ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-381/2021 от 19.10.2021 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

У.д. №<номер обезличен>

<номер обезличен>

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

<дата обезличена> года <адрес обезличен>

Судья Ленинского районного суда <адрес обезличен> Анисимова О.А.,

при секретаре Куйбышеве В.К.,

с участием:

государственного обвинителя Шалахова А.Н.,

подсудимой Новиковой И.В.,

защитника-адвоката Погосовой З.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда уголовное дело в отношении

Новиковой И. В., <дата обезличена> года рождения, уроженки г. <данные изъяты>, ранее не судимой,

обвиняемой в совершении преступлений, предусмотренных ч. <данные изъяты> УК РФ,

у с т а н о в и л :

Новикова И.В виновна в получении взятки через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей.

Она же, Новикова И.В., виновна в служебном подлоге, то есть внесении должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной заинтересованности.

Преступления совершены ею при следующих обстоятельствах.

Новикова И. В., являясь должностным лицом - <данные изъяты> кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «<данные изъяты>» (далее – ФГАОУ ВО <данные изъяты>), расположенного по адресу: <адрес обезличен><адрес обезличен>», назначенная в соответствии с Уставом образовательного учреждения, на основании приказа <номер обезличен>/л от <дата обезличена>, которая в соответствии с должностной инструкцией профессора кафедры, утвержденной приказом <номер обезличен>-О от <дата обезличена> и.о. ректора ФГАОУ ВО <данные изъяты><данные изъяты>, с которой она ознакомлена <дата обезличена>, обладает обязанностями согласно п. 3.1.6 – проводит учебные занятия по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП, осуществляет контроль и оценку освоения обучающимися учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП, в том числе в процессе промежуточной аттестации (самостоятельно и (или) в составе комиссии), оценивает освоение образовательной программы при проведении итоговой (государственной итоговой) аттестации в составе экзаменационной комиссии. В соответствии с приказом проректора по учебной работе <данные изъяты>. <номер обезличен>-О от <дата обезличена> «Об утверждении Регламента организации промежуточной аттестации в Северо-Кавказском федеральном университете с применением системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (на период ограничительных мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19)» п. 1.1 промежуточная аттестация в <данные изъяты> проводится с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на базе системы управления обучением <данные изъяты> LMS Moodle, образовательного портала «Электронный Кампус СКФ» https://ecampus.ncfu.ru (далее – еКампус), платформ Cisco WebEx, BigBlueButton, обеспечивающих поддержку контактного взаимодействия экзаменатора и обучающихся в дистанционном формате, п. 2.1. организация промежуточной аттестации с применением ДОТ в <данные изъяты> включает взаимодействие обучающихся с преподавателем, сотрудниками центра образовательных технологий, учебной частью института (филиала), учебно-методическим управлением, обеспечивающими организацию промежуточной аттестации, п. 2.2. формами промежуточной аттестации являются: зачет, дифференцированный зачет (зачет с оценкой), экзамен, защита курсовой работы/защита курсового проекта, защита отчета по практике, 2.4. видами проведения промежуточной аттестации (контрольные мероприятия) с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий является: компьютерное тестирование, устное собеседование, комбинированная форма контроля, п. 2.5. компьютерное тестирование проводится с использованием специализированного программного обеспечения посредством сервисом системы управления обучения LMS Moodle. Доступ к сеансам тестирования обеспечивается посредством перехода из личного кабинета обучающегося образовательного портала еКампус. Для проведения компьютерного тестирования преподаватель предоставляет тестовые задания по учебным дисциплинам в центр образовательных технологий для их размещения на базе платформы LMS Moodlе в срок не позднее, чем 5 рабочих дня до начала компьютерного тестирования, п. 2.8. решение о том, в каком виде будет проводится контроль успеваемости обучающегося, принимает преподаватель в зависимости от видов оценочных средств по дисциплине (модулю) по согласованию с заведующим кафедрой.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ «Об образовании», в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, предусматриваются должности педагогических работников и научных работников, которые относятся к научно-педагогическим работникам.

Педагогические работники относятся к профессорско-преподавательскому составу указанных организаций. Согласно п. 1 ч. 1, п. 11 ч. 1, ч. 4 ст. 48 ФЗ «Об образовании», педагогические работники, в том числе, обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой; соблюдать устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка. Педагогические работники несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами.

Таким образом, Новикова И.В. обладала полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, в связи с чем, являлась должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции в ФГАОУ ВО <данные изъяты>.

Так, Новикова И.В., являясь должностным лицом – <данные изъяты> кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления ФГАОУ ВО <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес обезличен><адрес обезличен> назначенная в соответствии с Уставом образовательного учреждения, на основании приказа <номер обезличен>/л от <дата обезличена>, которая в соответствии с должностной инструкцией профессора кафедры, утвержденной приказом <номер обезличен>-О от <дата обезличена> и.о. ректора ФГАОУ ВО <данные изъяты><данные изъяты>, с которой она ознакомлена <дата обезличена>, в нарушение Федерального закона от <дата обезличена> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа <номер обезличен>-О от <дата обезличена> «Об утверждении Регламента организации промежуточной аттестации в Северо-Кавказском федеральном университете с применением системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (на период ограничительных мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19)» и своих должностных инструкций, в силу занимаемой в государственном учреждении должности, выполняющая организационно-распорядительные функции, обладала полномочиями по приему решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, действуя с прямым умыслом, из корыстной заинтересованности, осознавая противоправный характер своих действий, <дата обезличена> в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, находясь в неустановленном месте получила в качестве взятки переданной <данные изъяты> посредством денежного перевода на расчетный счет ПАО «<данные изъяты>» <номер обезличен> принадлежащий ей, денежные средства в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей от <данные изъяты>, который передал их в числе <данные изъяты> рублей документоведу кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления ФГАОУ ВО <данные изъяты><данные изъяты> посредством денежного перевода на расчетный счет ПАО «<данные изъяты>» <номер обезличен> принадлежащий ей, выступающей в качестве посредника, <дата обезличена> в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, при этом Новикова И.В., согласно ранее достигнутой договоренности с <данные изъяты>, получила от последней логин и пароль от личного кабинета обучающегося образовательного портала еКампус <данные изъяты>. и была осведомлена о том, что <данные изъяты>. являясь студентом <данные изъяты> курса института экономики и управления направление / специальность 3<дата обезличена>, группы ГМУ-м-з-18-3 передает данные денежные средства в размере <данные изъяты> (<данные изъяты> тысяч) рублей за сдачу экзамена, путем выставления положительной оценки в экзаменационные листы по предмету: «Региональное управление и территориальное планирование», без проведения контроля успеваемости студента и в его отсутствие, то есть без фактической сдачи последним экзамена по указанному предмету, достоверно понимая, что указанные действия, без проведения с ее стороны оценки знаний и подготовки студента, являются незаконными, предварительно получив логин и пароль студента <данные изъяты>. посредством перехода из личного кабинета обучающегося образовательного портала еКампус в центр образовательных технологий на базе платформы LMS Moodlе, находясь в принадлежащей ей квартире, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, <дата обезличена> в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, используя неустановленное телекоммуникационное устройство с IP – адресом 81.177.201.129 сдала экзамен по предмету «Региональное управление и территориальное планирование» от имени студента <данные изъяты>., тем самым обеспечив последнему получение 100 баллов за сдачу указанного экзамена.

Она же, Новикова И.В., предположительно <дата обезличена> в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут по <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, более точное время не установлено, находясь на кафедре государственного и муниципального управления института экономики и управления далее ФГАОУ ВО <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес обезличен><адрес обезличен> являясь должностным лицом – <данные изъяты> кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления ФГАОУ ВО <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес обезличен><адрес обезличен> назначенная в соответствии с Уставом образовательного учреждения, на основании приказа <номер обезличен>/л от <дата обезличена>, которая в соответствии с должностной инструкцией профессора кафедры, утвержденной приказом <номер обезличен>-О от <дата обезличена> и.о. ректора ФГАОУ ВО <данные изъяты><данные изъяты>, с которой она ознакомлена <дата обезличена>, в нарушение Федерального закона от <дата обезличена> № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа <номер обезличен>-О от <дата обезличена> «Об утверждении Регламента организации промежуточной аттестации в Северо-Кавказском федеральном университете с применением системы электронного обучения, дистанционных образовательных технологий (на период ограничительных мероприятий по борьбе с коронавирусной инфекцией COVID-19)» и своих должностных инструкций, в силу занимаемой в государственном учреждении должности, осознавая противоправный характер своих действий, после получения в качестве взятки денежных средств в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты> тысяч) рублей от <данные изъяты>, то есть, действуя с прямым умыслом, из корыстной заинтересованности, грубо нарушая свои должностные обязанности, внесла заведомо ложные сведения о сдаче академической задолженности студентом <данные изъяты> курса института экономики и управления направление / специальность 3<дата обезличена>, группы ГМУ-м-з-18-3 <данные изъяты> по предмету: «Региональное управление и территориальное планирование».

Так, Новикова И.В. лично внесла заведомо ложные сведения, сделав собственноручно записи, в следующий официальный документ: в экзаменационную ведомость <номер обезличен> (2019-2020) по предмету «Региональное управление и территориальное планирование» в строку «отметка о сдаче» «отлично» проставив дату сдачи «25.06.2020» и заверила в строке «Подпись преподавателя» своей подписью без проведения контроля успеваемости студента <данные изъяты>. и в его отсутствие при пересдаче задолженности по указанному предмету.

То есть, Новиковой И.В. внесены заведомо ложные сведения о сдаче экзамена студентом <данные изъяты> по предмету «Региональное управление и территориальное планирование» в экзаменационную ведомость <номер обезличен> (2019-2020), являющиеся официальным документом, что предоставило ему право перевестись на следующий курс обучения, а в итоге - получить допуск к итоговой государственной аттестации.

Подсудимая Новикова И.В. вину в предъявленном обвинении не признала в полном объеме и показала суду, что с <дата обезличена> года она являлась сотрудником <данные изъяты> (ранее СГУ). В <дата обезличена> она занимала должность <данные изъяты> кафедры государственного муниципального управления и экономики труда. В ее должностные обязанности входило чтение лекций, проведение практических занятий, руководство дипломными работами и магистерскими диссертациями, разработка различных учебных документов. Она преподавала такие дисциплины, как методология управления социально-экономическими системами, региональное управление, территориальное планирование и прогнозирование, инновации государственного муниципального управления, управление инновационным развитием региона, современный механизм государственного управления и разные другие. Документоведом кафедры являлась <данные изъяты>, которая ранее была ее студенткой, а после окончания она заняла должность документоведа кафедры. Полный круг ее обязанностей она не знает, что но <данные изъяты> выполняла те поручения, которые ей давал заведующая кафедры, занималась хозяйственной деятельностью, собирала деньги на разные нужды, на подарки, покупки необходимые. Сотрудники кафедры сдавали ей деньги, по списку, документально все было оформлено, кто сдал, кто не сдал. Обычно это было наличными или переводом на банковскую карту. Бывало, <данные изъяты> занимала деньги у нее и у других преподавателей.

У нее <данные изъяты> занимала деньги несколько раз. Суммы были от <данные изъяты> рублей. Деньги та всегда возвращала безналичными, переводила на карту. Иногда той нужны были наличные деньги, она ей давала наличные деньги, а <данные изъяты> ей переводила эту же сумму. Во время дистанционного обучения они взаимодействовали с <данные изъяты>, часто нужно было подписывать документы. Она руководила магистерской диссертацией студента <данные изъяты>, который обучался заочно, по направлению региональное направление и муниципальный менеджмент. На этом направлении она преподавала методологию управления социально-экономическими системами, современный механизм государственного управления, инновации в государственном управлении, региональное управление федерального планирования. <данные изъяты> поступил в <данные изъяты> в <дата обезличена> году. К нему подошла <данные изъяты>, попросила помочь ему с магистерской диссертацией, быть его руководителем, они выбрали тему и начали работать. В <дата обезличена>. Она не принимала экзамен у <данные изъяты>. Началась эпидемия «короновируса», все ушли на дистанционное обучение, зачеты выставляли по результатам вывешивания практических работ студентами, для экзаменов составляли тесты, которые составлял каждый преподаватель по своим дисциплинам и отправлял на почту кафедры. У <данные изъяты> был доступ к данным заданиям. <данные изъяты> сдавал экзамен по предмету региональное управление территориального планирования. Согласно учебного плана, у <данные изъяты> по дисциплине «Инновации государственного муниципального управления» был зачет, а экзамен был по «региональному управлению территориального планирования». Она не сдавала экзамен за <данные изъяты> по дисциплине «<данные изъяты>», она не знает его логин и пароль, ей их не передавали. Не считает себя виновной в получении взятки, не сдавала за <данные изъяты> экзамены. Когда ее вызвала служба безопасности и сообщили о данном факте, она обратилась в провайдер «Зеленая точка», хотела узнать, как такое могло получиться. Они ответили, что могло получиться, что ее могли «взломать». У нее в тот период также постоянно ломался компьютер. Она расписывалась уже в готовых ведомостях, в них уже были проставлены ФИО студентов и оценки, она не могла там ничего исправить. Она никуда не входила и не вносила никакие изменения. Ведомость формируется автоматически электронной системой университета, в дирекции девочки распечатывают, потом преподавателей вызывают, они расписываются. На дистанционном обучении преподаватель отвечает за подготовку тестов, отправку тестов на кафедру, проверку практических работ, которые прикрепляли студенты. За правильность учета данных о сдаче/не сдаче, своевременность сдачи, полноте, отвечает дирекция. Она проставляла свои подписи в ведомостях потому что ее просили и в Университете так принято. При получении ведомости, у преподавателя нет возможности проверить оценки, полученные студентами, количество баллов, сдал студент или не сдал. Ведомости дают стопками, возможности в электронный портал зайти и посмотреть возможности и времени нет.

Несмотря на не признание подсудимой, ее вина получении взятки через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, подтверждается предоставленными суду, исследованными доказательствами.

Показаниями свидетеля <данные изъяты>, данными ею в судебном заседании, из которых следует, что она замещает должность в <данные изъяты> с <дата обезличена> года, в обязанности входит координация учебной работы в университете. Все формы отчетностей в период пандемии принимались с помощью дистанционных образовательных технологий. Процесс выставления оценок отличался в зависимости от того, как осуществляется сам процесс. Если предусмотрена рейтинговая оценка и очная форма обучения, то экзамен осуществлялся в форме тестирования, если заочная форма обучения, то здесь может быть выбор через ВКС или тестирование. У студента есть доступ в его личный кабинет в системе «Екампус», туда он входит через логин и пароль и заходит в систему тестирования. Логин и пароль у всех индивидуальный. После введения логина и пароля, перед студентом высвечивается перечень отчетностей. Если он сдает экзамен с помощью тестирования, то он переходит в тест, сдает его и получает результат. Результат у очников определяется в баллах по стобальной шкале, а кто учиться на заочной форме, то по пятибальной шкале. Вопросы формируются преподавателями. Иное лицо может за студента сдать экзамен, если имеет логин и пароль. Зачеты сдавались через «Екампус». Либо там задания давались, либо визуальный контакт через ВКС. Результат фиксируется в ведомости подписью. <данные изъяты> работает лаборантом и делопроизводителем. <данные изъяты>. лично не известен, знает, что есть такой студент. Рейтинговая система только у очной формы обучения - у балакавриата и специалитета. А не рейтинговая у заочников. У них нет рейтинговой системы. Ни кто не контролирует факт внесения преподавателем оценки, которая стала известна после сдачи экзаменов и зачетов. Экзаменационной ведомостью подтверждается факт сдачи экзаменов, где фиксируется оценка. Студент может сдавать в течении всего периода сессии. Тесты выкладываются в период начала сессии. Логин и пароль, которые давались студентам для входа в кабинет, выдавала приемная комиссия. Другие сотрудники университета не знают данные логины и пароли, знает только специальное подразделение. Период пандемии после сдачи экзамена, электронная система сама выставляет количество баллов, конвертирует это в оценку и ведомость самостоятельно распечатывается и хранится в дирекции. В учебной части института есть специалист, который за это отвечает. Во время пандемии преподаватель сразу после сдачи экзаменов подписывал ее. Этот весь процесс проверяется.

Показаниями свидетеля <данные изъяты>., данными им в судебном заседании, а также данными им на стадии следствия, оглашенными и проверенными в судебном заседании в порядке, установленном ст. 281 УПК РФ, из которых следует, что с <дата обезличена> года он обучался на заочной форме обучения по программе магистратуры в институте экономики и управления ФГАОУ ВО «<данные изъяты>» (далее - <данные изъяты>) по специальности «Государственное и муниципальное управление». В <дата обезличена> года у него проходила сдача очередной экзаменационной сессии, включающей зачеты, экзамены и курсовые работы, какие именно дисциплины и кому он должен был сдать он не помнит. Поскольку в это время он был занят на работе и не имел возможности подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов, в целях получения положительных отметок за них, он, примерно, в <дата обезличена> года обратился за помощью к сотруднику кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления <данные изъяты><данные изъяты> которая, как ему ранее было известно от его однокурсников, кого точно, уже не помнит, могла оказать содействие в сдаче экзаменов, а также в сдаче задолженностей, для допуска к сдаче зачетов. Разговор с <данные изъяты> у него происходил в период с <дата обезличена> до <дата обезличена>, в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут. <данные изъяты> находилась на кафедре государственного и муниципального управления института экономики и управления <данные изъяты>, которая располагается в учебном корпусе <номер обезличен>, расположенном по адресу: <адрес обезличен>. Какие именно зачеты и экзамены в каком количестве и по каким дисциплинам он должен был сдавать в данную экзаменационную сессию он не знает и этим не интересовался, так как планировал закрыть всю сессию исключительно за деньги, без сдачи экзаменов и зачетов. Также он может пояснить, что некоторые экзамены сдавались в форме тестирования, а для сдачи других зачетов и экзаменов студентам необходимо было выполнить практическое задание, тема которого была указана на портале «Электронный Кампус <данные изъяты>». Выслушав его просьбу, <данные изъяты> ответила, что располагает возможностями для передачи преподавателям кафедры государственного и муниципального управления взяток для дальнейшего получения положительных оценок, и сказала, что за всю летнюю экзаменационную сессию, проходившую в <дата обезличена> года он должен будет заплатить <данные изъяты> рублей. Также <данные изъяты> пояснила ему, что среди всех зачетов и контрольных точек имеется экзамен, за который она передаст деньги доктору социологических наук, профессору кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления ФГАОУ ВО «<данные изъяты>» Новиковой И.В., название дисциплины и стоимость сдачи экзамена ему известны не были. Что входило в данную сумму ему не известно, то есть он просто не сдавал ни одного зачета или экзамена, он вообще мог не появляться в <данные изъяты>. Таким образом он сдавал зачеты и экзамены не проходя фактической проверки знаний у преподавателей, при этом это обошлось ему в <данные изъяты> рублей. Ему также не было известно, какая сумма предназначается и для чего. Данная цена его устроила, о чем он сообщил <данные изъяты><данные изъяты> сообщила, что эти деньги, предназначавшиеся для сдачи сессии, он должен будет перевести ей на банковскую карту, которая была «привязана» к ее номеру мобильного телефона. <дата обезличена>, примерно в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, он, находясь в здании своей работы, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, при помощи мобильного приложения «Сбербанк Онлайн», перевел со счета своей банковской карточки, открытой на его имя в ПАО «<данные изъяты>», <номер обезличен>, денежные средства в размере <данные изъяты> рублей на банковскую карту <данные изъяты>, предназначавшиеся в качестве взяток преподавателям <данные изъяты> за сдачу летней экзаменационной сессии, а также для устранения задолженностей по контрольным точкам, проходившей в <дата обезличена> года. Кому именно и в каких размерах <данные изъяты> были переведены далее его денежные средства ему не известно. Примерно спустя месяц он, при помощи университетской программы «Электронный Кампус <данные изъяты>», позволяющей отслеживать свои оценки за предметы через сеть Интернет, зашел в свою электронную зачетную книжку в сети Интернет и увидел, что его летняя экзаменационная сессия сдана успешно и он переведен на следующий курс обучения. В электронной программе были проставлены различные экзамены и зачеты, которые он, якобы, сдавал в <дата обезличена> года. При этом никакого экзамена по дисциплине Новиковой И.В. в <дата обезличена> года, в летнюю экзаменационную сессию, он не сдавал, каким образом и в каком формате происходила его сдача, кто из преподавателей вуза принимал экзамен, он не знает, и лично, ни удаленно через сеть «Интернет» его не сдавал. По факту его знакомства с Новиковой И.В. пояснил, что с Новиковой И.В. он познакомился в начале <дата обезличена> года. Номер мобильного телефона ему дала <данные изъяты>, сообщив, что она является его дипломным руководителем. После чего он созвонился с Новиковой И.В. и они встретились с ней на территории университета для обсуждения темы дипломной работы. В каком именно кабинете проходила встреча он не помнит. Насколько ему известно, Новикова И.В. является преподавателем кафедры государственного и муниципального управления <данные изъяты>, однако он ей никаких экзаменов или зачетов не сдавал. Кроме того, что <дата обезличена> он перечислил <данные изъяты> денежные средства в размере <дата обезличена> рублей, это происходило примерно в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут. При этом он также находился в здании своей работы, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. <данные изъяты> сообщила ему, что указанные деньги предназначаются именно ей за сдачу контрольных точек и зачетов в форме практического задания, насколько он помнит, некоторые экзамены он сдавал самостоятельно, так как они ему показались не сложными, проходили они в форме зачета. (том <дата обезличена>)

Показаниями свидетеля <данные изъяты>, данными им в судебном заседании, из которых следует, что ранее какую он занимал должность начальника отдела разработки и внедрения информационных систем, сейчас занимает ее по совместительству. В его должностные обязанности входило техническое сопровождение информационных систем. В <дата обезличена> году сдача сессий происходила дистанционно, в форме тестирования.У каждого был свой логин и пароль. На образовательном портале «Электронный Кампус <данные изъяты>» указываются расписание занятий, проводятся промежуточные аттестации, в целом там проводится дистанционное обучение. Структуру оценки и задания преподаватели давали, по 100 бальной системе. Тест или экзамен, который необходимо сдать, загружается до процедуры проведения. Логин и пароль каждому студенту предоставляется при поступлении и в дальнейшем при обращении, если необходимо.

Показаниями свидетеля <данные изъяты>, данными ею в судебном заседании, из которых следует, что с <дата обезличена> года она осуществляла свою трудовую деятельность на кафедре государственного и муниципального управления делопроизводителем, документоведом. В ее обязанности входило - подготовка документов по практике, по служебной записке, систематизации документов, помощь преподавателем. Механизм сдачи сессии во время пандемии у заочников был дистанционный, если экзамен-то тестирование, если зачет или дифференцированный зачет-то подвешивали работы в личный кабинет. Средства идентификации - логин и пароль. Подсудимая ей знакома, работали с ней на кафедре. <данные изъяты>.- студент заочник нашей кафедры. К ней обратился <данные изъяты>, попросил помочь закрыть сессию за деньги. Она согласилась. Часть денег она перевела Новиковой за предмет, который она ведет. <данные изъяты> обратился к ней первый раз в <дата обезличена> года. Ему не важно было как, главное было закрыть сессию. Она зашла в его личный кабинет и подвесила работы, <данные изъяты> заплатил около <данные изъяты> рублей в <дата обезличена> года. Деньги он перечислил на карту Сбербанк. В дальнейшем он обратился к ней вновь, договориться с Новиковой И.В. по предмету «Инновации государственного и муниципального управления». Это было в <дата обезличена> года. Он передал около <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей она перевела Новиковой, а остальное оставила себе. Стоимость оценки она уточняла у Новиковой И.В. Она уточняла у Новиковой И.В. именно стоимость оценки, без проверки знаний студента. Ей известно, что <данные изъяты> была выставлена пятерка за сдачу данного экзамена. Кроме <данные изъяты> рублей, она еще Новиковой перечисляли денежные средства на ее банковскую карту, возвращая долг. Также она была ответственной за сбор денежных средств на дни рождения преподавателей, на мероприятия и иные конференции, например, на продукты. <данные изъяты> обратился по закрытию сессию, нужно было сделать практические работы, курсовые и иные задания. По экзаменам и зачетам тоже делаются практические работы и задания. Обычно преподаватели смотрят прикрепленные работы студентов и ставят оценки. И на ВКС они должны были отвечать. Система считает на сколько правильно ответил студент и выставляет оценку. После сдачи всех экзаменов, дирекция распечатывает ведомости и преподаватели их подписывают. Логии пароль <данные изъяты> ей был известен с его слов, она сообщила их Новиковой.

Показаниями свидетеля <данные изъяты>., данными ею в судебном заседании, из которых следует, что с <дата обезличена> года, в должностные обязанности входит процесс организации деятельности учебного процесса по направлению кафедры, которая она реализует, контроль за соблюдением трудовой дисциплины преподавателей, то есть проведение занятий, обеспечение учебного процесса методическими материалами, контроль за качеством проведения занятий, планирование деятельности кафедры, взаимодействие с работодателями и формирование штатного состава кафедры. Новикова преподаватель, преподающий - инновационные технологии государственного и муниципального управления, инновационное развитие региона, территориальное планирование и прогнозирование. Сдача экзаменов на летней сессии <дата обезличена> года у заочников проходила дистанционно в режиме онлайн и форме тестирования и устного собеседования. Изначально преподаватели разрабатывают тесты, потом их сдают в управление информационных систем университета, дальше тесты загружали на платформу дистанционную университета «Электронный Кампус <данные изъяты>» и студенты под своим личным логином и паролем проходят тесты. Когда студент вводит логин и пароль, высвечивается доступ в личный кабинет, потом высвечивается доступ к сдаче той или иной дисциплине, которая запланирована по учебному плану. Форма оценки по экзамену у студентов заочной формы обучения, в зависимости от баллов выставляется оценка. Максимальный балл 100. От 53 баллов до 70 баллов идет тройка, от 70 баллов до 80 баллов идет четверка и дальше идет 5. Затем специалист дирекции формирует ведомости и оценки автоматически вписываются в этой ведомости. Ведомость электронная, потом она распечатывается и преподаватель ставит подпись. Ведомость подтверждает факт оценки и сдачу экзамена. <данные изъяты> работала на кафедре. <данные изъяты> студент заочник. Группа ГМО-м-з-18-2 или 18-3. Зимой закончил курс обучения и получил диплом. Преподаватель подтверждает оценку в ведомости, а не тесты. Преподаватель только составляет тесты, работу студента не видит. Преподаватель может изменить форму экзамена, если он выберет устное собеседование, то тогда может. А в тестах не может повлиять, если не имеет доступ. Если получил логии и пароль студента, то может.

Помимо показаний свидетелей, вина подсудимого подтверждается письменными и иными доказательствами, исследованными судом.

Содержанием:

- <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Оценив и проанализировав каждое доказательство в отдельности и в совокупности, проверив доводы сторон, суд приходит к выводу о доказанности вины подсудимой в получении взятки через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей, в полном объеме.

Суд, оценивая свидетелей, считает необходимым в основу приговора положить их показания, поскольку показания всех свидетелей обвинения последовательны, согласуются как между собой, так и с вышеизложенными письменными доказательствами по делу.

Фактически не отрицая факты возникновения долговых обязательств, свидетель <данные изъяты> неоднократно показала, что денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, перечисленные ею Новиковой И.В., не относились к числу денежных средств возвращенный в связи с долговыми обязательствами, а были непосредственно связанны с исполнением договоренностей, достигнутых с <данные изъяты>

Доводы стороны защиты о невозможности входа Новиковой И.В. в личный кабинет студента <данные изъяты>., опровергаются показаниями свидетеля <данные изъяты>, из которых следует, что данные о логине и пароле были переданы ею Новиковой И.В. с согласия <данные изъяты>. Указанное также следует их показаний свидетелей <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, из которых также следует, что вход в личный кабинет студента возможнее при условии осведомленности любого лица о логине и пароле.

Доводы стороны защиты о фактической отсутствии возможности у преподавателя Новиковой И.В. проверить факт сдачи зачета ( экзамена, письменной работы) именно студентом <данные изъяты> или иным лицом, а следовательно и его фактические знания, ввиду фактического обезличивания, вызванного дистанционным обучением и сдачей промежуточной аттестации, поскольку особенности дистанционного бучения не освободили преподавателя от возложенных обязанностей, в том числе связанных с освоением студентом учебной программы и действительной оценкой освоения, а также его уровня. При этом решение о виде проводимого тестирования отнесено к компетенции преподавателя.

Представленные стороной обвинения доказательства полностью соответствуют требованиям относимости и допустимости. По результатам исследования доказательств судом, обстоятельства, которые могут послужить основанием к признанию доказательств по настоящему делу недопустимыми, не установлены.

Не установлены судом и обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков оговора подсудимой свидетелями.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству стороны защиты в качестве специалиста <данные изъяты> показал, что по обращению подсудимой было проведено компьютерно-техническое исследование работы роутера, установленного в квартире Новиковой И.В., расположенной по адресу: Ставрополь, <адрес обезличен>. Перед ним были поставлены вопросы, связанные с принципом работы маршутизатора ( роутера). Выездом на место, им было установлено, что в квартире есть роутер, к нему подключены устройства, это образует сеть. Мы хотим подключиться к интернету, это другая сеть. Так вот роутер позволяет найти адрес конечного сайта либо другого хоста. Когда он приехал в квартиру, заведомо знал пароль от сети Wi-Fi, вышел на улицу, смог подключиться, у него очень хорошо работал интернет. По опыту, примерно, 5 этажей вверх и вниз доступ к интернету может быть от квартиры. Во-первых, пароль можно узнать, получив его самостоятельно от владельца роутера. Во-вторых, можно попробовать взломать Wi-Fi сеть и получить доступ в интернет. В-третьих, пароль хранится в интерфейсе роутера. Он посмотрел в описании, удаленное управление этим роутером по умолчанию отключено. Проанализировав данный роутер, он установил, что на нем было включено удаленное управление, его кто-то включил. Чаще всего это делают сотрудники провайдера, чтобы в случае неполадок, пользователь смог к ним обратиться, и они дистанционно попробовали помочь в решении данной проблемы. Пароль хранится в интерфейсе роутера. Даже не зная пароль от интерфейса управления, легко подобрать. Настройки по умолчанию это логин «admin» и пароль «admin». Получить пароль могли со стороны провайдера, а еще также, если роутер был подключен к любому сайту, можно было также получить доступ к интерфейсу и там посмотреть пароль. Пароль могли получить через интерфейс управления. МАС адрес это физический адрес, который «пришит» к устройству. Если с телефона или ноутбука подключаемся в интернет через роутер, то появится этот МАС адрес, который привязывается. Провайдер его фиксирует.

Свидетель защиты <данные изъяты> допрошенная в судебном заседании показала, что в <дата обезличена>. Занимали должность профессор кафедры государственного муниципального управления и экономики труда. Документоведом в <дата обезличена> году была <данные изъяты>, которая, помимо своих прямых должностных обязанностей, осуществляла сбор средств на покупку воды, на поздравления сотрудников кафедры. Составлялась ведомость, мы расписывались, что сдавали данные средства наличными или переводом на карту. <дата обезличена>г. перешли на дистанционное обучение, очного контакта не было, обучение проводили по ВКС, в вузе есть электронная система «екампус», в ней все проводилось и студенты прикрепляли свои работы. Сессия сдавалась по ВКС - по билетам или в тестовом формате, если в группе количество человек небольшое, проводили по ВКС. Если в форме теста, преподаватель готовит вопросы, в электронном виде отправляет на кафедру, вопросы передают в информационное управление, где их вносят в систему. Студенты по расписанию входят в учетную запись, у них отображаются тесты, на которые отводятся определенное время. Когда формировали тестовые задания, они соблюдали требования, чтобы их смогли потом внести в систему. Без выполнения этих требований (1 правильный ответ на вопрос и 3 не правильных), тесты в информационном управлении не принимали. Когда их отправляли на электронную почту, их мог видеть любой, у кого имеется доступ к этой кафедральной почте. Когда перешли на дистанционное обучение, не имели никакого отношения к ведомостям. Студенты сдают экзамен, как они сдают, у кого какие оценки – они не имели никакого представления, нет доступа к этой информации. Ведомости формировались и выгружались в дирекции, преподаватели видели уже сформированную ведомость, где были проставлены оценки студентов, нужно было в ней только лишь расписаться.

При наличии логина и пароля у студента, в случае его передачи им сторонним лицам, сторонние лица могут зайти в эту систему. Есть определенный регламент, локальные документы, которые регламентируют данные вопросы. Есть расписание, там указаны дисциплины, зачет это или экзамен, форма сдачи. Тест в электронной системе открывается с определенного времени и на определенный промежуток времени. Студенты очного отделения должны сдать экзамен в определенный день, он указывается в расписании, студенты заочного отделения могут сдавать до последнего дня экзаменационной сессии. Если студент не сдавал зачет или экзамен, назначается и составляется график передач

Показания указанных лиц не только не опровергают доказательства стороны обвинения, а согласуются с ними, также свидетельствуют о возможности стороннего лица, при наличии у него логина и пароля, войти в систему от имени студента. При этом, фактическое выполнение учебного задания иным лицом отображаться не будет. Показания же в части наличия технической возможности подключения сторонним лицом, без ведома Новиковой И.В., к ее маршутизатору ( роутеру), не свидетельствуют ни в пользу версии Новиковой И.В., ни вопреки ей, а лишь свидетельствуют о наличии технической возможности и возможных способах подключения.

Действия подсудимого подлежат квалификации по ч. <данные изъяты> УК РФ, как получение взятки через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей..

Несмотря на не признание подсудимой, ее вина в служебном подлоге, то есть внесении должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной заинтересованности, подтверждается предоставленными суду, исследованными доказательствами.

Показаниями свидетеля <данные изъяты>, данными ею в судебном заседании, из которых следует, что она замещает должность в <данные изъяты> с <дата обезличена> года, в обязанности входит координация учебной работы в университете. Все формы отчетностей в период пандемии принимались с помощью дистанционных образовательных технологий. Процесс выставления оценок отличался в зависимости от того, как осуществляется сам процесс. Если предусмотрена рейтинговая оценка и очная форма обучения, то экзамен осуществлялся в форме тестирования, если заочная форма обучения, то здесь может быть выбор через ВКС или тестирование. У студента есть доступ в его личный кабинет в системе «Екампус», туда он входит через логин и пароль и заходит в систему тестирования. Логин и пароль у всех индивидуальный. После введения логина и пароля, перед студентом высвечивается перечень отчетностей. Если он сдает экзамен с помощью тестирования, то он переходит в тест, сдает его и получает результат. Результат у очников определяется в баллах по стобальной шкале, а кто учиться на заочной форме, то по пятибальной шкале. Вопросы формируются преподавателями. Иное лицо может за студента сдать экзамен, если имеет логин и пароль. Зачеты сдавались через «Екампус». Либо там задания давались, либо визуальный контакт через ВКС. Результат фиксируется в ведомости подписью. <данные изъяты> работает лаборантом и делопроизводителем. <данные изъяты>. лично не известен, знает, что есть такой студент. Рейтинговая система только у очной формы обучения - у балакавриата и специалитета. А не рейтинговая у заочников. У них нет рейтинговой системы. Ни кто не контролирует факт внесения преподавателем оценки, которая стала известна после сдачи экзаменов и зачетов. Экзаменационной ведомостью подтверждается факт сдачи экзаменов, где фиксируется оценка. Студент может сдавать в течении всего периода сессии. Тесты выкладываются в период начала сессии. Логин и пароль, которые давались студентам для входа в кабинет, выдавала приемная комиссия. Другие сотрудники университета не знают данные логины и пароли, знает только специальное подразделение. Период пандемии после сдачи экзамена, электронная система сама выставляет количество баллов, конвертирует это в оценку и ведомость самостоятельно распечатывается и хранится в дирекции. В учебной части института есть специалист, который за это отвечает. Во время пандемии преподаватель сразу после сдачи экзаменов подписывал ее. Этот весь процесс проверяется.

Показаниями свидетеля <данные изъяты>., данными им в судебном заседании, а также данными им на стадии следствия, оглашенными и проверенными в судебном заседании в порядке, установленном ст. 281 УПК РФ, из которых следует, что с <дата обезличена> года он обучался на заочной форме обучения по программе магистратуры в институте экономики и управления ФГАОУ ВО «<данные изъяты>» (далее - <данные изъяты>) по специальности «Государственное и муниципальное управление». В <дата обезличена> года у него проходила сдача очередной экзаменационной сессии, включающей зачеты, экзамены и курсовые работы, какие именно дисциплины и кому он должен был сдать он не помнит. Поскольку в это время он был занят на работе и не имел возможности подготовиться к сдаче зачетов и экзаменов, в целях получения положительных отметок за них, он, примерно, в <дата обезличена> года обратился за помощью к сотруднику кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления <данные изъяты><данные изъяты> которая, как ему ранее было известно от его однокурсников, кого точно, уже не помнит, могла оказать содействие в сдаче экзаменов, а также в сдаче задолженностей, для допуска к сдаче зачетов. Разговор с <данные изъяты> у него происходил в период с <дата обезличена> до <дата обезличена>, в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут. <данные изъяты> находилась на кафедре государственного и муниципального управления института экономики и управления <данные изъяты>, которая располагается в учебном корпусе <номер обезличен>, расположенном по адресу: <адрес обезличен>. Какие именно зачеты и экзамены в каком количестве и по каким дисциплинам он должен был сдавать в данную экзаменационную сессию он не знает и этим не интересовался, так как планировал закрыть всю сессию исключительно за деньги, без сдачи экзаменов и зачетов. Также он может пояснить, что некоторые экзамены сдавались в форме тестирования, а для сдачи других зачетов и экзаменов студентам необходимо было выполнить практическое задание, тема которого была указана на портале «Электронный Кампус <данные изъяты>». Выслушав его просьбу, <данные изъяты> ответила, что располагает возможностями для передачи преподавателям кафедры государственного и муниципального управления взяток для дальнейшего получения положительных оценок, и сказала, что за всю летнюю экзаменационную сессию, проходившую в <дата обезличена> года он должен будет заплатить <данные изъяты> рублей. Также <данные изъяты> пояснила ему, что среди всех зачетов и контрольных точек имеется экзамен, за который она передаст деньги доктору социологических наук, профессору кафедры государственного и муниципального управления института экономики и управления ФГАОУ ВО «<данные изъяты>» Новиковой И.В., название дисциплины и стоимость сдачи экзамена ему известны не были. Что входило в данную сумму ему не известно, то есть он просто не сдавал ни одного зачета или экзамена, он вообще мог не появляться в <данные изъяты>. Таким образом он сдавал зачеты и экзамены не проходя фактической проверки знаний у преподавателей, при этом это обошлось ему в <данные изъяты> рублей. Ему также не было известно, какая сумма предназначается и для чего. Данная цена его устроила, о чем он сообщил <данные изъяты><данные изъяты> сообщила, что эти деньги, предназначавшиеся для сдачи сессии, он должен будет перевести ей на банковскую карту, которая была «привязана» к ее номеру мобильного телефона. <дата обезличена>, примерно в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут, он, находясь в здании своей работы, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, при помощи мобильного приложения «<данные изъяты>», перевел со счета своей банковской карточки, открытой на его имя в ПАО «<данные изъяты>», <номер обезличен>, денежные средства в размере <данные изъяты> рублей на банковскую карту <данные изъяты>, предназначавшиеся в качестве взяток преподавателям <данные изъяты> за сдачу летней экзаменационной сессии, а также для устранения задолженностей по контрольным точкам, проходившей в <дата обезличена> года. Кому именно и в каких размерах <данные изъяты> были переведены далее его денежные средства ему не известно. Примерно спустя месяц он, при помощи университетской программы «Электронный Кампус <данные изъяты>», позволяющей отслеживать свои оценки за предметы через сеть Интернет, зашел в свою электронную зачетную книжку в сети Интернет и увидел, что его летняя экзаменационная сессия сдана успешно и он переведен на следующий курс обучения. В электронной программе были проставлены различные экзамены и зачеты, которые он, якобы, сдавал в <дата обезличена> года. При этом никакого экзамена по дисциплине Новиковой И.В. в <дата обезличена> года, в летнюю экзаменационную сессию, он не сдавал, каким образом и в каком формате происходила его сдача, кто из преподавателей вуза принимал экзамен, он не знает, и лично, ни удаленно через сеть «<данные изъяты>» его не сдавал. По факту его знакомства с Новиковой И.В. пояснил, что с Новиковой И.В. он познакомился в начале <дата обезличена> года. Номер мобильного телефона ему дала <данные изъяты>, сообщив, что она является его дипломным руководителем. После чего он созвонился с Новиковой И.В. и они встретились с ней на территории университета для обсуждения темы дипломной работы. В каком именно кабинете проходила встреча он не помнит. Насколько ему известно, Новикова И.В. является преподавателем кафедры государственного и муниципального управления <данные изъяты>, однако он ей никаких экзаменов или зачетов не сдавал. Кроме того, что <дата обезличена> он перечислил <данные изъяты> денежные средства в размере <данные изъяты> рублей, это происходило примерно в период времени с <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут до <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут. При этом он также находился в здании своей работы, расположенной по адресу: <адрес обезличен>. <данные изъяты> сообщила ему, что указанные деньги предназначаются именно ей за сдачу контрольных точек и зачетов в форме практического задания, насколько он помнит, некоторые экзамены он сдавал самостоятельно, так как они ему показались не сложными, проходили они в форме зачета. (том <данные изъяты>)

Показаниями свидетеля <данные изъяты> данными им в судебном заседании, из которых следует, что ранее какую он занимал должность начальника отдела разработки и внедрения информационных систем, сейчас занимает ее по совместительству. В его должностные обязанности входило техническое сопровождение информационных систем. В <дата обезличена> году сдача сессий происходила дистанционно, в форме тестирования.У каждого был свой логин и пароль. На образовательном портале «Электронный Кампус <данные изъяты>» указываются расписание занятий, проводятся промежуточные аттестации, в целом там проводится дистанционное обучение. Структуру оценки и задания преподаватели давали, по 100 бальной системе. Тест или экзамен, который необходимо сдать, загружается до процедуры проведения. Логин и пароль каждому студенту предоставляется при поступлении и в дальнейшем при обращении, если необходимо.

Показаниями свидетеля <данные изъяты>, данными ею в судебном заседании, из которых следует, что с <дата обезличена> года она осуществляла свою трудовую деятельность на кафедре государственного и муниципального управления делопроизводителем, документоведом. В ее обязанности входило - подготовка документов по практике, по служебной записке, систематизации документов, помощь преподавателем. Механизм сдачи сессии во время пандемии у заочников был дистанционный, если экзамен-то тестирование, если зачет или дифференцированный зачет-то подвешивали работы в личный кабинет. Средства идентификации - логин и пароль. Подсудимая ей знакома, работали с ней на кафедре. <данные изъяты>.- студент заочник нашей кафедры. К ней обратился <данные изъяты>, попросил помочь закрыть сессию за деньги. Она согласилась. Часть денег она перевела Новиковой за предмет, который она ведет. Кожин обратился к ней первый раз в <дата обезличена> года. Ему не важно было как, главное было закрыть сессию. Она зашла в его личный кабинет и подвесила работы, <данные изъяты> заплатил около <данные изъяты> рублей в <дата обезличена> года. Деньги он перечислил на карту <данные изъяты>. В дальнейшем он обратился к ней вновь, договориться с Новиковой И.В. по предмету «Инновации государственного и муниципального управления». Это было в <дата обезличена> года. Он передал около <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рублей она перевела Новиковой, а остальное оставила себе. Стоимость оценки она уточняла у Новиковой И.В. Она уточняла у Новиковой И.В. именно стоимость оценки, без проверки знаний студента. Ей известно, что <данные изъяты> была выставлена пятерка за сдачу данного экзамена. Кроме <данные изъяты> рублей, она еще Новиковой перечисляли денежные средства на ее банковскую карту, возвращая долг. Также она была ответственной за сбор денежных средств на дни рождения преподавателей, на мероприятия и иные конференции, например, на продукты. <данные изъяты> обратился по закрытию сессию, нужно было сделать практические работы, курсовые и иные задания. По экзаменам и зачетам тоже делаются практические работы и задания. Обычно преподаватели смотрят прикрепленные работы студентов и ставят оценки. И на ВКС они должны были отвечать. Система считает на сколько правильно ответил студент и выставляет оценку. После сдачи всех экзаменов, дирекция распечатывает ведомости и преподаватели их подписывают. Логии пароль <данные изъяты> ей был известен с его слов, она сообщила их Новиковой.

Показаниями свидетеля <данные изъяты> данными ею в судебном заседании, из которых следует, что с <дата обезличена> года, в должностные обязанности входит процесс организации деятельности учебного процесса по направлению кафедры, которая она реализует, контроль за соблюдением трудовой дисциплины преподавателей, то есть проведение занятий, обеспечение учебного процесса методическими материалами, контроль за качеством проведения занятий, планирование деятельности кафедры, взаимодействие с работодателями и формирование штатного состава кафедры. Новикова преподаватель, преподающий - инновационные технологии государственного и муниципального управления, инновационное развитие региона, территориальное планирование и прогнозирование. Сдача экзаменов на летней сессии <дата обезличена> года у заочников проходила дистанционно в режиме онлайн и форме тестирования и устного собеседования. Изначально преподаватели разрабатывают тесты, потом их сдают в управление информационных систем университета, дальше тесты загружали на платформу дистанционную университета «Электронный Кампус <данные изъяты>» и студенты под своим личным логином и паролем проходят тесты. Когда студент вводит логин и пароль, высвечивается доступ в личный кабинет, потом высвечивается доступ к сдаче той или иной дисциплине, которая запланирована по учебному плану. Форма оценки по экзамену у студентов заочной формы обучения, в зависимости от баллов выставляется оценка. Максимальный балл 100. От 53 баллов до 70 баллов идет тройка, от 70 баллов до 80 баллов идет четверка и дальше идет 5. Затем специалист дирекции формирует ведомости и оценки автоматически вписываются в этой ведомости. Ведомость электронная, потом она распечатывается и преподаватель ставит подпись. Ведомость подтверждает факт оценки и сдачу экзамена. <данные изъяты> работала на кафедре. <данные изъяты> студент заочник. Группа ГМО-м-з-18-2 или 18-3. Зимой закончил курс обучения и получил диплом. Преподаватель подтверждает оценку в ведомости, а не тесты. Преподаватель только составляет тесты, работу студента не видит. Преподаватель может изменить форму экзамена, если он выберет устное собеседование, то тогда может. А в тестах не может повлиять, если не имеет доступ. Если получил логии и пароль студента, то может.

Помимо показаний свидетелей, вина подсудимого подтверждается письменными и иными доказательствами, исследованными судом.

Содержанием:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Оценив и проанализировав каждое доказательство в отдельности и в совокупности, проверив доводы сторон, суд приходит к выводу о доказанности вины подсудимой в служебном подлоге, то есть внесении должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной заинтересованности.

Суд, оценивая свидетелей, считает необходимым в основу приговора положить их показания, поскольку показания всех свидетелей обвинения последовательны, согласуются как между собой, так и с вышеизложенными письменными доказательствами по делу.

Представленные стороной обвинения доказательства полностью соответствуют требованиям относимости и допустимости. По результатам исследования доказательств судом, обстоятельства, которые могут послужить основанием к признанию доказательств по настоящему делу недопустимыми, не установлены.

По изложенным выше основаниям, суд пришел к выводу о доказанности получения Новиковой И.В. взятки в виде денежных средств в размере <данные изъяты> рублей, перечисленных ей посредником – <данные изъяты>, в связи со взятыми на себя обязательствами, согласно договоренностей, достигнутых с <данные изъяты> через <данные изъяты> судом выше дана оценка показаниям доводам стороны защиты о невозможности входа Новиковой И.В. в личный кабинет студента <данные изъяты>., установлено, что вход в личный кабинет студента возможен при условии осведомленности Новиковой И.В. о логине и пароле, что достоверно следует, что показаний свидетелей обвинения.

Доводы стороны защиты о фактической отсутствии возможности у преподавателя Новиковой И.В. проверить факт сдачи зачета ( экзамена, письменной работы) именно студентом <данные изъяты> или иным лицом, а следовательно и его фактические знания, ввиду фактического обезличивания, вызванного дистанционным обучением и сдачей промежуточной аттестации, поскольку особенности дистанционного бучения не освободили преподавателя от возложенных обязанностей, в том числе связанных с освоением студентом учебной программы и действительной оценкой освоения, а также его уровня. При этом решение о виде проводимого тестирования отнесено к компетенции преподавателя.

Представленные стороной обвинения доказательства полностью соответствуют требованиям относимости и допустимости. По результатам исследования доказательств судом, обстоятельства, которые могут послужить основанием к признанию доказательств по настоящему делу недопустимыми, не установлены.

Не установлены судом и обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков оговора подсудимой свидетелями.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о доказанности вины подсудимой в совершении служебного подлога из корыстных побуждений, умышленности ее действий

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству стороны защиты в качестве специалиста <данные изъяты> показал, что по обращению подсудимой было проведено компьютерно-техническое исследование работы роутера, установленного в квартире Новиковой И.В., расположенной по адресу: Ставрополь, <адрес обезличен>. Перед ним были поставлены вопросы, связанные с принципом работы маршутизатора ( роутера). Выездом на место, им было установлено, что в квартире есть роутер, к нему подключены устройства, это образует сеть. Мы хотим подключиться к интернету, это другая сеть. Так вот роутер позволяет найти адрес конечного сайта либо другого хоста. Когда он приехал в квартиру, заведомо знал пароль от сети Wi-Fi, вышел на улицу, смог подключиться, у него очень хорошо работал интернет. По опыту, примерно, 5 этажей вверх и вниз доступ к интернету может быть от квартиры. Во-первых, пароль можно узнать, получив его самостоятельно от владельца роутера. Во-вторых, можно попробовать взломать Wi-Fi сеть и получить доступ в интернет. В-третьих, пароль хранится в интерфейсе роутера. Он посмотрел в описании, удаленное управление этим роутером по умолчанию отключено. Проанализировав данный роутер, он установил, что на нем было включено удаленное управление, его кто-то включил. Чаще всего это делают сотрудники провайдера, чтобы в случае неполадок, пользователь смог к ним обратиться, и они дистанционно попробовали помочь в решении данной проблемы. Пароль хранится в интерфейсе роутера. Даже не зная пароль от интерфейса управления, легко подобрать. Настройки по умолчанию это логин «admin» и пароль «admin». Получить пароль могли со стороны провайдера, а еще также, если роутер был подключен к любому сайту, можно было также получить доступ к интерфейсу и там посмотреть пароль. Пароль могли получить через интерфейс управления. МАС адрес это физический адрес, который «пришит» к устройству. Если с телефона или ноутбука подключаемся в интернет через роутер, то появится этот МАС адрес, который привязывается. Провайдер его фиксирует.

Свидетель защиты <данные изъяты>, допрошенная в судебном заседании показала, что в <дата обезличена>. Занимали должность профессор кафедры государственного муниципального управления и экономики труда. Документоведом в <дата обезличена> году была <данные изъяты>, которая, помимо своих прямых должностных обязанностей, осуществляла сбор средств на покупку воды, на поздравления сотрудников кафедры. Составлялась ведомость, мы расписывались, что сдавали данные средства наличными или переводом на карту. <дата обезличена>г. перешли на дистанционное обучение, очного контакта не было, обучение проводили по ВКС, в вузе есть электронная система «екампус», в ней все проводилось и студенты прикрепляли свои работы. Сессия сдавалась по ВКС - по билетам или в тестовом формате, если в группе количество человек небольшое, проводили по ВКС. Если в форме теста, преподаватель готовит вопросы, в электронном виде отправляет на кафедру, вопросы передают в информационное управление, где их вносят в систему. Студенты по расписанию входят в учетную запись, у них отображаются тесты, на которые отводятся определенное время. Когда формировали тестовые задания, они соблюдали требования, чтобы их смогли потом внести в систему. Без выполнения этих требований (1 правильный ответ на вопрос и 3 не правильных), тесты в информационном управлении не принимали. Когда их отправляли на электронную почту, их мог видеть любой, у кого имеется доступ к этой кафедральной почте. Когда перешли на дистанционное обучение, не имели никакого отношения к ведомостям. Студенты сдают экзамен, как они сдают, у кого какие оценки – они не имели никакого представления, нет доступа к этой информации. Ведомости формировались и выгружались в дирекции, преподаватели видели уже сформированную ведомость, где были проставлены оценки студентов, нужно было в ней только лишь расписаться.

При наличии логина и пароля у студента, в случае его передачи им сторонним лицам, сторонние лица могут зайти в эту систему. Есть определенный регламент, локальные документы, которые регламентируют данные вопросы. Есть расписание, там указаны дисциплины, зачет это или экзамен, форма сдачи. Тест в электронной системе открывается с определенного времени и на определенный промежуток времени. Студенты очного отделения должны сдать экзамен в определенный день, он указывается в расписании, студенты заочного отделения могут сдавать до последнего дня экзаменационной сессии. Если студент не сдавал зачет или экзамен, назначается и составляется график передач

Показания указанных лиц не только не опровергают доказательства стороны обвинения, а согласуются с ними, также свидетельствуя о возможности стороннего лица, при наличии у него логина и пароля, войти в систему от имени студента. При этом, фактическое выполнение учебного задания иным лицом отображаться не будет. Показания же в части наличия технической возможности подключения сторонним лицом, без ведома Новиковой И.В., к ее маршутизатору ( роутеру), не свидетельствуют ни в пользу версии Новиковой И.В., ни вопреки ей, а лишь свидетельствуют о наличии технической возможности и возможных способах подключения.

Не установлены судом и обстоятельства, свидетельствующие о наличии признаков оговора подсудимой свидетелями.

Действия подсудимой Новиковой И.В. подлежат квалификации по ч<данные изъяты> УК РФ, как служебный подлог, то есть внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений, если эти деяния совершены из корыстной заинтересованности.

При решении вопроса о виде и мере наказания, суд в полной мере учитывает характер и степень общественной опасности преступлений, относящихся к категории небольшой тяжести, личность подсудимой – ранее не судимой, характеризующейся положительно, являющейся пенсионером.

Обстоятельств, смягчающих наказание, в соответствии со ст.61 УК РФ, судом не установлено.

Обстоятельств, отягчающих наказание, определенных ст. 63 УК РФ, судом не установлено.

Учитывая изложенное и принимая во внимание необходимость влияния, назначаемого наказания, на исправление Новиковой И.В. с учетом иных данных о её личности: возраста, суд, учитывая положения ст.56 УК РФ, а также учитывая наличие у подсудимой дохода в виде пенсии, считает необходимым назначить Новиковой И.В. наказание по обоим эпизодам преступной деятельности в виде штрафа, что будет способствовать восстановлению справедливости, исправлению осужденной и будет достаточным для предупреждения совершения ею новых преступлений.

С учетом обстоятельств совершения преступлений, использование Новиковой И.В. для их совершения своего служебного положения, суд считает необходимым, в соответствии с положениями ст. 47 УК РФ, назначить Новиковой И.В. дополнительное наказание в виде запрета заниматься преподавательской деятельностью.

Оснований к применению ст. 64 УК РФ, суд не усматривает.

Вещественными доказательствами, суд считает необходимым распорядиться с соблюдением требований ст. 81 УПК РФ и правил инструкции «О порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещественных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного имущества органами предварительного следствия, дознания и судами» (утв. Генпрокуратурой СССР, МВД СССР, Минюстом СССР, Верховным Судом СССР, КГБ СССР <дата обезличена><номер обезличен>) и приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от <дата обезличена><номер обезличен> (ред. от <дата обезличена>) «Об утверждении Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 296-299, 303, 304, 307-309 УПК РФ, суд

приговорил:

Новикову И. В. признать виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. <данные изъяты> УК РФ, и назначить ей наказание:

- по ч. <данные изъяты> УК РФ – в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей;

- по ч. <данные изъяты> УК РФ – в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем частичного сложения назначенных наказаний, окончательно назначить Новиковой И. В. наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

На основании ч. 3 ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации назначить Новиковой И. В. дополнительное наказание в виде запрета заниматься преподавательской деятельностью на срок <данные изъяты> года.

Мера пресечения в отношении Новиковой И. В. не избиралась.

Вещественные доказательства:

- <данные изъяты> – возвратить в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо<данные изъяты>»;

- <данные изъяты> – хранить в материалах уголовного дела;

- <данные изъяты>, – хранить в материалах уголовного дела.

Приговор может быть обжалован в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение 10 дней. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции.

Судья О.А. Анисимова