.№1-36/2022
УИД: 30RS0009-01-2022-000131-30
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 апреля 2022 г. г. Камызяк, Астраханская область
Камызякский районный суд Астраханской области в составе:
Председательствующего судьи Винник И.В.
с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Камызякского района Астраханской области Анненкова В.С.
подсудимой ФИО1,
защитника – адвоката Сагиян О.В.,
при секретаре Дружининой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела по обвинению
ФИО1,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки РФ, имеющей <данные изъяты> невоеннообязанной, проживающей и зарегистрированной по адресу <адрес>.А, ранее не судимой,
- в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст.292 УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 на основании трудового договора №46 от 01.12.2008, заключенного между <данные изъяты> в лице директора ФИО7, принята на работу в указанное учреждение для выполнения работы по должности преподавателя общих гуманитарных дисциплин, состоя в должности преподавателя иностранного языка ГБПОУ АО «Камызякский сельскохозяйственный колледж», будучи обязанной: в соответствии со ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курса, дисциплины в соответствии с утвержденной рабочей программой; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира; в соответствии с разделом 3 функциональных обязанностей преподавателя иностранного языка, утвержденными директором <данные изъяты> проводить обучение студентов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, типовых и рабочих программ, учебных планов, в том числе, индивидуальных, графика учебного процесса, расписания колледжа; ежегодно участвовать в разработке и обновлении учебно-нормативных материалов, обеспечивающих качество подготовки выпускников, и нести ответственность за реализацию в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса: рабочих программ учебных дисциплин, профессиональных модулей; календарно-математических планов; планов уроков; своевременно, аккуратно и правильно заполнять: журнал учебных занятий; экзаменационные и зачетные ведомости; планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с образовательной программой колледжа, разрабатывать рабочую программу по дисциплине на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение; обеспечивать достижение и подтверждение обучающимися уровней образования и нести ответственность за их реализацию; соблюдать права и свободы обучающихся, поддерживать учебную дисциплину, режим посещения занятий; осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий, зная, что в соответствии с Положением «Об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в <данные изъяты> рассмотренным педагогическим советом ДД.ММ.ГГГГ, и утвержденным директором <данные изъяты> основной целью текущего контроля успеваемости является проверка полученных обучающимися компетенций по учебному предмету, курсу, дисциплине в течение семестра, осознавая, что ее действия объективно противоречат тем целям и задачам образовательной деятельности государственного учреждения, для достижения которых она наделена своими должностными полномочиями, а также то, что своими действиями она подрывает авторитет образовательных учреждений в глазах общественности, тем самым, существенно нарушает охраняемые законом интересы граждан, общества и государства, действуя из иной личной заинтересованности, без выполнения обязательных условий и порядка проверки знаний при проведении промежуточной аттестации в форме текущего контроля, то есть без проведения фактической промежуточной аттестации, совершила преступление при следующих обстоятельствах.
Так, согласно п.3.2. Устава <данные изъяты> основной целью Учреждения являются: образовательная деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования; подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.
В соответствии с п.п. 3.11., 3.14., 6.23. Устава <данные изъяты> к компетенции Учреждения в установленной сфере деятельности относятся: осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: обеспечивать реализацию образовательных программ в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся. Педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных дисциплин (модулей), курсов в соответствии с утвержденной рабочей программой.
Согласно приложению № 2 Положения «О структуре и порядке формирования основной образовательной программы среднего профессионального образования <данные изъяты> рассмотренного педагогическим советом 01.10.2019, и утвержденного директором <данные изъяты> «формы промежуточной аттестации» - представляют собой такие формы аттестации, которые должны быть аттестованы в рамках промежуточной аттестации за семестр. К ним относятся – экзамены (в том числе комплексные), зачеты, дифференцированные зачеты, курсовые проекты или курсовые работы, другие формы контроля (текущий контроль, семестровый (рубежный) контроль) в соответствии с положением о текущей и промежуточной аттестации колледжа.
В соответствии с п.п. 1.4., 1.6., 1.7. Положения «Об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в <данные изъяты> рассмотренного педагогическим советом 31.08.2020, и утвержденного директором <данные изъяты> освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом и в порядке, установленном колледжем; промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебно-профессиональной деятельностью студентов, ее корректировку. Целью промежуточной аттестации является оценка степени соответствия качества образования студентов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта. Оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенции обучающихся. Задачами промежуточной аттестации являются: определение соответствия уровня и качества подготовки студентов требованиям к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена/программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, наличия умений самостоятельной работы; повышение ответственности каждого педагогического работника за результаты своей профессиональной деятельности.
Согласно учебному плану программы подготовки специалистов среднего звена <данные изъяты> по специальности среднего профессионального образования «Садово-парковое и ландшафтное строительство», утвержденному директором <данные изъяты> 01.09.2020, учебный предмет «Иностранный язык» входит в перечень обязательных дисциплин, по которому по результатам окончания первого семестра первого курса проводится промежуточная аттестация знаний студентов в форме текущего контроля, то есть проверка знаний студентов по изучению указанного предмета.
Таким образом, ФИО1 имела полномочия по проверке знаний на промежуточных аттестациях, в том числе, в форме текущего контроля, то есть по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих юридические последствия, следовательно, являлась должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции в государственном учреждении.
В соответствии с разделом 3 Положения «Об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в <данные изъяты> рассмотренного педагогическим советом 31.08.2020, и утвержденного директором <данные изъяты>, студенты, полностью выполнившие требования учебного плана данного семестра, успешно сдавшие все зачеты и экзамены по всем учебным дисциплинам, допускаются к продолжению обучения в следующем семестре или приказом директора колледжа переводятся на следующий курс. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одной или нескольким учебным дисциплинам при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью.
Таким образом, зачетная книжка и зачетно-экзаменационная ведомость являются официальными документами, удостоверяющими факт прохождения промежуточной аттестации студентом, в том числе, в форме текущего контроля, то есть влекущими юридически значимые факты и события.
В период времени с декабря 2020г. по январь 2021г. к преподавателю иностранного языка ФИО1, находившейся в учебном корпусе №2 <данные изъяты> расположенном по адресу: <адрес>, обратилась ранее знакомая ФИО8 (Голенских), являющаяся также преподавателем указанного колледжа, с просьбой о проставлении без соответствующей сдачи и присутствия на промежуточной аттестации, проводимой в форме текущего контроля, проставить в зачетную книжку и зачетно-экзаменационную ведомость положительные оценки по дисциплине иностранный язык студенту первого курса группы 1Д, обучающемуся по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» ФИО11, на что ФИО1 ответила согласием, поскольку длительный период времени знакома с ФИО9 (Голенских) и состояла с ней в хороших отношениях.
В указанный период времени, у ФИО1, находящейся в учебном корпусе № 2 <данные изъяты> расположенном по вышеуказанному, из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании сохранить хорошие отношения с ФИО9 (Голенских), не потерять авторитет в ее глазах, поскольку она знакома с последней длительный период времени, имея умысел, направленный на служебный подлог, то есть на внесение ею, как должностным лицом в официальные документы - зачетную книжку и зачетно-экзаменационную ведомость заведомо ложных сведений о прохождении и присутствии на промежуточной аттестации в форме текущего контроля студента первого курса группы 1Д, обучающимся по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» ФИО11, путем проставления положительной оценки «хорошо» по дисциплине «Иностранный язык», без ее фактического прохождения и присутствия на данном итоговом занятии, являясь должностным лицом, исполняя свои должностные обязанности, пользуясь тем, что выставление оценок за прохождение промежуточной аттестации в форме текущего контроля входит в ее служебные полномочия и достоверно зная, что зачетная книжка и зачетно-экзаменационная ведомость являются официальными документами и документами строгой отчетности, в нарушение указанных выше нормативно-правовых актов, функциональных обязанностей преподавателя иностранного языка и установленного порядка принятия и прохождения промежуточной аттестации в форме текущего контроля, предусмотренного нормативно-правовыми актами колледжа, осознавая, что обязана провести проверку знаний студента ФИО11 на итоговом занятии, проводимом 28.12.2020, незаконно собственноручно внесла в официальные документы – зачетную книжку №6115 на имя ФИО11, и зачетно-экзаменационную ведомость группы №Д заведомо ложные сведения о прохождении и присутствии на промежуточной аттестации в форме текущего контроля, путем проставления положительной оценки «хорошо» по дисциплине «Иностранный язык», без фактической сдачи и проверки знаний ФИО11 и подписи от своего имени, тем самым, удостоверила юридически значимые факты и события – прохождение промежуточной аттестации в форме текущего контроля по дисциплине «Иностранный язык» ФИО11 без фактического участия последнего на итоговом занятии и проверке его знаний по результатам семестрового курса изучения дисциплины, в связи с чем, последний переведен на второй семестр первого курса без задолженности по дисциплине «Иностранный язык».
Своими действиями ФИО1 допустила существенное нарушение охраняемых законом интересов граждан, общества и государства в виде нарушения установленного порядка проверки знаний студентов на промежуточной аттестации форме текущего контроля знаний в образовательном учреждении среднего образования, требований норм ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями), Положения «Об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в <данные изъяты> Кроме того, умышленными действиями ФИО1 причинен существенный вред государственным интересам, выразившийся в дискредитации ею, как должностным лицом образовательного учреждения, образовательного процесса среднего образования в глазах населения, в том числе ФИО11
В судебном заседании подсудимая ФИО1 по предъявленному обвинению вину не признала и пояснила, что она работает преподавателем иностранного языка в <данные изъяты> являлась преподавателем ФИО40 Промежуточная аттестация оценивает результаты учебной деятельности обучающихся за семестр. В случае если освоение учебного предмета не заканчивается в конце курса обучения промежуточная аттестация проводиться не может. Оценивание осуществляется по итогам текущего контроля, конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний по каждому предмету определяется преподавателями колледжа самостоятельно. Преподаватель выставляет в ведомость, зачетку и журнал итоговую оценку за семестр на основании полученных студентом текущих оценок успеваемости по пятибалльной системе. Согласно утвержденного учебного плана, иностранный язык выносится зимой в виде текущего контроля, а во втором семестре в виде зачета. Она как преподаватель самостоятельно может определить форму текущего контроля и при «накопляемости» оценок выставить итоговую оценку. По итогам первого семестра в зимний период сессия у первокурсников не предусмотрена, то есть экзамены и зачеты обучающиеся не сдают. В период с декабря 2020г. по январь 2021г. к ней обратилась начальник воспитательного отдела ФИО10, с вопросом об успеваемости ФИО11 по ее предмету. Она ответила, что у него имеется «накопляемость» оценок, имеются прогулы, но так как зачет по иностранному языку предусмотрен во втором полугодии в летнюю сессию, то зимой при текущем контроле она выставит ФИО11 оценку. С просьбами о выставлении положительной или удовлетворительной оценки ФИО10 к ней не обращалась. Первое полугодие для первокурсников является периодом адаптации в колледже, без поддержки взрослых им трудно приспособиться к новым условиям. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели, они оказывают поддержку обучающимся, особенно сиротам, кем и является ФИО11 Оценки выставлялись ФИО11, в те дни, когда он присутствовал на занятиях и отвечал на уроках. В период с 01.09.2020 по декабрь 2020г. журналов у преподавателей не было, шаблон заполнения журналов им был выслан заведующим отделением 08.12.2020. В период отсутствия журналов она вела учет пропусков и оценок на листке А-4, после чего она переписала эти данные в основной журнал. 28.12.2020 она рукописным текстом внесла сведения об оценке в зачетную книжку ФИО11, в том числе сама расписалась и указала свои установочные данные. В зачетно-экзаменационной ведомости она сама указывала сведения об оценке по дисциплине и поставила свою подпись. С ФИО10 она состоит в рабочих отношениях.
Кроме того указывала, что не помнит, проверяла ли она какие либо работы сделанные ФИО11 Указанный ученик присутствовал на ее занятиях, и она выставила оценку ФИО11 за первый семестр по имеющимся оценкам в журнале.
Выслушав показания подсудимой, допросив свидетелей и огласив показания последних, исследовав материалы уголовного дела, оценив как каждое в отдельности, так и в совокупности все добытые по делу доказательства, суд находит, что вина ФИО1 в совершении преступления нашла свое полное подтверждение в судебном заседании.
Одним из доказательств виновности ФИО1 в совершении преступления, являются показания последней, которая как в ходе предварительного следствия, так и в судебном заседании не отрицала факта выставления оценки ФИО11 за первый семестр в зачетную книжку, и в зачетно-экзаменационную ведомость группы №1Д по дисциплине «Иностранный язык», в фактическое отсутствие последнего, не отрицала факта обращения к ней ФИО2 по поводу успеваемости ФИО11
Из показаний свидетеля ФИО9 (Голенских) данных в ходе судебного заседания следует, что она работает заведующей отделом по воспитательной работе в <данные изъяты> она знает братьев Т-вых. В конце декабря 2020г. ФИО3 Минар попросил помочь его брату Айвару, подтянуться в учебе. Она поинтересовалась у каждого преподавателя как у Айвара дела, и какие надо сделать задания, чтобы закрыть пропуски. По английскому языку она сделала переводы, тестовые задания, за денежное вознаграждение, всего 5-6 заданий, и отнесла ФИО1 на проверку от имени ФИО40 Работы по английскому она отнесла преподавателю либо в конце декабря, либо в начале января, точно уже не помнит, работы она положила на ее стол. Айвар перевел ей на карту 11.800 рублей, данную суму она обговорила с Минаром. Она помогала ему и по другим предметам, некоторые работы Т.А. забирал у нее, и относил преподавателям сам лично. Она это делала, потому что это ее работа, она работает, с категорией детей сирот, к которым относятся и Т-вы. С ФИО1, у нее рабочие отношения, не близкие, знает ее с 2004 года. Она не давала ФИО1 деньги полученные от ФИО11, поскольку они были перечислены ей за выполненную работу. У нее не был заключен договор о платных услугах, она просто заполнила декларацию по статье репетиторство с доходов физических лиц. Все работы уничтожаются после сессии, поскольку они не являются документами строгой отчетности, они не хранятся.
Кроме того, указывала, что подходила к ФИО1 и интересовалась успеваемостью студента ФИО11
Из показаний свидетеля ФИО11 данных в ходе судебного заседания следует, что в 2020г. он обучался на 1 курсе колледжа, в 1 семестре 1 курса им преподавался английский язык, на занятиях по нему он был 5-6 раз, отвечал в силу своих возможностей, получал оценки 3-4, работал по словарю. В тот период он работал в <адрес>, не мог ездить на занятия каждый день, поэтому у него с учебой были проблемы, которые он решил через ФИО10, о которой он узнал от брата ФИО41 Он позвонил ФИО10, и договорился с последней, что она закроет сессию за 11.800 рублей, данные денежные средства он перевел последней на карту. В январе 2021г., он поехал в колледж, увидел, что все оценки в зачетке проставлены. Он звонил ФИО10, сказать, что его вызывают в правоохранительные органы, но та сказала, чтобы он пока не появлялся в колледже, поскольку в отношении нее возбудили дело. Потом он приехал к ФИО10, она сказала, чтобы он говорил как все было, но он понимал, что она пыталась ввести его в заблуждение, прося сказать, что она делала ему контрольные, рефераты, хотя он договаривался с ФИО10 только о том, чтобы сдать сессию и все. Делала ли действительно ФИО10 для него контрольные и рефераты ему не известно. Полагает, что на зачете и экзамене присутствовать обязательно, а по текущему контролю оценка выставляется за семестр, полагает что на это занятие также необходимо было прийти. На последнем занятии по английскому языку 28.12.2020 он не присутствовал. Сам лично никакие работы он не приносил.
Из показаний свидетеля ФИО12 данных в ходе судебного заседания следует, что он обучается на 5 курсе <данные изъяты>. ФИО8 знает, у него она ничего не преподавала. В первом семестре 2020г. он порекомендовал своему брату Айвару, который учился на 1 курсе по специальности садово-парковое и ландшафтное строительство, и у которого были проблемы с учебой, а именно задолженности по предметам, обратиться к ней за помощью, дал ее телефон. ФИО8 могла подтянуть брата по учебе, дополнительно позаниматься, поскольку по брату было видно, что сам он не в силах сдать сессию. После этого, он узнал от брата, что он договорился ФИО9 Сам он к ФИО9 не обращался.
Из показаний свидетеля ФИО13 данных в ходе судебного заседания следует, что в 2020г. проводилась проверка в отношении преподавателя ФИО10 по факту получения денежных вознаграждений, от студента группы 1Д ФИО11 в сумме 11800 рублей. В ходе проверки было установлено, что ФИО40 с сентября по октябрь 2020г. посещал занятия в колледже не регулярно, получал оценки, потом перестал ходить на занятия, поскольку работал. Примерно в конце декабря 2020г. ФИО10 подходила к ФИО4 интересовалась какие имеются оценки у ФИО40, попросила ее выставить ему оценку за семестр, пообещав, что с января второго семестра последний будет посещать предметы и закроет задолженности, ФИО5 с этим согласилась и поскольку была в рабочих отношениях с Голенских, пошла навстречу и поставила за первое полугодие оценку «хорошо», проставив ФИО3 еще две оценки по просьбе Голенских. О разговоре Голенских и ФИО5, ему стало известно в ходе проведения проверки, когда он отбирал у последней объяснения. В ходе отбора объяснений на ФИО5 никакого давления с его стороны не оказывалось.
Из показаний свидетеля ФИО15 данных в ходе судебного заседания следует, что в 2020г. ФИО40 учился с ним на первом курсе в колледже в одной группе по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство», приезжал на занятие редко. ФИО1 у них преподавала английский язык. Он не помнит, сдавали ли они сессию в первом семестре первого курса. 28.12.2020 был просто обычный урок, то есть последний урок в семестре, был ли на нем ФИО40 не помнит. Если бы он не пришел на этот урок ему поставили бы оценку за семестр по текущим оценкам.
Из показаний свидетеля ФИО16 данных в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебной заседании в порядке ст.281 УПК РФ, следует, что он учился с Айваром на первом курсе, последний появлялся на занятиях редко. В конце учебного года на первом курсе у него принимали экзамены и зачеты. По английскому он получил оценку «хорошо». В конце учебного года, учитель английского языка собрал группу и выставил оценки, по мере успеваемости каждого, присутствовал ли при этом Айвар он не помнит. Айвар присутствовал на занятиях по английскому языку, но не каждый раз (т.2 л.д. 11-15).
Из показаний свидетеля ФИО17 данных в ходе судебного заседания следует, что в 2020г. ФИО40 учился с ним на первом курсе в колледже в одной группе по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство», последний часто пропускал занятия, когда тот приходил на занятие ему давали задания и выставляли оценки. ФИО1 вела у них английский язык. На последнем уроке по английскому в первом полугодие он присутствовал, ФИО3 не было. ФИО8 он знает, она иногда подрабатывает воспитателем в общежитие, он к ней не обращался для оказания помощи при сдачи какого –либо зачета или экзамена.
Кроме этого пояснил, что текущий контроль, это когда оценка выставляется по итогам полугодия, средний бал. Если бы он не пришел на последний урок английского языка ему могли бы выставить оценку, по текущим оценкам.
Из показаний свидетеля ФИО18 данных в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебной заседании в порядке ст.281 УПК РФ, следует, что он знаком с ФИО11, последний работал на заводе в ИП ФИО19 с мая 2020г. по январь 2021г., и проживал на территории завода. С <адрес>ФИО11 выезжал очень редко. Ему известно, что ФИО11 в сентябре 2020г. был зачислен на первый курс в <данные изъяты>. В период с сентября 2020г. по январь 2021г. ФИО11 ездил на учебу не более 4 раз. ФИО11 каждый раз предупреждал его о том, что он уезжает на учебу, так как ему приходилось делать его работу. ФИО11 какие-либо задания, рефераты не выполнял, у него не было времени. В декабре 2020г. ФИО11 вообще не ездил в колледж (т.2 л.д. 112-116).
Из показаний свидетеля ФИО20 данных в ходе судебного заседания следует, что осенью 2020г. она обучалась в группе 1Д в <данные изъяты> по специальности садово-парковое и ландшафтное строительство. ФИО40 учился с ней, последний ни часто, но посещал занятия, в том числе и английский язык. Какие ФИО40 получал оценки ей неизвестно. В декабре 2020г. у них была сессия, им ставили оценки по текущим оценкам, то есть какие они получили оценки в течение первого семестра, по ним и выставили оценки. ФИО40 посещал занятия в сентябре, октябре, в декабре был, но не часто. По всем предметам в первом семестре выставляют оценки по текущим оценкам. Если не было оценок, преподаватели давали задания по темам, и студенты сдавали, потом эти оценки ставили в журнал. Задолженности можно сдавать до летней сессии. Преподаватели говорили, если у кого хорошие оценки, то можно на последнее занятие не ходить.
По ходатайству государственного обвинителя в связи с противоречиями в судебном заседании были оглашены показания свидетеля ФИО21 данные на предварительном следствии (т.2 л.д. 63-67), согласно которым в декабре 2020г. ФИО40 не присутствовал на занятиях.
После оглашения показаний свидетель ФИО21 пояснила, что не помнит точно присутствовал ли ФИО40 на занятиях в декабре 2020г., может и ходил, она сама на парах появлялась редко.
Из показаний свидетеля ФИО22 данных в ходе судебного заседания следует, что в 2020г. он обучался на первом курсе в группе 1Д садово парковое - ландшафтное строительство, занятия посещал редко, в связи с чем у него образовались задолженности, и ему не были выставлены оценки по предметам. В феврале 2021г. он взял лист ликвидации задолженности, подошел к учителю английского языка ФИО5, она дала ему задания, и он получил оценку удовлетворительно. Стипендия ему не была начислена поскольку он не закрыл первое полугодие и был не аттестован.
Из показаний свидетеля ФИО23 данных в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебном заседании в порядке ст.281 УПК РФ, установлено, что она является зам. директора по воспитательной работе <данные изъяты> В <данные изъяты> предусмотрены следующие формы аттестации: текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, которая включает в себя зачет, экзамен, дифференцированный зачет. Текущий контроль это форма аттестации, то есть преподаватель проводит итоговое занятия в виде проверки знаний студента и с учетом имеющих результатов на протяжении семестра выставляет итоговую оценку в зачетную книжку и в экзаменационно-зачетную ведомость. Без проведения итогового занятия преподаватель не может аттестовать студента, при этом студент который не явился на итоговое занятие не может быть аттестован. Когда студент не является на итоговое занятие указывается «не явился». Согласно учебного плана в первом семестре по предметам: русский язык литература, иностранный язык, история, ОБЖ, родной язык, информатика, химия, практические основы профессиональной деятельности формой аттестации указанно в графе – «другие» является текущий контроль, то есть итоговое занятие, согласно которого могут аттестовать студента. Промежуточная аттестации в форме текущего контроля, это проведение итогового занятия (контрольные работы, тестирование, устные ответы согласно заданным вопросам), согласно которого преподаватель выставляет итоговую оценку в зачетную книжку и в экзаменационно-зачетную ведомость. Если освоение учебной дисциплины не заканчивается в конце очередного курса обучения, курсом обучения, согласно учебного плана является переход студента на следующий курс. Пропущенные часы отрабатываются на усмотрение преподавателя в свободное от занятий время. Если студент не выполнил практические и лабораторные работы, то он не может быть допущен к зачету, до ликвидации задолженности в полном объеме, в том числе и дифференцированному зачету. В первом семестре по учебному предмету «Иностранный язык» проводился текущий контроль (проведение итогового занятия), а во втором семестре дифференцированный зачет. Зачетно-экзаменационная ведомость является официальным документом Если студент ФИО11 28.12.2020 не явился на итоговое занятие, то преподаватель не имел права его аттестовать ( т.2 л.д.35-43).
После оглашения показаний свидетель пояснила, что давала такие показания на следствии, но после того, как более детально были изучены документы колледжа все преподаватели пришли к выводу о том, что текущий контроль не является промежуточной аттестацией, и может быть выставлена оценка по накопляемости оценок за семестр, без фактического присутствия студента на последнем занятии.
В настоящее время ведется работа по внесению изменений в локальные акты, в связи с образовавшимися в них неточностями регламентирующих осуществление текущего контроля и промежуточной аттестации. В положении колледжа не указано должен или нет присутствовать студент на текущем контроле. Студент должен посещать занятия, это указано в Федеральном законе. Сейчас в положение вносятся изменения, которые конкретизируют должен ли студент присутствовать на текущем контроле.
Кроме того, указала, что по итогам первого семестра студентам назначается стипендия.
Из показаний свидетеля ФИО33 данных в ходе предварительного следствия и оглашенных в судебном заседании в порядке ст.281 УПК РФ, установлено, что в период времени с 2007г. она состояла в должности заведующей учебной частью <данные изъяты> Согласно занимаемой должности в ее должностные обязанности входило: осуществление образовательного процесса <данные изъяты> и иное согласно занимаемой должности. В период 2020-2021 учебного года аттестация обучающихся в колледже происходила на основании положения об организации текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в <данные изъяты> данное положение рассмотрено на педагогическом совете №1 от 31.08.2020, учебного плана и содержания промежуточной аттестации. Текущий контроль включает в себя: входной, оперативный и рубежный контроль. Входной контроль проводится педагогом в начале изучения дисциплины, то есть студенту предоставляют тесты, контрольные работы (с целью проверки знаний студента). Оперативный контроль, представляет собой проведение педагогом контрольной работы, тестирования, опроса, выполнение практических лабораторных работ на усмотрение педагога (проверка полученных знаний в ходе обучения). Рубежный контроль является контрольной точкой, то есть с целью комплексной оценки уровня освоенного материала. Кроме того, промежуточная аттестация предусматривается учебным планом, где прописывается форма промежуточной аттестации. Учебный план разрабатывается согласно ФГОС СПО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 07.05.2014 №461, также на основании стандарта о среднем общем образовании, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ №413 от 17.05.2012. У студентов группы 1 «д» <данные изъяты> промежуточная аттестация проводится на основании учебного плана, у преподавателя имеются следующие формы промежуточной аттестации: экзамен, зачеты, дифференцированный зачет, курсовые проекты, другие. Кроме того, согласно п. 5 пояснительной записки к учебному плану, формами текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по дисциплинам и профессиональным модулям являются – зачет, дифференцированный зачет, комплексный дифференцированный зачет, экзамен, комплексный экзамен, экзамен по модулю. В случае проведения преподавателем экзамена составляется зачетно-экзаменационная ведомость. Кроме того, студенты, показывающие в ходе текущего контроля успеваемости, стабильно высокие результаты могут быть освобождены преподавателем от зачета. Согласно учебного плана, в графе «другое» по предмету иностранный язык стоит цифра «1» это означает, что форма аттестации текущий контроль, то есть преподаватель проводит итоговое занятия в виде проверки знаний студента и с учетом имеющих результатов на протяжении семестра выставляет итоговую оценку в зачетную книжку и в экзаменационно-зачетную ведомость. Без проведения итогового занятия преподаватель не может аттестовать студента, при этом студент который не явился на итоговое занятие не может быть аттестован. Студенту который не явился на итоговое занятие указывается «не явился». Согласно представленного учебного плана в первом семестре по предметам, в том числе по иностранному языку, форма аттестации указана в графе «другие» -текущий контроль, то есть итоговое занятие, согласно которого могут аттестовать студента. Промежуточная аттестации в форме текущего контроля, это проведение итогового занятия (контрольные работы, тестирование, устные ответы согласно заданным вопросам), согласно которого преподаватель выставляет итоговую оценку в зачетную книжку и в экзаменационно -зачетную ведомость. Студент, который не явился на итоговое занятие, не может быть аттестован. Поскольку по форме аттестации в виде текущей контроль отдельные ведомости разработаны не были, то использовались единые зачетно-экзаменационные ведомости, которые являются официальными документами. Если студент ФИО11 28.12.2020 не явился на итоговое занятие, то преподаватель не имел права его аттестовать. (т.2 л.д.24-32)
После оглашения показаний свидетель указала, что давала такие показания на стадии предварительного следствия, в настоящее время она их не поддерживает, такие показания она давала после того, как ее убедил следователь. Однако, после тщательного изучения всей нормативной базы колледжа весь педагогический состав пришел к выводу, что ведение зачётно-экзаменационной ведомости и занесение в зачетную книжку результата текущего контроля, предусмотрено по всем дисциплинам, по которым выходит промежуточная оценка, потому что на основании этих оценок в дальнейшем студентам начисляется стипендия, но это ничем не регламентировано. Зачётно-экзаменационная ведомость это официальный документ, она подписывается преподавателем, и заведующей отделением. Текущий контроль это последнее занятие в семестре, такое же занятие, как и предыдущее. Если студен не приходит на последний урок преподаватель может выставить итоговую оценку по накаляемости оценок, средний бал. Присутствовал ли ФИО3 на последнем уроке по английскому она не знает. Выдавать на текущий контроль зачетно-экзаменационную ведомость распорядилось руководство. Зимней сессия 2020г. в группе 1Д в записи учебного процесса нет. В графике учебного процесса в группе 1Д в июне сессия предусмотрена во 2 семестре. Зимой промежуточной аттестации нет. ФИО1, имела право выставить ФИО3 оценку в ведомость, если в течение 1 семестра 2020 он заработал несколько оценок, но не явился на последнее занятие, на основании текущих оценок.
Анализируя показания свидетелей ФИО23, ФИО33, данные в ходе судебного следствия о том, что ФИО11 мог не приходить на последнее занятие и ему могла быть выставлена оценка по текущему контролю по накаляемости оценок за семестр, и о том, что текущий контроль не является формой промежуточной аттестации, суд считает их надуманными и противоречащими, как локальным документам колледжа разработанным руководством и рассмотренным на педагогическом совете, так и показаниям самих свидетелей, данных в ходе предварительного следствия.
Показания свидетелями в ходе предварительного следствия, были даны после предупреждения последних об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, им были разъяснены права, обязанности, положения процессуального законодательства о том, что их показания могут быть использованы в качестве доказательств по делу.
Таким образом, суд признает их допустимыми и достоверными, поскольку они убедительны, логичны, последовательны, согласуются между собой и с другими исследованными судом доказательствами стороны обвинения, и кладет их в основу приговора.
Из показаний свидетеля ФИО24 данных в судебном заседании установлено, что она работает мастером производственного обучения и по совместительству исполняет обязанности начальника отдела по учебно-производственной работе <данные изъяты>. В ее обязанности входит разработка учебных планов образовательных программ, на основании которых учебная часть разрабатывает проведение промежуточной аттестации. Согласно учебного плата в 1 семестре предусмотрены следующие формы промежуточной аттестации: зачет, дифзачет, экзамен, которые предусматривают проведение промежуточной аттестации и форма текущего контроля, который проводится в течение всего семестра при обучении студентов. На каждом уроке выполняются задания, устные опросы и накапливаются оценки за семестр. В том случае, если промежуточная аттестация не запланирована в форме зачета, экзамена, дифзачета в положении колледжа предусмотрена, промежуточная аттестация в форме текущего контроля, при этом итоговая оценка выставляется по накопляемости оценок за семестр. Преподаватель сам имеет право выбрать тему текущего контроля, либо аттестовать по имеющимся оценкам, либо другую форму придумать. Текущий контроль проводится на последнем занятии в конце семестра. По ее мнению студент обязан приходить на все формы занятий. При наличии достаточного количества оценок преподаватель может выставить студенту оценку, в колледже это не запрещено. Зачетно экзаменационная ведомость выдавалась на текущий контроль для удобства хранения учебной документации, и составления сводной ведомости, которая в дальнейшем идет для назначения стипендии. После проведения зимней промежуточной аттестации, студенту дается две недели для ликвидации задолженности для стипендиальной комиссии.
Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей являющихся преподавателями в <данные изъяты>ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, установлено, что текущий контроль это обычное занятие. Начальник учебной части ФИО33 им объясняла, что текущий контроль, это когда преподаватель может выставлять оценку за семестр по накопляемости оценок по среднему балу, но четко нигде не прописано сколько надо посетить занятий и получить оценок, это оговорено на словах, все на усмотрение преподавателя. Ничем не регламентировано, что оценки по текущему контролю выставляется в зачетно-экзаменационной ведомости, данные ведомости с декабря 2020г. были открытыми продолжительное время, чтобы студент мог досдать. Текущий контроль это именно учебный процесс, а не форма промежуточной аттестации, то есть контроль знаний на протяжении семестра. Жёстко не регламентировано, что у студента нет обязанности, прийти на последнее занятие, если у него есть текущие оценки. Согласно законодательства оценка по текущему контролю не должна выставляться не в ведомость, не в зачётку, в них можно выставлять только зачет и экзамен, и это практикуется в других учебных заведениях, они об этом руководству говорили, но их никто не слушал. В настоящее время, в связи со сложившейся ситуацией, они обратились к администрации по вопросу текущего контроля, чтобы составили нормативные документы, в которых будет четко прописано, сколько оценок должно быть получено учащимся, чтобы выставить оценку в ведомостях по текущему контролю.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО34 указала, аналогичным образом описывая применение формы аттестации в форме текущего контроля вместе с тем пояснила, что не поставила итоговую оценку ФИО11 поскольку он не явился на последнее занятие, в связи с этим, она не имела возможности проверить его знания по предмету за текущий семестр, поскольку ее уроки он посещал крайне редко и она ему не выставила оценку, хотя оценки у него имелись.
По ходатайству государственного обвинителя в судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен главный специалист отдела надзора и контроля в сфере образовательной деятельности министерства образования и науки Астраханской области ФИО35, который пояснил, что он изучал локальные акты <данные изъяты> положение об организации текущего контроля и промежуточной аттестации, учебный план, программы подготовки, положения среднего профессионального образования колледжа. Согласно положения об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся осваивающих основные профессиональные программы среднего профессионального образования в <данные изъяты>, промежуточная аттестация в колледже проводилась на основании выставления текущих оценок, по средней арифметической. Согласно ст. 58 Закона «Об образовании в РФ» освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией. На текущем контроле оценки выставляются по текущим оценкам, ни каких срезовых не проводится. Текущий контроль может быть входным, оперативным рубежным. Рубежный контроль это итоговой, завершающий освоение образовательной программы. Преподаватели колледжа итоговую оценку ставили на основании текущих оценок, а должно быть на основании учебного плана, контрольных, курсовых, а у них стояло другие, что относится к другим расшифровывается в локальном акте от 2019г. Завершение 1 семестра 1 курса является частью образовательной программы, по итогу освоения этой части программы должна выставляться оценка. Согласно законодательства студент обязан посещать занятия, академические задолженности последний должен ликвидировать до окончания учебного года. Педагоги должны быть ознакомлены с локальными нормативными актами, на педсоветах. Для текущего контроля зачетно- экзаменационная ведомость не предусмотрена, она предусмотрена когда зачет или экзамен, в остальном это на усмотрение организации. Первый семестр не заканчивается сессией, она проводится по итогам всего первого курса. По итогам первого семестра проводится промежуточная аттестация. Если педагоги колледжа выставляют оценки в зачетно экзаменационную ведомость, это должно быть подтверждено локальным актом, если его нет, это неправильно. В промежуточную аттестацию не может включаться текущий контроль, это разные вещи. В учебном плане колледжа не предусмотрен текущий контроль.
По ходатайству стороны обвинения в судебном заседании в качестве свидетеля была допрошена заведующая сектором контроля образовательной деятельности и оценки качества образования и науки Астраханской области ФИО36, которая пояснила, что ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» дал образовательной организации большой объем самостоятельности и указал, что текущий и промежуточный контроли сами устанавливаются образовательной организацией в своих локальных актах, в том числе планами и рабочими программами. В обязанности педагогических работников входит обязанность исполнять локальные акты, знание нормативных документов которые регулируют их деятельность. Согласно законодательства оценка качества освоения программы подготовки специалистов среднего звена должна включать текущий контроль, промежуточный и государственную аттестацию. То есть из закона понятно, что текущий контроль, промежуточный и итоговый это разные формы контроля. Если образовательная организация в своём локальном акте установила, что промежуточная аттестация в виде текущего контроля, а этот локальный акт был принят на педсовете, то тогда педагоги должны были обратить на это внимание и у них есть право обратиться в комиссию по урегулированию споров как раз и в том числе по вопросу применения локальных актов, которые содержат какие –то нарушения законодательства. Если учебной организацией принят локальный акт в виде текущего контроля и промежуточной аттестации, преподаватели должны проводить на протяжении семестра контрольные и лабораторные работы, проверять уровень знаний. Не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признается академической задолженностью. Согласно ч.1 ст. 58 ФЗ№ 273 «Об образовании в РФ» освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией, то есть это некая оценка знаний, текущий, есть промежуточный и есть итоговый контроли. Вот промежуточная она как раз освоение отдельной части или всего объема учебного предмета, курса и дисциплины (модуля). Промежуточная аттестация и текущий контроль это две разные формы. Определения текущего контроля в федеральном законе нет, положение о проведении того или иного контроля знаний определяется самой образовательной организацией. В любом случае оценка знаний не может проводиться без студента.
По ходатайству стороны защиты в судебном заседании в качестве специалиста был допрошен правовой инспектор труда Астраханского областного Общероссийского Профсоюза образования ФИО37, который пояснил, что он проводил внеплановую проверку в <данные изъяты>, по обращению членов профсоюза колледжа, которые просили проверить соответствие их нормативных локальных актов действующему законодательству. Согласно ст.59 ФЗ № «Об образовании в РФ», существуют два понятия промежуточная аттестация и текущий контроль, который по своей сути является одной из форм промежуточной аттестации, но при этом законодатель разделяет эти два понятия и соответственно устанавливает к ним разные требования. В данной ситуации студенты поступившие на первый курс колледжа не прошли уровень среднего общего образования, и федеральные государственные общеобразовательные стандарты школьной программы, реализуются на первом курсе. В ходе проверки возник вопрос по содержанию порядка проведения промежуточной аттестации в форме текущего контроля, но это вопрос к учебной части. Согласно положения преподаватели, будучи работниками колледжа вправе были самостоятельного выбирать порядок, периодичность и форму проведения текущего контроля. В данном случае, преподаватель выбрал форму текущего контроля в виде школьной программы, и оценил студентов по текущим оценкам. Соответственно, в данном случае, в действиях преподавателей нарушения нет, они ничего не нарушили, ни федеральный закон, ни локальный акт самого учреждения. Календарный график, устанавливающий периодичность и форму проведения этой же организацией утвержден директором и согласован с профсоюзом. Промежуточная аттестация на первом курсе проводится только в июне, в середине курса она не предусмотрена учебным планом, то есть такие локальные нормативные акты существовали на декабрь 2020г. в данном учреждении. Никаких документов о том, что в 1 семестре 1 курса начинается сессия в учреждении не было, то есть все оценки выставлялись по текущему контролю. В положении о промежуточной аттестации в 1семестре 2020-2021гг., которое является официальным документом указано, что на 1 курсе в первом семестре группы 1Д иностранный язык, история, химия проводится текущий контроль, то есть это установил работодатель. В ходе проверки, было установлено, что локальные нормативные акты, а именно положение 2020-2021г.г. не устанавливают обязанность преподавателей колледжа заполнять ведомости и зачетные книжки обучающихся при проведении текущего контроля знаний, но и не отрицают возможность дублирования в них результатов текущего контроля знаний выставляемых в групповых журналах по оцениванию итогов успеваемости обучающихся. Обязанность преподавателей оформлять экзаменационные ведомости и зачетные книжки обучающихся являются обязательным при проведении промежуточной аттестации в формах зачетов, экзаменов, дифзачетов. При проведении проверки он пришел к выводу, что положения колледжа об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, не подлежат применению со дня их принятия и подлежат отмене. В настоящее время в колледже готовятся проекты положений и согласовывают с ними. Сколько надо оценок и надо ли являться на последнее занятие в семестре, чтобы был выставлен текущий контроль, это на усмотрение преподавателя, последний оценивает знания и уровень успеваемости. Преподаватель имеет право оценивать и выставлять итоговую оценку с учетом тех оценок, которые получил студент. Стипендия выплачивается всем студентам первого курса, решение дальнейшего вопроса зависит от того как студент закончит 1 курс, результаты первого семестра 1 курса никак не могли повлиять на получение или не на получение студентом стипендии. Преподаватель мог поставить оценку студенту, пришедшему сдавать задолженность в феврале, именно за тот день в декабре, когда была тема, которую студент пришел сдавать, поскольку он сдает тему за декабрь, и ее в феврале нет. Не сдавший текущий контроль может прийти и пересдать.
Виновность ФИО1 в совершении преступления подтверждается также письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании.
Согласно трудового договора №46 от 01.12.2008, заключенного между <данные изъяты> в лице директора ФИО7 и ФИО1, последняя принята на работу в указанное учреждение для выполнения работы по должности преподавателя общих гуманитарных дисциплин, состоя в должности преподавателя иностранного языка ГБПОУ АО «Камызякский сельскохозяйственный колледж» (т.1 л.д.207-209)
Согласно устава ГБПОУ АО «Камызякский сельскохозяйственный колледж», к компетенции учреждения в установленной сфере деятельности относится, в том числе осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения. Учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе обеспечивать реализацию образовательных программ в полном объеме, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся (т. 1 л.д. 44-65)
Согласно протокола осмотра места происшествия от 27.12.2021, осмотрено учебное здание <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, в данном здании, расположен рабочий кабинет преподавателя иностранного языка, ФИО1 (т.2 л.д. 221-228)
Согласно функциональным обязанностям преподавателя иностранного языка (т.1 л.д.202-206) преподаватель должен знать приоритетные направления развития образовательной системы РФ, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность. К должностным обязанностям в том числе относятся: планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с образовательной программой колледжа. Преподаватель имеет право вносить заместителю директора по учебной работе предложения по формированию и изменению образовательных программ, участвовать в управлении колледжем в порядке определенном локальными актами, осуществляет взаимодействие по вопросам входящим в его компетенцию с администрацией и другими работниками колледжа, представляет в конце семестра до 20.01 и 01 июля заместителю директора по учебной работе письменный отчет о прохождении программы и результатах аттестации обучающихся.
Анализируя указанный документ, суд приходит к выводу, что у ФИО1 была обязанность представить письменный отчет о прохождении программы и результатах аттестации студентов до 20.01.2021, а в случае непонимания либо несогласия с принятыми <данные изъяты> локальными актами ФИО1 имела возможность обратиться к руководству колледжа.
Согласно положению об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования <данные изъяты>т.1 л.д.90-100) пунктом 2 содержания и порядка проведения промежуточной аттестации, кроме зачета, дифференцированного зачета, экзамена, в том числе входит организация текущего контроля знаний, который имеет следующие виды: входной, оперативный и рубежный. П.2.1.4. оперативный контроль проводится преподавателем на любом из видов занятий. Формы оперативного контроля (контрольная работа, тестирование опрос и др.) выбираются преподавателем, исходя из методической целесообразности, специфики дисциплины междисциплинарного курса.
Согласно п.п. 1.4, 1.6 указанного положения освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля общеобразовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом и в порядке, установленном колледжем. Промежуточная аттестация обеспечивает оперативное управление учебно-профессиональной деятельностью студентов, ее корректировку. Целью промежуточной аттестации является оценка степени соответствия качества образования студентов требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Как следует из протокола заседания педагогического совета от 31.08.2020 ФИО1 присутствовала на указанном заседании при рассмотрении локальных нормативных актов, где утверждалось положение об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования <данные изъяты> (т.1 л.д.160-163)
Таким образом, анализируя указанный документ, суд приходит к выводу, о том, что текущий контроль является одной из форм проведения промежуточной аттестации в ГБПОУ АО «Камызякский сельскохозяйственный колледж».
Исходя из анализа указанного документа суд, приходит к выводу о том, что ФИО1 имела право выбирать форму проведения текущего контроля в том числе проведение обычного очередного урока, на котором она должна была, как следует из Положения, провести проверку знаний учащихся. Следуя логики проверка знаний учащегося в частности ФИО11 не возможна без его фактического присутствия на итоговом занятии, т.е на промежуточной аттестации, проводимой в форме текущего контроля.
Согласно Положения о порядке перевода восстановления и отчисления студентов обучающихся в <данные изъяты> (т.1 л.д.101-108) за академическую неуспеваемость т.е. задолженность по двум и более дисциплинам по результатам промежуточной аттестации обучающийся может быть отчислен из колледжа.
Кроме того, как следует из показаний ФИО23 студент, не сдавший задолженность по промежуточной аттестации не допускается до экзаменов и зачетов.
Согласно Приложению №2 к Положению о структуре и порядке формирования основной общеобразовательной программы среднего профессионального образования, формы промежуточной аттестации представляют собой такие формы аттестации, которые должны быть аттестованы в рамках промежуточной аттестации за семестр. К ним относятся экзамены (в том числе комплексные), зачеты, дифференцированные зачеты, курсовые проекты или курсовые работы, другие формы контроля, к которым относятся текущий контроль, семестровый (рубежный) контроль в соответствии с положением о текущей и промежуточной аттестации колледжа (т.3 л.д.3-22)
Согласно учебному плану программы подготовки специалистов среднего звена к формам промежуточной аттестации относится, в том числе, текущий контроль.
Согласно учебного плана программы подготовки специалистов среднего звена ГБПОУ АО «Камызякский сельскохозяйственный колледж» по специальности среднего профессионального образования «Садово-парковое и ландшафтное строительство», утверждённому директором <данные изъяты> 01.09.2020, учебный предмет «Иностранный язык» входит в перечень обязательных дисциплин, по которому по результатам окончания первого семестра проверка знаний студентов по изучению указанного предмета осуществляется в форме текущего контроля (т. 1 л.д. 78-89)
Согласно содержания промежуточной аттестации в 1 семестре 2020-2021 учебном году утвержденного 20.11.2010, директором колледжа ФИО38 программа подготовки специалистов среднего звена специальность 35.02.12 «Садово-парковое и ландшафтное строительство» включала в себя по иностранному языку текущий контроль (т.1 л.д. 17-23)
Таким образом, из вышеуказанных документов следует, что текущий контроль является формой промежуточной аттестации, который имеет конкретные формы входной, оперативный, рубежный.
Согласно выписки из приказа №295/у от 31.08.2020, ФИО11 с 01.09.2020 зачислен на первый курс очной формы обучения специальность 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство в <данные изъяты> (т. 1 л.д. 16)
Из заключения эксперта №683 от 20.10.2020, рукописные записи в строках 18 на 17,19,21,23 в графах о проставленных оценках ФИО11 в журнале учебных занятий группы 1 д на 2020/2021 учебный год <данные изъяты>, за исключением записи «ФИО11» в графе «Фамилия инициалы студента» выполнены ФИО1 Рукописные записи: на странице 3 в строке 3 под №3 в зачетной книжке ГБПОУ АО «Камызякский сельскохозяйственный колледж» №6115 на имя ФИО11 выполнены ФИО1 (т.1 л.д. 231-236)
Оценив и проанализировав, представленные сторонами доказательства, суд находит их достаточными для разрешения дела и установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по настоящему уголовному делу.
Изложенные письменные доказательства последовательны, согласуются между собой, являются относимыми, допустимыми, достоверными, и в совокупности достаточными для определения квалификации преступления и решения других вопросов, подлежащих разрешению при постановлении приговора.
Все вышеназванные доказательства получены с соблюдением требований уголовно-процессуального закона, согласуются между собой и в совокупности свидетельствуют о виновности ФИО1 в совершении преступления.
Фактов применения противоправных действий в отношении подсудимой, угроз и уговоров, направленных на склонение последней к совершению преступления, не установлено. Так же в действиях сотрудников правоохранительных органов признаков подстрекательства, склонения, побуждения в прямой или косвенной форме к совершению подсудимой противоправных действий, что могло свидетельствовать о провокации в отношении него не установлено. Каких-либо нарушений при проведении оперативно - розыскных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов, не смотря на доводы стороны защиты, суд не усматривает.
Суд, действия ФИО1 квалифицирует по ч. 1 ст. 292 УК РФ– служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из иной личной заинтересованности.
Согласно ст.58 ФЗ от 29.12.2021 N 273-ФЗ "Об образовании в РФ", освоение образовательной программы (за исключением образовательной программы дошкольного образования), в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах, определенных учебным планом, и в порядке, установленном образовательной организацией.
Конституция РФ, Закон "Об образовании в РФ" обязательны к исполнению, не знание федерального законодательства не освобождает от ответственности.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 состоя в должности преподавателя <данные изъяты> обладая полномочиями по проведению лекционных, семинарских, практических занятий и консультаций, а также всех форм промежуточной аттестации, в том числе текущего контроля, приему зачетов, экзаменов, согласно графику зимней экзаменационной сессии студентами первого курса на 1-м семестре в 2020-2021 учебном году, 28.12.2020 должна была провести промежуточную аттестацию в форме текущего контроля по предмету "Иностранный язык» у студентов группы 1Д, обучающимся по дисциплине «Садово-парковое и ландшафтное строительство», в связи с чем, она является должностным лицом, выполняющим в установленном законом порядке организационно-распорядительные функции в государственном учреждении в отношении лиц, не находящихся от нее в служебной зависимости, и обладающая полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Таким образом, указанные обстоятельства опровергают доводы защиты о том, что ФИО1 на период сдачи зимней экзаменационной сессии студентами первого курса на 1-м семестре группы 1Д, обучающимся по дисциплине «Садово-парковое и ландшафтное строительство» в 2020-2021 учебном году не являлась должностным лицом.
Зачетная книжка студента ФИО11, а также зачетно-экзаменационная ведомость являются официальными документами, которые удостоверяли юридически значимые факты и события – прохождение промежуточной аттестации в форме текущего контроля по дисциплине «Иностранный язык» ФИО11 без фактического участия последнего на итоговом занятии и проверке его знаний по результатам семестрового курса изучения дисциплины, в связи с чем, последний переведен на второй семестр первого курса без задолженности по дисциплине «Иностранный язык». Получения ФИО11 положительной оценки по дисциплине «Иностранный язык», дало возможность последнему продолжать обучение, не иметь академических задолженностей, вследствие чего не быть отчисленным из образовательного учреждения. ФИО1 внесены заведомо ложные сведения в указанные выше документы, путем проставления положительной оценки «хорошо» по дисциплине «Иностранный язык», то есть не соответствующие действительности фаты, поскольку фактически студент ФИО11 на промежуточной аттестации в форме текущего контроля 28.12.2022 не присутствовал, знания последнего не проверялись.
О ложности таких сведений свидетельствуют показания свидетеля ФИО39, утверждавшего как в ходе предварительного следствия, так и судебного разбирательства, что он не присутствовал на итоговом занятии по предмету «Иностранный язык».
Данный факт подтвердила и подсудимая ФИО1 о том, что ФИО11 не присутствовал на текущем контроле, оценки ему были выставлены по текущим оценкам.
Иная личная заинтересованность ФИО1 выразилась во внесении заведомо ложных сведений в зачетную книжку и зачетно-экзаменационную ведомость, по просьбе своей коллеги ФИО10, с которой они работают вместе в колледже длительный период времени, и поддерживают приятельские взаимоотношения.
Действиями ФИО1 существенно нарушены охраняемые законом интересы граждан, общества и государства в виде нарушения установленного порядка проверки знаний студентов на промежуточной аттестации форме текущего контроля знаний в образовательном учреждении среднего образования, требований норм ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями), Положения «Об организации текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в <данные изъяты> Кроме того, умышленными действиями ФИО1 причинен существенный вред государственным интересам, выразившийся в дискредитации ею, как должностным лицом образовательного учреждения, образовательного процесса среднего образования в глазах населения, в том числе ФИО11
Довод защиты о том, что как таковой зачетно-экзаменационной ведомости по текущему контролю быть не должно, что ведомости их просила заполнять учебная часть для удобства при назначении стипендии, суд не может принять во внимание, поскольку в соответствии с разъяснениями постановления пленума Верховного суда РФ N 24 от 09.07.2013 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях", предметом преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в том числе зачетно-экзаменационные ведомости.
Таким образом, ведомость удостоверена подписью ФИО1, как преподавателя, проводившую промежуточную аттестацию в форме текущего контроля, а также в ней заполнен ряд граф, указаны оценки, напротив графы оценка имеются подписи преподавателя, ведомость подписали преподаватель и заведующий отделением, следовательно она является официальным документом, как и зачетная книжка.
В соответствии с ч. 1 ст. 58 УПК РФ специалистом является лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК РФ, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
При этом следует иметь в виду, что специалист не проводит исследование доказательств и не формулирует выводы, а лишь высказывает суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами.
Поэтому в случае необходимости проведения исследования должна быть произведена судебная экспертиза.
Заключение и показания специалиста подлежат проверке и оценке по общим правилам и могут быть приняты судом или отвергнуты, как и любое другое доказательство.
При этом в соответствии с закрепленным в ч. 1 ст. 88 УПК РФ правилом каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела.
Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, о том, что текущий контроль являлся в <данные изъяты> одной из форм проведения текущей аттестации, доводы допрошенных в данной части в качестве специалистов ФИО37 и ФИО35, на которых ссылается сторона защиты, не могут быть приняты судом в качестве доказательств по настоящему уголовному делу.
Доводы защиты, что явка студентов на текущую аттестацию в форме текущего контроля не обязательна, оценки ставятся по накопляемости оценок за семестр, фактической проверки знаний студента не требуется, опровергаются показаниями свидетелей ФИО23, ФИО33, данными в ходе предварительного следствия, которые пояснили, что если ФИО11 не пришел на итоговое занятие, то преподаватель не имел права его аттестовать. Из показаний свидетеля ФИО6 данных в судебном заседании, установлено, что по итогам первого семестра в группе 1 д проводилась промежуточная аттестация в форме текущего контроля.
Оснований для оправдания ФИО1, о чем указывает сторона защиты, а также освобождения ее от уголовной ответственности, не имеется.
Непризнание ФИО1 вины в содеянном, суд расценивает как способ защиты от предъявленного обвинения и стремление таким образом избежать уголовной ответственности за совершенные действия, поскольку её показания не подтверждаются объективными данными, и напротив, опровергаются другими исследованными в судебном заседании доказательствами, положенными судом в основу обвинительного приговора.
При определении вида и размера наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимой, влияние назначенного наказания на исправление осужденной и на условия жизни её семьи.
В качестве обстоятельств, смягчающих наказание ФИО1 суд признает в соответствии с ч.2 ст.61 УК РФ, привлечение к уголовной ответственности впервые, положительные характеристики по месту жительства и работы, наличие почетных грамот и благодарностей, наличие на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимой, не установлено.
Исходя из фактических обстоятельств дела, учитывая изложенные данные, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, с учетом принципа справедливости, суд приходит к убеждению, что для исправления ФИО1 и достижения целей наказания, предусмотренных ст. 43 УК РФ, целесообразно назначение наказания в виде штрафа в доход государства.
При этом исключительных, существенно уменьшающих степень общественной опасности содеянного обстоятельств, позволяющих назначить наказание не предусмотренное санкцией, либо ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 292 УК РФ, либо применении положений ст. 64 УК РФ, суд не усматривает.
Размер штрафа суд определяет с учетом тяжести совершенного преступления, семейного и имущественного положения осужденной, её трудоспособности и возможности получения ею заработной платы и иного дохода в будущем.
Назначая подсудимой ФИО1 наказание в виде штрафа, суд принимает во внимание, что подсудимая трудоустроена, не является инвалидом с ограничением трудоспособности, а потому, по убеждению суда, способна получать доход и уплатить назначенный судом штраф.
Оснований для применения положений ч. 6 ст. 15 УК РФ и изменения категории преступления на менее тяжкую, суд не находит.
При этом учитывая обстоятельства совершенного преступления, данные, характеризующие личность ФИО1, суд считает, что восстановление социальной справедливости и достижение других целей наказания возможно без назначения дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью, как об этом просил прокурор.
Вопрос о вещественных доказательствах по делу суд разрешает в соответствии со ст. ст. 81 - 82 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.296-299, 302-306, 307-309 УК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
ФИО1 признать виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 292 УК РФ, и назначить наказание в виде штрафа в доход государства в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей
Судебный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
УФК по Астраханской области (Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Астраханской области, л/с <***>), Юридический адрес: 414000 <...>, Фактический адрес: 414000 <...>, ИНН <***>, КПП 301501001. Банк отделение Астрахань Банка России/УФК по Астраханской области г. Астрахань, БИК 011203901, номер казначейского счета (р/с) – 03100643000000012500, номер единого казначейского счета (кор/с) 40102810445370000017, ОКТМО 12701000, УИН О, КБК 417 116 03130 01 0000 140.
Вещественные доказательства: зачетную книжку, зачетно-экзаменационную ведомость, журнал учебных занятий, - находящиеся на хранении в камере хранения вещественных доказательств Камызякского МСО СУ СК РФ по АО, вернуть по принадлежности, по вступлению приговора в законную силу.
Приговор может быть обжалован в судебную коллегию по уголовным делам Астраханского областного суда в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанцией.
Приговор постановлен и отпечатан в совещательной комнате на компьютере.
Судья Винник И.В.
Приговор вступил в законную силу 19.04.2022.