ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОННЫЙ СУД г. НОВОСИБИРСКА — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 1- 36/2010
Поступило в суд 11.12.2007
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
«02» августа 2010 года г. Новосибирск
Судья Центрального районного суда г. Новосибирска Веселых А.Ю.
при секретарях Овчинниковой Я.В., Рублевой Н.В., Малик А.А., Копыловой Т.В.
с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Центрального района г.Новосибирска Трофимовой М.И.
подсудимого ФИО1
защитника - адвоката Сниккарс М.А., предъявившей удостоверение № 498 и ордер № 1 адвокатского кабинета Сниккарс М.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело по обвинению
ФИО1 , ранее не судимого,
в совершении преступления, предусмотренного ст.286 ч.1 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, назначенный на должность руководителя Департамента по тарифам Новосибирской области распоряжением губернатора Новосибирской области от 18.03.2005 № 194-рк, являясь государственным гражданским служащим Новосибирской области – должностным лицом, наделенным в силу п.4.6 «Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области», утвержденного постановлением губернатора Новосибирской области от 15.04.2005 № 213, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями в государственном органе, совершил действия, явно выходящие за пределы его полномочий и повлекшие существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства, то есть превышение должностных полномочий при следующих обстоятельствах.
Согласно части первой статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 184) размер платы граждан за жилое помещение и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст.156-157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, устанавливаемым в соответствии с указанной статьей. В соответствии с частью второй статьи 6 Федерального закона № 184 предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением, по субъектам Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с указанными индексами – по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, а так же затрат на содержание и ремонт жилья, затрат по оказанию коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» Федеральная служба по тарифам определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и устанавливать предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан на коммунальные услуги по субъектам Российской Федерации (ст. 1, ст. 5.3.1.31.5 Положения).
Постановлением губернатора Новосибирской области от 15.04.2005 № 213 утверждено «Положение о департаменте по тарифам Новосибирской области», в соответствии с п.1.1 которого областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области по государственному регулированию тарифов и ценообразованию является департамент по тарифам Новосибирской области. Наряду с этим, постановлением губернатора Новосибирской области от 02.02.2006 № 5-па «О регулировании тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса на территории Новосибирской области» департамент по тарифам Новосибирской области определен органом исполнительной власти Новосибирской области, устанавливающим предельные индексы (выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Новосибирской области) на очередной финансовый год. 16.01.2006 и.о. губернатора Новосибирской области был утвержден должностной регламент государственного гражданского служащего Новосибирской области, согласно которому должностными обязанностями руководителя департамента по тарифам Новосибирской области – ФИО1 являются организация и контроль выполнения соответствующими структурными подразделениями департамента комплекса работ и подготовку соответствующих решений департамента по осуществлению государственного регулирования тарифов, в том числе на услуги организаций коммунального комплекса.
29.12.2005 Федеральной службой по тарифам был издан приказ № 853 –э/4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а так же предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год» (далее приказ ФСТ России № 853 – э/4), пунктом 3 и приложением 3 к которому установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг по субъектам Российской Федерации, и, в частности, для Новосибирской области они были установлены в размере 120 % (п.п.71 Приложения 3).
В связи с требованиями указанных правовых актов, должностного регламента на руководителя департамента по тарифам Новосибирской области ФИО1 была возложена обязанность установления предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Новосибирской области с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг в размере, не превышающем 120 % и контроль за правильностью установленных индексов. Однако вместо исполнения положения указанных норм, ФИО1, действуя в финансовых интересах коммерческих и муниципальных организаций, поставляющих услуги в сфере ЖКХ за счет нарушения прав и законных интересов населения, находясь в г.Новосибирске, в период времени с 29.12.2005 по 10.02.2006 решил принять меры к увеличению установленных приказом ФСТ России № 853 – э/4 предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов, превышающих установленный данным приказом ФСТ размер 120%, в связи, с чем у ФИО1 сформировался умысел на превышение своих должностных полномочий.
Реализуя возникший умысел, руководитель департамента по тарифам Новосибирской области ФИО1, являясь высшим должностным лицом Новосибирской области, уполномоченным осуществлять реализацию государственной политики в сфере регулирования тарифов и ценообразования, заведомо зная о том, что Законом Новосибирской области от 02.06.2004 № 200-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области» (в редакции Закона Новосибирской области от 09.12.2005 № 357-ОЗ) на территории Новосибирской области сформировано 490 муниципальных образований, в том числе 30 муниципальных районов, 5 городских округов, 455 городских и сельских поселений, осознавая, что в соответствии с частью второй статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ предельные индексы должны быть установлены по каждому муниципальному образованию, а приказом ФСТ России № 853-э/4 для Новосибирской области предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг установлены в размере 120 % по каждому муниципальному образованию, действуя умышленно, явно выходя за пределы предоставленных ему указанными правовыми актами полномочий, находясь в служебном кабинете по адресу <...>, 10.02.2006 издал приказ № 4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиями Новосибирской области на 2006 год», в соответствии с п. 3 и приложением 3 которого предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг, были установлены лишь по 30 муниципальным районам и 5 городским округам. При этом по 9 муниципальным районам и 3 городским округам названные выше предельные индексы на 2006 год ФИО1 были установлены в размере, превышающем 120%. Так, в соответствии с данным приказом предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение в Барабинском районе были установлены в размере 128%, Болотнинском районе – 125%, Доволенском районе – 140%, Коченевском районе – 125%, Черепановском районе – 130%, г.Бердске, - 130%, г.Новосибирске – 150%, предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Баганском районе были установлены в размере 128%, Барабинском районе – 135%, Доволенском районе - 130%, Краснозерском районе – 125%, Купинском районе – 125%, Усть-Таркском районе – 125%, г.Бердске – 130%, г.Искитиме – 128%.
Заведомо незаконный приказ был направлен в указанные муниципальные образования для обязательного исполнения при расчете тарифов для граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в 2006 году, и послужил основанием для увеличения тарифов.
Решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 31.05.2006 пункт 3 приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 10.02.2006 № 4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Новосибирской области на 2006 год» и приложение 3 к данному приказу признаны противоречащими части 3 статьи 4 Федерального закона № 210-ФЗ, пункту 3 и приложению 3 приказа ФСТ России № 853-э/4, и недействительными.
Вместе с тем ФИО1, достоверно зная о решении Центрального районного суда г.Новосибирска от 31.05.2006, вступившем в законную силу, который, признавая незаконным приказ от 10.02.2006, в описательной части указал на недопустимость превышения предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг, утвержденных приказом ФСТ России № 853-э/4 применительно к каждому муниципальному образованию, дополнительном разъяснении ФСТ России от 06.02.2006 № СН-503/12, согласно которому рост совокупного платежа каждого гражданина по сумме жилищных и сумме коммунальных услуг не может превышать предельных индексов, продолжая свои умышленные действия, в нарушение требований указанных правовых актов, ст.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающей, что вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, вопреки статьи 2, части первой статьи 15, статьи 18, статьи 45 Конституции Российской Федерации, определяющих, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность исполнительной власти, государственная защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется, а органы государственной власти, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, осознавая незаконность своих действий, явно выходя за пределы предоставленных ему полномочий, умышленно, не исполняя решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 31.05.2006, не принимая мер к отмене незаконного приказа № 4 от 10.02.2006 и к приведению предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по указанным муниципальным образованиям в соответствие с установленным 29.12.2005 приказом ФСТ России № 853-э/4 размером в 120%, заведомо зная, что установленный приказом порядок обязателен для исполнения муниципальными образованиями, 18.08.2006, находясь в своем служебном кабинете по адресу <...>, издал новый приказ № 17 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Новосибирской области на 2006 год», пунктом 2 и приложением 2 которого установил предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилого помещения и затрат по оказанию коммунальных услуг, будучи установленным, по каждому муниципальному образованию Новосибирской области, по ряду из них вновь превысил предельный индекс, установленный для Новосибирской области приказом ФСТ России № 853-э/4, то есть 120%. Так, предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение в Барабинском районе ФИО1 был установлен в размере 128%, Болотнинском районе – 125%, Доволенском районе – 140%, Коченевском районе – 125%, Черепановском районе – 130%, Ачинском сельсовете – 125%, Байкальском сельсовете – 125%, Баклушевском сельсовете – 140%, г.Барабинске – 128%, Баратаевском сельсовете – 125%, Безменовском сельсовете – 130%, г.Бердске – 130%, г.Болотном - 125%, Боровском сельсовете Болотнинского района – 125%, Бочкаревском сельсовете – 130%, Варламовском сельсовете – 125%, Верх-Мильтюшинском сельсовете – 130%, Волчанском сельсовете – 140%, Дивинском сельсовете – 125%, Доволенском сельсовете – 140%, р.п.Дорогино – 130%, Дупленском сельсовете – 125%, Егоровском сельсовете – 125%, Зудовском сельсовете – 125%, Зюзинском сельсовете – 128%, Ильинском сельсовете – 140%, Индерском сельсовете – 140%, Искровском сельсовете – 130%, Карасевском сельсовете Черепановского района – 130%, Карасевском сельсовете Болотнинского района – 125 %, Козловском сельсовете Барабинского района – 128%, Комарьевском сельсовете – 140%, Корниловском сельсовете – 125%, р.п. Коченево – 125%, Красногривенском сельсовете – 140%, Краснотальском сельсовете – 125%, Кремлевском сельсовете – 125%, Крутологовском сельсовете – 125%, в Кунчурукском сельсовете – 125%, Леснополянском сельсовете – 125%, Майском сельсовете Черепановского района – 130%, Медведском сельсовете – 130%, Межозерном сельсовете – 128%, Новобибеевском сельсовете – 125%, Новомихайловском сельсовете Коченевского района – 125%, Новониколаевском сельсовете Барабинского района – 128%, г.Новосибирске – 150%, Новоспасском сельсовете – 128%, Новочановском сельсовете – 128%, Новоярковском сельсовете – 128%, Овчинниковском сельсовете – 125%, Огнево-Заимковском сельсовете – 130%, Ояшинском сельсовете – 125%, Поваренском сельсовете – 125%, р.п.Посевная – 130%, Прокудском сельсовете – 125%, Пятилетском сельсовете – 130%, Светлополянском сельсовете – 125%, Совхозном сельсовете Коченевского района – 125%, в Согорнском сельсовете – 140%, Суздальском сельсовете – 140%, Таскаевском сельсовете – 128%, Татарском сельсовете – 130%, Травнинском сельсовете – 140%, Устьянцевском сельсовете - 128%, Утянском сельсовете – 140%, Федосихинском сельсовете – 125%, Целинном сельсовете – 125%, г.Черепаново – 130%, р.п.Чик – 125%, Чистопольском сельсовете – 125%, Шагаловском сельсовете – 125%, Шагальском сельсовете – 140%, Шурыгинском сельсовете – 130%, Щербаковском сельсовете Барабинского района – 128%, Шубинском сельсовете – 128%, Ярковском сельсовете Доволенского района – 140; предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Баганском районе ФИО1 был установлен в размере 128%, Барабинском районе - 135%, Доволенском районе – 130%, Краснозерском районе – 125%, Купинском районе – 125%, Усть-Таркском районе – 125%, Аксенихинском сельсовете – 125%, Андреевском сельсовете – 128%, Баганском сельсовете – 128%, Баклушевском сельсовете – 130%, г.Барабинске - 135%, г.Бердске – 130%, Благовещенском сельсовете – 125%, Веселовском сельсовете – 125%, Вишневском сельсовете – 125%, Волчанском сельсовете – 130%, Доволенском сельсовете – 130%, Дубровинском сельсовете Усть-Таркского района – 125%, Еланском сельсовете – 125%, Зубковском сельсовете – 125%, Зюзинском сельсовете – 135%, в Ивановском сельсовете – 128%, Ильинском сельсовете – 130%, Индерском сельсовете – 130%, г.Искитиме – 128%, Казанакском сельсовете – 125%, Казанском сельсовете – 128%, Кайгородском сельсовете – 125%, Камышевском сельсовете – 125%, Козинском сельсовете – 125%, Козловском сельсовете Барабинского района – 135%, Колыбельском сельсовете – 125%, Комарьевском сельсовете – 130%, Коневском сельсовете – 125%, Копкульском сельсовете – 125%, Красногривенском сельсовете – 130%, р.п.Краснозерское – 125%, Кузнецовском сельсовете – 128%, г.Купино – 125%, Кушаговском сельсовете – 125%, Ленинском сельсовете – 125%, Лобинском сельсовете – 125%, Лозовском сельсовете – 128%, Лотошанском сельсовете – 125%, Лягушенском сельсовете – 125%, Майском сельсовете Краснозерского района – 125%, Медяковском сельсовете – 125%, Межозерном сельсовете – 135%, Метелевском сельсовете – 125%, Мироновском сельсовете – 128%, Мохнатологовском сельсовете – 125%, Нижнечеремошнинском сельсовете – 125%, Новоключевском сельсовете – 125%, в Новониколаевском сельсовете Барабинского района – 135%, Новониколаевском сельсовете Купинского района – 125%, Новоникольском сельсовете – 125%, Новосельском сельсовете – 125%, Новосилишинском сельсовете – 125%, Новоспасском сельсовете – 135%, Новочановском сельсовете – 135%, Новоярковском сельсовете – 135%, Октябрьском сельсовете Краснозерского района – 125%, Орехово-Логовском сельсовете – 125%, Палецком сельсовете – 128%, Побединском сельсовете – 125%, Половинском сельсовете – 125%, Полойском сельсовете – 125%, Рождественском сельсовете – 125%, Савкинском сельсовете – 128%, Садовском сельсовете – 125%, Светловском сельсовете – 125%, Сибирском сельсовете – 125%, Согорнском сельсовете – 130%, Стеклянском сельсовете – 125%, Суздальском сельсовете – 130%, Таскаевском сельсовете – 135%, Травинском сельсовете – 130%, Угуйском сельсовете – 125%, Усть-Таркском сельсовете – 125%, Устьянцевском сельсовете – 135%, Утянском сельсовете – 130%, Чаинском сельсовете – 125%, Шагальском сельсовете – 130%, Щербаковском сельсовете Барабинского района – 135%, Щербаковском сельсовете Усть-Таркского района – 125%, Шубинском сельсовете – 135%, Ярковском сельсовете Доволенского района – 130%, Яркуль-Матюшкинском сельсовете – 124%, Яркульсокм сельсовете Купинского района – 125%, Яркульском сельсовете Усть-Таркского района – 125%.
Однако данный приказ не был направлен в муниципальные образования Новосибирской области для исполнения в связи с тем, что принятие решения по тарифам находилось под контролем прокуратуры и по результатам проведения проверки приказ был обжалован прокурором Новосибирской области в Центральный районный суд г.Новосибирска. В результате незаконных действий ФИО1 при формировании и исполнении бюджетов муниципальные образования продолжали руководствоваться ранее направленным неотмененным приказом № 4 от 10.02.2006, признанным в соответствии с решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 31.05.2006 недействительным в части 1, 3 приложений 1,3 приказа.
В результате действий ФИО1 были существенно нарушены права и законные интересы граждан, а так же охраняемые законом интересы общества, выразившееся в незаконной переплате населением указанных муниципальных образований Новосибирской области – нанимателями и собственниками жилых помещений в период с 10.02.2006 по 31.12.2006 денежных средств за жилое помещение и коммунальные услуги в размере, превышающем установленный федеральным органом исполнительной власти предельный индекс платы, нарушении конституционных прав и свобод, защита которых является обязанностью государства соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации. Кроме того, существенно нарушены охраняемые законом интересы государства, что, в свою очередь, выразилось в нарушении публичного порядка, основанного на закрепленной в части второй статьи 15 Конституции Российской Федерации обязанности должностных лиц соблюдать Конституцию Российской Федерации и действующие на ее территории законы, умышленном несоблюдении должностным лицом исполнительной власти субъекта Российской Федерации законов и Конституции Российской Федерации и подрыве своими явными противоправными действиями авторитета органов власти Новосибирской области среди ее населения.
Подсудимый ФИО1 в судебном заседании вину в инкриминируемом преступлении не признал и показал, что процесс установления тарифов проводился в соответствии с законом. Индекс по области не превышал 120%, методика расчетов, которая была обещана, так и не была представлена. Как распределить средний индекс, не установлено. Индексы соответствовали уровню тарифов. Льготы и субсидии на 2006 год исчислялись исходя из ранее установленных тарифов на конец 2005 года.
На вопросы защитника подсудимый ФИО1 пояснил, что он был руководителем департамента по тарифам с 2005 года по сентябрь 2007 года. В его обязанности входило: подготовка положения по тарифам, установление тарифов на коммунальные услуги. После выхода Федерального закона № 201, были расширены полномочия в части установления предельных индексов по Новосибирской области. Тарифы принимаются всегда муниципальными образованиями до принятия бюджета, который принимается примерно в ноябре – декабре. Так же устанавливаются льготы и субсидии. Для установления тарифов созывается коллегиальный орган, в который входят сотрудники департамента. Этот орган принимает решение по тарифам. Данное решение выходит как законодательный документ. В его полномочия не входило управление тарифами по муниципальным образованиям. Финансовым вопросом не занимался. Повлиять на решение муниципального образования не мог.
На вопросы государственного обвинителя подсудимый ФИО1 пояснил, что ФСТ готовит методическую базу регулирования тарифов на территории РФ, ссылаясь на решения Правительства РФ. Департамент по тарифам Новосибирской области не имеет отношения к ФСТ. Он должен исполнять приказы ФСТ. Не мог исполнять приказ ФСТ № 853, так как не было методики, неоднократно писал об этом в ФСТ. Указанный приказ исполнил, как мог, ФСТ никаких разъяснений по этому приказу не давало. Методику придумал сам. В ряде муниципальных образований индекс превысил 120%. Приказ ФСТ был таков, что его было невозможно исполнить, поэтому он его не исполнил.
Исследовав материалы дела, допросив подсудимого, свидетелей, суд считает, что вина ФИО1 в совершении указанного преступления установлена и подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств.
Свидетель З. в судебном заседании пояснил, что с ФИО1 лично не знаком, неприязненных отношений нет. В 2006 году в прокуратуру Новосибирской области стали поступать многочисленные обращения граждан в связи со значительным увеличением тарифов на коммунальные услуги. Он по данному факту проводил проверку, в ходе которой было установлено, что вопросы установления тарифов на жилищно-коммунальные услуги урегулированы Федеральным законом № 210, Федеральным законом № 184, приказом ФСТ. В соответствии с этим актом, ФСТ на 2006 год установило предельный индекс роста платы граждан за жилые помещения в размере 120%. В ходе проведения проверки установлено, что приказом начальника Департамента по тарифам ФИО1 для ряда муниципальных образований предельный индекс роста установлен свыше 120%, в частности в г.Новосибирске он был установлен в размере 150%. В ходе проверки должностными лицами департамента по тарифам и его руководителем ФИО1 давались пояснения о том, что отсутствует методика установления предельных индексов, что данный индекс в размере 120% является средним для Новосибирской области в целом. Эти аргументы оценивались прокуратурой Новосибирской области и судом, но не были приняты во внимание, как не основанные на законе. Решением Центрального районного суда г.Новосибирска, приказ № 4, изданный руководителем Департамента по тарифам ФИО1, был признан незаконным. При этом в решении суд указал, что предельный индекс роста платы граждан в размере, превышающем 120%, именно для каждого муниципального образования, является незаконным, превышает предоставленные начальнику департамента по тарифам Новосибирской области ФИО1 полномочия. Несмотря на указанное решение суда, начальником департамента по тарифам Новосибирской области Шаталовым вновь был издан приказ, которым для отдельных муниципальных образований установлены предельные индексы роста платы граждан за жилое помещение в размере, превышающем 120%, в том числе для города Новосибирска предельный индекс был в 150%.
На вопросы государственного обвинителя свидетель З. пояснил, что Департамент по тарифам Новосибирской области не обжаловал решение суда. В Новосибирской области 490 муниципальных образований трех видов: район, поселение, округ. 120% - это тот индекс, который не может быть превышен в каждом муниципальном образовании, что указано в разъяснении ФСТ, в предписании руководителя ФСТ на имя губернатора Новосибирской области и вступившем в законную силу решении Центрального районного суда г.Новосибирска. Тарифы по г.Новосибирску были установлены постановлением мэра г. Новосибирска до издания приказа № 4. Федеральный закон № 210 предусматривал ряд положений, регулирующих вопросы данного переходного периода. Законодатель предусмотрел такую ситуацию, при которой индексы роста были бы установлены после утверждения органами местного самоуправления тарифов. ФИО1 был обязан принять меры, направленные на приведение тарифов в соответствие с установленными предельными индексами. Закон предусмотрел достаточно полномочий для решения этого вопроса. Законодателем предусмотрены меры федеральной финансовой поддержки, в случае если снижение тарифа негативно отражается на экономическом положении ЖКХ.
На вопросы защитника свидетель З. пояснил, что меры федеральной поддержки – это меры по выделению финансовой помощи, ФИО1 должен был издать свой приказ. Со слов начальника департамента соответствующей методики не было. ФИО1 должен был принять меры к понуждению соответствующих органов вынести соответствующие предписания, что установлено Федеральным законом № 210.
Свидетель М., показания которого оглашены в судебном заседании с согласия сторон в порядке ст.281 УПК РФ, в ходе предварительного следствия 26.02.2007 пояснил, что в настоящее время не существует методики расчета предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги. Ожидается, что в 2007 году будет издано соответствующее постановление Правительства РФ. При подготовке приказа ФСТ № 853 предельные индексы изменения платы граждан за жилищные и коммунальные услуги, установленные для субъектов РФ, вычислялись на основе данных, предоставленных самими субъектами. То есть из субъектов РФ поступали предложения об установлении предельных индексов. Если, предложенные индексы находились в «пределах разумного», то их включали в проект приказа, если они оказывались слишком велики, то с регионом обсуждался вопрос о снижении предельных индексов. Из Новосибирской области поступило предложение об установлении предельного индекса – 120%, оно было принято.
Поскольку не существовало методики расчета предельных индексов, то руководителю Департамента по тарифам Новосибирской области ФИО1 следовало поступить примерно так, как он и сделал: запросить из муниципальных образований данные о тарифах, установленных на 2006 год, и на основании полученных индексов издать соответствующий приказ. Но он должен был добиваться того, чтобы предельные индексы платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги не превышали предельный индекс – 120%, установленный для Новосибирской области по каждому муниципальному образованию. Для тех случаев, когда рост платы граждан по экономическим причинам должен был составить величину превышающую, установленный Правительством РФ индекс, Правительство РФ предлагало выделять денежные средства для компенсации предприятиям ЖКХ убытков, понесенных в связи с изданием приказа ФСТ № 853. Однако в начале 2006 года не было точно известно, будут ли выделены денежные средства. Их выделили только в мае 2006 года, но методики компенсационных выплат до сих пор не существует.
Таким образом, установив, что в некоторых муниципальных образованиях предельные индексы изменения платы граждан превышают 120%, ФИО1 должен был добиваться снижения индекса, превышающего 120%, в том числе путем издания приказа, устанавливающего предельные индексы по каждому муниципальному образованию не выше 120%, а затем в рабочем порядке решать вопрос о дополнительном финансировании организаций ЖКХ.
По поводу предъявленных для ознакомления показаний ФИО1 с приложенными документами, пояснил, что ФИО1 неправильно трактует положения законов № 210 и № 184. В законе № 210 речь идет о предельных индексах максимально возможного изменения установленных тарифов, которые в соответствии с ч. 20 ст. 2 ФЗ № 210 устанавливаются в среднем по субъектам РФ и (или) по муниципальным образованиям. Однако в статье 6 закона № 184 говорится о том, что размер платы граждан, а не тарифов должен соответствовать предельным индексам, установленным в соответствии с данной статьей. Приказом ФСТ № 853 и приложением № 3 установлены предельные индексы изменения платы граждан именно на основании закона № 184, в тексте которого не содержится указаний на то, что индексы изменения размера платы граждан устанавливаются в среднем по субъекту РФ. Именно на этом основании было составлено информационное письмо, в котором указано, что совокупный платеж граждан не должен расти сверх установленных предельных индексов. При этом под совокупным платежом понималась сумма платежей гражданина за жилое помещение и коммунальные услуги. По вопросу о том, правильно ли ФСТ понимает положение законов, проводились рабочие консультации с Государственной Думой, но официального запроса о толковании закона направлено не было.
В отсутствие утвержденной методики расчета индексов изменения платы граждан в ФСТ использовался метод, основанный на здравом смысле: на основании тарифов и реально поступающих платежей граждан за прошедший год с использованием тарифов на следующий год вычисляется предполагаемый уровень платежей. Из соотношения полученных платежей и предполагаемых платежей вычисляется индекс изменения платы граждан.
В департамент по тарифам Новосибирской области на имя губернатора Новосибирской области ФСТ направлялось предписание о необходимости приведения индексов в соответствие с законодательством. Вопрос об обращении в арбитражный суд не обсуждался, поскольку ответ на предписание не поступил, они не знали выполнено ли оно. Кроме того, на момент направления предписания Правительством РФ не был установлен соответствующий механизм. На момент направления предписания, тарифы уже были установлены. Для расчета уровня роста тарифов, обеспечивающих рост платежей граждан в рамках предельных индексов, они рассчитывали предполагаемый рост тарифов и соотношение платы граждан за каждый вид услуг в совокупном платеже гражданина. Упоминаемый в разъяснении по вопросу применения приказа ФСТ № 853 «Совокупный платеж» является не суммой платы за коммунальные услуги и платы за жилье, а отдельно рассматривается как совокупный платеж за жилищные услуги и отдельно совокупный платеж за коммунальные услуги.
В информационном письме ФСТ от 11.06.2006 № ДС-37/12 недостаточно точно сформулированы некоторые моменты, в связи с чем возникла необходимость в составлении второго информационного письма, в частности, несмотря на то, что в письме № ДС-37\12 указано, что «предельно возможные индексы роста размера платы граждан за услуги организаций ЖКХ утверждены в среднем по субъектам РФ…», во втором письме уточняется, что первостепенным является недопущение превышения предельных индексов совокупным платежом каждого гражданина, из чего следует, что предельный индекс по муниципальному образованию не должен превышать предельного индекса по субъекту РФ (том 1,л.д. 136-141).
Свидетель А. в судебном заседании показал, что с ФИО1 знаком по работе, неприязненных отношений нет. В 2006 году работал начальником организационно-правового отдела Департамента по Новосибирской области. ФИО1 работал начальником Департамента по тарифам Новосибирской области. В 2006 году, согласно постановлению № 89, были установлены тарифы на 2006 год с учетом результатов независимой экспертизы во всех муниципальных образованиях. В соответствии с Законом № 210 вносятся изменения, в которых указывается, что федеральная служба по тарифам и исполнительные органы субъектов уполномочены на установление предельных индексов на оплату коммунальных услуг. В Новосибирской области исполнительным органом был департамент по тарифам. Департаментом по тарифам были установлены предельные индексы – индекс изменения 120% в среднем по субъекту. В 2006 году в Новосибирской области было 490 муниципальных образований. Департамент должен был установить предельные индексы по всем 490 муниципальным образованиям. В связи с этим был издан приказ № 4, которым устанавливался предельный индекс по муниципальным районам. Так как на тот момент уже были установлены тарифы, они должны были сформировать предельные индексы по муниципальным районам. Мониторинг тарифных решений был осуществлен по районам. Тарифы в 2005 году были установлены с учетом экспертизы, но с выходом изменений в закон определялся предельный индекс, исходя из фактического роста существующих тарифов. Затем был рассчитан индекс в среднем по субъекту, который не превысил 120%, при этом методики расчетов не было. Они рассчитывали, так как решение о таком порядке расчетов принималось Департаментом самостоятельно, исходя из математических расчетов. Возможно, что внутри муниципальных районов было превышение индекса более 120%. Они не могли ни понизить, ни повысить тариф, поэтому внутри некоторых муниципальных образований размер превысил 120 %. Потом было принято решение суда об установлении предельного индекса, но возникла проблема, совпадет ли средний индекс с индексом, установленным ФСТ. В связи с этим был издан приказ № 17, который по аналогичной схеме был рассчитан и установлен предельный индекс по всем 490 муниципальным образованиям. Фактический индекс изменения платы граждан по Новосибирской области соответствует в среднем тарифам, установленным ФСТ. Когда они устанавливали индекс по приказу № 17, то учитывали индекс, который был определен приказом № 4. Цифры муниципальных образований формировали цифру района. Департамент по тарифам в этот период не мог влиять на изменение тарифов. Не могли всем установить 120%, так как тарифы уже были установлены. В 2006 году Департамент был не контролирующим, а регулирующим органом.
Свидетель К. в судебном заседании пояснила, что работает заместителем начальника контрольно-распорядительного управления департамента по тарифам Новосибирской области. В ее должностные обязанности входит контроль и мониторинг в сфере жилищных услуг, исполнение Устава Новосибирской области. Методика расчетов в соответствии с законом разрабатывает «Регионразвитие», они разрабатывают тарифы на тепло, как на субъекты, так и на муниципальные образования. Она контролирует тарифы, чтобы они не превышали индекс, занимается расчетом предельных индексов, расчетом размера субсидий. Проект приказа № 4 от 10 февраля 2006 года готовила она, методики расчета до сих пор нет, и тогда не было. Они осуществляют расчет по нормативам. Тарифы устанавливаются в зависимости от полномочий. Они проводили расчет роста тарифов, на основании чего был выведен расчет, который они делали по ст.157 Жилищного кодекса РФ. Тарифы уже были приняты органами местного самоуправления. Суммарный размер услуг сравнивается с тарифами предыдущего года. Они укладывались в тариф, который был установлен в 2006 году. Предельный индекс – это совокупный платеж, в который входит комплекс коммунальных услуг на одного человека, у них средний индекс получался 118%, они отслеживали по субъекту. Через некоторое время появился закон, в соответствии с которым предельный индекс мог быть либо больше, либо меньше по муниципальным образованиям. Тарифы для населения принимались решениями сессий муниципальных образований. Расчетами на тот момент занималась она. Это входило в ее обязанности. По муниципальным тарифам индекс мог меняться, так как тарифы устанавливались этими образованиями. Тарифы рассчитываются специалистами, затем утверждаются коллегиально.
Кроме того вина ФИО1 подтверждается исследованными в ходе судебного следствия письменными доказательствами:
Рапортом об обнаружении признаков преступления от 18.09.2006, из которого следует, что прокуратурой Новосибирской области проведена проверка законности установления в г.Новосибирске тарифов на жилищно-коммунальные услуги, в ходе которой установлено следующее. 10.02.2006 приказом руководителя департамента по тарифам Новосибирской области ФИО1 в нарушение ч.2 ст.157 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.2 ст.3, п.1 ч.1 ст.4, ч.3 ст.18 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», ст.6 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Приказа ФСТ № 853-э/4 от 29.12.2005 (в редакции от 14.02.2006) для г.Новосибирска наряду с районами области установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение, превышающие 120%. 31.05.2006 Федеральным судом общей юрисдикции Центрального района г.Новосибирска данный приказ признан противоречащим действующему законодательству. 18.08.2006 руководителем департамента по тарифам Новосибирской области ФИО1 издан приказ № 17, приложением № 2 к которому установлены предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение, превышающие для ряда муниципальных образований 120%, что, согласно вступившему в силу решению суда, является превышением предоставленных руководителю департамента по тарифам Новосибирской области ФИО1 полномочий и влечет необоснованный рост тарифов на оплату жилья и нарушает права граждан – нанимателей жилых помещений.
Положением о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденным постановлением губернатора Новосибирской области от 15.04.2005 № 213, согласно которому областным исполнительным органом государственной власти по Новосибирской области по государственному регулированию тарифов и ценообразованию является департамент по тарифам Новосибирской области.
Постановлением губернатора Новосибирской области от 02.02.2006 № 5-па «О регулировании тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса на территории Новосибирской области», в соответствии с которым департамент по тарифам Новосибирской области (ФИО1) определен органом исполнительной власти Новосибирской области, устанавливающим предельные индексы (выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса) по муниципальным образованиям Новосибирской области на очередной финансовый год.
Должностным регламентом государственного гражданского служащего Новосибирской области, утвержденным 16.01.2006 исполняющим обязанности губернатора Новосибирской области, с изменениями в указанный регламент, утвержденными 27.04.2006 исполняющим обязанности губернатора Новосибирской области, определившим должностные обязанности руководителя департамента по тарифам Новосибирской области: организацию и контроль выполнения соответствующими структурными подразделениями департамента комплекса работ и подготовку соответствующих решений департамента по установлению выраженных в процентах индексов изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям в порядке, предусмотренным действующим законодательством.
Распоряжением губернатора Новосибирской области № 194-рк от 18.03.2006, которым ФИО1 назначен на должность гражданской службы руководителя департамента по тарифам Новосибирской области.
Приказом Федеральной службы по тарифам № 853-э/4 от 29.12.2005 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год».
Решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 31.05.2006, в соответствии с которым пункты 1 и 3 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 10.02.2006 № 4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Новосибирской области», приложения 1 и 3 к приказу признаны противоречащими части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» (в редакции ФЗ от 26.12.2005, № 184-ФЗ), п.3 и приложению 3 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 № 853-э/4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год» и недействительными.
Решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 15.02.2007, согласно которому пункт 2 и приложение 2 Приказа департамента по тарифам Новосибирской области от 18.08.2006 № 17 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Новосибирской области на 2006 год» признан недействующим.
Копией письма руководителя по тарифам Новосибирской области ФИО1 на имя руководителя Федеральной службы по тарифам Российской Федерации ФИО2 № 122-06/05 от 30.01.2006 с просьбой дать разъяснения, может ли департамент по тарифам, как регулирующий орган, на уровне субъекта Российской Федерации установить предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы размера платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям отличные (больше или меньше) от утвержденных предельных индексов, при этом в среднем не превышая предельно уровня, установленного для Новосибирской области.
Письмом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации № АЯ-1606/13 от 04.04.2006 на имя руководителя департамента по тарифам Новосибирской области ФИО1 о том, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, должен установить предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям, не превышая предельных индексов изменения, установленных приказом ФСТ России от 06.02.2006 № СН-503/12.
Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 4 от 10.02.2006 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Новосибирской области на 2006 год». В соответствии с п.3 и приложением 3 предельные индексы установлены только 30 муниципальным районам и 5 городским округам, но при этом по 9 муниципальным районам и 3 городским округам предельные индексы установлены в размере, превышающем 120%.
Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области № 17 от 18.08.2006 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Новосибирской области на 2006 год». В соответствии с п.2 и приложением 2 по ряду муниципальных образований Новосибирской области предельный индекс превысил 120%.
Письмом руководителя Федеральной службы по тарифам № СН-1994/12 от 26.04.2006 на имя председателя комитета по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Государственной Думы, из которого следует, что в число субъектов Российской Федерации, по которым предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и жилое помещение превышают индексы, утвержденные вышеуказанным приказом ФСТ, не приведены в соответствие, входит Новосибирская область.
Письмом Федеральной службы по тарифам № СН-503/12 от 06.02.2006 «Дополнительное разъяснение по вопросу применения приказа ФСТ от 29.12.2005 № 853-э/4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, на 2006 год».
Письмом руководителя ФСТ России № СН 1521/12 от 29.03.2006, в котором указано на невозможность нарушения действующего законодательства и на необходимость в недельный срок направить в адрес ФСТ России документы, подтверждающие приведение решений Администрации Новосибирской области в соответствие с приказом ФСТ России.
Оценивая изложенные доказательства, суд приходит к выводу, что их совокупность подтверждает виновность ФИО1 в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Суд доверяет показаниям свидетелей М., З., поскольку они являются последовательными и непротиворечивыми, согласуются между собой и другими доказательствами, исследованными в судебном заседании и приведенными в приговоре, которые оцениваются судом в совокупности. В судебном заседании не установлено каких-либо данных, свидетельствующих о том, что они имеют личную или другую заинтересованность, с целью привлечения подсудимого к уголовной ответственности.
Проанализировав показания свидетелей А. и К., суд принимает во внимание их пояснения в той части, в которой они соответствуют другим доказательствам и согласуются с установленными по делу обстоятельствами.
Доводы ФИО1 о невиновности суд находит несостоятельными и расценивает как избранный способ защиты.
Утверждая об отсутствии в действиях состава преступления, ФИО1 ссылается на отсутствие методики расчета предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, а также указывает на то, что предельный индекс по области не превышал 120%.
Между тем, предельный индекс изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельный индекс изменения размера платы граждан за коммунальные услуги не должен был превышать 120% по каждому муниципальному образованию. При этом ФИО1, занимая должность руководителя Департамента по тарифам Новосибирской области, являясь должностным лицом – руководителем исполнительного органа государственной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование тарифов и установление предельных индексов изменения размеров платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги по Новосибирской области, осуществляя руководство его деятельностью, обязан был соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, что закреплено и в должностном регламенте государственного гражданского служащего Новосибирской области.
Так, Федеральным законом № 184-ФЗ от 26.12.2005 четко установлено, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением в соответствии с указанными индексами по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги и затрат на содержание и ремонт жилья и затрат по оказанию коммунальных услуг. Согласно приказу федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 № 853-э/4 для Новосибирской области указанные индексы установлены в размере 120% по каждому муниципальному образованию. Аналогичные требования изложены в разъяснении заместителя руководителя федеральной службы по тарифам в адрес ФИО1, поступившие в Департамент по тарифам Новосибирской области 13.04.2006, в котором указано, что предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги были установлены федеральной службой по тарифам во исполнение ФЗ № 184-ФЗ от 26.12.2005 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» как предельно максимальные по каждому отдельному субъекту Российской Федерации, и не могут рассматриваться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации как средние по субъекту Российской Федерации, в рамках которых можно установить отличные (больше или меньше) предельные индексы по муниципальным образованиям. Свидетель ФИО3 также пояснил, что первостепенным является недопущение превышения предельных индексов совокупным платежом каждого гражданина, следовательно, предельный индекс по муниципальному образованию не должен превышать предельного индекса по субъекту Российской Федерации. Именно об этом, на основании положений Федеральных законов № 210 от 30.12.2004 и № 184-ФЗ от 26.12.2005, дано разъяснение в информационном письме.
По доводам защиты, поскольку на момент издания приказа ФСТ «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса…» тарифы по муниципальным образованиям были утверждены коллегиально в октябре-декабре 2005 года и заложены в бюджет области, ФИО1 в пределах своей компетенции не полномочен был изменить тарифы, в связи с чем, в подписанном им приказе установлены индексы, полученные расчетным путем, исходя из сложившихся тарифов. Установленные тарифы вступили в действие с 1 января 2006 года одновременно с вступлением в силу федерального закона № 210 от 30.12.2004 (ред. от 26.12.2005) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» и без изменения экономически обоснованных тарифов, установленных ранее, изменить предельный индекс платы граждан в пределах компетенции ФИО1 было невозможно.
Однако суд не может согласиться с изложенными доводами, поскольку законом предусмотрены положения, регулирующие вопросы данного переходного периода.
Действительно, в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ (ред. от 26.12.2005) «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, установленными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, устанавливают предельные индексы по муниципальным образованиям до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год.
Вместе с тем, согласно статьи 18 указанного закона установление предельных индексов, тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на 2006 год должно было осуществлять применительно к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующим (действовавшим) на конец 2005 года, без учета требований, указанных в пункте 1 части 2 и части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона. Тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленные до вступления в силу данного Федерального закона, подлежат пересмотру и приведению в соответствие с предельными индексами, установленными в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Действия подсудимого ФИО1 суд квалифицирует по ст.286 ч.1 УК РФ - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
К такому выводу суд приходит на основании следующего.
Как установлено в судебном заседании, ФИО1 распоряжением Губернатора Новосибирской области от 18.03.2005 назначен на должность государственной гражданской службы руководителя департамента по тарифам Новосибирской области. При этом, в силу «Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области», наделен организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями. Согласно должностному регламенту (подпункты 3.2, 3.5 пункта 3), наряду с другими должностными обязанностями, ФИО1 организует и контролирует выполнение соответствующими структурными подразделениями департамента комплекса работ по осуществлению департаментом государственного регулирования тарифов, в том числе на услуги организаций коммунального комплекса; организует и контролирует выполнение соответствующими структурными подразделениями департамента комплекса работ и подготовку соответствующих решений департамента по установлению, выраженных в процентах, индексов изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Являясь руководителем департамента по тарифам Новосибирской области – органа исполнительной власти Новосибирской области, устанавливающим предельные индексы (выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Новосибирской области) на очередной финансовый год, действуя в интересах предприятий жилищно-коммунального комплекса, в нарушение ст.6 ч.2 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которой предельные индексы должны быть установлены по каждому муниципальному образованию, а также приказа федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 № 853-э/4, изданного в целях реализации норм вышеуказанного закона, в соответствии с которым для Новосибирской области предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги установлены в размере 120% по каждому муниципальному образованию, ФИО1, на которого, исходя из требований закона и должностной инструкции была возложена обязанность установления предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги по муниципальным образованиям Новосибирской области в размере, не превышающем 120% и контроль за правильностью установленных индексов, осознавая, что действует за пределами возложенных на него полномочий, издал заведомо незаконный приказ № 4 от 10.02.2006 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области на 2006 год, пунктом 3 и приложением 3 к которому предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и жилое помещение были установлены только по 30 муниципальным районам и 5 городским округам. При этом в 9 муниципальных районах и 3 городских округах данный индекс был установлен в размере, превышающем 120%. Данный приказ был направлен в муниципальные образования для обязательного исполнения при расчете тарифов для граждан за жилое помещение и коммунальные услуги в 2006 году, и послужил основанием для увеличения тарифов.
В соответствии с решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 31.05.2006 пункты 1 и 3 приказа Департамента по тарифам Новосибирской области от 10.02.2006 № 4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения цен и тарифов на услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Новосибирской области», приложения 1 и 3 к приказу признаны противоречащими части 3 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса (в ред. Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ), п.3 и приложению 3 приказа Федеральной службы по тарифам от 29.12.2005 № 853-э/4 «Об утверждении индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, а также предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию, за исключением производимой электростанциями, осуществляющими производство в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии на 2006 год» и недействительным.
Между тем, достоверно зная о данном решении суда, вступившем в законную силу, ФИО1 издал новый приказ № 17 от 18.08.2006, пунктом 2 и приложением 2 которого установил предельные индексы изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги с учетом соотношения платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги соответственно затратам на содержание и ремонт жилого помещения и затрат по оказанию коммунальных услуг, которые по ряду муниципальных образований вновь превысили предельный индекс в размере 120 %, установленный для каждого муниципального образования приказом ФСТ России № 853-э/4 от 26.12.2005. В результате совершенных ФИО1 действий существенно нарушены права и законные интересы граждан, а также охраняемые законом интересы общества и государства.
Данные обстоятельства, по убеждению суда, свидетельствуют о том, что ФИО1 действовал умышленно, осознавая, что совершает действия, которые явно для него самого выходят за пределы предоставленных ему полномочий, предвидя последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, а также охраняемых законом интересов государства.
Учитывая, что в силу части первой статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ от 26.12.2005 размер платы граждан за жилое помещение и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст.ст.156, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, устанавливаемым в соответствии с настоящей статьей, установление предельных индексов изменения размеры платы граждан за жилое помещение и коммунальные услуги, превышающих 120%, повлекло необоснованную переплату населением ряда муниципальных образований Новосибирской области денежных средств за жилое помещение и коммунальные услуги, что суд признает существенным нарушением прав и законных интересов граждан (нанимателей и собственников жилых помещений) и общества. Кроме того, существенно нарушены охраняемые законом интересы государства, так как в результате противоправных действий ФИО1 подорван авторитет органов государственной власти, которые обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и действующие на ее территории законы.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, в том числе обстоятельства смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи.
Смягчающими наказание обстоятельствами суд признает положительные характеристики, то, что ФИО1 впервые привлекается в уголовной ответственности.
Отягчающих наказание обстоятельств суд не усматривает.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, который впервые привлекается к уголовной ответственности, работает, смягчающие вину обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности назначения наказания в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-309 УПК РФ,
П Р И Г О В О Р И Л:
ФИО1 признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.286 ч.1 УК РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 30.000 (тридцати тысяч) рублей.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи кассационной жалобы, осуждённый вправе ходатайствовать о своем участии и участии защитника в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья (подпись) А.Ю.Веселых