ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 07.06.2011 Макушинского районного суда (Курганская область)

                                                                                    Макушинский районный суд Курганской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Макушинский районный суд Курганской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

(Мотивированное решение изготовлено 7 июня 2011 года )

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Макушино 03 июня 2011 года

Макушинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Жакипбаевой Ж.А.

c участием заместителя прокурора Макушинского района Жаринова К.В.

представителя заинтересованного лица Федичкиной М.Б.,   представляющей интересы Главы Макушинского района по доверенности от 02.06.2011 года №780

при секретаре Кривошеевой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Макушинского района о признании недействующим нормативного правового акта в части

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Макушинского района обратился с заявлением о признании недействующей ч.2 ст.47 Устава Макушинского района со дня принятия нормативно-правового акта. В обоснование заявления указал, что решением Макушинской районной Думы от 28.09.2007г. № 173 утвержден Устав Макушинского района, которым установлены гарантии осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления, в т.ч. прекративших исполнение своих полномочий. В частности, положение ч.2 ст.47 Устава предусматривает выплату главе муниципального образования денежного содержания после прекращения полномочий до устройства на новое место работы (службы). Муниципальный правовой акт в указанной части является незаконным, т.к. в соответствии с п.п. «к», «н» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся трудовое законодательство и установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления. Согласно ч.1 ст.6 ТК РФ к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих основы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, а также порядок заключения и расторжения трудовых договоров. В соответствии с ч.2 ст.16 ТК РФ, п.1 ч.2 ст.36 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность. П.2 ч.6 ст.36 указанного закона, а также п.п.3,10 ч.1 ст.77, ч.1 ст.80, п.3 ч.1 ст.83 ТК РФ предусмотрено, что основаниями прекращения трудового договора являются увольнение (отставка) по собственному желанию и неизбрание на должность. Ч.1 ст.165, ст.178-181 ТК РФ предусмотрены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора. Данные норы выплату главе муниципального образования денежного содержания после прекращения его полномочий не предусматривают. Кроме того, согласно ст.70, ч.4 ст.86 Бюджетного кодекса РФ обеспечение выполнения функций казенных учреждений включает оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание работников органов местного самоуправления, лиц, замещающих муниципальные должности муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовым договором, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных кодексом. В соответствии с ч.5.1 ст.40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Государственные и муниципальные гарантии главы муниципального образования могут устанавливаться только на период осуществления им своих полномочий. Федеральным законодательством возможность установления уставом муниципального образования дополнительных гарантий для выборных должностных лиц местного самоуправления после прекращения их полномочий не предусмотрена. Подобная позиция выражена в Определении ВС РФ от 19.01.2011г. №82-Г10-9. Устав Макушинского района в указанной части принят с превышением полномочий установленных федеральным законодательством, в соответствии с ч.2 ст.1 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» принятие нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором. Кроме того, указал, что сведения об опубликовании (обнародовании) данного акта отсутствуют.

В судебном заседаниипрокурор   поддержал в полном объёме заявленные требования по указанным основаниям. Дополнил, что предусмотренные оспариваемой нормой гарантии Главе муниципального образования с момент принятия Устава Макушинского района не предоставлялись, денежные выплаты не производились, просит признать недействующей ч.2 ст.47 Устава Макушинского района со дня принятия нормативно-правового акта. Учитывая, что бюджет Макушинского района является дотационным, предоставление гарантий, предусмотренных ч.2 ст.47 Устава Макушинского района ведет к необоснованному излишнему расходованию бюджетных средств.

Заинтересованные лица Глава Макушинского района, представитель Макушинской районной Думы   будучи извещенные о времени и месте рассмотрения заявления надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела, суду не поступало. Неявка указанных лиц не является препятствием к рассмотрению заявления.

Представитель Главы Макушинского района Федичкина М.Б.   в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что требование прокурора не мотивировано, не доказано и не основано на законе. А законодательство, на которое опирается прокурор, применено не верно. Резолютивная часть заявления сформулирована в нарушение статьи 4 ГК РФ, прокурор, по сути, просит применить обратную силу закона. В соответствии со ст. 47 Устава Макушинского района на Главу района распространяются общие трудовые гарантии и компенсации, а так же социальные гарантии, предусмотренные настоящим Уставом. Следовательно, к Главе района применяются общие трудовые гарантии, которые установлены ст. 165 ТК РФ перечень настоящих гарантий является открытым, что подтверждается Определением ВС РФ от 29.08.2003г. №56-ГО3-15. Ст. 172 ТК РФ предусматривает, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц. Однако федеральный закон, устанавливающий гарантии для выборных лиц не принят. Указанным Определением Верховного Суда РФ установлено, что органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные гарантии выборным лицам до момента принятия такого закона. В соответствии с п. 5.1, ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий. Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований. Частью 2 ст. 47 Устава Главе Макушинского района  гарантируется выплата денежного содержания в размере средней заработной платы, до устройства на новое место работы в течение года в следующих случаях: при окончании срока полномочий, а также в случае отставки по собственному желанию, если Глава Макушинского района проработал в этой должности не менее года. Данная норма внесена в Устав как основной принцип правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, закрепленный ст. 2 ТК РФ в целях: защиты Главы от безработицы и содействия в трудоустройстве; обеспечения равенства прав и возможностей работников; обеспечения права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту. В соответствии со ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются  свойственными  данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и  правовой защите.   В соответствии с ч.1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии с ч.4 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом. Кроме того, полагает, что прокурор неверно ссылается на ч.2 ст. 16 ТК РФ, согласно которой трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате избрания на должность. Ст. 17 ТК РФ трудовые отношения на основании трудового договора в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность, предполагает выполнение работником определенной трудовой функции. Избрание на должность применяется как в государственных органах, органах местного самоуправления, так и в коммерческих организациях. Определение трудовой функции, для которой предусматривается избрание на должность, позволит регламентировать основание введения избрания на должность. Порядок избрания на должность устанавливается в правовых актах. В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Трудовые отношения возникают в случае фактического допущения к работе. Представитель работодателя - это руководитель работ. Если работник допущен к работе, то работодатель не имеет права отказать ему в оформлении трудового договора, так как он уже заключен. Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель (ст. 20ТК РФ). Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, также лица, не достигшие указанного возраста. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных ФЗ, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. Однако эти нормы не применимы к Главе Макушинского района, поскольку лица, избранные на выборные должности в государственные органы, органы местного самоуправления, осуществляют свои полномочия на указанных должностях не по трудовому договору, а в силу акта избрания. При этом работниками, освобожденными от работы вследствие избрания на выборную должность, следует считать тех лиц, которые исполняют свои полномочия на выборной должности в государственном органе, органе местного самоуправления на постоянной (штатной) основе. Правовое положение этих лиц, их права и обязанности определяются не ТК, а специальными законами. Гарантии, предоставляемые указанным лицам в период исполнения ими полномочий по выборной должности, не относятся к предмету трудового законодательства. В соответствии со ст. 36 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется Уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Он подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Таким образом, деятельность Главы Макушинского  района не ограничена пределами выполнения трудовой функции, а в соответствии со ст.40 Устава Макушинского района Глава в пределах своих полномочий обеспечивает осуществление органами местного самоуправления Макушинского района полномочий по решению вопросов местного значения и  отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Макушинского района федеральными законами и законами Курганской области. В соответствии со ст. 4 ФЗ от 21.07.2005 N 97-ФЗ «  О государственной регистрации уставов муниципальных образований» решение о государственной регистрации устава муниципального образования принимается на основании проверки соответствия устава Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, законам субъекта РФ, а также проверки соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава муниципального образования. В случае, если в результате проверки, сделан вывод о противоречии устава муниципального образования законодательству РФ или законодательству субъекта РФ, о нарушении порядка принятия устава муниципального образования, регистрирующий орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации. Устав Макушинского района зарегистрирован Управлением Министерства Юстиции по Курганской области 23.10.2007года, решения об отказе в регистрации Устава, в адрес Макушинского района не поступало. За указанный период протестов и замечаний прокуратуры Макушинского района на действующий устав также не было. Ст. 172 ТК РФ, ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а так же перечисленные выше нормы дают законное право органам местного самоуправления устанавливать дополнительные гарантии выборным должностным лицам. Иных федеральных законов о запрете указанных действий нет, нет так же федеральных законов, которые можно было бы применить по аналогии к данным правоотношениям. В соответствии со ст. 7 Конституции РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Обратные действия будут противоречить Конституции РФ и указанным выше федеральным законам. На основании изложенного считает, что  в удовлетворении заявления прокурора Макушинского района о признании недействующим нормативного правового акта в части необходимо отказать в полном объеме.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетеля суд приходит к следующему.

Решением Макушинской районной Думы от 28.09.2007 г. №173 был принят Устав Макушинского района Курганской области, действующий на территории района по настоящее время. В части оспариваемой нормы в Устав с момента принятия изменений не вносилось л.д.26-37). Устав обнародован 20.11.2007г. в Макушинском районе, г.Макушино, ул.Ленина 66, а также в 18-ти муниципальных образованиях в специально отведенных для этого окнах гласности (л.д.38). Свидетельство о государственной регистрации Устава муниципального образования, выдано 23.10.2007г. №RU455100020007001 л.д. 88).

Согласно ч. 2 ст. 47 Устава Макушинского района Курганской области лицу, замещающему должность Главы муниципального образования гарантируется выплата денежного содержания в размере средней заработной платы, до устройства на место работы (службы) в течение года в случаях: окончания срока полномочий, а также отставки по собственному желанию, если глава Макушинского района проработал в этой должности не менее одного года л.д.26-37).

22.03.2011г. прокурором Макушинского района на ч.2 ст.47 Устава Макушинского района принесен протест, который решением Макушинской районной Думы 15.04.2011г. был отклонен в связи с недостаточной законодательной мотивировкой его доводов л.д.43-45).

В соответствии с ч.1 ст.251 ГПК Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Ст.76 Конституции Российской Федерации установлено, что по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

В силу ст. 6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов РФ по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

В соответствии со ст.7 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Согласно действующей на момент возникновения спорных правоотношений ст.18 ФЗ от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. ФЗ №97 от 21.07.2005г.), утратившей силу с 01.01.2009г., депутатам и членам выборных органов местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления социальные гарантии, связанные с пребыванием на этих должностях, устанавливались законами субъектов РФ.

Статьей ст.8 Закона Курганской области от 29.05.2007г. №251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы Курганской области», утратившей силу 05.04.2011 года, были предусмотрены дополнительные гарантии муниципальным служащим, замещающим должность муниципальной службы высших, главных групп не менее 5 лет, в случае не назначения на должность муниципальной службы по истечении срока контракта, увольнения по сокращению штата, в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования предоставляется право на выплату среднемесячного денежного содержания до устройства на новое место службы (работы), но не более одного года.

В силу статьи 1 ФЗ от 02.03.2007г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации » выборные должностные лица местного самоуправления не являются муниципальными служащими, соответственно, нормы Закона Курганской области от 29.05.2007г. №251 «О регулировании отдельных положений муниципальной службы Курганской области», действовавшие на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, на выборных должностных лиц местного самоуправления не распространялись.

Иного Закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего указанные выше социальные гарантии выборным должностным лицам местного самоуправления на день принятия Устава Макушинского района, не принималось.

Согласно ч.5.1 ст.40 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», введенной в действие ФЗ от 04.11.2007 N 253-ФЗ и вступившей в силу с 16.11.2007 года, гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Частями 1, 2 статьи 53 Федерального Закона № 131-ФЗ установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Органы местного самоуправления помимо прочего, самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.

В силу ст.86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашения) по данным вопросам; принятия муниципальным правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными бюджетными учреждениями.

Тем самым, в расходную часть бюджета муниципального образования могут быть включены расходы на оплату труда выборных должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также иные расходы, предусмотренные законодательством.

Из информации начальника Финансового отдела Макушинского района следует, что бюджет района является дефицитным; дефицит покрывается целевыми средствами, направленными из областного бюджета. Выплата денежного содержания Главе Макушинского района в размере средней заработной платы до устройства на место работы в течение года будет предусматриваться в бюджете района за счет собственных доходов. На 01.05.2011 года задолженность по расчетам за коммунальные услуги, финансируемых из районного бюджета составляет 13 млн.091 тыс.рублей. Бюджет Макушинского района принят с дефицитом. Превышение расходов над доходами ( дефицит) районного бюджета на 2010 год в сумме 2673,8 тыс.рублей л.д.49, 89, 93, 97-98). Из прогнозируемых показателей консолидированного бюджета Макушинского района, следует, что расходы местного бюджета за 2010 год превышают собственные доходы л.д.94-95).

Допрошенная в судебном заседании начальник Финансового отдела Администрации Макушинского района Пастухова Н.В. показала, что гарантированные выплаты Главе Макушинского района с момента принятия Устава Макушинского района до настоящего времени не производились, в расходную часть бюджете района не закладывались, средства из областного бюджета на данные цели не направлялись. Бюджет Макушинского района является дотационным в среднем на 70%. При рассмотрении очередного бюджета, при принятии Районной думой решения о выплате гарантированного денежного содержания, предусмотренного ч.2 ст.47 Устава Макушинского района, будет принято решение о включении в реестр расходных обязательств данной статьи расходов. В настоящее время нельзя сделать вывод о том, хватит ли денежных средств в бюджете Макушинского районе на предоставление указанных гарантий в будущем. На дату 01.05.2011 года задолженность из районного бюджета, в том числе из собственных доходов составляет 13 млн. 091 тыс.рублей. По итогам 2010 года расходы бюджета Макушинского района превышали доходы, в том, числе за счет собственных средств, то есть имел место дефицит бюджета района.

В соответствии со ст.7 Федерального Закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.40 Федерального Закона № 131-ФЗ, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Гарантии осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, согласно ч.5.1 ст.40 указанного Закона устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, гарантии для выборного должностного лица местного самоуправления могут быть установлены на федеральном и региональном уровне, а нормативные правовые акты муниципального образования должны соответствовать им.

В силу ст.6 Трудового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права. В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам закон или иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.

Из ч.5.1 ст.40 Федерального Закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» усматривается установление гарантий для осуществления соответствующих полномочий, но не после их прекращения.

Вместе с тем, в федеральном законодательстве и законодательстве Курганской области отсутствуют гарантии для выборных должностных лиц местного самоуправления не связанных с осуществлением ими своих полномочий или связанные с их реализацией после пребывания в должности указанного лица.

Установленные ч.2 ст.47 Устава Макушинского района гарантии по выплате Главе Макушинского района денежного содержания в размере средней заработной платы, до устройства на место работы (службы) в течении года при окончании срока полномочий, в случае отставки со собственному желанию, не могут свидетельствовать о реализации местным самоуправлением права на установление более высокого уровня трудовых прав и гарантий по сравнению с установленным федеральным и региональным законодательством, поскольку такие гарантии могут быть предоставлены только на период полномочий. Оспариваемыми нормами гарантии предоставляются за пределами срока полномочий.

Приведенный вывод подтверждается нормой ст.172 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 г.), предусматривающей, что гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Из смысла данной нормы следует, что гарантии главам муниципальных образований могут быть предоставлены только на период выполнения ими полномочий, а не по окончании их срока. Выводы суда не противоречат правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 19.01.2011 г. №82-Г10-9 и от 02.03.2011г. №36-Г11-6.

Учитывая, что ни в федеральном законодательстве, ни в законодательстве Курганской области не содержится норм, регулирующих предоставление социальных гарантий выборному должностному лицу местного самоуправления по окончании срока полномочий, суд приходит выводу, что Устав Макушинского района Курганской области был принят Макушинской районной Думой с превышением полномочий, установленных действующим законодательством.

Согласно ч.2 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

В соответствии с ч.2 ст.1 ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» принятие нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором.

С учетом вышеизложенного во взаимосвязи с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации и Конституции Российской Федерации, суд считает заявление прокурора Макушинского района Курганской области обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь 194-199, 253 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать противоречащей действующему законодательству и недействующей со дня ее принятия 28.09.2007г. ч.2 ст.47 Устава Макушинского района Курганской области.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в десятидневный срок со дня изготовления мотивированного решения путем подачи кассационной жалобы через Макушинский районный суд.

Судья Ж.А. Жакипбаева