Судья Боктаева Т.С. дело № 22-458/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н Ы Й П Р И Г О В О Р
г. Элиста 31 октября 2023 года
Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего -судьи Утунова Е.Н.,
при секретаре судебного заседания Мучкаеве Э.А.,
с участием прокурора Дамбинова С.О.,
осужденного Емченова Б.И.,
защитника Эрдниевой З.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по апелляционной жалобе адвоката Эрдниевой З.Г. в интересах осужденного Емченова Б.И. на приговор Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 июня 2023 года, по которому
Емченов Борис Игоревич, родившийся ***, несудимый, зарегистрированный и проживающий по адресу: ***,
осужден по ч.1 ст.293 УК РФ к наказанию в виде штрафа в размере 100000 рублей, на основании п. «а» ч.1 ст.78 УК РФ и в соответствии с ч.8 ст.302 УПК РФ освобожден от назначенного наказания в связи с истечением срока давности уголовного преследования.
В приговоре оставлена без изменения мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке и определена судьба вещественных доказательств.
Заслушав доклад председательствующего с кратким изложением приговора и содержание апелляционной жалобы, выступления осужденного Емченова, его защитника Эрдниевой, поддержавших доводы апелляционной жалобы о вынесении оправдательного приговора, мнение прокурора Дамбинова об оставлении апелляционной жалобы без удовлетворения ввиду отсутствия правовых оснований для отмены или изменения приговора, судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Согласно приговору Емченов признан виновным в халатности, то есть ненадлежаще исполнил возложенные на него должностные обязанности вследствие небрежного отношения к службе, что повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан, при следующих обстоятельствах.
В соответствии с Положением о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденном постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 ноября 2010 года №338, Минстрой РК является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции: по предоставлению социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей, находящихся под опекой (попечительством), а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета в случае, предусмотренном республиканским законодательством (п.4.3.24); по формированию специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлению им жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений по основаниям и в порядке, предусмотренным действующим законодательством (п. 4.3.25); закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 4.6.2).
На основании приказа Министра по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 1 сентября 2017 года № 227/1-п Емченов Б.И. занимал должность начальника отдела правовой и кадровой работы Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее – Министерство, Минстрой РК), обладал организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями в органе государственной власти, в силу чего являлся должностным лицом.
Согласно должностному регламенту начальника отдела правовой и кадровой работы, Емченов руководил деятельностью отдела, нёс персональную ответственность за своевременное и качественное выполнение возложенных на отдел задач и функций, осуществлял в пределах своей компетенции функции управления (планирования, организации, мотивации, контроля), принимал решения, обязательные для всех работников отдела, разрабатывал документы правового характера, принимал участие в осуществлении Министерством закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, выполнял задачи, полномочия и функции, возложенные на него в соответствии с Положением об отделе.
Как следует из Положения об отделе правовой и кадровой работы Министерства, основными функциями и задачами отдела являются: вопросы государственной службы и кадров, юридическое сопровождение деятельности министерства и работа по обеспечению жильем льготной категории граждан (п. 4); решение вопросов, отнесенных к компетенции отдела, по подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, Законом Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 года № 262-1113 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия», Федеральным законом от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (п. 10). Отдел для осуществления своих функций имеет право: запрашивать и получать в установленном порядке необходимую информацию от органов государственной власти Республики Калмыкия и органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций, необходимую для выполнения возложенных функций в форме служебной переписки; осуществлять взаимодействие с иными федеральными государственными органами, государственными органами Республики Калмыкия, подведомственными организациями, а также иными организациями, в том числе образовательными организациями (п. 14).
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
9 октября 2019 года между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и К.И.М. заключен государственный контракт № 65-19 на приобретение в собственность Республики Калмыкия благоустроенного жилого помещения (квартиры), расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 10 микрорайон, д. 89, кв. 3, стоимостью 1360000 рублей, для последующего предоставления его на основании договора найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с государственным контрактом продаваемое жилое помещение (квартира) соответствовало «Техническим характеристикам», которые являются неотъемлемой частью контракта.
21 октября 2019 года между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и К.И.М. заключено дополнительное соглашение к государственному контракту № 65-19 от 9 октября 2019 года, в соответствии с которым изменена цена контракта на 1346400 рублей.
9 октября 2019 года между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и П.Ж.Г. заключен государственный контракт № 64-19 на приобретение в собственность Республики Калмыкия благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 10 микрорайон, ***, стоимостью 1360000 рублей, для последующего предоставления его на основании договора найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с государственным контрактом продаваемое жилое помещение (квартира) соответствовало «Техническим характеристикам», которые являются неотъемлемой частью контракта.
14 ноября 2019 года между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и А.И.В. заключен государственный контракт № 92-19 на приобретение в собственность Республики Калмыкия благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 10 микрорайон, ***, стоимостью 1360000 рублей, для последующего предоставления его на основании договора найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с государственным контрактом продаваемое жилое помещение (квартира) соответствовало «Техническим характеристикам», которые являются неотъемлемой частью контракта.
9 декабря 2019 года между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и П.Ж.Г. заключен государственный контракт № 117-19 на приобретение в собственность Республики Калмыкия благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 10 микрорайон, д. ***, стоимостью 1360000 рублей, для последующего предоставления его на основании договора найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с государственным контрактом продаваемое жилое помещение (квартира) соответствовало «Техническим характеристикам», которые являются неотъемлемой частью контракта.
В соответствии с приложением № 1 к государственным контрактам № 64-19 и № 65-19 от 9 октября 2019 года, № 92-19 от 14 ноября 2019 года и № 117-19 от 9 декабря 2019 года «Технические характеристики жилых помещений» одной из обязательных характеристик жилых помещений является наличие системы канализации (водоотведения), подключенной к сетям.
В период с 9 по 30 октября 2019 года по государственным контрактам № 64-19 и № 65-19, в период с 14 ноября по 5 декабря 2019 года по государственному контракту № 92-19, а также в период с 9 по 12 декабря 2019 года по государственному контракту № 117-19 Емченов Б.И. в г. Элиста Республики Калмыкия в ходе исполнения полномочий по формированию специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставлению им жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений, осознавая социальную важность возложенных на Министерство задач, но проявляя небрежное отношение к исполнению служебных обязанностей по проведению предварительного осмотра вышеуказанной квартирыдолжным образом на предмет соответствия установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, пригодным для постоянного проживания и отвечающим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям согласно Техническим характеристикам жилых помещений по Государственному контракту, ненадлежащим образом исполняя свои служебные обязанностивследствие небрежного отношения к службе, не выявилотсутствие подключения многоквартирного дома по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 10 микрорайон, д. 89, к централизованной городской канализации, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть данные последствия.
В результате ненадлежащего исполнения Емченовым Б.И. возложенных на него обязанностей нерационально и неэффективно были потрачены средства федерального и республиканского бюджетов, оплаченные за приобретение жилых помещений по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 10 микрорайон, дом ***, квартира № * (1346400 руб.), квартира № * (1360000 руб.), квартира № * (1360000 руб.), квартира № * (1360000 руб.), а также существенно нарушены права и законные интересы Р.Л.С., Я.С.С., Д.И.А., Ц.А.Р.на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безопасным и благоустроенным жильем, которым по договору найма жилого помещения предоставлены для постоянного проживания указанные квартиры, не имеющие подключения к централизованной канализации.
В судебном заседании Емченов виновным себя в совершении преступления не признал и пояснил, что по указанным квартирам аукционная документация была подготовлена сотрудниками его отдела и направлена на утверждение в уполномоченный орган, утвердивший аукционную комиссию, в состав которой вошли сотрудники Министерства, являющегося заказчиком. По результатам проведенных аукционов заключены государственные контракты на приобретение жилья для детей-сирот. После подготовки актов приемки-передачи руководство Министерства поручило ему, М.В.А., Ч.Е.Я. и С.Ч.В. произвести визуальный осмотр жилых помещений, при этом с приказом о создании экспертной комиссии он не был ознакомлен. Ему не разъяснялся порядок осмотра квартир и состав комиссии. Они выезжали и осматривали визуально только квартиры, а не дом в целом. При осмотре квартир на соответствие техническим характеристикам они основывались на документах, представленных поставщиком (технический паспорт, выписка из ЕГРН). При подаче заявок поставщики в представленных документах указали, что все технические характеристики соответствуют, в том числе было указано, что канализация в доме подключена к централизованной сети.
В апелляционной жалобе осужденный Емченов Б.И. и его защитник Эрдниева З.Г. привели доводы о незаконности обвинительного приговора и наличии оснований для вынесения оправдательного апелляционного приговора. Считают, что при постановлении обжалуемого судебного акта нарушены предписания ст.ст. 297, 304, 307 УПК РФ, содержание которых изложили в жалобе. При этом выводы суда о виновности Емченова не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании. Вопреки утверждениям органа предварительного следствия и суда замещаемая Емченовым должность не включена в перечень государственных должностей Республики Калмыкия. Согласно Положению о Министерстве и должностному регламенту начальника правовой и кадровой работы Емченов подчинялся Министру и его заместителям и не обладал полномочиями представителя власти, организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, поэтому не являлся должностным лицом в том смысле, который заложен в примечании к ст.285 УК РФ и в пунктах 4 и 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 №19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». На Емченова не возлагались обязанности по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные правовые последствия. Авторы жалобы оспаривают не подтверждающийся объективными доказательствами вывод суда о том, что на Емченова возлагалась ответственность за подбор, приобретение и предоставление жилья для детей-сирот. При постановлении обвинительного приговора по ч.1 ст.293 УК РФ не были установлены значимые обстоятельства, относящиеся к обязательным элементам субъективной стороны состава указанного преступления, так как не доказано, что законом, подзаконными правовыми актами, должностной инструкцией, трудовым договором или внутриведомственными приказами на Емченова возлагались те обязанности, ненадлежащее исполнение которых ему вменяется, а именно по подбору и осмотру квартир для детей-сирот, составлению и подписанию экспертного заключения. Персональная ответственность за выполнение данных полномочий возложена на Министра и заместителя Министра, имеющих право на подписание от имени Минстроя РК государственных контрактов, заключений, актов, отчетов и других документов. Емченов в нарушение ст. 22 Трудового кодекса РФ не был ознакомлен с приказом Минстроя РК от 20.08.2018 г. №193-п «О создании экспертной комиссии по приобретению жилых помещений для детей-сирот», с полномочиями и обязанностями эксперта. Он не возглавлял данную комиссию, в задачи и функции его отдела не входило проведение подобных экспертиз. Емченов не обладает профессиональными навыками эксперта по оценке качества жилых помещений. Акты экспертной комиссии составлялись Ч. и подписывались членами комиссии. В апелляционной жалобе стороны защиты также излагается собственная оценка исследованных в судебном заседании доказательств, на основании которой выражается точка зрения о персональной ответственности заместителя Министра за подписание акта приема-передачи, состояние квартир, выявление дефектов и недостатков. Согласно п.4.2.1 и п.4.2.3 Государственных контрактов, Министерство обязано было провести экспертизу для проверки соответствия качества поставленного товара требованиям Контракта. Емченов, Ч. и М., не обладали специальными познаниями в области строительства. Но суд не принял во внимание, что произведенный тремя юристами визуальный осмотр приобретаемых квартир, не позволял им выявить все несоответствия квартир техническому заданию, что нельзя считать экспертизой, проведенной силами заказчика. В такой ситуации уполномоченное лицо Министерства было не вправе опираться на данные экспертные заключения и подписывать передаточный акт. При таких обстоятельствах Емченов не должен нести ответственность за халатное отношение к своим обязанностям других лиц.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу потерпевшие Р.Л.С. и представитель потерпевшей Я.Н.Н. высказали мнение о правильности и обоснованности вынесенного судом первой инстанции приговора, просили оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, проверив и обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в возражениях на неё, заслушав выступления сторон, судебная коллегия полагает, что приговор суда первой инстанции подлежит отмене с постановлением по делу оправдательного приговора по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым и признается таковым, если постановлен в соответствии с требованиями УПК РФ и основан на правильном применении уголовного закона.
Согласно положениям ч. 4 ст. 14, ст. 302 и 307 УПК РФ в приговоре должны получить оценку все рассмотренные в судебном заседании доказательства, как подтверждающие выводы суда по вопросам, разрешенным при постановлении приговора, так и противоречащие этим выводам. Обвинительный приговор не может быть основан на предположениях и постановляется лишь при условии, что в ходе судебного разбирательства виновность лица в совершении преступления подтверждена совокупностью исследованных судом доказательств.
По настоящему уголовному делу данные положения закона не были соблюдены.
В соответствии п.п. 1 и 2 ст. 38915 УПК РФ основаниями отмены судебного решения являются существенное нарушение уголовно-процессуального закона и несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, как предусмотрено п.п. 1 и 2 ст. 38916 УПК РФ, если выводы суда не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании, и им не учтены обстоятельства, которые могли существенно повлиять на его выводы.
Признавая Емченова виновным в халатности и квалифицируя содеянное по ч.1 ст.293 УК РФ, суд привел в приговоре следующие доказательства.
Показания потерпевших Р.Л.С., Д.И.А., Ц.А.Р., Я.С.С. и её представителя Я.Н.Н. в судебном заседании, из которых следует, что в декабре 2019 года Минстрой РК по договорам найма предоставил им из специализированного жилого фонда квартиры в 16-квартирном доме № ***, расположенном на окраине города Элиста в 10 микрорайоне. Асфальтированных подъездных дорог и тротуаров к данному дому не имеется, поблизости отсутствуют магазины, аптеки и иная инфраструктура. Емченов представлял Министерство при совместном осмотре жилых помещений, выдаче ключей и снятии показаний с приборов учета. В 2020 году в процессе эксплуатации данных жилых помещений им стало известно, что дом не подключен к централизованной городской канализационной сети, а водоотведение канализационных стоков из их жилых помещений осуществляется в септик, расположенный недалеко от дома, который постоянно переполняется. Подтопляется подвал дома, стоит неприятный запах во дворе и в квартирах. На откачку нечистот ассенизатором, жильцы ежемесячно собирают деньги в сумме 500 рублей с каждой квартиры. Полагают, что Министерство предоставило им неблагоустроенное жилье.
Свидетельские показания руководителя службы регулирования контрактной системы в сфере закупок Республики Калмыкия О.В.Г., данные им на предварительном следствии иоглашенные в порядке ч. 2 ст. 281 УПК РФ, из которых следует, что заявки, поступившие от участников закупок (от П.Ж.Г. – 3 заявки и от А.И.В. – 1 заявка) проверялись аукционной комиссией и были признаны соответствующими требованиям ФЗ от 05.04.2013 №44-ФЗ и документации об аукционе. Аукционная комиссия не обладает полномочиям по проверке достоверности сведений, указанных в заявке участника закупки и не могла проводить мероприятия по проверке объекта закупки и его соответствия техническому заданию. Фактической проверкой объекта закупки мог заниматься только заказчик, после проведения аукционных процедур и заключения государственного контракта (т. 5 л.д. 4-8, 12-16, 20-24, 28-32).
Показания свидетелей Д.В.Д-Г. (и.о. министра)и О.Ю.С. (заместитель министра)в судебном заседании, согласно которым вопросами обеспечения жилыми помещениями детей-сирот занимался отдел правовой и кадровой работы Министерства, начальником которого являлся Емченов. В 2019 году Минстроем РК были приобретены квартиры в доме *** в 10 микрорайоне г. Элисты. По данным информационных систем дом был подключен к центральной канализации. О том, что многоквартирный дом *** фактически не подключен к центральной канализации, они не знали. Перед подписанием акта приема-передачи сотрудники отдела правовой и кадровой работы осматривали квартиры, после чего в устной форме докладывали о результатах осмотра, готовили служебные записки.
Показания свидетеля М.В.А. в судебном заседании, согласно которым она работает главным специалистом в отделе кадровой и правовой работы Министерства. Работой отдела по приобретению четырех квартир для детей-сирот руководил Емченов, а подготовкой документов занимались она и Ч.Е.Я. По очереди она и Ч. вместе с начальником отдела Емченовым и работником отдела капитального строительства Министерства С.Ч.В. выезжали на осмотр квартир. Жилые помещения осматривались визуально и сверялись с показателями из технических документов. В случае выявления недостатков по отделке или расхождений с требованиями по внутриквартирному оборудованию и приборам, направлялись претензии поставщикам, которые устраняли дефекты. Им осматривались только квартиры, запаха канализации в них не чувствовалось. Приобретенные квартиры соответствовали техническим характеристикам. Согласно представленным документам дом был подключен к центральной канализации. Это подтвердили и посредники. По указанию начальника отдела она по итогам осмотра квартир составляла служебные записки, которые впоследствии предоставлялись заместителю министра.
Показания свидетеля Ч.Е.Я. на предварительном следствии, оглашенные в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ, согласно которым после подписания государственных контрактов сотрудники отдела правовой и кадровой работы Министерства выезжали на квартиры по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 10 микрорайон, д. ***, но она в осмотрах квартир участия не принимала. Ей не было известно о том, что многоквартирный дом № *** не подключен к централизованной канализационной сети. В состав экспертной комиссии входили она, Емченов, М. и С. В ходе экспертизы состав комиссии изучал лишь поступившие технические документы на данные квартиры, после чего выносили экспертное заключение. На квартиры экспертная комиссия не выезжала и их осмотр не проводила (т. 5 л.д. 189-195).
Показания свидетеля С.Ч.В. в судебном заседании, и его показания на предварительном следствии, оглашенные в порядке ч. 3 ст. 281 УПК РФ, согласно которым он в 2019 году работал в должности ведущего специалиста отдела капитального строительства Министерства. О том, что он входил в состав экспертной комиссии он не знал, но подписывал несколько экспертных заключений по личной просьбе Емченова, так как последний говорил, что там все нормально, что все соответствует требованиям по условиям государственных контрактов. В данной экспертной комиссии не было председателя или руководителя, все члены комиссии были равны. В осмотре квартир он не участвовал. О том подключена ли квартира или дом к центральной канализации, визуально установить практически невозможно, потому что для этого потребуется проектная документация (т.5 л.д. 198-202).
Показания свидетелей К.И.М. (т. 5 л.д. 187-188) и А.И.В. (т. 5 л.д. 67-70), данные ими на предварительном следствии и оглашенные в порядке ч. 2 ст. 281 УПК РФ, а также показания свидетелей М.Н.Б., М.С.Р. и М.Д.А. в судебном заседании, согласно которым в 2019 года они в качестве посредников участвовали в реализации Минстрою РК нескольких квартир в многоквартирном доме №*** в 10 микрорайоне г.Элиста. При подборе квартир учитывались требования технических заданий к государственным контрактам. В технических паспортах отражены сведения о подключении дома к централизованной городской канализационной сети. Об отсутствии такого подключения они не знали, так как собственники квартир об этом не сообщали. До заключения государственного контракта представители Минстроя РК, в том числе Емченов, осуществляли визуальный осмотр квартир на соответствие предъявляемым требованиям.
Показания свидетелей Е.Н.В. и Н.М.В. в судебном заседании, согласно которым в 2019 году они продали Минстрою РК квартиры (№** и №*) в доме №*** в 10 микрорайоне г.Элиста. О том, что дом не подключен к центральной сети, они не знали. Осмотр квартиры производила комиссия от Министерства.
Показания свидетеля К.В.В. в судебном заседании, согласно которым он продал Министерству свою квартиру (№**) посредством агентского договора. Перед продажей квартиры он по просьбе соседей 3 раза сдавал по 500 рублей на вызов ассенизатора, так как ему сказали, что забилась канализация и в подъезде неприятный запах. О том, что проблеме с канализацией в их доме он никому не сообщал, так как об этом у него не спрашивали.
Показания свидетелей Б.Н.Б., К.А.Е., Г.Р.Н., Г.В.И., Ч.Н.Г., М.В..В., Ч.Ч.Б., Ч.Б.Н., Г.С.С., Г.Д.С., из которых следует, что они проживают по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 10 микрорайон, д.***. Данный дом не подключен к центральной городской канализации. Рядом с домом имеется канализационный колодец (септик), который часто забивается. Они постоянно сдают деньги на откачку нечистот из септика.
Свидетельские показания начальника калмыцкого отделения АО «Ростехинвентаризация» К.Б.Ф. в судебном заседании, согласно которым технический паспорт многоквартирного дома №*** был подготовлен в 2009 году, по заказу ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», в котором было указано о подключении дома к центральной канализации без проверки фактического её наличия, так как обычно многоквартирные дома сразу подключаются к городскому водоотведению. Ответственность за ошибочное указание в техническом паспорте дома данного факта лежит на заказчике ПАО «МРСК Юга» - «Калмэнерго», которые должны были сообщить об этом инженеру при составлении и проверке технического паспорта.
Показания свидетеля С.М.У. в судебном заседании, сообщившего, что он работает в должности начальника производственно-технического отдела МУП «Элиставодоканал» и располагает информацией об отсутствии подключения к центральной канализации города многоквартирного жилого дома № *** в 10 микрорайоне г. Элисты. Сточные воды из указанного жилого дома отводятся в септик, не соединенный с городской сетью. Чтобы подключиться к центральной сети канализации собственники должны подать заявку на получение технических условий. Находясь в квартире нельзя понять визуально, подключен ли дом к центральной канализационной сети. В этом случае нужно запросить сведения.
Протоколы осмотра места происшествия от 17 декабря 2021 года и от 30 декабря 2021 года, согласно которым в Минстрое РК обнаружены и изъяты документы, связанные с проведением аукциона и приобретением квартир (№*, **, **, **) по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, 10 микрорайон, д. ***, для предоставления детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшимся без попечения родителей по договорам найма специализированного жилого помещения, а также протоколы осмотра указанных документов от 16 и 17 июня 2022 года (том № 2 л.д. 22-28, л.д. 44-45, л.д. 218-226, том № 3 л.д. 25-26, л.д. 175-289, л.д. 234-235, том №4 л.д. 177-183, л.д. 210-211, том № 7 л.д. 145-153, л.д. 156-166, л.д. 167-168, л.д. 169-179, л.д.182-240, том № 8 л.д. 1-11, л.д. 12-13, л.д. 14-48, 49-50, л.д. 51-93, 94-95, л.д. 96-132, 133-134, л.д. 135-179, л.д. 180-181).
Протоколы осмотра места происшествия от 18 декабря 2021 года и Акт осмотра (обследования)от 22 сентября 2021 года, согласно которым произведен осмотр квартир №* (Р.Л.С.) и №*** (Д.И.А.), а также осмотрен канализационный колодец, расположенный в 16 метрах в юго-западном направлении от дома № ***, установлено, что дом к централизованной городской канализации не подключен (том № 1 л.д. 153-162, том № 2 л.д. 32-41, том № 3 л.д. 191-200).
Протокол осмотра личного дела Емченова Б.И. от 12 июня 2022 года (том № 7 л.д. 1-45).
Протоколы выемок от 13 января 2022 годав Министерстве по земельным и имущественным отношениям Республики Калмыкия документации, подтверждающей отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду и последующей передаче их по договору наймадетям-сиротам и протоколосмотра указанных документов от 14 марта 2022 года(том № 6 л.д. 77-80, л.д. 107-110, л.д. 118-121, л.д. 129-132, л.д. 133-204).
Протокол выемки от 13 января 2022 года, согласно которому в Управлении по земельным и имущественным отношениям Администрации г. Элисты произведена выемка заверенных копий документов о принятии в муниципальную собственность жилого дома №*** в 10 микрорайоне г.Элиста и протокол осмотра данных документов от 17 июня 2022 года (том № 6 л.д. 86-90, том № 8 л.д. 182-203, 204-205).
Постановление прокурора Республики Калмыкия Курмаева Е.Е. о направлении материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании от 6 декабря 2021 года (том № 1 л.д. 80-82).
Копия приказа от 13 июня 2018 года № 133/л-с«Об утверждении Положений об отделах» и копия Положения об отделе правовой и кадровой работы Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (том № 1 л.д. 126, л.д. 127-135).
Копия приказа (распоряжения) от 21 июня 2016 года № 78- л/со переводеЕмченова Б.И. на должность начальника правовой и кадровой работы Министерства и копия должностного регламента(том № 1 л.д. 186, л.д. 191-198).
Копия решения Элистинского городского суда Республики Калмыкия по гражданскому делу № 2-545/2019, о возложении на Администрацию города Элисты обязанности принятии на учет бесхозяйного имущества – участка канализационной сети от внешней стены многоквартирного дома № *** и обеспечения его надлежащей эксплуатации (том № 1 л.д. 142-145).
Копия справки ТО «Центральный» Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия в Целинном, Ики-Бурульском, Приютненском, Кетченеровском районах и г. Элистаот 23 сентября 2021 года, согласно которой в жилом многоквартирном доме № 89 в 10 микрорайоне г. Элисты централизованная канализация отсутствует, отвод канализационных вод от квартир изначально предусматривался в локальные очистные сооружения, которые состояли из ряда переливных канализационных колодцев и отстойника. Локальные очистные сооружения для жидких бытовых отходов жилого дома №*** отсутствуют (том № 1 л.д. 163-164).
Копии решений Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 5 июня 2019 года (дело № 2-1295/2019) и 5 сентября 2019 года(дело № 2-2567/2019), об обязаннее Минстроя РК предоставить Р.Л.С. и Д.И.А. благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений (том № 1 л.д. 170-173, том №3 л.д. 167-174).
Ответ на запрос от 28 января 2021 года № 201 МУП «Элиставодоканал», о том, что холодное водоснабжение жилого дома №89 осуществляет МУП «Элиставодоканал». Договор водоотведения не заключен в связи с отсутствием технологического подключения к централизованным канализационным сетям (том 3 л.д. 46).
Сославшись на совокупность приведенных в приговоре доказательств, суд без надлежащего анализа содержащихся в них данных признал начальника отдела правовой и кадровой работы Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия Емченова виновным в халатности, заключающейся в том, что ходеосмотра квартир № *, **, ** и ** жилого дома № *** в 10 микрорайоне г. Элиста он вследствие небрежного отношения к службе не выявил отсутствие подключения указанного многоквартирного дома к централизованной городской канализационной сети, исполнив свои служебные обязанности ненадлежащим образом.
Но в приговоре не дана мотивированная оценка обстоятельствам, имеющим значение для данного уголовного дела, а имеющиеся противоречия не устранены судом.
При определении объективной стороны преступления, предусмотренного ч.1 ст.293 УК РФ, суд ограничился общими, неконкретизированными указаниями на ненадлежащее исполнение Емченовым должностных обязанностей и не описал круг конкретных, формально закрепленных за ним обязанностей, несоблюдение которых ставится ему в вину.
В обоснование вывода о виновности подсудимого суд привел в приговоре приказы Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 20.08.2018 № 193-п, от 04.07.2019 № 232/1-п об образовании экспертной комиссии по проведению экспертизы поставленных товаров и по изменению состава комиссии, отдельные пункты Положения об отделе правовой и кадровой работы Минстроя РК и должностного регламента начальника этого подразделения. Однако указанные внутриведомственные правовые акты не содержат никаких обязательных для выполнения предписаний относительно порядка, методики, регламента и процедуры при проведении сотрудниками Министерства осмотра жилых помещений в рамках реализации названным органом исполнительной власти функции по формированию специализированного жилищного фонда Республики Калмыкия для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
То есть судом не соблюдено категорическое требование уголовного закона о необходимости устанавливать по уголовным делам о преступлениях данной категории, какие из возложенных на подсудимого служебные обязанности в виде определенных действий, исполнены им недобросовестно или небрежно.
Более того, в мотивировочной части приговора суд с учетом показаний свидетелей К.Б.Ф. и С.М.У. констатирует, что Емченов не имел возможности при визуальном осмотре жилых помещений выявить подключены ли санитарно-технические приборы именно к городской централизованной канализационной системе, которая проложена под землей. При этом суд пришел к мнению, что ненадлежащее исполнение Емченовым возложенных на него должностных обязанностей допущено подсудимым не в ходе осмотра жилых помещений, как указанно в обвинении и следует из описания в приговоре установленных фактических обстоятельствах дела, а выражается в не истребовании им документов из МУП «Элиставодоканал», подтверждающих подключение дома к городской канализационной сети.
Такое суждение суда выходит за пределы предъявленного подсудимому обвинения и расходится с положениями ст. 252 УПК РФ, согласно которым суд рассматривает уголовное дело в пределах предъявленного обвинения.
При этом в нарушение принципа уголовного судопроизводства, закрепленного в ч.3 ст. 15 УПК РФ, суд взял на себя несвойственную ему функцию обвинения и вменил Емченову иные обстоятельства, не описанные в обвинении, сформулированном в обвинительном заключении.
Тем самым фактически установив, что исследованными в судебном заседании доказательствами не подтверждается обвинение Емченова в инкриминируемом деянии, суд вопреки императивам ч.4 ст.302 УПК РФ постановил обвинительный приговор.
Нарушение требований уголовно-процессуального закона, допущенное судом первой инстанции по настоящему делу, судебная коллегия считает существенным, повлиявшими на исход дела. В этой связи обжалуемый приговор не отвечает критериям законности и обоснованности, предусмотренным в ч.4 ст.7 УПК РФ.
Поскольку судом первой инстанции допущены существенные нарушения уголовно-процессуального закона, а изложенные в итоговом решении выводы о виновности осужденного не подтверждаются доказательствами, рассмотренными в судебном заседании, то обжалуемый приговор подлежит отмене на основании п.п. 1 и 2 ст. 38915, п.п. 1 и 2 ст. 38916, ч.1 ст. 38917 УПК РФ.
Учитывая, что допущенные судом нарушения могут быть устранены при рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке, судебная коллегия, отменяя приговор, считает необходимым в силу ст. 38923 УПК РФ вынести новое судебное решение.
На основании анализа исследованных в суде доказательств и их оценки в порядке, установленном ст.ст.17, 87, 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, достоверности и достаточности для разрешения дела, судебная коллегия установила следующее.
Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия в соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Республики Калмыкия от 8 ноября 2010 года № 338, осуществляло полномочия органа исполнительной власти по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в форме предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда в рамках Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 года № 262-1113 «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия» и федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы.
Юридическим сопровождением деятельности министерства и вопросами по обеспечению жильем льготной категории граждан занимался отдел правовой и кадровой работы Минстроя Республики Калмыкия, основные функции и задачи которого прописаны в Положении об отделе, утвержденном ведомственным приказом от 13 июня 2018 года № 133/ л-с.
Емченов Б.И., замещавший с 21 июня 2016 года должность начальника отдела правовой и кадровой работы Министерства, осуществлял руководство этим структурным подразделением.
Сотрудниками Минстроя РК были проведены мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" во исполнение функций по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.
В октябре, ноябре и декабре 2019 года между Министерством по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия и продавцами К.И.М., П.Ж.Г. и А.И.В. заключены государственные контракты № 65-19, 64-19, 92-19 и 117-19, согласно которым в собственность Республики Калмыкия приобретены благоустроенные жилые помещения – квартиры №№ *, **, **, ** дома № *** в 10 микрорайоне г. Элиста Республики Калмыкия для формирования специализированного жилого фонда РК в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а такжелиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с приложением № 1 «Технические характеристики жилых помещений» к государственным контрактам № 64-19 и № 65-19 от 9 октября 2019 года, № 92-19 от 14 ноября 2019 года, № 117-19 от 9 декабря 2019 года одним из обязательных условий предусматривалось наличие в жилых помещениях системы канализации (водоотведения), подключенной к сетям.
Согласно документам, представленным продавцами, приобретенные жилые помещения (квартиры) соответствовали «Техническим характеристикам», которые являются неотъемлемой частью государственного контракта.
Емченов Б.И. был включен в составе экспертной комиссии, действовавшей на основании приказов Министерства по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия от 20.08.2018 № 193-п, от 04.07.2019 № 232/1-п и положений ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Для проверки предоставленных продавцами жилых помещений, в части их соответствия требуемым условиям заключенных контрактов, члены экспертной комиссии, в том числе Емченов Б.И., в период с 9 по 30 октября 2019 года по государственным контрактам № 64-19 и № 65-19, в период с 14 ноября по 5 декабря 2019 года по государственному контракту № 92-19, а также в период с 9 по 12 декабря 2019 года по государственному контракту № 117-19, провели осмотры квартир №№ *, **, **, ** дома № ** в 10 микрорайоне г. Элиста Республики Калмыкия. Убедившись в соответствии этих жилых помещений условиям государственных контрактов и, помимо прочего, в наличии водоотведения, подключенного к сетям, эксперты оформили и подписали заключения (отчеты) о качестве, отразив в них результаты.
После этого было завершено исполнение упомянутых государственных контрактов. В последующем квартиры №№ *, **, **, ** дома № *** в 10 микрорайоне г. Элиста отнесены к специализированному жилому фонду Республики Калмыкия и предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для постоянного проживания по договорам найма специализированного жилого помещения Р.Л.С., Я.С.С., Д.И.А., Ц.А.Р.
Установленные судом апелляционной инстанции фактические обстоятельства дела подтверждаются вышеизложенными доказательствами: протоколами осмотра места происшествия, выемки, осмотра предметов и документов, показаниями свидетелей К.В.В., Е.Н.В., Н.М.В., К.И.М., А.И.В., М.Н.Б., М.С.Р., М.Д.А., Ч.Е.Я., М.В.А., Д. В.Д-Г., О. Ю.С., С.Ч.В.и О. В.Г., а также показаниями подсудимого Емченова в судебном заседании.
При этом суду не представлено доказательств, которые бы указывали на иные события произошедшего.
Сторонами не оспариваются обстоятельства приобретения Минстроем РК по государственным контрактам упомянутых жилых помещений для формирования специализированного жилого фонда РК в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не вызывает сомнений у судебной коллегии и отсутствие подключения наружной системы водоотведения дома № 89 в 10 микрорайона г. Элиста к центральной городской канализационной сети. Данный факт убедительно подтверждается справкойМУП «Элиставодоканал» от 28 января 2021 года № 201 (том 3 л.д. 46), показаниями лиц, признанных потерпевшими, и свидетельскими показаниями Б.Н.Б., К.А.Е., Г.Р.Н., Г.В.И., Ч.Н.Г., М.В.В., Ч.Ч.Б., Ч.Б.Н., Г.С.С., Г.Д.С. Но данное обстоятельство само по себе не свидетельствует о виновности подсудимого Емченова в совершении уголовно наказуемой халатности.
Между тем, судебная коллегия приходит к твердому убеждению об ошибочности мнения стороны государственного обвинения и суда первой инстанции о том, что приложения № 1 «Технические характеристики жилых помещений» к государственным контрактам № 64-19 и № 65-19 от 9 октября 2019 года, № 92-19 от 14 ноября 2019 года, № 117-19 от 9 декабря 2019 года предписывали обязательное наличие подключения к централизованной городской канализационной сети системы водоотведения дома № *** и приобретенных в нём жилых помещений.
Приведенная судом в приговоре интерпретация текста названных приложений к государственным контрактам не соответствует их актуальному смысловому содержанию, из которого усматривается, что в названных документах сформулировано условие о наличии в жилых помещениях системы канализации (водоотведения), подключенной к сетям, но без уточнения вида и типа самих сетей, при этом отсутствует категорическое требование о подключённости канализационной системы многоквартирного жилого дома к централизованной системе водоотведения, то есть к комплексу технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории города Элиста.
Согласно копии справкиТО «Центральный» Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Калмыкия в г. Элистаот 23 сентября 2021 года, в жилом многоквартирном доме № *** в 10 микрорайоне г. Элисты отвод канализационных вод от квартир изначально предусматривался в локальные очистные сооружения, которые состояли из ряда переливных канализационных колодцев и отстойника (т. 1 л.д. 163-164).
Изпротоколов осмотра места происшествияот 18 декабря 2021 года и акта обследованияот 22 сентября 2021 года усматривается, что в жилом многоквартирном доме № *** в 10 микрорайоне г. Элиста имеется система инженерно-технического обеспечения водоотведения сточных вод от санитарно-технических приборов и устройств в наружную локальную (местную) систему канализации, состоящую из сети трубопроводов, септика, колодцев фильтрации.
Функционирующее устройство канализационной системы в квартирах №№ *, **, **, ** указанного дома предусмотрено строительными нормами и правилами (СНиП 2.04.01-85), санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.1.2.2645-10) и вполне соотносится с прописанным в приложении № 1 «Технические характеристики жилых помещений» к государственным контрактам № 64-19 и № 65-19 от 9 октября 2019 года, № 92-19 от 14 ноября 2019 года, № 117-19 от 9 декабря 2019 года требованием о наличии в жилых помещениях системы канализации (водоотведения), подключенной к сетям.
На основании анализа информации, содержащейся в копиях приказов Министерства от 20 августа 2018 года № 193-п и от 4 июля 2019 года № 232/1-п, экспертных заключений от 30 октября и 5 декабря 2019 года к государственным контрактам № 64-19, 65-19 и 92-19 и показаниях подсудимого Емченова, свидетелей Ч.Е.Я., М.В.А., Д. В.Д-Г., О. Ю.С., С.Ч.В., судебная коллегия обнаружила, что вопрос о соответствии приобретенного жилья условиям государственных контрактов разрешался экспертной комиссией, созданной в Минстрое РК в соответствии с ч.3 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Тем самым обвинение Емченова в части самостоятельного проведения им осмотра квартир №№ *, **, **, ** дома № *** в 10 микрорайоне г. Элиста и единоличного принятия решения о том, что эти жилые помещения отвечают критериям, обозначенным в технических характеристиках, приложенных к государственным контрактам, противоречит установленным фактическим обстоятельствам и добытым по делу доказательствам.
При этом в судебном заседании не представлено внутриведомственных актов, в которых бы Емченов назначался руководителем упомянутой экспертной комиссии, закреплялся регламент деятельности этого коллегиального органа, круг полномочий его членов и их ответственность.
В нарушение предписаний ст.ст. 302 и 307 УПК РФ в приговоре оставлены без внимания вышеизложенные обстоятельства, подтверждающие убедительность позиции стороны защиты об отсутствии достоверных данных о совершении Емченовым действий по ненадлежащему исполнению своих должностных обязанностей.
Из показаний подсудимого Емченова, свидетелей Ч.Е.Я. и М.В.А. видно, что при осмотрах квартир и оформлении экспертных заключений о соответствии приобретенного жилья условиям государственных контрактов они исходили из сведений, отраженных в документах, которые представили продавцы, в том числе, выписками из ЕГРН и техническими паспортами на квартиры.
В технических паспортах на квартиры №*, №**, №** и №** указано, что многоквартирный дом №*** имеет систему канализации, подключенную к городской сети. Аналогичная информация занесена в технический паспорт дома №*** и размещена на информационном интернет-сайте «Дом.МИНЖКХ».
Начальник калмыцкого отделения АО «Ростехинвентаризация» Корнышева Б.Ф. пояснила, что при оформлении технических паспортов на многоквартирный дом №*** и жилые помещения в них без должной проверки и подтверждения были внесены сведения о подключении к центральной городской канализации.
Находившиеся в распоряжении экспертной комиссии технические паспорта являются официальными документами, и поэтому закономерно не вызывали поводов для недоверия к содержащейся в них информации.
Согласно ч. 5 ст. 94 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для проведения экспертизы экспертная комиссия, в которой принимал участие Емченов, была вправе запрашивать дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта, лишь у заказчика и поставщика.
В данном аспекте нельзя признать состоятельным суждение суда первой инстанции о неисполнении Емченовым правомочий, прописанных в п. 14 Положения об отделе правовой и кадровой работы Минстроя РК, так как они касаются служебной компетенции сотрудников этого подразделения, но не определяют обязанности экспертов при проведении экспертизы поставленного товара.
Кроме того, эксперты, в том числе и Емченов, участвовавшие в проверке квартир на соответствие условиям контрактов, убедились в наличии системы водоотведения от санитарно-технических приборов, что свидетельствовало о соблюдении продавцами условий государственных контрактах по техническим характеристикам жилых помещений. То есть от экспертов не требовалось выявлять вид и тип канализационной сети, в которую сливаются сточные воды из жилых помещений, к тому же по объективным причинам у них не имелось никакой возможности это сделать, так как местная (локальная) система водоотведения находилась под поверхностью земли и была недоступна для визуального осмотра. Данное обстоятельство было установлено судом на основании показаний свидетелей К.Б.Ф., С.М.У. и С.Ч.В., но оставлено в приговоре без надлежащей правовой оценки.
Как усматривается из материалов уголовного дела нарушений прав и свобод Р.Л.С., Я.С.С., Д.И.А., Ц.А.Р., гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ не допущено, поскольку по договорам найма специализированного жилого помещения им предоставлены пригодные для проживания квартиры в многоквартирном доме, который не признавался аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.
Оценив все доказательства в совокупности, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в деянии Емченова отсутствуют признаки недобросовестного или небрежного отношения к службе, что исключает наличие состава уголовно наказуемой халатности и его виновность в данном преступлении.
Таким образом, действия Емченова, квалифицированные стороной обвинения по ч.1 ст.293 УК РФ, не образуют состава преступления, и потому Емченов подлежит оправданию на основании п.3 ч.2 ст. 302 УПК РФ, а апелляционная жалоба Емченова Б.И. и его защитника-адвоката Эрдниевой З.Г. – удовлетворению.
В связи с постановлением оправдательного приговора и в соответствии с предписаниями ст.306 УПК РФ мера процессуального принуждения в виде обязательства о явке подлежит отмене.
В соответствии со ст.134 УПК РФ признать за Емченовым право на реабилитацию.
Согласно ч.3 ст.81 УПК РФ документы, являющиеся вещественными доказательствами, остаются при уголовном деле в течение всего срока хранения последнего либо передаются заинтересованным лицам по их ходатайству.
При разрешении вопросов о вещественных доказательствах суд в соответствии со ст.81 и п.2 ч.1 ст.309 УПК РФ считает необходимым по вступлению приговора в законную силу копии приобщенных документов хранить при уголовном деле.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.38915, 38916, 38920, 38923, 38928, 38930,38933 УПК РФ, судебная коллегия
п р и г о в о р и л а :
Приговор Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 6 июня 2023 года в отношении Емченова Бориса Игоревича отменить.
Признать Емченова Бориса Игоревича невиновным и оправдать его по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 293 УК РФ, на основании п.3 ч.2 ст. 302 УПК РФ за отсутствием в деянии состава преступления.
Апелляционную жалобу Емченова Б.И. и его адвоката Эрдниевой З.Г. удовлетворить.
На основании ст. 134 УПК РФ признать за Емченовым Б.И. право на реабилитацию, включающую в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда, связанного с уголовным преследованием, и восстановление в иных правах. Разъяснить, что указанные вопросы разрешаются в порядке, предусмотренном главой 18 УПК РФ.
Вещественные доказательства по делу: копию государственного контракта от 9 октября 2019 года № 65-19; копию приложения № 1 к государственному контракту от 9 октября 2019 года № 65-19 «Технические характеристики жилых помещений»; копию дополнительного соглашения от 21 октября 2019 года к государственному контракту № 65-19 от 9 октября 2019 года; копию акта приема-передачи от 30 октября 2019 года; копию выписки из ЕГРН от 8 ноября 2019 года; копию протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме на приобретение жилых помещений (квартир) для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения от 25 сентября 2019 года; копию договора найма жилого помещения для детей-сирот от 30 декабря 2019 года №5; копию акта №5 приема-передачи жилого помещения (осмотра) от 30 декабря 2019 года; копию письма от 11 октября 2019 года № 010/ЮО-02-03-5600 на имя К.И.М.; письмо от 14 октября 2019 года в адрес Минстроя Республики Калмыкия от К.И.М.; копию листа резолюции заместителя Министра О. Ю.С. от 14 октября 2019 года № 4511; копию экспертного заключения о качестве (отчет) по государственному контракту от 9 октября 2019 года № 65-19; копию приказа от 4 июля 2019 № 232/1-п «О внесении изменений в приказ Министерства от 20 августа 2018 года № 193-п»; копию приказа от 20 августа 2018 года № 193-п «О создании экспертной комиссии по приобретению жилых помещений для детей-сирот»; заявку на осуществление закупки для государственных нужд Республики Калмыкия от 5 сентября 2019 года № 118; копию протокола заседания рабочей группы по решению вопросов, связанных с обеспечением жилыми помещениями детей-сирот от 16 апреля 2019 года № 1; копию расчета начальной (максимальной) центы контракта от 8 мая 2019 года; копию письма от 15 февраля 2019 года № 02-03/751-ЮО; копию письма от 15 февраля 2019 года № 02-03/752-ЮО; копию письма генерального директора РАН «Квадратный Метр» Матвеевой Д.А. от 10 апреля 2019 года; копию листа резолюции заместителя министра О. Ю.С. от 11 апреля 2019 года № 1138; копию распечатки объявлений о продажах квартир на 45 листах; копию государственного контракта от 9 октября 2019 года № 64-19; копию приложения № 1 к государственному контракту от 9 октября 2019 года № 62-19 «Технические характеристики жилых помещений»; копия акта приема-передачи от 30 октября 2019 года; копию выписки из ЕГРН от 6 ноября 2019 года; копию протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме на приобретение жилых помещений (квартир) для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения от 25 сентября 2019 года; копию договора найма жилого помещения для детей-сирот от 11 марта 2020 года № 4; копию акта приема-передачи жилого помещения (осмотра) от 11 марта 2020 года; копию письма от 11 октября 2019 года № 010/ЮО-02-03-599 на имя ИП П.Ж.Г.; копию письма от 13 октября 2019 года в адрес Минстроя Республики Калмыкия от ИП П.Ж.Г.; копию листа резолюции заместителя Министра О. Ю.С. от 14 октября 2019 года № 4510; копию служебной записки от 29 октября 2019 года; копию доверенности от 5 сентября 2019 года; копию личного дела Емченова Б.И.; копию заявки на осуществление закупки для государственных нужд Республики Калмыкия от 5 сентября 2019 года № 117; копию экспертного заключения о качестве (отчет) по государственному контракту от 9 октября 2019 года № 64-19; копию государственного контракта от 14 ноября 2019 года № 92-19; копию приложения № 1 к государственному контракту от 14 ноября 2019 года № 92-19 «Технические характеристики жилых помещений»; копию акта приема - передачи от 5 декабря 2019 года; копию выписки из ЕГРН от 23 декабря 2019 года; копию протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме на приобретение жилых помещений (квартир) для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения от 25 октября 2019 года; копию договора найма жилого помещения для детей-сирот от 30 декабря 2019 года № 9; копию акта приема-передачи жилого помещения (осмотра) от 30 декабря 2019 года № 9; копию заявки на осуществление закупки для государственных нужд Республики Калмыкия от 2 октября 2019 года № 162; копию экспертного заключения о качестве (отчет) по государственному контракту от 14 ноября 2019 года № 92-19; копию государственного контракта от 9 декабря 2019 года № 117-19; копию приложения № 1 к государственному контракту от 9 декабря 2019 года № 117-19 «Технические характеристики жилых помещений»; копию акта приема - передачи от 12 декабря 2019 года; копию выписки из ЕГРН от 19 декабря 2019 года; копию протокола рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме на приобретение жилых помещений (квартир) для предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированного жилого помещения от 26 ноября 2019 года; копию договора найма жилого помещения для детей-сирот от 30 декабря 2019 года № 29; копию акта № 29 приема-передачи жилого помещения (осмотра) от 30 декабря 2019 года; копию служебной записки от 11 декабря 2019 года на имя заместителя Министра О. Ю.С.; копию заявки на осуществление закупки для государственных нужд Республики Калмыкия от 7 ноября 2019 года № 178; копию представления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду для детей-сирот; копию распоряжения № 2364-р от 4 декабря 2019 года; копию акта № 0000-000098 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 15 ноября 2019 года; копию распоряжения № 2408р от 9 декабря 2019 года; копию выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; копия распоряжения № 2539р от 27 декабря 2019 года; копию договора № 84 от 27 декабря 2019 года безвозмездного пользования государственным имуществом, находящимся в составе имущества казны Республики Калмыкия с приложением; копию экспертного заключения о качестве (отчет) от 30 октября 2019 года; копию представления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду для детей-сирот; копия распоряжения № 2364-р от 4 декабря 2019 года; копию акта № 0000-000092 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 12 ноября 2019 года; копию распоряжения № 2408р от 9 декабря 2019 года; копию выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; копию распоряжения № 2539р от 27 декабря 2019 года; копию договора № 84 от 27 декабря 2019 года безвозмездного пользования государственным имуществом, находящимся в составе имущества казны Республики Калмыкия с приложением; копию экспертного заключения о качестве (отчет) от 30 октября 2019 года; копию представления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду для детей-сирот с приложением; копия распоряжения № 2927-р от 30 декабря 2019 года с приложением; копию акта № 0000-000128 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 30 декабря 2019 года; копию распоряжения № 2928р от 30 декабря 2019 года с приложением; копию выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; копия распоряжения № 2929р от 30 декабря 2019 года с приложением; копию договора № 93 от 30 декабря 2019 года безвозмездного пользования государственным имуществом, находящимся в составе имущества казны Республики Калмыкия с приложением; копию экспертного заключения о качестве (отчет) от 5 декабря 2019 года; копию представления об отнесении жилого помещения к специализированному жилищному фонду для детей-сирот с приложением; копию распоряжения № 2927-р от 30 декабря 2019 года с приложением; копию акта № 0000-000125 о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 30 декабря 2019 года; копию распоряжения № 2928р от 30 декабря 2019 года с приложением; копию выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; копию распоряжения № 2929р от 30 декабря 2019 года с приложением; копию договора № 93 от 30 декабря 2019 года безвозмездного пользования государственным имуществом, находящимся в составе имущества казны Республики Калмыкия с приложением; копию постановления от 23 мая 2012 года № 978 «О принятии в муниципальную собственность жилого дома»; копию акта о приеме-передаче здания (сооружения) от 27 августа 2012 года; копию договора безвозмездной передачи недвижимого имущества от 29 июня 2012 года; копию свидетельства о государственной регистрации права от 15 августа 2012 года серии 08РК № 265351; копию письма от 24 февраля 2012 года № 389; копию письма от 18 января 2012 года № 1/34; копию письма от 14 марта 2012 года № КЛМ/1600/393; копию письма от 6 апреля 2012 года № КЛМ/1600/541 филиала ОАО «МРСК Юга»; копию письма от 21 марта 2012 года № ах-943/01-20 первого заместителя Главы Мэрии города Элисты – хранить при уголовном деле.
Апелляционный приговор вступает в законную силу с момента его провозглашения и может быть обжалован в кассационном порядке, установленном главой 471 УПК РФ, в течение шести месяцев со дня провозглашения, в судебную коллегию по уголовным делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции через Элистинский городской суд Республики Калмыкия. Оправданный вправе ходатайствовать о своём участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий Е.Н. Утунов