Дело № 1-302/20
УИД 91RS0008-01-2020-001833-16
П Р И Г О В О Р
именем Российской Федерации
03 декабря 2020 года Джанкойский районный суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Пикулы Э.А., при секретаре Собчак О.А.,
с участием государственного обвинителя – ст.помощника Джанкойского
межрайпрокурора ФИО14, представителя потерпевшего ФИО1,
подсудимого ФИО15, защитника – адвоката Туровской Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в г.Джанкое уголовное дело по обвинению ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты><данные изъяты>, не судимого, проживающего в <адрес>
- в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285, ч.1 ст.285 УК Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
1эп. Распоряжением Главы администрации Джанкойского района Республики Крым №-лс от 09.01.17 ФИО15 с 09.01.2017 года являлся назначенным на должность <данные изъяты>, и согласно должностной инструкции в его введение было отнесено выполнение организационно-распорядительных функций.
В силу занимаемой указанной должности и возложенных соответствующих полномочий и обязанностей ФИО15 должен был действовать и строго руководствоваться законодательством Российской Федерации в сфере формирования начальной максимальной цены контракта при закупке товаров и услуг для муниципальных нужд, которым предусмотрено следующее:
В соответствии со ст.ст. 5, 22 и 33 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Федеральный закон №44-ФЗ), бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения, в том числе метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона № 44-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Федерального закона № 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию о наименовании и описании объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.п. 1.4, 2.1, 3.1, 3.2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. №567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки, документации о закупке. Результат определения НМЦК отражается в указанных документах; Обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона №44-ФЗ; метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении НМЦК на основании информации о рыночных ценах (далее - ценовая информация) идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг; метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования НМЦК.
Так, для осуществления закупок в 2017 году в соответствии с Федеральным законом №44-ФЗ, администрацией Джанкойского района 29.12.2016 года был утвержден План закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд администрации Джанкойского района на 2017 финансовый год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее – план закупок на 2017 год).
11.05.2017 года между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией Джанкойского района Республики Крым заключено соглашение № о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Джанкойский район Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
05.07.2017 года в рабочее время у ФИО15, находившегося в помещении своего служебного кабинета № по адресу: <адрес>, ошибочно сложилось убеждение о наличии у ФИО2, состоявшей в тот момент в должности <данные изъяты>, - корыстной и иной личной заинтересованности в завышении стоимости приобретаемого жилого помещения для лиц вышеуказанной категории, на основании которого у него возник преступный умысел, направленный на злоупотребление своими должностными полномочиями при формировании НМЦК для последующего заключения муниципального контракта по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
После чего, он в этот же день, с целью реализации возникшего указанного преступного умысла, действуя из ложно понятых интересов службы, то есть из иной личной заинтересованности, достоверно зная, что действует в нарушение вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации в сфере формирования начальной максимальной цены контракта при закупке товаров и услуг для муниципальных нужд, умышленно внес в план-график на 2017 год сведения о закупке «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования Джанкойского района Республики Крым» с НМЦК 1 231 826,00 рублей.
В период времени с 05.07.2017 года по 11.08.2017 года он, продолжая свои действия, направленные на злоупотребление своими должностными полномочиями при формировании НМЦК, умышленно внес в «Раздел IV обоснование начальной (максимальной цены) контракта» конкурсной документации «Объявление о выборе единственного поставщика на право заключения муниципального контракта: предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования Джанкойский район Республики Крым» сведения об использовании нормативного метода определения начальной максимальной цены контракта, а затем внес данные сведения в «Отчет о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), указав цену контракта 1 231 826, 00 рублей, определенную с использованием указанного метода, которые в последующем он лично подписал.
11.08.2017 года по итогам электронного аукциона между администрацией Джанкойского района Республики Крым в лице главы администрации ФИО3 и ФИО4. был заключен муниципальный контракт № о приобретении у последнего жилого помещения общей площадью 28,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, за <данные изъяты> рублей.
24.08.2017 года указанная квартира передана администрации Джанкойского района Республики Крым, согласно акту приема-передачи № к муниципальному контракту № от 11.08.17, а 05.09.2017 года на расчетный счет ФИО4 перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей из бюджета администрации Джанкойского района.
Согласно выводам заключения эксперта № от 14.12.2018 рыночная стоимость жилого помещения (однокомнатной квартиры) расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, указанные действия ФИО15 повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в виде причинения бюджету Республики Крым ущерба на сумму 775 871,00 рублей и в дискредитации органов государственной власти, учреждений и должностных лиц администрации Джанкойского района Республики Крым.
2эп. Он же, являясь должностным лицом - <данные изъяты>, при осуществлении своей деятельности должен руководствоваться законодательством Российской Федерации в сфере формирования начальной максимальной цены контракта при закупке товаров и услуг для муниципальных нужд, а именно положениями Федерального закона от 05.04.13 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Приказа Министерства экономического развития РФ от 2 октября 2013 г. №567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)», однако злоупотребил своими должностными полномочиями при формировании НМЦК при следующих обстоятельствах.
Так, 03.08.2017 года между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией Джанкойского района Республики Крым было заключено соглашение № о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Джанкойский район Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
29.09.2017 года в рабочее время у ФИО15, находившегося в помещении своего служебного кабинета № по адресу: <адрес>, ошибочно сложилось убеждение о наличии у ФИО2, состоявшей в тот период времени в должности <данные изъяты>, - корыстной и иной личной заинтересованности в завышении стоимости приобретаемого жилого помещения для лиц вышеуказанной категории, на основании которого возник преступный умысел направленный на злоупотребление своими должностными полномочиями при формировании НМЦК для последующего заключения муниципального контракта по приобретению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений,
После чего, он в этот же день, с целью реализации возникшего указанного преступного умысла, действуя из ложно понятых интересов службы, то есть из иной личной заинтересованности, достоверно зная, что действует в нарушение вышеприведенных норм законодательства Российской Федерации в сфере формирования начальной максимальной цены контракта при закупке товаров и услуг для муниципальных нужд, умышленно внес в план-график на 2017 год сведения о закупке «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования Джанкойского района Республики Крым» с НМЦК <данные изъяты>.
В период времени с 29.09.2017 года по 03.11.2017 года он, продолжая свои действия, направленные на злоупотребление своими должностными полномочиями при формировании НМЦК, умышленно внес в «Раздел IV обоснование начальной (максимальной цены) контракта» конкурсной документации «О проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта: предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования Джанкойский район Республики Крым» сведения об использовании нормативного метода определения начальной максимальной цены контракта, а затем внес данные сведения в «Отчет о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), указав цену контракта 1 231 956, 00 рублей, определенную с использованием указанного метода, которые в последующем он лично подписал.
03.11.2017 года по итогам электронного аукциона между администрацией Джанкойского района Республики Крым в лице главы администрации ФИО2 и ФИО5 был заключен муниципальный контракт № о приобретении у последней жилого помещения общей площадью 29,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
15.11.2017 года указанная квартира была передана администрации Джанкойского района Республики Крым по акту приема-передачи № к муниципальному контракту № от 03.11.17, а 17.11.2017 года на расчетный счет ФИО5 перечислены денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей из бюджета администрации Джанкойского района.
Согласно выводам заключения эксперта № от 14.12.2018 года рыночная стоимость жилого помещения (однокомнатной квартиры) расположенного по адресу: <адрес>.
Таким образом, указанные действия ФИО15 повлекли существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства в виде причинения бюджету Республики Крым ущерба на сумму 763 379,00 рублей и в дискредитации органов государственной власти, учреждений и должностных лиц администрации Джанкойского района Республики Крым.
В судебном разбирательстве ФИО15 признал полностью себя виновным по предъявленному обвинению и пояснил, что свои показания данные в ходе предварительного следствия в качестве подозреваемого и обвиняемого подтверждает (т.4 л.д.148-154, 179-183).
Из указанных показаний ФИО15 следовало, что в период времени с 24.02.2015 по сентябрь или октябрь 2019 года он работал в должности <данные изъяты>. В его должностные обязанности входила подготовка технической документации для проведения аукционов на площадке РТС, последующее составление документации, необходимой для заключения и исполнения государственных контрактов, заключаемых администрацией Джанкойского района. В 2016 году администрация Джанкойского района проводила несколько аукционов по закупке квартиры для нужд детей-сирот, по которым принял участие ФИО6 как единственное лицо, подавшее заявку. ФИО6 действовал по доверенности от имени владельцев квартир. В конце 2016 года к нему приехал ФИО6, который поинтересовался о проведении в будущем подобных аукционов по закупке квартир и попросил познакомить с заместителем главы администрации Джанкойского района ФИО2, которая курировала его деятельность по осуществлению закупок для муниципальных нужд. После чего препроводил ФИО6 в кабинет ФИО2, где в тот момент находился ФИО7., и сразу ушел оттуда. Спустя примерно 30 минут к нему в кабинет обратно зашел ФИО6, который сказал, что пообщался с ФИО2, и что «все хорошо». В последующем, сам зашел к ФИО2, которая по поводу ФИО6 сказала, что будут работать с ним. Отчего по своему личному убеждению понял, что ФИО2 и ФИО6 пришли к некому «внедоговорному финансовому соглашению», вследствие которого все контракты, заключенные с лицами, которых будет представлять ФИО6, последующему расторжению ни при каких условиях не подлежат. Также понял, что в аукционах по закупкам квартир, запланированных на 2017 год, где будет принимать ФИО6, соответственно его заявке необходимо будет отдавать предпочтение. В июле и октябре 2017 года были проведены 2 электронных аукциона по приобретению жилых помещений в селе <адрес> для нужд детей-сирот, в которых победил поставщик, представителем которых являлся ФИО6, и по их результатам были приобретены два жилых помещения: у ФИО5 - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты>; у ФИО4 - квартира, расположенная по адресу: <адрес>, стоимостью <данные изъяты>. Цены этих квартир, предложенные ФИО6, являлись явно завышенными, и понимал, что приобретаемые квартиры стоят меньше, но по своему убеждению полагал, что указанные суммы были согласованы с ФИО2. И, поэтому не стал предпринимать каких-либо мер и действий к снижению цены контракта, так как это, по сложившемуся у него убеждению, противоречило позиции руководства, то есть ФИО2, отношений с которой не хотел испортить. Закупка указанных квартир по завышенной цене проводилась, на основании выбранного им нормативного метода расчета начальной максимальной цены контракта, а не метода сопоставимых рыночных цен, при использовании которого начальная максимальная цена контракта была бы меньше, и вследствие чего ФИО6 не смог бы победить на аукционе. После завершения всех процедур по закупке квартир, ФИО6 лично занес ему бутылку спиртного «Виски», конфеты, кофе и еще что-то. Это был исключительно дружеский жест, поскольку они поддерживают дружеские отношения. Денежные средства от ФИО6 не получал.
Кроме признательных показаний виновность подсудимого в содеянном подтверждается собранными по делу и исследованными в суде доказательствами:
- показаниями в суде представителя потерпевшего ФИО1, в том, что по доверенности он представляет интересы администрации Джанкойского района, суть которых сводится к возмещению с виновного лица ущерба, который был причинен по результатам закупки жилых помещений по завышенным ценам;
- показаниями в суде свидетеля ФИО2 - <данные изъяты>. Из республиканского и федерального бюджета ежегодно выделяются средства для приобретения такого жилья. Данные мероприятия по приобретению вышеперечисленного жилья производились в 2017 г. В то время ФИО15 работал <данные изъяты>. С продавцом квартир познакомилась у себя в кабинете, куда его привел ФИО15. В тот момент в кабинете находились еще другие сотрудники администрации ФИО7, ФИО8ФИО9. В ходе разговора ограничились общими высказываниями по участию в аукционе. Никакого приоритета ФИО6 не было предоставлено.
ФИО15 по вопросам приобретения квартир отвечал за формирование МНЦК и фактически вел все конкурсные процедуры, готовил контракты. Также в его обязанности входила организация выездов на место приобретения квартир с целью визуального осмотра и подтверждения. Она же, как руководитель, только подписывала контракт, а затем акт приема-передачи квартиры. Документы формирования МНЦК и прочие документы - не видела, т.к. это в ее обязанности не входит. Ими занимался непосредственно ФИО15, который и подписывал их. Все вопросы ценообразования, в том числе изучение стоимости приобретаемых квартир, отнесены к полномочиям ФИО15, он же и был вправе инициировать вопрос возможного расторжения договора. Проведенная финансовым надзором проверка показала, при формировании МНЦК были выявлены нарушения в виде завышения стоимости квартир, по поводу которых ФИО15 сказал, что он ошибся. По этим нарушениям был выставлен администрации штраф за нецелевое использование бюджетных денежных средств, который оплатили;
- показаниями в суде свидетеля ФИО6 в которых подтвердил свои показания, данные на предварительном следствии (т.4 л.д.77-81), и пояснил, что его предпринимательская деятельность сводится в продаже недвижимости. Принимал 3-4 раза в закупках квартир на аукционах, которые проводились администрацией Джанкойского района. Как продавец квартир познакомился с главой администрации через ФИО15. Их разговор происходил в кабинете в присутствии иных лиц. Спрашивал у нее по времени, когда будут проводиться закупки и каких помещений – домов или квартир. Всего администрация приобрела у него 2 квартиры в <адрес>. Перед продажей этих квартир проводил в них строительно-ремонтные работы, т.е. улучшал состояние. При заключении договоров с администрацией действовал по доверенности от имени собственников квартир ФИО4 и ФИО5;
- показаниями свидетеля ФИО3., оглашенных в порядке ст.281 УПК РФ, в том, что по сентябрь 2017 года состоял в должности главы <данные изъяты>. ФИО2<данные изъяты>, начальником которого являлся ФИО15. Обязанности по осуществлению закупок для муниципальных нужд, включая подготовку всей необходимой конкурсной документации, разработка технического задания, проведение процедуры торгов, расчет НМЦК, составление план-графика закупок на следующий год были возложены на ФИО15. Поскольку ФИО15 являлся <данные изъяты>. На основании документов, собранных ФИО15, заключался муниципальный контракт, который подписывался главой администрации. По какой причине стоимости квартир, закупленных у ФИО6 в <адрес>, оказались явно завышенными – не знает, т.к. цена их рассчитывалась ФИО15 (т.4 л.д.73-76);
- показаниями свидетеля ФИО10 оглашенных в порядке ст.281 УПК РФ, в том, что до марта 2019 года работал в администрации Джанкойского района на должности <данные изъяты>. В определенные дни члены комиссии проводили обследование квартир, по результатам которых составлялись акты. Как проводилось обследование двух квартир, расположенных по адресу: <адрес> – уже не помнит (т. 4 л.д. 100-102);
- показаниями свидетеля ФИО11, оглашенных в порядке ст.281 УПК РФ, в том, что работает в администрации Джанкойского района на должности <данные изъяты>. Входит в состав комиссии по обследованию жилых помещений, приобретаемых в муниципальную собственность. В <адрес> выезжала на обследование двух квартир вместе со ФИО15 и ФИО10, по которым вынесли заключение об их удовлетворительном состоянии (т.4 л.д.103-105);
- показаниями свидетеля ФИО12, оглашенных в порядке ст.281 УПК РФ, в том, что работает <данные изъяты>. В процессе работы к ней обращался начальник отдела закупок ФИО15 и сообщал о том, что его отдел завершил процедуру закупки недвижимости, которую необходимо в составе комиссии обследовать. После чего они определяли время и выезжали с членами комиссии на объект. В <адрес> в составе комиссии она выезжала на обследование двух квартир, которые согласно составленных актов находились в удовлетворительном состоянии (т.4 л.д.106-108);
- показаниями свидетеля ФИО4., оглашенных в порядке ст.281 УПК РФ, в том, что ранее у него в собственности находилась квартира, расположенная по адресу: <адрес>, которую решил продать в 2017 году, о чем сделал объявление на сайте «Авито». Цену квартиры указал в 450 000 рублей. Спустя некоторое время на него вышел ФИО6, который обязался по доверенности продавать квартиру и сразу выплатил деньги за нее. В августе-сентябре 2017 года к нему на счет поступили деньги в сумме 1 231 826 рублей, которые тут же были сняты и ему позвонил ФИО6, сообщив, что это его денежные средства. Каким образом ФИО6 продал его квартиру – не знает (т.4 л.д.123-125);
- показаниями свидетеля ФИО5, оглашенных в порядке ст.281 УПК РФ, в том, что ранее она проживала по адресу: <адрес>. В апреле 2017 года решила продать данную квартиру, о чем опубликовала объявление на сайте «Авито», и стоимость квартиры установила в 550 000 рублей. Через некоторое время ей позвонил риелтор по имени ФИО6, на предложение которого согласилась продать эту квартиру за 470 000 рублей. Когда согласилась, то он оформил доверенность для последующей перепродажи квартиры и передал ей указанные деньги. Кроме того, на основании выданной доверенности ФИО6 открыл на ее имя расчетный счет в РНКБ Банке, на который впоследствии поступили денежные средства в сумме 1 231 000 рублей. Как сообщил ФИО6, что за данную сумму была продана ее квартира (т.4 л.д.87-88);
- протоколами явки с повинной ФИО15, в которых указано, что он при приобретении квартир для нужд детей-сирот намеренно выбрал неправильный метод определения начальной максимальной цены контракта, поэтому были затрачены денежные средства в значительно большем количестве, нежели фактическая стоимость приобретаемых квартир. Понимал, что указанная цена является явно завышенной для приобретаемых квартир, собственниками которых значились ФИО4 и ФИО5, но не хотел портить отношений с руководством, т.к. считал, что продавец квартир ФИО6 имел какие-то договоренности с ФИО2 (т.4 л.д.130-131, 136-137);
- протоколом осмотра места происшествия - помещения кабинета № в здании администрации Джанкойского района Республики Крым по адресу: <адрес>, в котором располагается отдел по вопросам осуществления закупок для муниципальных нужд и информатизации, и где находилось рабочее место ФИО15 (т.4 л.д.40-44);
- выемкой, осмотром и приобщением к делу в качестве вещественных доказательств - документации по проведению электронного аукциона, заключению муниципального контракта № от 11.08.17 на приобретение квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (т.4 л.д.24-37), а именно:
- соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией <адрес> Республики Крым о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования <адрес> на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (т.2 л.д.46-51);
- объявление о выборе единственного поставщика на право заключения муниципального контракта: Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования Джанкойский район Республики Крым от 18.07.2016, выполненное на 26 листах. На 26 листе содержится отчет о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), подписанный контрактным управляющим ФИО15 В указанном отчете имеется графа «обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика, согласно которому «Расчет НМЦК выполнялся в соответствии с требованиями статьи 22 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и методическими рекомендациями по применению методов определения НМЦК, утвержденными приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 №. Использован нормативный метод. Обоснование начальной (максимальной цены контракта) указаны в разделе III «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» настоящей документации». Цена контракта 1 231 826,00 рублей. На 21 листе имеется раздел IV Обоснование начальной (максимальной цены контракта), согласно которому Расчет НМЦК выполнялся в соответствии с требованиями статьи 22 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и методическими рекомендациями по применению методов определения НМЦК, утвержденными приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 №. Использован нормативный метод. Указанный раздел подписан начальником отдела по вопросам осуществления закупок для муниципальных нужд администрации Джанкойского района ФИО15 (т.3 л.д.37-62);
- протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № от 31.07.2017, согласно которому единственная заявка на участие в данном электронном аукционе поступила от ФИО4. Начальная (максимальная) цена государственного контракта: 1 231 826,00 рублей. Председатель комиссии ФИО15 (т.3 л.д.75-76);
- муниципальный контракт №№ от 11.08.2017, согласно которому по итогам электронного аукциона (протокол № от 31.07.2017) между администрацией Джанкойского района Республики Крым в лице Главы администрации ФИО3 и ФИО4 заключен муниципальный контракт № о приобретении у последнего жилого помещения общей площадью 28,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, за 1 231 826, 00 рублей (т.2 л.д.53-59);
- постановление первого заместителя главы администрации Джанкойского района ФИО2 от 08.09.2017 № о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Джанкойском районе Республики Крым, согласно которому ФИО13 предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> (т.2 л.д.41-42);
- выемкой, осмотром и приобщением к делу в качестве вещественных доказательств - документации по проведению электронного аукциона, заключению муниципального контракта №№ от 03.11.17 по приобретению квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (т.4 л.д.24-37), а именно:
- соглашение № от 03.08.2017 между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и администрацией Джанкойского района о предоставлении субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования Джанкойский район Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (т.2 л.д.32-37);
- документация о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта: Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования Джанкойский район Республики Крым от 11.10.17, выполненное на 26 листах. На 26 листе содержится отчет о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (исполнителя, подрядчика), подписанный контрактным управляющим ФИО15 В указанном отчете имеется графа «обоснование невозможности (или нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика, согласно которому «Расчет НМЦК выполнялся в соответствии с требованиями статьи 22 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и методическими рекомендациями по применению методов определения НМЦК, утвержденными приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 №567. Использован нормативный метод. Обоснование начальной (максимальной цены контракта) указаны в разделе III «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта» настоящей документации». Цента контракта 1 231 956,00 рублей. На 21 листе имеется раздел IV Обоснование начальной (максимальной цены контракта), согласно которому Расчет НМЦК выполнялся в соответствии с требованиями статьи 22 ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и методическими рекомендациями по применению методов определения НМЦК, утвержденными приказом Минэкономразвития от 02.10.2013 №567. Использован нормативный метод. Указанный раздел подписан начальником отдела по вопросам осуществления закупок для муниципальных нужд администрации Джанкойского района ФИО15 (т.3 л.д.79-104);
- протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № от 19.10.17, согласно которому единственная заявка на участие в данном электронном аукционе поступила от ФИО5. Начальная (максимальная) цена государственного контракта: 1 231 956,00 рублей. Председатель комиссии ФИО15 (т.3 л.д.77-78);
- муниципальный контракт № от 03.11.17, согласно которому по итогам электронного аукциона (протокол № от 19.10.2017) между администрацией Джанкойского района Республики Крым в лице Главы администрации ФИО2 и ФИО5 заключен муниципальный контракт № о приобретении у последней жилого помещения общей площадью 29,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> за 1 231 956, 00 рублей (т.2 л.д.17-24);
- постановление главы администрации Джанкойского района ФИО2. от 28.11.2017 № о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, предназначенного для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в Джанкойском районе, согласно которому ФИО13 предоставлена квартира, расположенная по адресу: <адрес> (т.2 л.д.30-31);
- заключением эксперта № от 14.12.2018г., согласно которого установлено следующее:
Рыночная стоимость жилого помещения (однокомнатной квартиры) расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на июль и август 2017 года составляет 455 955 рублей. Исходя из стоимости контракта №№ разница стоимости составляет 775 871 рублей;
Рыночная стоимость жилого помещения (однокомнатной квартиры) расположенной по адресу: <адрес>, по состоянию на октябрь и ноябрь 2017 года составляет 468 577 рублей. Исходя из стоимости контракта №№ разница стоимости составляет 763 379 рублей (т.2 л.д.74-81);
- актом камеральной проверки соблюдения законодательства Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в администрации Джанкойского района Республики Крым за 2017 год №№ от 31.10.18, согласно которому в соответствии с ч.6 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с данными, отраженными в журнале событий план-графика на 2017 год две закупки № с НМЦК № рублей «Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на территории муниципального образования Джанкойского района Республики Крым» внесены в план-график на 2017 год должностным лицом администрации Джанкойского района, начальником отдела по вопросам осуществления закупок для муниципальных нужд и информатизации – ФИО15
В нарушение ч.7 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ, должностным лицом администрации – ФИО15, нормативный метод определения НМЦК закупки «Предоставление жилых помещений детям-сиротам…» по двум квартирам на сумму 1 231 826,00 рублей и на сумму 1 231 956,00 рублей - выбран необоснованно (т.1 л.д.210-230);
- платежным поручением № от 05.09.17, согласно которому из бюджета администрации Джанкойского района на счет ФИО4 перечислены денежные средства в сумме 1 231 826,00 рублей по контракту №№ от 11.08.17 (т.2 л.д.45);
- платежным поручением № от 17.11.2017, согласно которому из бюджета администрации Джанкойского района на счет ФИО5 перечислены денежные средства в сумме 1 231 956,00 рублей по контракту №№ от 03.11.17 (т.2 л.д.26);
- распоряжением главы администрации Джанкойского района Республики Крым №7-лс от 09.01.17, согласно которому ФИО15 с 09.01.2017 года назначен на <данные изъяты> (т.3 л.д.185);
- должностной инструкцией начальника отдела по вопросам осуществления закупок для муниципальных нужд и информатизации администрации Джанкойского района ФИО15 (ознакомлен с ней 16.03.2017 года), согласно которой он обязан в том числе знать нормативные правовые акты применительно для осуществления деятельности в рамках должностной инструкции, а именно в сфере закупок для муниципальных нужд; осуществлять непосредственное руководство отделом муниципальных закупок; готовить проекты правовых актов администрации по вопросам, находящимся в компетенции отдела; определять должностные обязанности сотрудников отдела; назначать на должность и освобождать на должность сотрудников отдела по согласованию с главой администрации Джанкойского района; распределять обязанности между работниками отдела; осуществлять функции по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для муниципальных заказчиков администрации Джанкойского района на поставку товаров, выполнения работ, оказание услуг путем проведения конкурсов и электронных аукционов; принимать решение о создании комиссий по осуществлению закупок, определять их состав, порядок работы; участвовать в подготовке конкурсной и аукционной документации; анализировать результаты проведения конкурсов и электронных аукционов и вырабатывать рекомендации по совершенствованию процедуры их проведения (т.3 л.д.191-194).
Оценив вышеприведенные доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о виновности подсудимого в совершении указанных преступлений и правильности квалификации его действий по каждому эпизоду по ч.1 ст.285 УК РФ как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение охраняемых законом интересов государства.
При определении ФИО15 вида и меры наказания суд учитывает характер и общественную опасность преступлений, в т.ч. относящихся к средней тяжести, данные о личности подсудимого: не судимого, <данные изъяты>.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание для подсудимого по всем эпизодам преступлений, суд считает его полное признание вины и чистосердечное раскаяние в содеянном, <данные изъяты>, явки с повинной.
Отягчающих обстоятельств не усматривается.
Таким образом, исходя из обстоятельств преступлений, данных о личности виновного, наличия смягчающих вину обстоятельств, влияния назначенного наказания на исправление подсудимого и условия жизни его семьи, суд приходит к выводу, что исправление ФИО15 и предупреждение совершения им новых преступлений может быть достигнуто лишь в условиях назначения наказания по каждому преступлению в виде лишения права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления.
Вышеприведенные обстоятельства по делу, в т.ч. характер и степень общественной опасности содеянного, и данные о личности подсудимого, не содержат убедительных и безусловных оснований для применения к нему положений ст.ст. 64,73 УК РФ. Не выявлено оснований и для применения ему положений ч.6 ст.15 УК РФ в части изменения категории преступлений на менее тяжкую, так как общественная опасность настоящих преступлений сохранена и не утрачена на момент постановления приговора.
Гражданский иск прокурора, заявленный в суде в интересах администрации Джанкойского района Республики Крым о взыскании со ФИО15 материального ущерба, причиненного преступлением в размере <данные изъяты> рублей, с которым согласилась сторона защиты, на основании ст.1064 ГК РФ признается обоснованным, и подлежит удовлетворению (л.д.9-14 т.5).
Вещественные доказательства по делу в виде документов, подлежат возврату в соответствующее учреждение, откуда они ранее изымались.
Руководствуясь ст.ст.304, 307-309 УПК РФ, -
П Р И Г О В О Р И Л:
ФИО15 признать виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст.285, ч.1 ст.285 УК Российской Федерации и назначить ему наказание:
- по 1-му эпизоду по ч.1 ст.285 УК РФ в виде лишения права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, сроком на 1 год 6 месяцев;
- по 2-му эпизоду по ч.1 ст.285 УК РФ в виде лишения права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, сроком на 1 год 6 месяцев.
В силу ч.2 ст.69 УК РФ окончательно назначить наказание по совокупности преступлений путем частичного сложения назначенных наказаний и к отбытию определить в виде лишения права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, сроком на 2 года.
Меру пресечения осужденному до вступления приговора в законную силу оставить прежней – подписка о невыезде и надлежащем поведении.
Иск Джанкойского межрайонного прокурора удовлетворить. Взыскать со ФИО15 в пользу администрации Джанкойского района Республики Крым материальный вред в размере <данные изъяты> рублей.
Вещественные доказательства: документы (соглашение № от 11.05.2017, объявление о выборе единственного поставщика на право заключения муниципального контракта от 18.07.2016, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № от 31.07.2017, муниципальный контракт №№ от 11.08.2017, постановление первого заместителя главы администрации Джанкойского района ФИО2 от 08.09.2017 №, соглашение № от 03.08.2017, документация о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта от 11.10.2017, протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе № от 19.10.2017, муниципальный контракт №№ от 03.11.17, постановление главы администрации Джанкойского района ФИО2 от 28.11.17 №, находящиеся в камере хранения СО по г.Джанкою ГСУ Следственного комитета России по Р.Крым, - возвратить в администрацию Джанкойского района по принадлежности.
Приговор может быть обжалован в Верховный суд Республики Крым через Джанкойский районный суд в течение 10 суток с момента его провозглашения, а осужденному - в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе в письменном виде в десятидневный срок заявить ходатайство о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.
Председательствующий Э.А.Пикула