ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-160/2021 от 14.08.1980 Приволжского районного суда (Астраханская область)

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2021 года с. Началово

Приволжский районный суд Астраханской области в составе председательствующего судьи Мернова Н.В., с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Саматова Р.А., подсудимого Утегалиева Р.Б., защитника – адвоката Тлешевой Г.Е., при секретаре Нурмухамедовой Н.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению:

Утегалиева ФИО14 августа 1980 года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, гражданина Российской Федерации, с высшим образованием, женатого, имеющего 2 малолетних детей, не работающего, не судимого,

в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159.2 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

Утегалиев Р.Б. совершил покушение на мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, в особо крупном размере, если при этом преступление не доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

Преступление совершено при следующих обстоятельствах.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая включала в себя направление программы «Устойчивое развитие сельских территорий», предусматривающее основные мероприятия «Поддержки реализации мер по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, осуществляемых в рамках государственной программы (подпрограмм государственной программы) субъектов Российской Федерации, направленных на устойчивое развитие сельских территорий», которые предполагают проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

В соответствии с ч. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, право на получение социальных выплат имеют граждане Российской Федерации при соблюдении в совокупности следующих условий:

- постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства);

- работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий);

- наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья;

- признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Так, в ходе реализации указанной Государственной программы на территории Астраханской области полномочия по начислению денежных средств (социальных выплат), поступивших из бюджета РФ, бюджета субъекта РФ, а также муниципального бюджета, гражданам, которым полагаются указанные выплаты, осуществляются непосредственно администрациями муниципальных образований, в частности администрацией муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области.

Не позднее 2018 года у Утегалиева Р.Б., осведомленного о реализации на территории Астраханской области программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, возник преступный умысел, направленный на мошенничество при получении выплат, а именно: хищение путем обмана денежных средств муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области, в особо крупном размере, при получении единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений о месте работы.

С целью реализации преступного умысла, направленного на покушение на хищение денежных средств, в особо крупном размере Утегалиев Р.Б., действуя из корыстных побуждений, осознавая, что основным условием участия в программе «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, является работа в агропромышленном комплексе по трудовому договору, до 30.10.2018, находясь на территории Астраханской области, обратился к ранее знакомой ФИО5, представляющей услуги бухгалтера у Индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО6 (основной вид деятельности разведение крупного рогатого скота), с просьбой о составлении документов, свидетельствующих о его трудоустройстве в качестве основного места его работы в указанное крестьянское фермерское хозяйство, при этом Утегалиев Р.Б. фактически не намеревался осуществлять свою трудовую деятельность у Индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО6ФИО5, в отношении которой материалы выделены в отдельное производство, находясь на территории Приволжского района Астраханской области, до 30.10.2018 по просьбе Утегалиева Р.Б. внесла сведения в трудовую книжку ТК-V о принятии на должность водителя к индивидуальному предпринимателю – главе крестьянского фермерского хозяйства ФИО6, а также составила трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ, в котором собственноручно поставила подпись за ФИО6, после чего передала вышеназванные документы, а также их светокопии с оттиском печати указанного крестьянского фермерского хозяйства Утегалиеву Р.Б.

С целью включения в состав участников программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы Утегалиев Р.Б., 30.10.2018, действуя умышленно, реализуя свой преступный умысел, направленный на совершение мошенничества при получении социальных выплат, то есть хищение путем обмана денежных средств муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области, в особо крупном размере, находясь в администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области, расположенной по адресу: <адрес>, представил заявление о включении его в состав указанной программы в качестве гражданина, к которому в числе прочих документов приобщил заверенные светокопии указанных трудовой книжки ТК-V и трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, содержащие заведомо ложные и недостоверные сведения об основном месте его работы в сфере агропромышленного комплекса.

При этом Утегалиев Р.Б. заведомо знал, что предоставляемые сведения не соответствуют действительности, поскольку в указанный период времени он нигде не работал, и трудовую деятельность в сфере агропромышленного комплекса или социальной сфере в сельской местности, в частности у Индивидуального предпринимателя главы крестьянского фермерского хозяйства ФИО6, не осуществлял.

В связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов подлежали с 01.01.2020 реализации в рамках данной Государственной программы. На основании ч. 7, п. «б» ч. 8 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696 гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 №717 ««О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты, социальная выплата предоставляется в соответствии с очередностью, определяемой в хронологическом порядке по дате подачи заявления. При этом условия, при наличии которых гражданин имеет право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий, сохранились.

В связи с тем, что Утегалиев Р.Б. не реализовал свое право на получение социальной выплаты в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, а также в связи с тем, что он, на основании представленных им документов, содержавших заведомо ложные и недостоверные сведения, соответствовал требованиям указанным в Государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» Утегалиев Р.Б. был включен в списки граждан на получение социальной выплаты, сформированных в рамках указанной Государственной программы.

Расчетной суммой социальной выплаты, полагавшейся Утегалиеву Р.Б. на приобретение жилого помещения, является 1949724 руб., что является особо крупным размером.

Однако, в дальнейшем администрацией муниципального образования «Приволжский район» 09.04.2021 Утегалиев Р.Б. был исключен из списков граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках вышеуказанной государственной программы.

В этой связи, свой преступный умысел Утегалиев Р.Б. направленный на хищение социальной выплаты в размере 1949724 руб., не довел до конца по независящим от него обстоятельствам, узнав о проводимых по данному факту мероприятиях сотрудниками УЭБ и ПК УМВД России по Астраханской области.

Подсудимый Утегалиев Р.Б. вину в предъявленном обвинении признал, раскаялся в содеянном, суду пояснил, что в октябре 2018 года он подал заявление в администрацию Приволжского района на улучшение жилищных условий по программе «Устойчивое развитие сельских территорий». По этой программе можно было получить субсидию на приобретение жилья. Позже ему по почте пришло письмо администрации Приволжского района, где было написано, что его семья будет включена в список граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, в случае их перерегистрации. Для того чтобы участвовать в этой программе требовалось, чтобы он официально работал в сельскохозяйственной организации в сельской местности. К заявлению нужно было приложить трудовой договор и трудовую книжку. Поскольку на тот момент он нигде не работал, он решил трудоустроиться в фермерское хозяйство и реально работать там. От знакомых, каких именно не помнит, он узнал, что через бухгалтера Рудикову О.Н. можно устроиться на работу, так как она обслуживает нескольких фермеров и знает кому нужны работники. В 2017 или 2018 году точно не помнит, месяц тоже не помнит, но до написания заявления в администрацию Приволжского района, он обратился к ФИО5, которая сказала, что есть работа водителем у одного из фермеров, фамилию и имя которого он не помнит, т.к. прошло много времени. Он согласился, и она оформила его к этому фермеру. Позже копии трудового договора и трудовой книжки, которые ему дала ФИО5 при оформлении на работу, он приложил к своему заявлению об участии в программе. Для перерегистрации он должен был ежегодно предоставлять в администрацию района сведения, подтверждающие его нуждаемость в жилом помещении. В случае не подтверждения им права на улучшение жилищных условий, администрация района не будет включать его семью в список граждан на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат по программе. Поскольку его длительное время не вызывали на работу к фермеру, он считал, что уже официально не работает, что его либо уволили либо аннулировали его трудоустройство. С ФИО5 он более не встречался и не общался. Соответственно подтвердить администрации района в 2019 году, что он работает у фермера, он не мог. У него не было никаких подтверждающих документов, так как он реально нигде не работал. Когда писал заявление, то думал, что работал в КФХ, но позже не подтвердив свое трудоустройство, полагал, что из-за этого его исключат из списков.

Оценивая позицию подсудимого, суд признаёт её последовательной, достоверной, при этом делает вывод, что признание им своей вины нашло своё подтверждение совокупностью нижеследующих доказательств, в связи с чем, на основании ст. 77 УПК РФ, кладёт признание подсудимого в совершённом преступлении в основу его обвинения.

Суд, выслушав подсудимого, явившегося в суд свидетеля, огласив с согласия сторон показания представителя потерпевшей стороны, а также других свидетелей в соответствии со ст. 281 УПК РФ, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к выводу, что вина подсудимого в совершении преступления подтверждается совокупностью доказательств исследованных в ходе судебного следствия.

Показаниями представителя потерпевшего ФИО7, оглашёнными в соответствии со ст. 281 УПК РФ, согласно которым на территории Приволжского района Астраханской области в период с 2014 по 2020 год реализовывалась Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий». В рамках указанной программы между муниципальным образованием «Приволжский район» и министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности было заключено соглашение, согласно которому министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области осуществляло финансирование Федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий», софинансирование указанной программы осуществлялось муниципальным образованием «Приволжский район». По факту возможного получения социальной выплаты на приобретения жилья Утегалиевым Р.Б. в рамках Федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий» может пояснить, что в администрации муниципального образования было изъято учетное дело, а также сотрудниками правоохранительных органов истребовалась иная информация, касающаяся возможности получения социальной выплаты Утегалиевым Р.Б. О том, что он мог и имел реальную возможность получить социальную выплату незаконно она не знала. Утегалиевым Р.Б. могла быть получена социальная выплата в размере 1949724 руб. Более по данному факту она пояснить ничего не может, поскольку назначение социальных выплат и иные действия по социальным выплатам входит в компетенцию отдела по обращению граждан администрации муниципального образования «Приволжский район» (т. 1 л.д. 74-77).

Показаниями свидетеля ФИО5, согласно которым она ранее работала бухгалтером у ИП ГКФХ ФИО8 В штате у него она не числилась, но по мере необходимости ФИО8 обращался к ней для оказания услуг по ведению бухгалтерского учет, осуществление сдачи бухгалтерской отчетности. Трудовой договор от 25.04.2017, согласно которому Утегалиев Р.Б. трудоустроен в КФХ ФИО6 водителем, составлен ею. Печать на договоре также ставилась лично ей, у неё на тот период времени имелся к ней доступ. В последующем с оригинала трудового договора ею была изготовлена светокопия, которую она же и заверила печатью и подписями за ФИО6 В последующем данный документ был передан Утегалиеву Р.Б. Трудовая книжка заполнялась также ею, собственноручно. Чистый бланк трудовой книжки ей передал Утегалиев Р.Б. Печать в трудовой книжке также ставилась ею. В последующем с оригинала трудовой книжки была изготовлена светокопия, которую она заверила требуемым образом и сделана подпись за ФИО6 В последующем трудовая книжка была передана Утегалиеву Р.Б. Подробных обстоятельств трудоустройства Утегалиева Р.Б. не помнит, знает лишь, что данная работа была необходима Утегалиеву Р.Б. для получения каких-то льгот, и работать водителем у ИП ГКФХ ФИО6» он не планировал. Утегалиев Р.Б. понимал, что его трудоустройство является формальным, что он не будет никогда осуществлять свою трудовую деятельность в качестве водителя у ИП ГКФХ ФИО6 После составления трудового договора и заполнения трудовой книжки страховые отчисления от ГКФХ ФИО6 не производились. В последующем при составлении отчета за 2020 год о работниках ГКФХ ФИО8 в пенсионный фонд, в указанный отчет ею был включен Утегалиев Р.Б. и внесены корректировки в отчеты, а именно в сведения о том, что Утегалиев Р.Б. осуществляет трудовую деятельность в ГКФХ ФИО8 с октября 2018 года. Пенсионным фондом на основании корректированных отчетов была рассчитана сумма отчислений и штрафов. В последующем указанная сумма ею была сообщена Утегалиеву Р.Б. и им ей переданы наличные денежными средствами, которыми был оплачен штраф и внесены страховые взносы. Ни ФИО6, ни ФИО8 о трудоустройстве Утегалиева Р.Б. в КФХ не сообщала. В феврале 2021 года после опроса сотрудниками полиции к ней приехал ФИО8 с вопросом по Утегалиеву Р.Б. Она пояснила, что Утегалиев Р.Б. подошел к ней и попросил его трудоустроить в КФХ, чтобы принять участие в какой-то государственной программе. Никаких материальных вознаграждений, либо подарков и обещаний в последующем вознаграждении за трудоустройство Утегалиева Р.Б. в ГКФХ ФИО6 и ГКФХ ФИО8 не получала.

Показаниями свидетеля ФИО8, оглашёнными в соответствии со ст. 281 УПК РФ, согласно которым, он является главой крестьянского фермерского хозяйства и осуществляет свою предпринимательскую деятельность соответственно в сфере разведения крупно-рогатого скота. Ранее бухгалтерские услуги ему оказывала ФИО5, соответственно, она имела доступ к его печати. Утегалиев ФИО16 у него не работает и никогда не работал. О том, что данный гражданин якобы трудоустроен у него в КФХ, ему стало известно, только после того как ему позвонили сотрудники УЭБ и ПК в феврале 2021 года. Так как трудоустройством и бухгалтерией у него занималась ФИО5, то он сразу же поехал к ней, чтобы разобраться с данным вопросом. Когда он прибыл к ФИО5, то она пояснила, что у него в КФХ формально трудоустроен Утегалиев Р.Б., он подошел к ней и попросил трудоустроить его в КФХ, для того, чтобы он мог принять участие в какой-то программе и получить какие-то льготы для своей семьи. Через некоторое время, примерно в конце в февраля 2021 года, к нему пришел Утегалиев Р.Б. В ходе разговора последний попросил его сказать сотрудникам полиции, что он работал у него. Он ему ничего обещать не стал, сказал, что подумает. Обдумав его просьбу, поняв, что Утегалиев Р.Б. совершил преступление, и если он будет давать ложные показания, в дальнейшем и его могут привлечь к ответственности, решил сообщить правду. Утегалиев Р.Б. не работал у него в КФХ ни одного дня, заработную плату он ему не платил, налоговых отчислений за него не уплачивал. Видел его только один раз, после того как ФИО5 рассказала ему о том, что трудоустроила его в КФХ (т. 1 л.д. 80-83).

Показаниями свидетеля ФИО9, оглашёнными в соответствии со ст. 281 УПК РФ, согласно которым в период с сентября 2017 года она осуществляет свою трудовую деятельность в администрации МО «Приволжский район» и занимает должность начальника отдела по работе с обращениями граждан с февраля 2019 года. Также пояснила, что на отдел по работе с обращениями граждан администрации МО «Приволжский район» возложено обеспечение реализации Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, которая включала в себя направление программы «Устойчивое развитие сельских территорий». Также пояснила, что процедура участия в федеральной целевой программе выгладит следующим образом: для участия в программе гражданин должен быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий администрацией сельского поселения, данный факт подтверждается выданным гражданину постановлением (распоряжением) о признании нуждающимся. Далее гражданин подает заявление в администрацию муниципального образования о включении его в список участников программы. Данные документы сдаются в отдел, курирующий данное направление деятельности, непосредственно в администрации МО «Приволжский район» - отдел по работе с обращениями граждан. К заявлению прикладываются копии документов удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи, копии документов подтверждающих родственные отношения между лицами указанными в заявлении в качестве членов семьи, копии документов подтверждающих наличие у заявителя собственных или заемных средств, документа подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий, копии трудовой книжки (для работающих по трудовым договорам) или копий документов содержащих сведения о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. Копии вышеуказанных документов представляются вместе с оригиналами для удостоверения их идентичности. Её обозрению представлено личное дело гражданина Утегалиева ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ о его включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках направления (подпрограммы) «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы по категории граждане. Одним из основных требований участия в данной программе по данной категории являлось постоянное проживание в сельской местности, работа по трудовому договору в сельской местности или осуществление предпринимательской деятельности в сельской местности не менее 1 года. Исходя из сведений, представленных Утегалиевым Р.Б., следует, что он осуществлял свою трудовую деятельность в качестве водителя у ИП ГКФХ ФИО6, с ДД.ММ.ГГГГ. Заявление и документы Утегалиевым Р.Б. были представлены 30.10.2018 в администрацию МО «Приволжский район». Данное заявление Утегалиевым Р.Б. было написано на имя главы администрации МО «Приволжский район» ФИО10, которое приняли в работу. Поскольку Утегалиев Р.Б. соответствовал требованиям программы, то был включен в список на получение социальной выплаты от государства в рамках указанной программы, о чем ему было направлено уведомление 27.11.2018 по месту его регистрации. Сумма социальной выплаты составляет не более 70 % от стоимости жилья необходимого для обеспечения в частности семьи Утегалиева Р.Б. учетной нормой жилья. Расчетная стоимость исчисляется с учетом 18 кв. м на 1 члена семьи, и стоимости соответственно квадратного метра, утвержденного приказом Минстроя РФ. Семья Утегалиева Р.Б. состояла на тот период времени из 4 человек, его самого, его супруги, и двоих несовершеннолетних детей. Таким образом, он должен был быть обеспечен жильем не менее 72 кв.м в рамках данной программы, 70 % стоимости из которых оплачивает государство по вышеуказанной программе, а оставшиеся 30 % сам Утегалиев Р.Б. должен оплатить самостоятельно за счет своих личных либо заемных денежных средств. Утегалиев Р.Б. не подтверждал свое основное трудоустройство у ИП ГКФХ ФИО6, однако не подтверждение сведений о трудоустройстве для данной категории граждан ежегодно, не является основанием для исключения из участников программных мероприятий. В связи с принятием Правительством Российской Федерации Постановления от 31.05.2019 № 696 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, подлежали с 01.01.2020 реализации в рамках данной Государственной программы. На основании ч. 7, п. «б» ч. 8 Положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696, гражданам, ранее включенным в списки граждан, изъявившим желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ведомственной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717 ««О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы», и не реализовавшим свое право на получение социальной выплаты, социальная выплата предоставляется в соответствии с очередностью, определяемой в хронологическом порядке по дате подачи заявления. При этом условия, при наличии которых гражданин имеет право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий, сохранялись. В связи с чем, в рамках вновь принятой Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», на основании представленных Утегалиевым Р.Б. 30.10.2018 документов, он имел право на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий, так как соответствовал требованиям данной Государственной программы. В рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» получателями выплат могли быть только граждане, работающие в агропромышленном комплексе, либо в социальной сфере сельской местности, а в подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы необходимо было проживать в сельской местности и работать в любой сфере сельской местности не менее 1 года, то есть в рамках новой Государственной программы конкретизировали основные требования, а именно работу в агропромышленном комплексе либо социальной сфере в сельской местности. Утегалиеву Р.Б. подавать заявление о переходе из подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы в Государственную программу «Комплексное развитие сельских территорий» не требовалось, так как он, являясь участником подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, не реализовал свое право на получение социальной выплаты. Утегалиев Р.Б. был исключен из списков участников мероприятий 09.04.2021 в соответствии с протоколом жилищной комиссии администрации МО «Приволжский район» Астраханской области № 7. На момент исключения Утегалиева Р.Б., ему полагалась социальная выплата в размере до 1949724 руб., исходя из вышеуказанных условий, поскольку стоимость квадратного метра на тот период времени составляла 38685 руб. Социальные выплаты выплачиваются их бюджетов разных уровней, а именно областного, местного и федерального. Гражданам оказывается консультативная помощь, с разъяснением требований нормативных документов, а также ответственность за предоставленные ими сведения». Отказ заявителю в принятии заявления недопустим, но в случае установления факта отсутствия необходимых документов или выявления фактов несоответствия лица требованиям программы, орган местного самоуправления принимает решение либо о возврате документов, либо об отказе в участие в программе. Проверка сведений, представленных заявителем, осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия с Росреестром об имеющемся имуществе у заявителя, с миграционным органом в части регистрации лица на территории муниципального образования. Решение о включении лица в список участников подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы принимается в администрации МО «Приволжский район», то есть органами местного самоуправления, а именно отделом по обращению граждан. Какой-либо документ при этом не составляется, виза не ставится, формируется список участников программы, после чего направляется в Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области для дальнейшего принятия решения. Гражданин узнаёт о том, что принят в качестве участника в подпрограмму «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы путём уведомления, при наличии заявления на это. Данным способом он может уточнить статус участия в программе, номер в очереди. Гражданин уведомляется в обязательном порядке в случае отказа или в случае необходимости предоставления недостающих (дополнительных) документов. Утегалиев Р.Б. был исключен из участников мероприятий в рамках Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» (т. 1 л.д. 113-118).

Показаниями свидетеля ФИО11, оглашёнными в соответствии со ст. 281 УПК РФ, согласно которым в период времени с 02.11.2020 по настоящее время она состоит в должности заместителя начальника отдела развития сельской территории Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области. В должностные обязанности входит участие в формировании сводного списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, подготовка отчетности, заключение соглашений с муниципальными образованиями Астраханской области, подготовка заявочной документации на конкурсный отбор проектов комплексного развития сельских территорий в рамках ГП РФ «Комплексное развитие сельских территорий». В соответствии с ч. 4 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, право на получение социальных выплат имеют граждане Российской Федерации при соблюдении в совокупности следующих условий: постоянное проживание в сельской местности (регистрация по месту жительства); работа по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (основное место работы) в сельской местности (непрерывно в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий); наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. Одним из основных условий вышеуказанной программы, а именно право на получение на социальных выплат имела любая категория граждан, проживающая на территории сельской местности, и если один из членов семьи осуществляет трудовую деятельность (имеет основное место работы) в сельской местности. Списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использование социальной выплаты формируются органами местного самоуправления и в соответствии с типовым положением, регламентирующим порядок и условия предоставления социальных выплат. После того как гражданин, изъявивший желание участвовать в федеральной целевой программе, обратился в администрацию муниципального образования и представил пакет документов, необходимый для получения социальной выплаты, администрация готовит списки, изъявивших желание лиц и направляет в Министерство сельского хозяйства и рыбной промышленности, где впоследствии отдел развития сельской территории готовит свидетельство, позволяющее в дальнейшем открыть банковский счет, на который перечисляются выплаты. Для подготовки свидетельства сотрудники отдела не занимаются сверкой каких-либо документов, в свидетельстве заполнятся установочные и паспортные данные и размер выплаты. Данное свидетельство передается гражданину на руки, после чего открывается на его имя банковский счет, кроме того свидетельство храниться в банке до момента закрытия счета (т.е. осуществления социальной выплаты) в дальнейшем данное свидетельство хранится в Министерстве 5 лет и затем уничтожается. Также пояснила, что непосредственным распределением денежных средств (социальных выплат) между гражданами занимается администрация муниципального образования, так как именно последняя осуществляет перечисление денежных средств, из числа поступивших из Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, непосредственно гражданам. Перечисление выплаты Утегалиеву Р.Б. предполагалось за счет средств федерального бюджета, за счет средств субъекта Российской Федерации, а также за счет средств муниципального бюджета. Собственником средств является администрация МО «Приволжского района» в виду того, что получателями субсидии являются муниципальные районы Астраханской области на основании порядка представления субсидий, утвержденного Постановлением правительства Астраханской области от 10.09.2014 № 368П «Развитие сельского хозяйства, пищевой и рыбной промышленности Астраханской области». Администрация распределяет денежные средства по счетам получателей социальных выплат и несет ответственность за расходование бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством». Уведомление Министерства сельского хозяйства и рыбной промышленности о расходовании денежных средств, полученных заявителем в качестве социальной выплаты в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, необходимо и проводится администрацией муниципального образования путем направления отчета о достижении целевых показателей» (т. 1 л.д. 140-144).

Показаниями свидетеля ФИО6, оглашёнными в соответствии со ст. 281 УПК РФ, согласно которым до ДД.ММ.ГГГГ он являлся главой крестьянского фермерского хозяйства и осуществлял свою предпринимательскую деятельность по разведению крупно-рогатого скота, после чего он ликвидировал свое КФХ. Ранее бухгалтерские услуги ему оказывала ФИО5, соответственно, она имела доступ к его печати. Утегалиев ФИО18 у него не работает и никогда не работал. О том, что данный гражданин якобы трудоустроен в его КФХ, ему стало известно, только после того как ему позвонили сотрудники УЭБ и ПК в марте 2021 года. Утегалиев Р.Б. ему не знаком, его на работу он не принимал, указания по его трудоустройству никому не давал, отчисления за него не производились. В представленном ему трудовом договоре № 7 от 25.04.2017 рукописный текст выполнен не его подчерком, подпись не его, однако печать принадлежит КФХ ФИО6 Кем была поставлена данная печать ему неизвестно. Печать КФХ ФИО6 могла находиться только у него и иногда её он передавал ФИО5 для подготовки бухгалтерских отчетов. В предъявленной ему на обозрение копии трудовой книжки ТК-V на имя Утегалиева ФИО21 печать стоит КФХ ФИО6, но текст и подпись выполнены не его почерком и им лично не ставились. Кем была поставлена указанная печать ему неизвестно (т. 1 л.д. 151-154).

Кроме того вина подсудимого подтверждается и письменными доказательствами по делу.

Явкой с повинной Утегалиева Р.Б., согласно которой, последний чистосердечно признается и раскаивается в том, что в 2018 году подал фиктивный трудовой договор и копию трудовой книжки в администрацию МО «Приволжский район» Астраханской области в программе по улучшению жилищных условий (т. 1 л.д. 171).

Справкой № 161 по результатам исследования документов в отношении физического лица Утегалиева ФИО20 от 23.04.2021, согласно которой, исходя из, представленных к исследованию документов сумма денежных средств, предполагаемых к получению Утегалиевым Р.Б. от администрации МО «Приволжский район», составляет 1949724 руб. (т. 1 л.д. 38-49).

Протоколом осмотра документов, согласно которому осмотрено личное дело Утегалиева Ризамбека Булатовича (т. 1 л.д. 84-85).

Протоколом осмотра места происшествия от 25.05.2021, согласно которому осмотрено рабочее место начальника отдела по обращению граждан АМО «Приволжский район» Астраханской области, расположенное по адресу: Астраханская область, Приволжский район, с. Началово, ул. Ленина, д. 46 (т. 1 л.д. 120-128).

Сведениями из ПФ РФ об отчислении пенсионных взносов на имя Утегалиева Р.Б. от ФИО19. (т. 1 л.д. 193-200).

Протоколом заседания жилищной комиссии от 09.04.2021, согласно которому Утегалиев Р.Б. исключен из участников программных мероприятий (т. 1 л.д. 178-183).

Учётным делом Утегалиева Р.Б., представленным администрацией МО «Приволжский район» Астраханской области, из которого следует, что он принимал участие в федеральной целевой программе (т. 1 л.д. 86-110).

Таким образом, с учетом проведенного анализа и оценки всех добытых и исследованных судом доказательств по делу в их совокупности, суд считает, что вина Утегалиева Р.Б. в инкриминируемом деянии установлена полностью и доказана вышеприведенными показаниями представителя потерпевшего, свидетелей, самого подсудимого, а также материалами дела.

У суда нет оснований сомневаться в достоверности обстоятельств, указанных в вышеуказанных процессуальных документах, в силу их подробности и последовательности.

Все доказательства, представленные стороной обвинения, получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона. Эти доказательства признаются судом достоверными, допустимыми, а в своей совокупности, достаточными для разрешения уголовного дела.

Суд квалифицирует действия Утегалиева Р.Б. по ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159.2 УК РФ, как покушение на мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении иных социальных выплат, установленных иными нормативными правовыми актами, путем предоставления заведомо ложных и недостоверных сведений, в особо крупном размере, если при этом преступление не доведено до конца по независящим от этого лица обстоятельствам.

Данная квалификация нашла свое подтверждение, так как Утегалиев Р.Б., с целью включения в состав участников Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, представил документы, содержащие заведомо ложные и недостоверные сведения об основном месте работы у Индивидуального предпринимателя - главы крестьянского фермерского хозяйства.

Однако Утегалиев Р.Б. не смог довести свой умысел до конца по независящим от него обстоятельствам, так как был исключен из участия в данной программе.

Квалифицирующий признак «в особо крупном размере» нашел свое подтверждение согласно п. 4 примечания к ст. 158 УК РФ, исходя из размера суммы, превышающей 1000000 руб.

При назначении подсудимому наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, отнесённого законодателем в силу ст. 15 УК РФ к категории тяжких преступлений, личность виновного, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, и отсутствие обстоятельств, отягчающих наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

Обстоятельствами, в соответствии со ст. 61 УК РФ, смягчающими наказание, суд признает явку с повинной, признание вины, раскаяние в содеянном, наличие двоих малолетних детей, один из которых является ребёнком-инвалидом, то, что подсудимый впервые привлекается к уголовной ответственности.

Обстоятельств, в силу ст. 63 УК РФ, отягчающих наказание, судом не установлено.

Учитывая наличие смягчающего обстоятельства, предусмотренного п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ, и отсутствие отягчающих обстоятельств, суд назначает наказание по правилам ч. 1 ст. 62 УК РФ, также учитывает положения ч. 3 ст. 66 УК РФ.

Оснований для назначения подсудимому наказания ниже низшего, предусмотренного санкцией статьи уголовного закона, предела не имеется, поскольку из установленных судом фактических обстоятельств не усматривается предусмотренных для этого ст. 64 УК РФ мотивов.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что подсудимому за совершённое преступление необходимо назначить наказание, которое сможет обеспечить достижение целей наказания в соответствии со ст. ст. 43, 60 УК РФ - в виде лишения свободы, в пределах срока, указанного в ч. 6 ст. 15 УК РФ, без назначения дополнительных видов наказаний с учётом обстоятельств дела.

При этом судом не усмотрено оснований для возможности применения к подсудимому правил, предусмотренных ч. 6 ст. 15 УК РФ, принимая во внимание фактические обстоятельства преступления и степень его общественной опасности, при определении которой судом помимо вышеуказанных смягчающих наказание обстоятельств также учитывались конкретные обстоятельства содеянного, в частности характер и размер наступивших последствий, способ совершения преступления.

Вместе с тем, принимая во внимание личность подсудимого, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, суд пришёл к выводу, что подсудимому следует назначить наказание в соответствии со ст. 73 УК РФ, постановив считать назначенное наказание условным, но установив подсудимому испытательный срок, в течение которого он должен будет своим поведением доказать своё исправление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 296-299, 302-304, 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Утегалиева ФИО22 признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159.2 УК РФ и назначить ему наказание в виде 3 лет лишения свободы.

На основании ст. 73 УК РФ назначенное наказание в виде лишения свободы считать условным с испытательным сроком 3 года.

Контроль за подведением осужденного Утегалиева Р.Б. возложить на уголовно-исполнительную инспекцию УФСИН России по его месту жительства. Обязать осужденного не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденных, являться на регистрацию.

Мера пресечения осужденному Утегалиеву Р.Б. не избиралась.

Гражданский иск не заявлен.

Вещественное доказательство, хранящееся в КХВД Приволжского МСО СУ СК России по Астраханской области, учетное дело Утегалиева Р.Б., вернуть по принадлежности после вступления приговора в законную силу.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным, содержащимся под стражей – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, а также поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику, либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.

СУДЬЯ Н.В. Мернов