ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-30/2022 от 12.04.2022 Яранского районного суда (Кировская область)

Дело № 1-30/2022

УИД 43RS0043-01-2021-001372-81

П Р И Г О В О Р

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 апреля 2022 года пгт. Арбаж Кировской области

Яранский районный суд Кировской области в составе: председательствующего – судьи Смирнова И.В.,

при секретаре Красиловой Т.А.,

с участием государственного обвинителя – заместителя прокурора Арбажского района Кировской области Плотникова П.Н.,

подсудимого ФИО10 и его защитника – адвоката Важенина В.П., представившего удостоверение и ордер от 24 января 2022 года,

представителя потерпевшего ФИО1.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в общем порядке судебного разбирательства уголовное дело в отношении

ФИО10 – года рождения, уроженца д. района области, зарегистрированного по адресу: область, район, с. , ул. , д., кв., женатого, пенсионера, гражданина Российской Федерации, не военнообязанного, не судимого,

обвиняемого в совершении преступлений предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ и ч. 2 ст. 285 УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО10 обвиняется органом предварительного следствия в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, а именно в присвоении, то есть в хищении чужого имущества, вверенного виновному, совершенное с использованием своего служебного положения, а также в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ - в совершении злоупотребления должностными полномочиями - использовании должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций и охраняемых законом интересов общества или государства, с причинением существенного вреда муниципальному образованию Шембетскому сельскому поселению, совершенное главой органа местного самоуправления при следующих обстоятельствах:

1) Постановлением территориальной избирательной комиссии Арбажского района Кировской области от «О регистрации ФИО10 Шембетского сельского поселения Арбажского района Кировской области» ФИО10 зарегистрирован муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области (далее - Шембетское сельское поселение).

Распоряжением Шембетского сельского поселения от , ФИО10 вступил в должность с .

В соответствии с Законом Кировской области от 20.12.2019 № 331-30 «О преобразовании некоторых муниципальных образований Кировской области и наделении вновь образованных муниципальных образований статусом муниципального округа» в 2020 году муниципальные образования Арбажского района преобразованы путем объединения в муниципальное образование со статусом муниципального округа. Полномочия глав поселений, входивших в состав муниципального района, прекращаются со дня вступления в должность главы муниципального округа.

Согласно Решению Думы Арбажского муниципального округа от «Об избрании главы муниципального образования Арбажский муниципальный округ Кировской области», главой округа избран ФИО1 Днем вступления в должность является .

Таким образом, в период с по ФИО10 являлся Шембетского сельского поселения, то есть должностным лицом.

В соответствии со ст. 29 Устава муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области, принятого решением Шембетской сельской Думы муниципального образования Шембетского сельского поселения от (далее - Устав) глава поселения осуществляет следующие полномочия: представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления, других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями; без доверенности действует от имени поселения; подписывает и обнародует нормативные акты, принятые сельской Думой; издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений по вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом поселения в соответствии с федеральными законами, и правовые акты в форме постановлений администрации поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области, а также правовые акты в форме распоряжений администрации поселения по вопросам организации работы администрации поселения; представляет сельской Думе ежегодный отчет о результатах своей деятельности, деятельности администрации сельского поселения, в том числе о решении вопросов, поставленных сельской Думой; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Устава полномочия главы администрации сельского поселения исполняет глава поселения. Согласно ст. 34 Устава глава администрации поселения осуществляет руководство деятельностью администрации поселения; действует без доверенности от имени администрации поселения; заключает от имени администрации договоры и соглашения; осуществляет функции распорядителя денежных средств; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; участвует в разработке проекта бюджета поселения и отчета о его исполнении; назначает на должность заместителя главы администрации, муниципальных служащих; применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности; принимает решения по вопросам муниципальной службы; осуществляет организацию проведения муниципальных выборов; вносит на рассмотрение в сельскую Думу проекты нормативных правовых актов; вносит на утверждение сельской Думы проекты бюджета поселения и отчеты о его исполнении; в пределах своих полномочий издает постановления администрации сельского поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, ФИО10, в период с по , являясь Шембетского сельского поселения, то есть высшим должностным лицом муниципального образования, постоянно осуществлял функции представителя власти и обладал административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями в органе местного самоуправления, то есть являлся должностным лицом.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ) используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Федеральным законом № 178-ФЗ.

В период времени с по у являвшегося Шембетского сельского поселения ФИО10 возник корыстный преступный умысел, направленный на хищение вверенного ему имущества - трактора колесного , года выпуска, заводской , регистрационный , инвентарный , находящегося на балансе Шембетского сельского поселения, фактически с момента принятия к бухгалтерскому учету администрацией Шембетского сельского поселения, то есть с находящегося на территории у дома по месту проживания ФИО10 по адресу: область, район, с. , ул. , д. .

Реализуя свой корыстный преступный умысел, в период времени с по ФИО10, являвшийся Шембетского сельского поселения, дал указание, неосведомленной о его преступных действиях Шембетского сельского поселения ФИО2., о снятии с учета трактора колесного заводской ,. регистрационный , инвентарный с баланса указанного муниципального образования.

комиссией администрации Шембетского сельского поселения принято решение о списании (снятии с бухгалтерского учета) трактора , года выпуска, заводской , регистрационный , инвентарный , находящегося на балансе муниципального образования, в связи с окончанием срока эксплуатации, полным износом узлов и деталей, о чем составлен акт от о списании автотранспортных средств, утвержденный являвшимся Шембетского сельского поселения ФИО10 Одновременно к бухгалтерскому учету приняты высвободившиеся детали и узлы, а именно коробка передач , основной ведущий мост , балансовой стоимостью соответственно 3 000 и 5 000 рублей.

Далее в продолжение своего корыстного преступного умысла, направленного на хищение вышеуказанного трактора, в период времени с по ФИО10, являвшийся Шембетского сельского поселения, осознавая противоправный характер своих действий, используя свое служебное положение, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде причинения имущественного ущерба муниципальному образованию Шембетскому сельскому поселению, в нарушение ст. 13 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ, не предпринял действий к передаче администрации Шембетского сельского поселения трактора колесного , года выпуска, заводской , находящегося у дома по адресу: область, район, с. , ул. , д. , по месту его проживания, и бухгалтерскому учету указанного транспортного средства в качестве металлолома, имеющего материальную ценность, тем самым присвоил вверенное ему имущество - трактор колесный , года выпуска, заводской .

В соответствии с заключением эксперта № от рыночная стоимость на трактора , года выпуска, заводской без учета стоимости коробки передач и основного ведущего моста составляет 27 037 рублей 03 копейки.

Таким образом, ФИО10 причинил своими преступными действиями администрации Шембетского сельского поселения, правопреемником которого является администрация Арбажского муниципального округа, имущественный ущерб на сумму 27 037 рублей 03 копейки, который является для нее существенным.

2) Постановлением территориальной избирательной комиссии Арбажского района Кировской области от «О регистрации ФИО10 Шембетского сельского поселения Арбажского района Кировской области» ФИО10 зарегистрирован муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области (далее - Шембетское сельское поселение).

Распоряжением Шембетского сельского поселения от , ФИО10 вступил в должность с .

В соответствии с Законом Кировской области от 20.12.2019 № 331-30 «О преобразовании некоторых муниципальных образований Кировской области и наделении вновь образованных муниципальных образований статусом муниципального округа» в 2020 году муниципальные образования Арбажского района преобразованы путем объединения в муниципальное образование со статусом муниципального округа. Полномочия глав поселений, входивших в состав муниципального района, прекращаются со дня вступления в должность главы муниципального округа.

Согласно Решению Думы Арбажского муниципального округа от «Об избрании главы муниципального образования Арбажский муниципальный округ Кировской области», округа избран ФИО1 Днем вступления в должность является .

Таким образом, в период с по ФИО10 являлся Шембетского сельского поселения, то есть должностным лицом.

В соответствии со ст. 29 Устава муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области, принятого решением Шембетской сельской Думы муниципального образования Шембетского сельского поселения от (далее - Устав) поселения осуществляет следующие полномочия: представляет поселение в отношениях с органами местного самоуправления, других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями; без доверенности действует от имени поселения; подписывает и обнародует нормативные акты, принятые сельской Думой; издает правовые акты в форме постановлений и распоряжений по вопросам, отнесенным к его компетенции Уставом поселения в соответствии с федеральными законами, и правовые акты в форме постановлений администрации поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области, а также правовые акты в форме распоряжений администрации поселения по вопросам организации работы администрации поселения; представляет сельской Думе ежегодный отчет о результатах своей деятельности, деятельности администрации сельского поселения, в том числе о решении вопросов, поставленных сельской Думой; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кировской области.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Устава полномочия администрации сельского поселения исполняет поселения. Согласно ст. 34 Устава администрации поселения осуществляет руководство деятельностью администрации поселения; действует без доверенности от имени администрации поселения; заключает от имени администрации договоры и соглашения; осуществляет функции распорядителя денежных средств; принимает решения о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений; участвует в разработке проекта бюджета поселения и отчета о его исполнении; назначает на должность заместителя главы администрации, муниципальных служащих; применяет к ним меры поощрения и дисциплинарной ответственности; принимает решения по вопросам муниципальной службы; осуществляет организацию проведения муниципальных выборов; вносит на рассмотрение в сельскую Думу проекты нормативных правовых актов; вносит на утверждение сельской Думы проекты бюджета поселения и отчеты о его исполнении; в пределах своих полномочий издает постановления администрации сельского поселения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, ФИО10, в период с по являясь Шембетского сельского поселения, то есть высшим должностным лицом муниципального образования, постоянно осуществлял функции представителя власти и обладал административно-хозяйственными и организационно-распорядительными функциями в органе местного самоуправления, то есть являлся должностным лицом.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе.

Согласно ст. 14 Федерального закона № 178-ФЗ решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.

В соответствии с п. 1 ст.10 Федерального закона № 178-ФЗ порядок планирования приватизации муниципального имущества определяется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с порядком разработки прогнозных планов (программ) приватизации государственного и муниципального имущества, установленным Постановлением Правительства РФ от 26.12.2005 № 806.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" используются следующие способы приватизации государственного и муниципального имущества: преобразование унитарного предприятия в акционерное общество; преобразование унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью; продажа государственного или муниципального имущества на аукционе; продажа акций акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе; продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ; продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения; продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ; продажа акций акционерных обществ по результатам доверительного управления. Приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными Федеральным законом № 178-ФЗ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 178-ФЗ начальная цена подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества устанавливается в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 178-ФЗ, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность, при условии, что со дня составления отчета об оценке объекта оценки до дня размещения на официальном сайте в сети "Интернет" информационного сообщения о продаже государственного или муниципального имущества прошло не более чем шесть месяцев.

В период времени с по у являвшегося Шембетского сельского поселения ФИО10 возник корыстный преступный умысел, направленный на использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы - приобретение коробки передач и основного ведущего моста , находящихся на балансе Шембетского сельского поселения, по существенно заниженной стоимости.

Реализуя свой корыстный преступный умысел, в период времени с по , являвшийся Шембетского сельского поселения ФИО10 в помещении администрации Шембетского сельского поселения по адресу: область, район, д. , ул. , д. , дал указание, неосведомленной о его преступных действиях Шембетского сельского поселения ФИО2., о снятии с учета трактора колесного заводской , регистрационный , инвентарный с баланса указанного муниципального образования, принять к бухгалтерскому учету демонтированные коробку передач и основной ведущий мост по существенно заниженной стоимости - 3000 и 5000 рублей соответственно.

комиссией администрации Шембетского сельского поселения принято решение о списании (снятии с бухгалтерского учета) трактора , года выпуска, заводской , регистрационный , инвентарный , находящегося на балансе муниципального образования, в связи с окончанием срока эксплуатации, полным износом узлов и деталей, о чем составлен акт от о списании автотранспортных средств, утвержденный являвшимся Шембетского сельского поселения ФИО10 Одновременно к бухгалтерскому учету приняты высвободившиеся детали и узлы, а именно коробка передач , основной ведущий мост , балансовой стоимостью соответственно 3 000 и 5 000 рублей.

Далее, в продолжение своего корыстного преступного умысла, являвшийся Шембетского сельского поселения ФИО10 в период времени с 08 часов 00 минут до 17 часов 00 минут, находясь на рабочем месте в помещении администрации по адресу: район, дер. , ул. , д. , используя свое служебное положение вопреки интересам службы, осознавая противоправный характер своих действий, предвидя наступление общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов муниципального образования Шембетское сельское поселение, выразившихся в неполучении муниципальным бюджетом денежных средств, в нарушение порядка приватизации муниципального имущества, а именно ст.ст. 2, 10, 12, 13, 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", дал распоряжение, неосведомленному о его преступных намерениях главному бухгалтеру администрации Шембетского сельского поселения ФИО3., составить договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата), а именно коробки передач , основного ведущего моста , в соответствии с которым продавцом является администрация Шембетского сельского поселения в лице администрации ФИО10, а покупателем - ФИО10, что ФИО3 выполнила. Стоимость вышеуказанных агрегатов была необоснованно определена единолично ФИО10 как балансовая стоимость (соответственно 3 000 и 5 000 рублей), которая заведомо для него значительно ниже рыночной стоимости данных узлов. Денежные средства в сумме 8 000 рублей за коробку передач и основной ведущий мост внесены ФИО10 в кассу администрации. Таким образом, по договору ФИО10 приобрел в свою собственность вышеуказанные агрегаты по существенно заниженной стоимости.

В соответствии с заключением эксперта № от рыночная стоимость на коробки передач составляет 26 693 рубля 42 копейки, основного ведущего моста № - 32 293 рубля 24 копейки.

Таким образом, ФИО10 причинил вышеуказанными действиями администрации Шембетского сельского поселения, правопреемником которого является администрация Арбажского муниципального округа, имущественный ущерб на сумму 50 986 рублей 66 копеек, который является для нее существенным.

Подсудимый ФИО10 в судебном заседании свою вину в совершении обоих инкриминируемых ему преступлений не признал и показал, что с до он занимал должность администрации Шембетского сельского поселения Арбажского района Кировской области. В году после ликвидации школы с. Шембеть в администрацию Шембетского сельского поселения был передан трактор , который был в неисправном состоянии и имел большой износ. Так как специальной стоянки или гаража у администрации не имелось трактор с года находился и находится до настоящего времени на улице у его дома в с. Шембеть. Данный трактор для нужд поселения не использовался, так как трактор находился в нерабочем состоянии. Он неоднократно поднимал вопрос о списании трактора, в связи с нецелесообразным содержанием его на балансе администрации, поскольку трактор имеет большой амортизационный износ. В году было принято решение о списании и снятии с баланса данного трактора. заместителем главы администрации ФИО2 было вынесено распоряжение о списании и снятии с баланса трактора, после чего был составлен акт о списании транспортного средства. В то время он находился в отпуске. Действительно он говорил ФИО2, чтобы основной ведущий мост и коробку передач оставили на балансе администрации, так как он хотел в дальнейшем их приобрести и использовать для ремонта своих личных тракторов, которые он ранее использовал для нужд поселения (расчистка дорог от снега, покоса травы и т.д.) на безвозмездной основе. он утвердил Акт о списании трактора. В этот же день снял трактор с учета в гостехнадзоре Арбажского района. им были получены свидетельства на высвободившиеся номерные агрегаты: коробку передач и задний ведущий мост. Данные агрегаты были поставлены на бухгалтерский учет в администрации. в последний день его работы в администрации был составлен договор купли-продажи, согласно которому администрация продала ему как физическому лицу коробку передач и основной ведущий мост от трактора стоимостью соответственно 3 000,00 руб. и 5 000,00 руб.. Стоимость была определена по стоимости металлолома. После составления договора, он внес в кассу администрации 8 000,00 руб. Никаких манипуляций (монтаж, демонтаж) с трактором, после его списания, он не совершал. Считает, что трактор он себе не присваивал, так как до настоящего времени трактор принадлежит администрации округа. Также считает, что договор купли продажи коробки передач и заднего ведущего моста от является не исполненным, так как не оформлялся акт передачи указанных агрегатов и ему указанные агрегаты не передавались. Коробка передач и задний ведущий мост не демонтировались с трактора. Указанный трактор с года и до настоящего времени находится в неизмененном состоянии. Считает, что он никакого хищения трактора и злоупотребления должностными полномочиями не совершал.

По ходатайству государственного обвинителя на основании п. 1 ч. 1 ст.276УПК РФ были частично оглашены показания подсудимого ФИО10, данные им в ходе предварительного расследования в качестве подозреваемого (Том 2 л.д. 6-10) и в качестве обвиняемого (Том2 л.д. 20-23), из которых следует, что ФИО10 признавал факт о намерении приобрести коробку передач и основной ведущий мост от трактора по заниженной стоимости, то есть по остаточной балансовой стоимости.

После оглашения показаний подсудимый ФИО10 показал, что не подтверждает в данной части показания, так как следователю он говорил, что приобретал агрегаты по стоимости металлолома. Следователь неверно записал в протоколах его показания. В своих показаниях в ходе расследования он свою вину не признавал. Настаивал на своих показаниях данных в судебном заседании.

Представитель потерпевшего – Арбажского муниципального округа Кировской области ФИО1 в судебном заседании показал, что с по настоящее время он занимает должность Арбажского муниципального округа Кировской области, а также должность администрации Арбажского муниципального округа. В муниципальные образования Арбажского района преобразованы путем объединения в муниципальное образование со статусом муниципального округа. Полномочия поселений, входивших в состав муниципального района, были прекращены со дня вступления в должность муниципального округа.

С по Шембетского сельского поселения, которое вошло в состав Арбажского муниципального округа, являлся ФИО10. Правопреемником Шембетского сельского поселения является Арбажский муниципальный округ. По обстоятельствам уголовного дела ему известно, что в году был списан трактор , находившийся на балансе Шембетского сельского поселения. Одновременно к бухгалтерскому учету были приняты коробка переключения передач и основной ведущий мост трактора. Далее был составлен договор купли-продажи коробки переключения передач и основного ведущего моста трактора, согласно которого администрация Шембетского сельского поселения продала указанные агрегаты ФИО10 по остаточной стоимости. Трактор ранее находился и в настоящее время находится у дома ФИО10 в с. Шембеть. Указанный трактор администрацией Арбажского муниципального округа на баланс не принят до настоящего времени, так как трактор не разобран на узлы и агрегаты. Конкретные обстоятельства списания трактора и заключения договора купли-продажи, высвободившихся агрегатов от трактора, ему не известны. Считает, что договор купли-продажи коробки переключения передач и ведущего заднего моста от является не исполненным, так как указанные агрегаты не демонтировались и не передавались по акту ФИО10. Указанная сумма ущерба в обвинительном заключении для казны поселения являлась существенной, но при этом считает, что никакого ущерба администрации не причинено, так как трактор, по сути из владения администрации не выбыл.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании показала, что с до конца года занимала должность администрации Шембетского сельского поселения. С по поселения являлся ФИО10. В при ликвидации школы с. Шембеть в администрацию Шембетского сельского поселения был передан трактор . Трактор имел большой амортизационный износ и практически с момента передачи был в неисправном состоянии. В связи с отсутствием гаража в администрации, трактор с момента передачи находился в с. Шембеть у дома ФИО10. В году было принято решение о списании трактора с баланса в связи изношенностью. она издала распоряжение о списании и снятии с баланса данного трактора. Одновременно был составлен акт. В то время ФИО10 находился в отпуске. Акт о списании трактора ФИО10 был утвержден , то есть в день снятия трактора с учета в гостехнадзоре. В этот же день на бухгалтерский учет были поставлены высвободившиеся агрегаты трактора: коробка переключения передач и основной ведущий мост. Процедура утилизации списанного трактора до конца работы поселения и ФИО10 не была произведена. Трактор был не включен в реестр имущества переданного администрации округа. в последний день работы ФИО10, по его просьбе, был составлен договор купли-продажи, предметом которого была продажа администрацией поселения коробки переключения передач и основного ведущего моста ФИО10 за 8 000,00 руб. Указанные денежные средства, были внесены ФИО11 в кассу администрации. Вопрос о сдаче трактора в металлолом обсуждался. Трактор ФИО10 не разбирался и до настоящего времени находится у его дома в неизмененном состоянии.

Свидетель ФИО3 пояснила, что работала в должности в администрации Шембетского сельского поселения. Бухгалтерский учет входил в её обязанности. Гражданско-правовые договоры составлялись руководителем. В период с по Шембетского поселения был ФИО10. В на баланс администрации был передан трактор . С момента принятия на учет трактор находился у дома ФИО10. Амортизационный износ трактора на момент передачи составлял 100%. В по распоряжению, изданным администрации поселения ФИО2., трактор был списан. В то время ФИО10 находился в отпуске. В комиссию по списанию трактора и составления акта входили ФИО2., она и специалист ФИО4 на бухгалтерский учет были поставлены коробка передач и мост от трактора при 100% амортизации. Трактор был снят с регистрационного учета и на баланс были приняты высвободившиеся агрегаты с балансовой стоимостью по цене металлолома. В дальнейшем оставшиеся части трактора должны были быть сданы в металлолом, однако этого сделано не было. Трактор находится у дома ФИО10 по настоящее время в таком же состоянии, в котором и был до .

Кроме того, по просьбе ФИО10 был составлен договор купли-продажи, согласно которого администрация поселения продавала коробку переключения передач и основной ведущий мост от трактора ФИО10 по цене металлолома в сумме 8 000,00 рублей. В этот же день в кассу администрации от ФИО10 поступила указанная сумма денежных средств. Почему трактор не был включен в реестр передачи имущества поселения в округ, она не знает.

Свидетель ФИО4 в судебном заседании показала, что в администрации Шембетского сельского поселения она работала с по в должности специалиста. С по года Шембетского сельского поселения работал ФИО10. Знала, что в администрации числился трактор, но его она не видела и марку его не знает. По поводу списания трактора знает не много. Летом она подписала акт на списание трактора, так как была включена в комиссию. Судьба трактора ей не известна.

Свидетель ФИО5 в судебном заседании пояснила, что с по она работала в администрации Шембетского сельского поселения в должности администрации. В её должностные обязанности входила работа с населением, а также обязанности кассира для внесения наличных денежных средств на расчетный счет администрации поселения. С до поселения являлся ФИО10. Со слов ФИО10 знала, что за администрацией поселения числился трактор, который она ниразу не видела. По поводу списания трактора с бухгалтерского учета она ничего не знает. В она сдавала деньги в сумме 6-8 тысяч рублей в банк, точной суммы не помнит, которые ей давала ФИО3 по квитанции.

Свидетель ФИО9 допрошенный в судебном заседании по ходатайству со стороны защиты, пояснил, что он проживает в одном доме с ФИО10 в селе Шембеть с . Их дом состоит из двух квартир. В году у дома появился трактор , который перегнал ФИО10. Трактор был в плохом состоянии, требовал ремонта, однако из-за отсутствия денег в администрации ремонтировать его было не на что. Они с ФИО10 пытались своими силами отремонтировать трактор, но ничего не получилось. Так трактор с и стоит у дома «мертвым грузом», колеса вдавились уже в землю.

Свидетель ФИО6 допрошенный в судебном заседании по ходатайству стороны защиты, пояснил, что он работает в должности Арбажского района. по заявлению Шембетского сельского поселения ФИО10 и представленных соответствующих документов был снят с учета в связи с утилизацией трактор выпуска. На высвободившиеся агрегаты: коробку переключения передач и основной ведущий мост были выданы свидетельства на высвободившиеся номерные агрегаты. До этого указанный трактор им осматривался в года для постановки его на учет, а далее осмотр трактора не производился. Он участвовал в осмотрах указанного трактора сотрудниками правоохранительных органов. Трактор находился в неисправном состоянии, имел очень сильный изношенный вид. Ведущий мост и коробка переключения передач присутствовали на тракторе.

Свидетель ФИО7 в судебном заседании пояснила, что работает администрации Арбажского муниципального округа Кировской области. В данной должности с года. По обстоятельствам дела пояснила, что вопросы списания трактора решаются комиссией поселения администрации. Снятие трактора с бухгалтерского учета с основных средств, в связи с его списанием производится на основании акта комиссии. Судьба списанного трактора должна была быть определена комиссией. Полученные от списания основных средств материалы и металлолом должны были быть оценены либо по условной оценке как один объект, один рубль, либо по справедливой стоимости, согласно учетной политике бухгалтерии. Списание муниципального имущества с баланса происходит на основании решения комиссии о поступлении и выдаче основных средств. В акте списания должна быть указана причина списания и дальнейшая судьба основного средства, либо это демонтаж каких-либо запасных частей, либо утилизация основного средства. Это все должно быть прописано в акте. До момента пока не утилизируется, не ликвидируется основное средство оно должно стоять на забалансовом учете на хранении. Если решено сдать в металлолом какие-то запасные части, то забалансовая часть списывается и приходуется в металлолом. Пригодные для использования запчасти от списанного трактора являются материальными запасами и учитываются на 105 счете. В случае выбытия списанного трактора с бухгалтерского учета без определения дальнейшей его судьбы, данный трактор в дальнейшем может быть оприходован и поставлен на бухгалтерский учет по решению инвентаризационной комиссии.

После обозрения копии акта списания автотранспортного средства от , утвержденного (Том 3 л.д.130-133), свидетель ФИО7 пояснила, что в акте не определена дальнейшая судьба списанного трактора, остальные проводки соответствуют бухгалтерскому учету.

Свидетель ФИО8 суду пояснила, что работает в администрации района по делам муниципальной собственности района с . Движимое и недвижимое муниципальное имущество должно отчуждаться только на основании федерального закона № 178-ФЗ. В зависимости от покупательского спроса и наличии интересантов, в соответствии с федеральным законом № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» проводится независимая рыночная оценка, не зависимо движимое это или недвижимое имущество. Затем утверждается план реализации, куда включается данное имущество, указывается начальная стоимость этого имущества. После этого принимается решение о приватизации конкретного объекта. С 01.06.2019 приватизация муниципального имущества полностью проходит в электронной форме на электронных площадках. Любое заинтересованное лицо может подать заявку в электронной форме, не важно физическое или юридическое. Вся продажа проходит в электронной форме. В соответствии с федеральным законом № 178-ФЗ продажа муниципального имущества проходит в три этапа, не важно движимое это имущество или недвижимое. Первый этап – продажа имущества на аукционе. Если поступила одна заявка, аукцион признается не состоявшимся. Второй этап - продажа имущества посредством публичного предложения. Если продажа не состоялась, то третий этап – продажа муниципального имущества без объявления цены.

После обозрения копии договора купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата), расположенного в томе на л.д. 141, свидетель ФИО8 пояснила, что это обычный договор купли-продажи. В рамках приватизации муниципального имущества он не действительный, так как договор купли-продажи муниципального имущества должен заключаться в электронной форме.

Кроме этого в подтверждение вины подсудимого ФИО10 в совершении инкриминируемых ему преступлений стороной обвинения были представлены следующие письменные доказательства:

- заключение эксперта № от , согласно которому: рыночная стоимость трактора , года выпуска, заводской , на с учетом годных к эксплуатации основного ведущего моста и коробки передач, без учета стоимости работ на демонтаж составляет 86 023,69 руб. Рыночная стоимость с учетом износа коробки переключения передач трактора как отдельного элемента на составляет 26 693,42 руб. Рыночная стоимость с учетом износа основного ведущего моста трактора как отдельного элемента на составляет 32 293,24 руб. ( Том1, л.д. 170-215);

- протокол осмотра места происшествия от с фототаблицей к нему, согласно которого у дома по адресу: область, район, с. , ул. , д. обнаружен и изъят трактор колесный , года выпуска, заводской ( Том 1, л.д. 94-103);

- протокол осмотра предметов от с фототаблицей к нему, согласно которому осмотрен трактор , года выпуска, заводской . Установлено, что трактор комплектный, основные узлы и агрегаты имеются. Модель двигателя , , основной ведущий мост , коробка переключения передач . Отсутствуют зеркала, 3 стекла на кабине. На кабине имеются очаги коррозии. Геометрия кабины нарушена (вследствие опрокидывания на бок). Двигатель имеет многочисленные масляные подтеки. Радиатор отсоединен от двигателя. Масляный патрубок отсоединен от насоса рулевого управления. На пусковом двигателе отсутствует магнета. Запуск двигателя невозможен. В рулевом управлении кардан отсоединен от гидроусилителя руля. Шины имеют сквозные трещины и порезы. Трансмиссия (мосты и КПП) имеют масляные подтеки ( Том1, л.д. 217-226);

- протокол выемки от с фототаблицей, согласно которому в помещении территориального отдела администрации Арбажского муниципального округа по адресу: область, район, д. , ул. , д. , изъяты документы: акт от о списании транспортных средств утвержденный , приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) от , договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) от , выписка из лицевого счета бюджета за с ведомостью кассовых поступлений в бюджет за на оборотной стороне, журнал операций по счету «касса» за период с по , касса за , приходный кассовый ордер от , расходный кассовый ордер от и квитанция от ( Том 1, л.д. 232-235);

- протокол осмотра документов от , согласно которому осмотрены документы:

Акт от о списании автотранспортных средств, утвержденный администрации муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области ФИО10, согласно которому комиссией в составе заместителя ФИО46 администрации ФИО2 (председатель) главного бухгалтера ФИО3., специалиста ФИО4 принято решение о снятии с бухгалтерского учета транспортного средства , выпуска, в связи с окончанием срока эксплуатации, полного износа узлов и деталей, а также о принятии к бухгалтерскому учету КПП и основного ведущего моста , стоимостью соответственно 3 000,00 руб. и 5 000,00 руб.;

приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) от , согласно которому администрации муниципального образования Шембетское сельское поселение приняты материальные ценности – коробка передач и основной ведущий мост, стоимостью соответственно 3 000,00 руб. и 5 000,00 руб.;

договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) от , согласно которому администрация муниципального образования Шембетское сельское поселение в лице главы администрации ФИО10 передает, а ФИО10 принимает коробку передач , задний ведущий мост , выпуска, стоимостью 8000 руб.;

выписка из лицевого счета бюджета за с ведомостью кассовых поступлений в бюджет за на оборотной стороне, согласно которым в бюджет Шембетского сельского поселения поступила сумма 8 000,00 рублей;

журнал операций по счету «касса» за период с по на одном листе, согласно которому совершены операции: поступление возмещения недостач в кассу (сумма 8 000 рублей), внесение сумм за кассы на счет ( сумма 8 000 рублей);

касса за на 1 листе, согласно которой приход 8 000 рублей, расход (РКО ФИО5) 8 000 рублей;

приходный кассовый ордер от , согласно которому администрацией Шембетского сельского поселения от ФИО10 принято 8 000 рублей;

расходный кассовый ордер от , согласно которому ФИО5 из кассы выдано 8 000 рублей;

квитанция от , согласно которой ФИО5 внесла на счет Кировского РФ АО «Россельхозбанк» 8 000 рублей. (Том 1, л.д. 236-237);

- копия Устава муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области, принятого решением Шембетской сельской Думы муниципального образования Шембетского сельского поселения от ( Том1, л.д.53-76);

- копия постановления территориальной избирательной комиссии Арбажского района Кировской области от «О регистрации ФИО10 Шембетского сельского поселения Арбажского района Кировской области, согласно которому ФИО10 зарегистрирован муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области (Том 1 л.д. 77-78);

- копия распоряжения Шембетского сельского поселения от , из которой следует, что ФИО10 вступил в должность Шембетского сельского поселения Арбажского района Кировской области с ;

- копия решения Думы Арбажского муниципального округа от «Об избрании главы муниципального образования Арбажский муниципальный округ Кировской области», согласно которому Арбажского муниципального округа Кировской области избран ФИО1 Днем вступления в должность является ( Том 1, л.д.80);

- выписка из ЕГРЮЛ и юридическом лице- администрации Шембетского сельского поселения Арбажского района Кировской области, согласно которой юридическое лицо ликвидировано ( Том1, л.д. 45-52);

- копия распоряжения администрации Шембетского сельского поселения л/с от «Об отпуске ФИО10», согласно которому с ФИО10 находился в основном оплачиваемом отпуске продолжительностью 45 календарных дней и 10 календарных дней дополнительного отпуска. Исполнение обязанностей главы администрации возложены на заместителя ФИО2 ( Том 1, л.д.240);

- копия паспорта самоходной машины и других видов техники АА на трактор колесный , выпуска, заводской , двигатель , коробка передач , основной ведущий мост ( Том1, л.д.82-85);

-копия свидетельства на высвободившийся номерной агрегат АА , согласно которому коробка передач , которая была установлена на трактор колесный , выпуска, заводской , принадлежит администрации Шембетского сельского поселения (Том 1, л.д. 86);

- копия свидетельства на высвободившийся номерной агрегат , согласно которому задний ведущий мост , который был установлен на трактор колесный , выпуска, заводской , принадлежит администрации Шембетского сельского поселения (Том 1, л.д. 87);

- копия заявления администрации Шембетского сельского поселения в лице ФИО10 от в Государственную инспекцию Гостехнадзора Арбажского района Кировской области о списании трактора колесного , выпуска, заводской , в связи с утилизацией и о выдаче свидетельств на высвободившиеся агрегаты ( Том 1, л.д. 26);

- копия распоряжения исполняющего обязанности главы администрации Шембетского сельского поселения Арбажского района Кировской области ФИО2от «О снятии с учета движимого имущества с баланса сельского поселения», согласно которому принято решение о снятии с баланса Шембетского сельского поселения трактора , выпуска (Том 1, л.д. 28).

Кроме того, по ходатайству государственного обвинителя в судебном заседании были исследованы письменные документы, приобщенные к материалам дела потерпевшей стороной, а именно:

- копия Решения сельской Думы Шембетского сельского поселения Арбажского района «Об утверждении Положения об администрации муниципального образования Шембетское сельское поселение» от (Том 3 л.д.37), а также копия самого Положения (Том 3, л.д. 38-44) и копии Решений о внесении изменений в решение Шембетской сельской Думы от (Том 3 л.д. 45-64);

- копия Решения сельской Думы муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области от «Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Шембетское сельское поселение» (Том 3, л.д.65), а также копия самого Положения (Том 3, л.д. 66-78);

- копия Решения от Думы Арбажского муниципального округа Кировской области о назначении администрации Шембетского сельского поселения с до ФИО2 (Том 3, л.д.81);

- копия постановления администрации Арбажского района Кировской области от «О безвозмездной передаче движимого имущества в собственность муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области», согласно которого был передан безвозмездно в собственность муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области трактор , выпуска, инвентарный , балансовой стоимостью 50 152,62 руб., остаточной стоимостью 0,00 руб. (Том 3, л.д.82);

- копия распоряжения министерства имущественных отношений и инвестиционной политики Кировской области от « О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Арбажского района Кировской области ( в том числе муниципальным образованием Шембетское сельское поселение Арбажского района) и вновь образованным муниципальным образованием Арбажский муниципальный округ Кировской области (Том 3, л.д. 83-84);

- копия Акта приема-передачи имущества, передаваемого из муниципальной собственности муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области в муниципальную собственность муниципального образования Арбажский муниципальный округ Кировской области ( Том 3, л.д. 85-104).

Также по ходатайству государственного обвинителя в судебном заседании были исследованы вещественные доказательства:

- акт от о списании автотранспортных средств, утвержденный муниципального образования ФИО10, согласно которому комиссией в составе заместителя главы администрации ФИО2 (председатель) главного бухгалтера ФИО3, специалиста ФИО4 принято решение о снятии с бухгалтерского учета транспортного средства , выпуска, в связи с окончанием срока эксплуатации, полного износа узлов и деталей, а также о принятии к бухгалтерскому учету КПП и основного ведущего моста , стоимостью соответственно 3 000,00 руб. и 5 000,00 руб.;

- приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) от , согласно которому администрации муниципального образования Шембетского сельского поселения приняты материальные ценности – коробка передач и основной ведущий мост, стоимостью соответственно 3 000,00 руб. и 5 000,00 руб.;

- выписка из лицевого счета бюджета за с ведомостью кассовых поступлений в бюджет за , согласно которым в бюджет Шембетского сельского поселения , в том числе, поступила сумма 8 000,00 рублей;

- журнал операций по счету «касса» за период с по , согласно которому совершены операции поступление возмещения недостач в кассу (сумма 8 000 рублей), внесение сумм за кассы на счет (сумма 8 000 рублей);

- касса за на одном листе, в которой указан приход 8 000 рублей и расход (РКО ФИО5) 8 000 рублей;

- приходный кассовый ордер от на 1 листе, согласно которому администрацией Шембетского сельского поселения от ФИО10 принято 8 000 рублей;

- расходный кассовый ордер от 1 листе, согласно которому ФИО5 из кассы выдано 8 000 рублей;

- квитанция от на 1 листе, согласно которой ФИО5 внесла на счет Кировского РФ АО «Россельхозбанк» 8 000 рублей;

- договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) от на 1 листе, согласно которому администрация муниципального образования Шембетское сельское поселение в лице администрации ФИО10 обязалась передать, а ФИО10 обязался принять коробку передач , задний ведущий мост , выпуска, стоимость договора составляла 8000 руб..

Также в судебном заседании были исследованы письменные документы представленные стороной защиты, а именно:

- трудовая книжка ФИО10, из которой следует, что полномочия Шембетского сельского поселения прекращены досрочно в связи с преобразованием муниципального образования (Том 3, л.д.105-109);

- копия акта осмотра машины для сверки номеров агрегатов от , составленный государственным инженером-инспектором гостехнадзора Арбажского района Кировской области ФИО6., которым был осмотрен трактор , выпуска, принадлежащий администрации Шембетского сельского поселения, в котором зафиксировано, в том числе, что заднее и боковые стекла кабины установлены на фанере, горловина заливного бака загнута горизонтально, подтеки масла в выхлопном коллекторе свидетельствуют об износе поршневой группы, золотники гидрораспределителя изношены, перепускают масло ( Том 3, л.д.110);

- решение Думы Арбажского муниципального округа Кировской области от «О бюджете муниципального образования Арбажский муниципальный округ Кировской области на 2021 год и на плановый период с 2022-2023 годов, в котором отражено, что общий объем доходов бюджета муниципального округа составляет в сумме 145331,6 тыс. рублей.

Исследовав доказательства, представленные стороной обвинения и защиты, суд приходит к следующим выводам.

В ходе судебного следствия были выявлены существенные противоречия, допущенные органом предварительного следствия.

Согласно протокола выемки документов от (Том1 л.д.232-235) и протокола осмотра документов от (Том 1 л.д. 236-237) был изъят и осмотрен в том числе договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) датированный , однако в ходе осмотра в судебном заседании указанного договора, установлено, что он датирован . Во время осмотра указанного документа участниками судебного заседания, подсудимый ФИО10, после обозрения договора пояснил, что указанный договор был составлен , подписи в договоре его, считает, что указание года в договоре является опиской.

Кроме того, содержание договора купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата), отраженное в протоколе осмотра документов от , не соответствует содержанию договора, осмотренного в судебном заседании.

Так из протокола осмотра документов от следует, что согласно договора, администрация муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области в лице администрации ФИО10 передает, а ФИО10 принимает коробку передач , задний ведущий мост , выпуска, стоимостью 8000 рублей.

А из содержания договора купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата), осмотренного в судебном заседании, явствует, что администрация муниципального образования Шембетское сельское поселение в лице администрации ФИО10 обязалась передать, а ФИО10 обязался принять коробку передач , задний ведущий мост , выпуска, стоимость оценивается сторонами 8000 руб..

Кроме того, наряду с обвинением в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, ФИО10 предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ, то есть в том, что ФИО10, являясь органа местного самоуправления, совершил злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций и охраняемых законом интересов общества или государства, с причинением существенного вреда муниципальному образованию Шембетское сельское поселение, правопреемником которого является муниципальное образование Арбажский муниципальный округ.

В обвинении имеется указание на нарушение ФИО10 положений Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

В то же время, обвинение, предъявленное ФИО10, а также обвинительное заключение не содержат указания на то, какими конкретными должностными полномочиями злоупотребил ФИО10, какие должностные полномочия он использовал вопреки интересам службы.

Перечисление в обвинительном заключении нормативных актов, иных документов, которыми в своей деятельности должен руководствоваться ФИО10, без указания на конкретные полномочия, которыми он злоупотребил, является недопустимым.

Вместе с тем, несмотря на выявленные вышеуказанные недостатки, имеющие существенное значение, вина ФИО10 в совершении обоих инкриминируемых ему преступлений не была доказана в ходе судебного разбирательства. К такому выводу суд приходит на основе анализа и оценки собранных по делу доказательств в их совокупности.

По первому эпизоду по обвинению ФИО10 в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, судом установлено, что на основании постановления администрации Арбажского района Кировской области от в собственность муниципального образования Шембетское сельское поселение Арбажского района Кировской области передан трактор , выпуска, балансовой стоимостью 50 152,62 руб., остаточной стоимостью 0,00 руб.. комиссией администрации Шембетского сельского поселения принято решение о списании (снятии с бухгалтерского учета) указанного трактора , в связи с полным износом, о чем был составлен Акт от о списании автотранспортных средств, утвержденный . На основании распоряжения администрации Шембетского сельского поселения от принято решение о снятии с баланса Шембетского сельского поселения движимого имущества: трактора колесного , выпуска. на основании заявления администрации Шембетского сельского поселения ФИО10 трактор был снят с учета в гостехнадзоре и выданы два свидетельства на высвободившиеся агрегаты - коробку переключения передач и на ведущий задний мост. К бухгалтерскому учету в администрации Шембетского сельского поселения были приняты агрегаты от трактора: коробка переключения передач и основной ведущий мост балансовой стоимостью соответственно 3000 и 5000 рублей.

Разрешая вопрос о виновности ФИО10 по данному эпизоду суд исходит из следующего.

Субъективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 160 УК РФ, включает прямой умысел и корыстную цель, то есть желание наступления общественно опасных последствий путем изъятия трактора для личного обогащения.

В п. 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" разъяснено, что при рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 160 УК РФ, судам следует иметь в виду, что присвоение состоит в безвозмездном, совершенном с корыстной целью, противоправном обращении лицом вверенного ему имущества в свою пользу против воли собственника. Присвоение считается оконченным преступлением с того момента, когда законное владение вверенным лицу имуществом стало противоправным и это лицо начало совершать действия, направленные на обращение указанного имущества в свою пользу.

Из изложенных в п. 25 этого же постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 разъяснений следует, что разрешая вопрос о наличии в деянии состава хищения в форме присвоения, суд должен установить обстоятельства, подтверждающие, что умыслом лица охватывался противоправный, безвозмездный характер действий, совершаемых с целью обратить вверенное ему имущество в свою пользу. Направленность умысла в каждом подобном случае должна определяться судом исходя из конкретных обстоятельств дела.

В п. 26 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 отмечено, что обязательным признаком хищения является наличие у лица корыстной цели, то есть стремления изъять и (или) обратить чужое имущество в свою пользу.

Судом, исходя из вышеприведенных, представленных сторонами доказательств, установлены следующие обстоятельства.

Трактор с момента поступления в собственность администрации Шембетского сельского поселения, то есть с находился и по настоящее время находится на улице в с. Арбажского района Кировской области рядом с домом ФИО10. Трактор находился у дома ФИО10 ввиду того, что у администрации не было гаража и обособленной стоянки для транспортного средства, а также с целью его сохранности. Трактор находился и находится в неисправном состоянии.

Согласно же конкретным обстоятельствам настоящего уголовного дела, исходя из исследованных в судебном заседании доказательств, судом установлено, что у Шембетского сельского поселения ФИО10 отсутствовал умысел на изъятие или обращение трактора принадлежащего администрации сельского поселения в свою пользу.

Доказательств непосредственного обращения ФИО10 трактора в свою пользу против воли собственника, суду, стороной обвинения не представлено.

Тот факт, что трактор после его списания остался храниться на улице у дома ФИО10, как это указанно в обвинении и установлено в ходе судебного следствия, в отрыве от всех обстоятельств дела не может подтверждать обращение трактора в его пользу или получение названным должностным лицом для себя какой-либо выгоды имущественного характера.

Напротив судом установлено и подтверждено материалами дела, что никаких манипуляций (монтаж, демонтаж, перемещение и т.д.) с трактором не осуществлялось. Данное обстоятельство подтверждается показаниями ФИО10, свидетелей ФИО2., ФИО3., ФИО9., ФИО6., а также протоколом осмотра места происшествия от ( Том1 л.д.94-103), протоколом осмотра предметов от (Том 1 л.д. 217-226) и не опровергнуто стороной обвинения.

Само по себе нахождение трактора на улице рядом с домом ФИО10, не может подтверждать стремление должностного лица изъять или обратить чужое имущество в свою или других лиц пользу.

Показания представителя потерпевшего ФИО12, свидетелей ФИО4., ФИО2., ФИО5. и ФИО3 не могут быть признаны достоверными доказательствами виновности ФИО10 в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ, поскольку из их показаний не усматривается умысел ФИО10 на изъятие или обращение трактора в свою пользу.

Что касается других доказательств, приведенных в обвинительном заключении и представленных государственным обвинителем в судебном заседании, то они, как каждое в отдельности, так и в совокупности не дают оснований для вывода о виновности подсудимого в совершении инкриминируемого ему деяния и носят только предположительный характер.

Как установлено судом трактор был списан на основании распоряжения администрации и акта о списании от при этом законность списания этого имущества, исходя из материалов дела, никем не оспаривается.

После списания имущество выбывает из состава основных средств собственника, снимается с баланса и подлежит учету на забалансовом счете 02 в условной оценке, значительно теряя в стоимости, не учитывается в бухгалтерском учете, а в случае, если списанный объект непригоден для дальнейшего использования, не приносит экономическую выгоду, не имеет полезного потенциала и в отношении которого в дальнейшем не предусматривается получение экономических выгод, такой объект подлежит ликвидации (утилизации, демонтажу), в том числе с привлечением сторонних организаций (п.8 Федерального стандарта № 257н, п.335 Инструкции № 157н, п.10 Инструкции № 162н, п.12 Инструкции № 174н, п.12 Инструкции № 183н, раздел IV Федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства», п.10 Методических рекомендаций, являющихся приложением к письму Министерства финансов РФ от 15.12.2017 г. № 02-07-07/84237 и др.). Из изложенного явствует, что выбытие списанного трактора из состава основных средств администрации, не означает, что администрация потеряла контроль над ним. То есть изношенный трактор, выбывший из состава основных средств, представлял собой актив администрации, который подлежал учету.

По убеждению суда нарушение бухгалтерского учета после списания трактора, а также не указание комиссией в акте о списании автотранспортного средства от о дальнейшей судьбе трактора не может, безусловно, подтверждать факт присвоения ФИО10 трактора.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что стороной обвинения не доказано, что ФИО10 действовал с корыстной целью, желая обратить трактор в свою или других лиц пользу и соответственно не доказано наличие в деянии ФИО10 состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ.

По второму эпизоду по обвинению ФИО10 в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 285 УК РФ судом установлено, что в период с по ФИО10 являлся Шембетского сельского поселения и одновременно главой администрации Шембетского сельского поселения, то есть должностным лицом, главой органа местного самоуправления.

ФИО10, имея умысел на приобретение коробки передач и основного ведущего моста от трактора , принадлежащего администрации Шембетского сельского поселения, в последний день работы в дневное время, находясь на рабочем месте в помещении администрации по адресу: район, дер. , ул. , д. , используя свое служебное положение в нарушение порядка приватизации муниципального имущества, а именно ст.ст. 2, 10, 12, 13, 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", составил договор купли-продажи коробки передач и основного ведущего моста , в соответствии с которым продавцом являлась администрация Шембетского сельского поселения в лице администрации ФИО10, а покупателем - ФИО10. Стоимость вышеуказанных агрегатов была определена по балансовой стоимости в размере 8000 руб. Денежные средства в сумме 8000 рублей за коробку передач и основной ведущий мост внесены ФИО10 в кассу администрации.

В судебном заседании ФИО10 по данному эпизоду вину не признал и в ходе предварительного расследования не признавал, поясняя, что умысел у него был на приобретение указанных агрегатов по стоимости металлолома, то есть по балансовой стоимости для восстановления своего трактора, который у него пришел в негодность, и который он использовал безвозмездно на протяжении всей работы главой поселения на нужды поселения. О том, что данные агрегаты от трактора должны были отчуждаться только с публичных торгов, он не знал. Считает, что он никакого ущерба казне поселения не причинил, так как указанные агрегаты со списанного трактора не были демонтированы и ему по акту не передавались, то есть договор считает не исполненным.

Обстоятельства заключения указанного договора купли-продажи подтверждаются приведенными в приговоре показаниями самого подсудимого ФИО10, а также показаниями представителя потерпевшего ФИО1, свидетелей ФИО4., ФИО2., ФИО5., ФИО3., а также материалами дела.

Органом предварительного расследования ФИО10 обвиняется в том, что он, являясь органа местного самоуправления, совершил злоупотребление должностными полномочиями, то есть использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций и охраняемых законом интересов общества или государства, с причинением существенного вреда муниципальному образованию Шембетское сельское поселение, правопреемником которого является муниципальное образование Арбажский муниципальный округ, то есть в преступлении, предусмотренном ч. 2 ст. 285 УК РФ.

По смыслу закона ответственность по ч.2 ст.285 УК РФ наступает в случае совершения должностным лицом таких деяний, которые хотя и были непосредственно связанны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью, объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями, и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства.

Обязательным элементом объективной стороны преступления, предусмотренного ч.2 ст.285 УК РФ, является наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

По смыслу закона решение вопроса о том, причинили ли действия подсудимого существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, а также интересов общества или государства, зависит от конкретных обстоятельств преступления, в частности от степени отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу государственных органов или учреждений, характера и размера понесенного ими ущерба. Причиненный преступлением вред должен быть реальным и находиться в причинной связи с совершенными должностным лицом действиями.

Как следует из предъявленного подсудимому обвинения, своими действиями ФИО10 существенно нарушил права и законные интересы муниципального образования Шембетское сельское поселение, выразившееся в неполучении муниципальным бюджетом денежных средств, в нарушении порядка приватизации муниципального имущества, а именно ст.ст. 2,10,12,13,14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Заключая договор купли-продажи коробки передач и основного ведущего моста трактора МТЗ-80Л по балансовой стоимости в сумме 8000 рублей, а не по рыночной стоимости, ФИО10 причинил администрации Шембетского сельского поселения, имущественный ущерб на сумму 50 986,66 рублей.

Обосновывая свою невиновность, ФИО10 показал, что умысел у него был на приобретение указанных агрегатов по стоимости металлолома, то есть по балансовой стоимости, для восстановления своего трактора, который у него пришел в негодность, и который он использовал безвозмездно на протяжении всей работы главой поселения на нужды поселения. О том, что данные агрегаты от трактора должны были отчуждаться только с публичных торгов, он не знал. Считает, что он никакого ущерба казне поселения не причинил, так как указанные агрегаты со списанного трактора не были демонтированы и ему администрацией по акту не передавались, то есть договор считается не исполненным.

По убеждению суда, стороной обвинения не представлены доказательства, опровергающие эти показания подсудимого.

Напротив, судом установлено, что по факту сам трактор и все его узлы из владения администрации не выбыли.

Таким образом, доводы подсудимого и его защитника об отсутствии у ФИО10 умысла на совершение преступления, а также отсутствие причиненного вреда, не опровергнуты стороной обвинения.

По убеждению суда, стороной обвинения не доказано, что действиями ФИО10 потерпевшей стороне муниципальному образованию муниципальный округ, был причинен какой-либо реальный материальный ущерб.

Понятие существенного вреда как обязательного последствия для состава преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ является оценочным. По убеждению суда, признание вреда существенным, прежде всего, зависит от оценки значимости ущерба потерпевшей стороной, от их фактического имущественного положения или финансового состояния. Данные обстоятельства в ходе предварительного расследования не выяснялись.

Кроме того, в судебном заседании было установлено, что после списания трактора, высвободившиеся детали коробка передач и задний ведущий мост были поставлены на учет как материальные запасы и числились на 105 счету бухгалтерского учета, как пригодные для использования. Однако было установлено, что у администрации Шембетского сельского поселения в собственности других тракторов не было. Тем самым коробка передач и задний ведущий мост от трактора , числящиеся на учете как материальные запасы, не могли быть использованы по назначению в деятельности администрации Шембетского сельского поселения.

Судом установлено, что никаких общественно опасных последствий от факта заключения ФИО10 договора купли-продажи коробки передач и заднего ведущего моста от трактора не наступило, так как в ходе судебного разбирательства установлен факт неисполнения сторонами указанного договора. Из договора купли-продажи явствует, что администрация Шембетского сельского поселения обязалась передать в собственность ФИО10 коробку передач и задний ведущий мост трактора , ФИО10 обязался принять указанные агрегаты и уплатить их стоимость.

Как установлено в ходе разбирательства, из перечисленных обязанностей сторон договора выполнена только одна, ФИО10 уплатил администрации стоимость предмета договора 8000 рублей. Акт приема-передачи по данному договору не составлялся. Кроме того, как выше уже отмечалось, в судебном заседании было установлено, что трактор в неизменном состоянии находится с по настоящее время на улице с. , никаких манипуляций (монтаж, демонтаж и т.д.) с трактором не совершались.

Таким образом, суд пришел к выводу, что стороной обвинения не доказано, что действиями ФИО10 потерпевшей стороне был причинен реальный имущественный ущерб в размере 50 986,66 рублей и существенно нарушены права и законные интересы граждан и организаций, а также охраняемых законом интересов общества и государства, в том числе муниципальному образованию Шембетскому сельскому поселению, правопреемником которого является муниципальное образование муниципальный округ.

Согласно ч.4 ст.302 УПК РФ обвинительный приговор постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность подсудимого в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств.

В соответствии с закрепленным в ст.49 Конституции РФ и в ст.14 УПК РФ принципом презумпции невиновности обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. При этом бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту обвиняемого, лежит на стороне обвинения.

При таких обстоятельствах, ничем объективно не подтвержденные утверждения в обвинении, суд не может признать бесспорно достоверными и достаточными для постановления в отношении ФИО10 обвинительного приговора, поскольку в силу статьи 14 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации все сомнения в виновности обвиняемого, которые не могут быть устранены в порядке, установленном настоящим Кодексом, толкуются в пользу обвиняемого, обвинительный приговор не может быть основан на предположениях.

Оценив представленные стороной обвинения доказательства в совокупности, основываясь на внутреннем убеждении, истолковав все неустранимые сомнения в пользу подсудимого, принимая во внимание, что показания подсудимого ФИО10 стороной обвинения в судебном заседании не опровергнуты, суд приходит к выводу о недоказанности совершения ФИО10 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ и ч. 2 ст. 285 УК РФ.

Вывод о виновности ФИО10 в совершении вменяемых преступлений являлся бы предположением, чем суд руководствоваться не вправе.

Принимая во внимание изложенное и учитывая, что в соответствии с ч.3 ст.14 УПК РФ все неустранимые сомнения, относительно обстоятельств совершенного деяния и вины подсудимого, толкуются в его пользу, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ФИО10 состава преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ и ч.2 ст.285 УК РФ.

При таких обстоятельствах, в соответствии с требованиями п.3 ч.2 ст.302 УПК РФ, подсудимый ФИО10 подлежит оправданию на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступлений.

Необходимости в направлении уголовного дела руководителю следственного органа для производства предварительного расследования и установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, согласно положениям ч.3 ст.306 УПК РФ не имеется.

В соответствии с ч.1 ст.134 УПК РФ за ФИО10 должно быть признано право на реабилитацию.

Оправдание ФИО10 влечет безусловную отмену избранной в отношении него меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Судьбу вещественных доказательств по данному уголовному делу суд разрешает в соответствии с положениями ст.81 УПК РФ.

Гражданский иск по делу не заявлен.

В соответствии со ст. 131 УПК РФ по уголовному делу имеются процессуальные издержки по оплате услуг адвоката и расходы на проведение судебной экспертизы, которые согласно ст. 132 УПК РФ следует отнести на счет федерального бюджета.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст.302-306,309 УПК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

ФИО10 признать невиновным и оправдать по предъявленному обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ и ч.2 ст.285 УК РФ, на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с отсутствием в деянии состава преступлений.

Признать за ФИО10 право на реабилитацию.

Разъяснить ФИО10, что он вправе ходатайствовать о реабилитации и о возмещении вреда, связанного с уголовным преследованием, предусмотренный главой 18 УПК РФ.

Процессуальные издержки в виде вознаграждения защитнику - адвокату Важенину В.П. за его участие в ходе предварительного расследования и в суде, а также в виде расходов на проведение оценочно-товароведческой судебной экспертизы, отнести на счет федерального бюджета.

Вещественные доказательства: трактор , акт от о списании автотранспортных средств, приходный ордер от , договор купли-продажи транспортного средства (номерного агрегата) от , выписку из лицевого счета бюджета за , журнал операций по счету «касса» за период с по на одном листе, кассу за на одном листе, приходный кассовый ордер от , расходный кассовый ордер от , квитанцию от передать по принадлежности администрации Арбажского муниципального округа Кировской области.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Кировский областной суд путем подачи жалобы через Яранский районный суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.

В случае подачи апелляционных жалоб, представления оправданный ФИО10 вправе ходатайствовать о своем участии и участии защитника в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем он должен указать в своей апелляционной жалобе или в возражениях на апелляционные жалобу, представление.

Председательствующий Смирнов И.В.

Приговор01.07.2022