Белоярский районный суд Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Белоярский районный суд Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2011 года р.п. Белоярский
Белоярский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Вострецовой А.Г.,
при секретаре Шевцовой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке заочного производства гражданское дело по иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Белоярского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Белоярского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Свердловский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Белоярского городского округа о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по совершению действий.
В обоснование иска указал следующее. Свердловской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по поступившему из Аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе обращению 1 о нарушении лесного законодательства на территории Белоярского ГО() при выделении администрацией земельных участков. Установлено, что на территории Белоярского городского округа постановлениями Главы Белоярского городского округа от , от , от , от , физическим лицам были предоставлены в аренду земельные участки с целевым использованием под ведение личного подсобного хозяйства.
Должностными лицами Министерства природных ресурсов Свердловской области в марте 2010 года была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лесного законодательства. В ходе проверки установлено, что указанные земельные участки находятся на территории Белоярского ГО и покрыты лесами (соснами). По результатам контрольного мероприятия, проведенного Министерством природных ресурсов Свердловской области, Администрацией Белоярского ГО осуществлен собственный выезд на территорию земельных участков. Факт нахождения соснового леса подтвердился. Согласно п.п. 13 п. 1 ст. 6 Устава Белоярского ГО к вопросам местного значения городского округа относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осуществление муниципального лесного контроля и надзора (п.п. 40). В результате проверки выявлено, что муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов органами местного самоуправления Белоярского ГО не организован. Перечень должностных лиц - муниципальных лесных инспекторов, уполномоченных осуществлять контрольно-надзорные функции в области охраны городских лесов, администрацией Белоярского ГО не утвержден. Порядок деятельности лесничества органами местного самоуправления Белоярского ГО не установлен. До настоящего времени право собственности на городской лес, расположенный на территории Белоярского ГО, не оформлено. Границы земельных участков, занятых городским лесом, не установлены, на кадастровый учет городской лес не поставлен. Лесохозяйственный регламент городского лесничества не разработан и не утвержден.
В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса РФ, городские леса относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов. Одним из основных принципов области лесных отношений, закрепленных п.п. 1, 2 и 6 Лесного кодекса Российской Федерации, является устойчивое управление лесами. Обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду. Статьями 19, 81, 98 Лесного кодекса РФ предусмотрено, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких участков. На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с п. 25 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся использование, охрана, защита и воспроизводство городских лесов. Статьями 23, 87, 92 и 93 Лесного кодекса РФ определено, что основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки, которые создаются на территории поселений, на которых расположены городские леса. Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка. Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет и служит основой для осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка (ст. 87 ЛКРФ).Состав лесохозяйственных регламентов утвержден Приказом МПР России от 19.04.2007 N106.
Реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ч.4 ст.23 ЛК РФ). В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами. Однако в установленный Законом срок лесохозяйственный регламент в Белоярском городском округе разработан не был. Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с ФЗ «О государственном земельном кадастре». Помимо этого, на органы местного самоуправления возложена обязанность ведения государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. Вышеуказанный реестр ведется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий (ст. 91 ЛК РФ). Положение о ведении государственного лесного реестра утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 N318. Указанные нарушения, в случае их не устранения, могут повлечь за собой вырубку и иное нецелевое использование городских лесов, как природного объекта, что приведет к утрате им защитных функций. В силу ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от уничтожения и иного негативного воздействия являются земли, почвы, леса и иная растительность. Сохранение лесов является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду (ст.42 Конституции РФ).
Уклонение администрации Белоярского ГО от выполнения предусмотренных лесным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей Белоярского ГО и других граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Просит признать незаконным бездействие Администрации Белоярского ГО по неисполнению требований лесного законодательства; возложить на администрацию Белоярского ГО обязанности: провести лесоустройство городских лесов на территории Белоярского ГО; поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены городские леса на территории Белоярского ГО; организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов Белоярского ГО; разработать и утвердить в установленном законом порядке Лесохозяйственный регламент городских лесов Белоярского ГО; осуществлять ведение государственного лесного реестра, в пределах предоставленных полномочий.
В настоящее судебное заседание представитель Свердловского межрайонного природоохранного прокурора не явился. Просят рассмотреть дело без участия представителя прокуратуры. Заявленные требования поддерживают в полном объеме.
Представитель Администрации Белоярского городского округа был извещен о времени и месте судебного заседания, однако в судебное заседание не явился, о причинах своей неявки не уведомил.
Согласно отзыву представителя Администрации Белоярского городского округа ФИО1, действующей на основании доверенности от , направленному в суд ранее, за , исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора считают необоснованными, в удовлетворении заявленных исковых требований просят отказать в полном объеме, поскольку прокурор не указывает, в чем состоит незаконное бездействие Администрации Белоярского ГО, какие нормы лесного законодательства им нарушены, не приводит доказательств того, что в результате бездействия ответчика нарушены какие-либо права и свободы неопределенного круга лиц, либо созданы препятствия к осуществлению неопределенным кругом лиц его прав и свобод, либо на неопределенный круг лиц незаконно возложена какая-либо обязанность. Кроме того, органы местного самоуправления обладают полномочиями только в отношении участков (лесных участков), соответствующих требованиям лесного законодательства. Ни Лесным кодексом РФ, ни правилами проведения лесоустройства не установлена безусловная обязанность органов местного самоуправления осуществить мероприятия по лесоустройству городских лесов в определенный срок. Само понятие «городские леса» в законе не установлено. Поскольку мероприятия по лесоустройству городских лесов не осуществлялись, лесные участки городских лесов не образовывались, требование прокурора о постановке на государственный кадастровый учет лесных участков, на которых расположены городские леса, является преждевременным. Сведений о том, что в муниципальной собственности находятся лесные участки, не поставленные на государственный кадастровый учет, истец не приводит. Также не приводятся обстоятельства, свидетельствующие о том, что в собственности Белоярского ГО находятся лесные участки, в отношении которых Администрация Белоярского ГО должна, но не осуществляет муниципальный лесной контроль и надзор. Истцом не представлены доказательства, что на территории Белоярского ГО на землях, находящихся в муниципальной собственности, расположены лесничества и лесопарки, в отношении которых должен быть принял Лесохозяйственный регламент ).
Представитель ответчика - КУМИ Администрации Белоярского городского округа в судебное заседание не явился. Был извещен о месте и времени рассмотрения дела, однако о причине неявки суд не уведомил. Согласно отзыву за от , направленному представителем КУМИ Администрации Белоярского ГО ФИО1, действующей на основании доверенности от , исковые требования не признают. Указывают, что органы местного самоуправления обладают полномочиями только в отношении лесных участков, соответствующих следующим характеристикам: находящихся в муниципальной собственности; расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; в отношении которых проведено лесоустройство; в отношении которых проведен государственный кадастровый учет. В настоящее время право муниципальной собственности Белоярского ГО на лесные участки не оформлено. Прокурором в рамках данного дела не заявляется требование о понуждении Администрации Белоярского ГО, КУМИ Белоярского ГО к оформлению права муниципальной собственности на земельные участки. Однако, такая обязанность на органы местного самоуправления законом не возложена. Понятие «городские леса» законом не определено. Поскольку законом не установлены сроки осуществления мероприятий по проведению лесоустройства городских лесов, не установлена безусловная обязанность органов местного самоуправления осуществить лесоустройству городских лесов в определенный срок, не определено само понятие городских лесов, требования прокурора об обязании провести лесоустройство городских лесов на территории Белоярского ГО считают необоснованными. Мероприятия по лесоустройству городских лесов не осуществлялись, лесные участки городских лесов не образовывались, поэтому требование прокурора о постановке на государственный кадастровый учет лесных участков, на которых расположены городские леса, является преждевременным. Доказательств того, что в собственности Белоярского ГО находятся лесные участки, в отношении которых Администрация Белоярского ГО должна, но не осуществляет муниципальный лесной контроль и надзор, а также того, что на землях, находящихся в муниципальной собственности, расположены лесничества и лесопарки, в отношении которых должен быть принят Лесохозяйственный регламент, прокурором не представлено ).
Поскольку ответчики, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суд не уведомили, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие ответчиков, в порядке заочного производства.
Представители третьи лиц - Министерства природных ресурсов Свердловской области, Отдела архитектуры и градостроительства Администрации Белоярского городского округа, ГУ СО «Свердловское лесничество» в суд не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 101 Лесного кодекса Российской Федерации, споры в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов разрешаются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса российской Федерации», приказа от 20.03.2008года № 84 Федерального агентства лесного хозяйства леса, расположенные на землях городских поселений отнесены к городским лесам и признаются защитными лесами.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации, муниципальных образований в лесных отношениях участвуют соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится владение, пользование, распоряжение такими ленными участками.
В соответствии со ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к защитным лесам, выполняющим функции защиты природных и иных объектов.
Одним из основных принципов области лесных отношений, закрепленных п.п. 1,2 и 6 ст. 1 Лесного кодекса Российской Федерации, является устойчивое управление лесами, обеспечение охраны и защиты лесов, сохранение защитных санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения прав каждого на благополучную окружающую среду.
Статьями 19, 81 и 98 Лесного кодекса Российской Федерации предусматривается, что мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относится осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких участков. На территории муниципального образования лесной контроль и надзор за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов (муниципальный лесной контроль и надзор) осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с п. 25 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся использование, охрана, защита и воспроизводство городских лесов.
Согласно п. 1 ст. 6 Устава Белоярского ГО к вопросам местного значения городского округа также относится организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа; осуществление муниципального лесного контроля и надзора.
В силу ч. 1 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов являются лесничества и лесопарки.
Согласно ч. 4 ст. 23 Лесного кодекса Российской Федерации реализация лесохозяйственного регламента в лесничествах и лесопарках обеспечивается лесничими, порядок деятельности которых устанавливается органами местного самоуправления в пределах их полномочий.
В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (часть 1). Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления (часть 3).
Состав лесохозяйственных регламентов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов России от 19.04.2007 N106.
В соответствии со ст. 14.1 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» после 1 января 2009 года запрещается предоставлять лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без определения видов и параметров использования лесов, установленных лесохозяйственными регламентами.
Согласно ст. 92 Лесного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В силу ст. 93 Лесного кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Помимо того, в соответствии со ст. 91 Лесного кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возложена обязанность ведения государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; о лесных участках; количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам. Вышеуказанный реестр ведется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий
Положение о ведении государственного лесного реестра утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.05.2007 N318.
Согласно информации, предоставленной ГУ СО «Свердловское лесничество» 31.08.2010года за № 186, на территории Белоярского городского округа располагаются лесные участки общей площадью 1820,5, ранее находящиеся во владении сельскохозяйственных организаций, оставленные для нужд муниципального образования и не вошедшие в госрегистрацию на право собственности Российской Федерации (л.д. 62).
Наличие на территории Белоярского городского округа, в том числе на территории , соснового леса подтверждается также актами КУМИ Администрации Белоярского ГО о проверке соблюдения земельного законодательства №№ 1, 2, 3, 6, 7 от в рамках муниципального земельного контроля ); информационными письмами КУМИ Администрации Белоярского ГО за и от (), актом внеплановой проверки за , проведенной Министерством природных ресурсов Свердловской области по обращению 1 от ) и не оспаривается ответчиками.
В судебном заседании установлено, что на территории Белоярского городского округа расположены земельные участки, покрытые лесом (городские леса). Однако, муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов органами местного самоуправления Белоярского городского округа не организован и не проводится. Перечень должностных лиц - муниципальных лесных инспекторов, уполномоченных осуществлять контрольно-надзорные функции в области охраны городских лесов, администрацией Белоярского городского округа не утвержден. Кроме того, не установлен порядок деятельности лесничества. До настоящего времени право собственности на городской лес, расположенный на территории Белоярского городского округа, не оформлено. Ответчиками не приняты меры по установлению границ земельных участков, занятых городским лесом. На кадастровый учет городской лес не поставлен. В нарушение требований ст. 87 Лесного кодекса Российской Федерации лесохозяйственный регламент городского лесничества не разработан и не утвержден. Указанные нарушения могут повлечь за собой вырубку и иное нецелевое использование городских лесов, как природного объекта, что приведет к утрате им защитных функций. Уклонение администрации Белоярского ГО от выполнения предусмотренных Лесным кодексом РФ и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанностей по отношению к городским лесам создает реальную угрозу потери леса как места отдыха и естественной защиты от загрязнения окружающей среды, является прямым нарушением прав жителей Белоярского ГО и других граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Поэтому исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 194-199, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Свердловского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Белоярского городского округа по неисполнению требований лесного законодательства в отношении земельных участков, занятых городскими лесами.
Обязать Администрацию Белоярского городского округа Свердловской области:
- провести лесоустройство городских лесов на территории Белоярского городского округа;
- поставить на кадастровый учет лесные участки, на которых расположены городские леса на территории Белоярского городского округа;
- организовать муниципальный лесной контроль и надзор в отношении городских лесов Белоярского городского округа;
- разработать и утвердить в установленном законом порядке Лесохозяйственный регламент городских лесов Белоярского городского округа;
- осуществлять ведение государственного лесного реестра городских лесов в пределах предоставленных полномочий.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в кассационном порядке в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, в Свердловский областной суд через Белоярский районный суд.
Председательствующий: А.Г.Вострецова
Мотивированное решение (решение в окончательной форме) изготовлено 9 марта 2011 года.