Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 октября 2010 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Соловьева А.А.,
при секретаре Гуриной Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Цыпушкиной Л.Ю. к администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил» о признании права собственности на самовольную постройку и понуждении заключить договор аренды земельного участка,
установил:
По данным органов технической инвентаризации домовладение, расположенное по адресу: город Нижний Тагил, улица , снесено в ... году. Сведения о владельцах указанного домовладения отсутствуют.
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 30.12.2003 № 1305 утвержден проект границ земельного участка из земель поселений площадью ... кв.м, расположенного по адресу: город Нижний Тагил, , для индивидуального жилищного строительства.
Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 25.06.2004 № 8453 предписано сформировать из участка, находящегося в государственной собственности и незакрепленного за конкретными лицами, земельный участок общей площадью 1434 кв.м, расположенный по адресу: город Нижний Тагил, .
08.02.2005 вышеуказанный земельный участок уточненной площадью ... кв.м поставлен на государственный кадастровый учет за №, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства.
13.04.2005 Цыпушкина Л.Ю. обратилась в администрацию города Нижний Тагил с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: город Нижний Тагил, .
Ответ на заявление Цыпушкиной Л.Ю. от 13.04.2005 направлен администрацией города Нижний Тагил только 16.06.2009 за № 50-1523, в котором Цыпушкиной Л.Ю. разъяснен действующий порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства - исключительно путем проведения аукционов.
11.10.2005 между администрацией города Нижний Тагил, в лице начальника Управления по жилищной политике администрации города Нижний Тагил С., и Цыпушкиной Л.Ю. заключен договор № найма несуществующего жилого дома № по улице в городе Нижний Тагил, площадью ... кв.м, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с установлением платы за наем в размере ... руб. ... коп. ежемесячно.
26.10.2005 Цыпушкина Л.Ю. обратилась в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Нижний Тагил с заявлением о выдаче разрешения на восстановление жилого дома по адресу: город Нижний Тагил, на основании договора найма от ДД.ММ.ГГГГ №.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Нижний Тагил, в лице начальника Управления по жилищной политике администрации города Нижний Тагил С., и Цыпушкиной Л.Ю. заключен аналогичный договор № найма жилого помещения по адресу: город Нижний Тагил, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Нижний Тагил, в лице начальника Управления по жилищной политике администрации города Нижний Тагил С., и Цыпушкиной Л.Ю. подписано соглашение № о расторжении договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № с момента подписания соглашения.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Нижний Тагил, в лице временно исполняющего обязанности Главы города Нижний Тагил П., и Цыпушкиной Л.Ю. подписано соглашение № о расторжении договора найма того же жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № с момента подписания соглашения.
По данным органов технической инвентаризации по результатам обследования ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке по адресу: город Нижний Тагил, , расположен объект незавершенного строительства, степенью готовности: основное строение - ... процентов, вспомогательное строение (баня) - ... процентов.
14.07.2010 Цыпушкина Л.Ю. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил» о признании права собственности на объект недвижимости - недостроенное здание жилого дома № по улице в городе Нижний Тагил.
В обоснование своих требований Цыпушкина Л.Ю. указала, что 12.04.2005 обратилась с заявлением в администрацию города Нижний Тагил о предоставлении земельного участка № по улице в городе Нижний Тагил для индивидуального жилищного строительства. В тот период на вышеуказанном земельном участке находился фундамент сгоревшего жилого дома.
Заявление Цыпушкиной Л.Ю. было принято администрацией города Нижний Тагил 13.04.2005. Однако до настоящего времени решение по заявлению Цыпушкиной Л.Ю. от 13.04.2005 администрацией города Нижний Тагил не принято, в связи с чем, истец полагает, что в силу статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в прежней редакции) имеет право владеть спорным земельным участком с ДД.ММ.ГГГГ в целях индивидуального жилищного строительства.
Начиная с 2005 года Цыпушкина Л.Ю. ежегодно вносила арендную плату за земельный участок в Муниципальное учреждение «Центр земельного права».
В целях оформления прав на земельный участок ДД.ММ.ГГГГ Цыпушкина Л.Ю. подписала с администрацией города Нижний Тагил договор найма несуществующего жилого дома № по улице в городе Нижний Тагил.
В ... году по согласованию с Управлением архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил истец провела работы по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет.
Начиная с ... года с устного разрешения работников администрации города Нижний Тагил Цыпушкина Л.Ю. ведет работы по строительству жилого дома на спорном земельном участке. Заявление Цыпушкиной Л.Ю. о выдаче разрешения на восстановление жилого дома, поступившее в Комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Нижний Тагил 26.10.2005, также до настоящего времени не рассмотрено. Недостроенный истцом жилой дом поставлен на учет в БТИ города Нижний Тагил.
В качестве правового обоснования иска Цыпушкина Л.Ю. ссылается на положения пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
08.09.2010 Цыпушкина Л.Ю. обратилась в суд с иском к администрации города Нижний Тагил о понуждении заключить договор аренды земельного участка № по улице в городе Нижний Тагил, площадью ... кв.м, кадастровый номер №, разрешенный вид использования - индивидуальное жилищное строительство.
В обоснование дополнительных исковых требований Цыпушкина Л.Ю. указала, что договоры аренды жилого помещения являются ничтожными в силу закона ввиду отсутствия объекта найма и фактически между сторонами сложились правоотношения, связанные с арендой спорного земельного участка.
Письмом от 16.06.2009 истцу отказано в оформлении прав на спорный земельный участок по мотиву необходимости проведения аукциона и отсутствия заявления Цыпушкиной Л.Ю. о предоставлении земельного участка, поданного до 01.10.2005.
Истец полагает действия администрации города Нижний Тагил незаконными, поскольку заявление было подано до вступления в силу статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Возникновение спорных земельных прав Цыпушкина Л.Ю. связывает с наличием фактически сложившихся отношений пользования земельным участком на условиях аренды; отсутствием отказа в предоставлении спорного земельного участка; отсутствием законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка; наличием договоров найма несуществующего жилого дома, расположенного на спорном земельном участке; внесением арендной платы за пользование земельным участком.
Определением суда от 20.09.2010 вышеуказанные гражданские дела соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании Цыпушкина Л.Ю. затруднилась пояснить конкретные обстоятельства оформления спорных договоров найма несуществующего жилого дома, указав на устные договоренности и разрешения со стороны должностных лиц администрации города Нижний Тагил, в том числе начальника Управления по жилищной политике администрации города С.
Строительство жилого дома на спорном земельном участке начато Цыпушкиной Л.Ю. ... года.
Представитель ответчика - администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился и просил о рассмотрении дела в его отсутствие (т. 2 л. д. 30, 31).
Представитель третьего лица - Управления архитектуры и градостроительства администрации города Нижний Тагил просил о рассмотрении дела в его отсутствие и указал, что по имеющимся в управлении документам Цыпушкина Л.Ю. обратилась с заявлением о выполнении исполнительной съемки (входящий № 524 от 27.02.2007).
ДД.ММ.ГГГГ была выполнена исполнительная съемка и изготовлен проект границ земельного участка, который получен Цыпушкиной Л.Ю. ДД.ММ.ГГГГ.
Документов о разрешении на строительство или реконструкцию индивидуального жилого дома по улице управлением не оформлялось (т. 2 л. д. 11).
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц владельцы смежных земельных участков Куренева Т.С., Малютина Е.И. и Шестакова Г.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте разбирательства дела были надлежащим образом извещены, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения истца и ее представителя Деменко А.Б., исследовав письменные доказательства, суд находит иск Цыпушкиной Л.Ю. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Выйти за пределы заявленных требований (разрешить требование, которое не заявлено, удовлетворить требование истца в большем размере, чем оно было заявлено) суд имеет право лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении»).
При определении закона и иного нормативного правового акта, которым следует руководствоваться при разрешении дела, и установлении правоотношений сторон следует иметь в виду, что они должны определяться исходя из совокупности данных: предмета и основания иска, возражений ответчика относительно иска, иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для правильного разрешения дела.
Поскольку основанием иска являются фактические обстоятельства, то указание истцом конкретной правовой нормы в обоснование иска не является определяющим при решении судом вопроса о том, каким законом следует руководствоваться при разрешении дела (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству»).
В обоснование иска о заключении договора аренды земельного участка Цыпушкина Л.Ю. ссылается на приобретение спорных земельных прав в результате действий, совершенных сторонами до вступления в силу 01.10.2005 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В свою очередь, возникновение права собственности на возведенное Цыпушкинй Л.Ю. строение истец связывает с наличием решений (действий) органа местного самоуправления об отводе спорного земельного участка для этих целей в установленном законом порядке.
В соответствии со статьями 128, 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) к объектам гражданских прав относятся вещи. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке (статьи 11.1, 11.2 Земельного кодекса).
Из представленных документов, в том числе кадастровой выписки от 23.08.2010 №, следует, что спорный земельный участок по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица сформирован и поставлен на кадастровый учет 08.02.2005.
Уточненная площадь земельного участка составляет ... кв.м, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства (т.1 л. д. 11-12, 28-33).
Согласно статье 1 Земельного кодекса при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.
Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (статья 3 Земельного кодекса).
Земельный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:
единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (статья 1 Земельного кодекса).
Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Государственная регистрация сделок с земельными участками обязательна в случаях, указанных в федеральных законах.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:
из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;
из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;
в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
вследствие иных действий граждан и юридических лиц;
вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Гражданского кодекса).
Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц либо создает угрозу жизни и здоровью граждан (статья 222 Гражданского кодекса).
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции (статья 29 Кодекса).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).
Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (статья 15 Кодекса).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18).
Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55).
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц (статья 28 Кодекса).
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления (статья 30 Кодекса).
В качестве правового обоснования исков к администрации города Нижний Тагил Цыпушкина Л.Ю. ссылается на положения Земельного кодекса в редакции от 21.12.2004, предусматривавшей до 01.10.2005 предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах).
Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Решение органа местного самоуправления о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием:
заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность;
заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.
Решение или выписка из него о предоставлении земельного участка для строительства либо об отказе в его предоставлении выдается заявителю в семидневный срок со дня его принятия.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства может быть обжаловано заявителем в суд.
В случае признания судом недействительным отказа в предоставлении земельного участка для строительства суд в своем решении обязывает орган местного самоуправления предоставить земельный участок с указанием срока и условий его предоставления (статья 30).
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
В случае, если по истечении срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта решение о предоставлении земельного участка не было принято, лица, права которых были ограничены, вправе требовать возмещения от органа местного самоуправления, принявшего такое решение, понесенных убытков независимо от продления срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд. В случае признания в судебном порядке недействительным решения о предварительном согласовании места размещения объекта орган местного самоуправления, принявший такое решение, возмещает гражданину или юридическому лицу расходы, понесенные ими в связи с подготовкой документов, необходимых для принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта (статья 31).
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта и проект границ земельного участка являются основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка на местности и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной к нему кадастровой карты (плана) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства (статья 32).
Из перечисленных норм ранее действовавшего земельного законодательства следует, что основанием возникновения земельных прав граждан и юридических лиц являлся юридический состав, включающий в себя совокупность целого ряда действий граждан и органа местного самоуправления: выбор земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, проведение работ по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка и принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Применительно к вышеуказанным нормам перечисленные Цыпушкиной Л.Ю. действия (бездействие) сторон:
фактически сложившиеся отношения пользования земельным участком на условиях аренды;
отсутствие отказа в предоставлении спорного земельного участка;
отсутствие законных оснований для отказа в предоставлении земельного участка;
договор найма несуществующего жилого дома, расположенного на спорном земельном участке;
внесение арендной платы за пользование земельным участком,
со всей очевидностью не являются юридическими фактами, влекущими возникновение земельных прав.
Как установлено в ходе прокурорской проверки заявление Цыпушкиной Л.Ю. от 13.04.2005 о предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: город Нижний Тагил, улица было рассмотрено администрацией города Нижний Тагил только 16.06.2009, о чем истцу направлен ответ за № 50-1523, в которым Цыпушкиной Л.Ю. разъяснен действующий после 01.10.2005 порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства - исключительно путем проведения аукционов (т. 1 л. д. 7).
При этом в период с 13.04.2005 по 01.10.2005 администрацией города Нижний Тагил не принимались решения о предварительном согласовании места размещения объекта либо предоставлении Цыпушкиной Л.Ю. спорного земельного участка для строительства.
Из письма заместителя главы администрации города по стратегическому развитию и инвестициям от 14.05.2010 № 53-1873 следует, что Цыпушкина Л.Ю. самовольно, без наличия разрешающих документов на земельный участок и разрешения на строительство, возвела на спорном земельном участке объект незавершенного строительства (т. 2 л. д. 42).
Несвоевременное рассмотрение органом местного самоуправления заявления Цыпушкиной Л.Ю. от 13.04.2005 по смыслу статьи 30 Земельного кодекса не является решением об отказе в предоставлении земельного участка для строительства и исключает возможность разрешения преддоговорного спора по правилам статьи 445 Гражданского кодекса.
В свою очередь, Цыпушкина Л.Ю. в период с 13.04.2005 по 01.10.2005 не оспорила в суде бездействие администрации города Нижний Тагил в порядке разрешения публично-правового спора по правилам главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в порядок предоставления земельных участков и Земельный кодекс дополнен статьей 30.1 следующего содержания.
Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина или юридического лица о предоставлении в аренду земельного участка орган местного самоуправления может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте муниципального образования в сети «Интернет».
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду указанным гражданину или юридическому лицу. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином или юридическим лицом в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Статья 30.1 Земельного кодекса вступила в силу с 1 октября 2005 года.
Федеральным законом от 31.12.2005 № 206-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования градостроительной деятельности» (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ) статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнена пунктом 15 следующего содержания.
До 30.12.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено соглашением, заключенным таким лицом с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления при одновременном соблюдении следующих условий:
соглашение заключено с таким лицом до 30.12.2004;
соглашением предусмотрены осуществление таким лицом передачи жилых помещений, снос объектов капитального строительства либо строительство объектов коммунальной или социальной инфраструктуры и на момент заключения договора аренды земельного участка в соответствии с настоящим пунктом указанные обязательства выполнены полностью.
До 01.03.2007 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до 01.10.2005, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Федеральным законом от 18.12.2006 № 232-ФЗ пункт 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» дополнен абзацем пятым следующего содержания.
В случае, если в соответствии с Земельным кодексом частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, такой земельный участок не может быть предоставлен для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
Положения абзаца пятого пункта 15 статьи 3 распространены на правоотношения, возникшие с 01.10.2005 (пункт 4 статьи 38 Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ).
В Определении от 01.04.2008 № 338-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» законодателем был установлен достаточный - многомесячный - переходный период, в течение которого граждане и компетентные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления имели возможность и должны были завершить все ранее начатые процедуры по предоставлению земельных участков без торгов.
Придание обратной силы соответствующим положениям Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не может рассматриваться как ухудшение положения граждан, в отношении которых в соответствии с Земельным кодексом частично или полностью выполнены процедуры по выбору земельного участка для строительства, но до 01.10.2005 не принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, поскольку запрет на предоставление земельных участков в аренду для жилищного строительства без проведения торгов (конкурсов, аукционов) был введен еще Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Как следует из материалов дела и объяснений истца, правовые основания для заключения договора аренды спорного земельного участка в соответствии с пунктом 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» также отсутствуют, поскольку:
до 30.12.2004 на основании заявления Цыпушкиной Л.Ю. не заключено соглашение с органом местного самоуправления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства;
до 01.10.2005 решение о предварительном согласовании места размещения объекта не принято;
до 01.10.2005 не выполнены частично или полностью процедуры по выбору земельного участка для строительства.
Представленное Цыпушкиной Л.Ю. заявление о «выделении земельного участка под строительство индивидуального жилого дома по улице » (т. 1 л. д. 5) по содержанию не соответствует требованиям пункта 1 статьи 31 Земельного кодекса: отсутствует обоснование примерного размера земельного участка и не указано испрашиваемое право на земельный участок.
Таким образом, спорный земельный участок по адресу: город Нижний Тагил, улица после 01.10.2005 не мог быть предоставлен Цыпушкиной Л.Ю. для жилищного строительства в аренду или собственность без проведения аукциона.
В свою очередь, договор аренды спорного земельного участка с соблюдением правил проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка также не заключался с Цыпушкиной Л.Ю., что не оспаривается истцом в судебном заседании.
Обоснование истцом возникновения земельных прав последствиями недействительности договора № от ДД.ММ.ГГГГ найма несуществующего жилого дома № по улице в городе Нижний Тагил носит ошибочный характер.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.
Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (статья 422 Гражданского кодекса).
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (статья 432 Гражданского кодекса).
При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом (статья 431 Гражданского кодекса).
Так по условиям договора найма № от ДД.ММ.ГГГГ администрация города Нижний Тагил, в лице начальника Управления по жилищной политике администрации города Нижний Тагил С., в соответствии с главой 35 Гражданского кодекса предоставила Цыпушкиной Л.Ю. и членам ее семьи во временное пользование сроком на ... (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) жилой дом № общей площадью ... кв.м, в том числе жилой ... кв.м, по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица .
По соглашению сторон договором установлена плата за наем жилого помещения в размере ... руб. ... коп. в месяц.
Наймодатель обязуется предоставить нанимателю принадлежащее ему на праве собственности жилье в пригодном для проживания состоянии.
Наниматель обязуется использовать переданную по договору квартиру по назначению, не производить переустройство, перепланировку жилых и подсобных помещений без наличия соответствующего разрешения органов местного самоуправления.
Представленный Цыпушкиной Л.Ю. договор по содержанию соответствует требованиям, предъявляемым нормами гражданского законодательства к договорам коммерческого найма жилых помещений в соответствии с главой 35 Гражданского кодекса.
Согласно статьям 671, 673 Гражданского кодекса по договору найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) - обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.
Объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).
Пригодность жилого помещения для проживания определяется в порядке, предусмотренном жилищным законодательством.
По данным органов Росреестра от 23.08.2010 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения об объекте недвижимости по адресу: Свердловская область, город Нижний Тагил, улица (т. 1 л. д. 26-27).
В органах технической инвентаризации сведений о регистрации строений по указанному адресу также нет. Прежнее домовладение снесено в ... году (т. 1 л. д. 8, 24, 25).
Таким образом, применительно к требованиям статьи 432 Гражданского кодекса договор найма № от ДД.ММ.ГГГГ не может считаться заключенным ввиду отсутствия соглашения сторон по существенному условию - предмету договора найма.
Согласно статьям 56, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В судебном заседании Цыпушкина Л.Ю. ссылается на отсутствие жилого дома либо иного помещения, пригодного для постоянного проживания, на земельном участке в момент оформления договора найма № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец полагает, что целью подписания сторонами договора найма несуществующего жилого дома являлось оформление прав на спорный земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 170 Гражданского кодекса притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки, применяются относящиеся к ней правила.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статья 167 Гражданского кодекса).
Однако буквальное толкование условий договора № от ДД.ММ.ГГГГ не позволяет установить действительный характер соглашения сторон и преследуемые ими цели в спорной сделке. В условиях договора найма спорный земельный участок не упоминается.
Более того, Управление по жилищной политике администрации города Нижний Тагил в структуре органов местно самоуправления муниципального образования «Город Нижний Тагил» не обладало полномочиями по распоряжению земельными участками на территории города Нижний Тагил.
Согласно статьям 124, 125 Гражданского кодекса муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
К указанным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.
От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять указанные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с Уставом муниципального образования «Город Нижний Тагил» в структуру органов местного самоуправления города входит Администрация города Нижний Тагил (статья 19).
Правовыми актами Администрации города являются постановления и распоряжения Главы города.
В структуру Администрации города входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы Администрации города. Указанные органы могут наделяться правами юридического лица (статья 28).
К полномочиям Администрации города относятся:
управление имуществом, находящимся в муниципальной собственности города;
осуществление земельного контроля за использованием земель города;
подготовка проектов нормативных правовых актов Главы города о выдаче разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории города;
осуществление иных полномочий, установленных федеральным законом (статья 29).
Постановлением Главы города Нижний Тагил от 30.10.2006 № 1222 утверждены Положение об управлении по жилищной политике Администрации города и должностная инструкция начальника Управления по жилищной политике Администрации города.
Управление по жилищной политике Администрации города Нижний Тагил является структурным подразделением Администрации города Нижний Тагил. Управление не является юридическим лицом.
Основными задачами Управления являются:
организация обеспечения малоимущих граждан, проживающих в городе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством;
содействие развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище, жилищной реформе;
организация контроля за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда.
В соответствии с возложенными задачами Управление организует (выполняет функции):
- процесс приватизации жилья в городе;
- совершение гражданско-правовых сделок в области купли-продажи, мены жилья;
- работу по улучшению жилищных условий социально незащищенных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- работу по изменению статуса жилых помещений и нежилых помещений и по их перепланировке;
- предоставление гражданам субсидий;
- проведение конкурсов;
- договорные отношения по муниципальному жилому фонду;
- формирование единой базы данных по жилому фонду;
- архивирование документов по муниципальному жилью.
Начальник Управления имеет право подписи: договоров и соглашений с юридическими и физическими лицами; исковых заявлений в судебные органы, касающихся жилищной сферы; протоколов об административных правонарушениях по вопросам, связанным с жилищными правоотношениями.
Постановлением администрации города Нижний Тагил от 28.09.2009 № 1696 в целях упорядочения полномочий органов и структурных подразделений Администрации города по предоставлению в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил, утвержден Административный регламент по предоставлению в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил.
Административный регламент определяет процедуру приема муниципальным учреждением «Центр земельного права» и структурными подразделениями Администрации города Нижний Тагил от заинтересованных лиц заявлений и иных документов, необходимых для предоставления в собственность земельных участков, расположенных на территории города Нижний Тагил, рассмотрения поступивших документов, их согласования и принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность либо отказе в таком предоставлении, а также заключения договоров купли-продажи земельных участков при их продаже собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках.
Сотрудник муниципального учреждения «Центр земельного права» осуществляет прием от заявителей документов, необходимых в соответствии с действующим законодательством для предоставления в собственность земельных участков гражданам и юридическим лицам - собственникам зданий, строений, сооружений, в том числе:
- заявление установленного образца на имя Главы города Нижний Тагил;
- перечень документов, утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 № 370 «Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания, строения, сооружения», в том числе:
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Заявление после регистрации в течение 3 рабочих дней сотрудником муниципального учреждения «Центр земельного права» передается в управление архитектуры и градостроительства Администрации города для подготовки проекта постановления Администрации города Нижний Тагил о предоставлении земельного участка в собственность. Подготовка документов составляет не более 1 месяца.
Если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица в месячный срок со дня поступления указанного заявления в муниципальное учреждение «Центр земельного права» утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка.
Управление архитектуры и градостроительства Администрации города в течение 7 календарных дней направляет в отдел землеустройства Администрации города для подготовки расчета выкупной цены и проекта договора купли-продажи земельного участка следующие документы:
- постановление (выписку из постановления) Администрации города Нижний Тагил о предоставлении земельного участка в собственность за плату;
- копию паспорта заявителя (ей);
- копию правоустанавливающих документов на здание, строение, сооружение;
- копию кадастрового паспорта земельного участка;
- при наличии доверенности на оформление прав на земельный участок - копию доверенности.
На основании расчета цены выкупа земельного участка в течение 14 календарных дней сотрудниками отдела землеустройства Администрации города составляется проект договора купли-продажи земельного участка.
Оплата стоимости земельного участка производится заявителем (покупателем) на основании расчета выкупной стоимости земельного участка и проекта договора купли-продажи земельного участка.
Оригинал и копия платежного поручения по оплате выкупной стоимости земельного участка, а также подписанный заявителем (покупателем) договор купли-продажи земельного участка представляются в муниципальное учреждение «Центр земельного права».
Сотрудник муниципального учреждения «Центр земельного права» в течение 2 календарных дней направляет подписанный заявителем (покупателем) договор купли-продажи в отдел землеустройства Администрации города, который в течение 3 календарных дней визируется сотрудником отдела землеустройства Администрации города и направляется на подпись Главе города Нижний Тагил или лицу, уполномоченному подписывать договора купли-продажи земельных участков.
Договор купли-продажи, подписанный Главой города Нижний Тагил или лицом, уполномоченным подписывать договора купли-продажи земельных участков, заявитель (покупатель) получает в муниципальном учреждении «Центр земельного права».
В подтверждение фактически сложившихся отношений сторон по аренде спорного земельного участка Цыпушкиной Л.Ю. не представлено суду и ответчику каких-либо допустимых доказательств.
В соответствии со статьей 161 Гражданского кодекса сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.
Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (статья 434 Гражданского кодекса).
Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства (статья 162 Гражданского кодекса).
Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами (статья 26 Земельного кодекса).
По представленным квитанциям Цыпушкина Л.Ю. вносила плату в МУП «Городской центр недвижимости» за наем жилого помещения по договорам № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л. д. 48, 50-54).
По квитанции МУП «Городской центр недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № от Цыпушкиной Л.Ю. принят платеж «аренда 3 месяца» в размере платы за наем жилого дома по адресу: город Нижний Тагил, улица в соответствии с условиями договора от ДД.ММ.ГГГГ № - ... руб. ... коп. из расчета: ... руб. ... коп. х 3 месяца (т. 1 л. д. 49, т.2 л. д. 34).
Справка от 20.11.2007 № 03-03/1349 об отсутствии на 01.01.2008 задолженности по арендной плате за земельный участок, расположенный по адресу: улица , выдана Цыпушкиной Л.Ю. муниципальным учреждением «Центр земельного права» с превышением компетенции учреждения и содержит прямое указание на отсутствие правовых оснований для взимания арендной платы за спорный земельный участок - «без договора» (т. 1 л. д. 56).
Решением Нижнетагильской городской Думы от 28.04.2005 № 56 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил».
Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил» осуществляется уполномоченным органом - муниципальным учреждением «Центр земельного права».
Объектами муниципального земельного контроля являются земельные правоотношения, возникшие при использовании земельных участков, расположенных на территории муниципального образования «Город Нижний Тагил» и находящиеся во владении, пользовании и распоряжении юридических и физических лиц.
Муниципальный земельный контроль обеспечивает соблюдение использования земель организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами в соответствии с действующим законодательством, в том числе:
- соблюдение порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю;
- своевременное и полное внесение арендной платы за земельные участки юридическими и физическими лицами, индивидуальными предпринимателями;
Муниципальный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми начальником правового управления администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил», с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.
Муниципальному учреждению «Центр земельного права» предоставлено право оказания платных услуги физическим и юридическим лицам (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности):
проведение консультаций по вопросам приватизации земельных участков;
проведение правовой экспертизы представленного пакета документов по вопросам приватизации земельных участков, в том числе, с последующим принятием заявления установленной формы;
оформление проекта договора купли-продажи земельного участка;
оформление проекта договора аренды земельного участка;
оформление проекта дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка (Положение об оказании платных услуг, выполняемых муниципальным учреждением «Центр земельного права», утвержденное Постановлением Главы города Нижний Тагил от 24.03.2004 № 267).
Решением Нижнетагильской городской Думы от 27.05.2008 № 17 утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за земельные участки, расположенные на территории города Нижний Тагил и находящиеся в муниципальной собственности.
Арендодателем земельных участков является муниципальное образование город Нижний Тагил в лице Администрации города Нижний Тагил. Арендаторами земельных участков могут выступать граждане и юридические лица.
Арендная плата, предусмотренная в договоре аренды, перечисляется арендаторами самостоятельно в бюджет муниципального образования город Нижний Тагил в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Контроль за поступлением платежей осуществляет Арендодатель и администратор платежей. Арендодатель контролирует выполнение денежных обязательств со стороны арендаторов в части перечисления денежных средств в бюджет по платежным поручениям, представляемым администратором.
В соответствии с Положением об отделе землеустройства Администрации города Нижний Тагил, утвержденным Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 14.04.2009 № 475, Отдел землеустройства Администрации города Нижний Тагил является структурным подразделением Администрации города Нижний Тагил, и в своей деятельности подчиняется заместителю Главы города Нижний Тагил по стратегическому развитию и инвестициям.
Целью деятельности отдела является осуществление полномочий Главы города и Администрации города Нижний Тагил в области земельных правоотношений на территории города Нижний Тагил.
В своей деятельности отдел взаимодействует с органами и структурными подразделениями Администрации, территориальными органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Свердловской области, а также координирует деятельности муниципального учреждения «Центр земельного права».
В целях реализации задачи по соблюдению законности в сфере земельных правоотношений Отделом выполняются следующие функции:
администрирование по платежам, внесенным гражданами и юридическими лицами по договорам купли-продажи земельных участков;
администрирование арендной платы за земельные участки;
учет поступлений арендной платы и образования задолженности по арендной плате.
Таким образом, доводы о притворности договора от ДД.ММ.ГГГГ № найма жилого дома и характере прикрываемой сделки - аренде спорного земельного участка также носят односторонний характер, не подтверждаются материалами дела и буквальным толкованием условий договора, в содержании которого земельный участок по адресу: город Нижний Тагил, улица , не поименован.
Более того, в обоснование иска Цыпушкина Л.Ю. фактически указывает на коррупционный характер сделки.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Постановлением Администрации города Нижний Тагил от 21.09.2009 № 1658 утверждены Перечень наиболее коррупционно опасных сфер деятельности органов местного самоуправления города Нижний Тагил и Перечень должностей с повышенными коррупционными рисками органов местного самоуправления города Нижний Тагил, к которым отнесены:
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города;
утверждение правил землепользования и застройки, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории муниципального образования, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования муниципального образования, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального образования, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах муниципального образования для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель муниципального образования;
начальник управления учета и распределения жилья;
начальник управления архитектуры и градостроительства;
начальник отдела землеустройства.
В соответствии со статьей 169 Гражданского кодекса сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна.
Применение судом в настоящем гражданском деле последствий недействительности ничтожной сделки от ДД.ММ.ГГГГ по основаниям статьи 169 Гражданского кодекса не влечет для Цыпушкиной Л.Ю. признания спорных земельных прав, поскольку при наличии умысла у обеих сторон такой сделки - в случае исполнения сделки обеими сторонами - в доход Российской Федерации взыскивается все полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой стороны взыскивается в доход Российской Федерации все полученное ею и все причитавшееся с нее первой стороне в возмещение полученного.
При наличии умысла лишь у одной из сторон такой сделки все полученное ею по сделке должно быть возвращено другой стороне, а полученное последней либо причитавшееся ей в возмещение исполненного взыскивается в доход Российской Федерации.
В случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (пункт 3 статьи 10 Гражданского кодекса).
В судебном заседании Цыпушкиной Л.Ю. не представлено допустимых доказательств, опровергающих вышеуказанную презумпцию добросовестности действий администрации города Нижний Тагил при оформлении спорного договора найма № от ДД.ММ.ГГГГ.
Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (статья 218 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из представленной органом Росреестра информации следует, что на спорном земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, в отношении которых произведена государственная регистрация прав в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 1 л. д. 26-27).
Доводы Цыпушкиной Л.Ю. о постановке на технический учет в органах БТИ недостренного жилого дома также не подтверждаются материалами дела (т. 1 л. д. 24, 25).
В силу пункта 3 статьи 222 Гражданского кодекса право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка.
В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены законом к недвижимому имуществу. Исходя из пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса самовольной постройкой признается не только жилой дом, другое строение, сооружение, но и иное недвижимое имущество. Следовательно, объект незавершенного строительства как недвижимое имущество также может признаваться самовольной постройкой.
Как установлено в судебном заседании Цыпушкина Л.Ю. не является собственником либо субъектом иного вещного права на земельный участок, расположенный по адресу: город Нижний Тагил, улица , что также исключает удовлетворение иска в части требований о признании права собственности на самовольную постройку.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198 и 336 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
В исках Цыпушкиной Л.Ю. к администрации муниципального образования «Город Нижний Тагил» о признании права собственности на самовольную постройку и понуждении заключить договор аренды земельного участка отказать полностью.
На решение может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение десяти дней.
Судья А.А.Соловьев