ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-316/2022 от 04.10.2022 Заводской районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 1-316/2022

64RS0044-01-2022-002826-07

Приговор

Именем Российской Федерации

04 октября 2022 года город Саратов

Заводской районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Серка О.В.,

при секретаре судебного заседания У.Н.С., помощнике судьи П.К.Г., ведущей протокол судебного заседания,

с участием государственного обвинителя-помощника прокурора Заводского района города Саратова Б.Д.О.,

подсудимой Мелехиной Т.М., ее защитника-адвоката И.М.М., представившего удостоверение <№> и ордер <№> от <Дата>,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении

Мелехиной Т. М., <Дата> года рождения, уроженки <данные изъяты>, ранее не судимой,

обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.290 УК РФ,

установил:

Мелехина Т.М., являясь должностным лицом, получила взятку за незаконные действия.

Преступление совершено в городе Саратове при следующих обстоятельствах.

В соответствии с п. 1.1 Положения о <данные изъяты>, утвержденным Постановлением <данные изъяты><Дата><№> (далее по тексту – Положение), <данные изъяты> является обособленным структурным подразделением <данные изъяты> и располагается по адресу: город Саратов, <адрес>.

В соответствии с п. 1.3 Положения <данные изъяты> создан в целях практической подготовки обучающихся по соответствующим образовательным программам, путем реализации образовательной организацией части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций, и включающей возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научной деятельности.

В соответствии с п. 1.6 Положения предметом деятельности <данные изъяты> являются: подготовка кадров по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; реализация образовательных программ; реализация основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ и дополнительных общеобразовательных программ.

В соответствии с Постановлением <данные изъяты> от <Дата>, <данные изъяты> переименован в <данные изъяты>

Согласно трудового договора <№> от <Дата>, заключенного между <данные изъяты> и Мелехиной Т.М., последняя принята на работу по должности «преподаватель», трудовой договор действует с <Дата> на неопределенный срок, также в нем указано, что трудовые функции Мелехиной Т.М. могут быть уточнены в должностной инструкции, которая обязательна для исполнения Мелехиной Т.М.

В соответствии с должностной инструкцией преподавателя, утвержденной директором <данные изъяты> от <Дата>, преподаватель <данные изъяты>, помимо прочего, обязан: проводить обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и должен обеспечить высокую эффективность образовательного процесса, систематически заниматься повышением своей квалификации, организовывать и контролировать самостоятельную работу обучающихся, формировать у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливать их к применению полученных знаний в практической деятельности, поддерживать учебную дисциплину, контролировать режим посещения занятий, а также преподаватель колледжа, помимо прочего, имеет право самостоятельно определять педагогические методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество учебного процесса; преподаватель <данные изъяты> несёт ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка колледжа в пределах, определённых трудовым законодательством Российской Федерации, за совершенные в процессе своей деятельности правонарушения в пределах, определённых административным, уголовным и гражданским законодательством, за соблюдение конфиденциальности при обращении с информацией, содержащей персональные данные субъекта персональных данных.

В соответствии с п. 1.7 Положения о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в <данные изъяты>, принятого <данные изъяты> (протокол <№> от <Дата>) и утвержденного <данные изъяты> (далее по тексту - Положение о проведении государственной итоговой аттестации), государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями (далее по тексту - ГЭК), которые создаются по каждой образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой в структурных подразделениях Университета, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.1 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, государственная экзаменационная комиссия формируется из числа педагогических работников структурных подразделений Университета, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники.

В соответствии с п. 3.1 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее по тексту – ФГОС СПО) являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена. В зависимости от осваиваемой образовательной программы СПО и в соответствии с требованиями ФГОС СПО, выпускная квалификационная работа (далее по тексту - ВКР) может выполняться в виде дипломной работы (дипломного проекта) и (или) демонстрационного экзамена.

В соответствии с п. 3.4 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, студенту предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. Выбор темы ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) обучающиеся осуществляют до начала производственной (преддипломной) практики, что обусловлено необходимостью сбора практического материала в период ее прохождения. Закрепление за студентами тем ВКР (дипломных работ, дипломных проектов) осуществляется приказом руководителя структурного подразделения Университета.

В соответствии с п. 3.9 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, для подготовки ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультант (консультанты) по отдельным частям работы (проекта) (экономическая, технологическая, конструкторская и т.п. части). Назначение руководителей и консультантов осуществляется приказом руководителя структурного подразделения Университета.

В соответствии с п. 3.10 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, в обязанности руководителя ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) входит: разработка задания для выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); разработка календарного графика выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) (форма графика представлена в приложении 5) и осуществление контроля за соблюдением студентом календарного графика выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); консультирование студента по вопросам содержания ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) и последовательности выполнения работ в соответствии с заданием; координация работы консультанта (консультантов) по отдельным разделам ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); предоставление письменного отзыва на ВКР (дипломной работы, дипломного проекта). Руководитель ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) имеет право присутствовать на защите ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) с правом совещательного голоса. В обязанности консультанта ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) входит: руководство подготовкой и выполнением ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) в части содержания консультируемого вопроса; консультирование студента в определенной части содержания ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) и последовательности выполнения работ, намеченных консультантом; контроль за ходом выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) в части содержания консультируемого вопроса в соответствии с графиком выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); проверка выполненной студентом работы в части содержания консультируемого вопроса, предоставление информации о качестве работы руководителю ВКР (дипломной работы, дипломного проекта). Консультант ставит свою подпись на титульном листе ВКР (дипломной работы, дипломного проекта).

В соответствии с п. 3.11 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, ВКР (дипломная работа, дипломный проект) подлежит обязательному рецензированию. Внешнее рецензирование проводится с целью обеспечения независимой объективной оценки ВКР (дипломной работы, дипломного проекта). В состав рецензентов могут входить представители предприятий, организаций, их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, центров оценки квалификаций. Рецензенты определяются не позднее, чем за месяц до защиты.

В соответствии с п. 3.12 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, рецензия должна включать: заключение о соответствии ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) заявленной теме и заданию; оценку качества выполнения разделов ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); заключение о практической значимости ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); общую оценку качества выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта).

В соответствии с п. 3.13 и п. 3.14 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, рецензент передает рецензию на ВКР (дипломную работу, дипломный проект) председателю предметно-цикловой комиссии структурного подразделения Университета. Содержание рецензии доводится до сведения обучающегося не позднее, чем за 2 дня до защиты ВКР (дипломной работы, дипломного проекта).

В соответствии с п. 3.16 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, по окончании работы, ВКР (дипломная работа, дипломный проект), подписанная студентом и консультантом (консультантами) предоставляется руководителю для проверки. Руководитель проверяет качество работы (проекта), подписывает ее и вместе с заданием, отзывом передает председателю методической комиссии. Допуск ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) к защите оформляется приказом руководителя структурного подразделения Университета.

В соответствии с Приказом <данные изъяты> от <Дата><№> «<данные изъяты>», студент Ф.М.А., имеющий тему «<данные изъяты>», выпускной квалификационной работы по специальности «<данные изъяты>», был закреплен за М.А.В.., на которого в порядке руководства и рецензирования выпускной квалификационной работы была возложена ответственность за проверку выполнения данной работы (по частям и в целом), подготовку отзыва о работе обучающегося в период подготовки выпускной квалификационной работы, характеризующей возможность допуска к защите на заседании государственной экзаменационной комиссии.

В соответствии с п. 1.1 Положения о выпускной квалификационной работе, утвержденного <данные изъяты> от <Дата>, выпускные квалификационные работы (ВКР) выполняются в форме дипломной работы или дипломного проекта.

В соответствии с п. 1.2 и п. 1.3 Положения о выпускной квалификационной работе, утвержденного <данные изъяты> от <Дата>, ВКР - последняя учебная работа студента, имеющая научно-исследовательский характер и подводящая итог занятий в университете. ВКР способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе. Работа над ВКР проводится под руководством и контролем выпускающей цикловой комиссии, утверждающей научного руководителя и рецензента. За принятые в ВКР решения и за достоверность полученных результатов отвечает студент - автор работы.

В соответствии с п. 2.2 Положения о выпускной квалификационной работе, утвержденного <данные изъяты>. от <Дата>, ВКР должна иметь строго индивидуальный характер. При выполнении коллективного исследования каждый из его участников описывает и защищает результаты своей части работы.

В соответствии с п. 4.1-4.3 указанного Положения для подготовки выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Руководитель и консультанты назначаются и утверждаются на заседании цикловой комиссии. Руководителями ВКР могут быть преподаватели колледжа, работники из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой программы, имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет. В обязанности руководителя входит: оказание помощи в выборе темы исследования, постановке его цели и задач, выдвижении гипотезы (при необходимости), определении методики исследования; осуществление контроля за выполнением работы; составление задания по работе; написание отзыва о работе студента.

В соответствии с п. 7.1-7.7 указанного Положения о выпускной квалификационной работе при защите ВКР проверяется готовность выпускника к решению профессиональных задач, уровень сформированности компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом специальности, оценивается приобретенный выпускником в процессе обучения практический опыт, способность аргументировано обосновывать и защищать работу/проект. Процедура защиты ВКР определяется Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации выпускников колледжа. В соответствии с этим Положением к защите допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего профессионального образования. Администрация колледжа предоставляет в ГЭК сводную ведомость оценок выпускников по теоретическим дисциплинам, курсовым работам и практикам, а также приказ о допуске студентов к защите ВКР. Защита осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса и расписанием защиты, утвержденным заместителем директора по учебной работе. График защиты доводится до общего сведения не позднее, чем за месяц до первого заседания ГЭК. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании ГЭК. На защите выпускнику предоставляется слово для доклада (время доклада - не более 10 мин). После доклада студенту - автору работы задаются вопросы членами ГЭК и присутствующими. После ответов на вопросы зачитывается отзыв рецензента (предоставляется слово рецензенту), отзыв руководителя и предоставляется выпускнику слово для ответа на замечания рецензента, если таковые имеются. Общая длительность защиты одной работы - не более 30 минут. Оценка выпускной квалификационной работы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») проводится на закрытом заседании ГЭК в результате обсуждения и открытого голосования с правом решающего голоса председателя ГЭК, и оглашается в день защиты после оформления в установленном порядке протокола заседания ГЭК.

В соответствии с Приказом <данные изъяты> от <Дата><№> «<данные изъяты>», для проведения государственной итоговой аттестации выпускников колледжа <Дата> учебного года назначены государственные экзаменационные комиссии, в числе прочих членов по специальности «<данные изъяты>», вошла преподаватель специальных дисциплин Мелехина Т.М.

Таким образом, преподаватель <данные изъяты>Мелехина Т.М. в отношении обучающихся лиц в указанном образовательном учреждении обладает организационно-распорядительными функциями, выражающимися в ее полномочиях по осуществлению контроля за освоением обучающимися материала преподаваемой учебной дисциплины, а также, являясь членом государственной экзаменационной комиссии указанного образовательного учреждения при защите выпускных квалификационных работ, в том числе и по специальности «<данные изъяты>», в ходе защиты вышеуказанной выпускной квалификационной работы оценивает знания студентов и коллегиально участвует при выставлении итоговой оценки, то есть принимает решения, имеющие юридическое значение и влекущие юридические последствия в виде предоставления права на получение, сдачу и защиту выпускной квалификационной работы, а также на основании решения государственной экзаменационной комиссии лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдается документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение среднего профессионального образования по специальности в соответствии с лицензией – диплом о среднем профессиональном образовании.

Следовательно, Мелехина Т.М. на постоянной основе выполняя организационно-распорядительные функции в <данные изъяты>, занимая должность преподавателя, является должностным лицом.

Приказом директора <данные изъяты><№> от <Дата>, в соответствии с правилами приема в <данные изъяты> и решением приемной комиссии Ф,М.А. зачислен в число студентов первого курса очной формы обучения по специальности «<данные изъяты>».

Приказом директора <данные изъяты><№> от <Дата>, Ф.М.А. считается окончившим <данные изъяты> и ему выдан документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение среднего профессионального образования по специальности в соответствии с лицензией – диплом о среднем профессиональном образовании.

Таким образом, в период с <Дата> по <Дата>Ф.М.А. являлся студентом очной формы обучения по специальности «<данные изъяты><данные изъяты>

В примерный период времени с <Дата> по <Дата> студент Ф.М.А. в корпусе <№> в здании <данные изъяты>, расположенном по указанному адресу, встретился с преподавателем <данные изъяты>Мелехиной Т.М., которую он попросил выполнить выпускную квалификационную работу по выбранной им теме, а именно дипломный проект, презентацию, пояснительную записку, графическую часть (пять чертежей), а также поспособствовать в силу своего должностного положения при защите им указанной выпускной квалификационной работы, самостоятельно не выполненной им, в ходе государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и получении положительной оценки по результатам её защиты, на что у Мелехиной Т.М. из корыстных побуждений возник умысел, направленный на получение ею, как должностным лицом, лично от Ф.М.А. взятки в виде денег за совершение в интересах последнего указанных незаконных действий и она незаконно потребовала от Ф.М.А. передать ей взятку в виде денег в размере <данные изъяты> за совершение в его интересах указанных незаконных действий, сообщив ему о необходимости перечисления взятки в указанной ею сумме на расчетный счет <№>, открытый на её имя в <данные изъяты> по адресу: город Саратов, <адрес>, к которому привязана ее банковская карта <№>, привязанная к ее номеру сотового телефона «<данные изъяты>», определив, таким образом, способ получения взятки.

На указанное требование Мелехиной Т.М. студент Ф.М.А.. ответил согласием.

В примерный период времени с <Дата> по <Дата> преподаватель <данные изъяты>Мелехина Т.М., продолжая реализовывать свой вышеуказанный преступный умысел, действуя в соответствии с имеющейся с Ф.М.А. договоренностью самостоятельно с использованием компьютерной техники, незаконно изготовила выпускную квалификационную работу по специальности «<данные изъяты> по теме: «<данные изъяты>, а именно дипломный проект, презентацию, пояснительную записку, графическую часть (пять чертежей), от имени студента Ф.М.А.

В примерный период с <Дата> по <Дата> преподаватель <данные изъяты>Мелехина Т.М., продолжая реализовывать свой вышеуказанный преступный умысел, действуя в соответствии с имеющейся с Ф.М.А. договоренностью, находясь в корпусе <№> в здании <данные изъяты> на электронном носителе информации передала Ф.М.А. выпускную квалификационную работу по специальности <данные изъяты> по теме: <данные изъяты>, а именно дипломный проект, презентацию, пояснительную записку, графическую часть (пять чертежей), которая (ВКР) была в последующем передана Ф.М.А. руководителю выпускной квалификационной работы М.А.В., неосведомленному о преступных действиях МелехинойТ.М., для осуществления проверки соответствия предъявляемым требованиям к заданию выпускной квалификационной работы, а также рецензенту Х.И.Г., неосведомленной о преступных действиях Мелехиной Т.М., для ее проверки на предмет соответствия предъявляемым к ней вышеуказанным требованиям.

После этого, <Дата>Ф.М.А., действуя в соответствии с ранее полученными от МелехинойТ.М. указаниями, используя приложение <данные изъяты>, безналичным способом, на принадлежащий МелехинойТ.М. расчетный счет <№>, открытый на её имя в <данные изъяты><№> по адресу: <адрес>, осуществил перевод денежных средств в сумме <данные изъяты>, предназначавшиеся в качестве взятки преподавателю МелехинойТ.М. за совершение последней в пользу Ф.М.А. вышеуказанных незаконных действий, которые Мелехина Т.М. приняла, получив реальную возможность пользоваться и распоряжаться указанной взяткой в виде денег.

Продолжая реализовывать свой вышеуказанный преступный умысел и исполняя условия своей договоренности с Ф.М.А., <Дата> МелехинаТ.М., являясь членом государственной экзаменационной комиссии указанного образовательного учреждения при защите выпускных квалификационных работ по специальности <данные изъяты> в ходе защиты вышеуказанной выпускной квалификационной работы Ф.М.А., являясь должностным лицом, и, понимая, что ее действия носят незаконный характер, действуя из корыстных побуждений, задала Ф.М.А. вопрос, на который он смог ответить положительно, с учетом незаконно изготовленной и переданной ею выпускной квалификационной работы по специальности <данные изъяты>, незаконно способствуя в силу своего должностного положения в получении положительной оценки по результатам защиты ВКР.

<Дата> студент очной формы обучения Ф.М.А. по специальности «<данные изъяты><данные изъяты> защитил выпускную квалификационную работу по теме: <данные изъяты>, которую он самостоятельно не изготавливал (не выполнял) и по результатам защиты, членами государственной экзаменационной комиссии, неосведомленными о преступных действиях Мелехиной Т.М., ему выставлена положительная оценка «хорошо», тем самым, Мелехина Т.М., являясь должностным лицом, способствовала в силу своего должностного положения защите Ф.М.А. указанной выпускной квалификационной работы, самостоятельно не выполненной им, в ходе государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и получении положительной оценки по результатам её защиты.

На основании решения государственной экзаменационной комиссии Ф.М.А.. в результате указанных незаконных действий Мелехиной Т.М. признан лицом, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, и ему <Дата><данные изъяты> выдан документ об образовании и о квалификации, подтверждающий получение среднего профессионального образования по специальности в соответствии с лицензией – диплом о среднем профессиональном образовании.

В судебном заседании подсудимая Мелехина Т.М. вину признала, в содеянном раскаялась, показала суду, что работала преподавателем в <данные изъяты>, в период защиты дипломных проектов она входила в ГЭК в качестве члена комиссии, являлась классным руководителем студента Свидетель №1<Дата> последний в кабинете в здании <данные изъяты> попросил ее подготовить для него дипломный проект по специальности <данные изъяты> на тему «<данные изъяты>», на что она согласилась за материальное вознаграждение в сумме <данные изъяты>, Ф.М.А. ответил согласием. При этом на тот момент она уже знала, что будет являться членом ГЭК по специальности <данные изъяты>, и что впоследствии будет оценивать дипломные проекты по указанной специальности в качестве члена ГЭК. В <Дата> у себя дома она написала дипломный проект Ф.М.А. по специальности <данные изъяты>» на тему <данные изъяты> после чего в кабинете в помещении <данные изъяты> передала Ф.М.А.. готовый дипломный проект, презентацию, пояснительную записку, пять чертежей, скопировав данные документы, с использованием своего рабочего компьютера с флеш-карты, которая принадлежит ей, на флеш-карту, которая принадлежала Ф.М.А. Презентация состояла из слайдов, которые дублировали основные положения дипломного проекта, написанного ею для Ф.М.А. Также она объяснила последнему каким образом ему следует выучить написанный ею дипломный проект и подготовиться к защите данного дипломного проекта. После этого в <Дата> она получила от Ф.М.А. денежные средства в сумме <данные изъяты> путём банковского перевода. Защита дипломных проектов по специальности <данные изъяты> в <Дата> проходила в одном из учебных кабинетов <данные изъяты>, она являлась членом государственной экзаменационной комиссии по специальности <данные изъяты>. В качестве члена ГЭК она задавала Ф.М.А. вопросы по его дипломному проекту, на которые тот мог бы ответить в силу своих знаний, в итоге он получил положительную оценку «хорошо», которая ему была поставлена по коллегиальному решению комиссии.

Виновность подсудимой в совершении описанного выше преступления подтверждается совокупностью следующих исследованных в судебном заседании доказательств, достаточных для разрешения дела.

Согласно показаниям свидетеля Ф.М.А на следствии, оглашенным в суде в порядке ч.1 ст.281 УПК РФ, он является студентом <данные изъяты>, проходит обучение по специальности <данные изъяты>, его преподаватель и классный руководитель – Мелехина Т.М. Получив в <Дата> тему своего дипломного проекта, он понял, что самостоятельно подготовить и защитить дипломный проект не сможет, в связи с чем в кабинете в здании колледжа примерно в период с <Дата> по <Дата> он попросил Мелехину Т.М. изготовить ему дипломный проект, а также помочь в его защите, на что Мелехина Т.М. согласилась и обозначила, что за это необходимо передать ей вознаграждение в сумме <данные изъяты>. В начале <Дата> в кабинет колледжа Мелехина Т.М. сообщила, что уже подготовила ему дипломный проект, презентацию, пояснительную записку, пять чертежей, после чего скинула их ему на его флеш-карту. При передаче Мелехина Т.М. пояснила ему, что для положительной оценки он должен просто прочитать дипломный проект, тогда он гарантировано получит положительную оценку. В последующем он с использованием приложения <данные изъяты> на своем телефоне перевел денежное вознаграждение в сумме <данные изъяты> на банковский счет Мелехиной Т.М., который был привязан к её мобильному телефону. В <Дата> состоялась защита дипломного проекта, на которой также присутствовала Мелехина Т.М. В ходе защиты дипломного проекта он просто прочитал презентацию, подготовленную Мелехиной Т.М., после этого ему задала несложный вопрос Мелехина Т.М., на который он ответил. По итогу защиты дипломного проекта он получил оценку хорошо (т.2 л.д.39-42).

Из оглашенных показаний свидетеля Ф.Л.В. следует, что ее сын Ф.М.А. являлся студентом <данные изъяты>, обстоятельства написания им дипломного проекта ей не известны, сын подрабатывал, полученную заработную плату тратил самостоятельно (т.2 л.д.49-52).

Свидетель А.В.В. суду показал, что работает преподавателем в <данные изъяты>, с Мелехиной Т.М. знаком, характеризует ее как грамотного специалиста. В <Дата> он в соответствии с приказом директора указанного колледжа входил в ГЭК, куда также входила и Мелехина Т.М., председателем ГЭК являлся П.Ю.Н. Студент Ф.М.А.. ему знаком, так как ранее он у него был преподавателем. Ф.М.А. защищал дипломный проект по теме «<данные изъяты>, работа была подготовлена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе, включала в себя: пояснительную записку, графическую часть и презентацию. К нему в день защиты дипломных проектов никто не обращался, чтобы он проявил к кому-нибудь лояльность и не задавал сложных вопросов.

Свидетель Х.И.Г. сообщила суду, что работает преподавателем в <данные изъяты>. В <Дата> была назначена рецензентом по специальности <данные изъяты> дипломного проекта Ф.М.А. по теме «<данные изъяты>. При этом обучающийся указанного колледжа обязан вести систематическую подготовительную работу с литературой и другими источниками информации; поддерживать связь с руководителем, регулярно информируя его о ходе работы, то есть обучающийся должен самостоятельно выполнять свою выпускную квалификационную работу (дипломный проект). В её обязанности в качестве рецензента дипломного проекта входит: проверка пояснительной записки и графической части студента-выпускника в зависимости от задания на дипломный проект. Порядок предоставления студентом-выпускником дипломного проекта ей в качестве рецензента заключается в следующем: студент-выпускник под руководством руководителя дипломного проекта выполняет дипломный проект, оформляет его надлежащим образом в соответствии с единой системой конструкторской документации, печатает и сшивает дипломный проект, получает отзыв от руководителя дипломного проекта и только после выполнения всех вышеуказанных действий направляется к ней для получения рецензии. В начале <Дата> студент Ф.М.А.. принес ей свой дипломный проект с графической частью и отзывом руководителя, она проверила пояснительную записку и графическую часть дипломного проекта на их соответствие с единой системой конструкторской документации (далее - ЕСКД) и между собой, то есть, чтобы в дипломном проекте не было противоречий между пояснительной запиской и графической частью. После чего ею была составлена рецензия на выпускную квалификационную работу, в которой она указала, что содержание дипломного проекта Ф.М.А. соответствовало его теме, тема раскрыта полностью, содержание дипломного проекта Ф.М.А. логично. Выпускная квалификационная работа (дипломный проект) Ф.М.А. соответствовала квалификационным требованиям. К ней как к рецензенту до начала проверки пояснительной записки и графической части дипломного проекта, так и во время осуществления ею указанной выше проверки и составления рецензии, а также после составления ею рецензии никто не обращался с просьбой выставить конкретную оценку студенту Ф.М.А. и составить соответствующую рецензию.

Свидетель К.С.В. суду показала, что она работает преподавателем в <данные изъяты>, с <Дата> является <данные изъяты>, с Мелехиной Т.М. она знакома, характеризует ее как грамотного и исполнительного преподавателя. В <Дата> она в соответствии с приказом директора колледжа вошла в ГЭК, помимо неё в данную комиссию входила Мелехина Т.М., председателем ГЭК являлся П.Ю.Н. Процесс защиты дипломных проектов происходит следующим образом, студент-выпускник заходит в учебный кабинет, заносит графическую часть свой работы, после чего начинается защита дипломного проекта. После чего студент - выпускник рассказывает основные положения своего дипломного проекта, после чего члены ГЭК задают студенту – выпускнику вопросы. После этого ответивший студент покидает учебную аудиторию, заходит следующий. Впоследствии, а именно после того, как все студенты-выпускники защитили свои дипломные проекты, каждый член ГЭК озвучивает оценку, которую он считает нужным поставить конкретному студенту, после этого председатель ГЭК решает, какую итоговую оценку поставить каждому студенту-выпускнику, то есть «последнее слово» остается за председателем ГЭК. Дипломный проект Ф.М.А. по теме «<данные изъяты> был подготовлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе. Данный дипломный проект Ф.М.А. включал в себя: пояснительную записку, графическую часть и презентацию, на которую тот опирался в ходе защиты своего дипломного проекта. К ней никто не обращался, чтобы она проявила к кому-нибудь лояльность и не задавала сложных вопросов, в частности, Мелехина Т.М. Мнение каждого члена ГЭК учитывается при выставлении оценки студенту-выпускнику, то есть Мелехина Т.М. могла повлиять на итоговую оценку Ф.М.А., когда озвучивала свое мнение по поводу оценки, которую последняя считает нужным поставить Ф.М.А. При этом итоговую оценку определяет председатель ГЭК с учетом мнения всех членов комиссии.

Свидетель П.Ю.Н. суду сообщил, что в <Дата> в соответствии с приказом директора <данные изъяты> он вошел в ГЭК в качестве председателя по специальности «<данные изъяты>, помимо него также вошли: К.С.В., которая являлась заместителем председателя ГЭК, преподаватели: Мелехина Т.М., А.В.В.; Х.И.Г.; секретарь – К.Е,В. В его обязанности в качестве председателя ГЭК входило: проверка дипломного проекта, заслушивание выступления студента-выпускника, выставление оценки, подписание соответствующей документации. Дипломный проект Ф.М.А. по теме <данные изъяты> был подготовлен в соответствии с требованиями, предъявляемыми к выпускной квалификационной работе. Данный дипломный проект Ф.М.А. включал в себя: пояснительную записку, графическую часть и презентацию. К нему никто не обращался, чтобы он проявил к кому-нибудь лояльность и не задавал сложных вопросов. Во время защиты дипломных проектов он сидел за одним столом с другими членами ГЭК, А,В.В. сидел за отдельным столом, так как тот переключал слайды в презентации, К.Е.В. также сидела за отдельным столом, так как вела протокол защиты. Мнение каждого члена ГЭК учитывается им при выставлении оценки студенту-выпускнику, в том числе мнение Мелехиной Т.М., итоговую оценку определял он как председатель ГЭК с учетом мнения всех членов комиссии.

Из оглашенных показаний свидетеля К.Е,В. следует, что она работает преподавателем в <данные изъяты>, в <Дата> она не входила в ГЭК по специальности «<данные изъяты>, а являлась секретарем ГЭК, никакого участия в обсуждении итоговой оценки не принимала, к ней никто не обращался за оказанием какой-либо помощи или содействия студентам-выпускникам (т.2 л.д.8-13).

Согласно оглашенным показаниям свидетеля М.А.В., он являлся руководителем дипломного проекта Ф.М.А., последний к нему как к руководителю за консультацией не обращался, в июне 2021 года последний представил ему готовый дипломный проект (т.2 л.д.89-93).

Обстоятельства того, что Мелехина Т.М. является должностным лицом подтверждаются следующими доказательствами:

согласно п. 1.1, 1.3, 1.6 Положения о <данные изъяты> утвержденным Постановлением <данные изъяты><Дата><№>, <данные изъяты>» является обособленным структурным подразделением <данные изъяты> и располагается по адресу: <адрес> Колледж создан в целях практической подготовки обучающихся по соответствующим образовательным программам, путем реализации образовательной организацией части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление и развитие умений и компетенций, и включающей возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научной деятельности. Предметом деятельности колледжа являются: подготовка кадров по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии; реализация образовательных программ; реализация основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ и дополнительных общеобразовательных программ (т. 1 л.д. 162-172);

согласно постановлению <данные изъяты> по вопросу переименования <данные изъяты> от <Дата>, <данные изъяты> переименован в <данные изъяты> (сокращенное наименование – <данные изъяты>) (т. 1 л.д. 159-160);

согласно трудового договора <№> от <Дата>, заключенного между <данные изъяты> и Мелехиной Т.М., последняя принята на работу по должности «преподаватель», трудовой договор действует с <Дата> на неопределенный срок, а также в котором указано, что трудовые функции Мелехиной Т.М. могут быть уточнены в должностной инструкции, которая обязательна для исполнения Мелехиной Т.М. (т. 1 л.д. 206-208);

в соответствии с должностной инструкцией преподавателя, утвержденной директором <данные изъяты>Л.В.В. от <Дата>, преподаватель колледжа, помимо прочего, обязан: проводить обучение обучающихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и должен обеспечить высокую эффективность образовательного процесса, систематически заниматься повышением своей квалификации, организовывать и контролировать самостоятельную работу обучающихся, формировать у обучающихся профессиональные умения и навыки, подготавливать их к применению полученных знаний в практической деятельности, поддерживать учебную дисциплину, контролировать режим посещения занятий, а также преподаватель колледжа, помимо прочего, имеет право самостоятельно определять педагогические методы и средства обучения, обеспечивающие высокое качество учебного процесса; преподаватель колледжа несёт ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка колледжа в пределах, определённых трудовым законодательством Российской Федерации, за совершенные в процессе своей деятельности правонарушения в пределах, определённых административным, уголовным и гражданским законодательством, за соблюдение конфиденциальности при обращении с информацией, содержащей персональные данные субъекта персональных данных (т. 1 л.д. 212-215);

в соответствии с п. 1.7 Положения о проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в <данные изъяты>, принятого <данные изъяты> (протокол <№> от <Дата>) и утвержденного и<данные изъяты>, государственная итоговая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями, которые создаются по каждой образовательной программе среднего профессионального образования, реализуемой в структурных подразделениях Университета, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 2.1 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, государственная экзаменационная комиссия формируется из числа педагогических работников структурных подразделений Университета, лиц, приглашенных из сторонних организаций, в том числе педагогических работников, представителей работодателей или их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники. В соответствии с п. 3.1 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, формами государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее по тексту – ФГОС СПО) являются защита выпускной квалификационной работы и (или) государственный(ые) экзамен(ы), в том числе в виде демонстрационного экзамена. В зависимости от осваиваемой образовательной программы СПО и в соответствии с требованиями ФГОС СПО, выпускная квалификационная работа (далее по тексту - ВКР) может выполняться в виде дипломной работы (дипломного проекта) и (или) демонстрационного экзамена. В соответствии с п. 3.4 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, студенту предоставляется право выбора темы ВКР, в том числе предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки для практического применения. Выбор темы ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) обучающиеся осуществляют до начала производственной (преддипломной) практики, что обусловлено необходимостью сбора практического материала в период ее прохождения. Закрепление за студентами тем ВКР (дипломных работ, дипломных проектов) осуществляется приказом руководителя структурного подразделения Университета. В соответствии с п. 3.9 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, для подготовки ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультант (консультанты) по отдельным частям работы (проекта) (экономическая, технологическая, конструкторская и т.п. части). Назначение руководителей и консультантов осуществляется приказом руководителя структурного подразделения Университета. В соответствии с п. 3.10 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, в обязанности руководителя ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) входит: разработка задания для выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); разработка календарного графика выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) (форма графика представлена в приложении 5) и осуществление контроля за соблюдением студентом календарного графика выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); консультирование студента по вопросам содержания ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) и последовательности выполнения работ в соответствии с заданием; координация работы консультанта (консультантов) по отдельным разделам ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); предоставление письменного отзыва на ВКР (дипломной работы, дипломного проекта). Руководитель ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) имеет право присутствовать на защите ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) с правом совещательного голоса. В обязанности консультанта ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) входит: руководство подготовкой и выполнением ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) в части содержания консультируемого вопроса; консультирование студента в определенной части содержания ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) и последовательности выполнения работ, намеченных консультантом; контроль за ходом выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) в части содержания консультируемого вопроса в соответствии с графиком выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); проверка выполненной студентом работы в части содержания консультируемого вопроса, предоставление информации о качестве работы руководителю ВКР (дипломной работы, дипломного проекта). Консультант ставит свою подпись на титульном листе ВКР (дипломной работы, дипломного проекта). В соответствии с п. 3.11 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, ВКР (дипломная работа, дипломный проект) подлежит обязательному рецензированию. Внешнее рецензирование проводится с целью обеспечения независимой объективной оценки ВКР (дипломной работы, дипломного проекта). В состав рецензентов могут входить представители предприятий, организаций, их объединений, направление деятельности которых соответствует области профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, центров оценки квалификаций. Рецензенты определяются не позднее, чем за месяц до защиты. В соответствии с п. 3.12 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, рецензия должна включать: заключение о соответствии ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) заявленной теме и заданию; оценку качества выполнения разделов ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); заключение о практической значимости ВКР (дипломной работы, дипломного проекта); общую оценку качества выполнения ВКР (дипломной работы, дипломного проекта). В соответствии с п. 3.13 и п. 3.14 Положения Положение о проведении государственной итоговой аттестации, рецензент передает рецензию на ВКР (дипломную работу, дипломный проект) председателю предметно-цикловой комиссии структурного подразделения Университета. Содержание рецензии доводится до сведения обучающегося не позднее, чем за 2 дня до защиты ВКР (дипломной работы, дипломного проекта). В соответствии с п. 3.16 Положения о проведении государственной итоговой аттестации, по окончании работы, ВКР (дипломная работа, дипломный проект), подписанная студентом и консультантом (консультантами) предоставляется руководителю для проверки. Руководитель проверяет качество работы (проекта), подписывает ее и вместе с заданием, отзывом передает председателю методической комиссии. Допуск ВКР (дипломной работы, дипломного проекта) к защите оформляется приказом руководителя структурного подразделения Университета (т. 1 л.д. 53-76);

в соответствии с Приказом <данные изъяты> от <Дата><№> «<данные изъяты>», для проведения государственной итоговой аттестации выпускников колледжа <Дата> учебного года назначены государственные экзаменационные комиссии, в числе прочих членов по специальности «<данные изъяты>, вошла преподаватель специальных дисциплин Мелехина Т.М. (т. 1 л.д. 208-210).

В соответствии с Приказом <данные изъяты> от <Дата><№> «<данные изъяты>», студент Ф.М.А., имеющий тему «<данные изъяты>, выпускной квалификационной работы по специальности <данные изъяты>, был закреплен за М.А.В., на которого в порядке руководства и рецензирования выпускной квалификационной работы была возложена ответственность за проверку выполнения данной работы (по частям и в целом), подготовку отзыва о работе обучающегося в период подготовки выпускной квалификационной работы, характеризующей возможность допуска к защите на заседании государственной экзаменационной комиссии (т. 1 л.д. 217-221);

В соответствии с п. 1.1 Положения о выпускной квалификационной работе, утвержденного <данные изъяты> от <Дата>, выпускные квалификационные работы (ВКР) выполняются в форме дипломной работы или дипломного проекта. В соответствии с п. 1.2 и п. 1.3 Положения о выпускной квалификационной работе, утвержденного <данные изъяты> от <Дата>, ВКР - последняя учебная работа студента, имеющая научно-исследовательский характер и подводящая итог занятий в университете. ВКР способствует систематизации и закреплению знаний выпускника по специальности при решении конкретных задач, а также выяснению уровня подготовки выпускника к самостоятельной работе. Работа над ВКР проводится под руководством и контролем выпускающей цикловой комиссии, утверждающей научного руководителя и рецензента. За принятые в ВКР решения и за достоверность полученных результатов отвечает студент - автор работы. В соответствии с п. 2.2 Положения о выпускной квалификационной работе, ВКР должна иметь строго индивидуальный характер. При выполнении коллективного исследования каждый из его участников описывает и защищает результаты своей части работы. В соответствии с п. 4.1-4.3 Положения о выпускной квалификационной работе, для подготовки выпускной квалификационной работы каждому студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Руководитель и консультанты назначаются и утверждаются на заседании цикловой комиссии. Руководителями ВКР могут быть преподаватели колледжа, работники из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью реализуемой программы, имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет. В обязанности руководителя входит: оказание помощи в выборе темы исследования, постановке его цели и задач, выдвижении гипотезы (при необходимости), определении методики исследования; осуществление контроля за выполнением работы; составление задания по работе; написание отзыва о работе студента. В соответствии с п. 7.1-7.7 Положения о выпускной квалификационной работе, при защите ВКР проверяется готовность выпускника к решению профессиональных задач, уровень сформированности компетенций, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом специальности, оценивается приобретенный выпускником в процессе обучения практический опыт, способность аргументировано обосновывать и защищать работу/проект. Процедура защиты ВКР определяется Положением о порядке проведения государственной итоговой аттестации выпускников колледжа. В соответствии с этим Положением к защите допускается студент, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по осваиваемой образовательной программе среднего профессионального образования. Администрация колледжа предоставляет в ГЭК сводную ведомость оценок выпускников по теоретическим дисциплинам, курсовым работам и практикам, а также приказ о допуске студентов к защите ВКР. Защита осуществляется в соответствии с графиком учебного процесса и расписанием защиты, утвержденным зам. директора по учебной работе. График защиты доводится до общего сведения не позднее, чем за месяц до первого заседания ГЭК. Защита выпускных квалификационных работ проводится на открытом заседании ГЭК. На защите выпускнику предоставляется слово для доклада (время доклада - не более 10 мин). После доклада студенту - автору работы задаются вопросы членами ГЭК и присутствующими. После ответов на вопросы зачитывается отзыв рецензента (предоставляется слово рецензенту), отзыв руководителя и предоставляется выпускнику слово для ответа на замечания рецензента, если таковые имеются. Общая длительность защиты одной работы - не более 30 минут. Оценка выпускной квалификационной работы («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно») проводится на закрытом заседании ГЭК в результате обсуждения и открытого голосования с правом решающего голоса председателя ГЭК, и оглашается в день защиты после оформления в установленном порядке протокола заседания ГЭК (т. 1 л.д. 173-176).

Согласно протоколу осмотра места происшествия от <Дата> в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, изъяты следующие документы: должностная инструкция (заверенная копия на 5 листах) «Преподавателя», утвержденная <данные изъяты> от <Дата>; листок ознакомления (заверенная копия на 1 листе) с должностной инструкцией «Преподавателя» от <Дата>; выписка из приказа (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (дата составления <Дата>), согласно которому Мелехиной Т. М. был предоставлен отпуск с <Дата> по <Дата>; трудовой договор <№> (на 3 листах) от <Дата>; трудовой договор <№> (на 3 листах) от <Дата>; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (на 2 листах) – отчетный период с <Дата> по <Дата>; учет рабочего времени Мелехиной Т.М. за отчетный период: итого отработано за месяц <данные изъяты>; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (на 2 листах) – отчетный период с <Дата> по <Дата>; учет рабочего времени Мелехиной Т.М. за отчетный период: итого отработано за месяц <данные изъяты>; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (на 2 листах) – отчетный период с <Дата> по <Дата>; учет рабочего времени Мелехиной Т.М. за отчетный период: итого отработано за месяц <данные изъяты>; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (на 2 листах) – отчетный период с <Дата> по <Дата>; учет рабочего времени Мелехиной Т.М. за отчетный период: итого отработано за месяц <данные изъяты>; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (на 2 листах) – отчетный период с <Дата> по <Дата>; учет рабочего времени Мелехиной Т.М. за отчетный период: итого отработано за месяц <данные изъяты>; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (на 2 листах) – отчетный период с <Дата> по <Дата>; учет рабочего времени Мелехиной Т.М. за отчетный период: итого отработано за месяц <данные изъяты>; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (на 2 листах) – отчетный период с <Дата> по <Дата>; учет рабочего времени Мелехиной Т.М. за отчетный период: итого отработано за месяц <данные изъяты>; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (на 2 листах) – отчетный период с <Дата> по <Дата>; учет рабочего времени Мелехиной Т.М. за отчетный период: итого отработано за месяц <данные изъяты>; табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда (на 2 листах) – отчетный период с <Дата> по <Дата>; учет рабочего времени Мелехиной Т.М. за отчетный период: итого отработано за месяц <данные изъяты>; протокол заседания (заверенная копия на 3 листах) методического совета от <Дата><№>; приказ заместителя директора (заверенная копия на 10 листах) по учебной работе <данные изъяты> от <Дата><№> «<данные изъяты>»; приказ директора (заверенная копия на 4 листах) <данные изъяты> от <Дата><№> «<данные изъяты>»; протокол <№> (заверенная копия на 2 листах) заседания государственной экзаменационной комиссии по защите выпускной квалификационной работы (дипломный проект) и присвоения квалификации по специальности; протокол <№> (заверенная копия на 2 листах) заседания государственной экзаменационной комиссии по защите выпускной квалификационной работы (дипломный проект) и присвоения квалификации по специальности <данные изъяты> очная форма обучения от <Дата>; заверенная копия диплома (на 3 листах) о среднем профессиональном образовании Ф.М.А., с приложением к диплому Ф.М.А.<№>; дипломный проект (дипломная работа) Ф.М.А. в <данные изъяты>; зачетная книжка (на 20 листах)<№>Ф.М.А. (т. 1 л.д. 21-25).

<Дата> из <данные изъяты> в УМВД России по городу Саратову поступил оптический CD-R диск, на котором имеется детализация движения денежных средств по расчетным счетам Мелехиной Т.М., зафиксирован факт поступления на счет <данные изъяты> от Ф.М.А, (т. 1 л.д. 190-191).

Изъятые предметы и документы в ходе предварительного следствия были осмотрены, о чем составлен протокол осмотра от <Дата> (т. 1 л.д. 192-225), после чего постановлением от <Дата> признаны и приобщены к материалам дела в качестве вещественных доказательств (т.1 л.д.227-232).

Все доказательства судом проверены в соответствии с требованиями ст.87 УПК РФ и оценены с учетом правил, предусмотренных ст.ст.17,88 УПК РФ. В соответствии с требованиями указанных статей суд считает вышеуказанные исследованные доказательства допустимыми, достоверными, относимыми к рассматриваемому событию. Приведенные доказательства полностью согласуются между собой, соответствуют фактам объективной действительности, а их совокупность является достаточной для вывода суда о доказанности вины Мелехиной Т.М. в совершении инкриминируемого ей преступления.

Оценивая показания подсудимой Мелехиной Т.М., суд признает их достоверными, поскольку они согласуются с другими доказательствами, свидетельствующими о виновности подсудимой в совершении преступления. Оснований для самооговора подсудимой суд не установил.

Оценивая показания свидетелей, суд признает их достоверными, поскольку они обстоятельны, подробны, последовательны, категоричны, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, не содержат существенных противоречий между собой, состоят в прочной взаимосвязи с другими доказательствами, исследованными в судебном заседании.

Оснований для оговора подсудимой Мелехиной Т.М. указанными свидетелями, существенных противоречий по обстоятельствам, касающимся существа обвинения, которые бы могли повлиять на выводы о виновности подсудимой, не усматривается. Каких-либо сведений о нахождении свидетелей в состоянии, при котором могли возникнуть сомнения в их способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания, по делу не установлено.

Вся совокупность приведенных в приговоре уличающих подсудимую доказательств, с бесспорностью свидетельствует о том, что Мелехина Т.М., работая в должности преподавателя <данные изъяты>. и являясь членом государственной экзаменационной комиссии по специальности <данные изъяты>, являясь должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции, имея полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия в проведении итоговой аттестации студентов и выставления им оценок, получала от студента взятку в виде денег за изготовление от его имени выпускной квалификационной работы, а именно дипломного проекта, презентации, пояснительной записки, графической части (пять чертежей), а также за способствование в силу своего должностного положения при защите им указанной выпускной квалификационной работы, самостоятельно не выполненной им, в ходе государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования и получении положительной оценки по результатам её защиты.

Органом предварительного следствия действия Мелехиной Т.М. квалифицированы по ч.3 ст.290 УК РФ как получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие).

Исходя из обстоятельств совершения подсудимой преступления, суд исключает из объема предъявленного обвинения совершение незаконного бездействия, как излишне вмененного.

Суд квалифицирует действия подсудимой Мелехиной Т.М. по ч.3 ст.290 УК РФ как получение должностным лицом взятки за незаконные действия.

Как следует из материалов дела, подсудимая Мелехина Т.М. на учете у врача психиатра не состояла и не состоит. Принимая во внимание поведение подсудимой во время судебного разбирательства и материалы дела, суд признает Мелехину Т.М. вменяемой, подлежащей уголовной ответственности и наказанию.

При назначении наказания Мелехиной Т.М. суд в соответствии с положениями ст.ст. 6 и 60 УК РФ учитывает: характер и степень общественной опасности преступления, личность виновной, в том числе обстоятельства, смягчающие наказание, влияние назначенного наказания на исправление Мелехиной Т.М. и на условия жизни ее семьи.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Мелехиной Т.М., суд в соответствии с ч. 1 ст. 61 УК РФ признает: явку с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, а также в соответствии с ч. 2 ст. 61 УК РФ учитывает таковыми: состояние здоровья Мелехиной Т.М., состояние здоровья ее родственников, в том числе наличие у <данные изъяты>, осуществление подсудимой ухода <данные изъяты>, наличие лиц на иждивении, наличие положительных характеристик, раскаяние подсудимой в содеянном, полное признание вины, совершение преступления впервые.

Предусмотренных ст. 63 УК РФ обстоятельств, отягчающих наказание, судом не установлено.

Учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, конкретные обстоятельства дела, суд считает, что наказание подсудимой должно быть назначено в виде лишения свободы.

Принимая во внимание совокупность смягчающих наказание обстоятельств, данные о личности подсудимой, суд приходит к выводу, что исправление подсудимой возможно без реального отбывания наказания с применением положений ст.73 УК РФ.

Поскольку санкцией ч.3 ст.290 УК РФ предусмотрено альтернативное назначение дополнительного вида наказания, суд, учитывая совокупность смягчающих наказание обстоятельств и материальное положение подсудимой, находит возможным не назначать Мелехиной Т.М. дополнительное наказание в виде штрафа и в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, поведением Мелехиной Т.М. во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления и позволяющих назначить наказание в соответствии со ст. 64 УК РФ, суд не усматривает.

Совершенное подсудимой преступление в соответствии с ч.4 ст.15 УК РФ относится к категории тяжких.

Принимая во внимание способ совершения преступления, степень реализации преступных намерений, вид умысла, мотив, цель совершения деяния, а также другие фактические обстоятельства совершенного преступления, не свидетельствующие о меньшей степени его общественной опасности, суд не усматривает оснований для изменения категории преступления, совершенного Мелехиной Т.М., связи с этим основания для применения положений ст. 76.2 УК РФ у суда отсутствуют.

Оснований, освобождающих подсудимую от уголовной ответственности и отбывания наказания, или применения отсрочки отбывания наказания, вынесения в отношении нее обвинительного приговора без назначения наказания, а также для прекращения уголовного дела или уголовного преследования судом не установлено.

Оснований для применения положений ст.53.1 УК РФ суд не усматривает.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 308 УПК РФ суд для обеспечения исполнения приговора принимает решение об оставлении без изменения ранее избранной в отношении Мелехиной Т.М. меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу.

Вопрос о судьбе вещественных доказательств суд разрешает в соответствии с ч. 3 ст. 81 УПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 296-299, 307-309 УПК РФ,

приговорил:

Мелехину Т. М. признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.290 УК РФ, и назначить ей наказание в виде лишения свободы на срок 3 года.

В соответствии со ст. 73 УК РФ назначенное осужденной Мелехиной Т.М. наказание считать условным с испытательным сроком 1 год, в течение которого она должна своим поведением доказать исправление. Обязать осужденную в указанный период не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного, периодически являться в данный орган на регистрацию.

Меру пресечения в отношении Мелехиной Т.М. оставить без изменения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу.

Вещественные доказательства: должностную инструкцию «Преподавателя», листок ознакомления с должностной инструкцией «Преподавателя» от <Дата>, выписку из приказа (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику, трудовой договор <№> от <Дата>, трудовой договор <№> от <Дата>, табеля учета рабочего времени и расчета оплаты труда, учеты рабочего времени Мелехиной Т.М. за отчетный период, протокол заседания методического совета от <Дата><№>; приказ заместителя директора по учебной работе <данные изъяты> от <Дата><№> «<данные изъяты>», приказ <данные изъяты> от <Дата><№> «<данные изъяты>»; протокол <№> заседания государственной экзаменационной комиссии по защите выпускной квалификационной работы (дипломный проект) и присвоения квалификации по специальности, протокол <№> заседания государственной экзаменационной комиссии по защите выпускной квалификационной работы (дипломный проект) и присвоения квалификации по специальности <данные изъяты> заверенную копию диплома о среднем профессиональном образовании Ф.М.А. с приложением к диплому, дипломный проект (дипломная работа) Ф.М.А. в <данные изъяты>, графическая часть из 4 листов формата А1 (чертежи), оптический CD-R диск, хранящиеся при уголовном деле, по вступлении приговора в законную силу, хранить при уголовном деле.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Саратовского областного суда через Заводской районный суд города Саратова в течение 10 суток со дня провозглашения.

В случае подачи апелляционной жалобы осужденная вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем она должна указать в своей апелляционной жалобе, также осужденная вправе подать свои возражения на поданные апелляционные жалобы или апелляционное представление в письменном виде и ходатайствовать об участии в рассмотрении дела судом апелляционной инстанции.

Судья О.В.Серка