ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Приговор № 1-813/2012 от 04.04.2013 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

№ 1-83/2013

П Р И Г О В О Р

Именем Российской Федерации

г. Тюмень 4 апреля 2013 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе судьи Центрального районного суда г. Тюмени Ходкина С.В., с участием:

государственного обвинителя – помощника прокурора Центрального АО г. Тюмени Сондыковой Н.А.,

подсудимого Клинкова А.Б.,

защитника – адвоката Кукушкина С.Л., представившего удостоверение № и ордер №,

при секретаре Данияровой Д.С. и Киселеве С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело № 1-83/2013 в отношении:

Клинкова А.Б., <данные изъяты>, не судимого,

обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст.282 ч.1, УК РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Клинков А.Б. совершил преступление    против основ конституционного строя и безопасности Российской Федерации при следующих обстоятельствах.

В период времени с февраля 2011 года по 06 марта 2011 года у Клинкова А.Б. возник преступный умысел, направленный на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии. С целью реализации указанного преступного умысла, Клинков А.Б. написал статью без названия, объектом оценки которой являются различные религии, при этом, желая показать неполноценность граждан по признаку их отношения к религии и вызвать враждебное отношение, ненависть в отношении группы лиц по религиозному признаку, с использованием средств массовой информации - периодического печатного издания - газеты «<данные изъяты> Тюменской области». Написав данную статью, Клинков А.Б., достоверно знал, что она будет опубликована в газете «<данные изъяты> Тюменской области», зарегистрированной как средство массовой информации на основании свидетельства о регистрации средства массовой информации серии № от 26.06.2007 года, имеющей юридический адрес: <адрес>, стр. 4, учредителем которой является общественная организация «<данные изъяты>», осознавал, что указанная газета является средством массовой информации, доступным для неопределенно - широкого круга лиц.

Реализуя свой вышеуказанный преступный умысел, Клинков А.Б., в период времени с февраля 2011 года по 06 марта 2011 года, находясь по адресу: <адрес>, пренебрегая конституционными принципами, закрепленными в статье 13 Конституции РФ, согласно которой в Российской Федерации признается идеологическое многообразие и запрещается разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, в статье 19 Конституции РФ, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств и запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, и в статье 29 Конституции РФ, согласно которой, запрещается пропаганда и агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную и религиозную ненависть и вражду, умышленно, с целью склонения неопределенного широкого круга лиц к осуществлению экстремистской деятельности против отдельной группы лиц, исповедующих Ислам, из личной неприязни к указанной группе лиц, используя персональный компьютер, подготовил указанную статью для последующего распространения через средства массовой информации - газету «<данные изъяты> Тюменской области».

Так, Клинков А.Б. осознавал, что во фразе: «Хорошего» Ислама быть не может, т.к. в зеленой «книжке» заложен дух Экстремизма, шовинизма и расизма, идеи мирового господства и Джихад, - именуемым «Священной Войной» против «неверных» (читай: имею право убивать), и «великие» «подзаконные акты», посягающие на Законы любых государств и их Конституций. И это считается «нормой и правом» этой «религии», живущей в человеческом обществе, далеко ушедшем от первобытного состояния, и считающего себя цивилизованным, имеющим массу Международных Трибуналов, осудивших в Нюрнберге фашизм (тоже имеющих право убивать)...» негативно оцениваются религии, а во фразе «прекратите религиозный шабаш в стране, избавьтесь от этих древних кровавых сказок, запретите всякую христианизацию, исламизацию, адвентизацию, бабтистизацию, иеговизацию и прочую «кикиморизацию» страны...» он выражает свое собственное негативное отношение к любым религиям, кроме того, данная фраза содержит в себе прямое побуждение к ограничению на распространение религий в России; во фразе «с экстремистскими (то есть фашистскими) социальными концепциями, переполняющими «Священные писания» наших гостей» автор говорит об экстремисткой и фашисткой сущности религиозных догматов, распространенных в тех религиях, которые не связаны с нетрадиционным для России православием, а иными религиями. Все вышеуказанные фразы, используемые Клинковым А.Б. в его статье говорят, что в них содержатся негативные оценки всех религий, существующих в России. Кроме того, Клинков А.Б. осознавал, что написанная им в статье фраза «Важнейшее предложение к руководству страны: разобраться с религиозной ситуацией в России. Первоначальные рекомендуемые действия: запретить религиозную проповедь «вне храма»; запретить использование религиозной символики в рекламе, на одежде, на личных и общественных транспортных средствах (на этих «танках» с религиозными «свастиками», оккупировавших улицы наших городов и всей страны); запретить «шествия» всех видов, появление священнослужителей в общественных местах в «рабочей одежде», свободную продажу литературы религиозно-экстремистского содержания, преподавание религиозных дисциплин в школах, ВУЗах и во всех учебных заведениях; запретить всевозможные «чтения» и «конференции», организуемые и возглавляемые представителями конфессий, деноминаций, сект и пр.» несет в себе прямое побуждение к принятию определенных решений, при этом целью побуждения является приятие взглядов автора относительно религиозной пропаганды и реализация тех методов борьбы с религиями, которые он считает обоснованными, а фраза «Искорените в стране «религиозный разгул» и «фанатизм» и сами религии (как социальные институты и «мировоззрения»), которые в иные исторические времена и играли некоторую консолидирующую роль в обществе (хотя всегда мешали и науке, и Философии, и Этике живых человеческих отношений, и прогрессу в других областях), но сегодня разрушают его и являются исключительно деструктивными» содержит в себе прямое побуждение к отказу от всех религий и уничтожению религии; во фразе «Если хотят жить в иной стране, то будьте любезны предъявить свою социальную доктрину, воплощенную в Писаниях (то есть идеологию) на рассмотрение тому народу, среди которого вы собираетесь жить со своей идеологией. Если она ему «не понравится» (а многие Аяты явно не понравятся здравомыслящим), то либо «проходите мимо», либо что-то «пересмотрите» в своей «несотворенной» «Майн Кампф» Мухаммеда, в его призывах и угрозах» -

Клинков А.Б. призывает уже к выполнению определенных действий выраженных в том, что люди, исповедующие ислам, должны приспосабливать свою религию в угоду народу, с которым они живут. Во фразе «А «аборигенам» остается либо «ревизировать» Коран, добившись соблюдения «соотечественниками» этических и социальных норм традиционной, местной культуры, либо «экспортировать» в Мекку новые обычаи «Русских мусульман» и культуру «Русского Ислама». К почитаемому ими Черному камню и могилам халифов» - Клинков А.Б. отстаивает права коренных жителей той или иной страны запретить Коран и потребовать соблюдения мусульманами «этнических и социальных норм традиционной, местной культуры». Фразой «Нужно срочно провести второй «Нюрнбергский процесс» и под подписью «Всё Человечество Мира» уничтожить все эти «Права и претензии» политической Партии «Зеленых», претендующей на мировое господство, поставившее на нас свою «Последнюю печать», принесенную на землю наших предков на «наконечниках стрел и копий» Клинков А.Б. выражает косвенное побуждение, адресованное всему миру осудить Ислам. Кроме того, Клинков А.Б. фразой «Поэтому сегодня для наступления спокойствия в России есть лишь одно решение — исключить волей Власти всякое религиозное влияние на общество, провести экспертизу -«протестировать» на экстремизм все так называемые Священные Писания. (Как религиовед могу указать на все «пункты» экстремистского содержания в Писаниях разных народов) и при обнаружении в них хотя бы одного призыва к насилию - запретить их распространение и проповедь их идеологии, а «несогласным» предложить безвозвратную депортацию на их историческую Родину» - говорит о запрете религий и их проверке на экстремизм, что рассматривается им как единственное решение необходимое «для наступления спокойствия в России».

В приведенных фразах Клинков А.Б. указывает на то, что угрозу безопасности России несет ислам, поэтому в форме косвенного призыва и призыва-лозунга, он говорит о необходимости запрета мусульманства в России, тем самым, возбуждая ненависть или вражду, а также унижая достоинства человека по признакам отношения к религии.

Согласно заключению № от ДД.ММ.ГГГГ проведенной комплексной психолого-лингвистической экспертизы следует, что в статье за подписью Клинкова А.Б., расположенной на страницах 2 и 3 газеты «<данные изъяты> Тюменской области» (№ (42) от ДД.ММ.ГГГГ), имеются психологические признаки направленности на возбуждение вражды, ненависти по отношению к такой группе по религиозному признаку, как люди, исповедующие Ислам.

Клинков А.Б. умышленно, понимая, что содержание статьи направлено на возбуждение ненависти и вражды в отношении группы лиц по признакам отношения к религии, а также на унижение достоинства группы лиц по указанному признаку, желал показать неполноценность данных граждан, тем самым вызвать враждебное отношение к ним.

Затем Клинков А.Б. в период времени с февраля 2011 года по 06.03.2011, умышленно, осознавая, что используемая им для реализации своего преступного умысла газета «<данные изъяты> Тюменской области» является средством массовой информации, доступным для неопределенно - широкого круга лиц, передал ФИО1, являющемуся первым секретарем комитета областной общественной    организации «<данные изъяты>», электронную копию подготовленной им статьи для публикации в указанной газете. При этом Клинков А.Б. достоверно осознавал, что в результате выполненных им действий, написанная им статья будет отпечатана в очередном номере газеты «<данные изъяты> Тюменской области», то есть станет доступной неопределенно-широкому кругу лиц из числа читателей названной газеты, и желал наступления таких последствий.

06.03.2011 года, упомянутая статья, без заголовка, подписанная автором Клинкова А.Б., была опубликована на страницах № очередного выпуска газеты «<данные изъяты> Тюменской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, тираж газеты составил 5000 экземпляров, был отпечатан в типографии, расположенной по адрес: <адрес>, и был распространен на территории Российской Федерации, в том числе, на территории г. Тюмени.

В судебном заседании подсудимый Клинков А.Б. вину в совершении данного преступления признал частично и пояснил, что он виновным себя в совершении данного преступления не считает, поскольку он умышленно никого не оскорблял и не унижал, никаких призывов экстремистского содержания в отношении кого-либо или каких-либо религий не высказывал. Его статься, по его мнению, является его призывом к правительству РФ о необходимости решать данные проблемы и содержит его предложения для решения данной проблемы и носит научный характер, т.к. является научно-пулицистической и содержит ссылки на Маркса, Ленина и других известных ученых. Полагает, что за написание научных статей согласно имеющихся международно-правовых норм, он не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Полагает, что его позиция, высказанная в отношении религий, которые все, по его мнению, содержат экстремистские высказывания, поскольку все содержат призывы к убийству, в настоящее время поддержана Президентом РФ Путиным В.В., который также предлагает найти какие-то пути решения данных проблем. Свою вину он признает частично, поскольку в ходе судебного заседания он осознал, что ему не следовало делать подобные высказывания в газете – являющейся средством массовой информации.

    Вина подсудимого Клинкова А.Б. в совершении данного преступления объективно подтверждается совокупностью следующих доказательств, исследованных судом в ходе судебного заседания:

    Согласно свидетельства о регистрации средства массовой информации от 10.05.2006г., газета «<данные изъяты> Тюменской области» зарегистрирована в качестве средства массовой информации на территории распространения – Тюменской области (т.1 л.д.40).

Согласно показаниям свидетеля ФИО2, исследованным в суде в порядке ст. 281 УПК РФ, следует, что она в конце 2007 вступила на общественных началах в областную общественную организацию «<данные изъяты>». Организацией была учреждена газета «<данные изъяты> Тюменской области». На издание данной газеты предоставляется субсидия из бюджета Тюменской области, в рамках областной программы поддержки средств массовой информации. В 2010-2011 году редактором газеты был ФИО3, но в начале 2011 года он перестал фактически выполнять обязанности редактора, но, учитывая, что необходимо было готовить к выпуску очередной номер, который должен был выйти в марте 2011, ФИО3 устно попросил ФИО4 принять материалы от людей. Материалы принесли несколько человек, в том числе Клинков А.. В процессе подготовки очередного номера газеты материалы предоставляли в электронном виде. ФИО4 подготавливала статьи для публикации в виде обычных документов в формате Word и передала их по электронной почте в печать. В начале 2011 года на <адрес> часто стал заходить Клинков А., который вел частые беседы с ФИО1. (т.2 л.д.50-54).

    Показаниями свидетеля ФИО1, исследованными в суде в порядке ст. 281 УПК РФ, из которых суд установил, что с 2006 года была учреждена газета «<данные изъяты> Тюменской области». Как такового штата работников газеты нет, все выполняется на общественных началах, бесплатно, без заключения договоров. В учебных заведениях города Тюмени распространялась информация о возможности публикации материалов и в основном студенты приносили свои статьи и материалы, которые размещались на страницах газеты. Газета зарегистрирована в <адрес>4, но материалы приносят в основном на <адрес>. В процессе подготовки очередного номера газеты материалы направляются редактору в электронном виде, он осуществляет наполнение номера и передает, также на электронном носителе в типографию. Никакого пакета документов при выпуске газеты, где бы расписывался редактор, не готовится, только с типографией заключается договор об отпечатывании очередного номера газеты от имени организации. Мартовский номер газеты печатался на ул. <адрес>. После выхода выпуска № от 06.03.2011 года было решено сменить редактора, так как ФИО3 уже перестал выполнять работу по выпуску газеты. ФИО1 решил поговорить с Клинковым А.Б., так как он проявлял активность в участии в общественной жизни, являлся студентом высшего учебного заведения. В ходе разговора Клинков заинтересовался его предложением и согласился. Клинков выпустил 1 или 2 номера. После того, как из Роскомнадзора пришло предупреждение о том, что в № от 06.03.2011 года опубликована статья Клинкова А.Б., содержащая высказывания, ущемляющие права верующих людей, в частности мусульман, было принято решение о смене редактора. Об этом ФИО1 сказал Клинкову, объяснил, что газета выпускается на субсидию, выделяемую из бюджета области, и мы хотим избежать каких-либо дискредитирующих ситуаций.(т.2 л.д.26-30).

- согласно информации из управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Тюменской области, ХМАО-Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа от 05.08.2011, согласно которому газета «<данные изъяты> Тюменской области» зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ Западно-Сибирским управлением Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Во втором квартале 2011 года в ходе ежедневного мониторинга печатных СМИ Управлением было обращено внимание на статью Клинкова А.Б., опубликованную на стр. № газеты «<данные изъяты> Тюменской области» от ДД.ММ.ГГГГ № Клинкова А.Б. позиционирует себя религиоведом, который призывает правительство РФ разобраться с религиозной ситуацией в России: исключить всякое религиозное влияние на общество, провести экспертизу - протестировать на экстремизм все священные писания. Автор считает, что причины экстремизма кроятся в религиозном влиянии на общество. По решению Консультативного совета статья Клинкова А.Б., содержит призывы к осуществлению экстремистской деятельности. (т.1 л.д. 37-39).

    Согласно протоколу осмотра предметов от 17.07.2012, осмотрена признанная вещественным доказательством копия газеты «<данные изъяты> Тюменской области» от ДД.ММ.ГГГГ, в которой на страницах № имеется статья без названия. Статья начинается с текста белыми буквами на черном фоне в верхнем левом углу. Текст начинается со слов: «Исключить волей Власти всякое религиозное влияние на общество…» и заканчивается «…не стоит следовать старым традициям, если…». В своей статье автор - Клинкова А.Б., представляет ряд идей по «спасению страны» от экстремизма. Объектом оценки становятся различные религии, их негативное влияние на процессы, происходящие в обществе, однако особое внимание автор уделяет исламу. Начиная доносить свои мысли словами, напечатанными во втором столбце на странице два, в четвертой строке снизу: «Ислам в Мекку - мир в Россию». Во втором абзаце третьего столбца Клинков называет Коран «Майн Кампфом» Мухаммеда», отсылая читателя к известной книге А. Гитлера, тем самым, дает отрицательную оценку основной книге всех мусульман. Далее, в третьем абзаце третьего столбца заявляет тезис: «Хорошего Ислама быть не может, т.к. в их зеленой «книжке» заявлен дух экстремизма, шовинизма и расизма, идеи мирового господства…» Свой тезис Клинков подтверждает системой аргументов: 1) В Коране, который автор называет «зеленой книжкой», по его собственному мнению «заявлен дух экстремизма, шовинизма и расизма, идеи мирового господства и Джихад»; 2) Автор считает, что в исламе есть положения, расходящиеся с требованием закона и Конституции; В тексте Клинков косвенно сопоставляет ислам с фашизмом, а именно в третьем абзаце третьего столбца сказано: «Нужно срочно провести второй «Нюрнбергский процесс» и под подписью «Все человечество Мира» уничтожить все эти «Права и претензии» политической Партии «Зеленых», претендующих на мировое господство, поставившее на нас свою «Последнюю печать», принесенную на землю наших предков на «наконечниках стрел и копий». В тексте также содержатся отрицательные оценки лиц, которые являются сторонниками ислама. А именно в пятом абзаце третьего столбца Клинков ссылается на высказывание одного из гостей передачи А. Малахова «Пусть говорят»: «Пока Россия будет уничтожать бандитов в Чечне и других местах, их овдовевшие жены, одев «шахидские пояса» будут в сотни раз больше убивать граждан в России». Третья страница газеты также посвящена статье А. Клинкова, автор призывает правительство разобраться с религиозной ситуацией в России в третьем абзаце первого столбца. Завершая данным призывом рассмотрение того ряда предложений, которые были высказаны ранее по тексту. Во втором абзаце третьего столбца Клинков очень в резкой форме высказывается по поводу Священных писаний, фигурируя словами: «так называемые Священные писания», тут же предлагает запретить их распространение и проповедь идеологии, а «несогласным предложить безвозвратную депортацию на их историческую Родину». В 8м абзаце 4го столбца Клинков предлагает «разойтись», так как не получается «совместной жизни». Таким образом, текст за подписью Клинкова А.Б., расположенный на страницах 2 и 3, нацелен на формирование отрицательного отношения к людям, исповедующим Ислам. Кроме того, предлагая повести ревизию священных книг Ислама и, в случае несогласия с их содержанием, предпринять действия по ограничению прав лиц, исповедующих Ислам вплоть до депортации их за пределы России. А также содержатся утверждения об изначальной враждебности Ислама.

    Показаниями свидетелей ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО9к., ФИО7, ФИО10, которые в суде дали показания аналогичные друг другу. Так, согласно показаниям данных свидетелей, они являются работниками Федеральной службы по надзору (ФСН) в сфере массовых коммуникаций и охраны населения (Роскомнадзор). В их обязанности входит мониторинг средств массовой информации на предмет обнаружения в них публикаций экстремистского или террористического характера, выявление скрытой рекламы наркотиков и другое. В ходе мониторинга ими была выявлена статья, опубликованная на страницах № газеты «<данные изъяты> Тюменской области» выпуск № от ДД.ММ.ГГГГ под авторством Клинкова А.Б., которая сразу же привлекла их внимание, поскольку содержала признаки экстремистского характера, в частности в тексте статьи были опубликованы высказывания, могущие вызвать религиозную рознь. Указанная статья была направлена членам Консультативного Совета для обсуждения на данном Совете. Консультативный Совет состоялся в мае 2011 года, он состоит из лиц, представляющих различные государственные и общественные структуры, это грамотные специалисты и компетентные представители науки. Собравшиеся на Совете единогласно высказались о наличии признаков экстремистского характера в данной статье, привели доводы и обоснования своей точки зрения. Для того, чтобы определить, содержит ли статья признаки экстремистского характера, необходимо экспертное заключение, а Совет носит рекомендательный характер, в связи с этим, рассматриваемая статья была направлена в центральный аппарат Роскомнадзора, который организовал лингвистическое исследования в экспертном бюро, имеющем соответствующее удостоверение на проведение таких исследований, исследование проводилось в г. Санкт-Петербург. В выводах данного исследования звучало, что рассматриваемая статья содержит высказывания, имеющие признаки экстремистского характера, то есть возбуждающие религиозную рознь, вражду, ненависть по признаку национальности и религиозной принадлежности.

    Копией протокола № Консультативного Совета по применению законодательства РФ о средствах массовой информации УФСН Роскомнадзор от 26.05.2011 года из которого видно, что члены данного Совета ФИО8, ФИО5, ФИО7, ФИО16 ФИО10, ФИО9, ФИО14 и др. обсудив статью Клинкова А., опубликованную в данной газете, единогласно высказали свое мнение о ней, как о содержащей экстремистские высказывания в отношении религии и верующих лиц, также они высказали мнение о том, что автор малограмотен, является студентом и не имеет права называть себя религиоведом, что в его действиях усматриваются признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ (т.1 л.д.96-102).

    Отчетом № о лингвистическом исследовании статьи Клинкова А., опубликованной в газете «<данные изъяты> Тюменской области» № от ДД.ММ.ГГГГ, проведенном в ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ года в г. Санкт-Петербург, согласно выводам которого экспертами дан лингвистический анализ и произведено исследование каждого фрагментов текста данной статьи. Согласно выводов данного исследования в данной статье Клинкова А. содержатся высказывания о неполноценности человека по признаку его национальной или религиозной принадлежности; содержатся высказывания, которые могут вызвать возбуждение ненависти, вражды, неприязни между людьми по признаку национальной или религиозной принадлежности; имеются слова, выражения и высказывания, содержащие негативные оценки в адрес религиозных течений в сравнении с другими религиозными течениями; речевые средства, характеристики, эмоциональные оценки, установки, использованные в данной статье, могут быть расценены как возбуждающие религиозную рознь, вражду и ненависть; выявленные особенности текста данной статьи, дают основания утверждать, что текст данной статьи может оскорблять религиозные чувства людей (т.1 л.д.105-133).

    Показаниями свидетелей ФИО11, ФИО12, ФИО13, допрошенных в судебном заседании, которые дали показания аналогичные друг другу и суду пояснили, что в августе 2011 года, они принимали участие в проведении «круглого стола», целью которого являлось обсуждение двух статей опубликованных в средствах массовой информации, одна из которых принадлежала Клинкова А.Б.. Предварительно свидетели ознакомились с содержанием статьи Клинкова А.. Автор статьи Клинков А. предлагал запретить религии и выслать верующих на исторические родины религий. При этом, обосновывая отрицательное влияние религий на общество, он уничижительно отзывался о религиях, что конечно может оскорбить верующих. При проведении «круглого стола» 10.10.2011 года, пообщавшись с автором вышеназванной статьи - Клинковым, ФИО11 пришел к убеждению, что свою позицию автор статьи считает единственно верной, а методы, которые он предлагает, считает правильными и единственно возможными. Данная статья содержит высказывания оскорбляющие чувства верующих. В ходе проведения ток-шоу Клинков снова озвучил свою позицию в отношении религий, изложенную в его статье, он четко стоял на своей позиции. Представители казачества и мусульманства, так же участвующие в данном ток-шоу, позиционировали, что религия необходима обществу, у них позиция была противоположной позиции Клинкова, они ее осуждали.

    Показаниями свидетеля ФИО14, который пояснил суду, что лично знаком с Клинковым А. и является его другом, что он знает его как человека экспрессивного, прочитав его статью в газете, он понял, что Клинков привел свой некий посыл в агрессивной форме, допустил неаккуратные высказывания в адрес религии ислам и в частности допустил некорректные высказывания оценки маленькой группы людей, распространив это на весь мир, на всех людей. Полагаете, что в данной статье присутствуют признаки экстремизма, поскольку автор статьи свел все сложности этого мира к одной общей причине, что все войны происходят из-за религии. Автор предлагает убрать религию и не будет войны. Но он с этим мнением Клинкова также не согласен, поскольку полагает, что не будет религии, люди все равно найдут из-за чего подраться. Он присутствовал на ток-шоу, Клинков на нем остался при своем мнении, говорил, что никого оскорбить не хотел, что это метафора, экспрессия, хотя он соглашался, что здесь он был некорректен, однако свое мнение он не изменил. В зале были православные, мусульмане и атеисты, они высказывались, что религия не является причиной войн, Клинков высказывал свое мнение и вел себя соответственно.

    Протоколом осмотра предметов от 17.07.2012, согласно которому, осмотрен признанный вещественным доказательством диск с материалами ток-шоу “Религиозно-конфессиональный дискурс в СМИ и Интернет-пространстве региона». 10 октября 2011 года, Тюмень». Данный диск с записью исследован судом и просмотрен в судебном заседании. При просмотре диска установлено, что на ток-шоу принимали участие специалисты – эксперты и гости – студенты и представители казачества и мусульманства. На 18 минуте ведущий начинает разговор о газете «<данные изъяты> Тюменской области» и начинается разговор о статье Клинкова А.Б.. Оппонентом выступает ФИО14, который говорит о том, что изложено в данной статье Клинковым, говоря, что многие из его высказываний подпадают под понятие «экстремизм», пытается раскрыть данное понятие, и приводит пример из обсуждаемой статьи Клинкова, в которой автор пишет, что «Хорошего Ислама не бывает, в Коране заложен дух экстремизма». Согласно видеозаписи Клинков утверждает, что он пытается «сделать попытки и возбудить общественное мнение для того, чтобы об этом стали говорить, и этот религиозный экстремизм, в том числе, этнический, профессиональный», комментирует монографии Бурковской «Криминальный религиозный экстремизм в России», указывая, что проблема экстремизма существует и он связывает ее напрямую с религией. На 30 минуте Клинков, отвечая на вопрос: «Почему он перенимает методы, которые осуждает?», утверждает, что он, если бы принимал, должен был поступить следующим образом «одеть шахидский пояс, приехать к черному камню, зарегистрировать себя паломником и выдернуть чеку на взрывном устройстве». (т.1 л.д.196-199).

Протокол осмотра предметов от 17.07.2012, согласно которому, осмотрена признанная вещественным доказательством копия газеты «<данные изъяты> Тюменской области» от ДД.ММ.ГГГГ, в которой на страницах № имеется статья без названия. Статья начинается с текста белыми буквами на черном фоне в верхнем левом углу. Текст начинается со слов: «Исключить волей Власти всякое религиозное влияние на общество...» и заканчивается «...не стоит следовать старым традициям, если...». В своей статье автор - Клинкова А.Б., представляет ряд идей по «спасению страны» от экстремизма. Объектом оценки становятся различные религии, их негативное влияние на процессы, происходящие в обществе, однако особое внимание автор уделяет исламу. Начиная доносить свои мысли словами, напечатанными во втором столбце на странице два, четвертой строке снизу: «Ислам в Мекку - мир в Россию». Во втором абзаце третьего столбца Клинков называет Коран «Майн Кампфом» Мухаммеда», отсылая читателя к известной книге А. Гитлера, тем самым, дает отрицательную оценку основной книге всех мусульман. Далее, в третьем абзаце третьего столбца заявляет тезис: «Хорошего Ислама быть не может, т.к. в их зеленой «книжке» заявлен дух экстремизма, шовинизма и расизма, идеи мирового господства...». Свой тезис Клинков подтверждает следующими аргументами: 1) В Коране, который автор унизительно называет «зеленой книжкой», по его собственному мнению «заявлен дух экстремизма, шовинизма и расизма, идеи мирового господства и Джихад»; 2) Автор считает, что в исламе есть положения, расходящиеся с требованием закона и Конституции; В тексте Клинков косвенно сопоставляет ислам с фашизмом, а именно в третьем абзаце третьего столбца сказано: «Нужно срочно провести второй «Нюрнбергский процесс» и под подписью «Все человечество Мира» уничтожить все эти «Права и претензии» политической Партии «Зеленых» (унизительно называя так людей, исповедующих ислам), претендующих на мировое господство, поставившее на нас свою «Последнюю печать», принесенную на землю наших предков на «наконечниках стрел и копий». В данном тексте содержатся отрицательные оценки лиц, которые являются сторонниками ислама. А именно в пятом абзаце третьего столбца Клинков ссылается на высказывание одного из гостей передачи А. Малахова «Пусть говорят»: «Пока Россия будет уничтожать бандитов в Чечне и других местах, их овдовевшие жены, одев «шахидские пояса» будут в сотни раз больше убивать граждан в России». Третья страница газеты также посвящена статье А. Клинкова, автор призывает правительство разобраться с религиозной ситуацией в России в третьем абзаце первого столбца, завершая данным призывом рассмотрение того ряда предложений, которые были высказаны ранее по тексту. Во втором абзаце третьего столбца Клинков очень в резкой форме высказывается по поводу Священных писаний, фигурируя словами: «так называемые Священные писания», тут же предлагает запретить их распространение и проповедь идеологии, а «несогласным предложить безвозвратную депортацию на их историческую Родину». В восьмом абзаце четвертого столбца Клинков предлагает «разойтись», так как не получается «совместной жизни». Таким образом, текст за подписью Клинкова А.Б., расположенный на страницах 2 и 3, нацелен на формирование отрицательного отношения к людям, исповедующим Ислам. Кроме того, предлагая повести ревизию священных книг Ислама и, в случае несогласия с их содержанием, автор предлагает предпринять действия по ограничению прав лиц, исповедующих Ислам вплоть до депортации их за пределы России. А также содержатся утверждения об изначальной враждебности Ислама. (т.1 л.д. 200-202) Сама газета осмотрена судом и детально исследована в судебном заседании.

Показаниями свидетеля ФИО24, который суду пояснил, что с 2003 года состоит в должности заведующего сектором изучения этноконфессиональных отношений Тюменского государственного университета, института гуманитарных исследований, является доктором исторических наук, профессором и по роду своей работы, по запросам Роскомнадзора, он иногда дает экспертные оценки различным публикациям в средствах массовой информации на предмет выявления экстремистских материалов, а также осуществляет мониторинг этноконфессиональной ситуации в нашем регионе. К таковым относятся публикации, которые содержат высказывания дестабилизирующие ситуацию в обществе, в части разжигания межнациональной и межконфессиональной розни. Примерно в апреле 2011 года к нему поступила газета «<данные изъяты>» №) от ДД.ММ.ГГГГ, где была напечатана статья под авторством Клинкова. Изучив статью, ФИО14 пришел к выводу, что она написана с позиции воинствующего атеизма, не приемлющего других взглядов. Содержит прямой призыв к людям, не согласным с идеологией, изложенной автором. В статье идет отрицание права людей на ту или иную веру, и более того, предложено «выехать к могилам своих предков» людям соответствующей веры, религиозных убеждений, то есть фактически покинуть Россию. Автор призывает к радикальным методам, т.е. призывает к искоренению вероисповеданий, что прямо противоречит статье Конституции РФ, где указано, что все идеологии имеют право на существование. Статья также призывает произвести второй «Нюрнбергский процесс» над верующими. В статье есть выражение: «Буддизм в Азию. Иудаизм в Палестину. Ислам в Мекку. Христианство в Византию и «Царьград», которое призывает всех, исповедующих эти религии, выселить – «экспортировать» из России. Призыв искоренить в стране сами религии «как социальные институты» и «мировоззрения» фактически является призывом к запрещению исповедовать какие-либо религии. Данная статья подпадает под все признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ. ДД.ММ.ГГГГ в рамках профилактических мероприятий было организовано телевизионное ток-шоу «Религиозно-конфессиональный дискурс», куда был приглашен Клинков. Это было сделано с целью объяснить ошибочность его суждений и фактически дать человеку возможность публично извиниться за подобные высказывания. Тем не менее, в ходе ток-шоу Клинков за свои призывы и убеждения не извинился, а наоборот утверждал свою позицию. Так же ФИО14 считает, что автор данной статьи пытается разжечь религиозную рознь, так как противопоставление одной мировоззренческой позиции (в данном случае атеистической) другим мировоззренческим позициям, является фактором, дестабилизирующим ситуацию в регионе и в стране, что его действия прямо подпадают под признаки преступления, предусмотренного ст. 282 УК РФ. Назвать данную статью научной невозможно, поскольку она не содержит необходимых для этого методологической исторической основы и каких-либо научных исследований данных вопросов и в ней нет фактов, которые являются истинными с точки зрения религиоведения. Считает, что данная статья прямо направлена на возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по религиозному признаку.

    Согласно заключению комплексной психолого-лингвистической судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, в статье за подписью Клинкова А.Б., расположенной на страницах № газеты «<данные изъяты> Тюменской области» (№ №) от ДД.ММ.ГГГГ), имеются психологические признаки направленности на возбуждение вражды, ненависти по отношению к такой группе по религиозному признаку, как люди, исповедующие Ислам. В исследуемой статье представлена информация, содержащая отрицательные оценки тех лиц, которые исповедуют ислам, так как, по мнению автора текста, ислам связан с экстремизмом, шовинизмом, расизмом и фашизмом. В статье имеется информация, формирующая негативную установку в отношении такой группы по религиозному признаку, как люди, исповедующие ислам. В исследуемой статье отсутствуют прямые призывы к насильственным или враждебным действиям в отношении представителей какой-либо конфессиональной группы. Однако, оценивая негативно все религии в целом, автор указывает на то, что угрозу безопасности России несет ислам, поэтому в форме косвенного призыва и призыва-лозунга, он говорит о необходимости запрета мусульманства в России. В исследуемой статье выражается побуждение провести ревизию священных книг различных религий (в том числе ислама) и, в случае несогласия с содержащимися в них положениями, предпринять действия по ограничению прав лиц, исповедующих эти религии, вплоть до депортации их за пределы России. (т.1 л.д.213-227).

    Данные доказательства являются допустимыми и в своей совокупности объективно свидетельствуют о совершении Клинковым А.Б. данного преступления.

Исследовав данные доказательства, суд установил, что вина Клинкова А.Б. в совершении данного преступления полностью доказана. Подсудимый Клинков А.Б. не отрицает, что является автором статьи, напечатанной в средстве массовой информации – в газете «<данные изъяты> Тюменской области» от ДД.ММ.ГГГГ на страницах №. Доводы Клинкова А.Б. о том, что в своей статье он призывает Правительство отказаться от религиозного экстремизма и не преследовал цели разжечь ненависти либо вражду, унизить достоинство людей по национальному признаку, либо отношению к религии детально исследованы, однако, своего объективного подтверждения в судебном заседании не нашли, поскольку, детальный анализ высказываний Клинкова, сделанных им в данной статье, объективно свидетельствует о негативном отношении к религиям, в особенности, к исламу, в ней имеются прямые высказывания, направленные на возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по религиозному признаку. Например, Клинков указывает, что «Ислам в Мекку - мир в Россию», кроме того, автор называет Коран «зеленой книжкой» и более того - «Майн Кампфом» Мухаммеда», сравнивая священную книгу мусульман с известной книгой А.Гитлера, тем самым, дает Корану отрицательную оценку. Также Клинков в своей статье указывает на то, что «Хорошего Ислама быть не может, т.к. в их зеленой «книжке» заявлен дух экстремизма, шовинизма и расизма, идеи мирового господства…». В тексте Клинков косвенно сопоставляет ислам с фашизмом, а именно сказано, что «Нужно срочно провести второй «Нюрнбергский процесс» и под подписью «Все человечество Мира» уничтожить все эти «Права и претензии» политической Партии «Зеленых», претендующих на мировое господство, поставившее на нас свою «Последнюю печать», принесенную на землю наших предков на «наконечниках стрел и копий». В тексте также содержатся отрицательные и оскорбительные оценки лиц, которые являются сторонниками ислама, что не может не задевать их национальные и религиозные чувства. Кроме того, он оскорбительно называет Коран «зеленой книжкой». Таким образом, Клинков достаточно в резкой форме отрицательно и оскорбительно высказывается об Исламе, о его неприятии, враждебности и кровожадности, что объективно опровергает его доводы о том, что он, якобы, не хотел никого обидеть и оскорбить.

В статье Клинкова имеется выражение: «Буддизм в Азию. Иудаизм в Палестину. Ислам в Мекку. Христианство в Византию и «Царьград». Таким образом, Клинков предлагает отказ от любых религий, предлагает в случае несогласия, радикальные меры вплоть до депортации верующих за пределы России, что прямо направлено на возбуждение вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по религиозному признаку.

    Данные высказывания, содержащиеся в статье, носят оскорбительный характер для лиц, исповедующих ту либо иную веру. Указанное прямо противоречит нормам Конституции РФ, согласно которым каждый имеет право на свободу вероисповедания и все идеологии имеют право на существование. Отрицательное отношение к религии, ее неприятие в любых формах способно сформировать враждебность в обществе, отрицательное отношение атеистов к верующим и наоборот, может оскорбить верующих и, в принципе, породить межрелигиозную рознь. В связи с этим, доводы подсудимого о том, что он «умышленно не хотел этого делать», объективно не соответствуют действительности и объективно опровергаются приведенными выше доказательствами. Суд объективно установил, что Клинков написал данную статью сам, т.е. сделал все это умышленно, свои доводы он полностью поддержал потом на организованном диспуте в виде круглого стола на телевидении, и сделал это также публично, своих данных доводов он придерживался и в судебном заседании. В связи с этим, суд считает его доводы об отсутствии у него прямого умысла на нанесение кому-либо обиды или оскорблений, не состоятельными и не соответствующими действительности.

Допрошенные по уголовному делу свидетели указали, что не согласны с высказываниями автора статьи, содержание которой их возмутило, и они их считают экстремистскими а, следовательно, нельзя говорить о равнодушном отношении людей к прочитанному и об отсутствии каких-либо последствий данного преступления, хотя состав данного преступления является формальным, и не требует наступления определенных негативных последствий. Таким образом, исследовав все доказательства в их совокупности, суд объективно установил, что статья Клинкова способна возбудить негативные эмоции, унизить людей несогласных с точкой зрения высказанной автором, что данная статья прямо направлена на возбуждение ненависти, вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по религиозному признаку.

    Клинков призывает искоренить в стране любое вероисповедание, запретить какие-либо религии, оскорбительно и унизительно называя их даже в судебном заседании «мифами и сказками».

    Доводы подсудимого о том, что его статья носит «научный» характер, а, следовательно, по международным нормам, за научные высказывания он не может быть привлечен к уголовной ответственности, суд считает не соответствующим действительности, поскольку из показаний профессора ФИО24 и других преподавателей, являющихся компетентными в области науки лицами, суд объективно установил, что данную статью невозможно признать «научной», поскольку она не является таковой, т.к. не содержит методологической исторической основы, а сам автор, являющийся еще студентом, еще не имеет права называть себя религиоведом.

    Действия Клинкова А.Б. суд квалифицирует как состав преступления, предусмотренный ст. 282 ч. 1 УК РФ – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, то есть действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии, совершенные с использованием средств массовой информации. Поскольку суд объективно установил, что Клинков А.Б. допустил в своей статье, опубликованной им в средствах массовой информации, высказывания, которые направлены на возбуждение ненависти и вражды, а также на унижение достоинства группы лиц по признакам отношения к религии.

    За совершение данного преступления Клинков А.Б. должен понести наказание, которое должно быть справедливым и соответствовать общественной опасности содеянного и реально способствовать его исправлению.

При назначении наказания подсудимому Клинкову А.Б. суд учитывает общественную опасность совершенного им преступления, которое в соответствии с требованиями ст.15 УК РФ, относятся к категории преступлений небольшой тяжести, однако, представляет опасность для нашего общества, поскольку затрагивает религиозные и национальные отношения, а также данные о его личности. Подсудимый Клинков А.Б. преступление совершил впервые, характеризуется положительно, <данные изъяты>

С учетом фактических обстоятельств совершенного преступления и его степени общественной опасности, оснований для снижения категории тяжести данных преступлений, в соответствии с требованиями ст.15 ч.6 УК РФ, суд не находит.

Отягчающих его наказание обстоятельств нет.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание Клинкова А.Б., суд учитывает <данные изъяты> его положительные характеристики и частичное признание им своей вины.

С учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, учитывая данные о личности виновного и все обстоятельства по делу, а также имеющуюся совокупность смягчающих обстоятельств, а также факт совершения им преступления небольшой тяжести впервые, суд считает, что исправление и перевоспитание Клинкова А.Б. возможно путем назначения ему наказания в виде обязательных работ. Оснований для применения в отношении него требований, предусмотренных ст.ст.62, 64, 73 и 82 УК РФ суд не усматривает.

Поскольку установленный законом срок давности привлечения Клинкова А.Б. к уголовной ответственности за совершение данного преступления на момент вынесения приговора уже истек, то от назначенного наказания он должен быть освобожден.

Вещественные доказательства – газета, ДВД-диск с записью ток-шоу на телевидении, хранящиеся при уголовном деле, хранить при уголовном деле весь срок его хранения.

Гражданский иск не заявлен.

Процессуальных издержек нет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.307-309, УПК РФ, ст. 83 УК РФ, суд

П Р И Г О В О Р И Л:

Признать Клинкова А.Б. виновным в совершении преступления, предусмотренного ст.282 ч.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации, и назначить ему наказание в виде 260 часов обязательных работ, отбываемых в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголвно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

В соответствии с требованиями ст. 83 ч.1 п. «а» УК РФ Клинкова А.Б. от назначенного ему наказания освободить в связи с истечением срока давности привлечения его к уголовной ответственности.

Меру пресечения Клинкову А.Б. – подписку о невыезде и надлежащем поведении отменить.

Вещественные доказательства – газета, ДВД-диск с записью ток-шоу на телевидении, хранящиеся при уголовном деле, хранить при уголовном деле весь срок его хранения.

Гражданский иск не заявлен.

Процессуальных издержек нет.

Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня его провозглашения. В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции путем указания об этом в апелляционной жалобе или в возражениях на жалобы, представления, принесенные другими участниками уголовного процесса.

Приговор изготовлен в совещательной комнате с применением компьютера.

Председательствующий      С.В. Ходкин