ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-173/15 от 21.04.2015 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

ПРИГОВОР

Именем Российской Федерации

21 апреля 2015 года г.Махачкала

Советский районный суд г.Махачкалы в составе: председательствующего судьи Гасанова Ш.О., с участием государственного обвинителя помощника прокурора Советского района г.Махачкалы Магомедова М.Г.. защиты в лице адвоката Кахриманава А.Р., представившего удостоверение №133 и ордер №000 0703, при секретаре Магомедовой СР., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовное дело в отношении ФИО1. <данные изъяты>, обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1. будучи должностным лицом, не надлежаще недобросовестно исполнил свои должностные обязанности, повлекшее причинение крупного ущерба охраняемым интересам государства, при следующих обстоятельствах:

ФИО1 Р.К., являясь заместителем начальника отдела приватизации республиканской собственности Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, назначенный на должность приказом министра земельных и имущественных отношений Республики Дагестан ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № 201, то есть являясь должностным лицом органа государственной власти Республики Дагестан, ненадлежащим образом исполнил свои должностные обязанности, вследствие недобросовестного отношения к службе, что повлекло причинение крупного ущерба бюджету Республики Дагестан.

Так, согласно положению об отделе приватизации республиканской собственности Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, основными задачами и функциями указанного отдела являются:

- обеспечение работы по приватизации государственного имущества Республики Дагестан и поступление доходов от приватизации республиканской собственности в бюджет Республики Дагестан;

- разработка проектов нормативно правовых актов и заключения по вопросам приватизации, представляемые на подпись руководству Министерства;

- разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на соответствующий год и отчёт о его выполнении за прошедший год;

- организация приватизации объектов республиканской собственности;

- подготовка решений об условиях приватизации государственного имуществ Республики Дагестан.

В соответствии с должностным регламентом заместителя начальника отдела приватизации республиканской собственности ФИО1 Р.К. наделен полномочиями по вопросам приватизации государственного имущества Республики Дагестан, а именно: участие в подготовке проекта прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, участие в подготовке для внесения в Правительство Республики Дагестан, в Народное Собрание Республики Дагестан проектов решений, внесения дополнений и замечаний по вопросам приватизации государственного имущества Республики Дагестан; рассмотрение обращений, заявлений и жалоб юридических и физических лиц по вопросам приватизации и отчуждения государственного имущества; подготовка решений об условиях приватизации государственного имущества Республики Дагестан; подготовка публикаций решений об условиях и результатах приватизации государственного имущества Республики Дагестан.

Согласно Прогнозному плану (программы) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2007 год, утвержденного постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ НС, одним из приоритетов приватизации государственного имущества Республики Дагестан в 2007 году является «Поступление в республиканский бюджет Республики Дагестан дополнительных доходов от приватизации способами, обеспечивающими максимальные денежные поступления». Указанное должно быть достигнуто за счёт принятия индивидуальных решений о способе, сроке и начальной цене приватизации объектов государственного имущества, проведения их полной инвентаризации и независимой оценки.

Несмотря на это, ФИО1 Р.К., вопреки требований Прогнозного плана приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2007 год, в апреле 2007 года, находясь в здании Министерства имущественных и земельных отношений по <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, площадь Ленина, <адрес>. ненадлежащим образом, исполняя свои должностные обязанности, вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, в нарушении главы 3 ст. 13 Федерального Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, принял решение о приватизации 0,11 %. что составляет 6 000 000 (шесть миллионов) штук государственного пакета акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания», в котором указал способ продажи акций - «Аукцион», вместо более выгодного способа продажи акций открытых акционерных обществ через рынок ценных бумаг, фактически обеспечивающего максимальное поступление денежных средств в бюджет Республики Дагестан, а также составил расчёт нормативной цены госпакета акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания», что составило 11 162 000 (одиннадцать миллионов сто шестьдесят две тысячи) рублей.

При этом, ФИО1 Р.К. при выведении нормативной цены государственного пакета акций, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (Об утверждении правил определения нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества), использовал метод трёх величин, то есть стоимость акций на основе чистой прибыли, стоимость акций на основе биржевых котировок и стоимость акций по чистым активам. При определении нормативной цены госпакета акций ФИО1 Р.К. вывел котировочную стоимость госпакета акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания» и указал средневзвешенную цену одной акции ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания» за период с ДД.ММ.ГГГГ по 01.01.2007, что составило 2 рубля 70 копеек за 1 акцию, а при умножении на 6 000 000 - штук составило 16 200 000 (шестнадцать миллионов двести тысяч) рублей. ФИО1 Р.К., зная о том, что акции котируются на фондовой бирже по цене 16 200 000 (шестнадцать миллионов двести тысяч) рублей, реально имея возможность указать способ приватизации продажи акций через организатора торгов на рынке ценных бумаг, что было бы более выгодно для республиканского бюджета, в результате своего небрежного и недобросовестного отношения к службе, указал способ приватизации путём аукциона.

На основании принятого ФИО1 решения об условиях приватизации государственного пакета акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания», министром имущественных и земельных отношений Республики Дагестан ФИО8ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение № 220-р, на основании которого утверждено решение об условиях приватизации.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством земельных и имущественных отношений Республики Дагестан проведен аукцион по продаже республиканской собственности 0,11 %, составлявших 6 000 000 (шесть миллионов) штук государственного пакета акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания». По итогам проведенного аукциона его участниками ФИО13 и ФИО2 A.M. составлен протокол о признании аукциона по продаже государственного имущества Республики Дагестан не состоявшимся. Ввиду того, что государственный пакет акций не был реализован способом продажи «Аукцион», в соответствии с ч.1 ст. 23 ФЗ «О приватизации», министром имущественных и земельных отношений РД ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ вынесено распоряжение № 287-р (об условиях приватизации акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания»), согласно которому выбран способ приватизации посредством публичного предложения в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 549.

ДД.ММ.ГГГГ от ФИО3 в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан поступила заявка на приобретение имущества посредством публичного предложения по цене 5 581 000 (пять миллионов пятьсот восемьдесят одна тысяча) рублей. В этот же день. 27.08.2007, между заместителем министра имущественных и земельных отношений Республики Дагестан ФИО15. в лице продавца, и ФИО3, в лице покупателя, заключен договор купли-продажи № 157, согласно которому 0,11 %, составлявших 6 000 000 (шесть миллионов) штук государственного пакета акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания» проданы ФИО3 по цене 5 581 000 (пять миллионов пятьсот восемьдесят одна тысяча) рублей, а в последующем передаточным распоряжением переданы последнему.

ФИО3 согласно договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ № 05/07, за 10 000 000 (десять миллионов) рублей - по первому договору, и за 10 200 000 (десять миллионов двести тысяч) рублей - по второму договору, продал 0,11 %, составлявших 6 000 000 (шесть миллионов) штук государственного пакета акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания» ООО «Люкс», учредителем которого являлась ФИО9

В результате совершённых заместителем начальника отдела приватизации Республиканской собственности ФИО1 действий, связанных с недобросовестным отношением к своим служебным обязанностям, бюджету Республики Дагестан причинён крупный ущерб на сумму 10 619 000 (десять миллионов шестьсот девятнадцать тысяч) рублей. Эта сумма образовалась за счет разницы между стоимостью акции на фондовой бирже, указанной в расчёте нормативной цены в размере 16 200 000 (шестнадцать миллионов двести тысяч) рублей, и фактически поступившей в республиканский бюджет за счет реализации 0,11%. а всего 6 000 000 штук акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания», суммы в 5 581 000 (пять миллионов пятьсот восемьдесят одна тысяча) рублей.

Указанными действиями ФИО1 Р.К. совершил халатность - ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного и небрежного отношения к службе, что повлекло причинение крупного ущерба охраняемым законом интересам государства, то есть преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 293 УК РФ.

Подсудимый ФИО1 Р.К, свою вину в совершении преступления не признал и показал, что дело против него сфабриковано. Служебный регламент, в период подготовки материалов для приватизации госпакета акций ОАО «ДРГК» в апреле 2007 года, фактически не действовал. Кроме того, этим регламентом он не был наделен правом самостоятельного принятия управленческих или иных решений. Он не был должностным лицом с правом подписи и следовательно его. не имеющего соответствующих полномочий и обязанностей, нельзя отнести к субъекту преступления. Стоимость госпакета акций ОАО «ДРГК» на рынке ценных бумаг рассчитана в соответствии с постановлением Правительства РФ и учтена при определении нормативной цены акций. В противном случае нормативная цена акций была бы намного меньше. Утверждение о том, что нормативная цена акций рассчитана неправильно, не обоснованно. Подготовленные материалы (проект решения об условиях приватизации госпакета акций ОАО «ДРГК», расчет нормативной цены продажи акций, расчет стоимости госпакета акций на рынке ценных бумаг) согласованы с первым заместителем министра, курирующим вопросы приватизации госимущества, и представлены министру для рассмотрения и принятия соответствующего решения о приватизации акций, т.е. руководство министерства им было осведомлено о том, что акции ОАО «ДРГК» котировались на рынке ценных бумаг. Принятие решения о приватизации госимущества в его обязанность не входило, это прямая обязанность министра по статусу или должностного лица, замещающего его обязанности. О судьбе госпакета акций ОАО «ДРГК» он знает понаслышке. Он узнал, что министром было принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 220-р о продаже госпакета акций ОАО «ДРГК» на аукционе. Этим же распоряжением утвержден и проект решения об условиях приватизации, подготовленный им в произвольной форме и представленный ему на рассмотрение. Аукцион не состоялся в связи с отсутствием заявок на приобретение акций. В результате распоряжение министра от ДД.ММ.ГГГГ № 220-р и проект решения, подготовленный им, о продаже госпакета акций на аукционе, фактически осталось неисполненными. Сделка по продаже акций на аукционе не состоялась. Пакет акций ОАО «ДРГК» остался в собственности Республики Дагестан. Поэтому утверждение о том, что его действиями бюджет РД получил ущерб несостоятельно и не соответствует действительности. Впоследствии ему стало известно, что распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 220-р. о продаже госпакета акций на аукционе отменено. Министром принято новое распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 287-р о приватизации акций ОАО «ДРГК» посредством публичного предложения, к которому он отношения не имел. Этим способом госпакет акции был продан. И в первом, и во втором случае проекты распоряжений министра, которые фактически по закону являются решениями об условиях приватизации госпакета акций ОАО «ДРГК» на аукционе и посредством публичного предложения, он не готовил и в их исполнении также не участвовал. На проектах распоряжений его виз не было. А визирование исполнителем подготавливаемых материалов в министерстве было обязательным. В его обязанность не входило принятие решения о приватизации госимущества Республики Дагестан, он выполнил лишь устное поручение руководства министерства, готовил материалы и расчеты для рассмотрения и принятия им соответствующего решения о приватизации госпакета акций. До утверждения министром распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № 220-р проект решения об условиях приватизации не имел юридической силы, являлся просто бумагой. В проекте решения излагается лишь мнение исполнителя. Само решение принимается министром и утверждается им же своим распоряжением после согласования с соответствующими службами министерства и после этого бумага становится документом. За принятое решение он несет персональную ответственность согласно постановлению Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № 88. Он даже проекты распоряжений о приватизации акций не готовил, подготовил их другой работник министерства. Он выполнил поручение руководства министерства о подготовке материалов для принятия решения о приватизации госпакета акций в рамках своей профессиональной подготовки. Если он где-то допустил ошибку в представленных материалах, на следующих этапах их рассмотрения, согласования, утверждения и продажи акций должны были исправить ее. В подготовке материалов для приватизации приняли участие более подготовленные специалисты, которые занимали должности госслужбы выше, чем он и получали зарплату намного больше и должны были нести персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач. Обвинение его в халатности является преднамеренным, с целью защиты интересов влиятельных лиц.

Вина подсудимого ФИО1 в не надлежащем и недобросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба охраняемым интересам государства, подтверждается исследованными в ходе судебного заседания доказательствами по делу.

Оглашенными в порядке ст.281 УПК РФ показаниями свидетеля ФИО15 о том. что в период времени с 1992 года по 2008 год он состоял в должности заместителя министра имущественных и земельных отношений Республики Дагестан. Согласно Прогнозного плана приватизации имущества Республики Дагестан на 2007 год, утвержденного постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ НС в перечень акционерных обществ с государственной долей в уставных капиталах и объектов недвижимости, подлежащих продаже в 2007 году среди прочих акций вошли 0,11% (процентов) акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания». Основной целью Прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2007 год являлось повышение эффективности управления и оптимизация структуры республиканской собственности, увеличение темпов роста и повышения конкурентоспособности экономики Республики Дагестан. В 2007 году были предложены к приватизации пакеты акций (долей) акционерных обществ и товариществ, имущественные комплексы государственных предприятий и объекты недвижимости, находящиеся в республиканской собственности. Исходя из итогов приватизации 2005 года, где по 40 процентам объектов торги не состоялись, и анализа предлагаемого к приватизации государственного имущества Республики Дагестан в 2007 году ожидалось получение доходов от их продажи в сумме 370 миллионов рублей, которые предлагалось направить на покрытие дефицита республиканского бюджета Республики Дагестан на 2007 год. По итогам приватизации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в республиканский бюджет Республики Дагестан перечислено 508,7 млн. рублей. Задания по доходам от приватизации были перевыполнены в 1.3 раза. После выполнения Прогнозного плана (программы) приватизации госимущества РД за 2007 год был составлен отчет, в котором было указано, что 0,11% акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» были реализованы посредством публичного предложения, при этом указанный отчет был утвержден постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № 385-IV НС. Решение об условиях приватизации государственного пакета акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» подготовлено заместителем начальника отдела приватизации Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан ФИО1. На основании расчета нормативной цены и оценочного акта оценщика принимается решение о стоимости, по которой реализуется пакет акций. Если цена расчета нормативной цены оказывается больше цены, указанной в оценочном отчете, то акции реализуются по нормативной цене. Аукцион по продаже 0,11% акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» не состоялся, а потому на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Республики Дагестан было принято решение о реализации данного пакета акций посредством публичного предложения. Расчет нормативной цены госпакета акций ОАО «ДРГК» подготовлен ФИО1. который в 2007 году являлся заместителем начальника отдела приватизации Министерства имущественных и земельных отношений РД. /т.2, л.д.130-136/.

Показаниями свидетеля ФИО18 о том. что он с 1998 по 2008 годы работал в Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Дагестан в должности начальника отдела приватизации. В его должностные обязанности входило подготовка проектов программы приватизации республиканского имущества и представляли в Правительство РД для рассмотрения. В программе приватизации указывалось перечень подлежащего приватизации имущества в срок приватизации. Если приватизации подлежат акции открытых акционерных обществ, то указывалась доля в уставном капитале эмитента в процентах. Являлся ответственным отделом по подготовке проектов документов по приватизации, а именно решения Министерства имущественных и земельных отношений РД об условиях приватизации имущества РД, где указывается начальная цена, расчёта нормативной цены и шаг цены. Его заместителем являлся ФИО1 который занимался также как и он, определением условий приватизации, расчётов нормативной цены, готовил подготовку решений об условиях приватизации. В 2006 году Министерством имущественных и земельных отношений Республики Дагестан направленно в Правительство Республики Дагестан проект прогнозного плана с перечнем государственных объектов и государственной доли акций подлежащих приватизации, на основании прогнозного плана Министерства имущественных и земельных отношений. Правительство РД направило данный прогнозный план в Народное Собрание РД для принятия решения о приватизации. В соответствии с решением Народного Собрания от ДД.ММ.ГГГГ III НС (о прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2007 год), вынесено распоряжение Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № 1ра в который включены перечень акционерных обществ с государственной долей в уставных капиталах и объектов недвижимости подлежащего продаже в 2007 году и 0,11 процентов акций «Дагестанское Региональной Генерирующей Компании» включены в перечень приватизируемых. На основании распоряжения Правительства РД, Министерство имущественных и земельных отношений объявило конкурс по отбору оценочных организаций для рыночной оценки приватизированных объектов, по результатам отбора материалы для организации рыночной оценки были переданы в соответствующие организации, которые выиграли конкурс. Стоимость рыночной оценки данного пакета акций определено в 7 миллионов 500 тысяч рублей. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ о приватизации государственного и муниципального имущества, определение цены подлежащего приватизации имущества осуществляется в двух вариантах: 1) определяется нормативная цена - минимальная цена имущества или акций по которой возможно реализовать это имущество; 2) начальная цена приватизации имущества в случаях предусмотренных законодательством о приватизации на основании отчёта об оценке государственного имущества в соответствии с законодательством об оценочной деятельности. В качестве начальной цены указывается большая цена, то есть, если нормативная больше то берётся она, а если больше оценочная, то она указывается в качестве начальной цены. По 0,11 процентам акций Дагестанской региональной генерирующей компании проект решения об условиях приватизации государственного пакета акций подготовил заместитель начальника отдела приватизации Министерства имущественных и земельных отношений ФИО1. которым была выведена нормативная цена пакета акций 0.11 процентов в сумме 11 миллионов 162 тысячи рублей. Порядок определения нормативной цены регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ об определении нормативной цены подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества. В соответствии с указанным постановлением нормативная цена данного пакета акций определена как средневзвешенная значение следующих величин: стоимость акций на основе чистой прибыли, которая рассчитана путём деления среднеарифметической величины чистой прибыли за 3 года на действующую ставку рефинансирования и умноженная на долю приватизируемых акций 0,11 процентов и коэффициент контроля, вторая оценочная величина это оценка стоимости акций на основе биржевых котировок рассчитанная в течении трёх месяцев до определения нормативной цены, третья оценочная величина определяться по стоимости акций по чистым величинам. Для определения нормативной цены к наибольшей величине применен коэффициент 0,6, к средней величине применён коэффициент 0.3 и к наименьшей величины применён коэффициент 0.1. Цена определена правильно и составила 11 миллионов 162 тысяч рублей, были учтены все указанные выше величины и какого либо нарушения постановления правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ не было. Учитывая, что нормативная цена выше, чем оценочная начальная цена была установлена наивысшая, то есть нормативная 11 миллионов 162 тысячи рублей. Однако в связи с отсутствием заявок на приобретение акций торги не состоялись очередным способом продажи данного пакета, по которому торги не состоялись, является их продажа посредством публичного предложения, этот способ продажи имущества предусматривает поэтапное снижение цены, до 50 процентов и выигрывает тот претендент, который первым подал заявку. В данном случае первая заявка поступила на этапе снижения цены до 5 миллионов 581 тысячи рублей и проданы путём публичного предложения.

Оглашенными в порядке ст.281 УПК РФ показаниями свидетеля ФИО10 о том, что она с 2007 года до ДД.ММ.ГГГГ работала оценщиком ООО АК «Цестрис аудит». В начале апреля 2007 года ей было адресовано письмо о проведении оценки 0,11 процентов акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания» в количестве 6 миллионов штук акций. Получив письмо, она начала изучать само предприятие, так как пакет акций был маленький ей всю документацию не представляли, а представили официальную бухгалтерскую отчётность. Она также изучала анализы рынков РТС и ММВБ, изучала методику оценки бизнеса, изучала аналоги генерирующих компаний в других регионах, а также изучала чистую прибыль предприятия, на основании всех этих изучений ею была выведена среднерыночная цена 0,11 процентов акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» которая составила 7 миллионов 597 тысяч рублей. Так как при расчёте рыночной стоимости изначально рассчитывается 100 процентов пакета акций, то после определения средневзвешенной цены к стоимости пакета акций применялась скидка на контроль. Скидка на контроль это означает, что 0.11 процентов акций они не обладают каким либо правом голоса, при принятии управленческих решений, если бы это были бы блокирующий пакет более 25 процентов или контрольный пакет более 51 процентов, то стоимость была бы выше чем она оценила. Она работала с данными, которые указаны на сайте РТС и должна была применять три подхода: 1) затратный. 2) доходный. 3) сравнительный, в рамках затратного похода сумма 100 процентов акций составила 6 миллиардов 739 миллионов 843 тысячи, в рамках сравнительного получилось 10 миллиардов 464 миллиона 452 тысячи, доходный метод она не применяла в связи с тем. что ей не представили данные по вышеуказанной причине. Средневзвешенная рыночная стоимость ста процентов пакета акций составила 8 миллиардов 664 миллионов 224 тысячи рублей, указанную сумму она на общее количество акций всего предприятия 5 миллиардов 269 миллионов 115 тысяч 472 акции и умножила полученную сумму на 6 миллионов, то есть на количество акций, которые она оценивала, в результате чего она получила сумму 9 миллионов 866 тысяч 47 рублей к данной сумме она применила скидку на контроль и получила рыночную стоимость 7 миллионов 597 тысяч рублей, а стоимость одной акции составила 1 рубль 26 копеек, (т. 2 л.д. 152-157);

Оглашенными в порядке ст.281 УПК РФ показаниями свидетеля ФИО13 о том. что она с января 1994 года работала в Министерстве по управлению государственного имущества РД (ранее Госкомимущество РД) в должности ведущего специалиста юридического отдела, с 2006 года - начальником Отдела правового и методического обеспечения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан. В начале 2007 года Правительством Республики Дагестан принято решение о приватизации ряда государственных объектов и акций в соответствии с Прогнозным планом (программой) приватизации государственного имущества РД. Решение об условиях приватизации государственного пакета акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания» подготовлено Отделом по приватизации Министерства, в лице заместителя начальника отдела приватизации ФИО1 и определена нормативная цена в 11 миллионов 162 тысячи рублей, которые утверждались распоряжением Министра имущественных и земельных отношений Республики Дагестан о приватизации 0,11 процентов акций, 6 миллиона штук ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» посредством продажа акций через аукцион. Так же в соответствии с указанным распоряжением было размешено Информационное сообщение в газете «Дагестанская правда» о реализации акций на аукционе. Приказом Министра земельных и имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ она была назначена уполномоченным представителем продавца по проведению аукционов по продаже государственного имущества. Этим же приказом аукционистом был назначен ФИО2. Аукцион был назначен на ДД.ММ.ГГГГ, как было и положено, она вместе с ФИО2 A.M., находилась в кабинете, где должен был проводиться аукцион, но в связи с отсутствием заявок на участие аукционе, он был признан несостоявшимся, о чём составлен протокол о признании аукциона по продаже государственного имущества несостоявшимся. После чего согласно ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» продажа государственного имущества посредством публичного предложения осуществляется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан не состоявшимся, в связи с чем было вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № 287-р Министра имущественных и земельных отношений РД об условиях приватизации 0,11 процентов акций продажи их посредством публичного предложения. Согласно указанному закону нормативная цена при продаже государственного имущества составляет 50 процентов начальной цены несостоявшегося аукциона. В дальнейшем данные акции были реализованы за 5 миллионов 581 тысяча рублей. Сумма в 5 миллионов 581 тысяча образовалась не сразу, согласно объявлению в газете «Дагестанская правда» иена снижалась еженедельно на 10 процентов от первоначальной цены выставляемого имущества на аукционе, в соответствии с федеральным законом. Снижение цены до 50 процентов осуществлялась в соответствии с ч. 4 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178- ФЗ. т.2 л.д. 162-166/

Оглашенными в порядке ст.281 УПК РФ показаниями свидетеля ФИО8 о том. что с 2006 по 2008 годы он являлся Министром имущественных и земельных отношений Республики Дагестан. ДД.ММ.ГГГГ им было подписано распоряжение № 220-р о приватизации 0.11 % акций «Дагестанской Региональной Генерирующей Компании», путём аукциона, в дальнейшем им также подписано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ о приватизации 0,11% акций «Дагестанской Региональной Генерирующей Компании», путём публичного предложения. Решение о приватизации принимал заместитель начальника отдела приватизации ФИО1 Р.К., и на основании его решения были вынесены распоряжения, (т. 2 л.д. 173-178);

Оглашенными в порядке ст.281 УПК РФ показаниями свидетеля ФИО19о том. что она с 2007 по 2009 годы работала в Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Дагестан на должности инспектора по регистрации заявок претендентов на участие в торгах по продаже государственного имущества. В её должностные обязанности входило регистрации заявок лиц желающих участвовать на аукционе, по поручению руководства печатала документы. Заявки на участие в аукционе по продаже 0,11 процентов, а всего 6 миллионов штук акций «Дагестанской региональной генерирующей компании», не поступали и она их не регистрировала. По представленной ей на обозрение журналу приватизации акции ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания», она сообщила, что приватизацией занимался ФИО1 Р.К. /т.2 л.д. 179-182/.

Показаниями в судебном заседании свидетеля ФИО3 о том, что он с 2002 года занимался реатизацией метатла на метатлобазе «Дагснаб». расположенной в <адрес>. В 2004 году ему от знакомых стало известно о том, что на бирже ММВБ можно покупать и продать акции. Собрав немного капитага, он решил заняться скупкой и продажей акций на биржах ММВБ, он несколько раз купил и перепродал акции и на этом заработал неплохие деньги. Он постоянно читат газеты и журналы, интересовался о торгах на биржах. Летом 2007 года он в <адрес> в одном из киосков купил газету «Дагестанская. правда», в которой вычитал, что за 5 миллионов 581 тысяч рублей, путём публичного предложения Министерством имущественных и земельных отношений Республики Дагестан продаются 0.11 процентов акции «Дагестанской регионатьной генерирующей компании». На тот период у него были деньги, которые он заработал от продажи акций и металла, в связи с чем он решил приобрести данные акции, с целью последующей продажи и заработать на этом денежные средства. Перед тем как приобрести данные акции он узнал у своих знакомых, что это за компания, также ему стало известно, что данные акции он может продать через ММВБ и РТС дороже той цены, по которой он хотел приобрести данные акции, тем более у него на тот период был уже не большой опыт работы с ценными бумаги, как он выше показал, несколько раз он покупал и продавал ценные бумаги. Обдумав все. он решил купить 0,11 процентов акции «Дагестанской регионатьной генерирующей компании». С этой целью он с письменным заявлением обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, то есть подат заявку на приобретении 0,11 процентов акции «Дагестанской региональной генерирующей компании» путём публичного предложения. Приняв у него заявк>. ему сообщили, что путём публичного предложения ему будут проданы 0,11 процентов акции. то есть 6 миллионов штук за 5 миллионов 581 тысяч рублей, каждая акция стоила 4 копейки. Ему дали номер счёта министерства имущественных отношений Республики Дагестан, на который он перечислил деньги в сумме 5 581 тысяч рублей, после чего был составлен договор купли-продажи между ним и указанным министерством. Купив данные акции, он через месяц перепродал их за 20 миллионов рублей через фондовую биржу.

Показаниями в суде свидетеля ФИО17 о том, что он с 1992 года работает в Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Дагестан, с 2011 года состоит в должности заместителя начатьника отдела приватизации Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан. Согласно распределенных обязанностей отдел республиканской собственности занимается вопросами приватизации, в том числе определением нормативной и принятием решения о приватизации государственного имущества. После принятия прогнозного плана приватизации Народным Собранием Республики Дагестан, документы направляются в отдел приватизации и там составляется нормативная цена государственного пакета акций, и принимается решение о способе приватизации. Решение о способе приватизации принимается отделом приватизации, а конкретно тем лицом кому адресовано подготовка решения о приватизации и определения нормативной цены объекта либо акций. После принятия решения должностным лицом отдела приватизации о способе приватизации акций, выноситься распоряжение Министра. В распоряжении указывается способ приватизации, который указан в решении принятом должностным лицом отдела приватизации. В решениях об условиях продажи указывается нормативная цена, то есть та цена, по которой невозможно выставление объекта на продажу и ниже этой цены нельзя выставлять данный объект. В приватизации 0,П% акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующей Компании» он участия не принимал, но знает о том. что при выведении нормативной цены государственного пакета акций выведена цена в 11 миллионов 162 тысячи рублей. Данная сумма образована в результате выведения коэффицента трёх величин, одной из величин которой являлись котировки на рынке ценных бумаг, которые были выведены в результате вычисления среднеарифметической суммы за три месяца торгов и составила 16 миллионов 200 тысяч рублей. В проекте решения ФИО1 Р.К., теоретически мог указать способ продажи через рынок ценных бумаг, но данный способ никогда не применялся. Распоряжение министра имущественных отношений Республики Дагестан выноситься на основании прогнозного плана приватизации Народного Собрания Республики Дагестан и на основании проекта решения о приватизации, принятого должностными лицами отдела приватизации.

Оглашенными в порядке ст.281 УПК РФ показаниями свидетеля ФИО4 о том, что он работает старшим специалистом ревизором УЭБ и ПК МВД по РД с 2003 года. Им ДД.ММ.ГГГГ по поручению начальника УЭБ и ПК МВД по РД ФИО11 в рамках оперативно-розыскных мероприятий, совместно с оперуполномоченным УЭБ и ПК МВД по РД ФИО12 составлен акт исследования № 30. Предметом исследования являлось то, что необходимо было установить разницу между ценой фактической реализации акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» посредством публичного предложения и ценой на момент реализации на ММВБ. Для чего ему был представлен материал проверки, полученный в результате оперативно-розыскных мероприятий. В ходе составления акта исследовано постановление Народного собрания РД от ДД.ММ.ГГГГ НС «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества РД на 2007 год» утвержден Прогнозный план (программа). Основной целью Прогнозного плана (программы) является повышение эффективности управления и оптимизация структуры республиканской собственности, увеличение темпов роста и повышение конкурентоспособности экономики РД. Согласно данному прогнозному плану, поступление в республиканский бюджет РД дополнительных доходов от приватизации способами, обеспечивающими максимальные денежные поступления. Должностными лицами Министерства земельных и имущественных отношений был составлен расчёт нормативной цены госпакета акций, вопрос правильности выведения нормативной цены при составлении акта не исследовался. Распоряжением Министра имущественных и земельных отношений РД ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № 220-Р утверждено решение об условиях приватизации 6 000 000 акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания», что составляет 0.11% уставного капитала ОАО, путем продажи их на аукционе с определением шага аукциона 3%. Согласно представленным документам аукцион по продаже акций не состоялся и был составлен протокол о признании аукциона не состоявшимся в связи с отсутствием заявок. Далее распоряжением Министра имущественных и земельных отношений Республики Дагестан ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ № 287-р принято решение о приватизации акций путём публичного предложения. В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе признан несостоявшимся аукцион по продаже обыкновенных акций в количестве 6000000 шт. (0,11%) ОЛ_-«Дагестанская региональная генерирующая компания» и распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений РД от ДД.ММ.ГГГГ № 287-р определены условия приватизации 6 000 000 обыкновенных акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания», что составляет 0.11% уставного капитала ОАО посредством публичного предложения и определена цена в 5 миллионов 581 тысяч рублей. На основании данного распоряжения между заместителем министра ФИО15 и ФИО3 27.08.2г " подписан договор купли продажи, согласно которому 6 000 000 штук обыкновенных акш-.;: ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» приобретены ИП ФИО3, по цене 5 миллионов 581 тысяч рублей. Денежные средства ФИО3 перечислены по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ № 1. Согласно передаточным распоряжениям ИП ФИО3 передал ценные бумаги, а именно 6 000 000 штук обыкновенных акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» на общую сумму 20 200 000 рублей на основании договора купли- продажи 04/07 от ДД.ММ.ГГГГ и депозитарного договора от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Люкс». То есть разница между ценой приобретения акций ФИО3 и ценой реализации составила 14 619 000 рублей. В рамках проводимых оперативно-розыскных мероприятий в ОАО «ММВБ-РТС» были даны запросы по котировкам акций на 27.08.2007, то есть на день подписания договора купли-продажи. Согласно полученному ответу от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «ММВБ-РТС» предоставило на основании информацию об итогах торгов в ОАО «РТС» и ЗАО «ФБ ММВБ» сведения о рыночной стоимости обыкновенных акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания». Согласно представленным ОАО «ММВБ-РТС» сведениям рыночная стоимость за одну обыкновенную акцию ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» на ДД.ММ.ГГГГ (дата заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Министерства имущественных и земельных отношений РД с ИП ФИО3) составляла 4.10207 рублей по данным ОАО «РТС» и 3,946 руб. по данным ЗАО «ФБ ММВБ». Для определения предполагаемой стоимости пакета обыкновенных акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» в количестве 6 000 000 штук (0,11%) примем меньшую рыночную стоимость на 27.08.2007. а именно 3,946 рублей. Следовательно, расчетная стоимость пакета обыкновенных акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» в количестве 6 000 000 штук (0,11%) с учетом стоимости сложившейся по итогам торгов на рынке ценных бумаг на ДД.ММ.ГГГГ составила 23 676 000 рублей (6000000*3,946). Таким образом, была выведена предполагаемая разница между ценой фактической реализации Министерством имущественных и земельных отношений РД акций ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» в количестве 6 000 000 штук (0,11%) ИП ФИО3 посредством публичного предложения и стоимостью формированной по итогам торгов на ЗАО «ФБ ММВБ» на момент реализации составила 18 095 000 рублей (23 676 000 -5 581000)./т.Зл.д.52-57/.

Оглашенными в порядке ст.281 УПК РФ показаниями свидетеля ФИО2 A.M. о том, что с апреля 2006 года по январь 2008 года работал в Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Дагестан на должности заместителя начальника отдела правового и методического обеспечения. Приказом Министра земельных и имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ он и ФИО13 были назначены уполномоченными представителями продавца по проведению аукционов по продаже государственного имущества. В указанный период он совместно с ФИО13 проводили аукционы по продаже государственного имущества. В начале 2007 года Правительством Республики Дагестан принято решение о приватизации ряда государственных объектов и акций в соответствии с Прогнозным планом приватизации государственного имущества РД. Им был представлен материал на проведение аукциона согласно объявлению в газете «Дагестанская правда» аукцион должен был состояться ДД.ММ.ГГГГ года, и первоначальная цена акций выставляемых на аукцион. В соответствии с представленными материалами решение об условиях приватизации акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания» подготовлено отделом по приватизации Министерства, и определена нормативная цена в 11 миллионов 162 тысячи рублей, которые утверждались распоряжением Министра имущественных и земельных отношений Республики Дагестан ФИО8 о приватизации 0,11 процентов акций, 6 миллиона штук ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания» посредством продажи акций через аукцион. Так же в соответствии с указанным распоряжением размещено Информационное сообщение в газете «Дагестанская правда» о реализации акций на аукционе, опубликованное в начале мая 2007 года. В течении месяца заявки на проведение аукциона не поступили, а в назначенное время в 10 часов ДД.ММ.ГГГГ он вместе с ФИО13 находился в своём рабочем кабинете, где обычно проводились аукционы. На последний день принятие заявок на участие в аукционе, то есть на 05.06.2007, заявки не поступили, и соответственно задатков на счёт Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан не поступали. Был подготовлен протокол о признании аукциона не состоявшимся, в котором расписались ФИО13 и он. После этого протокол представили на подпись ФИО15. курировавшему в тот период данное направление министерства. ФИО5 утвердил протокол о признании аукциона не состоявшимся. В министерстве имущественных и земельных отношений Республики Дагестан имелся журнал регистрации заявок на аукцион. (т.3 л.д. 223-228).

Протоколом выемки от ДД.ММ.ГГГГ о должностном регламенте заместителя начальника отдела приватизации республиканской собственности ФИО1, а также положение об отделе приватизации республиканской собственности Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан./т.2 л.д. 117-120/

Протоколом осмотра журнала приватизации ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания» от 19.07.2013г. согласно которого, решение о приватизации принимал ФИО1 Р.К. и в данном решении указал способ приватизации акций через аукцион, и вывел расчет нормативной цены согласно которой сумма акций составила 11 миллионов 162 тысячи рублей./т.2 л.д. 202-214/

Постановлением Народного Собрания Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ III НС О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2007 год./т.2 л.д. 243-253/

Журналом приватизации ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания» в которой имеются сведения о принятии решения о приватизации ФИО1, и выведении расчёта нормативной цены согласно которой сумма акций составила 11 миллионов 162 тысячи рублей./т.2 л.д. 215-216/

Прогнозным планом Правительства, Постановление Народного собрания Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ НС (О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества <адрес> на 2007 год), принятое Народным собранием Республики Дагестан./т.2л.д.254-255/

Заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ согласно выводом которой, рукописные записи, начинающие словами «Котировочная стоимость» и заканчивающая словами 16 200 т. руб». расположенные на странице в журнале приватизации ОАО «Дагестанская региональная генерирующая компания», выполнены ФИО1 Подписи расположенные: под рукописными записями на странице журнала в графе «заместитель начальника отдела приватизации Республиканской собственности ФИО1 Р.» в расчёте нормативной цены госпакета акций ОАО «ДРГК» на странице журнала №31; а графе «зам. начальника отдела приватизации республиканской собственности Р. ФИО1» в решении об условиях приватизации государственного пакета акций ОАО «ДРГК» на странице журнала №39. выполнены ФИО1/т.З л.д. 2-9/

Протоколом очной ставки между свидетелем ФИО15 обвиняемым ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в ходе которого ФИО15 показал, что в должностные обязанности ФИО1 входило составление проекта решения о приватизации, и при составлении проекта решения о приватизации 0.11 % акций ОАО «Дагестанской региональной генерирующей компании), им было указанно способ продажи аукцион./т.4 л.д.80-83/

Должностным регламентом заместителя начальника отдела приватизации республиканской собственностью ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которому он наделен полномочиями по вопросам приватизации государственного имущества Республики Дагестан, а именно: участие в подготовке проекта прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, участие в подготовке для внесения в Правительство Республики Дагестан, в Народное Собрание Республики Дагестан проектов решений, внесения дополнений и замечаний по вопросам приватизации государственного имущества Республики Дагестан: рассмотрение обращений, заявлений и жалоб юридических и физических лиц по вопросам приватизации и отчуждения государственного имущества; подготовка решений об условиях приватизации государственного имущества Республики Дагестан; подготовка публикаций решений об условиях и результатах приватизации государственного имущества Республики Дагестан./т.2л.д. 121-123/

Положением об отделе приватизации республиканской собственности Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан от 21.08.2006, согласно которому основными задачами и функциями указанного отдела являются: обеспечение работы по приватизации государственного имущества Республики Дагестан и поступление доходов от приватизации республиканской собственности в бюджет Республики Дагестан, разработка проектов нормативно правовых актов и заключения по вопросам приватизации, представляемые на подпись руководству Министерства, разработка проекта прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на соответствующий год и отчёт о его выполнении за прошедший год, организация приватизации объектов республиканской собственности, подготовка решений об условиях приватизации государственного имуществ Республики Дагестан./т.2л.д. 124-129/

Таким образом, исследованные судом доказательства в своей совокупности дают суду основание сделать вывод об установлении вины подсудимого ФИО1 в не надлежащем и недобросовестном исполнении своих должностных обязанностей, повлекшее причинение крупного ущерба охраняемым интересам государства, суд квалифицирует деяния ФИО1 поч.1ст.293УКРФ.

Доводы подсудимого о непричастности в совершении инкриминируемого ему преступления, опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами по делу: показаниями свидетелей о том. что заместитель начальника отдела приватизации республиканской собственности Министерства имущественных и земельных отношений Республики Дагестан ФИО1 Р.К. принимал решения об условиях и способа приватизации государственного пакета акций ОАО «ДРГК». приказом о его назначении, должностным регламентом, журналом приватизации ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания» согласно которого, решение о приватизации принимал ФИО1 Р.К. и в данном решении указал способ приватизации акций через аукцион, и вывел расчет нормативной цены, согласно которой сумма акций составила 11 миллионов 162 тысячи рублей, должностным регламентом, заключением эксперта согласно которого решение об условиях приватизации государственного пакета акций ОАО «ДРГК», выполнены ФИО1 и они заявлены, чтобы уйти от ответственности, за содеянное.

При назначении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного подсудимым преступления, личность подсудимого, в том числе обстоятельства смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Подсудимый ФИО1 Р.К. ранее не судим, обстоятельств смягчающих и отягчающих наказание по делу отсутствуют.

Преступление совершенное подсудимым в соответствии с ч.2 ст. 15 УК РФ относится к категории преступлений небольшой тяжести и со дня его совершения прошло более двух лет.

Согласно п. «а» ч.1 ст.78 УК РФ. лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли два года.

При указанных обстоятельствах в соответствии с п. «а» ч.1 ст.78 УК РФ ФИО1 Р.К. подлежит освобождении от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.302-304, 307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать ФИО1, виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

На основании п. «а» ч.1 ст.78 УК РФ ФИО1 освободить от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности.

Меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении по вступлении приговора в законную силу, отменить.

Вещественные доказательства:

- постановление Народного собрания Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ НС (О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Республики Дагестан на 2007 год), хранить при уголовном деле;

- журнал по приватизации акций ОАО «Дагестанская Региональная Генерирующая Компания», хранящийся в камере хранения вещественных доказательств СУ СК РФ по РД. после вступления приговора в законную силу, вернуть Министерству по управлению государственным имуществом Республики Дагестан по принадлежности.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы ФИО1 Р.К. вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Председательствующий: Гасанов Ш.О.