л.д.45);
- согласно платежным ведомостям за февраль, сентябрь, октябрь, декабрь 2008 года работникам МУП «Водоснабжение» произведена выплата заработной платы, в т.ч. директору МУП «Водоснабжение» ФИО16(том № 5 л.д.51-54 61-64, 169-172, 180-183);
- письмами директора МУП «Водоснабжение» управляющему Горномарийским ОСБ №4447 АКСБ РФ ФИО2 установлено, что ФИО16 просит списать срасчетного счета МУП «Водоснабжение» денежные средства и перечислить на расчетныйсчет первичной профсоюзной организации МУП «Водоснабжение» для выплаты зарплатыработникам МУП «Водоснабжение» в октябре 2008 года, сентябре 2009 г., феврале 2009г., марте 2009г., январе 2009г. (том № 5 л.д.55, 65, 158, 164, 174);]
- согласно протоколу выемки от 19.04.2011 г. у начальника МРО ОРЧ по линии УНП МВД по Республике Марий Эл ФИО7 изъяты 4 коробки с бухгалтерскими документами МУП «Водоснабжение», сшивы в томах, в т.ч. «Касса», «Банк», «Авансовые отчеты», в т.ч. за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г.(том № 7 л.д.21-24);
- из заключения эксперта № 2-515 от 20.05.2011 г. следует, что сумма выплаченнойзаработной платы работникам МУП «Водоснабжение» за период с 01.08.2008 г. по30.06.2009 г. составила 17165264,24 рубля. Сумма удержанного налога на доходы физических лиц МУП «Водоснабжение» за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. составила 2327236 рублей. Сумма перечисленного налога на доходы физических лиц МУП «Водоснабжение» за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. составила 3435,81 рубля. Сумма неуплаченного налога на доходы физических лиц МУП «Водоснабжение», подлежащего к уплате от выплаченного дохода за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. составила 2323800,19 рубля. Сумма денежных средств, поступивших в кассу и на расчетные счета МУП «Водоснабжение» за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. составила 51894707,90 рубля. Сумма денежных средств, направленных МУП «Водоснабжение» на расчеты с поставщиками и подрядчиками за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. составила 6315151,98 рубля. Сумма денежных средств, направленных МУП «Водоснабжение» на расчеты с разными дебиторами и кредиторами за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. составила 20409294,24 рубля. Сумма денежных средств, направленных МУП «Водоснабжение» на расчеты по краткосрочным кредитам и займам за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. составила 0 рублей. Сумма денежных средств, направленных МУП «Водоснабжение» из кассы на расчеты в подотчет за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. составила 13029365,04 рубля. Сумма денежных средств, направленных МУП «Водоснабжение» на расчеты с учредителями за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. составила 0 рублей. Сумма денежных средств, начисленных МУП «Водоснабжение» на выплату премий за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. составила 4450041,65 рубля. Сумма денежных средств, начисленных МУП «Водоснабжение» на выплату общего дохода руководителю предприятия ФИО16 за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. составила всего 418562,92 рубля, в том числе премий 113983,81 рубля. Сумма денежных средств, начисленных МУП «Водоснабжение» на выплату общего дохода главному бухгалтеру предприятия ФИО11 за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009. составила всего 348074,81 рубля, в том числе премий 87711,02 рубля. Соотношение неуплаченного налога на доходы физических лиц МУП «Водоснабжение» в процентном выражении к сумме налога на доходы физических лиц, подлежащей уплате за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г., составила 99,85%. Соотношение неуплаченного налога на доходы физических лиц МУП «Водоснабжение» в процентном выражении к общей сумме налогов, подлежащих уплате за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г., составила 16,35%. (том № 7 л.д.88-93, 94);
- согласно заключению эксперта № 179 от 30.06.2011 г. в подписи от имени ФИО16 в представленных кассовых документах МУП «Водоснабжение» за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. - в 11 томах выполнены ФИО16(том № 7 л.д. 124-127);
- протоколом выемки от 20.06.2011 г. в МУП «Водоснабжение» изъяты
приказы о премировании работников предприятия: № 411к от 29.08.2008 г., № 452к от№ 498к от 31.10.2008 г., № 538к от 28.11.2008 г., № 570к от 31.12.2008г., № 44к от№ 82к от 27.02.2009 г., № 124к от 31.03.2009 г., № 229к от 29.05.2009 г., № 274к от 29.05.2009 г.(том № 7 л.д. 118-119);
- согласно протоколу осмотра предметов от 07.07.2011 г. осмотрены:
бухгалтерские документы МУП «Водоснабжение»,
приказы о премировании работников МУП «Водоснабжение»,
сшивы документов с надписью на титульном листе МУП «Водоснабжение» «Касса», всего в 26 томах. Путем пролистывания установлено, в сшивах, помесячно в каждом сшиве, с января 2008 года по февраль 2010 года, в хронологическом порядке подшиты бухгалтерские и кассовые документы, отражающие движение денежных средств МУП «Водоснабжение»: движение денежных средств за конкретный месяц, карточка счета 50.1 за конкретный месяц, касса (отчет кассира) за конкретный день, расходные и приходные кассовые ордера, платежные ведомости на выдачу зарплаты, акт инвентаризации наличных денежных средств.
сшивы документов с надписью на титульном листе МУП «Водоснабжение» «Банк», всего 25 томов. Путем пролистывания установлено, в сшивах, помесячно в каждом сшиве, с января 2008 года по ноябрь 2008 года и с января 2009 года по февраль 2010 года, в хронологическом порядке подшиты документы, отражающие движение денежных средств на расчетном счете МУП «Водоснабжение»: журнал-ордер по счету 51, карточка счета 51 за конкретный месяц, выписка из лицевого счета за конкретный день, платежные поручения, мемориальные ордера.
сшивы документов с надписью на титульном листе «Авансовые отчеты» МУП «Водоснабжение», всего 26 томов. Путем пролистывания установлено, в сшивах, помесячно в каждом сшиве, с января 2008 года по март 2010 года, в хронологическом порядке подшиты документы, отражающие расходование денежных средств МУП«Водоснабжение»: реестр документов за конкретный месяц, авансовые отчеты работников МУП «Водоснабжение» с приложением подтверждающих документов, в т.ч. товарные и кассовые чеки, квитанции, командировочные удостоверения, приказы о направлении работников в командировку. П
приказ № 411к от 29.08.2008 г. «О премировании работников предприятия» на 1 листе,приказ № 452к от 30.09.2008 г. «О премировании работников предприятия» на 1 листе, приказ № 498к от 31.10.2008 г. «О премировании работников предприятия» на 1 листе, приказ № 538к от 28.11.2008 г. «О премировании работников предприятия» на 1 листе, приказ № 570к от 31.12.2008 г. «О премировании работников предприятия» на 1 листе, приказ № 44к от 30.01.2009 г. «О премировании работников предприятия» на 1 листе,приказ № 82к от 27.02.2009 г. «О премировании работников предприятия» на 1 листе, приказ № 124к от 31.03.2009 г. «О премировании работников предприятия» на 1 листе,приказ № 229к от 29.05.2009 г. «О премировании работников предприятия» на 1 листе,приказ № 274к от 29.05.2009 г. «О премировании работников предприятия».
документы свидетельствуют о наличии приказов директора МУП «Водоснабжение» ФИО16 на выдачу премий работникам предприятия. После осмотра документы упаковываются в 3 картонные коробки, приказы премировании работников предприятия - в конверт, опечатываются оттиском синей печати «Для пакетов. Горномарийский межрайонный следственный отдел СУ СК при прокуратуре РФ по РМЭ», снабжаются соответствующими пояснительными надписями о содержимом упаковки, заверяется подписями понятых, следователя(том № 7 л.д. 131-132);
- согласно протоколу осмотра места происшествия от 20.07.2011 г. осмотрены помещения МУП «Водоснабжение», расположенные по адресу: РМЭ, <...>(том № 7 л.д. 135-136).
Исследованные судом материалы уголовного дела и вещественные доказательства не противоречат фактическим обстоятельствам дела, установленным судом. Признавая эти доказательства допустимыми, суд кладет их в основу обвинительного приговора.
Стороной защиты представлены:
- заключение о наличии (отсутствии) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства МУП «Водоснабжение» МО «Городской округ «Козьмодемьянск» арбитражного управляющего ФИО3 от 03 ноября 2009 г., согласно которому установлена неплатежеспособность предприятия на момент введения наблюдения и сделан вывод о возможном восстановлении платежеспособности при условии осуществления мероприятий по сокращению расходов и взысканию дебиторской задолженности;
- письмо МУП «Водоснабжение» мэру г. Козьмодемьянска с просьбой дать разрешение на продажу либо сдачу в аренду имущества предприятия от 16.03.2009 г.;
- письма МУП «Водоснабжение» мэру г. Козьмодемьянска от 19.05.2009 г., 02.02.2009 г. о финансировании бюджетных организаций, имеющих задолженность перед МУП «Водоснабжение» для погашения оплаты за электроэнергию и имеющихся долгов по налогам;
- письмо Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РМЭ от 03.07.2008 г., в котором выражено мнение о нелесообразности введения процедуры банкротства в отношении МУП «Водоснабжение», поскольку оно является единственным поставщиком услуг по водоснабжению, водоотведению, сбору, вывозу и утилизации ТБО, содержанию улично-дорожной сети по г. Козьмодемьянску.
Оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о доказанности того, что подсудимый ФИО16, являясьдиректором муниципального унитарного предприятия «Водоснабжение», в период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 г., выполняя управленческие функции и обладая правом подписи бухгалтерских, финансовых, банковских документов и налоговой отчетности в данном предприятии, зная, что МУП «Водоснабжение» является налоговым агентом по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налога на доходы с физических лиц, а также то, что в период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 г. предприятием начислена и выплачена заработная плата работникам предприятия МУП «Водоснабжение» в сумме 17165264 рубля 24 копейки, с начисленной заработной платы произведены удержания налога на доходы физических лиц 2327236 рублей, указанные денежные средства направлял на осуществление финансово-хозяйственной деятельности МУП «Водоснабжение»,распоряжался чужими денежными средствами, подлежащими перечислению в бюджет.
Так, согласно заключению эксперта № 2-515 от 20.05.2011 г., показаниям свидетеля ФИО5 в период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 г. из поступивших денежных средств в кассу и на расчетные счета МУП «Водоснабжение» вуказанный период по распоряжению ФИО16 средства были направлены, несмотря на убытки предприятия:
на расчеты с поставщиками, подрядчиками в сумме 6315151 рубля 98 копеек, в том числе направлены средства по расходам не относящимся к основному виду деятельности - на приобретение пяти телефонов, чайника, тесьмы, тюля, флеш-карты, электроплитки и т.д.;
на расчеты с разными кредиторами в сумме 20409294 рубля 24 копейки;
на расчеты, направленные в подотчет, в сумме 13029365 рублей 04 копейки;
- на выплату премий работников МУП «Водоснабжение» в сумме 4450041 рубля 65 копеек.
То обстоятельство, что в указанный период заработную плату в МУП «Водоснабжение» выплачивали регулярно, свидетельствуют показания свидетелей ФИО11, ФИО8, ФИО10, ФИО14, ФИО13
Данные действия ФИО16 были обусловлены личным интересом, выражавшемся в том, что он, являясь руководителем МУП «Водоснабжение», выполняя управленческие функции, отвечая за финансово-экономические показатели предприятия, в силу своих должностных обязанностей знал, что осуществляет за соответствующее вознаграждение функции единоличного исполнительного органа предприятия, а также то, что за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, в том числе, за не обеспечение прибыльности предприятия, его финансово-экономической устойчивости, не обеспечение законных интересов учредителя - муниципального образования «Городской округ «город Козьмодемьянск» и социальных гарантий работников, невыполнения обязательств предприятия перед сторонними организациями - контрагентами по договорам, его могли уволить с занимаемой должности. Данные действия следует расценивать, как стремление сохранить занимаемую должность, которая позволяла ему получать денежное вознаграждение и материальные поощрения.Зная о растущей задолженности предприятия перед бюджетом по перечислению налога на доходы физических лиц, имея наличие денежных средств на счетах предприятия и в кассе, что объективно давало возможность директору МУП «Водоснабжение», как налоговому агенту исполнить свою обязанность по перечислению указанного налога в бюджет, действуя в личных интересах, принимал решения о направлении денежных средств на различные нужды, с целью выполнения плана производственных и финансовых показателей организации и как следствие ложного понимания смысла повышения своей деловой репутации, дальнейшей работы в должности руководителя.
Таким образом, установлено, что ФИО16 за период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 года не исполнены в личных интересах обязанности налогового агента по перечислению НДФЛ, удержанного с доходов работников предприятия на сумму 2323800 рублей 19 копеек, что составляет более 2000000 рублей, а доля не уплаченного налога на доходы физических лиц относительно общей суммы налогов, подлежащих уплате за указанный период, согласно заключению эксперта № 2-515 от 20.05.2011 г. составляет 16,35 процентов, что более 10%. Следовательно, исходя из определения крупного размера, указанного в примечании к ст. 199 УК РФ, подсудимый не исполнил обязанность налогового агента по перечислению налога на доходы физических лиц в крупном размере.
Доводы защитника Суетенкова В.Н. о незаконности предъявленного обвинения в части определения периода формирования задолженности по НДФЛ суд находит не обоснованными. Так, сторона защиты утверждает, что в соответствии примечанием к ст. 199 УК РФ при определении крупного размера неуплаченного налога должен приниматься период в три финансовых года. По настоящему делу период определен органом предварительного расследования произвольно, в то время как за три финансовых года сумма не перечисленного в бюджет МУП «Водоснабжение» НДФЛ крупный размер не составляет.
Суд не может согласиться с данной позицией защиты, поскольку в силу требований примечания к ст. 199 УК РФ и разъяснений постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64 (п. 12) при исчислении крупного размера уклонения от уплаты налогов доля не перечисленного в бюджет налога определяется от суммы налогов и сборов, подлежащих уплате в пределах трех финансовых лет подряд. Следовательно, по смыслу указанных норм закона такой период не должен превышать трех финансовых лет, но может быть менее этого срока. Поэтому суд не находит нарушений закона в части определения доли не уплаченного МУП «Водоснабжение» НДФЛ за период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 г. от общей суммы налогов и сборов, подлежащих уплате налогоплательщиком за тот же период. Вывод защитника о том, что период в три финансовых года является минимальным, не основан на законе.
Доводы стороны защиты об отсутствии вины подсудимого в совершении инкриминируемого ему деяния ввиду отсутствия личной заинтересованности суд находит опровергнутыми вышеизложенными доказательствами. То обстоятельство, что МУП «Водоснабжение» было единственным предприятием в г. Козьмодемьянске в сфере водоснабжения и водоотведения, сбора и вывоза ТБО на выводы суда о наличии личной заинтересованности подсудимого в неперечислении налога в бюджет не влияет, поскольку отсутствие у МУП конкурентов не отражалось на показателях его производственной и финансовой деятельности и соответственно не влияло на размер вознаграждения руководителя.
Доводы защиты о наличии у МУП «Водоснабжения» финансовых трудностей, обусловленных ненадлежащим исполнением учредителем и иными бюджетными учреждениями и организациями своих обязательств, арестом банковских счетов, и осведомленности об этом учредителя на выводы обвинения также не могут повлиять, поскольку удержанные из заработной платы работников суммы налога на доходы физических лиц не являлись собственными средствами предприятия, поэтому МУП «Водоснабжение» не имело права ими распоряжаться, в том числе направлять их на хозяйственные нужды предприятия. Наличие у МУП «Водоснабжение» денежных средств, достаточных для уплаты налогов подтверждается заключением эксперта, показаниями свидетеля ФИО5, справкой об исследовании документов МУП «Водоснабжение» № 206 от 01.12.2010 г. Производимые с использованием банковских счетов предприятия расчеты с кредиторами свидетельствует о движении денежных средств по банковским счетам. Кроме того, как следует из показаний свидетеля ФИО5 и составленной ею справки от 01.12.2010 г. № 206, в период, вменяемый подсудимому в вину, сумма ежемесячно увеличивающихся фактических расходов на заработную плату превышала предельно допустимые сметой расходы по заработной платена 4408182 рубля. Следовательно, увеличение расходов по выплате заработной платы приводило к том числе к созданию финансовых затруднений в организации.
То обстоятельство, что удержанные суммы налога по распоряжению подсудимого вместо бюджета направлялись на выплату заработной платы, расчеты с кредиторами, свидетельствует о наличии у ФИО16 заинтересованности в поддержании жизнеспособности организации, создании видимости его функционирования при выполнения необходимых производственных показателей и, как следствие, получении премий. При этом судом не ставится под сомнение обоснованность получения подсудимым ежемесячных вознаграждений. Законность выплаты ФИО16 таких вознаграждений, по мнению суда, не исключает заинтересованности подсудимого в неисполнении обязанностей налогового агента. Предпринимаемые МУП «Водоснабжение» меры для улучшения финансового положения предприятия и погашения задолженности по налогам, в частности путем продажи имущества, сокращения штата, свидетельствуют об устранении последствий совершения преступления, но не исключают вину подсудимого в совершении инкриминируемого ему деяния, поскольку факт неперечисления НДФЛ в бюджет в указанный период подтверждается вышеизложенными доказательствами.
Таким образом, суд находит доказанным то обстоятельство, что незаконно распоряжаясь средствами плательщиков налога на доходы физических лиц подсудимый в период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 г. из личной заинтересованности не исполнил обязанности налогового агента и не перечислил в бюджет сумму НДФЛ в размере 2323800 рублей 19 копеек, составляющую крупный размер в соответствии с примечанием к ст. 199 УК РФ.
Представленные обвинением и изложенные выше доказательства получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, т.е. являются допустимыми для доказывания обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, имеют непосредственное отношение к предъявленному ФИО16 обвинению и в своей совокупности являются достаточными для постановления обвинительного приговора.
При этом доводы подсудимого, изложенные в последнем слове, о возобновлении судебного следствия в связи с сообщением новых обстоятельств, суд находит не состоятельными, поскольку изложенные в последнем слове обстоятельства были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства и получили оценку судом в настоящем приговоре.
Действия ФИО16 суд квалифицирует по ч. 1 ст. 199.1 УК РФ (в редакции Федерального закона № 162-ФЗ от 08 декабря 2003 года) как неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по перечислению налогов подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере.
При назначении подсудимому ФИО16 наказания суд, с учетом требований ст.ст. 6, 60-63 УК РФ, принимает во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности виновного, смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, влияние назначенного наказания на исправление осужденного.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимому суд признает привлечение подсудимого к уголовной ответственности впервые.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимому ФИО16, судом не установлено.
ФИО16 совершил впервые преступление небольшой тяжести.
По месту жительства ФИО16 характеризуется положительно, к административной ответственности не привлекался.
Учитывая необходимость соответствия характера и степени опасности преступления обстоятельствам его совершения и личности виновного, руководствуясь принципом социальной справедливости, суд считает необходимым назначить ФИО16 наказание в виде штрафа.
Согласно ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления небольшой тяжести истекли два года. Учитывая, что преступление было совершено ФИО16 в период с 01 августа 2008 г. по 30 июня 2009 г., срок давности привлечения его к уголовной ответственности в настоящее время истек и подсудимый подлежит освобождению от наказания в соответствии с ч. 8 ст. 302 УПК РФ. При этом судом принимается во внимание, что подсудимый не согласился на прекращение уголовного дела в связи с истечением срока давности привлечения его к уголовной ответственности.
Вопрос о вещественных доказательствах судом разрешен. Гражданский иск по делу не заявлен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 302-304, 307, 308, 309 УПК РФ, суд
приговорил:
ФИО16 признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 199.1 УК РФ (в редакции Федерального закона № 162-ФЗ от 08 декабря 2003 года) и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Освободить ФИО16 от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности.
Меру пресечения ФИО16 не избирать.
Вещественные доказательства по делу: бухгалтерские и иные документы МУП «Водоснабжение», не относящиеся к исследуемому периоду, с января 2008 г. по июль 2008 г., с августа 2009 г. по март 2010 г. считать возращенными законному владельцу МУП «Водоснабжение»; бухгалтерские и иные документы МУП «Водоснабжение», приказы о премировании работников за период с 01.08.2008 г. по 30.06.2009 г. хранить при уголовном деле.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный суд Республики Марий Эл в течение 10 дней со дня его провозглашения.
В случае подачи сторонами кассационного представления или кассационной жалобы осужденный вправе в течение 10 суток со дня вручения ему копии приговора ходатайствовать об участии в суде кассационной инстанции непосредственно, либо с использованием систем видеоконференц-связи, либо подать свои возражения в письменном виде.
Судья К.Г.Шахова