ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № от 09.07.2010 Выксунского городского суда (Нижегородская область)

                                                                                    Выксунский городской суд Нижегородской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Выксунский городской суд Нижегородской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело ХХХХХ 

РЕШЕНИЕ 

Именем Российской Федерации

г. Выкса 09 июля 2010 г.

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Корокозова Д.Н., при секретаре Ермаченковой Т.В., с участием заявителя Я., представителя заинтересованного лица Ч., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Я. о признании отказа в выдаче разрешения на регистрацию по месту жительства опекаемой незаконным и обязании выдать разрешение на регистрацию,

установил:

Я. обратилась в суд с заявлением о признании отказа в даче разрешения ей на регистрацию в жилом помещении по месту жительства опекаемой П. незаконным и обязании управление социальной защиты населения Выксунского района выдать ей разрешение на регистрацию в жилом помещении по месту жительства опекаемой П.. по адресу г.Выкса ул.ххх, д.хх, кв.хх. Заявленные требования мотивированы тем, что она является опекуном П., которая зарегистрирована и проживает по указанному адресу в комнате квартиры, находящейся в муниципальной собственности. Фактически она проживает с подопечной, но зарегистрирована по другому адресу, где оплачивает коммунальные платежи. Она обратилась в управление соцзащиты, являющееся органом опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан, с заявлением о даче разрешения на регистрацию по месту жительства опекаемой, однако ответом № ххх от ххх г. в удовлетворении требований ей было отказано со ссылкой на то, что она не вправе совершать сделки с подопечным и имеет регистрацию по месту своего жительства. Принятое решение нарушает её права, создаются препятствия к осуществлению ею обязанностей опекуна, в связи с чем, обратилась в суд.

В судебном заседании заявитель поддержала требования, пояснила, что фактически проживает с П. до помещения её в психоневрологическое учреждение, но зарегистрирована по другому адресу, где оплачивает коммунальные услуги. С отказом не согласна, просит обязать дать ей разрешение на регистрацию по месту пребывания в жилом помещении по месту жительства опекаемой.

Представитель заинтересованного лица Территориального органа министерства социальной политики Нижегородской области - управления социальной защиты населения Выксунского района Ч. в судебном заседании с заявлением не согласилась, указав, что считает отказ законным, т.к. в действиях Я. усматриваются признаки злоупотребления правом, она не может совершать в отношении себя сделки с имуществом подопечной. В отношении П. по заявлению Я. принято решение о помещении в психоневрологическое учреждение, документы направлены в Министерство, в течение ближайших нескольких месяцев П. будет направлена туда, а пока проживает в предоставленной ей комнате коммунальной квартиры. Разрешение на раздельное проживание опекуна и подопечной УСЗН не давалось, такое решение не принималось.

Выслушав доводы сторон, исследовав представленные письменные материалы дела, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Заявление об оспаривании действия (бездействия) рассматривается в порядке, установленном главами 23 и 25 ГПК РФ.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) должностных лиц, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Решением Выксунского городского суда от ххх г. П., 06.02.1984 г.р., была признана недееспособной.

Согласно ст.29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. От имени гражданина, признанного недееспособным, сделки совершает его опекун.

Согласно ст.31 ГК РФ опека устанавливается для защиты прав и интересов недееспособных граждан, к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным ГК РФ, применяются положения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты Российской Федерации.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ст.34 ГК РФ). В отношении совершеннолетних граждан таковым является Территориальный орган министерства социальной политики Нижегородской области - управление социальной защиты населения Выксунского района.

Согласно ст. 8 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.08.2008 г. «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относятся: …3) установление опеки или попечительства; 4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; …6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных; …9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации; …11) оказание содействия опекунам и попечителям, проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Согласно ст.21 Федерального Закона №48-ФЗ от 24.08.2008 г. «Об опеке и попечительстве» опекун без предварительного разрешения органа опеки и попечительства не вправе совершать, а попечитель не вправе давать согласие на совершение сделок по сдаче имущества подопечного внаем, в аренду, в безвозмездное пользование или в залог, по отчуждению имущества подопечного (в том числе по обмену или дарению), совершение сделок, влекущих за собой отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, и на совершение любых других сделок, влекущих за собой уменьшение стоимости имущества подопечного. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства требуется также во всех иных случаях, если действия опекуна или попечителя могут повлечь за собой уменьшение стоимости имущества подопечного.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки или попечительства над гражданином (ст.35 ГК РФ).

Приказом руководителя Территориального органа министерства социальной политики Нижегородской области - управления социальной защиты населения Выксунского района №28 от 11.05.2010 г. Я. на основании её заявления и решения комиссии по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних граждан от ххх г. (протокол № хх) была назначена опекуном в отношении П.

Как следует из представленной выписки из лицевого счета № ххх и копии поквартирной карточки П. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Нижегородская область, г. Выкса, ул. ххх, д.хх, кв.хх, занимает комнату площадью 17,1 кв.м., вселена на основании ордера № хх от ххх г., жилое помещение находится в муниципальной собственности.

Я. зарегистрирована по месту жительства по адресу: Нижегородская область, г.Выкса, ул.ххх, д.хх, кв.хх.

В соответствии со ст.27 Конституции РФ: «Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.»

Согласно ст.2 Закона РФ №5242-1 от 25.06.1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом пребывания признается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно; местом жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.3 указанного закона в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 указанного закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства; регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения; в иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации №713 от 17.07.1995 г.

В соответствии с п.10 данных Правил регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению: с нанимателями и всеми совместно проживающими с ними членами их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда; с собственниками жилых помещений; с правлениями жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.

Согласно п.15 «Правил регистрации…» регистрация граждан по месту пребывания осуществляется без их снятия с регистрационного учета по месту жительства.

В соответствии с ч.2 ст.36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными; опекуны и попечители обязаны извещать органы опеки и попечительства о перемене места жительства.

Из пояснений заявителя следует, что фактически она постоянно находится в жилом помещении, где проживает подопечная, т.к. в силу своего состояния П. не может оставаться одна.

ххх г. Я. обратилась в УСЗН по Выксунскому району с заявлением о даче разрешения на регистрацию в жилом помещении, которое занимает подопечная, поскольку согласие на регистрацию Я. по месту пребывания П., являющаяся нанимателем жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности, предоставить не может, т.к. является недееспособной. Ответом от ххх г. за № хх в удовлетворении заявления Я. было отказано.

Данный отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы Я., поскольку согласно ч.2 ст.36 ГК РФ опекун обязан проживать совместно с подопечным, раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного, то есть раздельное проживание возможно только при установлении попечительства, но не опеки. В соответствии со ст.3 Закона РФ № 5242-1 и п.9 «Правил регистрации…» регистрация по месту пребывания является обязанностью гражданина. За неисполнение данной обязанности согласно ст.10 Закона РФ №5242-1 и п.8 «Правил регистрации…» установлена ответственность (ст.19.15 КоАП РФ).

При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что права заявителя в связи с отказом в даче разрешения на регистрацию в жилом помещении по месту жительства опекаемой П. нарушены.

Мотивировка отказа и доводы представителя заинтересованного лица о том, что на основании ч.3 ст.37 ГК РФ опекун не вправе совершать сделки с подопечным, судом признаются несостоятельными, т.к. в данном случае речь идет об исполнении возложенной законом обязанности, также не может ставиться вопрос и об ущемлении имущественных прав П., поскольку жилое помещение находится в муниципальной собственности, пребывание Я. ограничивается сроком исполнения опекунских обязанностей.

Кроме того, согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению его прав и свобод. Таким образом, на Территориальный орган министерства социальной политики Нижегородской области - управление социальной защиты населения Выксунского района подлежит возложению обязанность выдать разрешение Я. на регистрацию по месту пребывания в жилом помещении по месту жительства опекаемой П. – кв.хх д.хх по ул. ххх, г.Выкса на период исполнения опекунских обязанностей, что направлено на восстановление нарушенных прав заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

Заявление Я. удовлетворить.

Признать отказ Территориального органа министерства социальной политики Нижегородской области - управления социальной защиты населения Выксунского района в даче разрешения Я. на регистрацию в жилом помещении по месту жительства опекаемой П. незаконным.

Обязать Территориальный орган министерства социальной политики Нижегородской области - управление социальной защиты населения Выксунского района выдать разрешение Я. на регистрацию по месту пребывания в жилом помещении по месту жительства опекаемой П. – кв.хх, д.хх по ул. ххх, г.Выкса не период исполнения опекунских обязанностей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Выксунский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

Судья - Корокозов Д.Н.