ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-175/2021 от 22.06.2022 Чановского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ

УИД

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

в составе:

председательствующего судьи Т.Ю. Майоровой

при секретаре судебного заседания Т.Э. Голубцовой

с участием:

государственного обвинителя А.Е. Островерховой

защитника О.И. Гладких

подсудимого Ф.С.А.

представителя потерпевшего П.И.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению

Ф.С.А.,

ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , гражданство РФ, образование высшее, военнообязанного, женатого, работающего директором », зарегистрированного и проживающего по адресу: Ч.П. , ранее не судимого,-

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 286 ч. 1 Уголовного кодекса РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Ф.С.А. как должностное лицо совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, при следующих обстоятельствах:

Согласно распоряжению первого заместителя губернатора от ДД.ММ.ГГГГ-рк Ф.С.А. принят на должность директора с ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с п. 3.1 трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между администрацией и Ф.С.А., последний как директор , является единоличным исполнительным органом указанного учреждения, действует на основе единоначалия, осуществляет функции управления; организует работу учреждения, действует без доверенности от имени учреждения; представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами; заключает договоры, в том числе трудовые, утверждает смету расходов; в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников учреждения. Ф.С.А. обязан: добросовестно и разумно руководить учреждением, обеспечивать выполнение программ и установленных целевых показателей развития, осуществлять иные полномочия, отнесенные, федеральным и областным законодательством, Уставом учреждения и трудовым договором к его компетенции; обеспечивать соблюдение учреждением целей, в интересах которых оно создано, высокоэффективную и устойчивую работу; при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться законодательством Российской Федерации и , Уставом учреждения и трудовым договором; обеспечивать своевременное и качественно выполнение всех договоров и обязательств учреждения (далее - Трудовой договор).

В соответствии с п. 1.7, 2.1 должностной инструкции, утвержденной временно исполняющим обязанности Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГФ.С.А. является единоличным исполнительным органом учреждения. Обязан осуществлять планирование и контроль деятельности учреждения: соблюдать требования законодательства при исполнении должностных обязанностей; обеспечивать выполнение планов и программ деятельности учреждения; обеспечивать подготовку и выполнение государственных заданий, заданий, установленных министерством, предоставления учреждением государственных услуг в сфере занятости населения: обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения; осуществлять контроль за расходованием финансовых средств учреждения (далее - Должностная инструкция).

В соответствии с п. 5 Устава Центра занятости в редакции от ДД.ММ.ГГГГ учредителем и собственником является , подведомственен Министерству труда и социального развития Новосибирской области.

Согласно п. 10 Устава создан для оказания государственных услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы.

Согласно п. 11 Устава, для достижения целей, указанных в п. 10 Устава, осуществляет кроме всего прочего следующие виды деятельности:

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;

реализация государственных и региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Согласно п. 15 Устава учреждение возглавляет руководитель - директор, который является единоличным исполнительным органом Права и обязанности руководителя, а также основания для расторжения трудовых отношений с ним регламентируются трудовым договором.

В соответствии с п. 16 Устава руководитель действует от имени без доверенности, добросовестно и разумно представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами. Руководитель несет ответственность за последствия своих действий в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и , заключенными с ним трудовым договором.

Таким образом, Ф.С.А. на период ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время является должностным лицом, постоянно осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в государственном учреждении.

Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам утвержден Паспорт национального проекта «Демография». В структуру указанного национального проекта входит федеральный проект по разработке и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение), одной из задач которого является организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р утверждена Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до ДД.ММ.ГГГГ года (далее - программа).

Цель Специальной программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до ДД.ММ.ГГГГ - содействие занятости граждан предпенсионного возраста путем организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда.

Участники программы - граждане предпенсионного возраста (граждане в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно). Участниками программы являются как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

По окончании обучения с использованием любого механизма организации обучения проводится экзамен, по итогам которого гражданам выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями, участвующими в программе.

Финансовое обеспечение мероприятий программы из федерального бюджета осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию соответствующий мероприятий в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта «

Таким образом, в 2019 году на всей территории Российской Федерации органами службы занятости населения начата реализация мероприятий по организации профессионального обучения и дополнительного профессионального образования лиц предпенсионного возраста.

ДД.ММ.ГГГГ письмом Министерства труда и социального развития распределены численность граждан предпенсионного возраста, планируемых для направления на профессиональное обучение и получение дополнительного образования, и денежные средства, предусмотренные на реализацию данных мероприятий в ДД.ММ.ГГГГ

Преследуя цели в виде обеспечения выполнения планов и программ деятельности , выполнение предусмотренных программой мероприятий по направлению граждан предпенсионного возраста на профессиональное обучение и получение дополнительного образования, целевое и эффективное использование выделенных на указанные мероприятия бюджетных денежных средств, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФ.С.А., совместно с находящейся в его прямом и непосредственном подчинении по должности специалистом Центра занятости Г.Н.П., действовавшей по поручению Ф.С.А. и не осведомленной о его преступном умысле, подыскали граждан предпенсионного возраста - К.Н.А., Х.К.Ш., П.Л.М., П.Н.В., О.В.А., Оводову JI.B., Ч.Г.А. путем проведения встреч с руководителями организаций, крестьянско-фермерских хозяйств и работающими в них гражданами предпенсионного возраста. Однако указанные граждане предпенсионного возраста отказались проходить профессиональное обучение и получать дополнительное образование.

Получив такой отказ, Ф.С.А., желая достижения вышеуказанных целей, явно превышая свои полномочия, обеспечил доведение до граждан предпенсионного возраста К.Н.А., Х.К.Ш., П.Л.М., П.Н.В., О.В.А., О.Л.В., Ч.Г.А. информации, не соответствующей действительности о том, что процесс профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, в рамках реализуемой программы, будет проводиться без фактического посещения учебных занятий, приобретения и развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, без проведения экзамена, а по итогу такого процесса обучения им будут выданы документы о квалификации, образца, установленного образовательной организацией. В результате указанных умышленных незаконных действий Ф.С.А. ввел в заблуждение указанных граждан предпенсионного возраста и получил согласие от них на указанные условия обучения.

ДД.ММ.ГГГГ в дневное время Ф.С.А., являясь должностным лицом, находясь при исполнении служебных обязанностей в помещении служебного кабинета, расположенном в здании Центра занятости по адресу: , зная о том, что выполняя функции заказчика, обязан обеспечивать обоснованное и эффективное использование бюджетных средств, выделенных на обучение граждан предпенсионного возраста, контролировать ход обучения указанных граждан в целях исполнения программы «», заведомо зная о том, что граждане К.Н.А., Х.К.Ш., П.Л.М., П.Н.В., О.В.А., О.Л.В., Ч.Г.А. будут проходить профессиональное обучение в рамках реализуемой Программы в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении «Татарский политехнический колледж» без фактического посещения учебных занятий, приобретения и развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, без проведения итоговой аттестации, а по итогу такого процесса обучения им будут выданы документы о квалификации, образца, установленного образовательной организацией, действуя незаконно, умышленно, целенаправленно, не преследуя цели личного обогащения, осознавая общественную опасность своих действий, предвидя возможность наступления общественно опасных последствий в виде причинения существенного и значительного имущественного ущерба Министерства труда и социального развития и подрыва авторитета органов государственной власти , не желая их наступления, но относясь к ним безразлично, недопущения снижения показателей работы в возглавляемом им Центре занятости и укрепления своего статуса руководителя, недопущения возможности привлечения его к дисциплинарной ответственности за невыполнение, ненадлежащее выполнение условий Программы, то есть из иной личной заинтересованности, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, которые он не вправе был совершать ни при каких обстоятельствах, а именно - лично подписал 7 договоров на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях с Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением «Татарский политехнический колледж» (далее - Колледж), а именно:

договоры и с К.Н.А. и Ч.Г.А. на обучение по очной форме по квалификации «повар»,

договоры и с Х.К.Ш. и О.В.А. на обучение по очной форме по квалификации «машинист (кочегар) котельной»,

договоры , , с П.Н.В., О.Л.В., П.Л.М., соответственно, на обучение по очной форме по квалификации «продавец продовольственных товаров».

Далее, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФ.С.А., находящемуся в своем служебном кабинете, расположенном в здании Центра занятости по адресу: , от Г.Н.П., стало известно о том, что срок формального профессионального обучения вышеуказанных граждан предпенсионного возраста истек. Ф.С.А., будучи достоверно и очевидно осведомленным о том, что К.Н.А., Х.К.Ш., П.Л.М., П.Н.В., О.В.А., О.Л.В., Ч.Г.А. не проходили профессиональное обучение в рамках реализуемой Программы в Колледже, фактически учебные занятия не посещали, не приобрели и не развили знания, компетенции и навыки, итоговую аттестацию не проходили, действуя умышленно, целенаправленно, не преследуя цели личного обогащения, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий, которые он не вправе был совершать ни при каких обстоятельствах, а именно подписал:

акты приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по договорам , , от ДД.ММ.ГГГГ на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях П.Н.В.О.Л.В.П.Л.М. соответственно, на сумму рублей по каждому;

акты приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по договорам , от ДД.ММ.ГГГГ на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях К.Н.А., Ч.Г.А., соответственно, на сумму рублей по каждому;

акты приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по договорам , от ДД.ММ.ГГГГ на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях Х.К.Ш., О.В.А. на сумму рублей по каждому;

за якобы оказанные Колледжем образовательные услуги, в объеме и качестве, предусмотренные указанными договорами, которое фактически К.Н.А., Х.К.Ш., П.Л.М., П.Н.В., О.В.А., О.Л.В., Ч.Г.А. не проходили.

На основании незаконно подписанных Ф.С.А. указанных актов приема оказанных услуг и вышеуказанных договоров на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ведома и по поручению Ф.С.А., на счет Колледжа открытом в УФ и НП НСО (л/с 010130185) со счета УФК по платежными поручениями , , от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 63130 рублей каждое, незаконно перечислены денежные средства на общую сумму рублей.

Таким образом, Ф.С.А., превышая свои должностные полномочия, действуя умышленно, незаконно и необоснованно, в нарушение вышеупомянутых положений нормативно-правовых актов, находясь при исполнении служебных обязанностей в помещении своего служебного кабинета, незаконно утвердил (подписал договоры) на обучение граждан в рамках программы , а затем произвел полную оплату вышеуказанных договоров на оказание образовательных услуг граждан предпенсионного возраста, всего на общую сумму , которые были перечислены в Колледж.

Вышеуказанные незаконные действия директора Центра занятости Ф.С.А. привели к существенному нарушению охраняемых законом интересов общества и государства, выразившихся в нарушении законной и правильной деятельности органов государственной власти ; причинении существенного и значительного материального ущерба в виду необоснованного расходования бюджетных денежных средств Министерству труда и социального развития в общей сумме рублей, подрыве авторитета и дискредитации органов государственной власти , неисполнении функций по переобучению граждан предпенсионного возраста на территории .

Совершая описанные выше действия, Ф.С.А. осознавал общественно опасный и противоправный характер своих действий, предвидел возможность наступления вышеуказанных общественно опасных последствий, не желал этого, но относился к ним безразлично.

В ходе судебного заседания Ф.С.А. вину в совершении вмененного ему в вину преступления признал полностью, от дачи показаний отказался, воспользовавшись ст. 51 Конституции РФ.

Из показаний подсудимого, оглашенных в порядке ст. 276 УПК РФ следует, что с ДД.ММ.ГГГГ он занимает должность директора Подчиняется непосредственно Министерству труда и социального развития. В его должностные обязанности входит общее руководство деятельностью Центра и организация профессионального обучения безработных граждан и других граждан, обратившихся в Центр занятости граждан. В ДД.ММ.ГГГГ году в рамках реализации национального проекта », центру занятости были предоставлены целевые денежные ассигнования, которые предназначались для переобучения граждан, имеющих предпенсионный возраст. Для целевого освоения этих средств по заданию Министерства труда и социального развития необходимо было переобучить 4 безработных граждан и одного работающего. Данная работа была выполнена в полном объеме. ДД.ММ.ГГГГ Министерством труда и социального развития был увеличен размер денежных ассигнований и количество граждан для обучения. Он попросил инспектора населения Г.Н.П. помочь найти людей, которые соответствовали условиям программы. С целью поиска данных граждан он встречался с работодателями, в частности с М.В.М., Л.И.Г., Р.В.А., объяснял, что есть программа для граждан желающих пройти переобучение. Когда граждане приходили, то при личной беседе с ними выяснялось, что некоторые из них не могут обучаться в силу разных жизненных причин. Он с целью, чтобы людям не потерять возможность получить новые профессии, уговорил граждан пройти обучение без посещения ими учебных занятий в учебном заведении. Учиться они должны были в р. на базе бывшего на что граждане соглашались. После чего были подписаны необходимые документы и направлены в учебное заведение в . Примерно через месяц из учебного заведения поступили акты выполненных работ, что все граждане прошли обучение. Он подписал данные акты, которые были направлены в казначейство для последующей оплаты. Позже были сформированы платежные поручения, и денежные средства были перечислены на счета учебного заведения. Вину признает, что не имел права подписывать документы на перечисление денежных средств бюджета в части оплаты обучения граждан, которые фактически не учились, и ему об этом было известно. О том, что граждане не будут фактически обучаться и не обучались, он знал. Он понимал, что было необходимо освоить денежные средства бюджета, выделенные на реализацию проекта

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, допрошенных в судебном заседании, суд находит вину подсудимого Ф.С.А. установленной помимо показаний подсудимого, показаниями представителя потерпевшего П.И.В., свидетелей М.В.М., Г.Н.П., К.Н.А., К.Т.Г., П.Л.М., Ч.Г.А., П.Н.В., Х.К.Ш., О.В.А., К.Г.А., О.Л.В., К.Е.П., Р.В.А., А.И.В., Л.И.Г., Р.С.А., Ч.О.А., протоколами осмотра места происшествия и другими материалами дела.

Представитель потерпевшего П.И.В. в судебном заседании пояснила, Министерство труда и социального развития является одним из исполнителей национального проекта Федеральный проект направлен на организацию профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста срок реализации проекта с ДД.ММ.ГГГГ Порядок финансирования по профессиональному обучению утвержден Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ-п «Об утверждении государственной программы «Содействие занятости населения». Финансирование расходов на реализацию мероприятий по профессиональному обучению осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств центрами занятости населения. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование граждан предпенсионного возраста осуществляется в образовательных учреждениях по очной и очно-заочной формам обучения, а также с применением дистанционных образовательных технологий. Условиями для обучения являются: личное обращение граждан с предоставлением необходимого пакета документов. При поступлении документов центр занятости населения рассматривает их и принимает решение о направлении, либо об отказе в направлении граждан на обучение. Оплата услуг образовательных организаций производится центром занятости населения на основании государственных контрактов. Решение о предоставлении гражданину финансовой помощи на образование или отказ в предоставлении данной помощи принимается центром занятости населения. заключает договор на оказание образовательных услуг с гражданином предпенсионного возраста, работодателем и образовательной организацией. Перечисление финансовой помощи осуществляется центром занятости населения на счет гражданина либо образовательного учреждения. Согласно договору на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях, центр занятости населения обязан осуществлять проверку исполнения гражданином посещения занятий. Обучающиеся граждане обязаны посещать занятия. Ответственность за реализацию проекта в районах возложена на руководителя центра занятости населения. В целях реализации проекта Министерством до центра занятости населения Ч.П. доводилось финансирование. По результатам проведенной следственными органами проверки было установлено, что Министерству труда и социального развития был причинен ущерб на сумму рублей. В настоящее время Ф.С.А. вышеуказанная сумма внесена, претензий материального характера не заявлено.

Свидетель Г.Н.П. суду пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ она работала в специалистом. В конце ДД.ММ.ГГГГ года из Министерства труда социального развития поступило на обучение работающих граждан предпенсионного возраста в рамках реализации национального проекта Они с Ф.С.А. объезжали предприятия, искали граждан предпенсионного возраста, договаривались с руководителями. В было направлено на обучение 8 человек. С К.Н.А., Х.К.Ш., П.Л.М., К.Г.А., П.Н.В., О.В.А., О. и Ч.Г.А. договаривались, что они будут проходить обучение в свободное от работы время. Были заключены четырехсторонние договоры между работодателем, директором , директором учебного заведения и гражданином. После окончания обучения был составлен акт выполненных работ на основании предоставленных учебным заведением табелей. В табелях было указано, что люди прошли обучение. Данные документы переданы в бухгалтерию, и на их основании произведена оплата. Обучающимся были выданы свидетельства об окончании курсов

Согласно показаниям свидетеля Г.Н.П., данных ею в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ она не отрицала, что сообщала гражданам, обучавшимся в период с ДД.ММ.ГГГГ года о том, что занятия фактически не надо будет посещать. Но делала это не от себя лично, а передавала им это условие от Ф.С.А., так как именно он поручил ей так говорить, чтобы граждане согласились на обучение. Она не могла этого не выполнить, так как находилась в непосредственном подчинении по работе у Ф.С.А., и считала, что при ее отказе это сделать, ей может грозить дисциплинарная ответственность. Детально условия программы обучения она не изучала, думала, что подразумевается дистанционное обучение.

В судебном заседании Г.Н.П. поддержала свои показания, пояснив, что действительно Ф.С.А. давал такие указания.

К.Т.Г. пояснила, что она работает главным бухгалтером В ДД.ММ.ГГГГ году были перечислены денежные средства на оплату услуг по федеральной программе К платежным документам были приложены: договор четырехсторонний, всеми подписанный, заявление обучающегося, акт выполненных работ. Все документы были подписаны, в том числе директором Ф.С.А. и направлены в казначейство, которое обеспечивало зачисление данных денежных средств учебному заведению.

Свидетель Р.С.А. пояснил, что он занимает должность заведующего Чановским филиалом . В его должностные обязанности входит организация учебного процесса. Ч.О.А. проводит обучение по профессиям повар, продавец, парикмахер. О том, что в филиале числились граждане, которые фактически не проходили обучение, он узнал в начале ДД.ММ.ГГГГ. Были случаи, когда граждане не приходили на обучение, тогда он сообщал об этом Ф.С.А., он предпринимал меры. Договоры на обучение и иные документы подписывал директор А.И.В.

Из показаний свидетеля Ч.О.А., оглашенных в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ следует, что она работает преподавателем в Ч.П. филиале . В ДД.ММ.ГГГГ проводилось обучение граждан, в ходе занятий она отмечала посещаемость. Данные списки вела для себя, после окончания курса, их уничтожала. Об отсутствующих гражданах она сообщала Р.С.А., предлагала ставить вопрос об их отчислении. Со слов Р.С.А. он доводил данную информацию до сведения Ф.С.А. и Г.Н.П., какое было принято решение, она не знает.

Свидетель О.В.А. показал, что его работодатель М.В.М. предложил пройти переобучение, поскольку у него предпенсионный возраст. Он отказывался, но М.В.М. сказал ему, что ездить никуда не нужно. Он согласился и подписал документы. Затем ему выдали свидетельство о том, что он прошел обучение в по профессии машинист-кочегар котельных установок.

Свидетель М.В.М. суду пояснил, что из интересовались, есть ли работники предпенсионного возраста, для того, чтобы они прошли переобучение. Ф.С.А. либо Г.Н.П. разговаривали с работниками. Обучение проходили П.Н.В. и О.В.А., отлучались ли они с работы, он не помнит. Он подписывал договоры на обучение.

Из показаний свидетеля М.В.М., оглашенных в судебном заседании, дополнительно установлено, что ему был предоставлен пакет документов, которые были подписаны П.Н.В. и О.В.А., после чего были переданы в . Фактически П.Н.В. и О.В.А. постоянно находились на работе в рабочее время, учебные отпуска не оформлялись. Примерно через месяц он передал П.Н.В. и О.В.А. свидетельства, выданные на их фамилии о прохождении обучения.

Свидетель П.Н.В. в ходе судебного заседания пояснила, что она работала в КФХ М.В.М., в ДД.ММ.ГГГГ года приезжали из Ф.С.А. и Г.Н.П., рассказывали, что существует программа по переобучению граждан предпенсионного возраста. При этом пояснили, что обучаться фактически не нужно, занятия посещать не надо. Она согласилась и подписала одну бумагу. Через некоторое время ей выдали свидетельство о прохождении обучения по профессии продавец.

Из показаний свидетеля П.Н.В., оглашенных в судебном заседании, дополнительно установлено, что она никакое обучение нигде не проходила, занятия не посещала, из учебных заведений ей задания не приходили. Экзамены и аттестацию она не проходила.

Х.К.Ш. в ходе судебного заседания пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ он состоял на учете в . Когда он пришел на отметку, специалист Г.Н.П. предложила ему пройти переобучение по специальности машинист-кочегар. Он отказался, но она пояснила, что фактически учиться не надо. Он согласился. Через некоторое время он получил свидетельство о прохождении обучения по профессии машинист-кочегар котельных установок. Он расписался в предоставленных ему бумагах.

Ч.Г.А. пояснила, что она работала уборщицей в В ДД.ММ.ГГГГ года к ней обратилась специалист Г.Н.П. с предложением пройти обучение по профессии повар, она согласилась. Фактически она обучение не проходила, никто не говорил надо или не надо посещать занятия. Через некоторое время ей выдали свидетельство об обучении на повара.

К.Н.А. пояснила, что когда она состояла на учете в к ней подошла женщина и предложила пройти обучение по профессии повар. Она отказалась, но ей объяснили, что фактически посещать занятия не нужно. Она согласилась и подписала документы. Впоследствии ей в кабинете Г.Н.П. и Л.И.Г. выдали свидетельство о прохождении обучения.

Свидетель П.Л.М. суду пояснила, что она состояла на учете в Женщина в приемной дала ей подписать какие-то документы. Она все подписала. Проходить обучение ей никто не предлагал, и она нигде не училась, никакие иные бумаги не получала.

Свидетель О.Л.В. пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ ей предложили пройти переобучение по профессии продавец. При этом из отдела кадров сказали, что учиться фактически не нужно, все это формально. Она подписала все необходимые документы, обучение не проходила, никаких документов она не получала.

Свидетель Р.В.А. суду пояснил, что он работает председателем . В ДД.ММ.ГГГГ от проходили переобучение его работники – К.Н.А. и Х.К.Ш., он процесс обучения не контролировал.

Свидетель К.Е.П. суду пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ она занимает должность секретаря учебной части В ее обязанности входит формирование групп, в том числе по направлению , оформление документов, связанных с обучением, которые затем подписывает директор колледжа А.И.В.. Из поступают направление и договор на обучение, она готовит приказы о зачислении, которые подписываются директором колледжа, после этого начинается обучение. В ходе обучения она созванивается с руководителем филиала Р.С.А., отмечает посещение занятий. После окончания обучения, сдаются экзамены, по итогам которого поступает протокол ведомости и она готовит приказы, затем оформляются свидетельства о прохождении обучения. ДД.ММ.ГГГГ она не помнит кто проходил обучение.

В судебном заседании свидетель А.И.В. суду пояснил, что он занимает должность директора В ДД.ММ.ГГГГ году заключался договор с об организации обучения лиц предпенсионного возраста. К.Е.П. готовит приказы о зачислении лиц на обучение, которые он подписывает. Обучение происходит в филиале, расположенном в р.. Заведующий Ч.П. филиала Р.С.А. должен контролировать посещение занятий. После окончания обучения сдаются экзамены и выдаются свидетельства об окончании курсов. Согласно документам обучение в в ДД.ММ.ГГГГ году прошли 8 человек, документы были все оформлены надлежащим образом, поэтому он подписал акт приема оказанных услуг. После этого была произведена оплата по договорам.

Из показаний свидетеля Л.И.Г. данных в ходе предварительного следствия и оглашенных в порядке ст. 281 УПК РФ следует, что он является председателем Совета Ч.П.. По поводу заключения договоров на переобучение работников предпенсионного возраста, работавших у него в организации не отрицает, что возможно с ними и заключались договора на переобучение, подробностей не помнит. Не исключено, что это было в ДД.ММ.ГГГГ года. По условиям договора на обучение от организации не требовалось какое-либо участие в обучении, не требовались финансовые затраты, он только не должен был иметь претензий к работникам, связанных с обучением и выполнением ими своей работы. Проходили ли О.Л.В., К.Г.А. и П.Л.М. фактически обучение, он не знал.

Свидетель К.Г.А. суду пояснила, что она работала в Ч.П., ее пригласили в отдел кадров и предложили пройти обучение на продавца в свободное от работы время от . Она согласилась, подписала документы. Она посещала занятия, которые проходили в здании ПУ-90 по адресу: р.. После окончания обучения в ДД.ММ.ГГГГ ей было выдано свидетельство работником отдела кадров Ч.П. Г.П.

Вина подсудимого подтверждается также материалами уголовного дела.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам ДД.ММ.ГГГГ утвержден паспорт национального проекта «Демография». В структуру указанного национального проекта входит федеральный проект по разработке и реализации программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения (Старшее поколение), одной из задач которого является организация мероприятий по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию лиц предпенсионного возраста.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-р утверждена Специальная программа профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан предпенсионного возраста на период до ДД.ММ.ГГГГ

Цель Специальной программы – содействие занятости граждан предпенсионного возраста путем организации профессионального обучения, дополнительного профессионального образования для приобретения или развития имеющихся знаний, компетенций и навыков, обеспечивающих конкурентоспособность и профессиональную мобильность на рынке труда.

Участники программы – граждане предпенсионного возраста (граждане в течение 5 лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно). Участниками программы являются как работники организаций, проходящие обучение по направлениям работодателей, так и граждане, самостоятельно обратившиеся в органы службы занятости населения.

По окончании обучения с использованием любого механизма организации обучения проводится экзамен, по итогам которого гражданам выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями, участвующими в программе.

Финансовое обеспечение мероприятий программы из федерального бюджета осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на реализацию соответствующий мероприятий в рамках федерального проекта «Старшее поколение» национального проекта

Постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ-п утверждена государственная программа «Содействие занятости населения». Также утвержден порядок финансирования мероприятий данной государственной программы.

В соответствии Уставом учредителем и собственником является , подведомственен Министерству труда и социального развития .

создан для оказания государственных услуг, выполнения работ и исполнения государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы (п. 10).

Согласно п. 11 Устава, Центр занятости для достижения целей, указанных в п. 10 Устава, осуществляет кроме всего прочего следующие виды деятельности:

организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования;

реализация государственных и региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (том л.д. 101-111).

Распоряжением администрации от ДД.ММ.ГГГГ-рк Ф.С.А. назначен на должность директора государственного бюджетного учреждения с ДД.ММ.ГГГГ (том л.д. 100).

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией и Ф.С.А. заключен трудовой договор . В соответствии с которым Ф.С.А., как директор , является единоличным исполнительным органом указанного учреждения, действует на основе единоначалия, осуществляет функции управления; организует работу учреждения, действует без доверенности от имени учреждения; представляет его интересы на территории Российской Федерации и за ее пределами; заключает договоры, в том числе трудовые, утверждает смету расходов; в пределах своей компетенции издает приказы, распоряжения и дает указания, обязательные для всех работников учреждения. Ф.С.А. обязан: добросовестно и разумно руководить учреждением, обеспечивать выполнение программ и установленных целевых показателей развития, осуществлять иные полномочия, отнесенные, федеральным и областным законодательством, Уставом учреждения и трудовым договором к его компетенции; обеспечивать соблюдение учреждением целей, в интересах которых оно создано, высокоэффективную и устойчивую работу; при исполнении своих должностных обязанностей руководствоваться законодательством Российской Федерации и , Уставом учреждения и трудовым договором; обеспечивать своевременное и качественно выполнение всех договоров и обязательств учреждения.

В соответствии с должностной инструкцией директора государственного казенного учреждения « утвержденной временно исполняющим обязанности Министерства труда и социального развития от ДД.ММ.ГГГГ - директор учреждения является единоличным исполнительным органом учреждения. Директор учреждения обязан осуществлять планирование и контроль деятельности учреждения; обеспечивать формирование и утверждение перспективных и текущих планов работы учреждения; обеспечивать подготовку и выполнение государственных заданий, заданий, установленных Министерством труда и социального развития, предоставления учреждением государственных услуг в сфере занятости населения; обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств учреждения, а также имущества, переданного учреждению в оперативное управление в установленном порядке; осуществлять контроль за расходованием финансовых средств учреждения (том л.д. 206-216).

ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования административного здания были обнаружены и изъяты: распоряжение Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ; изменения показателей бюджетной сметы на 2019 год от ДД.ММ.ГГГГ; личные дела: Х.К.Ш., К.Н.А., Ш.А.В., Ч.Г.А., О.Л.А., П.Н.В., К.Г.А., О.В.А., П.Л.М., А.М.Х., Г.Р.М., С.Ч.М., П.Ю.А.; контракт от ДД.ММ.ГГГГ; договоры от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; переписка с Министерством труда и социальной защиты и ; акты приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ (3 шт.), от ДД.ММ.ГГГГ (2 шт.), от ДД.ММ.ГГГГ (2 шт.) (том л.д. 75-79).

ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования административного здания были обнаружены и изъяты: платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; трудовой договор и Устав (том л.д. 80-84).

В списке граждан, заключивших договор об оказании образовательных услуг с Центром занятости населения Ч.П. , на период обучения ДД.ММ.ГГГГ значатся – К.Н.А., Х.К.Ш., П.Л.М., П.Н.В., О.В.А., О.Л.В., Ч.Г.А. (том л.д. 20-23).

Из списка граждан, проходивших обучение по договорам в следует, что в ДД.ММ.ГГГГ года обучение проходили по профессии продавец продовольственных товаров - П.Н.В., О.Л.В., П.Л.М.; повар – К.Н.А., Ч.Г.А.; машинист (кочегар) котельной – О.В.А., Х.К.Ш. (том л.д. 84-85).

ДД.ММ.ГГГГ заключены договоры на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях между в лице директора Ф.С.А., в лице директора А.И.В.:

и с К.Н.А. и работодателем Ч.Г.А. и работодателем ГКУ на обучение по очной форме по квалификации «повар»,

договоры и с Х.К.Ш. и работодателем О.В.А. и работодателем КФХ М.В.М. на обучение по очной форме по квалификации

договоры , , 154 с П.Н.В. и работодателем КФХ М.В.М.; О.Л.В. и работодателем Ч.П.; П.Л.М. и работодателем ; соответственно, на обучение по очной форме по квалификации «продавец продовольственных товаров».

П.Н.В., О.Л.В., П.Л.М., К.Н.А., Ч.Г.А., Х.К.Ш., О.В.А. оформили заявления на имя директора ГКУ о перечислении предоставленной им единовременной финансовой помощи на образовательные услуги в размере 63130 рублей каждому, указанном в договоре от ДД.ММ.ГГГГ на счет образовательной организации

в лице директора Ф.С.А., в лице директора А.И.В. подписаны акты приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по договорам , , от ДД.ММ.ГГГГ на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях П.Н.В.О.Л.В.П.Л.М. соответственно, на сумму рублей по каждому;

акты приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по договорам , от ДД.ММ.ГГГГ на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях К.Н.А., Ч.Г.А., соответственно, на сумму рублей по каждому;

акты приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по договорам , от ДД.ММ.ГГГГ на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях Х.К.Ш., О.В.А. на сумму рублей по каждому.

Согласно вышеуказанным актам образовательная организация выполнила обязательства по оказанию услуг, фактическое качество оказанных услуг соответствует требованиям договора, недостатки не выявлены.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом ГКУ «Центр занятости населения Ч.П. » Г.Н.П. проводились проверки ГАПОУ «Татарский политехнический колледж» на предмет соблюдения условий государственных договоров по оказанию образовательных услуг по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Проверкой установлено, что П.Н.В.О.Л.В.П.Л.М., К.Н.А., Ч.Г.А., Х.К.Ш., О.В.А. на занятиях присутствовали. Акты подписаны Г.Н.П., а также представителями ГАПОУ «Татарский политехнический колледж» Ш.Л.В. и А.И.В.

ГАПОУ «Татарский политехнический колледж» к договорам от ДД.ММ.ГГГГ подана смета расходов на оказание образовательных услуг образовательной организацией гражданам предпенсионного возраста, ищущим работу в сумме рублей по каждому договору.

ГКУ «Центр занятости населения Ч.П. » перечислено ГАПОУ «Татарский политехнический колледж» платежными поручениями , от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ на сумму рублей каждое.

ДД.ММ.ГГГГФ.С.А. внесено на счет Министерства труда и социального развития рублей.

Всесторонне, полно и объективно исследовав в судебном заседании пояснения подсудимого, представителя потерпевшего, свидетелей и все собранные по делу в совокупности доказательства, суд считает их допустимыми, достоверными и достаточными и находит вину Ф.С.А. установленной и доказанной.

С учетом изложенного и материалов дела, касающихся личности подсудимого Ф.С.А., справок », согласно которых последний на психиатрическом и наркологическом учете не состоит, суд считает, что подсудимый является вменяемым в отношении инкриминируемого ему деяния.

Государственный обвинитель просила исключить из обвинения Ф.С.А. излишне вмененную сумму ущерба в размере рублей, а также исключить из обвинения Ф.С.А. действия в отношении К.Г.А.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях между Государственным автономным профессиональным образовательным учреждением работодателем и К.Г.А. на обучение по очной форме по квалификации «продавец продовольственных товаров».

Ф.С.А. подписал акт приемки оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ по договору от ДД.ММ.ГГГГ на оказание образовательных услуг гражданам предпенсионного возраста, состоящим в трудовых отношениях К.Г.А. на сумму рублей.

ДД.ММ.ГГГГ платежным поручением на счет Колледжа открытом в УФ и НП перечислены денежные средства в размере рублей.

К.Г.А. пояснила, что она проходила обучение на продавца, посещала занятия в здании ПУ-90 по адресу: . По окончанию обучения ей было выдано свидетельство.

С учетом позиции государственного обвинителя и вышеустановленных обстоятельств суд считает возможным снизить размер ущерба, причиненного Министерству труда и социального развития до рублей, исключив излишне вмененные Ф.С.А. действия по заключению вышеуказанного договора с К.Г.А. и сумму ущерба – рублей.

Действия подсудимого Ф.С.А. суд квалифицирует по ст. 286 ч. 1 Уголовного кодекса РФ как совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Как обстоятельства, смягчающие наказание Ф.С.А. в соответствии ст. 61 Уголовного кодекса РФ суд учитывает совершение преступления впервые, признание вины и раскаяние в содеянном, добровольное возмещение ущерба.

Отягчающих обстоятельств, предусмотренных ст. 63 Уголовного кодекса РФ, судом не установлено.

В соответствии со ст. 62 ч. 1 Уголовного кодекса РФ Ф.С.А. должно быть назначено наказание срок и размер которого не может превышать двух третей максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания предусмотренного за совершенное преступление.

При назначении наказания подсудимому Ф.С.А. суд принимает во внимание, что совершенное виновным преступление в соответствии с законом отнесено к категории средней тяжести, и у суда с учетом характера совершенного преступления и личности виновного, нет оснований для изменения категории преступления в соответствии с ч. 6 ст. 15 Уголовного кодекса РФ.

Оснований для применения положений ст. 64 Уголовного кодекса РФ судом не установлено. Вышеперечисленные смягчающие обстоятельства существенным образом не снижают опасность содеянного и не являются исключительными как в своей совокупности, так и по отдельности.

Судом учитываются: характер и степень общественной опасности содеянного; данные о личности Ф.С.А., характеризующегося положительно; смягчающие вину обстоятельства; влияние назначенного наказания на исправление Ф.С.А., на условия жизни его семьи.

На основании вышеизложенного суд считает, что исправление и перевоспитание Ф.С.А. возможно без изоляции от общества. В связи, с чем суд считает возможным с учетом имущественного положения Ф.С.А. и его семьи, а также с учетом возможности получения им заработной платы или иного дохода назначить наказание в виде штрафа.

Гражданский иск по делу не заявлен.

Вещественные доказательства: личные дела К.Н.А., Ч.Г.А., Х.К.Ш., О.В.А., П.Н.В., О.Л.В., П.Л.М..; платежные поручения , от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, копию трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ф.С.А. – подлежат хранению при уголовном деле; личное дело К.Г.А., платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ, копия распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р, изменение показателей бюджетной сметы на ДД.ММ.ГГГГ, стопка документов по работе с лицами Предпенсионного возраста в ДД.ММ.ГГГГ, копия Устава Государственного казенного учреждения с изменениям – подлежат возвращению в ГКУ

Из постановления о вознаграждении адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов предварительного следствия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что процессуальными издержками признаны и отнесены за счет средств федерального бюджета рублей.

Процессуальные издержки, предусмотренные ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса РФ, в соответствии с ч. 10 ст. 316 Уголовного процессуального кодекса РФ взысканию с подсудимого не подлежат, принимаются к возмещению за счет средств федерального бюджета, поскольку изначально Ф.С.А. было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке особого судопроизводства.

Руководствуясь ст. 303, 304, 307-309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л :

Ф.С.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 286 ч. 1 Уголовного кодекса РФ и назначить наказание в виде штрафа в сумме 30000 (тридцать тысяч) рублей 00 копеек.

Получатель штрафа:

Меру пресечения до вступления приговора в законную силу не избирать.

Вещественные доказательства: личные дела К.Н.А., Ч.Г.А., Х.К.Ш., О.В.А., П.Н.В., О.Л.В., П.Л.М..; платежные поручения , от ДД.ММ.ГГГГ, , от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, копию трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Ф.С.А. – хранить при уголовном деле; личное дело К.Г.А., платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ, копию распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ-р, изменение показателей бюджетной сметы на 2019 год, стопку документов по работе с лицами Предпенсионного возраста в ДД.ММ.ГГГГ, копию Устава Государственного казенного учреждения с изменениям –

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам суда через в течение 10 суток со дня провозглашения.

В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела суда апелляционной инстанции. Данное ходатайство может быть заявлено в течение 10 суток с момента вручения копии приговора или копии апелляционного представления или апелляционной жалобы, затрагивающей его интересы.

Судья Т.Ю. Майорова