ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-178/2021 от 26.07.2021 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

Дело

ПРИГОВОР

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Чебаркуль, Челябинской области

26 июля 2021 года

Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Классен С.В.,

при секретаре Агафоновой И.В.,

с участием государственного обвинителя – ст.помощника Чебаркульского горпрокурора ФИО1,

подсудимой ФИО3,

защитника адвоката Малькова С.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

ФИО3, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, <данные изъяты>, проживающей в <адрес>, зарегистрированной в <адрес>, ранее не судимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159.2 УК РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 совершила хищение денежных средств, принадлежащих Министерству социальных отношений Челябинской области, при получении выплат, при следующих обстоятельствах.

В соответствии с приказом начальника Управления социальной защиты населения Администрации Чебаркульского городского округа (далее по тексту УСЗН Администрации ЧГО) о приеме работника на работу от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принята на должность старшего инспектора отдела льгот и социальных гарантий УСЗН Администрации ЧГО, а также с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. На основании приказа начальника УСЗН Администрации ЧГО от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 переведена на должность муниципальной службы – специалиста 1 категории отдела льгот и социальных гарантий УСЗН Администрации ЧГО на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Далее приказом начальника УСЗН Администрации ЧГО от ДД.ММ.ГГГГ о переводе работника на другую работу срок нахождения ФИО3 на должности муниципальной службы – специалиста 1 категории отдела льгот и социальных гарантий УСЗН Администрации ЧГО продлен на срок до выхода на работу сотрудника УСЗН Администрации ЧГО, чью должность она временно занимает.

Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 занимала должность муниципального служащего – специалиста 1 категории УСЗН Администрации ЧГО.

Согласно должностной инструкции специалиста 1 категории отдела льгот и социальных гарантий УСЗН Администрации ЧГО ФИО3 обязана: вести прием граждан, регистрировать заявления в журнале регистрации и присваивать регистрационный номер, принимать необходимые документы для предоставления мер социальной поддержки, назначения денежной выплаты; производить назначение ежемесячных денежных выплат по жилищно-коммунальным услугам, ежемесячных денежных выплат, единовременных денежных выплат, компенсаций и др. с внесением всех данных по гражданам в единой информационной программе «Тула»; ежемесячно работать в единой информационной системе программы «Тула», в частности производить введение в систему новых дел граждан с изменениями по заявлениям граждан.

На основании Приказа Министерства информационных технологий и связи Челябинской области № 279 от 29 декабря 2017 года «О вводе в эксплуатацию Государственной информационной системы «Единая информационная система в сфере социальной защиты населения Челябинской области» для информационного обеспечения деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области по реализации единой государственной политики в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения введено в использование программное обеспечение «Единая информационная система», именуемая в распорядительных документах УСЗН Администрации ЧГО как ЕИС «Тула» (далее по тексту ЕИС «Тула»). В указанном программном обеспечении ЕИС «Тула» назначение пособий и выплат осуществляется путем создания персональных карточек учета на граждан.

В соответствии с заявкой системного администратора УСЗН Администрации ЧГО от ДД.ММ.ГГГГ для ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ создана учетная запись в программном обеспечении ЕИС «Тула», предусматривающая возможность назначения и контроля различных льгот, выплат и компенсаций по сфере ее деятельности, в том числе назначение выплат по муниципальным мерам социальной поддержки, куда входят так же пособия и выплаты, не относящиеся к сфере деятельности ФИО3 Таким образом, учетная запись ФИО3 в программном обеспечении ЕИС «Тула» предоставляет ей возможность создавать персональные карточки учета и вносить в уже созданные карточки изменения по пособиям и выплатам, не входящим в перечень ее полномочий.

Законом Челябинской области № 126-ЗО от 09 апреля 2020 года «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» (далее по тексту – Закон) утверждена одноименная ежемесячная выплата. В соответствии со статьей 2 указанного Закона, право на ежемесячную выплату имеет один из родителей, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Челябинской области, в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленную в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Право на ежемесячную выплату определяется на день приема заявления о назначении ежемесячной выплаты; расчет величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячной выплаты, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации. В соответствии со статьей 3 Закона ежемесячная выплата назначается и выплачивается на каждого ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Согласно статьи 4 Закона назначение ежемесячной выплаты и формирование электронных реестров для зачисления денежных средств на счета физических лиц в кредитных организациях и осуществления доставки ежемесячной выплаты гражданам через организации федеральной почтовой связи, производится органом социальной защиты населения по месту жительства заявителя на основании его заявления. Заявление подается заявителем в орган социальной защиты населения по месту жительства заявителя лично. В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Закона ежемесячная выплата не назначается, а выплата ранее назначенной ежемесячной выплаты прекращается в случае превышения размера среднедушевого дохода семьи по отношению к величине прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленной в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.

Помимо этого, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 384 от 31 марта 2020 года «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» предусмотрены следующие требования и условия:

основные требования применяются органами государственной власти субъектов РФ при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты;

ежемесячная выплата осуществляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты;

в состав семьи, учитываемый при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются родитель, подавший заявление о назначении ежемесячной выплаты, его супруг, несовершеннолетние дети;

при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия; б) пособия, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации;

среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

Кроме того, Административным регламентом предоставления государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно», утвержденным Постановлением Правительства Челябинской области
№ 177-П от 30 апреля 2020 года «Об Административном регламенте предоставления государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» установлено:

в перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, помимо прочих, входят – заявление о предоставлении государственной услуги, сведения о вознаграждении за выполнение трудовых или иных обязанностей, при этом предусмотрено, что документы и информация запрашиваются органами социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия, либо заявитель вправе самостоятельно по собственной инициативе представить документы (статья 11);

заявление на предоставление государственной услуги заявитель вправе представить в орган социальной защиты населения посредством личного обращения (статья 12);

основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является превышение размера среднедушевого дохода семьи по отношению к величине прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, установленной в соответствии с законодательством Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты (статья 16);

юридическим фактом для начала административной процедуры является поступление заявления и документов заявителя, обязанность по предоставлению которых возложена на заявителя и (или) заявления и документов заявителя, которые он представил по собственной инициативе в орган социальной защиты населения (статья 25);

при отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, должностное лицо органа социальной защиты населения, ответственное за предоставление государственной услуги, готовит проект решения о предоставлении государственной услуги, производит исчисление величины среднедушевого дохода семьи, на основании сведений о составе семьи и размере доходов каждого члена семьи, которая определяется делением общей суммы дохода семьи за расчетный период на 12 и на число членов семьи, визирует проект решения о предоставлении государственной услуги, передает проект решения о предоставлении государственной услуги с приложением документов заявителя на подпись руководителю органа социальной защиты населения, либо его заместителю, предварительно согласовав с начальником структурного подразделения (отдела) органа социальной защиты населения, ответственного за предоставление государственной услуги (статья 29).

В соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области № 304 от 15 августа 2019 года величина прожиточного минимума во втором квартале 2019 года установлена в размере 10 336 рублей в расчете на душу населения и 10 661 рублей для детей.

В соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области № 199 от 05 августа 2020 года величина прожиточного минимума во втором квартале 2020 года установлена в размере 11 228 рублей в расчете на душу населения и 11 694 рублей для детей.

Предоставление государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» на территории города Чебаркуля Челябинской области осуществляется УСЗН Администрации ЧГО при помощи программного обеспечения ЕИС «Тула», в котором создаются персональные карточки учета на заявителя (претендента на выплату) и всех членов его семьи, производится расчет среднедушевого дохода семьи и его сравнение с величиной прожиточного минимума, после чего в автоматическом режиме программным обеспечением принимается решение о назначении выплаты, либо отказе в назначении выплаты. В программном обеспечении ЕИС «Тула» назначение выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно находится в подсистеме «Детские пособия» и реализуется отделом социальной защиты семьи УСЗН Администрации ЧГО.

В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 дважды обращалась в УСЗН Администрации ЧГО с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в отношении двух своих малолетних детей – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, к которым прилагала достоверные сведения о своих доходах по единственному месту работы в УСЗН Администрации ЧГО и доходах своего супруга ФИО8 по основному месту работу у индивидуального предпринимателя ФИО12 на должности водителя (приказ от ДД.ММ.ГГГГ) и месту его работы по совместительству в ОАО «<данные изъяты>» на должности грузчика-экспедитора (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), с которым совместно проживает и ведет совместное хозяйство. В силу указанных двух обращений ФИО3 в УСЗН Администрации ЧГО с заявлениями о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на ее супруга ФИО8 в программном обеспечении ЕИС «Тула» была создана персональная карточка учета, в который сохранены сведения о его доходах по двум местам работы у индивидуального предпринимателя ФИО12 и в ОАО «<данные изъяты>». По результатам рассмотрения заявлений ФИО3 в выплатах в указанный период времени ей было отказано по причине превышения размера среднедушевого дохода ее семьи величины прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области.

В один из дней периода с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ у ФИО3 из корыстных побуждений возник и сформировался преступный умысел, направленный на хищение принадлежащих Министерству социальных отношений Челябинской области денежных средств, при получении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, предусмотренной Законом Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно», путем представления недостоверных сведений и умолчания о фактах, влекущих прекращение выплат, с использованием своего служебного положения.

Так ФИО3, реализуя возникший умысел на хищение денежных средств, принадлежащих Министерству социальных отношений Челябинской области, путем получения вышеназванной выплаты на своих детей в возрасте от трех до семи лет включительно, действуя из корыстных побуждений, достоверно зная в силу занимаемой должности и имевших место ранее двух отказов по предыдущим ее обращениям за указанной выплатой, что она не имеет права на выплату по причине превышения размера среднедушевого дохода ее семьи величины прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области, находясь ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут в здании УСЗН Администрации ЧГО, расположенном по адресу: <...>, вновь подала заявление о назначении ей ежемесячной денежной выплаты на двух своих малолетних детей. С указанным заявлением ФИО3 предоставила справки о доходах формы 2-НДФЛ на себя за 2019 и 2020 г.г. по единственному месту работы в УСЗН Администрации ЧГО, а также справки о доходах своего супруга ФИО8 за 2019 и 2020 г.г. по основному месту работы у индивидуального предпринимателя ФИО12 При этом сведения о доходах супруга ФИО8 по месту работы по совместительству в ОАО «<данные изъяты>», ФИО3 умышленно не предоставила, то есть представила заведомо недостоверные сведения и умолчала о факте, влекущем прекращение выплаты, чем существенно занизила среднедушевой доход своей семьи для принятия положительного решения о назначении выплат.

Помимо этого, ФИО3 осознавала, что в программном обеспечении ЕИС «Тула», при помощи которого производится автоматический расчет на предмет определения величины среднедушевого дохода членов семьи и сравнение этой величины с величиной прожиточного минимума в Челябинской области для целей назначения выплат на ребенка в возрасте от трех до семи лет, а также при помощи которого принимается решение о назначении выплат, имеются сведения о предыдущих ее обращениях за указанной выплатой и, в частности, сведения о доходах ее супруга по месту работы по совместительству в ОАО «Чебаркульский молочный завод», размер которых является препятствием для назначения ей выплат ввиду превышения размера среднедушевого дохода ее семьи величины прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области. В связи с изложенным ФИО3, действуя из корыстных побуждений с целью хищения денежных средств, принадлежащих Министерству социальных отношений Челябинской области, путем получения выплат, непосредственно перед подачей заявления на выплату, находясь в период времени с 11 часов 30 минут до 12 часов 30 минут ДД.ММ.ГГГГ на своем рабочем месте в здании УСЗН Администрации ЧГО, расположенном по адресу: <...>, используя служебный компьютер и имеющуюся у нее для служебных целей учетную запись для доступа в программное обеспечение ЕИС «Тула» с возможностью создания, изменения и удаления информации из персональных карточек учета, то есть, используя свое служебное положение, умышленно удалила из персональной карточки учета, созданной на ее супруга ФИО8, сведения о доходах последнего с места работы по совместительству в ОАО «<данные изъяты>», чем обеспечила принятие положительного решения о назначении выплат.

На основании поданного ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно и представленных с ним неполных сведений о доходах ее супруга ФИО8, специалистом отдела социальной защиты семьи УСЗН Администрации ЧГО Свидетель №1 в программном обеспечении ЕИС «Тула» был произведен расчет среднедушевого дохода членов семьи ФИО3, который, по причине представления заведомо недостоверных сведений и умолчания последней о доходах своего супруга ФИО8 по месту работы в ОАО «<данные изъяты>», не превысил величину прожиточного минимума на душу населения в Челябинской области во втором квартале года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. На основании произведенного расчета ДД.ММ.ГГГГ программным обеспечением ЕИС «Тула» принято положительное решение о назначении ФИО3 по делу № <адрес> ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, правильность расчета которого подтверждена специалистом и начальником отдела социальной защиты семьи УСЗН Администрации ЧГО Свидетель №1 и ФИО9 соответственно, а также утверждено начальником УСЗН Администрации ЧГО ФИО10, которые не были осведомлены о преступных намерениях ФИО3

На основании принятого решения ФИО3 на двух ее малолетних детей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначена разовая выплата в размере 85 228 рублей из расчета 10 661 рубль за каждый месяц указанного прошедшего периода (5 330,5 рублей на каждого ребенка), а на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлены ежемесячные выплаты в размере 10 661 рубль. Также, в связи с изменением величины прожиточного минимума во втором квартале 2020 года, на основании Постановления Губернатора Челябинской области № 199 от 05 августа 2020 года, УСЗН Администрации ЧГО ДД.ММ.ГГГГ принято решение об увеличении выплат ФИО3 на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ до 11 694,00 рублей (5 847,00 рублей на каждого ребенка) ежемесячно.

За указанный период ФИО3 получила и тем самым похитила путем представления заведомо недостоверных сведений и умолчания о фактах, влекущих прекращение выплат, денежные средства, принадлежащие Министерству социальных отношений Челябинской области, которые были перечислены на ее банковский счет , открытый ДД.ММ.ГГГГ в дополнительном офисе ПАО «Сбербанк России» по адресу: <...>, а именно ДД.ММ.ГГГГ– в размере 95 949 рублей, ДД.ММ.ГГГГ – в размере 10 661 рубль, ДД.ММ.ГГГГ – в размере 10 661 рубль, ДД.ММ.ГГГГ – в размере 10 661 рубль, ДД.ММ.ГГГГ– в размере 10 661 рубль, ДД.ММ.ГГГГ – в размере 12 727 рублей и ДД.ММ.ГГГГ – в размере 11 694 рубля, а всего на общую сумму 163 014 рублей, причинив тем самым материальный ущерб Министерству социальных отношений Челябинской области на указанную сумму. Похищенными денежными средствами ФИО3 распорядилась по собственному усмотрению.

Подсудимая ФИО3 виновной себя признала полностью и от дачи показаний отказалась в соответствии со ст. 51 Конституции РФ.

Из показаний ФИО3 в протоколе допроса обвиняемой от ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 117-120), оглашенных в порядке ст. 276 УПК РФ, следует, что она вину признает, она преследовала цель получить выплату на детей в возрасте от 3 до 7 лет, для этого неоднократно обращалась с соответствующими заявлениями, но всякий раз ей отказывали по причине превышения среднедушевого дохода ее семьи величины прожиточного минимума. При этом она предоставляла достоверные сведения обо всех доходах всех членов ее семьи. В четвертый раз, для назначения ей этой выплаты, она не предоставила сведения о доходах своего супруга ФИО8 с ОАО «<данные изъяты>». Помимо этого со своего рабочего компьютера под своей учетной записью она удалила из персональной карточки учета, заведенной на ее супруга в ЕИС «Тула», сведения о его доходах в ОАО «<данные изъяты>». Таким образом, программа одобрила назначение ей выплаты. Последовательно до марта 2021 года она получила денежные средства в сумме 163 014,00 рублей, которые поступали на ее банковский счет. Она не может сказать конкретно, на что потратила эти денежные средства, они просто находились на ее счету в ПАО «Сбербанк России». После того как был выявлен факт незаконного начисления ей выплаты, она вернула денежные средства Министерству социальных отношений Челябинской области.

Виновность ФИО4 в совершении вышеописанного преступления подтверждается следующими доказательствами:

показаниями в суде свидетеля Свидетель №1, что она работает специалистом по назначению детских пособий в УСЗН Администрации ЧГО в отделе семьи. ФИО3 работает там же, в отделе льгот и социальных гарантий. С мая 2020 года начался сбор гражданами документов на получение пособий на детей в возрасте от 3 до 7 лет с со среднедушевым доходом менее прожиточного минимума. В мае 2020 года ФИО3 сдала все необходимые документы, но в назначении пособий ей было отказано, что как среднедушевой доход в их семье превышал прожиточный минимум. Она еще дважды обращалась за назначением пособий, но ей было отказано. Затем она сдала документы по новой, их правильность Свидетель №1 не проверяла. В тот момент поступало большое количество заявок на назначение пособий и согласно письма Министерства социальных отношений, пособия назначались без проверки подаваемых сведений. ФИО3 сдала сведения о совокупном доходе семьи за 12 месяцев. Эти сведения были внесены в ЕИС «Тула», и Свидетель №1 сообщила подсудимой, что пособие назначено. Данный факт не удивил Свидетель №1, поскольку со временем доходы семьи К-вых могли измениться, а для назначения пособий рассчитывалась совокупная сумма за 12 месяцев. Пособия были назначены ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ, поэтому она получила сумму на двух детей за прошедший период около 90000 рублей. Затем она получала пособия по март 2021 года, которые перечислялись на банковскую карту подсудимой. Позже поступила жалоба, проводилась проверка назначения пособий всем работникам УСЗН Администрации ЧГО. Стало известно, что ФИО3 предоставила документы, в которых не был учтен доход её мужа со второго места работы, и ранее внесенные сведения о данном доходе подсудимая удалила из ЕИС «Тула». К данной программе ФИО3 имела доступ в силу занимаемой должности. Денежные средства подсудимая вернула.

рапортом об обнаружении признаков преступления, из которого следует, что из УФСБ России по Челябинской области поступили материалы оперативно-розыскной деятельности, согласно которым сотрудник УСЗН Администрации ЧГО ФИО3 совершила мошенничество в сфере социальных выплат путем получения выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет на общую сумму 163 014 рублей, умолчав о доходах своего супруга по второму месту работы, а также удалив из специализированной программы ЕИС «Тула» сведения о доходах своего супруга (т.1 л.д. 6);

справкой о результатах проверки личных дел сотрудников УСЗН Администрации ЧГО от ДД.ММ.ГГГГ, что установлен факт неправомерного назначения выплаты на детей от 3 до 7 лет ФИО3 (т.1 л.д. 13-16);

приказами начальника УСЗН Администрации ЧГО о приеме на работу ФИО3 на должность старшего инспектора отдела льгот и социальных гарантий, её переводе на должность специалиста 1 категории отдела льгот и социальных гарантий на срок до выхода на работу сотрудника, чью должность временно занимает ФИО3 (т.1 л.д. 41, 42, 43);

должностной инструкцией специалиста 1 категории отдела льгот и социальных гарантий УСЗН Администрации ЧГО, в соответствии с которой ФИО3 обязана вести прием граждан, регистрировать заявления в журнале регистрации и присваивать регистрационный номер, принимать необходимые документы для предоставления мер социальной поддержки, назначения денежной выплаты; производить назначение ежемесячных денежных выплат с внесением всех данных по гражданам в единой информационной программе «Тула»; ежемесячно работать в единой информационной системе программы «Тула», в частности производить введение в систему новых дел граждан с изменениями по заявлениям граждан (т.1 л.д. 44-46);

протоколом осмотра места происшествия - здания Управления социальной защиты населения Администрации Чебаркульского городского округа по адресу: <...>, в ходе которого осмотрен рабочий кабинет ФИО3 под , рабочее место которой оборудовано персональным компьютером (т. 1 л.д. 117-128);

сведениями из Министерства социальных отношений Челябинской области, что по заявке от ДД.ММ.ГГГГ системного администратора УСЗН Администрации ЧГО для ФИО3 создана ДД.ММ.ГГГГ учетная запись в ЕИС «Тула» (т.1 л.д. 78);

выдержкой из истории изменений программы ЕИС «Тула», предоставленной Министерством социальных отношений Челябинской области, из которой следует, что на ФИО8 создана персональная карточка учета под номером , из которой при помощи учетной записи ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ в 11:55 удалена информация о доходах ФИО8 в ОАО «<данные изъяты>»: заработная плата за ноябрь 2018 года 10 162,42 рубля; заработная плата за декабрь 2018 года 16 737,19 рублей; заработная плата за январь 2019 года 14 726,01 рублей; заработная плата за февраль 2019 года 11 585,02 рублей; заработная плата за март 2019 года 13 654,16 рублей; заработная плата за апрель 2019 года 9 877,88 рублей; заработная плата за май 2019 года 13 126,63 рублей; заработная плата за июнь 2019 года 11 962,60 рубля; заработная плата за июль 2019 года 12 756,11 рублей; заработная плата за август 2019 года 12 381,82 рубль; заработная плата за сентябрь 2019 года 11 571,22 рубль; заработная плата за октябрь 2019 года 31 937,42 рублей; заработная плата за ноябрь 2019 года 2 938,93 рублей. Из указанной выдержки также следует, что удаленную информацию в программу внесла ДД.ММ.ГГГГ специалист Свидетель №1 (т.1 л.д. 104-111);

протоколом выемки от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей, в ходе выемки у ФИО10 изъято личное дело ФИО3, сформированное при назначении ей выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет (т.1 л.д. 131-134);

протоколом осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ, с фототаблицей и приложением, в ходе которого осмотрено личное дело ФИО3, в нем свидетельства о рождении детей, свидетельство о заключении брака, копии паспортов ФИО3 и ФИО8, справки 2НДФЛ с места работы ФИО3 и с работы ФИО8 у индивидуального предпринимателя ФИО12, решение о назначении выплаты и сведения об увеличении размера данной выплаты в 2021 году. Сведений о доходах ФИО8 в ОАО «<данные изъяты>» в личном деле нет (т.1 л.д. 135-166);

протоколом осмотра предметов от ДД.ММ.ГГГГ с фототаблицей и приложением, в ходе которого осмотрен CD-компакт диск с выписками по счетам ФИО3 и ФИО8 в ПАО «Сбербанк России», осмотром установлено, что выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет поступали на счет ФИО3 с номером : ДД.ММ.ГГГГ в размере 95 949,00 рублей, ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 661 рубль, ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 661 рубль, ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 661 рубль, ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 661 рубль, ДД.ММ.ГГГГ в размере 12 727 рублей и ДД.ММ.ГГГГ в размере 11 694 рубля, на общую сумму 163 014 рублей. Возвратила полученные денежные средства ФИО3 путем банковского перевода на счет Министерства социальных отношений Челябинской области ДД.ММ.ГГГГ в сумме 127 932 рубля и ДД.ММ.ГГГГ в сумме 35 432,82 рубля (т.1 л.д. 168-180);

выписками из приказов о трудоустройстве ФИО8 в ОАО «<данные изъяты>» и у ЧП ФИО12 (т. 2 л.д. 153, 154);

показаниями представителя потерпевшего ФИО17, оглашенными в порядке ст. 281 УПК РФ, из которых следует, что он является начальником юридического отдела Министерства социальных отношений Челябинской области. Про обстоятельства хищения денежных средств специалистом УСЗН Администрации Чебаркульского городского округа ФИО3 путем получения выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет ему известно, что ФИО3 в августе 2020 года подала заявление на назначение ей указанной выплаты, при этом умолчала о доходах по второму месту работы ее супруга. Главным условием назначения данной выплаты является то, что среднедушевой доход семьи должен быть меньше прожиточного минимума. Для его расчета берется общий доход всех членов семьи за 12 месяцев (доходы по местам работы, а также доходы от получения пособий и выплат), затем полученная сумма делится на 12 месяцев, а после этого на количество членов семьи. Если полученный результат менее прожиточного минимума, установленного во втором квартале конкретного года (в случае с ФИО3 2019 год), то претендент имеет право на выплату. Если сумма более величины прожиточного минимума, то, соответственно, в выплате отказывается. ФИО3 умолчала о доходах своего супруга по второму месту работы, в связи с этим при расчете среднедушевого дохода ее семьи не учитывалась сумма доходов ее мужа по второму месту работы. Этими действиями она занизила среднедушевой доход, и он стал менее величины прожиточного минимума, в связи с чем, по ее заявлению было принято положительное решение о назначении выплаты. ФИО3, пользуясь предоставленной ей для рабочих целей учетной записью в их специальном программном обеспечении Единая информационная система «Тула», удалила хранящуюся там информацию о доходах своему мужа по второму месту работы, чем также способствовала принятию положительного решения о назначении ей выплаты. В том случае, если бы она не произвела удаление, программа, производя расчет среднедушевого дохода, учла бы уже имеющуюся информацию о доходах ее мужа и отказала в назначении выплаты. Информация о доходах ее мужа по второму месту работы попала туда в силу того, что ФИО3 ранее обращалась с заявлениями о назначении выплаты и предоставляла достоверные сведения о доходах, которые вносились в программу. Незаконные действия ФИО3 были выявлены в марте 2021 года, она практически сразу же вернула все полученные по данной выплате денежные средства путем перевода со своего банковского счета на счет Министерства социальных отношений Челябинской области. В настоящее время у Министерства социальных отношений Челябинской области нет материальных претензий к ФИО3 (т.2 л.д. 5-8);

показаниями свидетеля ФИО10, оглашенными в порядке ст. 281 УПК РФ, что она является начальником УСЗН Администрации ЧГО. О махинации ФИО3 она узнала только в тот момент, когда они проводили свое внутреннее расследование и выявили ряд сотрудников. Оказалось, что до момента принятия положительного решения о назначении выплаты ФИО3 дважды подавала заявления на эту выплату на детей от 3 до 7 лет. Обрабатывала эти заявления специалист отдела семьи Свидетель №1 Она вносила эти сведения в программу и всякий раз программа отказывала в назначении выплаты по причине того, что среднедушевой доход семьи превышал прожиточный минимум. В третий раз, в августе 2020 года ФИО3 вновь подала заявление, к которому помимо своей справки о доходах, приложила две справки на супруга. Обе справки были от одного и того же работодателя – индивидуального предпринимателя ФИО12 При этом одна справка за 2020 год была выдана и заверена самой ФИО12, оттиск печати на справке был, а вторая за 2019 год получена из информационной базы данных налоговой. При этом ФИО3 не предоставила сведения о доходах своего супруга на <данные изъяты>, где он также официально трудоустроен. В свою очередь Свидетель №1, которой приходится обрабатывать сотни таких обращений в день, просто внесла эти сведения в программу, не обратив внимания на то, что справка только от одного работодателя. Программа произвела расчет и выдала положительное решение о назначении выплаты. Махинация не получилась бы, если бы она не внесла изменения в программу «Тула». ФИО2 понимала, что в этой программе уже хранятся сведения о доходах ее мужа по двум местам работы. Соответственно эти сведения противоречили тем сведениям, которые она предоставила в третий раз. Программа сразу бы указала на несоответствие уже имеющихся данных в сравнении с теми данными, которые ФИО3 предоставила в третий раз. Непосредственно перед подачей заявления ФИО3 вошла в программу под своей учетной записью и удалила из нее сведения о доходе своего супруга на <данные изъяты> по прошлым ее обращениям. В программе остались сведения об удалении этой информации, сделано это было в 11:55 ДД.ММ.ГГГГ перед подачей заявления. Благодаря этому действию программа одобрила назначения выплаты ФИО3 на двух детей. В целом она получила выплаты на общую сумму 163 014 рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Когда махинация была выявлена, ФИО3 вернула все денежные средства путем перечисления на счет Министерства социальных отношений <адрес> (т.2 л.д. 12-21);

показаниями свидетеля ФИО13, оглашенными в порядке ст. 281 УПК РФ, что она является заместителем начальника УСЗН Администрации ЧГО. В Челябинской области она была предусмотрена Законом Челябинской области № 126-ЗО от 09.04.2020 «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» указанная выплата, заявление на нее стали принимать с 16 мая 2020 года на основании соответствующего решения Министерства социальных отношений Челябинской области, с заявлением предоставлялись соответствующие документы о доходах семьи. Из Министерства социальных отношений им приходили соответствующие разъяснения, чтобы они вносили в программу те сведения, которые предоставляют граждане, то есть не ставя их под сомнение. Целью данной установки было сделать так, чтобы как можно быстрее граждане получали данные выплаты, и не возникала социальная напряженность в обществе. ФИО3 является сотрудником УСЗН Администрации ЧГО. Она трудится в отделе льгот и социальных гарантий. ФИО3 состоит в браке и на иждивении у нее двое малолетних детей. О неправомерном назначении ФИО3 выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет стало известно по результатам проведенной ими проверки. Оказалось, что ФИО3 трижды обращалась за данной выплатой, но первые два раза ей было отказано по причине того, что среднедушевой доход в ее семье выше величины прожиточного минимума. В третий раз программа одобрила назначение выплаты. Как оказалось, в третий раз ФИО3 предоставила с заявлением неполные сведения о доходах своего супруга, а именно умолчала о его доходах по второму месту работы в ОАО «<данные изъяты>». Помимо этого перед подачей заявления ФИО3 удалила из их внутренней рабочей программы сведения о доходах своего супруга. Эти сведения попали туда при первых двух обращениях ФИО3, то есть в программу по первым двум заявлениям вносились сведения о доходах мужа ФИО3 по двум работам, и они там сохранились. И вот для того, чтобы в третий раз программа одобрила назначение выплаты, ФИО3 удалила эти сведения. Удаление ФИО3 производила со своей учетной записи. До того момента, как неправомерность назначения была выявлена, ФИО3 успела получить денежные средства в сумме 163 014 (т.2 л.д. 69-73);

показаниями свидетеля ФИО15, оглашенными в порядке ст. 281 УПК РФ, что он является ведущим специалистом УСЗН Администрации ЧГО, выполняет функцию программиста. ФИО3 является пользователем программы «Тула», у нее имеется учетная запись в этой программе, поскольку доступ к программе ей необходим для решения рабочих задач. ФИО3 относится к той категории сотрудников, которые принимают решения о назначении пособий и льгот. Иногда ей приходится вносить какие-то исправления в персональные карточки учета, изменять их или вообще удалять. Вот для этих целей в ее учетной записи предусмотрена возможность внесения таких изменений и удалений (т.2 л.д. 23-29);

сведениями о добровольном возмещении ФИО3 причиненного ущерба Министерству социальных отношений Челябинской области (т. 1 л.д. 96-99).

Анализ приведенных доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что виновность подсудимой ФИО3 полностью доказана. Не доверять приведенным доказательствам, которые суд полагает допустимыми и достоверными, нет оснований, так как они последовательны, дополняют друг друга, ничем не опровергаются, совокупность этих доказательств является достаточной для установления виновности подсудимой в совершении преступления.

Обстоятельства совершенного подсудимой хищения, суд устанавливает из признательных показаний ФИО3, они согласуются с иными исследованными доказательствами: исследованными материалами уголовного дела, показаниями представителя потерпевшего ФИО17, свидетелей Свидетель №1, ФИО13, ФИО10, ФИО15.

Судом установлено, что являясь специалистом УСЗН Администрации ЧГО, ФИО3 при подаче заявления на выплату, предусмотренную Законом Челябинской области № 126-ЗО от 09 апреля 2020 года «О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» (т.1 л.д. 184-189), будучи осведомленной о порядке получения данной выплаты, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации № 384 от 31 марта 2020 года «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» (т.1 л.д. 190-205) и Постановлением Правительства Челябинской области № 177-П от 30.04.2020 «Об Административном регламенте предоставления государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» и прилагаемым к нему регламентом (т.1 л.д. 206-217), заведомо зная, что среднедушевой доход членов её семьи превышает величину установленного Постановлениями Губернатора Челябинской области № 304 от 15 августа 2019 года и № 199 от 05 августа 2020 года прожиточного минимума (т.1 л.д. 218, 219), предоставила заведомо недостоверные сведения о доходах своего супруга, умолчала о получении им заработной платы за работу в ОАО «<данные изъяты>», используя свое служебное положения удалила из ЕИС «Тула» сведения о доходах своего супруга на данном предприятии, что привело к незаконному назначению ФИО3 указанной выплаты и хищению 163014 рублей, перечисленных на банковский счет подсудимой, в период получения пособий ФИО3 умолчала об обстоятельствах, влекущих прекращение выплат.

ФИО3 на учете у психиатра не состоит, с учетом её поведения в судебном заседании, в ходе которого она осознавала происходящее, отвечала на вопросы участников, суд делает вывод о вменяемости подсудимой.

Преступные действия подсудимой суд квалифицирует по ч.3 ст.159.2 УК РФ, как мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении пособий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо недостоверных сведений, умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Приведенные выше обстоятельства исключают квалификацию действий подсудимой менее тяжкой статьей УК РФ.

При определении наказания суд в соответствии со ст.ст.6, 43, 60 УК РФ учитывает характер и степень общественной опасности преступления и личность ФИО3, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление подсудимой и на условия жизни её семьи.

ФИО3 является совершеннолетней, ранее не судима, <данные изъяты>, у нарколога и психиатра на учете не состоит, по месту жительства и работы характеризуется положительно.

В качестве смягчающих обстоятельств суд учитывает: полное признание ФИО3 вины, раскаяние, привлечение к уголовной ответственности впервые, <данные изъяты>, поощрение ФИО3 по месту работы, ходатайство трудового коллектива о смягчении наказания (ч.2 ст. 61 УК РФ), активное способствование ФИО3 раскрытию и расследованию преступления (п. «и» ч.1 ст. 61 УК РФ), добровольное возмещение имущественного ущерба, причиненного в результате преступления (п. «к» ч.1 ст. 61 УК РФ), <данные изъяты>

Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает.

Согласно ст. 15 УК РФ преступление, которое совершила ФИО3, относится к категории тяжких. С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности, способа совершения преступления, цели совершения деяния, характера и размера наступивших последствий, суд не усматривает оснований для изменения категории преступления на менее тяжкую.

Также суд учитывает конкретные обстоятельства совершения преступления, данные о личности подсудимой, и считает назначить ей наказание в виде лишения свободы с учетом положений ч. 1 ст. 62 УК РФ, в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденной и предупреждения совершения новых преступлений, полагая невозможным её исправление при назначении более мягкого вида наказания.

С учетом положительных данных о личности подсудимой, суд полагает возможным не назначать ФИО3 дополнительные наказания в виде штрафа и ограничения свободы, а также не применять положения ч.3 ст. 47 УК РФ.

Исключительных обстоятельств, а также обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, оснований для признания таковыми перечисленных смягчающих обстоятельств, позволяющих применить к подсудимой положения ст. 64 УК РФ, суд не усматривает.

Суд, с учетом совокупности смягчающих обстоятельств, применяет к ФИО3 ст. 73 УК РФ, полагая возможным её исправление без изоляции от общества.

Вещественное доказательство: CD-компакт диск с выписками с банковских счетов ФИО3 и ФИО8, хранящийся в материалах уголовного дела, надлежит хранить в уголовном деле.
Гражданский иск по делу не заявлен.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 303-304, ст.307-309 УПК РФ, суд

ПРИГОВОРИЛ:

Признать ФИО3 виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.159.2 УК РФ и назначить ей наказание в виде лишения свободы сроком 1 (один) год.

На основании ст.73 УК РФ наказание ФИО3 считать условным с испытательным сроком 1 (один) год 6 (шесть) месяцев, в течение которого она поведением должна доказать свое исправление.

Обязать ФИО3 в период испытательного срока раз в месяц являться для регистрации в государственный специализированный орган, осуществляющий контроль за поведением условно осужденной, не менять место жительства без уведомления данного органа.

Меру пресечения ФИО3 оставить без изменения, в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, до вступления приговора в законную силу.

Вещественное доказательство: CD-компакт диск, хранить в уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Судебную коллегию по уголовным делам Челябинского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения.

Председательствующий С.В. Классен